Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ (ЧАСТЬ 2)'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ (ЧАСТЬ 2) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Уголовное законодательство / безопасность / преступление / информационно-психологическое воздействие / специальная военная операция / уголовная политика / криминализация / уголовная ответственность / подрыв авторитета государственных органов. / Criminal legislation / security / crime / informational and psychological impact / special military operation / criminal policy / criminalization / criminal liability / undermining the authority of state bodies.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Середа И. М., Ступина С. А.

Противодействие информационным атакам против России в современных условиях приобретает несомненную актуальность, особенно в свете появления современных стратегий и тактик когнитивных атак. Среди эффективных средств борьбы с негативным противоправным воздействием на сознание населения России выступает комплексное использование всего потенциала уголовного законодательства. Неотъемлемой частью грамотной политики информационного заслона является своевременное совершенствование нормативного регулирования, которое, прежде всего, должно быть направлено на стимулирование социально полезного поведения, противодействуя факторам, негативно воздействующим на формирование личности, на деформацию сознания. В статье, с учетом краткого анализа трансформации оснований криминализации, в свете обоснованного постепенного отказа от либеральной модели уголовной политики, определены направления отдельных законодательных изменений с учетом как исторического опыта российского уголовного права, так и уголовно-правового регулирования сходных правоотношений в законодательстве дружественных России государств. Авторами в рамках формирования эффективных уголовно-правовых средств защиты национальной безопасности от асоциального информационного воздействия сформулированы конкретные предложения по изменению и дополнению уголовного законодательства России. Отдельное внимание уделено совершенствованию уголовно-правовых запретов в отношении действий, совершаемых с использованием социальных сетей, возможной квалификации действий по вовлечению в преступления против национальной безопасности лиц, неосведомленных о конечной цели совершаемых деяний, усилению уголовной ответственности за дискредитацию, подрыв авторитета государственных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Середа И. М., Ступина С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Issues of Countering Crime in the Context of Information Warfare (Part 2)

The relevance of countering information attacks against Russia in modern conditions is gaining undoubted relevance, especially in light of the emergence of methods and tactics of cognitive attacks. Among the effective means of combating the negative illegal impact on the consciousness of the Russian population is the comprehensive use of the full potential of criminal legislation. An integral part of a competent information barrier policy is the timely improvement of regulatory regulation, which, first of all, should be aimed at stimulating socially useful behavior, counteracting factors that negatively affect the formation of personality and the deformation of consciousness. The article, taking into account a brief analysis of the transformation of the grounds for criminalization, in the light of a justified gradual rejection of the liberal model of criminal policy, identifies the directions of individual legislative changes, taking into account both the historical experience of Russian criminal law and the criminal legal regulation of similar legal relations in the legislation of states friendly to Russia. The authors, within the framework of the formation of effective criminal legal means of protecting national security from asocial information influence, formulated specific proposals for amending and supplementing the criminal legislation of Russia. Special attention is paid to improving criminal law prohibitions in relation to actions committed using social networks, the possible qualification of actions to involve persons unaware of the ultimate purpose of the acts committed in crimes against national security, strengthening criminal liability for discrediting, undermining the authority of government bodies.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ (ЧАСТЬ 2)»

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ CRIMINAL LAW SCIENCES

УДК 343.301, 343.92, 343.97 И. М. Серед

Иркутский институт (фили л) Всероссийского госуд рственного университет юстиции

(РПА Минюст России), Иркутск, Российск я Федер ция ORCID: 0000-0002-5092-8187 ResearcherЮ: М-8289-2016 С. А. Ступин Сибирск я пож рно-сп с тельн я к демия

ГПС МЧС России, Железногорск, Российск я Федер ция ORCID: 0000-0002-8816-9841 ResearcherЮ: ABC-3349-2021

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ (ЧАСТЬ 2)

ИНФОРМАЦИЯ Пролог: журн л о пр ве. - 2023. - № 4. - С. 76-87.

О СТАТЬЕ ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.4.8.

Д т поступления 17.07.2023, д т принятия к печ ти 12.12.2023, д т онл йн-р змещения 22.12.2023.

АННОТАЦИЯ Противодействие информ ционным т к м против России в со-

временных условиях приобрет ет несомненную кту льность, особенно в свете появления современных стр тегий и т ктик когнитивных т к. Среди эффективных средств борьбы с нег -тивным противопр вным воздействием н созн ние н селения России выступ ет комплексное использов ние всего потенци л уголовного з конод тельств . Неотъемлемой ч стью гр мотной политики информ ционного з слон является своевременное совершенствов ние норм тивного регулиров ния, которое, прежде всего, должно быть н пр влено н стимулиров ние соци ль-но полезного поведения, противодействуя ф ктор м, нег тивно воздействующим н формиров ние личности, н деформ цию созн ния. В ст тье, с учетом кр ткого н лиз тр нсформ ции основ ний кримин лиз ции, в свете обоснов нного постепенного отк з от либер льной модели уголовной политики, определены н пр вления отдельных з конод тельных изменений с учетом к к исторического опыт российского уголовного пр в , т к и уголовно-пр вового регулиров ния сходных пр воотношений в з конод тельстве дружественных России госуд рств. Автор -ми в р мк х формиров ния эффективных уголовно-пр вовых средств з щиты н цион льной безоп сности от соци льного информ ционного воздействия сформулиров ны конкретные предложения по изменению и дополнению уголовного з конод -тельств России. Отдельное вним ние уделено совершенствов -нию уголовно-пр вовых з претов в отношении действий, совер-ш емых с использов нием соци льных сетей, возможной кв ли-фик ции действий по вовлечению в преступления против н цион льной безоп сности лиц, неосведомленных о конечной цели соверш емых деяний, усилению уголовной ответственности з дискредит цию, подрыв вторитет госуд рственных орг нов.

Середа И. М., Ступина С. А. Некоторые вопросы противодействия преступности в условиях информационной войны (часть 2)

ПРОЛОГ:

Журнал о праве PROLOGUE:

Law Journal

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Уголовное з конод тельство; безоп сность; преступление; ин-форм ционно-психологическое воздействие; специ льн я воен-н я опер ция; уголовн я политик ; кримин лиз ция; уголовн я ответственность; подрыв вторитет госуд рственных орг нов.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ Серед И. М., Ступин С. А. Некоторые вопросы противодействия

преступности в условиях информ ционной войны (ч сть 2) // Пролог: журн л о пр ве. - 2023. - № 4. - С. 76-87. - DOI: 10.21639/2313-6715.2023.4.8.

UDC 343.301, 343.92, 343.97 I. M. Sereda

Irkutsk Institute (Branch), All-Russian State University of Justice, Irkutsk, Russian Federation ORCID: 0000-0002-5092-8187 ResearcherID: 14-8289-2016 S. A. Stupina

Siberian Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia,

Zheleznogorsk, Russian Federation ORCID: 0000-0002-8816-9841 ResearcherID: ABC-3349-2021

SOME ISSUES OF COUNTERING CRIME IN THE CONTEXT OF INFORMATION WARFARE (PART 2)

PUBLICATION DATA Prologue: Law Journal, 2023, no. 4, pp. 76-87.

ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2023.4.8.

Received 17.07.2023, accepted 12.12.2023, available online

22.12.2023.

