УДК 342.9:37
https://doi.org/10.24158/pep.2018.8.24
Рябченко Денис Сергеевич
старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента
Невинномысского института экономики, управления и права
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПОНИМАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕДУРНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ МЕР АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Ryabchenko Denis Sergeevich
Senior Lecturer, Department of Economics and Management, Nevinnomyssk Institute of Economics, Management and Law
SEVERAL ISSUES OF UNDERSTANDING AND OPTIMIZING THE ADMINISTRATIVE AND PROCEDURAL REGULATION OF ADMINISTRATIVE RESTRICTIVE AND COERCIVE MEASURES APPLIED TO STATE CONTROL AND SUPERVISION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Аннотация:
В статье на основе изучения отечественных док-тринальных подходов к пониманию административной процедуры и административного дела, а также комплексного анализа федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного контроля и надзора за образовательными организациями, дано понятие административной процедуры государственного контроля и надзора за образовательными организациями. Кроме того, сформулировано определение и проведено ранжирование по категориям и видам административных дел, возникающих из рассматриваемых отношений. Соотносимо с разработанным подходом раскрыты сущность и содержание законодательной и подзаконной административно-процедурной регламентации мер административно-правового ограничения и принуждения, применяемых Рособр-надзором, как специальных видов административного правотворчества, разработано понятие административного регламента реализации государственного контроля и надзора за образовательными учреждениями. При этом вскрыты существенные пробелы и недостатки подзаконной административно-процедурной регламентации мер административно-правового ограничения и принуждения со стороны Рособрназора.
Ключевые слова:
административная процедура, административное дело, мера административно-правового принуждения, меры административно-правового ограничения, административно-процессуальные нормы, обязательные требования, образовательная организация, государственный контроль, государственный надзор, административный регламент, нарушение обязательных образовательных требований.
Summary:
The research defines the administrative procedure for state control and supervision of educational organizations based on the studies of the Russian doctrinal approaches to understanding the administrative procedure and administrative case as well as a comprehensive analysis of federal laws and other regulations in this regard. Besides, it defines and categorizes the types of administrative proceedings within this relationship. In terms of the approach developed, the study reveals the nature and content of legislative and subordinate administrative procedure for regulating the administrative restrictive and coercive measures applied by the Federal Service for Supervision in Education and Science as special kinds of administrative law-making, devises the concept of administrative regulations in relation to state control and supervision of educational organizations. At the same time, the author identifies the significant gaps and shortcomings of subordinate administrative and procedural regulation of administrative restrictive and coercive measures on the part of the Federal Service for Supervision in Education and Science.
Keywords:
administrative procedure, administrative case, administrative coercive measure, administrative restrictive measure, administrative procedural rules, mandatory requirements, educational organization, state control, state supervision, administrative regulations, violation of mandatory educational requirements.
В настоящее время среди отечественных ученых-административистов не сложилось единообразного понимания таких категорий, как «административная процедура» и «административно-процедурная регламентация», хотя это представляется крайне необходимым в условиях активно развивающегося в России административно-процессуального законодательства, в том числе в сфере государственного контроля и надзора за образовательными организациями. Одна группа исследователей под административной процедурой понимает определенные действия
или деятельность несудебных органов, ограничивая либо расширяя содержание такого рода действий или деятельности [1, с. 7; 2, с. 63; 3, с. 8]. Другие авторы отождествляют административную процедуру с порядком или последовательностью действий несудебных органов [4, с. 18б; 5, с. 4; 6, с. 130]. Наконец, третья группа ученых трактует административную процедуру как специальный нормативный регулятор [7, с. 667; 8, с. 10; 9, с. 132].
Несмотря на существенные различия в суждениях, большинство разработчиков обозначенных научных подходов обоснованно придерживаются мнения, что административная процедура связана с разрешением административных дел [10, с. 83-84; 11]. При этом следует подчеркнуть, что ученые, рассматривающие административную процедуру в качестве нормативного регулятора, аргументированно раскрывают взаимосвязь данной категории не только с административными делами, но также с применением типизированных административно-правовых мер, касающихся исполнения наиболее важных и, как правило, унифицированных административно-правовых функций публичной администрации [12]. Аналогичную точку зрения высказывают авторы ряда постсоветских стран [13].
