Научная статья на тему 'Некоторые вопросы организации бухгалтерского дела индивидуального предпринимателя'

Некоторые вопросы организации бухгалтерского дела индивидуального предпринимателя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО / ШТРАФЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ / ACCOUNTING AND AUDITING / FINES AND LIABILITIES OF SELF-EMPLOYED ENTREPRENEURS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Церпенто Дмитрий Петрович, Предеус Юлия Владимировна

Исследуется обоснованность ведения бухгалтерского дела деятельности индивидуальных предпринимателей. Вскрыты возможные трудности при нежелании индивидуального предпринимателя организовывать бухгалтерское дело. Перечислены объекты учета индивидуального предпринимателя, требующие по ним формирования информации для составления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций. Названы причины, приводящие к административным и налоговым наказаниям индивидуального предпринимателя: нарушение порядка ведения бухгалтерского учета в части непредставления отчетности или непредставление в срок бухгалтерской отчетности в ИФНС; нарушение налогового законодательства в части несоблюдения правил учета, отсутствия первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского или налогового учета, непредставления налоговой отчетности (декларации), в части неуплаты налогов, сборов и взносов; нарушения кассового порядка и работы с наличностью. Представлены три способа ведения бухгалтерского дела индивидуальным предпринимателем с обоснованием выбора каждого из них: заключение трудового договора с физическим лицом, осуществляющим ведение бухгалтерского учета; заключение договора с аутсорсинговой компанией; самостоятельное ведение бухгалтерии ИП, применяющих спецрежимы, путем использования сервисов онлайн-бухгалтерии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Церпенто Дмитрий Петрович, Предеус Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF ORGANIZING MANAGEMENT ACCOUNTING BY SELF-EMPLOYED ENTREPRENEURS

The article examines the validity of the accounting management of business activities of self-employed entrepreneurs. Possible difficulties caused by the reluctance of of self-employed entrepreneurs to organize their accounting management are revealed. The article lists items of accounting of self-employed entrepreneurs that require collecting information for financial statements and tax returns. The reasons for administrative and tax penalties on self-employed entrepreneurs are listed: violation of the procedure for conducting accounting management in terms of not reporting or failure to timely submit financial statements to the tax authorities; violation of the tax legislation in terms of non-compliance with accounting rules, absence of primary documents, invoices, accounting ledgers or tax records, failure to provide tax reports (declaration), failure to pay taxes, charges and fees; violations of cash order and cash management. Three ways of organizing accounting management by self-employed entrepreneurs with detailed description for each of them are identified: an employment contract with an individual who conducts accounting; a contract with an outsourcing company; and self-organized accounting management through special tax regimes by using online accounting services.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы организации бухгалтерского дела индивидуального предпринимателя»

152

Вестник СГСЭУ. 2019. № 5 (79)

Dmitry Petrovich Tserpento,

PhD in Economics,

associate professor of the department of accounting, business analysis and audit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Yulia Vladimirovna Predeus,

PhD in Economics,

associate professor of the department of accounting, business analysis and audit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 657.1

Дмитрий Петрович Церпенто,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

tserpentol969@gmail.com

Юлия Владимировна Предеус,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

ulia-predeus@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Исследуется обоснованность ведения бухгалтерского дела деятельности индивидуальных предпринимателей. Вскрыты возможные трудности при нежелании индивидуального предпринимателя организовывать бухгалтерское дело. Перечислены объекты учета индивидуального предпринимателя, требующие по ним формирования информации для составления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций. Названы причины, приводящие к административным и налоговым наказаниям индивидуального предпринимателя: нарушение порядка ведения бухгалтерского учета в части непредставления отчетности или непредставление в срок бухгалтерской отчетности в ИФНС; нарушение налогового законодательства в части несоблюдения правил учета, отсутствия первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского или налогового учета, непредставления налоговой отчетности (декларации), в части неуплаты налогов, сборов и взносов; нарушения кассового порядка и работы с наличностью. Представлены три способа ведения бухгалтерского дела индивидуальным предпринимателем с обоснованием выбора каждого из них: заключение трудового договора с физическим лицом, осуществляющим ведение бухгалтерского учета; заключение договора с аутсорсинговой компанией; самостоятельное ведение бухгалтерии ИП, применяющих спецрежимы, путем использования сервисов онлайн-бухгалтерии.

