Научная статья на тему 'Некоторые вопросы подготовки иностранных студентов'

Некоторые вопросы подготовки иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение иностранных студентов / teaching / foreign students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гюльмамедов Ф. И., Белозерцев А. М., Лыков В. А., Полунин Г. Е., Гюльмамедов П. Ф.

Нами накоплен богатый опыт по подготовке врачебных кадров для зарубежных стран. Основными проблемами остаются языковой барьер и недостаточный общеобразовательный уровень части студентов, низкая мотивация. Трудности обучения иностранных студентов на английском языке обусловлены отсутствием оригинальной специальной литературы и несоответствием программы обучения. Уделяем большое внимание созданию мультимедийных презентаций и учебных видеофильмов. Важным аспектом является обеспечение методическим материалом. Необходим обмен опытом, методическими и учебными материалами между кафедрами различных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гюльмамедов Ф. И., Белозерцев А. М., Лыков В. А., Полунин Г. Е., Гюльмамедов П. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS REGARDING FOREIGN STUDENTS' TRAINING

We have a large experience of the medical personnel training for foreign countries. Basic problems include linguistic barrier and insufficient general educational level of some students, their low motivation. Difficulties in foreign students' training in English are determined by the absence of the English-language special literature and disparity of the training programs. We pay much attention to creation of multimedia presentations and educational cinemas. Providing by methodical material is an important aspect. An exchange is needed by experience, methodical and educational materials between the departments of various medical educational institutions

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы подготовки иностранных студентов»

Актуальт проблеми сучасно! медицини

Л1тература

1. Ван дер Венде М.К. Болонская декларация: расширение доступности и повышение конкурентоспособности высшего образования в Европе // Вища oceiTa в Geponi. - 2000. - №3. - Т. XXV.

2. Журавський B.C., Згуровський М.З. Болонський процес: головы принципи входження в европейський npocTip вищоТ осв1ти. - К.: ШВЦ „Вид-во „Пол1техн1ка"», 2003. -200с.

3. М1шалов В.Г., Бурка А.О., Храпач В.В. Типова навчальна програма з дисциплини „Xipyprm" для студентш вищих

Реферат

ПРЕПОДАВАНИЕ ХИРУРГИИ СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ.

Грубник Ю.В., Крыжановский В.В., Мищенко Н.В., Каштальян М. А., КравченкоА.И. Ключевые слова: преподавание, хирургия, Болонский процесс.

На кафедре хирургии №3 ОГМУ разработан Проект рабочей программы по курсу хирургия для студентов V курса медицинского факультета высших медицинских учебных заведений III-IV уровня аккредитации Украины. Предлагается ориентировочная структура зачетного кредита Модуля № 2. Отмечается, что преподавание хирургии студентам медицинского факультета по кредитно-модульной системе предполагает более эффективную организацию учебного процесса.

Summary

TEACHING OF SURGERY FOR MEDICAL STUDENTS ACCORDING TO THE BOLOGNA DECLARATION REQUIRMENTS. Grubnik J.V., Kryzhanovsky V.V., Mishchenko N.V., Kashtalian M. A, Kravchenko A.I. Keywords: teaching, surgery, Bologna process.

At the department of surgery №3 of OSMU the Project of the training program on surgery for V year medical students of higher medical educational institutions of III-IV level accreditation of Ukraine has been developed. The rough structure of the Module № 2 is offered. It is marked that surgical training of medical students according ECTS system assumes more effective organization of educational process.

навчальних закладш III - IV р1вн1в акредитацп. Кшв -2008

4. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. Под ред. проф. А.Ю. Мельвиль. - М. 2005. -167с.

5. Пидаев A.B., Передерий В.Г. - Болонский процесс в Европе. Что это такое и нужен ли он Украине? Возможна ли интеграция медицинского образования Украины в Европейское образовательное пространство? - Одесса: Одес. гос. мед. ун-т, 2004. - 192 с.

УДК 617:378.193

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Гюльмамедов Ф.И., Белозерцев A.M., Лыков В.А., Полунин Г.Е., Гюльмамедов П. Ф.

Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького Кафедра общей хирургии № 1, зав. - проф. Гюльмамедов Ф.И.

Нами накоплен богатый опыт по подготовке врачебных кадров для зарубежных стран. Основными проблемами остаются языковой барьер и недостаточный общеобразовательный уровень части студентов, низкая мотивация. Трудности обучения иностранных студентов на английском языке обусловлены отсутствием оригинальной специальной литературы и несоответствием программы обучения. Уделяем большое внимание созданию мультимедийных презентаций и учебных видеофильмов. Важным аспектом является обеспечение методическим материалом. Необходим обмен опытом, методическими и учебными материалами между кафедрами различных вузов.

Ключевые слова: обучение иностранных студентов.

Работа по подготовке врачебных кадров для зарубежных стран имеет свои особенности, они известны в каждом вузе Украины, ибо за последние десятилетия накоплен значительный опыт преподавания студентам из других стран. Без преувеличения можно говорить о сложившихся традициях в этой работе. Тем не менее, в каждом медицинском вузе имеются свои наработки, которые могли бы быть полезными для других коллективов, что побудило нас высказаться по этому вопросу, касаясь преподавания общей хирургии. Это не значит, что мы представим уважаемым коллегам систему нововведений, а лишь попытаемся рассказать об опыте преподавания на нашей кафедре иностранным студентам за последние годы.

По-прежнему с повестки дня не снимается совершенствование преподавания, особенно это касается методического обеспечения. К этому имеются определенные предпосылки. Во-первых, существуют проблемы языкового барьера. За три года изучения русского языка, к моменту начала изучения общей хирургии, у иностранных студентов, в большинстве своем, страдает восприятие лекционного материала, остаются трудности самостоятельной работы над книгой, над выполнением домашнего задания, в ряде случаев отстает общеобразовательный уровень от такового у отечественных студентов, значительно ниже мотивация к обучению у значительного числа иностранных граждан. Естественно, что противопоставить этому

BÍCHHK Украгнсъког медичног стожатологЬчног академИ'

возможно только кропотливую индивидуальную работу с каждым обучающимся, достаточность методических материалов и наглядности в обучении, постоянный контроль. Последние годы кафедра перешла на обучение части иностранных студентов на английском языке. Здесь возникли значительные трудности, связанные с отсутствием оригинальной специальной литературы, которая к тому же дорогостоящая и не соответствует нашим программам обучения: общая хирургия в них изложена с топографической анатомией. Так как англоязычная медицинская терминология значительно отличается от принятой в отечественной науке, приходится много информации искать используя возможности Интернета. Значительно облегчают работу мультимедийные презентации и учебные видеофильмы на английском языке, особенно при чтении лекций. При написании учебной истории болезни, преподавателю приходится «работать» переводчиком при общении этих студентов с больными так, как не все студенты в достаточной мере владеют языком.

Для работы с иностранными студентами кафедра выделяет наиболее опытных преподавателей. Знакомство начинается с выяснения исходного уровня подготовки по теоретическим дисциплинам за первые курсы, студентам предлагаются методические рекомендации к изучению общей хирургии, пособие по переливанию крови и кровезаменителей, методические реко-мебндации по методике обследования больных и написанию истории болезни. Все методические материалы составлены в соответствии с требованиями действующей методической системы, разработанной и внедренной в ДонНМУ ранее методическим кабинетом и республиканской лабораторией по педагогике на базе университета. Все методические рекомендации и пособия по переливанию крови составлены таким образом, что они же обеспечивают управление внеаудиторной самоподготовкой к практическим занятиям.