При отсутствии единообразия доктринальных взглядов такая категория, как административная процедура, используется в отечественном административном правотворчестве. В частности, в Постановлении Правительства РФ от 16.05.2011 г. № 373 в редакции от 13.06.2018 г. «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» под административной процедурой понимаются действия, осуществляемые органами государственного контроля (надзора) в процессе осуществления государственного контроля (надзора), либо действия, осуществляемые органами, предоставляющими государственные услуги, в процессе предоставления государственной услуги в соответствии с требованиями федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Таким образом, в приведенном примере административного правотворчества официально признается взаимосвязь административной процедуры с действиями в рамках государственного контроля и надзора, но не проводится различий между такой процедурой и контрольно-надзорными действиями. Не проявляется в правовой позиции Правительства РФ связь административной процедуры с каким-либо административным делом, а также административно-правовыми мерами, применяемыми в ходе реализации государственного контроля и надзора.
В целях исследования специфики административно-правового ограничения и принуждения, применяемых в сфере государственного контроля и надзора за образовательными организациями, мы разделяем официальное признание Правительством РФ взаимосвязи административной процедуры с действиями по осуществлению государственного контроля и надзора, но при этом полагаем, что недопустимо рассматривать данную категорию в отрыве от административного дела, возникающего из отношений государственного контроля и надзора и административно-правовых мер, применяемых в рамках государственного контроля и надзора.
Под административной процедурой государственного контроля и надзора за образовательными организациями предлагаем понимать систему административно-процессуальных норм, определяющих специальный порядок (последовательность, срочность, вид, характер, правила документального оформления) действий и решений Рособрнадзора, его структурных подразделений, должностных лиц по применению в отношении образовательных организаций, их руководителей и иных должностных лиц мер административно-правового ограничения и принуждения в целях предупреждения, выявления, пресечения и устранения нарушений обязательных образовательных требований, а также пресечения административных правонарушений, выявляемых в ходе осуществления государственного контроля и надзора за образовательными организациями, и привлечению к административной ответственности лиц, совершивших данные правонарушения.
Соответственно, административное дело, возникающее из отношений государственного контроля и надзора за образовательными организациями, определяется как совокупность (круг) вопросов, связанных с применением Рособрнадзором мер административно-правового ограничения и принуждения в целях исполнения возложенных на данный орган исполнительной власти функций по предупреждению, выявлению, пресечению и устранению нарушений обязательных образовательных требований, а также пресечению административных правонарушений, выявляемых в ходе осуществления государственного контроля и надзора за образовательными организациями, и привлечению к административной ответственности лиц, совершивших данные правонарушения.
Системный анализ норм федеральных законов «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (далее - ФЗ-294); «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее - ФЗ-273); «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ (далее - ФЗ-99); «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (далее - Ф3-436); Кодекса Рос-
сийской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) позволяет ранжировать административные дела, возникающие из отношений государственного контроля и надзора за образовательными организациями, на отдельные категории и виды следующим образом.
1. Дела о профилактике нарушений обязательных образовательных требований. Их можно определить как совокупность (круг) вопросов, связанных с применением Рособрнадзором на основании ФЗ-294 мер административно-правового ограничения в целях выполнения возложенной на данный орган функции по предупреждению нарушений обязательных образовательных требований в пределах предоставленных полномочий, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям данных требований. Отдельными видами административных дел о профилактике предлагаем считать следующие: 1) административное дело о профилактике нарушений обязательных требований, предъявляемых к содержанию и качеству подготовки обучающихся в образовательных организациях; 2) административное дело о профилактике нарушений лицензионных требований, предъявляемых к образовательной организации; 3) административное дело о профилактике нарушений обязательных требований, предъявляемых к деятельности образовательной организаций; 4) административное дело о профилактике нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к информации, используемой в учебном процессе. Считаем, что в практической деятельности данную категорию дел нужно документально оформлять, исходя из соображений о недопустимости нарушений требований соответствующего вида, выдаваемых Рособрнадзором образовательным учреждениям. То же касается и иных материалов, связанных с предупреждением нарушений требований, документально оформляемых на основании ст. 8.2 ФЗ-294 в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 г. № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения».
