Научная статья на тему 'Некоторые вопросы правового регулирования системы органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации на примере субъектов Северо-Кавказского федерального округа'

Некоторые вопросы правового регулирования системы органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации на примере субъектов Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Ключевые слова
Конституция РФ / государственная власть / исполнительная власть субъектов / субъект Российской Федерации / органы исполнительной власти / Constitution of the Russian Federation / state power / executive power of subjects / subject of the Russian Federation / executive authorities

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бекирова Ф.С., Контлакова Ф.Р.

Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации является частью единой системы публичной власти Российской Федерации, которые связаны едиными нормами организации и деятельности государственной власти. Каждый уровень государственного управления независим в пределах своей компетенции и полномочий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бекирова Ф.С., Контлакова Ф.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some issues of legal regulation of the system of executive authorities in the subjects of the Russian Federation on the example of the subjects of the North Caucasus federal district

The system of state authorities of a subject of the Russian Federation is part of the unified system of public power of the Russian Federation, which are bound by uniform norms of organization and activity of state power. Each level of public administration is independent within its competence and authority.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы правового регулирования системы органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации на примере субъектов Северо-Кавказского федерального округа»

Альманах Крым. Экономика, инновации №40 2023

Бекирова Ф.С.

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственных и административно-правовых дисциплин «Северо-Кавказская государственная академия».

Контлакова Ф.Р.

Старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса.

«Северо-Кавказская государственная академия».

некоторые вопросы правового регулирования системы органов исполнительной власти в субъектах российской федерации на примере субъектов Северо-кавказского федерального округа

Статьей 10 Конституции РФ предусмотрено, что исполнительная власть в Российской Федерации является самостоятельной ветвью государственной власти, в которую составляющей частью входят органы исполнительной власти субъектов РФ [1].

Часть 2 статьи 77 Конституции РФ предусматривает создание единой системы исполнительной власти, состоящей из органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. В уставах, конституциях субъектов Российской Федерации, в положениях Конституции РФ говорится о праве исполнительных органов власти того или иного субъекта осуществлять деятельность (правоприменительную и правоисполнительную) в рамках полномочий согласно статьям 71 и 72 Конституции РФ. Речь идет об определенной иерархичности структуры исполнительной власти в диапазоне Российской Федерации.

под системой органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации понимается система органов субъекта Федерации, осуществляющих исполнительную власть, их скоординированность, средства их взаимодействия с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ входит в единую систему исполнительной власти РФ и включает в себя:

1) главу высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

2) высший исполнительный орган, содержащий: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, находящиеся в подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов;

3)центральные и отраслевые органы исполнительной власти;

4) территориальные органы федеральных министерств и ведомств.

В структуре органов исполнительной власти субъекта РФ важное место занимают органы исполнительной власти, входящие в систему федеральных органов исполнительной власти (органы внутренних дел), в которых объединено двойное подчинение: одноименному федеральному министерству, высшему органу исполнительной власти субъекта.

Невзирая на единство исполнительной власти, Конституция Российской Федерации также устанавливает независимость органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что свидетельствует о том, что, являясь частью единой системы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов создают свою систему, но уровнем ниже.

Из положений Конституции можно сделать вывод о том, что исполнительная власть в Российской Федерации имеет две системы - единую систему исполнительной власти Российской Федерации, в которую входят федеральные органы исполнительной власти РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия по предметам совместного ведения, и систему органов исполнительной власти субъектов РФ, в которую входят органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие деятельность по предметам совместного ведения и по предметам исключительного ведения субъектов РФ [2, с.40-45].

Основы конституционно-правового статуса исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, закреплены в Конституции РФ, Федеральном законе от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [3], а также в основных законах (конституциях, уставе) субъектов СКФО.

Органы исполнительной власти реализуют полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и иными нормативными актами субъекта по проведению единой государственной политики, обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина по предметам ведения РФ, субъектов РФ или совместного ведения.

В силу ч. 1 ст. 31 Закона № 414 в систему исполнительных органов субъекта РФ входят высшее должностное лицо субъекта РФ, высший

Альманах Крым. Экономика, инновации №40 2023

исполнительный орган субъекта РФ, иные исполнительные органы субъекта РФ.

Система и структура исполнительных органов субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ в соответствии с конституцией или уставом субъекта РФ (ч. 3 ст. 31 Закона №414).

Кроме уставов (конституций) в качестве примеров нормативных актов субъектов, определяющих структуру органов исполнительной власти, можно привести некоторые из региональных нормативных актов: Закон Карачаево-Черкесской Республики от 13.02.2003 № 1-РЗ «О системе органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики» [4], указ Главы Кабардино-Балкарской республики от 30 октября 2019 года № 92-УГ «О структуре исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики» [5], закон Ставропольского края от 30 мая 2022 года № 39-кз «О системе органов государственной власти Ставропольского края» [6].

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - должностное лицо, представляющее субъект Российской Федерации и возглавляющее его исполнительную ветвь власти (высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации).

В настоящее время высшие государственные должности в разных субъектах Российской Федерации именуются по-разному - председатель правительства республики, глава республики, губернатор края.

Наименованием высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации является «правительство» с дальнейшим указанием наименования субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации может устанавливаться другое наименование высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

Также к числу элементов системы органов исполнительной власти субъекта РФ можно отнести органы власти, которые обладают определенными правовыми особенностями их статуса, они, являясь самостоятельными организациями, не входят в состав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но их главной задачей является оказание помощи, организация и обеспечение деятельности исполнительных органов субъектов РФ в выполнении возложенных на них задач и функций.