Касаясь преподавания гемотрансфузиологии иностранным студентам, мы встретили определенные трудности интеграционного порядка. К государственным экзаменам студенты во многом забывали преподаваемый материал и вызывали нарекания ГЭК в адрес кафедры. В связи с этим, совместно с цикловой комиссией внесены некоторые коррективы в преподавание переливания крови и плазмозамещающих растворов. Поскольку гемотрансфузия - врачебная операция, добиваться освоения этого навыка у каждого студента нельзя. ЦМК и руководством заведующими хирургическими кафедрами принято решение о преподавании гемотрансфузиологии на кафедре общей хирургии на уровне «знать» со стремлением на !У-У! курсах на уровне "уметь". Студенты обязаны изучить все теоретические предпосылки темы, знать антигенную структуру крови, системы крови, номенк-

латуры системы ABO, показания к переливанию крови, ее функции в организме реципиента, пробы на совместимость, возможные реакции и осложнения, по возможности принять участие в проведении гемотрансфузии, особенно в условиях летней производственной практики. Такие же решения приняты в отношении преподавания раздела "Раны", в частности, что касается первичной и вторичной хирургической обработки ран. К сожалению при внедрении кредитно-модульной системы производственная практика проводится в течении семестра, что значительно снизило ее эффективность.

Кафедрой разработан перечень практических навыков, подлежащих усвоению в процессе изучения курса общей хирургии, на каждом практическом занятии. Он состоит из четырех разделов: навыки по уходу и наблюдению за хирургическим больным, сестринские манипуляции, оказание неотложной помощи и клиническая работа с больным, которая заканчивается написанием истории болезни курируемого больного. По наиболее трудоемким темам введены итоговые занятия, например, переливание крови и кровезаменителей, воспалительные заболевания. Объем преподавания обеспечивает выполнение программы утвержденной Минздравом. Отработка пропущенных занятий осуществляется в обязательном порядке, в это же время студенты могут получить консультации у дежурного преподавателя. Методические разработки практических занятий включают в себя актуальность изучаемой темы, цели общие и конкретные темы занятия и исходного уровня, задачи исходного уровня и по изучаемой теме, перечень необходимой литературы, теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности, алгоритмы практических навыков, краткие методические указания к работе студентов, технологическую карту и тесты итогового контроля текущего занятия. Такое построение методразработок позволяет не только обеспечить объем изучаемого материала, методику изучения, но и осуществлять со стороны студентов контроль за качеством работы самого преподавателя. Учитывая не очень высокую мотивацию к обучению у значительной части иностранных студентов, кафедра считает обязательным посещение всех лекций с обязательной отработкой пропущенных путем собеседования и написания реферата на тему лекции.

Среди мероприятий, направленных на повышение мотивации к изучению мы пропагандируем участие в работе НСО, работу в операционной: в каждом семестре студенты минимум два раза работают в операционной. Все клинические занятия проводятся посредством курации больных с привлечением их к работе с больным в перевязочной, эндоскопических кабинетах и других подразделениях клиники.

По нашему мнению необходим обмен опытом,

Актуальн проблеми сучасно! медицини

методическими и учебными материалами между На наш взгляд целесообразно проведение се-кафедрами общей хирургии различных вузов. минаров на базе опорной кафедры.

Реферат

ДЕЯК1 ПИТАНИЯ П1ДГОТОВКИ 1НОЗЕМНИХ СТУДЕНТ1В

Гюльмамедов Ф.1., Бтозерцев О.М., Ликов В.О., Полунш Т.е., Гюльмамедов П.Ф. Ключов1 слова - викладання ¡ноземним студентам.

Нами накопичений багатий досвщ що до пщготовки л1кар1в для заруб1жних краТн. Основними проблемами залишаються мовний бар'ер i недостатнш загальноосвтнш р1вень частини студента, низька мотивацт. Труднощ1 навчання ¡ноземних студентш на англшсьш MOBi обумовлеы вщсутнютю орипнальноТ спец1альноТ л1тератури i невщповщнютю програми навчання. Надаемо велику увагу створенню мультимедшних презентацш i учбових в1деофтьм1в. Важливим аспектом е забезпечення методичним матер1алом. Необхщний обм1н досвщом, методичними i учбовими матер1алами м1ж кафедрами р1зних вуз1в.

Summary

SOME QUESTIONS REGARDING FOREIGN STUDENTS' TRAINING Gyulmamedov F.I., Belozertsev A.M., Lykov V.A.,Polunin G.E., Gyulmamedov P.F. Key words: teaching, foreign students.