ABSTRACT The relevance of countering information attacks against Russia in

modern conditions is gaining undoubted relevance, especially in light of the emergence of methods and tactics of cognitive attacks. Among the effective means of combating the negative illegal impact on the consciousness of the Russian population is the comprehensive use of the full potential of criminal legislation. An integral part of a competent information barrier policy is the timely improvement of regulatory regulation, which, first of all, should be aimed at stimulating socially useful behavior, counteracting factors that negatively affect the formation of personality and the deformation of consciousness. The article, taking into account a brief analysis of the transformation of the grounds for criminalization, in the light of a justified gradual rejection of the liberal model of criminal policy, identifies the directions of individual legislative changes, taking into account both the historical experience of Russian criminal law and the criminal legal regulation of similar legal relations in the legislation of states friendly to Russia. The authors, within the framework of the formation of effective criminal legal means of protecting national security from asocial information influence, formulated specific proposals for amending and supplementing the criminal legislation of Russia. Special attention is paid to improving criminal law prohibitions in relation to actions committed using social networks, the possible qualification of actions to involve persons unaware of the ultimate purpose of the acts committed in crimes against national security, strengthening criminal liability for discrediting, undermining the authority of government bodies.

ПРОЛОГ:

Журнал о праве PROLOGUE:

Law Journal

Sereda I. M., Stupina S. A. Some Issues of Countering Crime in the Context of Information Warfare (Part 2)

KEYWORDS Criminal legislation; security; crime; informational and psychological

impact; special military operation; criminal policy; criminalization; criminal liability; undermining the authority of state bodies.

FOR CITATION Sereda I. M., Stupina S. A. Some Issues of Countering Crime in the

Context of Information Warfare (Part 2). Prologue: Law Journal, 2023, no. 4, pp. 76-87. (In Russian). DOI 10.21639/2313-6715.2023.4.8.

После н ч л специ льной военной опер ции (д лее - СВО), котор я был объявлен Президентом РФ Вл димиром Вл димиро-вичем Путиным 24 февр ля 2022 г., со стороны коллективного З п д , который поним ет, что невозможно одерж ть победу н д Россией н поле боя, ст ли предприним ться действия, н пр вленные н подрыв российского обществ изнутри, в ктивную ф зу вошли действия по информ ционно-психологическому воздействию н российское общество.

В условиях проведения СВО н Россию ок зыв ется не только политическое, экономическое, военное, но и беспрецедентное ин-форм ционное д вление, в первую очередь, через соци льные сети, мессенджеры, видео-хо-стинги и другие интернет-ресурсы, путем ктивного р спростр нения недостоверной информ ции [11, с. 10].

Следует отметить, что в з рубежных ис-следов ниях можно н йти сведения о том, что еще з долго до н ч л СВО предст вителям иностр нных госуд рств рекомендов лось в целях выр ботки методик ведения информ -ционной войны изучение российских публи-к ций и офици льных документов, т кже более тщ тельное изучение лиц, стоящих з этими выск зыв ниями [23, 24].

Огов рив лось, что т кие исследов ния могут помочь подготовить междун родное сообщество к будущим опер циям, одновременно помог я политик м определить жизнеспособность и курс кибердиплом тии и сдержив ния [23].

При этом вр ждебные для России предст вители иностр нных госуд рств все это з ву лиров ли тем, что, по их мнению, именно Россия ст л ктивно формиров ть новую стр тегию информ ционной борьбы [24].

Б. И. К нд уров отмеч ет, что « н лиз действий н ших геополитических противников пок зыв ет, что гибридн я войн против России ведется уже н протяжении длительного исторического период , информ цион-н я войн предст вляет собой её в жнейший компонент. При этом ведущ я роль отводится опер циям психологической войны и непрямым средств м воздействия н экономику, поскольку прям я вооруженн я грессия против России, обл д ющей ядерным оружием, пок предст вляется м ловероятной» [7, с. 24].

Появил сь р зр б тыв ем я НАТО де-структивн я идея когнитивной войны, которую Дю Клюзель определил к к имеющее «универс льный охв т искусство использо-в ния технологий для изменения восприятия человеческих целей». Эти технологии, по мнению р зр ботчик , включ ют обл сти NBIC -н нотехнологии, биотехнологии, информ ци-онные технологии и когнитивные н уки [21].

К к спр ведливо отмеч ется исследов -телями, «...в век современных информ цион-ных технологий проблемы информ ционной безоп сности госуд рств ст новятся ключевыми в системе обеспечения н цион льной безоп сности госуд рств » [4, с. 39].

Информ ционн я безоп сность является основой для обеспечения информ ционного суверенитет госуд рств в ходе специ льной военной опер ции [4, с. 46; 5; 15].

Орг ны госуд рственного упр вления, реш я возложенные н них соответствующие з д чи и полномочия, своевременно ре гиру-ют н деструктивные действия, н пр вленные н р скол российского обществ [1, с. 5].

Говоря об уголовной политике, отметим, что современное пр вотворчество в обл сти уголовного пр в совершенно спр ведливо взяло курс н нтилибер льное охр нительно-регулятивное воздействие н общественные отношения, входящие в круг объект уголов-но-пр вовых отношений. Т кой вектор ст но-вится очевиден в свете последних з конод -тельных новелл.

З метим, что р нее специ листы уже выск зыв лись о том, что «либер лизм - вр г ди лектики»1. Проп г ндируемые коллективным З п дом мор льно-нр вственные ориентиры, в том числе и те, которые положены в основу пр вового регулиров ния, не приемлемы для р звития российского обществ и его пр вовой системы, поскольку з соци льно-стью современной з п дной либер льной идеологии р звития обществ скрыв ется более глубок я и последов тельн я соци льность, выр ж ем я в отриц нии тр диционных нр вственно-духовных основ.

1 Ав гян В. Л. Билет в будущее. URL: https:// ss69100.livejournal.com/3793371.html.

Середа И. М., Ступина С А. Некоторые вопросы противодействия преступности в условиях информационной войны (часть 2)

ПРОЛОГ:

ЖУРНАЛ о ПРАВЕ PROLOGUE:

Law Journal

Позволим себе утвержд ть, что формируемое в последние десятилетия уголовное з конод тельство, к сож лению, т кже ок з -лось под влиянием з п дного либер лизм .

Обоснов нно, по н шему мнению, обр тить вним ние н опыт советского период р звития уголовной политики. Не стоит гипер-трофиров ть отдельные положения уголовного з конод тельств того времени, но нельзя и не учитыв ть всего прогрессивного, что позволило уголовную политику период СССР в определенной мере счит ть эффективной, от-веч ющей з прос м р звития обществ .

Следует не з быв ть и н учные концепции в труд х великих советских ученых (М. Д. Ш р-городского, В. Н. Кудрявцев и др.), которые влияли н формиров ние положений советского уголовного з конод тельств [9].

Современные изменения уголовного з -конод тельств в свете тр нсформирующейся уголовной политики, отр ж ющей тенденции ре лий общественного р звития, выступ ют неопровержимым подтверждением того, что положенн я в основу отечественного уголовного пр в либер льн я модель уголовной политики, ко — тор я своими теоретическими корнями восходит к р бот м Д. Милля, Ч. Бек-к ри , более не может обеспечить в процессе кримин лиз ции всестороннее обоснов ние т кого процесс в силу определенного несоответствия т кой модели тем мор льно-нр в-ственным ценностям, которые в н шей стр не кту лизируются в н стоящее время и обеспечив ют консолид цию российского обществ .