2. Дела о выявленных нарушениях обязательных образовательных требований. Данную категорию можно определить как совокупность (круг) вопросов, связанных с применением Рособрнадзором на основании ст. 2, 17 ФЗ-294 мер административно-правового принуждения, в том числе предусмотренных ФЗ-273 и ФЗ-99, в целях выполнения возложенной на данный орган функции по пресечению и устранению выявляемых нарушений обязательных образовательных требований в пределах предоставленных полномочий. В зависимости от вида нарушения предлагаем разделять подобные дела на следующие виды: 1) дело о выявленном нарушении лицензионных требований, предъявляемых к образовательной организации; 2) дело о выявленном нарушении обязательных требований, предъявляемых к образовательной деятельности; 3) дело о выявленном нарушении обязательных требований, предъявляемых к информации, используемой в учебном процессе. В практической деятельности Рособрнадзора выделенная категория административных дел и их отдельные виды необходимо документально оформлять из материалов действий и решений должностных лиц Рособрнадзора по применению обеспечительных и пресекательно-восстановитель-ных мер в ходе плановых и внеплановых проверок образовательных организаций, в том числе из соответствующих распоряжений о проверках, актов проверок, предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных образовательных требований, приказов о приостановлении и лишении государственной аккредитации, других материалов, документально оформляемых обеспечительных и пресекательно-восстановительных мер, предусмотренных в ст. 2, 17 ФЗ-294, а также ст. 93 ФЗ-273 и ст. 20 ФЗ-99.
3. Дела об административных правонарушениях, выявленных в ходе государственного контроля и надзора за образовательными организациями. Данную категорию можно определить как совокупность (круг) вопросов, связанных с применением Рособрнадзором мер административно-правового принуждения, в том числе предусмотренных в ст. 27.8, 27.10, 27.14, 28.3 КоАП РФ, в целях выполнения (в пределах предоставленных полномочий) функции по привлечению к административной ответственности образовательных организаций, их руководителей и иных должностных лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные в ч. 2 ст. 5.57, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7, ч. 2, 3 ст. 19.20, ст. 19.30 КоАП РФ.
Сформулированный подход к пониманию административной процедуры государственного контроля и надзора за образовательными организациями и ранжирование административных дел, возникающих из отношений государственного контроля и надзора в данной сфере, позволяют рассматривать в качестве специальных видов административного правотворчества законодательную и подзаконную административно-процедурную регламентацию мер административно-правового ограничения и принуждения, применяемых Рособрнадзором. В качестве такой регламентации предлагаем рассматривать разработку и принятие федеральных законов, в которых закрепляются административно-процессуальные нормы, детализирующие и конкретизирующие административные процедуры государственного контроля и надзора за образовательными учреждениями.
Современными средствами законодательной административно-процедурной регламентации мер административно-правового ограничения и принуждения, применяемых Рособрнадзо-ром, являются следующие:
1) федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ;
2) федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3;
3) федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ;
4) КоАП РФ.
В ФЗ-294 детализированы и конкретизированы административные процедуры, которые регламентируют общий порядок организации и проведения проверок образовательных учреждений, их должностных лиц без учета особенностей государственного контроля и надзора за исполнением отдельных видов обязательных образовательных требований. Кроме того, в данном акте закреплен порядок взаимодействия Рособрнадзора с иными государственными органами, органами местного самоуправления при проведении проверок образовательных организаций. Административные процедуры, закрепленные в названном законе, устанавливают административно-процессуальные права и обязанности Рособрнадзора и должностных лиц данного органа при осуществлении проверок, независимо от их предмета, а также единые права и обязанности проверяемых образовательных организаций, их руководителей и иных должностных лиц при осуществлении Рособрнадзором государственного контроля и надзора, меры административно-правового ограничения и принуждения, применяемые Рособрнадзором независимо от вида нарушения обязательных образовательных требований.
В Ф3-273 детализированы и конкретизированы фрагменты административной процедуры проверки образовательных организаций, которые отражают особенности отдельных видов государственного контроля и надзора за образовательными организациями, связанных с соответствующим видом обязательных образовательных требований, а именно: федерального государственного контроля качества образования и федерального государственного надзора в сфере образования.
В ст. 93 ФЗ-273 закреплены следующие административно-процессуальные нормы:
- расширяющие перечень оснований для проведения внеплановых проверок образовательных организаций (в том числе выявление Рособрнадзором нарушения требований законодательства об образовании, федеральных государственных образовательных стандартов) в соответствии с данными мониторинга в системе образования;
- закрепляющие порядок и специальные сроки исполнения предписания об устранении нарушения обязательных образовательных требований;
- определяющие возможность, условия выдачи и срок исполнения предписания об устранении ранее не устраненного нарушения;
- регламентирующие условия приостановления и аннулирования лицензии, выданной образовательной организации;
- устанавливающие порядок приостановления и возобновления действия государственной аккредитации, а также лишения государственной аккредитации в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.
