Организация здравоохранения
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ =
© ГУСЕВА Н.К., БЕРДУТИН В.А., 2016 УДК 614.2:616-082
Гусева Н.К.1, Бердутин В.А.2 НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России,
603005, г. Нижний Новгород; 2ФБУЗ «Приволжский окружной медицинский центр» ФМБА России, 603001, г. Нижний Новгород
Последние годы ознаменовались развитием нормативно-законодательной базы, регламентирующей вопросы оценки качества медицинской помощи. Появились закрепленные нормативными актами виды (уровни) контроля качества и безопасности медицинской деятельности (государственный, ведомственный, внутренний, независимая оценка качества медицинской деятельности). Формирование современной системы оценки качества и безопасности медицинской деятельности происходило на базе накопленного опыта работы медицинских организаций в этом направлении. Анализируя существующую в России систему оценки качества медицинской помощи, следует отметить, что она громоздка, включает различные иногда не связанные между собой критерии и показатели и не дает ясного представления, как осуществлять внутренний контроль качества медицинской помощи. Все это вызывает много вопросов у врачей медицинских организаций. Главным дефектом действующей системы является отсутствие критерия, характеризующего систему обеспечения качества медицинской помощи. Осталась без внимания оценка структуры, предполагающая определение потенциальных возможностей медицинского субъекта (учреждения или медицинского работника) оказывать соответствующую его функциям медицинскую помощь. Показательным примером необходимости структурного подхода при анализе качества медицинской помощи являются полная нормализация психологического климата, возрастающая производственная и коммуникационная эффективность персонала внутри подразделений медицинской организации после их переформатирования на основе результатов соционической оценки.
Ключевые слова: качество медицинской помощи; критерии оценки качества; социони-ческая оценка.
Для цитирования: Гусева Н.К., Бердутин В.А. Некоторые вопросы оценки качества медицинской помощи в системе здравоохранения Российской Федерации. Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60(5): 228—233. DOI: 10.18821/0044-197Х-2016-60-5-228-233
Guseva N.K.1, Berdutin V.A.2 CERTAIN ISSUES OF EVALUATION OF MEDICAL CARE QUALITY IN THE HEALTH CARE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
'The Nizhegorodskaya state medical academy, Nizhniy Novgorod, 603005, Russian Federation;
2The Privolzhskiy okrug medical center, Nizhniy Novgorod, 603001, Russian Federation
The recent years characterized by development of normative legal base controlling issues of evaluation of quality of medical care. The legally reserved such types (levels) of quality and safety control of medical care as state, sectorial, internal, independent evaluation of medical care quality and others. The development of modern system of evaluation of quality and safety of medical activities occurred on the basis of accumulated experience offunctioning of medical organizations in this direction. The analysis of actual system of evaluation of medical care quality in Russia established that system itself is bulky, includes various and non-interrelated criteria and indices and provides no clear concept about implementation of internal control of medical care quality. All this evoke many questions in physicians of medical organizations. The major defect of actual system is absence of criterion characterizing system of medical care quality support. no attention is paid to such issues as evaluation of structure supposing establishment of potential opportunities of medical subject (organization or medical officer) to provide medical care corresponding to its functions. The demonstrative example of necessity of structural approach in analysis of medical care quality is total normalization of psychological climate, increasing professional and communicative effectiveness of medical personal within departments of medical organization after their reformatting on the basis of the results of socionic evaluation.
Keywords: medical care quality; criteria of quality evaluation; socionic evaluation.