В Стр тегии н цион льной безоп сности Российской Федер ции, утвержденной Ук -зом Президент РФ от 2 июля 2021 г. № 4002 ук з но, что только г рмоничное сочет ние сильной держ вы и бл гополучия человек обеспечит формиров ние спр ведливого обществ и процвет ние России.

В Основ х госуд рственной политики по сохр нению и укреплению тр диционных российских духовно-нр вственных ценностей, утвержденных Ук зом Президент Российской Федер ции от 9 ноября 2022 г. № 809,3 ск з но, что тр диционные ценности, к которым относятся жизнь, достоинство, пр в и свободы человек , п триотизм, гр жд нствен-ность, служение Отечеству и ответственность з его судьбу, высокие нр вственные иде лы, крепк я семья, созид тельный труд, приоритет духовного н д м тери льным, гум низм,

2 Собр ние з конод тельств Российской Феде-р ции. 2021. № 27, ч. II. Ст. 5351.

3 Собр ние з конод тельств Российской Феде-р ции. 2022. № 46. Ст. 7977.

милосердие, спр ведливость, коллективизм, вз имопомощь и вз имоув жение, историче-ск я п мять и преемственность поколений, единство н родов России, выступ ют нр в-ственными ориентир ми, которые в том числе укрепляют гр жд нское единство.

Именно т кие нр вственно-ценностные, мор льные ориентиры позволяют консолиди-ров ться российскому обществу, обеспечив я его р звитие, и формируют, прежде всего, духовный з слон от либер льных догм коллективного З п д .

Пол г ем, что те основы уголовной политики, которые в зн чительной степени служили обр зцом для отечественного уголовного пр в в последние десятилетия, н чин я со второй половины 90-х гг. прошлого век , неизбежно тр нсформируются и, по н шему мнению, должны отойти от чуждых отечественному пр ву либер льных идеологий.

В контексте р ссм трив емой проблем тики предст вляется в жным обр титься к теории психологического принуждения, основоположником которой является П. А. Фейер-б х [18, с. 14—19] и теории уголовно-пр вового воспит ния Л. Е. Вл димиров [12, с. 12—18].

В совокупности с тр диционными основ ниями кримин лиз ции ук з нные воззрения позволяют определить основу происходящих и необходимых в современных условиях новелл уголовногоз конод тельств ,поскольку именно н к з ние, используемое госуд р-ством при н рушении пр вового з прет , сдержив ет гр жд н от совершения преступлений, т кже обеспечив ет формиров ние и поддерж ние определенно — го мор льного облик отдельной личности.

Л. В. Вл димиров подчеркив ет, что ни в к кой другой обл сти, т к, к к в уголовном пр восудии, госуд рство не является в т кой степени в жным воспит телем н род [12, с. 12-18].

Кроме этого, в н стоящее время в отношении кримин лиз ции отдельных общественно оп сных деяний можно вести речь и о конъюнктуре в уголовном з конод тельстве к к определенном стечении обстоятельств, созд вшемся положении, возникшей ситу-ции, комплексе условий, сложившихся в определенной сфере деятельности в конкретный период времени и ок зыв ющих влияние н принятие решения [19, с. 8]. В т ком случ е тр диционные основ ния и критерии крими-н лиз ции следует р ссм трив ть к к некий общий фон оценки стечения обстоятельств, ок зыв ющих влияние н принятие решения о кримин лиз ции деяний (декримин лиз -ции преступлений).

ПPОЛОГ:

Журнал о праве PROLOGUE:

Law Journal

В целом, к к некий итог ск з нного о кримин лиз ции в современных условиях, приведем мнение о том, что основ ние р цио-н льной кримин лиз ции должно р ссм три-в ться к к сл г емое двух основ ний: «1) соци льное основ ние — н личие нетипичной формы соци льного поведения, котор я приводит или неизбежно приведет к нежел тельным для м ксим льно большого круг людей изменениям в жизни отдельных индивидов, обществ и госуд рств ; 2) политическое основ ние — н личие политической воли н призн ние этой формы поведения преступной» [8, с. 202].

С учетом изложенного позволим сфор-мулиров ть и обоснов ть некоторые предложения по изменению и дополнению уголовного з конод тельств в целях противодействия информ ционным, когнитивным т к м, н -пр вленным н подрыв российского обществ , т кже н деформ цию созн ния к к отдельной личности, т к и той или иной группы и обществ в целом.

Предв рительно отметим, что после н -ч л СВО н з конод тельном уровне принят ряд изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федер ции4, н пр вленных, в том числе и н борьбу с информ ционным воздействием.

Н пример, Федер льным з коном от 4 м р-т 2022 г. № 32-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федер ции и ст тьи 31 и 151 Уголовно-процессу льного кодекс Российской Федер ции»5 введен ст. 280.3 УК РФ, предусм трив ющ я уголовную ответственность з публичные действия, н пр вленные н дискредит цию использо-в ния Вооруженных Сил Российской Феде-р ции в целях з щиты интересов Российской Федер ции и ее гр жд н, поддерж ния меж-дун родного мир и безоп сности, исполнения госуд рственными орг н ми Российской Федер ции своих полномочий, ок з ния добровольческими формиров ниями, орг низ -циями или лиц ми содействия в выполнении з д ч, возложенных н Вооруженные Силы Российской Федер ции.

Федер льным з коном от 18 м рт 2023 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федер ции»6 сост в престу-

пления, предусмотренный ук з нной ст. 280.3 УК РФ, был дополнен рядом в жных призн -ков, связ нных с н пр вленностью действий по дискредит ции.

7 дек бря 2023 г. Госуд рственн я Дум РФ принял в третьем чтении З конопроект № 445338-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федер ции (в ч сти уточнения ответственности з дискредит -цию добровольческих формиров ний, ок зы-в ющих содействие в выполнении з д ч, возложенных н войск н цион льной гв рдии Российской Федер ции)»7.

Т кие изменения свидетельствуют о при-ст льном вним нии госуд рств к противо-пр вным действиям информ ционного х р к-тер в отношении н цион льных интересов и своевременности з конод тельного ре гиро-в ния н потребности обществ и системы з -щиты его з конных интересов [14].

В целом, з метим, что т кие действия, к к проп г нд , в р курсе информ ционного воздействия со стороны н цион листических, экстремистских и террористических орг низ ций, в действующем УК РФ выступ ют призн ком объективной стороны в следующих сост в х преступлений: ст. 205.2 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное опр вд ние терроризм или проп г нд терроризм »; 205.4 «Орг низ ция террористического сообществ и уч стие в нем»; ст. 239 «Созд ние некоммерческой орг низ ции, посяг ющей н личность и пр в гр жд н»; ст. 282.4 «Не-однокр тные проп г нд либо публичное де-монстриров ние н цистской трибутики или символики, либо трибутики или символики экстремистских орг низ ций, либо иных трибутики или символики, проп г нд либо публичное демонстриров ние которых з пре-щены федер льными з кон ми».

В п. «р» ч. 1 ст. 63 УК РФ предусмотрено т кое обстоятельство, отягч ющее н к з -ние, к к совершение преступления в целях проп г нды, опр вд ния и поддержки терроризм , в п. «с» - совершение преступления в целях проп г нды, опр вд ния и поддержки диверсии.

Использов ние информ ционно-теле-коммуник ционных сетей, в том числе сети

4 Уголовный кодекс Российской Федер ции от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 4 вг. 2023 г.) // Собр ние з конод тельств Российской Федер ции. 1996. № 25. Ст. 2954. Д лее - УК РФ.

