Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННУЮ МИГРАЦИЮ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННУЮ МИГРАЦИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / ПРОНИКНОВЕНИЕ В РОССИЮ / ПЕРЕМЕЩЕНИЯ / ПРОЖИВАНИЕ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фоменко Дарья Дмитриевна

Незаконная миграция наносит существенный вред государству и обществу. Нейтрализация этого общественно-опасного явления возможна и необходима с использованием средств, в том числе и путем уголовно-правовых мер. Для решения этого важного и ответственного вопроса необходимо отчетливо представлять понятие и содержание миграции населения и незаконной миграции. В статье рассмотрен вопрос о необходимости введения уголовной ответственности мигрантов за незаконную миграцию, прежде всего, за миграцию, связанную с незаконным проникновением в Россию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF LIABILITY FOR ILLEGAL MIGRATION

Illegal migration causes significant harm to the state and society. Neutralization of this socially dangerous phenomenon is possible and necessary by means, including through criminal and legal measures. In order to address this important and responsible issue, the concept and content of population migration and illegal migration must be clearly presented.The article discusses the issue of the need to introduce criminal liability for migrants for illegal migration, primarily for migration associated with illegal entry into Russia.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННУЮ МИГРАЦИЮ»

УДК 343.2.7

DOI 10.23672/d6686-7072-2681 -i

Фоменко Дарья Дмитриевна

аспирантка кафедры уголовного права, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина zelenskayadd@mail.ru

Darya D. Fomenko

Postgraduate Student of the Department of Criminal Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin zelenskayadd@mail.ru

Некоторые вопросы

ответственности за незаконную миграцию

Some issues of liability

for illegal migration

Аннотация. Незаконная миграция наносит существенный вред государству и обществу. Нейтрализация этого общественно-опасного явления возможна и необходима с использованием средств, в том числе и путем уголовно-правовых мер. Для решения этого важного и ответственного вопроса необходимо отчетливо представлять понятие и содержание миграции населения и незаконной миграции. В статье рассмотрен вопрос о необходимости введения уголовной ответственности мигрантов за незаконную миграцию, прежде всего, за миграцию, связанную с незаконным проникновением в Россию.

Ключевые слова: незаконная миграция, проникновение в Россию, перемещения, проживание, уголовная ответственность.

Annotation. Illegal migration causes significant harm to the state and society. Neutralization of this socially dangerous phenomenon is possible and necessary by means, including through criminal and legal measures. In order to address this important and responsible issue, the concept and content of population migration and illegal migration must be clearly presented.The article discusses the issue of the need to introduce criminal liability for migrants for illegal migration, primarily for migration associated with illegal entry into Russia.

Keywords: illegal migration, penetration into Russia, displacement, residence, criminal liability.

Незаконная миграция наносит существенный вред принимающему государству и обществу Нейтрализация этого общественно-опасного явления возможна и необходима с использованием средств, в том числе, и посредством уголовно-правовых мер. Для решения этого важного и ответственного вопроса необходимо отчетливо представлять понятие и содержание миграции населения и незаконной миграции.

Сущность миграции - в перемещении населения. Что касается определений данного понятия, то их несколько. Это объясняется как сложностью явления, так и различными подходами ученых с позиций социологических, экономических, юридических. Удачным, на наш взгляд, является определение миграции как перемещения населения, связанного с переменой места проживания, изменением государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая более широкая общность людей [2, с. 7-34]. В Федеральном законе «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 года под миграцией понимается перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства, связанное со въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места жительства или пребывания в пределах страны либо выездом из Российской Федерации [3].

Выделяется миграция иностранных граждан и лиц без гражданства и миграция российских граждан, как перемещение, выезд из России и въезд на ее территорию [4, с. 33].

С учетом изложенного, понятие «миграция» определяет структуру и содержание незаконной миграции. Выявление и исследование основных структурных элементов незаконной миграции в их закономерных взаимосвязях позволяет понять сущность этого явления и предпринять меры к нейтрализации его негативного действия на нашу страну.

Незаконная миграция - это противоправное проникновение иностранных и иных граждан на территорию Российской Федерации, противоправные перемещения, проживание или выезд за ее пределы. Из этого определения следует, что основные элементы незаконной миграции - это н а ру шения правил въезда, проживания, транзитного проезда, перемещения, выезда.

Исходным элементом незаконной миграции является противоправный въезд на территорию России. Под въездом, в данном случае, понимается проникновение любым способом. Термин «проникновение» более полно и точно определяет данные действия. Исходным элементом проникновение является потому, что все иные действия, составляющие содержание незаконной миграции,

в своем большинстве, возможны и осуществляются после проникновения иностранцев на территорию нашей страны. Частично эти действия - перемещение, проживание и другие - могут совершаться иностранцами после законного въезда на территорию России.

Это действительно так в ситуациях приезда иностранцев на учебу, в туристических поездках, в командировках и других. Мы не располагаем числом такой незаконной миграции, но оценка существующего положения позволяет считать их число менее значительным по сравнению с незаконным проникновением из-за рубежа в нашу страну. К сожалению, в настоящее время у нас нет полного и точного учета иностранцев, незаконно въехавших в страну или оставшихся в стране после окончания срока своего законного пребывания. Трудно сказать, будет ли такой учет создан в обозримом будущем, надеемся, что будет. Между тем, в настоящее время необходим реальный барьер проникновения в страну лиц, по различным причинам, не считающихся с нашими законами; проникновения, преследующего не только свои социально-экономические, но и преступные цели. Отметим, что охрана государственной границы России далека от уровня, допустим, 30-летней давности. В реалиях сегодняшнего дня обозначенным барьером является пресечение незаконного (нелегального) проникновения на территорию нашей страны. Одно из основных средств такого барьера - жесткое наказание за незаконную миграцию. Необходимо учитывать, что незаконное проникновение может быть связано с совершением опасных преступлений, в том числе, незаконным оборотом наркотических средств, оружия и боеприпасов, торговлей людьми, трансплантацией человеческих органов, экстремизмом и вербовкой наемников-террористов. Цена, как видим, велика, поэтому мы полагаем, что существует необходимость введения уголовной ответственности за незаконное проникновение в нашу страну независимо от мотивов таких действий.