В ст. 19 ФЗ-99 регламентированы административные процедуры, определяющие особенности проведения проверок исполнения образовательными организациями лицензионных требований.
В КоАП РФ закреплены применяемые должностными лицами Рособрнадзора, перечисленными в ч. 90 ст. 28.3. КоАП РФ, административные процедуры: составление протоколов об административных правонарушениях, выявляемых в ходе государственного контроля и надзора за образовательными организациями; обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, обнаруживаемых в ходе рассматриваемых контрольных мероприятий.
Подзаконную административно-процедурную регламентацию мер административно-правового ограничения и принуждения, применяемых Рособрнадзором, предлагаем понимать как разработку и издание административных регламентов и иных подзаконных нормативных правовых актов, в которых на основании и в соответствии с федеральными законами детализированы и конкретизированы административные процедуры государственного контроля и надзора за образовательными организациями. В настоящее время подзаконная административно-процедурная регламентация мер административно-правового ограничения и принуждения, принимаемых Рособрнадзором, осуществляется этим же органом.
На основании ч. 3 ст. 4 ФЗ-294 Рособрнадзор, имея статус федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции контроля и надзора в сфере образования и науки, уполномочен разрабатывать административные регламенты осуществления государственного контроля и
надзора за образовательными организациями в порядке, установленном в Постановлении Правительства РФ от 16.05.2011 г. № 373 в редакции от 13.06.2018 г. «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг». В п. 1 данных правил под административным регламентом государственного контроля (надзора) понимается нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, государственной корпорации, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями по исполнению государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора), устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), проводимых органами государственного контроля (надзора) в процессе осуществления государственного контроля (надзора), который полностью или частично реализуется согласно положениям федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В названном регламенте также установлен порядок взаимодействия между структурными подразделениями органов государственного контроля и их должностными лицами, органами контроля и физическими или юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Оценивая в целом положительно описанный прием подзаконной административно-процедурной регламентации, следует указать на отсутствие оснований для отождествления действий государственного контроля (надзора), в том числе Рособрнадзора, с административной процедурой.
По нашему твердому убеждению, действия всякого органа государственного контроля (надзора), в том числе Рособрнадзора, совершаются в соответствии с административной процедурой государственного контроля и надзора в рамках того или иного административного дела, возникающего из отношений государственного контроля и надзора, которая по сути определяет порядок применения данным органом административно-ограничительных и административно-принудительных мер, в том числе посредством установления взаимного процессуального положения органов государственного контроля (надзора), физических и юридических лиц - участников соответствующего административного дела.
С позиции предлагаемого подхода под административным регламентом осуществления государственного контроля и надзора за образовательными организациями понимается разрабатываемый и принимаемый Рособрнадзором нормативный правовой акт, в котором в соответствии с положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ детализированы и конкретизированы административные процедуры государственного контроля и надзора за образовательными организациями, определяющие в рамках специальных административных дел порядок применения данным органом административно-ограничительных и административно-принудительных мер по предупреждению, выявлению и устранению нарушений обязательных образовательных требований, а также взаимное процессуальное положение органов государственного контроля (надзора), физических и юридических лиц - участников соответствующего административного дела, возникающего из отношений государственного контроля и надзора.
Следуя предложенному подходу, к административным регламентам осуществления государственного контроля и надзора за образовательными организациями нужно отнести: Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 28.09.2016 г. № 1230 в редакции от 21.12.2017 г.; Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.07.2016 г. № 822 в редакции от 21.12.2017 г.; Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.11.2017 г. № 1134.
Анализируя структуру административных процедур, закрепленных в перечисленных административных регламентах, можно сделать вывод, что последние не охватывают все обозначенные категории и виды административных дел, возникающих из отношений государственного контроля и надзора. В частности, до настоящего времени Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки не разработаны и не изданы административные регламенты по профилактике нарушений обязательных образовательных требований, а также по осуществлению госу-
дарственного контроля и надзора за исполнением обязательных требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к информации, используемой в обучении.
В действующих регламентах не установлена взаимосвязь закрепленных в них административных процедур с соответствующими административными делами, разрешаемыми Рособрнадзором в рамках данных процедур, а также отсутствуют такие основные элементы, как правила документального оформления действий и решений Рособрнадзора по применению обеспечительных и пресекательно-восстановительных мер в рамках соответствующего подведомственного административного дела. Кроме того, в регламентах не определен конкретный вид юридической (административной или дисциплинарной) ответственности, которую несут должностные лица Рособрнадзора за совершение действий или бездействие, связанные с нарушением или ненадлежащим исполнением тех или иных процедурных правил.