5 Собр ние з конод тельств Российской Феде-р ции. 2022. № 10. Ст. 1389.

6 Собр ние з конод тельств Российской Феде-

р ции. 2023. № 12. Ст. 1871.

7 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федер ции (в ч сти уточнения ответственности з дискредит цию добровольческих фор-миров ний, ок зыв ющих содействие в выполнении з д ч, возложенных н войск н цион льной гв рдии Российской Федер ции) : Проект з кон № 445338-8. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/445338-8.

Середа И. М., Ступина С А. Некоторые вопросы противодействия преступности в условиях информационной войны (часть 2)

ПРОЛОГ:

Журнал о праве PROLOGUE:

Law Journal

«Интернет», в к честве отягч ющего обстоятельств , в УК РФ предусмотрено в 134 ст -тьях. Одн ко пол г ем, что последнее кту ль-но предусмотреть в ст. 63 УК РФ и учитыв ть при н зн чении н к з ния.

Р ссм трив я преступные действия по ведению информ ционной войны против России, нельзя не отметить, что н зрел необходимость р зр ботки дополнений и изменений уголовного з конод тельств в ч сти введения ответственности з проп г нду, опр вд ние и поддержку действий противник , под которым, согл сно примеч нию к ст. 276 УК РФ, можно поним ть иностр нное госуд рство, междун родную либо иностр нную орг низ -цию, противостоящих Российской Федер ции в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники.

По н шему мнению, действия в ук з н-ных целях следует предусмотреть в ст. 63 УК РФ к к с мостоятельное обстоятельство, отяг-ч ющее н к з ние.

Н помним, что в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Ук зом Президиум Верховного Совет СССР от 6 июля 1941 г. в к честве сост в преступления было определено р спростр нение в военное время ложных слухов, возбужд ющих тревогу среди н селения. Лиц , виновные в этом деянии, к р лись по приговору военного трибун л лишением свободы н срок от двух до пяти лет, если оно по своему х р ктеру не влекло з собой по з -кону более тяжкого н к з ния [10, с. 27].

Т ким обр зом, пол г ем обоснов нным и в н стоящее время либо в р мк х сост в преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ, либо в отдельной уголовно-пр вовой норме в системе преступлений гл в 29 УК РФ «Преступления против основ конституционного строя и безоп сности госуд рств », уст новить уголовную ответственность з проп г нду, опр вд ние и поддержку действий противник , т кже р спростр нение з ведомо ложной информ ции, иск жение информ ции о событиях, ф кт х или явлениях, созд ющих угрозу безоп сности госуд рств .

Ср внительный н лиз УК РФ и Уголовного кодекс Республики Бел русь от 9 июля 1999 год № 275-З (с изменениями и дополнениями по состоянию н 1 октября 2023 г.)8 в ч сти регл мент ции уголовной ответствен-

ности з преступления против основ конституционного строя и безоп сности госуд рств свидетельствует, что в УК РБ, в отличие от УК РФ, в гл ве 32 «Преступления против госуд р-ств » есть ряд кту льных для современной ре льности уголовно-пр вовых норм.

Т к, н пример, в ст. 356 УК РБ «Измен госуд рству» предусмотрен т кой кв лифи-циров нный сост в, к к «измен госуд рству, совершенн я должностным лицом, з ним ю-щим ответственное положение, должностным лицом, з ним ющим госуд рственную должность, или лицом, н которое р спростр няет-ся ст тус военнослуж щего».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пол г ем, что н логичный кв лифици-ров нный сост в преступления обоснов нно включить и в ст. 275 УК РФ.

Кроме этого, если в УК РФ предусмотрен уголовн я ответственность по ст. 278 только з н сильственный з хв т вл сти или н силь-ственное удерж ние вл сти, то по ст. 357 УК РБ уголовно н к зуемыми являются любые действия, совершенные с целью з хв т госуд рственной вл сти з хв т или удерж ния госуд рственной вл сти неконституционным путем, т кже з говор в ук з нных целях.

Соответственно, если обр титься к юридическому толков нию термин «з говор», то в Республике Бел русь уст новлен уголовн я ответственность д же в том случ е, когд лиц достигли согл шения о совершении действий против н цион льных интересов.

К примеру, 5 сентября 2022 г. Минский обл стной судвынес приговор по ч. 1 ст. 357 УК РБ з з говор с целью з хв т госуд р-ственной вл сти неконституционным путем лиц м, которые, по д нным вл стей, готовили

3 говор против Президент Республики Бел -русь. Было уст новлено, что подсудимые об-сужд ли свой з мысел в переписке в одном из мессенджеров9.

Обр щение к Уголовному кодексу Кит й-ской Н родной Республики [17] пок зыв ет, что уголовное з конод тельство этой стр ны предусм трив ет широкий перечень преступлений против госуд рственной безоп сности, которые содерж тся в гл ве 1 Особенной

4 сти УК КНР.

В отличие от УК РФ в УК КНР уст новле-н , н пример, в ст. 102 «Госуд рственн я измен » уголовн я ответственность з любые действия по причинению вред суверенитету

8 Уголовный кодекс Республики Бел русь от 9 июля 1999 год № 275-З : Принят П л той предст вителей 2 июня 1999 г.; одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г. URL: https://continent-online.com. Д лее - УК РБ.

9 Верховный Суд Республики Бел русь. Интернет-порт л судов общей юрисдикции Республики Бел русь. URL: https://court.gov.by/ru/minskij/ oblastnoj/sud/press_sluzhba/soobscheniya/press_ sluzhbi/552122b229614b41.html.

ПРОЛОГ:

Журнал о праве PROLOGUE:

Law Journal

Кит йской Н родной Республики, ее терри-тори льной целостности и безоп сности, совершенные в сговоре с иностр нным госуд р-ством, в ст. 103 УК КНР «Р скол госуд рств , призыв к р сколу госуд рств » — з орг низ цию, пл ниров ние и совершение пр кти-ческих действий, н пр вленных н р скол госуд рств , н рушение госуд рственного единств , осуществленные з чинщик ми или лиц ми, совершившими тяжкие преступления; з подстрек тельство к р сколу госуд р-ств , н рушению госуд рственного единств .

Отдельное вним ние следует обр тить н положения ст. 109 УК КНР «Пред тельское покид ние стр ны», котор я предусм трив -ет уголовную ответственность в виде лишения свободы н срок до 5 лет, кр ткосрочный рест, н дзор или лишение политических пр в для сотрудников госуд рственных орг нов, которые в период осуществления ими своих полномочий с мовольно ост вили пост и покинули стр ну либо ост лись з рубежом, причинив тем с мым вред госуд рственной безоп сности Кит йской Н родной Республики. В случ е же, если т кие сотрудники вл дели сведениями, содерж щими госуд рствен-ную т йну, то это н к зыв ется лишением свободы н срок от 5 до 10 лет.

