УДК 342.9
DOI: 10.19073/2658-7602-2020-17-2-273-279
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕСЕКАТЕЛЬНО-НАКАЗАТЕЛЬНЫХ МЕР В ХОДЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА _ЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
РЯБЧЕНКО Денис Сергеевич*
И rds2204@mail.ru
Ул. Зои Космодемьянской, 1, Невинномысск,
Ставропольский край, 357101, Россия
Аннотация. В рамках мер административно-правового принуждения выделяется и рассматривается комплекс пресекательно-наказательных мер, применяемый Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в ходе государственного контроля и надзора за образовательными организациями. На основе анализа норм федерального законодательства, регулирующего указанные меры, систематизируются административно-наказательные процедуры, применяемые Рособрнадзором. Автором отмечается законодательная несогласованность в вопросах применения административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательных образовательных требований. Обосновывается необходимость введения такой меры, как «представление суда о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших неисполнению предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, установленного вида», и ряда специальных административных процедур, регламентирующих применение данной меры.
Ключевые слова: государственный контроль и надзор, нарушение обязательных образовательных требований, административное правонарушение, административная процедура, предписание об устранении нарушений.
Some Issues of the Application of Preventive-Punitive Measures in the Course of State Control and Supervision of Educational Organizations
Ryabchenko Denis S.**
И rds2204@mail.ru
1 Zoi Kosmodemyanskoi st., Nevinnomyssk, Stavropol
region, 357101, Russia
Abstract. The article within the framework of measures of administrative legal compulsion stands and examines the complex preventive and punitive measures applied by the Federal service for supervision in education and science during the state control and supervision over educational institutions. On the basis of a comprehensive analysis of Federal legislation regulating the selected set of measures, administrative and punitive procedures used by Rosobrnadzor are systematized. The article highlights the legislative inconsistency in the application of administrative responsibility for non-fulfillment or improper fulfillment of mandatory educational requirements. The article justifies the need to introduce such a measure as "court submissions on taking measures to eliminate the causes and conditions that contributed to the failure to comply with orders to eliminate violations of mandatory requirements of the established type" and a number of special administrative procedures that regulate the application of this measure.
Keywords: state control and supervision, violation of mandatory educational requirements, administrative offense, administrative procedure, order to eliminate violations.
* Старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента Невинномысского института экономики, управления и права.
** Senior Lecturer of the Department of Economics and Management at the Nevinnomysskiy Institute of Economics, Management and Law.
Анализ законодательства о государственном контроле и надзоре за образовательными организациями (прежде всего это федеральные законы от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»1, от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»2, от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»3, от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и разви-тию»4) позволяет выделить следующие обособленные виды обязательных образовательных требований: 1) предъявляемые к образовательной деятельности; 2) предъявляемые к содержанию и качеству подготовки обучающихся в образовательных организациях; 3) лицензионные образовательные требования; 4) предъявляемые к информационной продукции, используемой в образовательном процессе.
Пресекательно-наказательный комплекс мер государственного контроля и надзора за образовательными организациями, по нашему убеждению, охватывает меры административно-правового принуждения и административные процедуры, применяемые должностными лицами Рособрнадзора в целях привлечения образовательных организаций и (или) их должностных лиц к административной ответственности в ходе осуществления за ними государственного контроля и надзора.
В структуре данного комплекса мер предлагается выделять:
1) меры по составлению протоколов об административных правонарушениях, выявляемых в ходе осуществления государственного контроля и надзора за образовательными организациями. Такие административные правонарушения предусмотрены чч. 2 и 3 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В частности, на основании п. 90 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица Рособрнадзора уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.57, ч. 2 ст. 18.19, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст.ст. 19.6,
19.7, 19.30 КоАП РФ; на основании п. 96 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица Рособ-рнадзора уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.17, ч. 2 ст. 13.21, ч. 16 ст. 19.5 КоАП РФ; на основании ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица Рособрнадзора уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных чч. 2, 3 ст. 19.20 и ст. 19.4.1 КоАП РФ;
2) меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, выявляемых в ходе государственного контроля и надзора за образовательными организациями. Данные меры предусмотрены ст. 27.1 КоАП РФ;
3) меры обеспечения исполнения административных наказаний, назначаемых судом образовательной организации (или), ее должностным лицам в ходе осуществления государственного контроля и надзора за образовательными организациями. Данные меры предусмотрены ст.ст. 32.2, 32.12 КоАП РФ;
4) административные процедуры привлечения образовательных организаций и (или) их должностных лиц к административной ответственности в ходе осуществления государственного контроля и надзора. Данные процедуры регламентированы ст.ст. 27.8, 27.10, 27.14, 28.1, 28.2, 28.3, 28.5, 28.8, 28.9, 32.2, 32.12 КоАП РФ.