Для корреспонденции: Гусева Наталия Константиновна, д-р мед. наук, профессор кафедры экстремальной хирургии и медико-соци-
альной экспертизы ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России, 603005, г. Нижний Новгород. E-mail: [email protected]
Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2016; 60 (5) DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-5-228-233
Health care
For citation: Guseva N.K., Berdutin V. A. Certain issues of evaluation of medical care quality in the health care system of the Russian Federation. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii (Health Care of the Russian Federation, Russian journal). 2016; 60 (5): 228—233.(In Russ.). DOI: 10.18821/0044-197Х-2016-60-5-228-233
For correspondence: Nataliya K. Guseva, doctor of medical sciences, professor, of chair of extremal surgery and medical social expertise The Nizhegorodskaya state medical academy, Nizhniy Novgorod, 603005, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Information about authors:
Guseva N.K., http://orcid.org/0000-0001-7756-3555
Berdutin V.A., http:// orcid.org/0000-0003—3211-0899
Financing. The study had no sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
Received 13 April 2016
Accepted 10 May 2016
Последние годы ознаменовались развитием нормативно-законодательного обеспечения оценки качества медицинской помощи (КМП). Появились регламентированные нормативными актами виды (уровни) контроля качества и безопасности медицинской деятельности (государственный, ведомственный, внутренний, независимая оценка качества медицинской деятельности). При этом следует помнить, что экспертиза КМП как обязательная административная процедура сформировалась в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), в которой четко определены такие оценочные критерии, как соответствие медицинской помощи действующим стандартам и порядкам оказания медицинской помощи, договорам, заключаемым в системе ОМС. В последнее время возникла необходимость исследования формируемой системы оценки КМП и соответствия ее потребностям современного здравоохранения.
Цель исследования — выявить дефекты существующей в Российской Федерации системы оценки КМП и пути их устранения.
Задача исследования — провести анализ действующих в настоящее время нормативных актов, содержащих методики оценки КМП с позиций структурного, процессуального и результативного подходов.
Материал и методы
Источником информации послужили приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации, утверждающие критерии оценки качества медицинских услуг и медицинской помощи в системе контроля качества и безопасности медицинской деятельности разного уровня (государственного, ведомственного, внутреннего, независимого), в том числе в системе ОМС. Для решения задачи исследования был применен метод сравнительного формально-логического анализа на основе триады Донабедиана [1, 2]. Кроме того, для установления коммуникационной слаженности медицинских коллективов использовали соционическую оценку, являющуюся эффективным инструментом современного кадрового менеджмента, который востребован при формировании работоспособных организационных структур [3].
Результаты
Формирование современной системы оценки качества и безопасности медицинской деятельности про-
исходило на базе опыта работы медицинских организаций (МО) в этом направлении. Поскольку качество и безопасность медицинской деятельности — ключевые задачи руководителя МО, в первую очередь следует сослаться на приказ Минздрава РФ от 28 декабря 2014 г. № 787, который утвердил общие критерии оценки качества оказания услуг МО, включающие 5 групп показателей, дифференцированных по условиям оказания (амбулаторные и стационарные)1 помощи (см. таблицу).
Для каждого показателя в приказе определены единица измерения, методика расчета и его значение в баллах. Очевидно, что данные показатели характеризуют качество организации медицинской помощи в МО как конкретным пациентам, так и отдельным контингентам, дифференцированным по возрасту, полу, характеру патологии, видам медицинских услуг.
В 2015 г. были утверждены критерии оценки КМП при основных заболеваниях и состояниях2. Они разработаны на основе порядков оказания и стандартов медицинской помощи, а также клинических рекомендаций. Критерии дифференцированы в зависимости от условий оказания медицинской помощи (стационарная и амбулаторная) и этапов клинико-диагностического процесса (см. таблицу).
Очевидно, что многие показатели взяты из карт экспертных оценок 80-х годов, как и методика расчета интегрального показателя уровня качества диагностики и лечения. Данная методика включала 10 оценочных блоков, в том числе: оценку диагноза (клинические заключительные диагнозы основного и сопутствующего заболеваний); диагностических мероприятий; адекватности методов лечения; качества назначения лекарственных средств (их эффективность, совместимость, соответствие стандарту, Формулярному списку, диагнозу); качества оперативного вмешательства и послеоперационного ведения больного с учетом осложнений, их причин и последствий; качества экспертной работы (соответствие ее нормативным документам, обоснованность и своевременность выдачи, продления и закрытия листков нетрудоспособности, представления больного на ВК, направления на МСЭ) и др.
1Приказ Минздрава России от 28 ноября 2014 г. № 787н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями».