Н помним, что в УК РСФСР 1926 г.10 был институт объявления вне з кон должностных лиц — гр жд н Союз ССР. Т к, Пост -новлением ЦИК СССР от 21 ноября 1929 г. «Об объявлении вне з кон должностных лиц — гр жд н Союз ССР з гр ницей, пере-беж вших в л герь вр гов р бочего кл сс и крестьянств и отк зыв ющихся вернуться в Союз ССР»11 уст н влив лось, что отк з гр жд нин СССР — должностного лиц госуд рственного учреждения или предприятия СССР, действующего з гр ницей, н предложение орг нов госуд рственной вл сти вернуться в пределы СССР, следует р ссм три-в ть к к перебежку в л герь вр гов р бочего кл сс и крестьянств и кв лифициров ть к к измену. Т кие лиц объявлялись вне з кон , что влекло з собой конфиск цию всего иму-ществ осужденного и р сстрел через 24 ч с после удостоверения личности осужденного. При этом в ук з нном пост новлении уст -н влив л сь обр тн я сил з кон .

В целом, можно конст тиров ть, что в уголовном з конод тельстве дружественных

10 О введении в действие Уголовного Кодекс Р.С.Ф.С.Р. ред кции 1926 год : Пост новление ВЦИК от 22 нояб. 1926 г. (вместе с «Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.») // СУ РСФСР. 1926. № 80. Ст. 600.

11 Собр ние з конов СССР. 1929. № 76. Ст. 732.

России госуд рств имеются отдельные сост вы преступлений против госуд рственной вл сти, которых нет в УК РФ. Одн ко, опыт этих стр н пок зыв ет, особенно с учетом исторического спект , что ряд положений является весьм кту льным в современных ре лиях и для н шей стр ны.

Отдельное вним ние в р мк х уголовно-пр вовых мер противодействия преступности, проявившейся в информ ционной сфере в условиях СВО, необходимо уделить деятельности гр жд н РФ, которые, уех в з пределы России, осуществляют информ ционную дискредит цию н шей Родины.

С позиции действующего УК РФ их действия содерж т сост в преступления, предусмотренный ст. 280.3 УК РФ, ч сть перв я которой в к честве обяз тельного призн к уст н влив ет т кой, к к совершение лицом действий по дискредит ции после его привлечения к дминистр тивной ответственности з н логичное деяние в течение одного год .

Обяз тельное н личие дминистр тив-ной преюдиции не способствует предупреждению н иболее оп сных ф ктов дискреди-т ции использов ния Вооруженных Сил Российской Федер ции в целях з щиты интересов Российской Федер ции и ее гр жд н, под-держ ния междун родного мир и безоп сности, исполнения госуд рственными орг н ми Российской Федер ции своих полномочий, ок з ния добровольческими формиров ни-ями, орг низ циями или лиц ми содействия в выполнении з д ч, возложенных н Вооруженные Силы Российской Федер ции.

Предст вляется, что именно выск зы-в ния публичных, медийных лиц, предст -вителей творческой среды, которые р нее были популярны среди н селения, н носят большой вред н цион льной безоп сности РФ, поскольку имеют деструктивное инфор-м ционно-психологическое воздействие н гр жд нское общество и не способствуют его консолид ции.

В этой связи обоснов нно в ст. 280.3 УК РФ уст новить кв лифициров нный сост в, субъект которого будет специ льный.

Пол г ем, что это можно сформулиро-в ть следующим обр зом: «Публичные действия, н пр вленные н дискредит цию использов ния Вооруженных Сил Российской Федер ции, в целях з щиты интересов Российской Федер ции и ее гр жд н, поддерж -ния междун родного мир и безоп сности, в том числе, публичные призывы к воспрепят-ствов нию использов ния Вооруженных Сил Российской Федер ции в ук з нных целях, либо н дискредит цию исполнения госуд р-

Середа И. М., Ступина С А. Некоторые вопросы противодействия преступности в условиях информационной войны (часть 2)

ПРОЛОГ:

Журнал о праве PROLOGUE:

Law Journal

ственными орг н ми Российской Федер ции своих полномочий з предел ми территории Российской Федер ции в ук з нных целях, р вно н дискредит цию ок з ния добровольческими формиров ниями, орг низ циями или лиц ми содействия в выполнении з д ч, возложенных н Вооруженные Силы Российской Федер ции, совершенные лицом, н хо-дящимся под иностр нным влиянием».

Кроме ук з нного, следует обр тить при-ст льное вним ние н то, что, н пример, выступления ряд лиц из медийной сферы з рубежом не просто содерж т призн ки дискредит ции, но и ч сть их средств н пр вля-ется ими для фин нсиров ния деятельности иностр нного госуд рств , осуществляющего деятельность против безоп сности РФ.

В т ком случ е, безусловно, следует кон-ст тиров ть, что т кие действия охв тыв ют-ся призн к ми объективной стороны сост в госуд рственной измены: ок з ние гр жд ни-ном РФ фин нсовой помощи иностр нному госуд рству, междун родной либо иностр н-ной орг низ ции или их предст вителям в деятельности, н пр вленной против безоп сности Российской Федер ции.

Одн ко сост в госуд рственной измены в р мк х субъективной стороны предусм три-в ет прямой умысел н совершение действий по т кому фин нсиров нию, что может быть препятствием для привлечения к уголовной ответственности в случ е, если орг низ торы тех же концертов т ких лиц с мостоятельно перечисляют ч сть средств вр ждебному иностр нному госуд рству.

Т кже возможно уст новление в р мк х УК РФ уголовной ответственности и з осуществление гр жд нином РФ публичной деятельности з предел ми РФ, доходы от которой могут быть использов ны в ущерб н цио-н льной безоп сности РФ.

Современн я действительность определяется р спростр нением действий лиц, которые ф ктически без з р нее д нного обещ -ния способствуют совершению преступлений против н цион льной безоп сности, н пример, вл дельцы соци льных сетей и т.п.

Безусловно положительно то, что с 1 сентября 2023 г. Федер льный з кон от 31 июля 2023 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федер ции об дмини-стр тивных пр вон рушениях»12 усилил ответственность последних з отк з от проведения мониторинг и блокировки з прещенной информ ции.

12 Собр ние з конод тельств Российской Феде-р ции. 2023. № 32, ч. I. Ст. 6133.

Одн ко следует обр тить вним ние н возможность введения уголовной ответственности для ук з нных лиц с учетом институт дминистр тивной преюдиции, т кже н ответственность дминистр торов, созд телей р зличных групп в соци льных сетях, мессен-джер х.

Ан лиз действующего уголовного з конод тельств свидетельствует о том, что имеется ряд норм, н пр вленных н з щиту вто-ритет госуд рственных орг нов, публичной вл сти. Вместе с тем, существующий потенци-л УК РФ не может в полной мере обеспечить эффективную з щиту орг нов госуд рственной вл сти от специ льно р спростр няемой нег тивной информ ции.

Содерж тельн я сост вляющ я вто-ритет госуд рственной вл сти в силу своей бстр ктности неоднокр тно выступ л предметом н учного осмысления в р мк х р зличных отр слей позн ния, в том числе, философии, социологии, психологии. К к пис л И. А. Ильин: «Вл сть, лишенн я вто-ритет , хуже, чем явное безвл стие» [6].

В юридическом поле неоднокр тно под-ним ется вопрос о совершенствов нии специ льно-пр вовых средств противодействия информ ции, н пр вленной н подрыв вто-ритет госуд рственных орг нов. Т к, н пример, И. Г. Б шинск я и О. М. Б шинск я пред-л г ют уместным з крепить в норм х КоАП РФ в к честве дминистр тивного пр вон рушения т кие действия [2, с. 15].

Вместе с тем пол г ем, что в современных условиях следует вести речь именно об уголовной ответственности, поскольку действия, н пр вленные н подрыв вторитет госуд рственных орг нов Российской Феде-р ции, причиняют вред н цион льным интерес м.

