ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕСТУПНЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ
УДК 343.9 ББК 67.51
С.У. Дикаев*
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОТИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
Аннотация: Наркотизацию населения России следует рассматривать как одну из главных угроз национальной безопасности. Россия выступает за создание международной комиссии по ликвидации афганского наркопроизводства.
Ключевые слова: наркомания; наркотизация; афганское наркопроизводство; легализация «лёгких» наркотиков; лечебно-трудовые профилактории.
S.U. Dikaev
SOME ISSUES CONCERNING COUNTERACTION TO NARCOTIZATION OF THE RUSSIAN PEOPLE
Annotation: Narcotization of the Russian population should be considered one of the main threats to the national security. Russia supports establishing the international commission on elimination of Afghan drug production.
Key words: drug addiction; narcotization; Afghan drug production; soft drug legalization; activity therapy centre.
1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Наркомания — заболевание, выражающееся в физической и/или психической зависимости от наркотических средств, в непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящем к глубокому истощению физических и психических функций организма. Невозможность принять очередную дозу наркотика вызывает тяжёлые соматические расстройства — абстинентный синдром («ломку»).1 Поэтому, видимо, наркомания переводится с греческого как страсть к оцепенению, как оцепенение безумием.
Наркотизация населения — процесс вовлечения в систематическое потребление наркотиков лиц из различных слоёв
Салман Умарович Дикаев — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России, президент Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: [email protected]
© С.У. Дикаев, 2010
1 Гилинский Я.И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. 2е изд., перераб. и доп. — СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009. — С. 349.
Криминология
населения, заканчивающее наркозависимостью какой-то части вовлечённых.
Наркотизацию населения следует рассматривать как одну из главных угроз национальной безопасности по нескольким причинам:
А) Рост числа потребителей наркотиков в России. Если количество только учтённых органами здравоохранения потребителей наркотиков в России в 2000 году достигало 375 тыс. человек, то на конец 2009 года официально зарегистрировано около 550 тысяч потребителей наркотиков, а наркозависимыми являются, по разным данным, около 2—2,5 миллионов россиян, что составляет почти два процента населения2 По данным ВОЗ, если доля наркоманов в структуре населения составляет от 7 процентов и более, то в этой стране происходят необратимые про-
2 «Об итогах оперативно-служебной деятельности ФСКН России в 2009 году и задачах на 2010 год». URL://http://www.fskn.gov.шДskn/index/news.htm ?id=10291358 (дата обращения: 17.10.2010); Болот-ский Б.С., Волеводз А.Г., Воронова Е.В., Калачев Б.Ф. Борьба с отмыванием доходов от индустрии наркобизнеса в странах Содружества. - М., 2001.
цессы дегенерации населения, разложения всех социальных структур. Наркокультура начинает воспроизводиться в её собственных рамках. По расчётам специалистов, количество наркоманов в России перешло 7-процентный порог и составляет от 10 до 18 миллионов человек.3 Причём две трети из них — молодёжь до 30 лет.4
Ежегодно почти 75 тысяч человек впервые пробуют наркотики. Кроме того специализированными наркологическими учреждениями зарегистрировано почти 138 тысяч детей и подростков, страдающих наркологическими расстройствами.
Более или менее наглядность реального положения дел с наркотизацией населения обеспечивается официальной статистикой выявленных противоправных действий с наркотиками. А она показывает, что средний уровень правонарушений во многих странах Евросоюза возрос в несколько раз.5 В России, по данным статистики МВД России, в 2009 году выявлено 238,5 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 2,5 % больше, чем в 2008 году. По сравнению с 2008 годом на 1,6 % возросло число преступлений, совершённых с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, сократился с 52,8 % в 2008 году до 52,3 %.6
Мы не идеализируем нашу статистику преступности и понимаем, что регистрируемая преступность это всего лишь часть от всего массива преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота наркотиков, поскольку подавляющее большинство их остается латентными. Но из приведённых цифр видно, что положение дел в лучшую сторону не меняется, а напротив, проблема только усугубляется.
3 Позднякова М.Е. Особенности наркотизации населения в современной России. URL: http:// www.narkotiki.ru/mir_5495.html (дата обращения:
17.10.2010).
4 Миронов С.М. Наркотизация — угроза национальной безопасности России // Новая политика.
— Интернет-журнал. — 2009. — 21 декабря.
5 Гилинский Я.И. Указ. раб. — С. 357.
6 Официальный сайт МВД России.
