Научная статья на тему 'Некоторые вопросы преподавания курса "Религиоведение" в вузах Республики Казахстан в контексте проблем террористической угрозы'

Некоторые вопросы преподавания курса "Религиоведение" в вузах Республики Казахстан в контексте проблем террористической угрозы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
206
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ" / "RELIGIOUS STUDY" / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERFAITH INTERACTION / РАДИКАЛЬНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / RADICAL RELIGIOUS GROUPS / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / КОНФЕССИЯ / CONFESSION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Соколовский Константин Геннадьевич

В статье рассмотрены актуальные аспекты преподавания курса «Религиоведение» в контексте роста динамики деструктивной деятельности радикальных религиозных организаций, а также необходимости воспитания у студенчества толерантности и терпимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы преподавания курса "Религиоведение" в вузах Республики Казахстан в контексте проблем террористической угрозы»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Some questions of teaching the course «Religious studies» in the universities of the Republic of Kazakhstan in the context of the terrorist threat problems

Sokolovskiy K.

Некоторые вопросы преподавания курса «Религиоведение» в вузах Республики Казахстан в контексте проблем террористической угрозы

Соколовский К. Г.

Соколовский Константин Геннадьевич / Sokolovskiy Konstantin - кандидат юридических наук, эксперт общественного объединения, член Конгресса религиоведов Казахстана, Центр независимых исследований, г. Астана, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассмотрены актуальные аспекты преподавания курса «Религиоведение» в контексте роста динамики деструктивной деятельности радикальных религиозных организаций, а также необходимости воспитания у студенчества толерантности и терпимости. Abstract: the article describes the relevant aspects of teaching «Religious Studies» course in the context of the growth dynamics of the destructive activities of radical religious organizations, as well as the need of brining up the tolerance during the course.

Ключевые слова: «религиоведение», межконфессиональное взаимодействие, радикальные религиозные объединения, толерантность, конфессия.

Keywords: «religious study», interfaith interaction, radical religious groups, tolerance, confession.

УДК 172.3

Проблемы борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом традиционно являются приоритетными задачами государственных органов Республики Казахстан. Особое внимание данной проблеме уделяет Президент Казахстана Н. А. Назарбаев. Так, в своём обращении к участникам международной конференции «Религии против терроризма», состоявшейся 31 мая 2016 года в г. Астане, он подчеркнул: «Сегодня угрозы терроризма кардинально изменили наше понятие о международной безопасности. Терроризм не выбирает границ, не делит страны на богатых и бедных. У нас еще нет единственного и всеобщего решения, противостоящего данной опасности. Поэтому нам необходимо приумножить наши совместные усилия для того, чтобы достойно противостоять данной глобальной опасности» [1].

Опасность радикальных религиозных объединений заключается в том, что каждое из них декларирует и проповедует деструктивные цели, стремится к асоциализации своих адептов, не признаёт светские органы власти и управления, навязывает недопустимые обществом и государством идеологию и мировоззренческие позиции.

При этом традиционно особое внимание экстремистами уделяется вербовке молодёжи, которая, как показывают казахстанские исследования, является наиболее благоприятной средой для распространения национализма и религиозного экстремизма [2, с. 3]. В этой связи особое значение приобретает работа со студенчеством, поскольку именно оно демонстрирует максимальную открытость сознания для религиозной пропаганды. Крайне важно, чтобы данная категория граждан получила объективные сведения об истории религии, религиозных конфессиях, системе государственно-конфессиональных отношений в стране, причинах опасности для социума радикальных религиозных течений, а также того, что специалисты называют «техникой религиозной безопасности» [3; 4, с. 75].

В этой связи особое значение приобретает преподавание в высших учебных заведениях дисциплины «Религиоведение». В тоже время, если до 1995 года названный предмет являлся обязательной дисциплиной, преподаваемой в вузах и ссузах, и входил в Государственный общеобязательный стандарт образования, то сегодня он отменён. Время показывает, что данное решение необходимо пересмотреть.

Немаловажной задачей в поликонфессиональном обществе, согласимся с Е. В. Гвоздевой, является «воспитание личности, осознающей себя как представителя того или иного этноса, терпимо относящуюся к людям других национальностей, их обычаям и традициям, способную вести уважительный диалог с представителями других народов» [5, с. 60].