Ключевые слова: бухгалтерское дело, штрафы и ответственность индивидуального предпринимателя.

SOME ASPECTS OF ORGANIZING MANAGEMENT ACCOUNTING BY SELF-EMPLOYED ENTREPRENEURS

The article examines the validity of the accounting management of business activities of self-employed entrepreneurs. Possible difficulties caused by the reluctance of of self-employed entrepreneurs to organize their accounting management are revealed. The article lists items of accounting of self-employed entrepreneurs that require collecting information for financial statements and tax returns. The reasons for administrative and tax penalties on self-employed entrepreneurs are listed: violation of the procedure for conducting accounting management in terms of not reporting or failure to timely submit financial statements to the tax authorities; violation of the tax legislation in terms of non-compliance with accounting rules, absence of primary documents, invoices, accounting ledgers or tax records, failure to provide tax reports (declaration), failure to pay taxes, charges and fees; violations of cash order and cash management. Three ways of organizing accounting management by self-employed entrepreneurs with detailed description for each of them are identified: an employment contract with an individual who conducts accounting; a contract with an outsourcing company; and self-organized accounting management through special tax regimes by using online accounting services.

Keywords: accounting and auditing, fines and liabilities of self-employed entrepreneurs.

Современное законодательство освободило индивидуальных предпринимателей от ведения бухгалтерского учета при ведении учета доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Однако таким правом индивидуальные предприниматели пользуются нечасто, поскольку если не вести бухгалтерский учет и не формировать бухгалтерскую отчетность, то воз-

никают следующие трудности в ведении предпринимательской деятельности:

- не предоставляются кредитные ресурсы, существует отказ в инвестировании и передаче имущества в лизинг;

- не заключаются соглашения с партнерами индивидуального предпринимателя, поскольку, как правило, требуется бухгалтерская отчетность, заверенная налоговым органом;

- невозможно организовать финансовый контроль объектов учета.

ISSN 1994-5094 153 ♦-♦

Таблица 1

Штрафы ИП и ответственность: налоговая и административная

Формулировка нарушения Налоговая и административная ответственность (штраф, руб.) Статья

Нарушение порядка ведения бухгалтерского учета

Непредставление отчетности

Непредставление в срок бухгалтерской отчетности в ИФНС 200 руб. за каждый непредставленный документ 126 НК РФ

Нарушения налогового законодательства

Грубое нарушение правил учета

Отсутствие первичных документов Нарушение: 1) в течение одного налогового периода: 10 000 руб. 2) в течение более чем одного налогового периода: 30 000 руб. 3) привело к занижению базы по налогам и взносам: 20% от неуплаченной суммы, но не менее 40 000 руб. 120 НК РФ

Отсутствие счетов-фактур

Отсутствие регистров бухгалтерского или налогового учета

Систематическое (два раза и более в течение года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухучета, в регистрах налогового учета и в отчетности операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений

Непредставление отчетности и информации

Непредставление налоговой отчетности (декларации) 5% от суммы налога по декларации за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного для ее представления (не менее 1000 руб., не более 30%) 119 НК РФ 15.5 КоАП РФ

Нарушение способа сдачи декларации или расчета 200 руб. 119.1 НК РФ

Непредставление документов и ( или) сведений в срок, если нет признаков налоговых правонарушений по ст. 119 и 129.4 НК РФ 200 руб. за каждый непредставленный документ 126 НК РФ 15.6 КоАП РФ

Отказ представить имеющиеся документы по запросу налоговой 10 000 руб.