2Приказ Минздрава России от 07 июля 2015 г. № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».
Организация здравоохранения
Критерии оценки КМП, представленные в современной системе здравоохранения Российской Федерации
Общие критерии оценки качества услуг (приказ Минздрава РФ от 28 декабря 2014 г. № 787)
Открытость и доступность информации о медицинской организации
Комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения Время ожидания предоставления медицинских услуг
Доброжелательность, вежливость и компетентность работников МО
Удовлетворенность оказанными медицинскими услугами в МО
Критерии оценки КМП при основных заболеваниях (приказ Минздрава РФ от 07 июля 2015 г. № 422ан)
Оформление медицинской документации Формирование планов обследования и лечения больного и их коррекция Своевременность и качество первичной диагностики
Своевременность и обоснованность установления клинического диагноза и лечения, в том числе лекарственной терапии
Организация лечебно-диагностического процесса в сложных клинических случаях (дополнительное исследование вне данной МО по решению ВК, консилиумов врачей, перевод пациента в другое отделение внутри МО или в другое лечебное учреждение)
Оценка качества экспертизы временной нетрудоспособности
Оценка результатов лечения
Критерии оценки доступности и КМП программ госгарантий (Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2014 г. № 1273)
Показатели смертности населения, дифференцированные по полу, возрасту, характеру патологии
Показатели обеспеченности населения медицинским персоналом
Показатели эффективности деятельности МО, расположенных в городской и сельской местности
Распределение расходов здравоохранения, в том числе на амбулаторную помощь, на работу дневных стационаров
Результаты работы с пациентами, страдающими социально значимыми заболеваниями Доступность специализированной помощи, доступность и своевременность оказания скорой помощи Доступность отдельных видов медицинской помощи больным с острым инфарктом миокарда, цереброваскулярными заболеваниями, острым ишемическим инсультом
Методика комплексной оценки качества медицинских услуг [8]
Оценка удовлетворенности пациента медицинской помощью Коэффициент эффективности использования ресурсов Интегральная оценка качества медицинской помощи
Оценка финансирования МО
Интегральная оценка эффективности управления системой обеспечения качества медицинской помощи
Интеграция объективных и субъективных критериев качества медицинской помощи отражена в методике независимой оценки качества медицинских услуг3. Общественные советы, в компетенцию которых входит независимая оценка КМП, на основании показателей, характеризующих общие критерии качества оказания медицинских услуг, и результатов анкетирования пациентов определяют рейтинг каждой оцениваемой МО по сумме баллов. В анкетах, имеющихся в приложении № 2 к приказу Минздрава России от 14 мая 2015 г. № 240, имеются блоки информации, по которым можно судить о доступности и КМП пациентам МО, в том числе инвалидам. Данные анкеты с точки зрения пациента позволяют судить о доступности, своевременности, комфортности и результативности оказания медицинской помощи и качестве работы персонала.
Помимо указанных выше приказов, которые характеризуют критерии качества и доступности медицинской помощи в конкретных МО, существуют критерии оценки доступности и КМП, заложенные в программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бес-
3Приказ Минздрава России от 14 мая 2015 г. № 240 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями».
платной медицинской помощи. Они включают в основном результативные показатели работы системы здравоохранения и МО.
Для МО, работающих в системе ОМС, особое значение имеют такие нарушения и дефекты при оказании медицинской помощи, которые влекут за собой финансовые санкции со стороны страховых МО. К ним относятся не только дефекты и нарушения при оказании медицинской помощи и оформлении медицинской документации, но и соответствие оказания медицинской помощи территориальным программам ОМС и договорам, заключенным МО со страховыми МО на оплату медицинской помощи (рис. 1)4.
Существуют также требования, предъявляемые к качеству и безопасности медицинской деятельности в МО при осуществлении государственного и ведомственного контроля: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, порядков проведения медицинской экспертизы, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований, порядков оказания медицинской помощи и стандартов; безопасных условий труда и применения меди-
4Приказ Минздрава РФ от 21 декабря 2012 г. № 1340н «Об утверждении Порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности».
Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2016; 60 (5) DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-5-228-233
Health care organization
Рис. 1. Оценка качества и доступности медицинской помощи в системе ОМС (СМО — страховая МО).
цинских изделий и их утилизации; ограничений, применяемых при осуществлении профессиональной деятельности; организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности5.
Частным случаем успешного решения проблем межличностного взаимодействия в слагающих коллектив МО мини-группах, например, при комплектовании хирургических бригад, является наличие в них психологически хорошо сочетаемых между собой типов личностей6. Осуществленная в 2016 г. соционическая оценка персонала ГБУЗ Нижегородской области «Нижегородский областной клинический онкологический диспансер», по отзыву администрации этой МО, позволила более эффективно распорядиться имеющимся кадровым потенциалом.
Обсуждение
Современная система оценки КМП в МО включает показатели качества организации и качества реализации лечебно-диагностического процесса с точки зрения как системы здравоохранения, так и пациентов, качества и доступности оказания медицинской помощи в системе ОМС, результаты работы системы здравоохранения на административной территории (рис. 2).
Рис. 2. Критерии оценки качества и доступности медицинской помощи.
постановление Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности»; приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01 декабря 2010 г. № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию».
6Бердутина Э.В. Соционический подход к управлению персоналом медицинской организации: Учебное пособие. Н. Новгород; 2016.
Анализируя представленную выше систему, можно отметить, что она громоздка, включает различные, иногда не связанные между собой критерии и показатели и не дает ясного представления о том, как осуществлять внутренний контроль КМП, что вызывает много вопросов у врачей МО. Другой проблемой системы являются ограниченные возможности использования результатов оценки для обеспечения КМП [4, 5]. Поэтому главным дефектом действующей системы оценки является отсутствие критерия, характеризующего ресурсы для оказания медицинской помощи. В соответствии с общеизвестной триадой Донабедиа-на, определяющей основные подходы к оценке качества (структурный, процессуальный и результативный), очевидно, что показатели, имеющиеся в приказах, отражают только процессуальный и результативный подходы. Показатели ресурсного обеспечения лечебно-диагностического процесса и рациональности расходова-
Организация здравоохранения
Оценка эффективности использования ресурсов
(уровень госпитализации, соотношение пациентов, пролеченных в ДС
и стационаре круглосуточного пребывания, частота обращений на станции скорой помощи, частота экстренных госпитализаций, отношение начисленного ФОТ к пролеченным больным, снижение стоимости койко-дня из-за превышения объемов МП)
Удовлетворенность пациента качеством медицинской помощи
Оценка эффективности управления системой обеспечения КМП
Т7^
Углубленная оценка качества медицинской помощи
Оценка финансирования медицинской организации
(соотношения фактического финансирования плана-задания к нормативному; денежных средств, заработанных путем предпринимательской
деятельности, к плановому объему финансирования плана-задания)
группы как целостного психосоциального объекта определяется не только свойствами отдельных ее членов, но, в не меньшей степени, видовой структурой межличностных связей. Поэтому отсутствие процедуры соционической оценки как элемента структурного подхода к обеспечению КМП при осуществлении кадровой политики МО ведет к формированию аморфных нежизнеспособных коллективов.
Рис. 3. Схема оценки эффективности управления обеспечением качества медицинской помощи [8] (ФОТ — фонд оплаты труда; МП — медицинская
помощь).
ния ресурсов по мере оказания пациенту медицинской помощи были предложены некоторыми авторами ранее для комплексной оценки качества медицинских услуг [6, 7]. Например, метод Г.Н. Царик позволяет объективно оценить не только доступность медицинской помощи и профессионализм персонала, но и состояние материально-технической базы, санитарно-противо-эпидемического режима, уровень лекарственного обеспечения, соблюдение этических и деонтологических норм, адекватность медицинской помощи объемам финансирования, эффективность использования ресурсов МО. В основе метода — расчет показателя эффективности управления системой обеспечения КМП, который равен сумме показателей интегральной оценки КМП и финансирования МО, рассчитанных в баллах [8, 9]. В методике учитывается влияние на КМП эффективности использования ресурсов, которую оценивали как по финансовым, так и по организационным показателям (уровень применения стационарозамещающих технологий, качество амбулаторно-поликлинической помощи, стоимость одного дня пребывания больного на койке, объемы медицинской помощи) (рис. 3). Однако такие показатели отсутствуют в системе оценки КМП, регламентированной приказами.