Б) Рост числа потребителей порождает, по меньшей мере, пропорциональный рост предложения, соответственно, растёт оборот наркотиков.
В одной из своих работ мною было высказано предположение, что ввиду особого геополитического положения Россию ожидают нерадужные перспективы в области противодействия наркотизму.7 К такому выводу я пришёл, проанализировав деятельность США и их союзников в Афганистане, которая привела к резкому росту производства опиума в этой стране. По подсчетам ООН, в последний год правления талибов Афганистан поставил на мировой рынок 185 тонн опиума. А за 10 месяцев правления Х. Карзая в 2004 году, приведённого к власти американцами, было уже произведено 2500 тонн этого наркотика.8 Других источников существования у афганского народа нет. Из обещанных США 4,5 миллиардов долларов на нормализацию экономики и социальной жизни афганцев выделено не более 600 миллионов.9 Видимо, изначально «освободителями» было решено покрыть разницу в обещанном и фактически предоставленном за счёт «внутренних» резервов Афганистана, а именно путём расширения производства наркотиков. Возрастание производства наркотика вызовёт и рост потребителей наркотиков, прежде всего внутри страны, что может в перспективе превратить афганский народ в народ-наркоман.
Спустя пять лет к аналогичным выводам приходит и руководитель ФСКН РФ В. Иванов. По его мнению, цели ООН по уничтожению наркотической угрозы в Афганистане провалены. НАТО не уничтожило наркотики и, видимо, не планирует этим заниматься. «По сути, идёт
7 Дикаев С.У. Терроризм и преступления террористического характера: Уголовно-правовое и криминологическое исследование. — СПб., СПбУ МВД России, 2004. — С. 269.
8 Ростовский М. Опиум для народа // Московский комсомолец. — 2002. — 22 октября.
9 Петрищев В.Е. Состояние и тенденции терроризма в СНГ // Международный терроризм в СНГ. Антитеррористический центр СНГ. Материалы «Круглого стола». — М., — 2003. — С. 13.
имитация борьбы с наркотиками», — констатировал он.10 Отказ США от уничтожения посевов наркотиков в Афганистане прямо приводит к ухудшению наркоситуации в России. При этом, как замечает В. Иванов, рост героинового давления на Россию продолжается. Особенно это касается Северо-Кавказского региона, куда объём поставок наркотиков в 2009 году возрос в 8 раз. А производство наркотиков за последние 9 лет в условиях присутствия международных сил в Афганистане увеличился уже в 40 раз.
Таким образом, есть основания подозревать, что это целенаправленная политика оккупантов, и производство наркотиков в Афганистане осуществляется под контролем государственных структур. Косвенным свидетельством тому являются следующие обстоятельства: а) ООН во многом устранилась от реализации программ в этой сфере, передав эти задачи в ведение НАТО, а НАТО, в свою очередь, передало ответственность за борьбу с наркопроизводством в Афганистане на национальный и даже провинциальный уровень этой страны; б) внутри России снижается количество изъятий наркотиков и случаев привлечения к ответственности виновных (возникают подозрения в участии в распространении наркотиков спецслужб стран НАТО. Осуществить транспортировку такого количества наркотиков возможно, разве что, используя разбросанные по всему миру военные базы США. Полагаю, что причиной того, что Северный Кавказ стал основным потребителем афганского наркотика напрямую связан с присутствием США в Грузии); в) по данным различных источников, наркокартели Афганистана контролируются родным братом президента Х. Карзая.
За то, что производство и распространение наркотиков производится под контролем государственных структур, говорит и тот факт, что за 2009 год произошло резкое падение объёмов перехватываемых в России наркотиков. В. Иванов приводит такие данные: с 5 тонн героина в 2008
10 Российская газета. Федеральный выпуск.
- № 5087 (8). - 2010. - 19 января.
Криминология
году до 593 кг. в 2009 г., с 230 тонн гашиша в 2008 г. — до 53 тонн в 2009 г. Одновременно в 13 раз уменьшилось количество арестов наркодилеров, а число ликвидированных нарколабораторий за три года сократилось в 10 раз.11
Для сравнения замечу, что в 2001 году правоохранительными органами России было изъято из незаконного оборота около 80 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих ве-
ществ.12
Такое резкое снижение показателей борьбы с наркотрафиком говорит о том, что поставки наркотиков и их распространение осуществляются с использованием каналов спецслужб, и что наши спецслужбы не всегда в состоянии противостоять иностранным, в частности американским. Только этим можно объяснить и то положение, что почти 90 % наркозависимых России потребляют опиаты афганского происхождения, и что именно Россия стала основным потребителем афганского героина. Последнее, между прочим, можно рассматривать как диверсионную деятельность США в отношении России, что требует адекватной реакции с нашей стороны.