Подчеркнем, что в ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ закреплено общее правило, в соответствии с которым Рособрнадзор уполномочен принимать меры по привлечению лиц, допустивших выявленные в ходе государственного контроля и надзора нарушения, к ответственности, в том числе, очевидно, меры по привлечению образовательных организаций и (или) их должностных лиц к административной ответственности за совершенные административные правонарушения, предусмотренные чч. 1, 2 ст. 5.57, ст. 6.17, ч. 2 ст. 13.21, ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, чч. 1, 16 ст. 19.5, ст.ст. 19.6, 19.7, чч. 2 и 3 ст. 19.20, ст. 19.30 КоАП РФ.
Анализ норм КоАП РФ, предусматривающих составы административных правонарушений, которые являются основаниями применения Рособрнадзором пресекательно-наказательных мер, позволяет отметить, что данные основания
1 Рос. газ. 2008. 30 дек.
2 Там же. 2012. 31 дек.
3 Там же. 2011. 6 мая.
4 Там же. 2010. 31 дек.
могут быть связаны косвенно либо непосредственно с осуществлением государственного контроля и надзора за образовательными организациями.
Косвенную связь с осуществлением государственного контроля и надзора за образовательными организациями имеют административные правонарушения, составы которых прямо не указывают на их взаимосвязь с неисполнением либо ненадлежащим исполнением нормативных либо индивидуализированных обязательных образовательных требований [4, с. 51]. В частности, административные правонарушения, косвенно допускающие связь с неисполнением либо ненадлежащим исполнением нормативных обязательных образовательных требований, предусмотрены чч 1, 2 ст. 5.57 и ст. 19.6 КоАП РФ.
В связи с этим в практике Рособрнадзора крайне важно при выявлении данных административных правонарушений установить их связь с нарушением конкретных обязательных образовательных требований. Например, ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ допускает применение мер по привлечению образовательных организаций и (или) их должностных лиц к административной ответственности по фактам реализации указанных прав и свобод. Говоря иначе, крайне важно уточнить взаимосвязь вменяемого образовательной организации нарушения или незаконного ограничения предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся либо нарушения установленного порядка обучения с обязательными требованиями, предъявляемыми к содержанию и качеству подготовки обучающихся либо с обязательными требованиями, адресованными образовательной деятельности в нормах закона или иного нормативного правового акта.
Указанные обязательные образовательные требования, по сути, сформулированы из многочисленных условий, запретов, ограничений, обязанностей, установленных законом или иным нормативным правовым актом для образовательных организаций, ее должностных лиц. Применение ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ требует дополнительного установления взаимосвязи нарушения или незаконного ограничения прав и свобод обучающихся образовательных организаций с неисполнением или ненадлежащим исполнением условий, ограничений, запретов, обязанностей, предусмотренных нормативными обязательными образовательными требованиями.
Непосредственно связаны с осуществлением государственного контроля и надзора за образовательными организациями административные правонарушения, составы которых прямо указывают на их взаимосвязь с неисполнением либо ненадлежащим исполнением нормативных или индивидуализированных обязательных образовательных требований. Непосредственную связь с нарушениями обязательных образовательных требований имеют административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, чч. 1, 16 ст. 19.5, ст.ст. 19.6, 19.7, чч. 2, 3 ст. 19.20, ст. 19.30 КоАП РФ.
При этом следует обратить внимание на то, что административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, чч. 1, 16 ст. 19.5, ст.ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, прямо указывают на связь составов данных правонарушений с индивидуализированными обязательными образовательными требованиями, закрепленными в предписаниях и иных законных требованиях (контрольно-надзорных решениях) Рособрнад-зора.
По основаниям, предусмотренным чч. 2, 3 ст. 19.20, ст. 19.30, а также ст. 6.17, ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ, Рособрнадзор уполномочен применять пресекательно-наказательные меры по выявляемым фактам административных правонарушений, непосредственно связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением отдельных видов нормативных обязательных образовательных требований, а именно: неисполнением или ненадлежащим исполнением лицензионных образовательных требований (основания предусмотрены чч. 2, 3 ст. 19.20 КоАП РФ), неисполнением или ненадлежащим исполнением требований, предъявляемых к образовательной деятельности (основания предусмотрены ст. 19.30 КоАП РФ), неисполнением или ненадлежащим исполнением требований, предъявляемых к информационной продукции, используемой в образовательном процессе (основания предусмотрены ст. 6.17, ч. 2 ст. 13.21, ч. 3 ст. 14.3.1, ч. 16 ст. 19.5 КоАП РФ).
