Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА НЕЗАКОННОЙ РУБКИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА НЕЗАКОННОЙ РУБКИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
незаконная рубка лесных насаждений / расчет ущерба / размер незаконной рубки / экологические преступления / дифференциация ответственности / illegal logging of forest stands / calculation of damage / size of illegal logging / environmental crimes / differentiation of responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Забавко Роман Алексеевич

Рассмотрены вопросы определения размера незаконной рубки лесных насаждений, связанные с применением методик, такс и ставок расчета стоимости незаконно заготовленной древесины. Установлено, что законодатель проявляет некоторую непоследовательность, принимая нормативные правовые акты, регламентирующие указанные процедуры. Выявлено, что с 2014 г. по настоящее время существовало три документа, которые устанавливали самостоятельные основания производства соответствующих расчетов. Определено, что с учетом правил обратной силы уголовного закона надлежит учитывать все указанные нормативные правовые акты в отношении деяний, совершенных до 31 декабря 2020 г., а также применять Постановление Правительства от 29 декабря 2018 г. № 1730 в первоначальной редакции как обеспечивающее наиболее льготные основания для привлечения к уголовной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF DEFINING THE SIZE OF ILLEGAL LOGGING OF FOREST PLANTATIONS

The issues of determining the size of illegal logging of forest plantations related to the use of methods, taxes and rates for calculating the cost of illegally harvested wood are considered. It is established that the legislator shows some inconsistency in adopting regulatory legal acts regulating these procedures. It was revealed that from 2014 to the present, there were three documents that established independent grounds for making the corresponding calculations. It is determined that, taking into account the rules of retroactive effect of the criminal law, all the specified normative legal acts should be taken into account in relation to acts committed before 31.12.2020, Government Decree No. 1730 of 29.12.2018 in its original version should be applied as providing the most favorable grounds for criminal prosecution.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА НЕЗАКОННОЙ РУБКИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ»

Научная статья

Научная специальность

5.1.4 «Уголовно-правовые науки»

УДК 343.773

DOI https://doi.org/10.26516/2071-8136.2023.2.69

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА НЕЗАКОННОЙ РУБКИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

© Забавко Р. А., 2023

Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия

Рассмотрены вопросы определения размера незаконной рубки лесных насаждений, связанные с применением методик, такс и ставок расчета стоимости незаконно заготовленной древесины. Установлено, что законодатель проявляет некоторую непоследовательность, принимая нормативные правовые акты, регламентирующие указанные процедуры. Выявлено, что с 2014 г. по настоящее время существовало три документа, которые устанавливали самостоятельные основания производства соответствующих расчетов. Определено, что с учетом правил обратной силы уголовного закона надлежит учитывать все указанные нормативные правовые акты в отношении деяний, совершенных до 31 декабря 2020 г., а также применять Постановление Правительства от 29 декабря 2018 г. № 1730 в первоначальной редакции как обеспечивающее наиболее льготные основания для привлечения к уголовной ответственности.

Ключевые слова: незаконная рубка лесных насаждений, расчет ущерба, размер незаконной рубки, экологические преступления, дифференциация ответственности.

SOME ISSUES OF DEFINING THE SIZE OF ILLEGAL LOGGING OF FOREST PLANTATIONS

© Zabavko R. A., 2023

Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation

The issues of determining the size of illegal logging of forest plantations related to the use of methods, taxes and rates for calculating the cost of illegally harvested wood are considered. It is established that the legislator shows some inconsistency in adopting regulatory legal acts regulating these procedures. It was revealed that from 2014 to the present, there were three documents that established independent grounds for making the corresponding calculations. It is determined that, taking into account the rules of retroactive effect of the criminal law, all the specified normative legal acts should be taken into account in relation to acts committed before 31.12.2020, Government Decree No. 1730 of 29.12.2018 in its original version should be applied as providing the most favorable grounds for criminal prosecution.

Keywords: illegal logging of forest stands, calculation of damage, size of illegal logging, environmental crimes, differentiation of responsibility.

Решение вопросов уголовной ответственности за совершение преступления предполагает установление всех конструктивных и квалифицирующих признаков, наличие или отсутствие которых влияет на определение преступности и наказуемости деяния, а также дифференциацию уголовной ответственности. Кроме того, как показывает анализ судеб-но-следственной практики, такие оценочные категории, которые имеют нижние и верхние границы их характеристики (размер ущерба, размер предмета преступления, степень причиненного преступлением вреда и т. д.), в значительной степени влияют на назначение наказания. В этой связи вопрос о точном установлении указанных характеристик принципиален и подлежит обязательному разрешению органами предварительного расследования при первичной оценке содеянного, расследовании дела, составлении обвинительного заключения

(обвинительного акта), предъявлении государственного обвинения прокурором, а также судом при вынесении итогового решения по делу. Все вышесказанное делает обязательным точное установление оценочных категорий, имеющих значение для дела. В науке уголовного права эти обстоятельства хорошо изучены в рамках определения теоретических основ квалификации преступлений [1, с. 21; 7, с. 74-75].