Наркобизнес — явление, прежде всего, экономическое, составная часть преступности глобальной экономики. Преступная торговля наркотиками относится к числу преодолимых явлений. Её надо сделать невыгодной.13 А пока наращивание масштабов производства афганского наркотика выгодно странам НАТО, действенной антинаркотической политики ожидать не приходится.
11 Российская газета. Федеральный выпуск. -№ 5123 (44). - 2010. - 4 марта.
12 Мусаев А.Н. Механизм противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. — СПб.: СПб университет МВД России, 2003.
— С. 17.
13 Шестаков Д.А. Хотим ли мы ликвидировать наркобизнес? (теоретико-криминологический подход) // Безопасность большого города: «Современные технологии профилактики наркопотребления и противодействия наркопреступности»: Материалы 4-й науч.-практ. конф. (17 ноября 2009 г.). — СПб.: Правительство Санкт-Петербурга, 2009. — С. 23-24.
В) Отсутствие какой-либо системы— самосанация общества от лиц, заражённых недугом наркотизма.
Это обстоятельство должно рассматриваться как главное условие наркотизации населения России.
В Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации отмечалось, что «государственная политика по контролю за наркотиками должна обеспечивать баланс мер, направленных на предупреждение и пресечение незаконного предложения наркотических средств и уменьшения спроса на них, и строиться по следующим главным направлениям: совершенствование порядка регулирования законного оборота наркотических средств; борьба с их незаконным оборотом; предупреждение незаконного потребления этих средств; лечение и социальная реабилитация больных наркоманией».14
Установлено, что один сбытчик обслуживает 18-20 потребителей. С другой стороны, известен прозелитизм (от лат. «обращённый», «нашедший свое место») наркоманов. Каждый наркоман, по оценочным данным, «заражает» шесть-десять человек. Большинство потребителей наркотиков в той или иной форме совершают противоправные действия не только в сфере незаконного оборота наркотиков. Ежедневно наркоман на удовлетворение наркотического голода тратит 500 рублей, а в месяц не менее 15 тыс. рублей. И это помимо того, что ему нужны деньги на пропитание, одежду, проезд и прочее. Зарабатывать такие деньги в России нелегко человеку, ведущему здоровый образ жизни, и уж вовсе нереально зарабатывать такие
деньги наркоману. Из этого следует, что деньги на наркотики добываются преступным путём, в основном путём совершения краж, грабежей и разбоев. Об этом говорит сопоставление статистических данных о количестве лиц, совершивших корыстные преступления, и лиц, на момент совершения преступления не имевших постоянного источника дохода.
Можно предположить, что значительный процент совершённых корыстных преступлений есть результат преступной деятельности лиц, не имевших на момент совершения преступления постоянного источника дохода. Значительную долю из числа последних составляет рассматриваемая категория лиц.
Показателем роста наркотизации общества является и увеличение доли женщин — потребителей наркотиков. Их доля колеблется от 12 до 30 процентов (в конце 1980-х годов этот показатель колебался от 2 до 7 процентов). Резко увеличилось число женщин, которым впервые поставлен диагноз «наркомания». Отмечается рост женской преступности, связанной с потреблением наркотиков, преобладают тяжёлые формы наркомании с выраженными медицинскими и социальными последствиями. Наркомания распространена в большей степени среди молодых женщин до тридцати лет.
60% ВИЧ-инфицированных заразились через инъекционное употребление наркотиков.15 30 тысяч — погибают вследствие их потребления (за прошлый год погибло 92 тыс. человек).16
Кроме того, следует иметь в виду, что и места лишения свободы представляют исключительную опасность как для самих
Годы 2006 2007 2008
% лиц, совершивших корыстные преступления от общего числа привлечённых к уголовной ответственности 54,3 % 53,2 % 50,0 %
% лиц, совершивших преступление и не имевших на момент совершения преступления постоянного источника дохода 59,6 % 59,6 % 60,8 %
14 Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации: Утверждена Постановлением Верховного совета Российской Федерации от 22 июля 1993 года № 5494-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1993. — № 32. — Ст. 1265.
15 Миронов С.М. Наркотизация — угроза национальной безопасности России // Новая политика.