Осталась без внимания оценка структуры, предполагающая определение потенциальных возможностей медицинского субъекта (учреждения или медицинского работника) оказывать соответствующую его функциям медицинскую помощь. Показательным примером необходимости структурного подхода к анализу КМП является полная нормализация психологического климата, возрастающая производственная и коммуникационная эффективность персонала внутри подразделений МО после их переформатирования на основе результатов со-ционической оценки.
Соционическая оценка является прикладным инструментом кадрового менеджмента, предназначенным для решения управленческих задач разного уровня сложности путем определения оптимального состава рабочих команд [10]. Это связано с тем, что свойство
Выводы
1. Главным дефектом действующей системы оценки качества медицинской помощи является отсутствие критериев, характеризующих ресурсы, необходимые для его обеспечения.
2. Существующую систему оценки качества медицинской помощи, формируемую на основе процессуального и результативного подходов, следует дополнить критериями,
сформированными на основе структурного подхода.
3. Использование структурного подхода позволяет оценить ресурсную составляющую качества медицинской помощи, в том числе эффективность кадрового менеджмента на уровне как медицинской организации, так и территориальной системы здравоохранения.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Donabedian A. The Criteria and Standards of Quality. Ann. Abor.: Health Administration Press; 1982.
2. Donabedian A. Methods for deriving criteria for assessing the quality of care. Med. Care Rev., 1980: 653—98.
3. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды: Соционика и социоанализ для руководителей. М.: Астрель; 2003.
4. Вялков А.И. Управление качеством в здравоохранении. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2003; (3): 1—3.
5. Гройсман В. А. Управление качеством медицинской помощи. Стандарты и качество. 2004; (4): 100—3.
6. Царик Г.Н., Корбанова Т.Н. Организация системы восстановительного лечения. Монография. Кемерово: ИнСЭПЗ; 2014.
7. Шурыгина Ю.Ю. Технологии и формы организации медико-социальной помощи на примере Республики Бурятия: Монография. Улан-Удэ : ВСГТУ; 2006.
8. Царик Г.Н. Роль сертификации и аккредитации в обеспечении качества медицинских услуг. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2006; (1): 94—5.
9. Корбанова Т.Н. Перспективы развития реабилитации в Кемеровской области. Политравма. 2014; (4): 54—6.
10. Бердутина Э.В. Использование соционического подхода в комплексной оценке управленческой команды крупного холдинга. Менеджмент и кадры: психология управления, социо-ника и социология. 2013; (9): 5—11.