Определение оценочных категорий в уголовном праве в зависимости от их правовой природы возможно посредством:

- установления признаков, указанных непосредственно в уголовном законе (при наличии их критериев),

- установления признаков, указанных в иных нормативных правовых актах (при наличии соответствующих отсылок в тексте норм уголовного закона),

- применения познаний в иных науках и отраслях знаний [2, с. 5; 6, с. 56].

В примечании к ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации1 (далее - УК РФ) прямо указано, что ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисляется по утвержденным Правительством РФ таксам и методике. Следовательно, для решения вопроса об уголовной ответственности лица, совершившего преступление, предусмотренное ст. 260 УК РФ, следует точно определить признаки предмета преступления и общественно опасных последствий незаконной рубки лесных насаждений, произвести их уголовно-правовую оценку [9, с. 711]. Одна из особенностей законодательной конструкции состава незаконной рубки лесных насаждений состоит в том, что размер предмета преступления и размер причиненного ущерба в тексте уголовного закона отождествлены, что само по себе критикуется учеными [4, с. 29; 8, с. 203].

В соответствии с положениями ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния, при этом временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Вместе с тем исключением из этого правила является обратная сила уголовного закона, положения о которой устанавливаются в ст. 10 УК РФ, определяющие, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т. е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. В свою очередь, уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Вследствие того, что уголовный закон не содержит норм, позволяющих провести уголовно-правовую оценку причиненного ущерба, и его определение производится в соответствии с утвержденными Правительством РФ таксами и методикой, правила действия закона во времени распространяются и на нормы, к которым отсылают бланкетные нормы УК РФ.

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

Решая вопрос об уголовной ответственности за преступление, правоохранительные органы должны учитывать изменения закона и, определяя преступность и наказуемость деяния, сравнивать нормы, действовавшие на момент совершения преступления, с нормами, действующими на момент принятия правового решения, а также нормами, которые действовали в промежутке времени между ними. Это, в свою очередь, требует точного учета соответствующих такс и методик расчета размера ущерба, что на практике зачастую затруднительно, и недостатки законодательства активно используются виновными [3, с. 66].

В настоящее время таксы и методики, исчисляющие ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, установлены в Постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1730 (редакция от 18.12.2020) «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства»2. До внесения изменений в него Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. № 2164 «О внесении изменений в приложение № 4 к особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства»3 действовало Постановление от 29 декабря 2018 г. № 1730 в первоначальной редакции (далее по тексту -Постановление № 1730 в первоначальной редакции). До момента принятия Постановления № 1730 в первоначальной редакции действовали таксы и методики, устанавливавшиеся Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 (редакция от 11.10.2014, с изменениями от 02.06.2015) «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства»4. При этом при исчислении размера вреда в период действия всех указанных документов применяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, установлен-

2 Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства : постановление Правительства РФ от 29 дек. 2018 г. № 1730 (ред. от 18.12.2020) // Собр. законодательства РФ. 2019. № 1. Ст. 25.

3 О внесении изменений в приложение № 4 к особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства : постановление Правительства РФ от 18 дек. 2020 г. № 2164 // Собр. законодательства РФ. 2020. № 52 (Ч. I). Ст. 8847.

4 Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 (ред. от 11.10.2014, с изм. от 02.06.2015) // Собр. законодательства РФ. 2007. № 20. Ст. 2437.

ные Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»1. Следует отметить, что все вышеуказанные таксы, ставки и методики в определенной степени условны и не отражают всего вреда, причиненного окружающей природной среде незаконными рубками лесных насаждений [10, с. 76], однако с учетом невозможности иного (несмотря на то что в настоящий момент ущерб должен быть определен с точностью до 1 руб.) правоприменитель должен с этой условностью мириться.

Особенностью раскрытия и расследования незаконной рубки лесных насаждений является то, что это преступление часто является продолжаемым и виновный совершает несколько эпизодов преступления, зачастую информация о совершенном преступлении подвергается правовой оценке значительно позже непосредственно самого факта совершения преступления. Как показывает анализ практики, большая часть незаконных рубок лесных насаждений, подлежащих правовой оценке, совершена в период с 23 октября 2014 г. по настоящее время. Следовательно, для решения вопроса о применении действовавшего нормативного правового акта, устанавливающего соответствующие таксы и методики, для квалификации незаконной рубки лесных насаждений, совершенной после 23 октября 2014 г., требуется сравнить Постановление № 1730 в первоначальной редакции, Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1730 (редакция от 18.12.2020) и Постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 (последняя редакция).