В УК РФ уст новлен уголовн я ответственность в целом з клевету (ст. 128.1 УК РФ) и, в ч стности, з клевету в отношении судьи, присяжного з сед теля, прокурор , следов -теля, лиц , производящего дозн ние, сотрудник орг нов принудительного исполнения Российской Федер ции (ст. 298.1 УК РФ).

Кроме этого, предусмотрено н к з ние з публичные действия, н пр вленные н дискредит цию использов ния Вооруженных Сил Российской Федер ции в целях з щиты интересов Российской Федер ции и ее гр ж-д н, поддерж ния междун родного мир и безоп сности, исполнения госуд рственными орг н ми Российской Федер ции своих полномочий, ок з ния добровольческими фор-миров ниями, орг низ циями или лиц ми содействия в выполнении з д ч, возложенных

ПРОЛОГ:

Журнал о праве PROLOGUE:

Law Journal

н Вооруженные Силы Российской Федер -ции (ст. 280.3 УК РФ) и публичное р спростр -нение з ведомо ложной информ ции об использов нии Вооруженных Сил Российской Федер ции, исполнении госуд рственными орг н ми Российской Федер ции своих полномочий, ок з нии добровольческими фор-миров ниями, орг низ циями или лиц ми содействия в выполнении з д ч, возложенных н Вооруженные Силы Российской Федер -ции (ст. 207.3 УК РФ).

Ан лиз призн ков сост вов всех вышеу-к з нных преступлений приводит к следующим вывод м.

Т к, во-первых, объектом клеветы, предусмотренной ст. 128.1 УК РФ, исходя из з конод тельного структурного помещения этого преступления в гл ву «Преступления против свободы, чести и достоинств личности» р зде-л «Преступления против личности», выступ ет честь, достоинство и делов я репут ция, к к сост вляющие ч стной сферы жизни личности.

К к отмеч ется Л. В. Григорьевой, «...в ситу циях, когд виновный путем клеветы ст р ется помеш ть з конной деятельности офици льных лиц, объект уголовно-пр вовой охр ны смещ ется с интересов личности н интересы госуд рственной службы или пр во-судия. Тогд последствия конфликт успешно регулируются ст тьями, предусм трив ющи-ми ответственность з воспрепятствов ние деятельности компетентных орг нов госуд р-ств или иных лиц (н пример, ст. 141, 144, 169, 294, УК РФ)» [3, с. 113].

Д же с учетом того, что согл сно изменениям, внесенным в УК РФ в конце 2020 г.,13 ч. 2 ст. 128.1 дополнен т ким кв лифициро-в нным сост вом, к к клевет в отношении нескольких лиц, в том числе, индивиду льно не определенных, не предст вляется возможным, с учетом н пр вленности содеянного именно н н цион льные интересы, н подрыв публичной вл сти, кв лифициров ть р с-простр нение з ведомо ложной, нег тивной информ ции по этой ст тье.

Т кже з метим, что при кв лифик ции содеянного к к клевет , следует уст новить, что р спростр няются з ведомо ложные, конкретные, не оценочные сведения, которые не соответствуют действительности и пороч щие честь и достоинство личности и(или) подрыв ющие его деловую репут цию [16, с. 185- 186].

13 О внесении изменения в ст тью 128.1 Уголовного кодекс Российской Федер ции : Федер. з кон от 30 дек бря 2020 г. № 538-ФЗ // Собр ние з конод -тельств Российской Федер ции. 2021. № 1, ч. I. Ст. 77.

Кроме этого, т кие сведения должны содерж ть информ цию о ф кт х либо уже произошедших, либо имеющих место в н стоящее время, не о будущих.

Если говорить о нег тивной, ложной информ ции, подрыв ющей вторитет госуд р-ственных орг нов, то в жно отметить, что т -к я информ ция может содерж ть и сведения о возможных будущих ф кт х, связ нных с ре лиз цией орг н ми публичной вл сти своих полномочий.

Ярким примером т кой дезинформ ции, нег тивно влияющей н общественно-политическую жизнь социум , и подрыв ющей вторитет публичной вл сти, выступ ют р злич-ные «вбросы» в информ ционное поле о возможных будущих в ри нт х мобилиз ции в России. Т кже примером могут служить и р з-личные фейки со стороны Центр информ ци-онно-психологических опер ций (подр зделе-ния укр инских сил специ льных опер ций) о якобы к к проводимых, т к и пл нируемых орг н ми госуд рственной вл сти отдельных субъектов или муницип льных обр зов ний РФ мер по обеспечению общественной без-оп сности в том или ином регионе.

При этом т к я дезинформ ция ктивно тир жируется посредством соци льных сетей, мессенджеров.

Если обр титься к сост в м преступлений, предусмотренным ст. 207.3 и 280.3 УК РФ, то в р мк х первой уст новлен уголовн я ответственность з публичноер спростр нение, под видом достоверных сообщений, з ведомо ложной информ ции, содерж щей д нные об исполнении госуд рственными орг н ми Российской Федер ции в целях з щиты интересов Российской Федер ции и ее гр жд н, под-держ ния междун родного мир и безоп сности своих полномочий з предел ми территории Российской Федер ции, во второй — з публичные действия, н пр вленные н дискредит цию исполнения госуд рственными орг н ми Российской Федер ции в целях з -щиты интересов Российской Федер ции и ее гр жд н, поддерж ния междун родного мир и безоп сности своих полномочий з предел -ми территории Российской Федер ции.

Соответственно з конод тельно предусмотрены т кие обяз тельные конструктивные призн ки этих сост вов преступлений, к к публичность действий, и то, что сведения или действия должны к с ться исполнения госуд рственными орг н ми РФ своих полномочий з предел ми территории РФ.

Т ким обр зом, кту лизиров л сь проблем уст новления уголовной ответственности з действия, в том числе публичные,

Середа И. М., Ступина С А. Некоторые вопросы противодействия преступности в условиях информационной войны (часть 2)

ПРОЛОГ:

Журнал о праве PROLOGUE:

Law Journal

н пр вленные н подрыв и дискредит цию орг нов госуд рственной вл сти не только з предел ми территории РФ, но и н территории РФ.

Подводя итог вышеизложенному, счи-т ем целесообр зным предусмотреть в отдельной ст тье УК РФ ответственность з действия, связ нные с р спростр нением под видом достоверных сообщений, з ведомо ложной информ ции, н пр вленные н дискредит цию исполнения госуд рственными орг н ми Российской Федер ции в целях з -щиты н цион льных интересов стр ны и ее гр жд н своих полномочий.

В целом, отметим, что в условиях современного мир , где цифровые технологии

игр ют все более в жную роль, информ ци-онные войны ст ли одним из основных инструментов воздействия н госуд рство. Россия, будучи мишенью т кого грессивного информ ционного воздействия, должн ктивно и эффективно использов ть все имеющиеся в своем р споряжении юридические инструменты для противодействия т ким угроз м.

Современные информ ционные приемы и методы ведения войны против России под-черкив ют необходимость всестороннего использов ния всего потенци л уголовного з -конод тельств и его совершенствов ния.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Аг пов П. В. Приветственное слово // Ответственность з преступления против мир и безоп с-ности человечеств , совершенные н цион листическим режимом Укр ины, дискредит цию орг нов госуд рственной вл сти и Вооруженных Сил Российской Федер ции : сб. м тери лов н уч.-пр кт. семин -р (Москв , 26 пр. 2023 г.). — Москв : Университет прокур туры Российской Федер ции, 2023. — 90 с.