Комплексный анализ составов административных правонарушений, косвенно либо непосредственно связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением нормативных или индивидуализированных обязательных образовательных требований, позволяет сделать вывод, что до настоящего времени в КоАП РФ отсутствуют нормы, непосредственно предусматривающие
административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, предъявляемых к содержанию и качеству подготовки обучающихся в образовательных организациях.
Недостаточность правового регулирования вопросов ответственности в образовании отмечалась многими авторами. Так, по мнению С. В. Барабановой, «простое сопоставление Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и соответствующих статей КоАП свидетельствует о том, что санкции возможно применить лишь за отдельные нарушения, и нет универсальной нормы, которая бы охватывала все их многообразие» [1, с. 554].
Среди общего числа оснований применения мер по привлечению к административной ответственности, связанных с неисполнением предписаний и иных решений, принимаемых Рособр-надзором в ходе государственного контроля и надзора за образовательными организациями, наиболее распространенной в практике данного органа исполнительной власти является ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль».
Важно подчеркнуть, что в чч. 6, 7 ст. 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ закреплено специальное правило, в соответствии с которым Рособрнадзор уполномочен возбудить дело об административном правонарушении по ст. 19.5 КоАП РФ в порядке, установленном КоАП РФ, в случае неисполнения предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства об образовании (в том числе, если отчет, представленный образовательной организацией, допустившей такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен).
Таким образом, можно прийти к выводу, что при отсутствии в чч. 6, 7 ст. 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ указания на конкретный вид нарушения требований законодательства об образовании, представляется
допустимым применение данной нормы по каждому виду нарушения требований законодательства об образовании, обособляемому законодателем. Говоря иначе, эта норма, по сути, позволяет Рособрнадзору возбудить дело об административном правонарушении по ст. 19.5. КоАП РФ в порядке, установленном КоАП РФ, в случае неисполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных образовательных требований установленного вида, в том числе, в случае неисполнения: предписания об устранении нарушений требований, предъявляемых к образовательной деятельности; предписания об устранении нарушений требований, предъявляемых к содержанию и качеству подготовки обучающихся в образовательных организациях; предписания об устранении нарушений лицензионных образовательных требований; предписания об устранении нарушений требований, предъявляемых к информационной продукции, используемой в образовательном процессе.
Указанную ситуацию усугубляет часто встречающаяся практика объединения проверок в рамках лицензионного контроля с проверками в рамках федерального государственного надзора за соблюдением законодательства об образовании. Издается единый приказ о проведении проверки, образуется единая экспертная комиссия, по результатам составляется единый акт проверки. Нелогичным в случае выявления нарушений представляется одновременное применение содержательно идентичных мер административного принуждения [3, с. 78].
На основании чч. 6, 7 ст. 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ в случае неисполнения предписаний об устранении нарушений обязательных образовательных требований любого вида Рособрнадзор возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, регламентированном КоАП РФ, и выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения, а также запрещает прием в данную организацию полностью или частично.
Между тем следует отметить, что по факту неисполнения предписания об устранении нарушений обязательных образовательных требований Рособрнадзор, возбудив и не завершив производство по делу об административном правонарушении, не вправе в порядке, установленном КоАП РФ выдавать какие-либо предписания об устранении нарушений обязательных
требований, в том числе выдавать повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения. Подчеркнем, что в соответствии с ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, отнесены к исключительному ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
Многие авторы, в частности П. И. Кононов, отмечали, что «во многих случаях контрольно-надзорное производство перетекает в производство по делам об административных правонарушениях, при этом законодательство о государственном контроле (надзоре) и законодательство об административных правонарушениях не состыкованы» [2, с. 29].
Резюмируя изложенное, можно констатировать, что регулирующее воздействие чч. 6, 7 ст. 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ не может распространяться на факты нарушений обязательных требований, которые квалифицируются в ходе и по результатам государственного контроля и надзора за образовательными организациями как административные правонарушения, предусмотренные ст. 19.5 КоАП РФ.
В связи с этим такая мера, как «выдача повторно предписания об устранении ранее не устраненного нарушения обязательных требований», предусмотренная ч. 7 ст. 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, может и должна быть заменена в практике Рособрнадзора на специальную пресекательно-наказательную меру, предусмотренную КоАП РФ. Искомая пресека-тельно-наказательная мера, на наш взгляд, может быть производной от представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ. Подчеркнем, что на основании ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, без учета особенностей нормативного правового регулирования государственного контроля и надзора за юридическими лицами и индивидуальны-
ми предпринимателями, в том числе имеющими статус образовательной организации.