Рассмотрим некоторые особенности методик оценки размера ущерба, причиненного незаконными рубками лесных насаждений, с учетом вышеуказанных документов.

Постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273, действовавшее на момент совершения преступления, при расчете ущерба предписывало производить расчет ущерба без разделения заготовленной древесины на деловую и дровяную, так как должна была применяться ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности. Для определения объема уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников и лиан

1 О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности : постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. № 310 // Собр. законодательства РФ. 2007. № 23. Ст. 2787.

на площади более 1 га предписывалось использование материалов лесоустройства (п. 6). При расчете ущерба это влекло за собой его увеличение с учетом повышенной стоимости предмета незаконной рубки по материалам лесоустройства по сравнению с фактическими лесными насаждениями, часть которых подпадала под признаки дровяной.

Постановление № 1730 в первоначальной редакции предписывало производить учет объема древесины по сортиментным таблицам с учетом деления ее на деловую и дровяную, что следует из п. 4. Тем самым, за счет учета в общей массе стоимости древесины, стоимость которой ниже, данная норма позволяет рассчитать меньший размер ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений. Следовательно, например, при расследовании уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ на период март - май 2020 г., при расчете ущерба необходимо производить разделение незаконно заготовленной древесины на деловую и дровяную в соответствии с Постановлением № 1730 в первоначальной редакции. Между тем, как показывает анализ материалов уголовных дел, зачастую итоговое определение ущерба производится без разделения древесины на деловую и дровяную -размер ущерба определяется с применением ставки платы, установленной в отношении деловой средней древесины и вывозки древесины на расстояние до 10 км с учетом соответствующих коэффициентов, что ухудшает положение подозреваемых (обвиняемых, подсудимых) и представляется недопустимым.

Проведя сравнительный анализ трех постановлений Правительства РФ (Постановление № 1730 в первоначальной редакции, Постановление от 29 декабря 2018 г. № 1730 (редакция от 18.12.2020) и Постановление от 8 мая 2007 г. № 273 (последняя редакция)) посредством сопоставления закрепленных в них такс, а также указанных методик, с учетом которых производятся соответствующие расчеты и калькуляции, мы пришли к следующим выводам:

1. Таксы всех трех нормативных правовых актов практически идентичны между собой и различаются только определением размера ущерба, исчисленного в соответствии с таксами, который увеличивается в 2 раза в случае незаконных рубки, уничтожения или повреждения деревьев и кустарников хвойных пород в зависимости от времени совершения общественно опасного деяния. В Постановлении Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 (последняя редакция) этот па-

раметр определен как декабрь-январь, тогда как в двух других сравниваемых документах - как ноябрь-январь. Следовательно, при прочих равных параметрах незаконной рубки лесных насаждений таксы, установленные в Постановлении Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 (последняя редакция), при незаконной рубке лесных насаждений исключительно в ноябре определяют более льготные для виновного параметры исчисления ущерба. В этой связи, например, Богучанский районный суд Красноярского края в приговоре № 1-141/2019 от 4 июля 2019 г. по делу № 1-141/2019 указал, что Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения причиненного лесами и находящимися в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» не имеет обратной силы в отношении инкриминируемых подсудимому деяний, так как значительно увеличивает объем причиненного ущерба1.

2. Методики расчета ущерба (вреда), причиненного незаконной рубкой лесных насаждений, в сравниваемых постановлениях Правительства текстуально различаются, однако существенным содержательным отличием Постановления № 1730 в первоначальной редакции от двух иных документов является предписание разделения незаконно заготовленной древесины на деловую и дровяную по сортиментным таблицам, тогда как Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1730 (редакция от 18.12.2020) и Постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 (последняя редакция) устанавливают, что при исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится, применяется ставка платы, установленная в отношении деловой средней древесины и вывозки древесины на расстояние до 10 км. В случае наличия в общей массе незаконно срубленных деревьев, кустарников и лиан дровяной древесины Постановление Правительства № 1730 в первоначальной редакции устанавливает наиболее льготные для совершившего незаконную рубку лесных насаждений условия исчисления ущерба, т. е. иным образом улучшает положение лица.

В этой связи, например, Приговором Чугуевского районного суда Приморского края № 1-226/2019 1-48/2020 от 25 мая 2020 г. по делу № 1-226/2019 предписано применение Поста-

новления № 1730 в первоначальной редакции как существенно улучшающего положение подсудимого с учетом обратной силы2. Аналогичная практика сложилась в Республике Коми, Кировской области и других субъектах Российской Федерации.