2. Б шинск я И. Г., Б шинск я О. М. Акту льные вопросы юридической ответственности лиц, тир -жирующих информ цию, подрыв ющую вторитет орг нов госуд рственной вл сти, местного с моупр в-ления и судов // Вестник Кр снод рского университет МВД России. — 2021. — № 3 (53). — С. 12—15.

3. Григорьев Л. В. Критический обзор положений ст. 128.1 УК РФ // Вестник С р товской госуд р-ственной юридической к демии. — 2021. — № 4 (141). — С. 130—136.

4. Дубень А. К. Информ ционн я безоп сность госуд рств в условиях информ ционных войн и конфликтов: н лиз и тенденции // Пр во в Вооруженных Сил х — Военно-пр вовое обозрение. —

2022. - № 4 (297). - С. 39-46.

5. Ж ров А. К. Обеспечение информ ционного суверенитет Российской Федер ции // Юрист. — 2021. - № 11. - С. 28-33.

6. Ильин И. А. Собр ние сочинений. - Москв : Русск я книг , 1994. - Т. 4: [Понятия пр в и силы; Общее учение о пр ве и госуд рстве; О сущности пр восозн ния; О мон рхии и республике; Из лекций «Понятия мон рхии и республики»]. - 624 с.

7. К нд уров Б. И. Информ ционные войны в гибридном измерении // The Newman in Foreign Policy. - 2022. - Т. 2, № 65 (109). - С. 24-26.

8. Коз ченко И. Я., Сергеев Д. Н. Нов я кримин лиз ция: философско-юридический путеводитель по миру преступного и непреступного. - Ек теринбург : SAPIENTIA, 2020. - 256 с.

9. Кр шенинников П. В. Советское пр во. Итоги: Очерки о госуд рстве и пр ве. 1962-1984. - Москв : Ст тут, 2020. - 350 с.

10. Лысенков С. Г. Вележев С. И., Молд б ев С. С. Уголовн я ответственность военнослуж щих в период Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. // Вестник С нкт-Петербургского университет МВД России. - 2003. - № 1 (17). - С. 26-32.

11. Месропов Р. М. Пр ктик ре лиз ции военными прокурор ми полномочий по противодействию р спростр нению в информ ционно-телекоммуник ционных сетях недостоверной информ ции по дискредит ции Вооруженных Сил Российской Федер ции // Ответственность з преступления против мир и безоп сности человечеств , совершенные н цион листическим режимом Укр ины, дискредит -цию орг нов госуд рственной вл сти и Вооруженных Сил Российской Федер ции : сб. м тери лов н уч.-пр кт. семин р (Москв , 26 пр. 2023 г.). - Москв : Университет прокур туры Российской Федер ции,

2023. - 90 с.

12. Невский С. А., Пикуров Н. И. О воспит тельной функции уголовного з кон (по м тери л м р -боты Л. Е. Вл димиров «Уголовный з конод тель, к к воспит тель н род ». М., 1903 г.) // Вестник Всероссийского институт повышения кв лифик ции сотрудников Министерств внутренних дел Российской Федер ции. - 2020. - № 3 (55). - С. 12-18.

13. Немировский Э. Я. Советское уголовное пр во. Ч сти общ я и особенн я. - 2-е изд., испр. и доп. -Одесс , 1926. - 292 с.

14. Серед И. М., Ступин С. А. Госуд рственн я измен : отдельные вопросы кв лифик ции // Пролог: журн л о пр ве. - 2023. - № 1 (37). - С. 79-90. - DOI: 10.21639/2313-6715.2023.1.9.

15. Стрельцов А. А. О предмете и методе информ ционного пр в // Информ ционное пр во. -2019. - № 4 (62). - С. 4-11.

ПРОЛОГ:

Журнал о праве PROLOGUE:

Law Journal

16. Ступин С. А. Мнение или клевет ? Новое в ст тье 128.1 УК РФ // Акту льные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и пр ктики : м тери лы XXIV междун р. н уч.-пр кт. конф. (Кр сно-ярск, 8 — 9 пр. 2021 г.). — Кр сноярск : Сибирский юридический институт Министерств внутренних дел Российской Федер ции, 2021. — Ч. 2. — С. 184—186.

17. Уголовный кодекс Кит йской Н родной Республики / под общ. ред. проф. А. И. Чуч ев и проф. А. И. Коробеев ; пер. с кит. проф. Ху н Д осю. — 2-е изд. — Москв , 2021. — 312 с.

18. Фейерб х П. А. Уголовное пр во. — С нкт-Петербург : Медицинск я типогр фия, 1810. — 486 с.

19. Цепелев В. Ф. Конъюнктур в контексте основ ний кримин лиз ции деяний и ее отр жение в российском уголовном з коне // Вестник Университет имени О. Е. Кут фин . — 2018. — № 12 (52). — С. 18-22.

20. Эстрин А. Я. О соуч стии по уголовному кодексу РСФСР // Советское пр во. — 1922. — № 3. — С. 63 — 81.

21. Claverie B., Cluzel F., du. The Cognitive Warfare Concept. — URL: https://www.innovationhub-act. org/sites/default/ffles/2022 02/CW%20article%20Claverie%20du%20Cluzel%20final_0.pdf.

22. Ignatius D. Russia's Radical New Strategy for Information Warfare // Washington Post. — 2018. — January 18.

23. Lilly B., Cheravitch J. The Past, Present, and Future of Russia's Cyber Strategy and Forces // Tallinn: NATO Cooperative Cyber Defense Center of Excellence, 2020. — URL: https://ccdcoe.org/uploads/2020/05/ CyCon_2020_8_Lilly_Cheravitch.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Walton C. What's Old is New Again: Cold War Lessons for Countering Disinformation // Texas National Security Review. — Fall 2022. — URL: https://tnsr.org/2022/09/whats-old-is-new-again-cold-war-lessons-for-countering-disinformation/.

REFERENCES

1. Agapov P. V. Welcome speech. Otvetstvennostzaprestupleniyaprotivmira ibezopasnostichelovechestva, sovershennye natsionalisticheskim rezhimom Ukrainy, diskreditatsiyu organov gosudarstvennoi vlasti i Vooruzhennykh Sil Rossiiskoi Federatsii. Materialy nauchno-prakticheskogo seminara, Moskva, 26 aprelya 2023 g. [Welcome speech. Responsibility for crimes against the peace and security of mankind committed by the nationalist regime of Ukraine, discrediting state authorities and the Armed Forces of the Russian Federation. Materials of a scientific and practical seminar, Moscow, April 26, 2023]. Moscow, University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation Publ., 2023. 90 p. (In Russian).

2. Bashinskaya I. G., Bashinskaya O. M. Topical issues of legal responsibility of persons declaring information that happening the authority of state authorities, local self-government and courts. Vestnik Krasnodarskogo Universiteta MVD Rossii = Bulletin of Krasnodar university of Russian MIA, 2021, no. 3 (53), pp. 12 — 15. (In Russian).

3. Grigorieva L. V. Critical review of the provisions of Article 128.1 of the Criminal Code of the Russian Federation. Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi yuridicheskoi akademii = Saratov State Academy of Law Bulletin, 2021, no. 4 (141), pp. 130—136. (In Russian).