Развивая положения ст. 29.13 КоАП РФ, представляется целесообразным дополнить данную статью такой специальной пресекательно-наказательной мерой, как «представления суда о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших неисполнению предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, установленного вида». Полагаем, что данная административно-принудительная мера соответствует ст. 29.13 КоАП РФ, конкретизирует ее применительно к государственному контролю и надзору за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (в том числе за образовательными организациями) и способна исключить необходимость выдачи повторно предписания об устранении ранее не устраненного нарушения.
Учитывая особенности выявляемых нарушений обязательных требований вообще и нарушений обязательных образовательных требований в частности, полагаем, что такая мера, как «представление суда о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших неисполнению предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, установленного вида» заслуживает специального нормативного правового регулирования.
В связи с этим предлагается дополнить ст. 29.13 КоАП РФ частью 3, изложенной следующим образом: «При установлении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 КоАП РФ, судья, рассматривающий дело, вносит на основании мотивированного заявления органа государственного контроля (надзора) в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших неисполнению предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, установленного вида».
При этом полагаем, что в ч. 4 ст. 29.13 КоАП РФ будет логичным указать наиболее значимые общие требования к оформлению названного представления суда, независимо от вида предписания. В частности, отметить, что данное представление должно содержать указание на проведении контрольно-надзорных мер по исполнению конкретных пунктов неисполненного предписания об устранении выявленных
нарушений обязательных требований в сроки, установленные органом государственного контроля (надзора) с учетом обстоятельств, оказывающих влияние на реальную возможность их исполнения (в частности, наличие у лица организационных и технических возможностей исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований).
Поскольку за неисполнение предписания органа государственного контроля (надзора) суд назначает административное наказание в виде административного штрафа по ст. 19.5 КоАП РФ, то будет логичным за неисполнение представления суда о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших неисполнению предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, установить более суровое административное наказание, а именно: назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Данное предложение может быть реализовано посредством внесения изменений в ст. 19.6 КоАП РФ, а именно введения части 2 данной статьи в следующей редакции: «Непринятие по представлению суда, рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших неисполнению предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, - влечет для юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, -административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».
В целях внедрения в практику Рособрнадзо-ра применения такой пресекательно-наказатель-ной меры, как «представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших неисполнению предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, установленного вида», очевидна необходимость разработки и внесения в КоАП РФ ряда специальных административных процедур, а именно процедур, регламентирующих порядок проведения проверки исполнения представления суда о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших неисполнению предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, порядок подачи в суд заявления органа государственного контроля и надзора о внесении судом данного представления, порядок рассмотрения такого заявления су-
дом с обязательным участием уполномоченного представителя организации, которой предлагается внести представление суда о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших неисполнению предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
Процедуры, регламентирующие порядок проверки исполнения представления суда о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших неисполнению предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований установленного вида, позволят должностным лицам Рособрнадзора установить в действиях (бездействии) образовательной организации, ее должностных лиц наличие или отсутствие признаков неисполнения образовательной организацией данного представления суда.
Процедуры, регламентирующие порядок подачи и рассмотрения судом заявления Рособрнад-зора с участием уполномоченного представителя образовательной организации, позволят суду принимать обоснованные и справедливые решения о назначении административного наказания за неисполнение судебного решения по делам об административных правонарушениях, выявляемых в ходе государственного контроля и надзора.
В целях уточнения полномочий Рособрнадзо-ра по применению пресекательно-наказательных мер, предусмотренных КоАП РФ, предлагается в главе «Государственный контроль и надзор за образовательными организациями» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ закрепить максимально полный перечень таких полномочий, в том числе полномочия по обращению в суд с заявлением о необходимости внесения судом представления об устранении причин и условий, способствовавших неисполнению указанных выше видов предписаний.
Следует отметить, что «до настоящего времени по-прежнему наблюдается усиление административного принуждения на фоне дефицита эффективных институтов индивидуализации административной ответственности» [5, с. 6]. Реализация предложенных мероприятий, на наш взгляд, позволит скорректировать «действующую систему административных наказаний, уточнить их содержание, снизить их репрессивность» [6, с. 20], уменьшить административное давление на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вообще и на образовательные организации в частности.
Административное право, административный процесс Список литературы
1. Барабанова С. В. Особенности административной ответственности в сфере образования // Сибирское юридическое обозрение. 2019. Т. 16, № 4. С. 550-557. DOI: 10.19073/2658-7602-2019-16-4-550-557.
2. Кононов П. И. Проблемы возбуждения и разрешения дел об административных правонарушениях, выявляемых в ходе осуществления государственного контроля (надзора) (по материалам арбитражно-судебной практики) // Актуальные проблемы гармонизации судебной реформы с реформой государственного контроля и надзора : сб. науч. ст. М., 2018. С. 29-33.