We have a large experience of the medical personnel training for foreign countries. Basic problems include linguistic barrier and insufficient general educational level of some students, their low motivation. Difficulties in foreign students' training in English are determined by the absence of the English-language special literature and disparity of the training programs. We pay much attention to creation of multimedia presentations and educational cinemas. Providing by methodical material is an important aspect. An exchange is needed by experience, methodical and educational materials between the departments of various medical educational institutions.

недол1ки.

УДК 378.18.6:617-089(07.04)

ПЕРШИЙ Д0СВ1Д ВИКЛАДАННЯ ЗАГАПЬНОТ Х1РУРГ1Т 3 ДОГЛЯДОМ ЗА ХВОРИМИ ЗА КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЮ СИСТЕМОЮ 0РГАН13АЦП НАВЧАПЬНОГО ПРОЦЕСУ

Жел1ба М.Д., Гумтський Ю.Й., Ошовський 1.Н., Бурковський М.1.

ВЫницький нацюнальний медичний уыверситет ¡м. М.1.Пирогова

В робот{ приведет результаты анал1зу першого досв{ду оргатзаци навчального процесу за кредитно-модулъною системою при вивчент дисциплти „Загальна хгрург{я з доглядом за хворими" та обговорюються причини, що ускладнюють гг впровадження.

Ключов1 слова: загальна х1рурпя, кредитно-модульна система,

Впровадження кредитно-модульноТ системи оргашзацп навчального процесу на клш1чних кафедрах у ВНМУ ¡м. М.1.Пирогова почалося у весняному семестр! 2006-2007 навчального року з проходження практики по догляду за хворими, а у 2007-2008 р. - з вивчення предмету загальноТ х1рурги. Цьому передувала значна пщготовча робота, до складу якоТ входило створення ново1 типовоТ програми дисциплши „Загальна х1рург1я з доглядом за хворими \ оперативна х1рурпя з топограф1чною анатом1ею", яка п1длягала триразовш переробц1 протягом трьох рок1в у зв'язку з невизначен1стю назви дисциплши та його об'ему в кредитах ЕСТБ, забезпечення методолог1чно'| бази, що полягало у створенн1 методичних розробок практичних занять, адаптованих до модульноТ системи, банку тест1в й ситуацшних задач для поточного, пром1жного та пщсумкового усного, письмового \ комп'ютерного оц1нювання теоретичних знань, та перелку практичних навичок, якими повинен оволод1ти студент п1д час практичних занять та проходження практики з догляду за хворими на 2 кура \ сестринськоТ - на 3 кура.

Впровадження практики по догляду за х1рурпчними хворими в IV семестр! 2 курсу, сестринськоТ практики в VI семестр! 3 курсу як самостшного виду повсякденноТ' навчальноТ'

д1яльносп в рамках обов'язкових 28 годин аудиторноТ' роботи по циклах на тиждень з одночасним вивченням програми „ЗагальноТ xipypriT" в V-VI семестрах 3 курсу створили не зовс1м сприятлив1 умови для повноцшного опанування теоретичними знаниями i практичними навичками, передбаченими програмою. Одночасний прихщ студент1в практично трьох курс1в у весняному семестр! створив значн1 проблеми на кафедр1, пов'язан1 з розм1щенням студент1в в учбових юмнатах, як1 i до цього були в обмеженш к1лькост1, розпод1лом груп м1ж викладацьким складом (практично не вистачало ф1зичних oci6) i перевантаженням х1рург1чних в1дд1лень студентами, що викликало у адмшютраци л1карень негативну реакц1ю. Для того, щоб хоч в деякш Mipi зняти це навантаження, на нашу думку, необхщно звернутися до ЦМК МОЗ УкраТни з проханням, якщо це можливо, зробити ротац1ю проходження практики 2 курсу з IV на III семестр.

Типова програма по догляду за хворими передбачае 150 год. (12 год. лекцшних, 68 год. практичних, 70 год. СРС) i розпод1лена на 3 модуле „Догляд за терапевтичними хворими", „Догляд за х1рург1чними хворими" i „Догляд за хворими дпъми". На проходження практики догляду за х1рурпчними хворими в1дведено 56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.