REFERENCES
1. Donabedian A. The Criteria and Standards of Quality. Ann. Abor.: Health administration Press. 1982.
2. Donabedian A. Methods for deriving criteria for assessing the quality of care. Med. Care Rev. 1980: 653—98.
Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2016; 60 (5) DOI 10.18821/0044-197X-2016-60-5-233-239
Health care organization
3. Gulenko V.V. Management of Coordinated Team: Socionics and Socioanalysis for Managers [Menedzhment slazhennoy komandy: Sotsionika i sotsioanaliz dlya rukovoditeley]. Moscow: Astrel'; 2003. (in Russian)
4. Vyalkov A.I. Quality management in health care. Problemy standartizatsii v zdravookhranenii. 2003; (3): 1—3. (in Russian)
5. Groysman V.A. Quality management in health care. Standarty i kachestvo. 2004;( )4: 100—3. (in Russian)
6. Tsarik G.N., Korbanova T.N. Organization of Rehabilitation System. Monograph [Organizatsiya sistemy vosstanovitel'nogo lecheniya. Monografiya]. Kemerovo: InSEPZ; 2014. (in Russian)
7. Shurygina Yu. Yu. Technologies and Forms of Organization of Medical and Social Assistance in the Buryatiya Republic:
Monograph [Tekhnologii i formy organizatsii mediko-sotsial'noy pomoshchi na primere Respubliki Buryatiya: Monografiya]. Ulan-Ude: VSGTU; 2006. (in Russian)
8. Tsarik G.N. The role of certification and accreditation to ensure the quality of medical services. Problemy standartizatsii v zdravookhranenii. 2006; (1): 94—5. (in Russian)
9. Korbanova T.N. Prospects for the development of rehabilitation in the Kemerovo region. Politravma. 2014; (4): 54—6. (in Russian)
10. Berdutina E.V. Socionic approach to a comprehensive assessment of the management team in a large manufacturing organization. Menedzhment i kadry: psikhologiya upravleniya, sotsionika i sotsiologiya. 2013;(9): 5—11. (in Russian)
Поступила 13.04.16 Принята в печать 10.05.16
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 614.2:616-036.12-08-039.57
Удовиченко О.В.1, Мешков Д.О.2, Берсенева Е.А.2 КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА АМБУЛАТОРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ МИКРОСОСУДИСТЫХ
ОСЛОЖНЕНИЙ САХАРНОГО ДИАБЕТА)
ТБУЗ «Городская поликлиника № 22 ДЗМ», 117292, г. Москва; 2ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», 105064, г. Москва
Для определения качества и эффективности лечения в амбулаторной практике необходимы специальные методики оценки для каждого заболевания. Цель работы — разработка критериев и показателей для оценки качества амбулаторной медицинской помощи больным с микрососудистыми осложнениями сахарного диабета (диабетической ретинопатией и нефропатией). Методом литературного поиска и анализа практики были сформулированы критерии и показатели для оценки структуры, процессов и результата лечения. Оценка качества результата требует наиболее сложных методов сбора данных; наиболее перспективны показатели, основанные на частоте развития терминальных стадий указанных осложнений. Полученные данные могут быть использованы для определения эффективности лечения других заболеваний с хроническим прогредиентным течением.
Ключевые слова: сахарный диабет; диабетическая ретинопатия; диабетическая не-фропатия; организация амбулаторной помощи; качество медицинской помощи.
Для цитирования: Удовиченко О.В., Мешков Д.О., Берсенева Е.А. Критерии и показатели оценки качества амбулаторной медицинской помощи при хронических заболеваниях (на примере микрососудистых осложнений сахарного диабета). Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60(5): 233—239. DOI: 10.18821/0044-197Х-2016-60-5-233-239
Udovichenko O.V.1, Meshkov D.O.2, Berseneva E.A.2 THE CRITERIA AND INDICES OF EVALUATION OF QUALITY OF OUT-PATIENT MEDICAL CARE IN CASE OF CHRONIC DISEASES EXEMPLIFIED BY MICRO-VASCULAR COMPLICATIONS OF DIABETES MELLITUS
'The municipal polyclinic No. 22 of the Moscow Health Department, Moscow, 117292, Russian Federation;
2The N.A. Semashko national research institute of public health, Moscow, 105064, Russian Federation
The special evaluation techniques establishing quality and effectiveness of treatment in out-patient practice for every disease are required. The study was carried out to develop criteria and indices for evaluating quality of out-patient medical care ofpatients with micro-vascular complications of diabetes mellitus (diabetic retinopathy and nephropathy). The method of publications; search and practice analysis was applied to formulate criteria and indices of evaluating structure, processes and results of treatment. The evaluation of quality of result requires the most complicated techniques of data collection. In this respect the most perspective atre indices based on rate of development of terminal stages of mentioned complications. The obtained data can be applied to determine effectiveness of treatment of other diseases with chronic pro-gradient course.
Для корреспонденции: Удовиченко Олег Викторович, канд. мед. наук, врач-эндокринолог кабинета «Диабетическая стопа» ГБУЗ «Городская поликлиника № 22 ДЗМ», 117292, г Москва. Е-таД: [email protected]