3. Куликова Т. Б. Проблемы правового регулирования лицензионного контроля за образовательной деятельностью // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2019. Т. 10, № 1. С. 72-83.
4. Стахов А. И. Административно-правовые требования и административно-правовые риски как специальные юридические средства регулирования экономической деятельности в России // Право и экономика: междисциплинарные подходы в науке и образовании. IV Московский юридический форум. XII Международная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения) : материалы конф. : в 4 ч. М. : РГ-Пресс, 2017. Ч. 2. С. 47-52.
5. Стахов А. И. Проблемы и перспективы снижения чрезмерного использования административного принуждения в сфере государственного контроля и надзора, осуществляемого органами исполнительной власти // Актуальные проблемы государственного контроля и надзора, осуществляемого органами исполнительной власти : сб. науч. тр. М., 2017. С. 5-27.
6. Шергин А. П. О концепции нового КоАП РФ // Актуальные проблемы внесудебного и судебного порядков разрешения административных дел, возникающих из отношений государственного контроля и надзора : сб. ст. М., 2019. С. 17-26.
References
1. Barabanova S. V. Osobennosti administrativnoi otvetstvennosti v sfere obrazovaniya [Features of Administrative Responsibility in the Field of Education]. Sibirskoe yuridicheskoe obozrenie - Siberian Law Review, 2019, vol. 16, no. 4, pp. 550557. DOI: 10.19073/2658-7602-2019-16-4-550-557.
2. Kononov P. I. Problemy vozbuzhdeniya i razresheniya del ob administrativnykh pravonarusheniyakh, vyyavlyaemykh v khode osushchestvleniya gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) (po materialam arbitrazhno-sudebnoi praktiki) [Problems of Initiating and Resolving Cases of Administrative Offenses Identified in the Course of State Control (Supervision) (Based on the Materials of the Arbitration Court Practice)]. Aktual'nye problemy garmonizatsii sudebnoi reformy s reformoi gosudarstvennogo kontrolya i nadzora - Actual Problems of Harmonization of Judicial Reform with the Reform of State Control and Supervision. Moscow, 2018, pp. 29-33.
3. Kulikova T. B. Problemy pravovogo regulirovaniya litsenzionnogo kontrolya za obrazovatel'noi deyatel'nost'yu [Problems of Legal Regulation of Licensing Control Over Educational Activities]. VestnikSankt-Peterburgskogo universiteta. Pravo- Vestnik of Saint Petersburg University. Law, 2019, vol. 10, no. 1, pp. 72-83.
4. Stakhov A. I. Administrativno-pravovye trebovaniya i administrativno-pravovye riski kak spetsial'nye yuridicheskie sredstva regulirovaniya ekonomicheskoi deyatel'nosti v Rossii [Administrative and Legal Requirements and Administrative Legal Risks as Special Legal Means of Regulating Economic Activity in Russia]. Pravo i ekonomika: mezhdistsiplinarnye podkhody v nauke i obrazovanii. IVMoskovskii yuridicheskii forum. XIIMezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya (Kutafinskie chteniya). Ch. 2 - Law and Economics: Interdisciplinary Approaches in Science and Education. IV Moscow Legal Forum. XII International Scientific and Practical Conference (Kutafin Readings). Pt. 2. Moscow, RG-Press Publ., 2017, pp. 47-52.
5. Stakhov A. I. Problemy i perspektivy snizheniya chrezmernogo ispol'zovaniya administrativnogo prinuzhdeniya v sfere gosudarstvennogo kontrolya i nadzora, osushchestvlyaemogo organami ispolnitel'noi vlasti [Problems and Prospects of Reducing the Excessive Use of Administrative Coercion in the Field of State Control and Supervision By the Executive Authorities]. Aktual'nye problemy gosudarstvennogo kontrolya i nadzora, osushchestvlyaemogo organami ispolnitel'noi vlasti - Actual Problems of State Control and Supervision By the Executive Authorities. Moscow, 2017, pp. 5-27.
6. Shergin A. P. O kontseptsii novogo KoAP RF [On the Concept of a New Code on Administrative Offences of the Russian Federation]. Aktual'nye problemy vnesudebnogo i sudebnogo poryadkov razresheniya administrativnykh del, voznikayushchikh iz otnoshenii gosudarstvennogo kontrolya i nadzora - Actual Problems of Extrajudicial and Judicial Procedures for the Resolution of Administrative Cases Arising From Relations of State Control and Supervision. Moscow, 2019, pp. 17-26.