Представляется, что устранение вскрытых пробелов и недостатков административно-процедурной регламентации мер административно-правового ограничения и принуждения, применяемых Рособрнадзором, позволит оптимизировать данное направление административного правотворчества, обеспечит надлежащий уровень эффективности и результативности государственного контроля и надзора за образовательными организациями, повысит уровень защищенности прав и законных интересов добросовестных образовательных организаций.
Ссылки:
1. Лазарев И.М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и организаций с органами исполнительной власти в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 199 с.
2. Никольская А.А. Административные процедуры в системе публичного управления: проблемы административно-правового регулирования. Воронеж, 2007. 261 с.
3. Силайчев М.В. Правовая теория и практика административной процедуры : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 27 с.
4. Общее административное право : учебник / под ред. Ю.Н. Старилова. В 2 ч. Ч. 2. Административно-деликтное право (КоАП РФ). Административное судопроизводство (КАС РФ). Воронеж, 2017. 820 с.
5. Тихомиров Ю.А., Таланина Э.В. Административные процедуры и право // Журнал российского права. 2002. № 4. С. 3-13.
6. Актуальные проблемы административного права и процесса : учебник / М.В. Костенников, A.B. Куракин, А.М. Кононов, П.И. Кононов, А.И. Стахов, Н.Д. Эриашвили. М., 2015. 496 с.
7. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право : учебник. М., 2009. 928 с.
8. Нестеренко И.А. Административные процедуры государственной регистрации актов, документов, прав, объектов : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2014. 27 с.
9. Стахов А.И., Кононов П.И. Административное право России. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для академического бакалавриата. М., 2017. 184 с.
10. Административно-процессуальное право России : учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов, А.И. Стахов. Ч. 1. М., 2018. 301 с.
11. Лазарев И.М. Указ. соч. ; Силайчев М.В. Указ. соч. ; Тихомиров Ю.А., Таланина Э.В. Указ. соч.
12. Стахов А.И., Кононов П.И. Указ. соч.
13. Pahuta V. Actual features of administrative procedures in reducing the administrative legislation of Ukraine // 1нтернаука. 2018. Т. 1, № 3 (43). С. 113-114 ; Podoprigora R.A. Administrative procedures: experience of Kazakhstan // The topical issues of public law. 2015. No. 3. P. 55-65.
References:
Kostennikov, MV, Kurakin, AV, Kononov, AM, Kononov, PI, Stakhov, AI & Eriashvili, ND 2015, Urgent issues of administrative law and process: a textbook, Moscow, 496 p., (in Russian).
Lazarev, IM 2002, Administrative procedures in the relationship of citizens and organizations with executive authorities in the Russian Federation, Moscow, 199 p., (in Russian).
Nesterenko, IA 2014, Administrative procedures for state registration of acts, documents, rights, objects, PhD thesis abstract, Chelyabinsk, 27 p., (in Russian).
Nikolskaya, AA 2007, Administrative procedures in the system of public administration: the problems of administrative and legal regulation, Voronezh, 261 p., (in Russian).
Pahuta, V 2018, 'Actual features of administrative procedures in reducing the administrative legislation of Ukraine', Inter-nauka, vol. 1, no. 3 (43), pp. 113-114, (in Ukrainian).
Podoprigora, RA 2015, 'Administrative procedures: experience of Kazakhstan', The topical issues of public law, no. 3, pp. 55-65. Rossinsky, BV & Starilov, YuN 2009, Administrative law: a textbook, Moscow, 928 p., (in Russian).
Silaychev, M 2009, The legal theory and practice of administrative procedure, PhD thesis abstract, Moscow, 27 p., (in Russian).
Stakhov, AI & Kononov, PI 2017, Administrative law of Russia, in 2 parts, part 1, Moscow, 184 p., (in Russian). Starilov, YuN (ed.) 2017, General administrative law: a textbook, in 2 parts, part 2, Voronezh, 820 p., (in Russian). Tikhomirov, YuA & Talanina, EV 2002, 'Administrative procedures and law', Zhurnal rossiyskogo prava, no. 4, pp. 3-13, (in Russian).
Zelentsov, AB, Kononov, PI & Stakhov, AI 2018, Administrative procedural law of Russia: a textbook, Part 1, Moscow, 301 p., (in Russian).