Научная статья на тему 'Некоторые вопросы организации самостоятельной работы студентов медицинских вузов'

Некоторые вопросы организации самостоятельной работы студентов медицинских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СТУДЕНТЫ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / INDEPENDENT WORK / STUDENTS / MEDICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колчина Виктория Владимировна, Коротких Ирина Николаевна

В данной статье авторы рассматривают предпосылки к повышению роли самостоятельного обучения студентов; цели, уровни, задачи данного вида обучения, принципы организации с акцентуацией внимания на специфику самостоятельной работы студентов в медицинских вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колчина Виктория Владимировна, Коротких Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS OF THE INDEPENDENT WORK ORGANIZATION OF MEDICAL STUDENTS

In this article the authors examine the background to enhance the role of independent work of students; objectives, levels, problems of this kind of education, principles of organization with attention accentuation to specificity of independent work of medical students.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы организации самостоятельной работы студентов медицинских вузов»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Колчина Виктория Владимировна

аспирант кафедры акушерства и гинекологии № 1, Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Воронежская Государственная Медицинская Академия им. Н.Н. Бурденко» Министерство Здравоохранения Российской Федерации, РФ,

г. Воронеж E-mail: koltschina @yandex.ru Коротких Ирина Николаевна д-р мед. наук, профессор кафедры акушерства и гинекологии № 1, Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Воронежская Государственная Медицинская Академия им. Н.Н. Бурденко »Министерство Здравоохранения

Российской Федерации, РФ, г. Воронеж

SOME QUESTIONS OF THE INDEPENDENT WORK ORGANIZATION OF

MEDICAL STUDENTS

Kolchina Viktoria

graduate student of the Department of Obstetrics and Gynecology № 1, Medical

University VGMA N.N. Burdenko, Russia, Voronezh

Korotkih Irina

MD Professor of the Department of Obstetrics and Gynecology № 1, Medical

University VGMA N.N. Burdenko, Russia, Voronezh

АННОТАЦИЯ

В данной статье авторы рассматривают предпосылки к повышению роли самостоятельного обучения студентов; цели, уровни, задачи данного вида обучения, принципы организации с акцентуацией внимания на специфику самостоятельной работы студентов в медицинских вузах.

ABSTRACT

In this article the authors examine the background to enhance the role of independent work of students; objectives, levels, problems of this kind of education, principles of organization with attention accentuation to specificity of independent work of medical students.

Ключевые слова: самостоятельная работа; студенты; медицинский вуз. Keywords: independent work; students; medical university.

В настоящее время при переходе высшей школы на двухуровневую систему образования складывается новая концепция характера самого образования [1, 3, 5]. Ранее символами обучения были приобретение знаний, умений, общественное воспитание; теперь же символами образования становятся самостоятельный поиск знаний, эрудиция, индивидуальное творчество, компетентность, высокая культура личности.

Условием успешной реализации личностного потенциала становится формирование внутренней потребности к самообучению. Поэтому, важнейшей целью обучения становится предоставление студенту фундаментальных знаний, на основе которых, он смог бы обучаться самостоятельно в нужном ему направлении.

Самостоятельная работа студентов над учебным материалом приводит к улучшению качества современного образования. Главным элементом самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, который подразумевает, что целью обучения является решение типовых и нетиповых задач, т. е. ориентация на практические ситуации, где студентам необходимо проявить знание конкретных дисциплин [2, 6]. В учебном процессе на кафедре акушерства и гинекологии № 1 ВГМА имени Н.Н. Бурденко студентам необходимо решать клинические задачи по конкретной тематике каждого занятия, что существенно повышает уровень знаний.