4. Duben A. K. Information security of the state in the conditions of information wars and conflicts: analysis and trends. Law In The Armed Forces — Military-Legal Review, 2022, no. 4 (297), pp. 39 — 46. (In Russian).

5. Zharova A. K. Ensuring the Information Sovereignty of the Russian Federation. Yurist = Jurist, 2021, no. 11, pp. 28 — 33. (In Russian).

6. Ilyin I. A. Sobraniesochinenii [Collected works]. Moscow, Russkaya kniga Publ., 1994. Vol. 4. [Concepts of law and force; General doctrine of law and the state; On the essence of legal consciousness; On monarchy and the republic; From lectures «Concepts of monarchy and the republic»]. 624 p.

7. Kandaurov B. I. Info wars in the hybrid dimension. The Newman in Foreign Policy, 2022, vol. 2, no. 65 (109), pp. 24 — 26. (In Russian).

8. Kozachenko I. Ya., Sergeev D. N. Novaya kriminalizatsiya: filosofsko-yuridicheskii putevoditel' po miru prestupnogo i neprestupnogo [New criminalization: a philosophical and legal guide to the world of criminal and unapproachable]. Yekaterinburg, SAPIENTIA Publ., 2020. 256 p.

9. Krasheninnikov P. V. Sovetskoe pravo. Itogi: Ocherki o gosudarstve i prave. 1962—1984 [Soviet law. Results: Essays on the state and law. 1962—1984]. Moscow, Statut Publ., 2020. 350 p.

10. Lysenkov S. G. Velezhev S. I., Moldabaev S. S. Criminal liability of servicemen during the Great Patriotic War of 1941 — 1945. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii = Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia Bulletin, 2003, no. 1(17), pp. 26 — 32. (In Russian).

11. Mesropov R. M. The practice of military prosecutors exercising their powers to counteract the dissemination of false information in information and telecommunications networks to discredit the Armed Forces of the Russian Federation. Otvetstvennost za prestupleniya protiv mira i bezopasnosti chelovechestva, sovershennye natsionalisticheskim rezhimom Ukrainy, diskreditatsiyu organov gosudarstvennoi vlasti i Vooruzhennykh Sil Rossiiskoi Federatsii. Materialy nauchno-prakticheskogo seminara, Moskva, 26 aprelya 2023 g. [Responsibility for crimes against the peace and security of mankind committed by the nationalist regime of Ukraine, discrediting state authorities and the Armed Forces of the Russian Federation. Materials of

Середа И. М., Ступина С А. Некоторые вопросы противодействия преступности в условиях информационной войны (часть 2)

ПРОЛОГ:

Журнал о ПРАВЕ PROLOGUE:

Law Journal

a scientific and practical seminar, Moscow, April 26, 2023]. Moscow, University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation Publ., 2023. 90 p. (In Russian).

12. Nevsky S. A., Pikurov N. I. On the educational function of the criminal law (Based on the materials of L. E. Vladimirov's work "Criminal legislator as educator of the people". Moscow, 1903). Vestnik Vserossiiskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii = Bulletin of the Advanced Training Institute of the MIA of Russia, 2020, no. 3 (55), pp. 12-18. (In Russian).

13. Nemirovsky E. Ya. Sovetskoe ugolovnoe pravo. Chasti obshchaya i osobennaya [Soviet criminal law. Parts general and special]. 2nd ed. Odessa, 1926. 292 p.

14.Sereda I. M., Stupina S. A. High Treason: Individual Qualification. Prologue: Law Journal, 2023, no. 1(37), pp. 79-90. (In Russian). DOI: 10.21639/2313-6715.2023.1.9.

15. Streltsov A. A. On the Information Law Subject and Method. Informatsionnoe pravo = Informational Law, 2019, no. 4 (62), pp. 4-11. (In Russian).

16. Stupina S. A. Opinion or slander? New in Article 128.1 of the Criminal Code of the Russian Federation. Aktualnye problemy borby s prestupnostyu: voprosy teorii i praktiki. Materialy 24th mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Krasnoyarsk, 8—9 aprelya 2021 g. [Actual problems of combating crime: questions of theory and practice. Materials of the XIV International Scientific and Practical Conference, Krasnoyarsk, 8-9 April 2021]. Krasnoyars, Siberian State Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 2021, pt. 2, pp. 184-186. (In Russian).

17. Chuchaev A. I., Korobeev A. I., Huang Daoxiu (eds). Ugolovnyi kodeks Kitaiskoi Narodnoi Respubliki [Criminal Code of the People's Republic of China]. 2nd ed. Moscow, 2021. 312 p.

18. Feuerbach P. A. Ugolovnoe pravo [Criminal law]. Saint Petersburg, 1810. 486 p.

19. Tsepelev V. F. Conjuncture in the context of the grounds for criminalization of acts and its reflection in the Russian criminal law. Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina = Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL), 2018, no. 12 (52), pp. 18-22. (In Russian).

20. Estrin A. Ya. On complicity under the Criminal Code of the RSFSR. Sovetskoe pravo = Soviet Law, 1922, no. 3, pp. 63-81. (In Russian).

21. Claverie B., Cluzel F., du. The Cognitive Warfare Concept. URL: https://www.innovationhub-act.org/ sites/default/files/2022 02/CW%20article%20Claverie%20du%20Cluzel%20final_0.pdf.

22.Ignatius D. Russia's Radical New Strategy for Information Warfare. Washington Post, 2018. January 18.

23. Lilly B., Cheravitch J. The Past, Present, and Future of Russia's Cyber Strategy and Forces. Tallinn: NATO Cooperative Cyber Defense Center of Excellence, 2020. URL: https://ccdcoe.org/uploads/2020/05/ CyCon_2020_8_Lilly_Cheravitch.pdf.

24. Walton C. What's Old is New Again: Cold War Lessons for Countering Disinformation. Texas National Security Review (Fall 2022). URL: https://tnsr.org/2022/09/whats-old-is-new-again-cold-war-lessons-for-countering-disinformation/.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Серед Ирин Мих йловн (Иркутск) - доктор юридических н ук, профессор, з ведующ я к федрой уголовного пр в и криминологии Иркутского институт (фили л ) Всероссийского госуд рственного университет юстиции (РПА Минюст России) (664011, Россия, Иркутск, ул. Не-кр сов , 4, e-mail: irina-sereda@mail.ru).

Ступин Светл н Алекс ндровн (Железногорск) - к ндид т юридических н ук, доцент, доцент к федры судебной экспертизы Сибирской пож рно-сп с тельной к демии ГПС МЧС России (662972, Россия, Железногорск, ул. Северн я, 1, e-mail: sstupina@mail.ru).

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Sereda, Irina M. (Irkutsk) - Dr. Sci. (Law), Professor, Head of the Criminal Law and Criminology Department, Irkutsk Institute (Branch), All-Russian State University of Justice (4 Nekrasova St., Irkutsk, 664011, Russia, e-mail: irina-sereda@mail.ru).

Stupina, Svetlana A. (Zheleznogorsk) - Cand. Sci. (Law), Docent, Assoc. Professor, Department of Forensic Expertise, Siberian Fire and Rescue Academy of the Russian Ministry for Emergency Situations (1 Severnaya St., Zheleznogorsk, 662972, Russia, e-mail: sstupina@mail.ru).

ПРОЛОГ:

Журнал о праве PROLOGUE:

Law Journal

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.