— Интернет-журнал. — 2009. — 21 декабря.
16 Российская газета-Неделя - Башкортостан.
- № 5102. - 2010. - 4 февраля.
осуждённых и сотрудников УИС, так и для населения России в целом. Достаточно сказать, что в учреждениях УИС (на всех режимах), по данным на 1 июля 2003
г., содержались 405 тыс. человек, из которых каждый второй страдал различными заболеваниями: психическими расстройствами — 236 тыс. человек; активной формой туберкулеза — более 77 тыс. человек; наркоманией — 102 тыс. человек. А 37 тыс. человек, то есть 5 % от всех находящихся в учреждениях УИС лиц, были инфицированы ВИЧ.17
За прошедшие шесть лет ситуация в лучшую сторону не изменилась. Значит, наши места лишения свободы не только превращают «плохих ребят в негодяев» (Я.И. Гилинский), но и являются местами, где происходит взращивание социально опасных элементов — распространителей различных заболеваний. Это обстоятельство в предлагаемых мерах профилактики у нас вообще не учитывается. Более того, уголовная политика России последних лет идёт в противоположном направлении. Мало того, что ликвидировали ЛТП и запретили принудительное лечение от алкоголизма и наркомании не совершивших преступления лиц. Государство фактически посчитало состояние хронического алкоголика или наркомана неопасным как для самого больного, так и для окружающих. До недавнего времени ещё сохранялась возможность принудительного лечения этой категории лиц, совершивших преступления и признанных судом нуждающимися в лечении (ст.ст. 97—99 УК РФ), что позволяло хоть какой-то части помочь в излечении. Однако внесение законом от 8.12.2003 года поправок в ст. 97 и 99 УК РФ, а также в ст. 18 УИК РФ лишило лиц, нуждающихся в лечении, и этой возможности. Теперь алкоголизм и наркомания стали сугубо личной проблемой самого человека, страдающего этими недугами, и его родственников, а отчасти и соседей, которые вынуждены постоянно терпеть рядом с собой этих социальных девиантов.
17 См.: Российская юстиция. — 2003. — № 10.
— С. 3.
Криминология
2. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
В научной литературе есть различные суждения о том, как должно поступить общество в условиях нарастания угрозы массовой наркотизации населения. Учёные высказывают противоположные мнения. Одни считают, что нужно легализовать «легкий наркотик», по примеру Голландии (Я.И. Гилинский), другие обосновывают необходимость радикальных мер в отношении как самих наркоманов, так и наркодельцов (таких большинство). В частности, предлагается карать смертной казнью, как это делается в Китае.
Полагаю, что ни первый, ни второй вариант для современной России не подходит по ряду причин.
Во-первых, давно замечено, что с явлением, ставшим массовым, бороться только карательными мерами бессмысленно. Тогда действительно усматривается смысл в легализации потребления наркотиков. Вероятнее всего к этому мы всё равно придём лет через 10-20. Об этом говорит, в частности, то, что наше общество значительно терпимее, чем десять лет назад, стало относиться к наркоманам. Ещё 20 лет назад наше общество вело непримиримую борьбу с алкоголизмом, но теперь мы с юмором вспоминаем то время. Возможно, что через десятилетие у нас будет такое же отношение и к наркоманам. Но сейчас этого делать нельзя, общество должно «созреть» экономически, нравственно, культурно для такого решения, как легализация наркотиков.
Д.А. Шестаков справедливо отмечает, что «легализация торговли накросо-держащими средствами это — возможно, эффективный инструмент по выбиванию одного из финансовых рычагов в механизме воспроизводства преступности глобальной экономики. Но надо отнестись к нему с чрезвычайной осторожностью... В странах, в которых употребление наркотиков в той или иной мере было легализовано (Нидерланды, Швейцария, Бельгия, Германия.), не в полной мере соблюдено требование государственной монополизации торговли наркотиками и осуществление потребления наркотиков под строгим медицинским контролем.».
Едва ли возможен переход на строго регламентированную государственную торговлю наркотическими средствами в отдельно взятой стране. Для этого требуется международное сотрудничество.».18
Легализация «лёгких» наркотиков в современный период России будет благом для самих наркоманов и, возможно, для государства (вероятнее всего оно будет держать монополию на поставку наркотиков), но может обернуться бедой для значительной части населения страны. Как бы там ни было, сегодня наркоманы ещё стыдятся своей привычки (страсти, болезни). А их легализация снимет с них и эту последнюю преграду — внутреннего «тормоза», и тогда их поведение вовсе будет не прогнозируемо. Предположим, что наркоманы всей страны объединятся, создадут свою политическую партию и захотят побороться за власть в стране. При таком развитии событий, возможно, что они могут установить ответственность за отказ употреблять наркотик, как в свое время Петр I заставлял курить табак под страхом наказания.