Разумеется, в данном случае необходимо отличать случаи нарушения государственной границы по бытовым и иным личным целям. В рассматриваемой ситуации проникновение имеет целью пребывание на территории нашей страны или постоянное проживание, то есть миграция в ее узком смысле. К данной ситуации относится положение, когда лицо транзитом пребывает на нашей территории с целью выехать за ее пределы. Цели проживания или пребывания могут быть различными, от бытовых до криминальных, в том числе, общественно-опасных.

С учетом общественной опасности незаконного проникновения в страну, наказание должно быть строгим. Кроме того, барьер для проникновения связанных с ним последствий будет действителен только в том случае, если наказание сможет играть предупредительную роль. Оно, прежде всего, должно, безусловно, пресекать незаконную миграцию, то есть предусматривать лишение свободы с обязательной депортацией из страны после исполнения наказания. Другими словами, у нарушителя не должно быть никаких сомнений в

том, что попытка проникновения будет пресечена с последующим запрещением въезда в Россию по любой причине.

Изложенные жесткие меры будут иметь и чисто предупредительное, профилактическое значение. Граждане других государств, прежде всего, те, кто в настоящее время довольно свободно и безнаказанно проникают в нашу страну, будут понимать последствия своих действий для себя лично. Безусловно, рассматриваемый барьер будет иметь предупредительное значение и скажется на количестве незаконных въездов в Российскую Федерацию, незаконных въездов (проникновения) с целью проживания или транзитного проезда и выезда в другую страну.

Как известно, миграция охватывает и незаконное проживание в нашей стране, в том числе и в случаях законного въезда гражданина в Россию. Общественная опасность таких нарушений существует. Но она гораздо ниже незаконного проникновения. В то же время, необходимы меры принуждения для ее нейтрализации. На наш взгляд, при решении вопроса об ответственности нарушителей надо иметь в виду ряд обстоятельств. Прежде всего, следует иметь ввиду тот факт, что в настоящее время у нас нет точного и всеобъемлющего учета всех нарушителей режима проживания и перемещения. Государство не может выявить всех нарушителей, то есть безнаказанным может оставаться любой из них. Само по себе это обстоятельство влечет возможность для массовых нарушений. Административное наказание за нарушение правил проживания имеет определенное предупредительное значение. Но оно, при отсутствии указанного точного учета, мало действенно.

В сочетании названные обстоятельства предполагают более действенные меры по пресечению незаконной миграции в виде нарушения правил проживания и перемещения иностранцев. Варианты этих мер могут быть различными. Например, административная ответственность при первом нарушении. Она соответствует большинству нарушений, допускаемых иностранцами, обучающимися в учебных заведениях России и находящимися по другим социально-бытовым причинам. Нарушения могут допускаться по небрежности граждан. Очевидно, наказание должно быть в виде штрафа. Повторное нарушение должно повлечь уголовную ответственность с обязательным выдворением осужденного из России после исполнения наказания. С учетом изложенных обстоятельств нарушения закона, наказание не должно быть строгим, во всяком случае, гораздо менее ответственности за незаконное проникновение как изначального элемента незаконной миграции.

Введение уголовной ответственности за незаконную миграцию второго типа - мероприятие ответственное, но оно необходимо для пресечения незаконной миграции, ее значительной нейтрализации. В настоящее время борьба с незаконной миграцией ведется в одностороннем порядке, со стороны пресечения деяний лиц по организации этого явления. Само по себе, это верно, но этого

недостаточно, ибо иностранцы и лица без гражданства несут незначительную административную ответственность за незаконную миграцию. Разумеется, речь идет о нарушениях правил пребывания на территории России лиц, прибывших в страну по социально-бытовым причинам (командировка, учеба, трудовые отношения и другое). Но не следует забывать, что законность нахождения некоторых групп мигрантов может преследовать другие цели, достижение которых наносит вред безопасности нашей страны. Более того, незаконная миграция может быть элементом

Литература:

1. Долгова А.И. Государственная граница, организованная преступность, закон и безопасность России. М., 2005. С. 347.

2. Покшишевский В.В. Миграции населения как общественное явление и задачи статистического их изучения / В.В. Покшишевский // Статистика миграции населения. М., 1986. С. 7-34.

3. Российская Газета. 20.07.2006. № 156.

4. Соколов ДА. Криминологическая характеристика организации незаконной миграции и связанных с ней социальных процессов. М., 2019. С. 33.

организованной криминальной деятельности [1, с. 347].

Изложенные доводы направлены на принципиальное решение о введении уголовной ответственности за незаконную миграцию мигрантов, то есть о совершенствовании уголовного закона. Для введения такой ответственности необходимо разграничение административной и уголовной ответственности мигрантов за незаконную миграцию и детальное исследование содержания этого деяния с позиций уголовного закона.

Literature:

1. Dolgova A.I. State border, organized crime, law and security of Russia. M., 2005. P. 347.

2. Pokshishevsky V. V. Population migration as a social phenomenon and the tasks of their statistical study / V.V. Pokshishevsky // Statistics of population migration. M., 1986. P. 7-34.

3. Russian Newspaper. July 20, 2006. № 156.

4. Sokolov D.A. Criminological characteristics of the organization of illegal migration and related social processes. M., 2019. P. 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.