Представление налоговым агентом в инспекцию документов, которые, содержат недостоверные сведения 500 руб. за каждый документ с недостоверными сведениями 126.1 НК

Непредставление в инспекцию сведений по запросу на встречной проверке, либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями 10 000 руб. 126 НК

Несообщение сведений налоговому органу, в том числе непредставление по запросу ИФНС пояснений о расхождениях в отчетности либо уточненки 5000 руб., за повторное нарушение в течение года 20 000 руб. 129.1 НК

Неуплата налогов, сборов и взносов

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога или других неправомерных действий 20% от неуплаченной суммы налога; если деяние умышленное - 40% 122 НК РФ

Неправомерное неудержание и (или) неперечисление налога налоговым агентом 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению 123 НК РФ

Нарушения кассового порядка и работы с наличностью

Неприменение ККТ За первое нарушение: 25-50% от непро-битой суммы, но не менее 10 000 руб. За повторное, если при этом общая сумма расчетов без ККТ составила более 1 млн руб.: приостановка деятельности на срок до 90 дней ч. 2-3 ст. 14.5 КоАП РФ

Расчеты наличными сверх установленных лимитов, неоприходование в кассу наличных, несоблюдение порядка хранения остатка в кассе 4000-5000 руб. ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ

Непредставление информации и документов о работе с ККТ по запросу налоговой или представление с нарушением срока 1500-3000 руб. ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ

Ненаправление покупателю по его требованию документов: кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или на бумаге Предупреждение или штраф 2000 руб. ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ

154 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 5 (79) -♦

Кроме того, любой индивидуальный предприниматель, включая тех, кому предоставлено право не вести бухгалтерский учет, обязан организовать учет: кадровый, кассовых операций, основных средств, нематериальных активов, а также учет расчетов по уплате некоторых налогов и взносов: НДС, транспортный, налог на имущество, НДФЛ, взносы во внебюджетные фонды. В случае организации учета расчетов по налогам индивидуальный предприниматель обязан формировать на основе учетных регистров налоговую отчетность с представлением ее в контролирующие органы.

Невыполнение обязанности формирования информации в системе бухгалтерского учета и в финансовой отчетности может привести к последствиям: штрафам или уголовным срокам (табл. 1).

Для предупреждения возможных нарушений ИП, приводящих к штрафным санкциям, важно правильно организовать бухгалтерское дело. Как показывает практика, существует несколько способов формирования бухгалтерской и налоговой информации для составления отчетности ИП:

1. Заключение трудового договора с физическим лицом, осуществляющим ведение бухгалтерского учета.

2. Заключение договора с аутсорсинговой компанией, несмотря на ее затратность, организацией учета заняты специалисты бухгалтерского и налогового дела.

3. Самостоятельное ведение бухгалтерии ИП, применяющих спецрежимы, путем использования сервисов онлайн-бухгалтерии (например, «Мое дело») или специализированных программ (например, 1С), которые подробно описывают и направляют весь процесс.

Что касается первого способа, а именно передачи обязанностей по ведению бухгалтерии, то штатный бухгалтер, как правило, обойдется предпринимателю в 20 000 - 50 000 руб. в месяц. Это средний показатель по России, и он во многом зависит от региона. Когда документооборот у ИП небольшой, бухгалтер может устроиться по совместительству. При этом бухгалтер-совместитель несет ответственность за формирование учетной политики, методологию и применяемые методики учета, своевременное составление и представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности в контролирующие органы в соответствии с законодательством, а также ведет кадровый учет, решает юридические вопросы по подготовке проектов договоров, оформлению документов на получение кредитных ресурсов [4, с. 73, 74].