Во-вторых, то, что может себе позволить Китай со своим 1,3 миллиардным населением, не может позволить себе Россия с населением в десять раз меньшим, чем в Китае, упорно сползающая в демографическую яму. В этих условиях жизнь человека, в том числе и жизнь наркомана, преступника, должна цениться очень высоко.
В-третьих, китайский метод может «сработать» лишь тогда, когда есть ясные представления о наркоситуации в стране, когда случаи, при которых следует карать смертью единицы в год, а не сотни и тысячи как в России. Например, даже если ввести в России смертную казнь и приговаривать к ней только иностранных граждан — наркодельцов (я знаю, что это в принципе невозможно), то, по данным за
2009 год, это внушительная цифра: только органами наркоконтроля было задержано более 1,2 тысячи таких лиц, что на 28 про-
18 Шестаков Д.А. Хотим ли мы ликвидировать наркобизнес? (теоретико-криминологический подход). — С. 23-24.
центов больше, чем за 2008 год.19
Можно привести и другие аргументы, но полагаю, достаточно и сказанного, чтобы показать необходимость поиска третьего пути решения этой проблемы.
3. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Совершенно очевидно, что за признанием несовершенства общественного устройства должно следовать создание надёжной государственной системы по самосанации общества путём принятия специфических мер в отношении лиц (и не только наркоманов), от которых следует ожидать ненормативного поведения (алкоголики, проститутки, лица, страдающие психическими заболеваниями, венерическими и прочими заразными болезнями и пр.).
Система мер противодействия наркотизации населения должна носить адресный характер, для чего необходимо всех субъектов разделить на две категории: а) потребители наркотиков, не являющиеся наркоманами, т. е. не являющимися зависимыми от наркотиков («любители», потребляющие наркотики от случая к случаю); б) наркоманы, имеющие устойчивую зависимость от наркотиков.
Говоря о системе мер в отношении лиц первой категории, полагаем необходимым отметить следующее:
Во-первых, сегодня, в том числе из-за пробелов в законодательстве, практически отсутствует институт социальной профилактики преступлений. Если раньше в какой-то степени потенциального преступника-дебошира можно было локализовать в условиях существовавших тогда лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП) путём применения административного надзора, воздействовать мерами общественного характера, то сейчас, по сути, единственным рычагом для предупреждения преступности таких лиц остаются уголовно-правовые меры превентивного
19 «Об итогах оперативно-служебной деятельности ФСКН России в 2GG9 году и задачах на 2G10 год». Доклад директора ФСКН России В. Иванова. URL: http: //www.fskn.gov.ru/fskn/index/news. htm?id=10291358@cmsArticle (дата обращения:
17.10.2010)
характера. Полагаем, что нужны специальные и серьёзные исследования, направленные на установление того, в каком виде возможно возродить традиционные для советского периода формы общественной самодеятельности, которые вносили определённую лепту в сдерживание пьянства, алкоголизма и наркомании (товарищеские суды, общества трезвости, комиссии по борьбе с пьянством на предприятиях и т.
д.). С целью восполнения объёма работы, выполнявшейся ранее различными формами общественной самодеятельности, нужно активно сотрудничать в деле борьбы с пьянством и алкоголизмом с вновь образованными общественными объединениями, в том числе национальными и религиозными движениями.
Во-вторых, для лиц, употребляющих наркотики или употреблявших их ранее, должен быть поставлен жесткий барьер на пути их поступления на государственную или муниципальную службу, выдвижения их в депутаты различных уровней. Подвергнуть проверке всех лиц, находящихся на государственной или муниципальной службе, и действующих депутатов всех уровней с принятием соответствующих кадровых решений в отношении тех из них, у кого «диагноз» подтвердится. Такие же меры рекомендовать и крупным компаниям в отношении своих сотрудников. Тем самым у лиц, склонных к потреблению наркотиков, будет мощнейший стимул к воздержанию от удовлетворения своего любопытства. Они будут также знать, что делают себе невозможным продвижение вверх по социальной лестнице.