В педагогической литературе предоставлено большое количество примеров определения самостоятельной работы. В нашем понимании самостоятельная работа — это организованная работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Главной целью самостоятельной работы студентов является повышение профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации, направленное на формирование действенной системы основополагающих профессиональных знаний, которые они могли бы свободно и самостоятельно

применять в практической деятельности. Таким образом, речь идет о подготовке специалистов будущего, способных выдерживать конкуренцию в мировом масштабе. Для этих целей на нашей кафедре помимо грамотно выстроенных теоретических занятий проводятся, в рамках приобретения практических навыков, обходы отделений родильных домов, гинекологических стационаров.

В современной педагогической литературе выделяют два уровня самостоятельной работы: управляемая преподавателем самостоятельная работа студентов и собственно самостоятельная работа [4].

Мы более подробно остановимся на первом уровне, поскольку именно он предполагает наличие специальных методических указаний преподавателя, выполняя которые, студент приобретает и улучшает знания, умения и навыки, накапливает опыт практической деятельности. Все преподаватели кафедры акушерства и гинекологии № 1 владеют практическими навыками по специальности, что дает возможность обучения студентов не только на обучающих материалах, но и в условиях акушерских и гинекологических отделений.

В ходе организации самостоятельной работы студентов выполняются нижеперечисленные задачи:

• обучить овладевать эффективными приемами процесса познания;

• формировать интерес к познавательной деятельности;

• расширять и углублять профессиональные знания и умения;

• развивать познавательные способности.

Изменение тактики обучения, заключающееся в переводе всех студентов на самостоятельную работу, когда нивелируется необходимость безучастно выполнять поставленные цели, а в приоритет выносится активная позиция в познавательным процессом — один из главных принципов организации самостоятельной работы студентов медицинских вузов.

Самостоятельная работа студентов, в рамках существующих учебных планов медицинских ВУЗов, предполагает самостоятельную работу по каждой

учебной дисциплине, включенной в учебный план. Объем самостоятельной работы (в часах) определен учебным планом.

В процессе самостоятельной работы студент может:

• овладеть теоретическим материалом по изучаемой дисциплине, используя научную, учебную и дополнительную литературу (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д.);

• упрочить приобретенные знания теоретического материала практическим путем, используя необходимый инструментарий (постановка научных опытов в условиях лаборатории, решение клинических задач, тестов, выполнение контрольных работ);

• использовать полученные знания и практические навыки для оценки ситуации и выработки правильного решения в конкретном случае (курация больных, в частности, постановка диагнозов, назначение лечения при конкретной нозологии и т. д.);

• использование приобретенных знаний и полученных умений для установки индивидуальной позиции, теории, модели (выполнение дипломной, научно-исследовательской работы студента).

Таким образом, для положительного эффекта от самостоятельной работы студентов медицинских вузов необходимо соблюсти перечень необходимых условий:

1. Обеспечение правильного сочетания объема работы с преподавателем и самостоятельной работы.

2. Систематически грамотная организация работы студента в аудитории и вне ее.

3. Обеспечение студента необходимыми методическими материалами, возможностью приобретать практические навыки непосредственно на базе лечебно-профилактических учреждений с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий с практической точки зрения.

4. Контроль за организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.

Список литературы:

1. Андреев Г.Л. Обучение и воспитание в вузах неразделимы // Высшее образование в России. — 1996. — № 3. — С. 72—80.

2. Гончарова Ю.А. Организация самостоятельной работы студентов// Методические рекомендации для преподавателей. Воронеж 2007. — С. 22.

3. Кагарманова А.И. Самостоятельная работа студента: программа спецкурса и методические рекомендации. Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. — 36 с.

4. Педагогика и психология высшей школы: учеб. Пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2002 — 117 с.

5. Плотникова И.Е. Проблемы и перспективы профессиональной подготовки врачей в условиях перехода на образовательные стандарты третьего поколения / И.Е. Плотникова // Культура физическая и здоровье. — 2013. — № 4 (46). — С. 99—101.

6. Уманский Л.И. Личность, организаторская деятельность, коллектив: избранные труды. Кострома: Костромской государственный университет, 2001. — 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.