Широкое распространение получил второй способ: передача на договорной основе обязанностей по ведению бухгалтерского учета специализированной компании-аутсорсеру [1, с. 118]. Одним из самых востребованных видов услуг этих компаний является услуга по ведению бухгалтерского и налогового учета и составлению и сдачи отчетности. При этом передавать функции по ведению учетных работ можно как в полном объеме, так и в виде отдельных работ.

Второй способ, связанный с заключением договора с аутсорсинговой компанией, может быть дешевле при небольшом документообороте: в частности, 10 документов на УСН стоят примерно 1500 руб., а 100 документов - уже 5400 руб. Полная передача бухгалтерии специализированной фирме может составить до 100 000 руб. в месяц.

Индивидуальный предприниматель, передающий ведение бухгалтерского учета по договору третьим лицам, в итоге получает:

- дополнительные финансовые расходы;

- отвлеченность от некоторых процессов внутри компании (что порой приводит к неправильному пониманию ситуации);

- дополнительное свободное время, которое можно посвятить другой важной работе.

Как показывают исследования, наименее затратным способом является третий с использованием сервисов онлайн-бухгалтерии, поскольку она имеет ряд преимуществ перед стационарными программами, в частности 1С:

- полноценное ведение бухгалтерского и налогового учета;

- осуществление полного контроля бухгалтерии в режиме онлайн;

- наличие закладок о сроках сдачи отчетности;

- дистанционность в заполнении деклараций;

- наличие теоретических конспектов по учету и отчетам, онлайн-консультаций специалистов;

- онлайн-подача документов на регистрацию ИП и сдача отчетности.

В интернет-бухгалтерии возможно добавлять доходы и расходы, вести кадровый учет по сотрудникам (отработанное время, начисленные выплаты, удержанные налоги).

Так, в сервисе онлайн-бухгалтерии «Мое дело» возможно выбрать один из тарифов, исходя из ежемесячного оборота до 750 тыс. руб. Стоимость обслуживающего пакета варьируется от 833 до 1667 руб. в месяц. Если доход предпринимателя выше, то предлагается бэк-офис, стоимость которого также будет зависеть от ежемесячного оборота.

Самый дешевый тариф «Интернет-бухгалтерия» предусматривает расчет налогов и взносов, формирование и отправку отчетности в онлайн-режиме, работу с первичными документами и счетами, а также консультации специалистов.

Самый дорогостоящий тариф «Персональный бухгалтер и бизнес-ассистент» позволяет нанимать до ста сотрудников, вести по каждому кадровый учет и даже проверять контрагентов, отслеживать статус сданных отчетов, иметь доступ к законодательной базе РФ с разъяснения экспертов, пользоваться возможностью электронной сверки расчетов с налоговой.

Тариф «Без сотрудников» стоит 833 руб. в месяц.

Кроме сервисов онлайн-бухгалтерии, ИП используют специализированные прикладные программы класса мини-бухгалтерия, которая предназначается для учета малых количеств объектов учета и небольшой товарной номенклатуры [2, с. 152] либо класса программ для ведения отдельных участков учета.

НБЫ1994-5094 ♦-

155 -♦

Таблица 2

Вопросы бухгалтерского дела при использовании разных систем налогообложения индивидуальными предпринимателями

Система налогообложения/ Условия применения Перечень учетных работ индивидуального предпринимателя

Общая система налогообложения ИП / Число сотрудников не ограничено; любой вид деятельности Ведение КУДиР. Расчет авансовых платежей по налогу на прибыль. Окончательный расчет по итогам года. Составление ежеквартальной декларации по НДС. Работа с кадровыми документами при наличии наемных работников. Табель учета рабочего времени. Расчет сумм: оплаты труда наемных работников, оплаты больничных, отпускных, алиментов и перечисление на лицевые счета в банке. Составление отчетности по НДФЛ. Расчет сумм страховых обязательств наемных работников. Составление платежных документов по расчетам с контрагентами. Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год