Применительно ко второй категории полагаем, что есть необходимость в реанимации института принудительного лечения алкоголиков и наркоманов, который прекратил свое существование в 1993 году.20 Об этом же говорили многие учё-
20 Постановление Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»» от 24 июля 1993г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — № 33. — Ст. 1317; Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Вер-
ные-наркологи, указывая на то, что порой и добровольное обращение за наркологической помощью, как правило, являлось итогом серьёзного нажима со стороны родных и близких больного.21 Кроме того, помимо лечебного эффекта, хоть и не столь существенного, принудительное лечение больных вне семьи давало последней хоть какую-то передышку, а значит и новые силы, и терпение жить вместе.
По нашему мнению, есть острая необходимость в создании специализированных охраняемых стационаров для лечения хронических алкоголиков и наркоманов. Такой шаг можно сделать в рамках Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан,22 так как статья 34 Основ допускает оказание медицинской помощи без согласия больного в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а статья 42 устанавливает, что перечень таких заболеваний определяется Правительством РФ. Включение Правительством РФ хронического алкоголизма и наркомании в этот перечень позволило бы восстановить принудительное лечение в рамках действующего законодательства, что сыграло бы положительную роль в противодействии вовлечения населения в наркоманию.
Применительно к лицам, отбывшим уголовное наказание в виде лишения свободы, уклонявшимся в период отбывания наказания от обязательного лечения и нарушавшим санитарно-противоэпидемические правила, необходимо включить в уголовно-исполнительное законодательство обязанности администрации лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждений выходить с представлением в суд о продлении обязательного стационарного лечения таким освобождаемым.
ховного Совета Российской Федерации. — 1993.
— № 33. — Ст. 1318.
21 Иванец Н.Н., Валентик Ю. В. Алкоголизм.
— М.: Наука, — 1988. — С. 134.
22 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — № 33. — Ст. 1318.
криминология
Для этого необходимо статью 18 УИК РФ дополнить частью 4 следующего содержания:
«4. В отношении осуждённых, больных алкоголизмом, наркоманией, открытой формой туберкулеза, не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, а также ВИЧ-инфицированных, подлежащих освобождению из учреждений, исполняющих уголовное наказание, администрация лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждений обязана входить с представлением в суд о продлении обязательного их лечения после освобождения».
Среди наркоманов есть категория людей, которые видят смысл жизни в вечном пребывании в состоянии нирваны. Эта категория наркоманов никогда не сможет избавиться от наркозависимости, оставаясь постоянной угрозой для общества. Полагаю, что для таких лиц должны быть созданы резервации (можно их назвать «санаториями», «профилакториями» и т. п., дабы не раздражать правозащитников), функционирующих в режиме «свободного входа». В такие учреждения нужно помещать по заявлению наркоманов, а выпускать только после их полного излечения. Тем, кто захочет излечиться от наркомании, должна быть предоставлена такая возможность, для чего в учреждениях следует наладить работу наркологов. А тем, кто не хочет лечиться, бесплатно выдавать столько наркотика, сколько им нужно. На содержание таких учреждений и удовлетворение потребностей в наркотиках можно пустить наркотики, деньги и ценности,
изымаемые у наркоторговцев. Тем самым нагрузка на бюджет государства будет сведена к минимуму. Думаю, что здоровой частью общества должно осознаваться, что наличие таких учреждений в большей степени соответствует принципам человечности и человеколюбия, чем их отсутствие. А преследование больных наркоманией, привлечение их к юридической ответственности за свою страсть, преодолеть которую они не в состоянии, выглядит как осознанное их истязание и мучение.
В заключение отметим, что Россия выступает за создание международной комиссии по ликвидации афганского наркопроизводства. Глава Госнаркоконтроля России убеждён, что эту проблему надо рассматривать как угрозу всему миру. Он предлагает создать международную комиссию по ликвидации афганского наркопроизводства, определив чёткие задачи этой комиссии на ближайшие 5 лет. Надежды России, что эта инициатива найдет поддержку, основаны на том, что в августе
2010 г. Россия будет председательствовать в Совбезе ООН.23 Однако представляется, что НАТО не откажется от дешёвых денег, тем более от денег, заработанных на крови и бедах российского народа, и вряд ли страны НАТО позволят России возглавить всемирное движение по его ликвидации. Это говорит о том, что России нужно рассчитывать только на свои силы, и главные усилия должны быть направлены на пресечение поступления афганского наркотика на территорию России, в том числе и силами спецслужб и Министерства обороны России.
23 Российская газета. Федеральный выпуск. - № 5123(44). - 2010. - 4 марта.