*В качестве ремарки отметим, что из 127 функционирующих в Казахстане вузов всего шесть обучают по специальности 5В020600 «Религиоведение» - Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Карагандинский государственный университет имени Е. А. Букетова, Международный казахско-турецкий университет имени Х. А. Яссави, Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак», Университет иностранных языков и деловой карьеры.

В условиях отсутствия базовых религиоведческих знаний молодёжь, демонстрирующая высокую заинтересованность, ищет их самостоятельно в сети Интернет - на различного рода сайтах и в тематических группах в социальных сетях, - нередко становясь объектом незаконной миссионерской и даже вербовочной деятельности радикальных религиозных организаций.

В тоже время как учебный курс «Религиоведение» содержит огромный мировоззренческий, социально-политический, познавательный, аксиологический, воспитательный потенциал, является важнейшим фактором воздействия на духовный и нравственный облик студентов. В преподавании «Религиоведения» активно формируется мировоззрение школьников и студентов, религиозных ценностей, духовности каждой личности, религиозной грамотности и выбора мировоззренческой, политической и гражданской позиции.

Крайне важно именно ценностное обучение и воспитание студентов, которое в свою очередь, как отмечают исследователи, «требует включенности всей системы образования и участия всего общества» [6, с. 6].

С учётом происходящих в жизни страны активных десекуляризационных процессов, а также экспансии радикальных религиозных объединений представляется крайне важным акцентированное изучение таких тем, как «Новые религиозные движения», «Особенности псевдоисламких сект», «Религия и политика», «Влияние религии на мировоззрение» и др. Отдельно необходимо показывать студентам важность регулятивной функции государства по отношению к действующим в стране конфессиям, социальную сущность религиозного сознания и его зачастую определяющее влияние на поведение человека.

Н. Б. Сейсен пишет, что это позволит выработать «механизмы и политические технологии, способные сглаживать национальное, конфессиональные напряжение в Казахстане, вызванное переходом к рыночным отношениям,... а также разработать научно обоснованную стратегию и тактику по реализации приоритетов, обуславливающих социально -политическую стабильность межнационального и межконфессионального согласия» [7, с. 227]. Сказанное позволит не только оптимизировать преподавание дисциплины «Религиоведение», но и вооружить молодёжь основными знаниями по вопросам религиозной безопасности.

Литература

1. Угрозы терроризма изменили наше понятие о международной безопасности - Н. Назарбаев // Международное информационное агентство «КазИнформ»: официальный сайт издания, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.inform.kz/ras/artide/2909381 (дата обращения: 09.06.2016).

2. Бадаева А. Г. Этно-религиозная идентификация молодёжи Казахстана: социологический аспект. Автореф. ... канд. социолог. наук. Астана: Мастер ПО, 2010. 30 с.

3. Андрей Кураев предлагает ввести в школах курс «Техника религиозной безопасности» [Электронный ресурс]. URL: http: //www.interfax-religion.ru/?act=news&div=17390.

4. Семёнова В. И. Способы влияния деструктивных религиозных организаций на молодежь в современной России // Власть, 2013. № 4. С. 75-78.

5. Гвоздева Е. В. Этнокультурное образование в поликультурной среде высшей школы // European research, 2016. № 3 (14). С. 59-61.

6. Николаева Л. В., Слепцова Г. Н. Ценностное воспитание личности в поликультурной среде // Проблемы образования, 2014. № 1. С. 4-6.

7. Сейсен Н. Б. Толерантность в Казахстане: политологический аспект // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 3 (45). С. 224-227.

Political aspect of gas energy policy of the Republic of Kyrgyzstan

Arunov R.

Политический аспект нефтегазовой энергетической политики Кыргызской Республики Арунов Р. А.

Арунов Рысбек Азаматович / Arunov Rysbek Azamatovich — аспирант, кафедра политологии, Кыргызско-Российский славянский университет, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: статья посвящена исследованию фактического состояния, политическим проблемам и перспективам формирования политики государственного управления нефтегазовой сферой энергетики Кыргызской Республики.

Abstract: the article investigates the actual condition, problems and prospects of political policy-making government oil and gas Energy of the Kyrgyz Republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.