Упрощенная система налогообложения ИП (доходы; доходы минус расходы) / Доходы ниже 150 млн руб./год; не больше 100 человек наемных работников Ведение учета в КУДиР. Составление ежеквартальной и годовой декларации по единому налогу. Работа с кадровыми документами при наличии наемных работников. Расчет суммы оплаты труда наемных работников, суммы отпускных. Составление отчетности по НДФЛ. Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. Расчет суммы страховых обязательств наемных работников, больничных, алиментов. Составление налоговых деклараций по страховым платежам наемных работников. Сдача отчетности и налоговых деклараций

Единый налог на вмененный доход ИП / Виды деятельности определены законодательством региона; число сотрудников не больше 100 человек Составление ежеквартальной декларация по ЕНВД. Работа с кадровыми документами при наличии наемных работников. Расчет суммы оплаты труда наемных работников, суммы отпускных, больничных, алиментов. Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. Составление отчетности по НДФЛ. Составление налоговых деклараций по страховым платежам наемных работников

Единый сельскохозяйственный налог ИП / Производители сельхозпродукции; число работников не больше 300 человек Ведение КУДиР. Составление ежеквартальной декларации по единому сельскохозяйственному налогу. Составление годовой декларации по ЕСХН. Работа с кадровыми документами при наличии наемных работников. Расчет суммы оплаты труда наемных работников, суммы отпускных, больничных, алиментов. Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. Составление отчетности по НДФЛ. Составление налоговых деклараций по страховым платежам наемных работников

Патентная система налогообложения / ИП с доходами ниже 60 млн руб./год; численность наемных работников не больше 15 человек; виды деятельности определены законодательством региона Ведение книги учета доходов и расходов. Вносить установленные взносы на патент. Работа с кадровыми документами при наличии наемных работников. Расчет суммы оплаты труда наемных работников, суммы отпускных, больничных, алиментов. Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год

В бухгалтерском деле особое место занимают учетные работы с многочисленной и разнообразной по содержанию документацией (финансовой, рас-четно-денежной, отчетно-статистической, организационно-распорядительной), включающей в себя основные показатели, отражающие конкурентоспособность экономического субъекта и перспективы его дальнейшей предпринимательской деятельности [1, с. 5].

Как показывает практика, потребность в грамотном формировании учетной информации обусловлена необходимостью обоснования: выбора системы налогообложения с целью минимизации налоговой нагрузки; состава и форм отчетности; возможности получения налоговых льгот.

При этом следует отметить, что, кроме сбора и обобщения информации, необходимой для определения налоговой базы и расчета сумм налоговых платежей, составления налоговых деклараций, еще требуется составление специальной отчетности по наемным работникам, оформление кассовых и банковских документов, ведение документооборота и другие учетные работы, связанные с бизнесом, что наглядно представлено в табл. 2.

Как видно из табл. 2, каждая из систем налогообложения имеет свои особенности, которые оказывают существенное влияние на постановку бухгалтерского дела, в частности на документооборот первичной учетной и внеучетной документации, обработку и формирование информации для составления отчетных форм и налоговых деклараций.

Обязанность для индивидуальных владельцев собственного бизнеса по ведению бухгалтерского учета не установлена и является только правом.

1. Предеус Н.В. Бухгалтерское дело: учеб. пособие / Н.В. Предеус, С.И. Церпенто, Ю.В. Предеус. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Церпенто С.И. Бухгалтерский учет: теория: учебник / С.И. Церпенто, Н.В. Предеус, Д.П. Церпенто; под ред. Н.Т. Лабынцева. М.: Финансы и статистика, 2008.

3. Церпенто С.И. Вопросы бухгалтерского дела на условиях аутсорсинга // Баланс: сб. науч. тр. / под общ. ред. Т.М. Садыковой. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2014. С. 118-121.

4. Церпенто С.И. Учет на предприятиях малого и среднего бизнеса: учеб. пособие / С.И. Церпенто, Н.В. Предеус, Д.П. Церпенто. М.: Дашков и К°, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.