Таким органом власти может являться аппарат правительства (администрации) субъекта РФ, администрации главы (губернатора), секретариаты указанных органов и т. д., поскольку именно эти органы выполняют функции по организации и обеспечению деятельнос-

ти указанных органов власти.

постановлением губернатора Ставропольского края от 25 июля 2000 № 498 утверждена структура аппарата правительства, который в свою очередь является органом по обеспечению деятельности Губернатора Ставропольского края, правительства Ставропольского края, а также по организации контроля за выполнением органами исполнительной власти Ставропольского края и государственными органами Ставропольского края, образуемыми Губернатором, правительством, решений, принятых Губернатором и правительством [7].

В Определении от 17.06.2008 N 452-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Сахалинской областной Думы о проверке конституционности подпункта «а» пункта 2 статьи 21 и подпункта 51.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Конституционный Суд РФ разъяснил, что по своему правовому статусу высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, возглавляя систему органов исполнительной власти субъекта РФ, одновременно является звеном в единой системе исполнительной власти в Российской Федерации и потому ответствен за исполнение на территории субъекта РФ не только его конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов, но и Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. В этом качестве высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ не только осуществляет полномочия в сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ и в сфере исключительного ведения субъектов РФ, но и - при наличии к тому установленных федеральными нормативными правовыми актами оснований - может принимать участие в реализации на территории данного субъекта РФ полномочий, относящихся к сфере ведения РФ, в том числе по такому предмету, как обеспечение безопасности государства [8].

Библиографический список:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // правовая система Консультант плюс. // URL: https://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 16.05.2023).

2. Еремина О.Ю. Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. №11 (107). С. 40-45.

3. Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». // URL: http:// pravo.gov.ru (Дата обращения: 17.05.2023).

4. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 13.02.2003 N 1-РЗ (ред. от 05.07.2005) «О системе органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики» (принят

Народным Собранием 26.09.2002, 24.01.2003) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. // URL: https://docs.cntd.ru/document/802053288 (Дата обращения: 05.05.2023).

5. Указ главы Кабардино-Балкарской республики от 30 октября 2019 года N 92-УГ « О структуре исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. // URL: https://docs.cntd.ru/document/561592273. (Дата обращения: 12.04.2023)

6. Закон Ставропольского края от 30 мая 2022 года N 39-кз «О системе органов государственной власти Ставропольского края», Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. // URL: https://docs.cntd.ru/document/406076329. (Дата обращения: 21.04.2023)

7. Постановление губернатора Ставропольского края от 25 июля 2000 г. № 498 «Об аппарате Правительства Ставропольского края» / Официальный сайт Правительства Ставропольского края» // URL: https://www.stavregion.ru/_/cms_page_media/32/ (Дата обращения: 17.04.2023)

8. Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2008 N 452-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Сахалинской областной Думы о проверке конституционности подпункта «а» пункта 2 статьи 21 и подпункта 51.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // правовая система Консультант плюс. // URL: https://www.consultant.ru. (Дата обращения: 06.04.2023)

References

1. "The Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) // legal system Consultant Plus. // URL: https://www.consultant.ru/ (05.16.2023).

2. Eremina O.Yu. System of executive authorities of a constituent entity of the Russian Federation // Journal of Russian Law. 2005. No. 11 (107). P. 40-45.

3. Federal Law of December 21, 2021 N 414-FZ (as amended on April 14, 2023) "On the general principles of the organization of public authority in the constituent entities of the Russian Federation." // URL: http://pravo.gov.ru (05.17.2023).

4. Law of the Karachay-Cherkess Republic of February 13, 2003 N 1-RZ (as amended on July 5, 2005) "On the system of executive authorities of the Karachay-Cherkess Republic" (adopted by the People's Assembly on September 26, 2002, January 24, 2003) // Electronic Fund legal and regulatory technical documents. // URL: https://docs.cntd.ru/document/802053288 (05.05.2023).

5. Decree of the head of the Kabardino-Balkarian Republic dated October 30, 2019 N 92-UG "On the structure of executive bodies of state power of the Kabardino-Balkarian Republic" // Electronic fund of legal and normative-technical documents. // URL: https://docs.cntd.ru/ document/561592273. (04.12.2023)

6. Law of the Stavropol Territory of May 30, 2022 N 39-kz "On the system of public authorities of the Stavropol Territory", Electronic fund of legal and regulatory technical documents. // URL: https://docs.cntd.ru/document/406076329. (04.21.2023)

7. Resolution of the Governor of the Stavropol Territory dated July 25, 2000 No. 498 "On the apparatus of the Government of the Stavropol Territory" / Official website of the Government of the Stavropol Territory" // URL: https://www.stavregion.ru/_/cms_page_media/32/ (04.17.2023)

8. Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation dated June 17, 2008 N 452-О-О "On the refusal to accept for consideration the request of the Sakhalin Regional Duma to verify the constitutionality of subparagraph "a" of paragraph 2 of Article 21 and subparagraph 51.1 of paragraph 2 of Article 26.3 of the Federal Law "On General principles of organization of legislative (representative) and executive bodies of state power of the constituent entities of the Russian Federation" // legal system Consultant Plus. // URL: https:// www.consultant.ru. (04.06.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.