Тем самым первоначальная редакция Постановления Правительства РФ № 1730, предписывающая необходимость разделения древесины на деловую и дровяную, в случае совершения (преобладания совершения) незаконной рубки не в ноябре при наличии в общей массе незаконно срубленных деревьев, кустарников и лиан дровяной древесины по сравнению с Постановлением Правительства № 273 и действующей редакцией Постановления Правительства № 1730 положение подсудимого улучшает, следовательно, по правилам обратной силы уголовного закона именно она подлежит применению.

Делая общий вывод по вышеобозначенной проблеме, следует отметить следующее. Во-первых, определение ущерба от незаконной рубки лесных насаждений обязательно для их квалификации, так как напрямую влияет на основание уголовной ответственности, позволяя отграничить уголовно наказуемую рубку от деяния малозначительного, т. е. нарушения незаконной рубки, повреждения лесных насаждений или самовольного выкапывания в лесах деревьев, кустарников, лиан, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.28 КоАП РФ3. Во-вторых, размер ущерба напрямую влияет на дифференциацию уголовной ответственности и применение основного, квалифицированного или особо квалифицированного состава преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ. В-третьих, в изменениях и дополнениях законодательства, регламентирующего определение размера незаконной рубки лесных насаждений, законодатель проявляет некоторую непоследовательность: заменив Постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 на Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1730, он значительно усложнил методику расчета ущерба. Между тем, в последующем изменив Постановление № 1730, он фактически вернул первоначально применявшиеся методики. Между тем сравнение трех разных документов, действовавших в последние 9 лет, позволяет

1 Приговор Богучанского районного суда Красноярского края № 1-141/2019 от 4 июля 2019 г. по делу № 1-141/2019 // Судебные и нормативные акты РФ : офиц. сайт. URL: https://sudact.ru/regular/ doc/72wGq3Wla9bp/ (дата обращения: 12.04.2022).

2 Приговор Чугуевского районного суда Приморского края № 1-226/2019 1-48/2020 от 25 мая 2020 г. по делу № 1-226/2019 // Судебные и нормативные акты РФ : офиц. сайт. URL: https://sudact. ru/regular/doc/cgKdoAlmhSHO/ (дата обращения: 12.04.2023).

3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 13.06.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661.

сделать вывод о том, что именно первоначальная редакция Постановления Правительства РФ № 1730 предоставляет виновному наиболее «льготные» основания уголовной ответственности, в связи с чем именно они применяются для оценки деяний, совершенных с 23 октября 2014 г. до 31 декабря 2020 г. (начало действия последней редакции Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1730). Ш

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Георгиевский Э. В. Основы квалификации преступлений: теория и правила. Иркутск : Изд-во ИГУ 2016. 158 с.

2. Герцензон А. А. Квалификация преступления. М. : Изд-во ВЮА КА, 1947. 26 с.

3. Горев М. А., Рыжова Н. В. Проблемы определения размера вреда лесным насаждениям при незаконных рубках // Научные исследования и разработки в области дизайна и технологий : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. В 2-х ч. Ч. 2. Кострома, 24-25 марта 2022 года / сост. и отв. ред. Т. В. Лебедева. Кострома : Костромской гос. ун-т, 2022. С. 63-67.

4. Конфоркин И. А. Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. М., 2009. 183 с.

5. Коряковцев В. В., Питулько К. В., Сергеева А. А. Теоретические основы квалификации преступлений в структуре Общей части уголовного права. М. : КноРус, 2023. 146 с.

6. Кудрявцев В. Н. Общая теория квалификации преступлений. М. : Юрид. лит., 1972. 352 с.

7. Майстренко Г. А. Принципы квалификации преступлений как методологическая основа правоприменения // Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 10, № 11-1. С. 74-80.

8. Фиськов И. А. Общественно опасные последствия незаконной рубки лесных насаждений // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 4-3. С. 203-205. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2019-10839

9. Шишко И. В., Староватова С. В. Об обоснованности криминализации «простой» незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 УК РФ) // Журнал Сибирского федерального университета. Сер. Гуманитарные науки. 2021. Т. 14, № 5. С. 702-717.

10. Шубин Ю. П. Особенности исчисления размера вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам: теория и практика // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2023. № 1(58). С. 67-77.

REFERENCES

1. Georgievskij E.V. Osnovy kvalifikacii prestuplenij: teoriya i pravila [Fundamentals of crime qualification: theory and rules], Irkutsk, Publishing of the ISU, 2016, 158 p. (in Russian)

2. Gercenzon A.A. Kvalifikaciya prestupleniya [Qualification of the crime], Moscow, VYUA KA Publ., 1947, 26 p. (in Russian)

3. Gorev M.A. Ryzhova N.V. Problemy opredeleniya razmera vreda lesnym nasazhdeniyam pri nezakonnyh rubkah [Problems of determining the amount of damage to forest plantations during illegal logging] Nauchnye issledovaniya i razrabotki v oblasti dizaj-na i tekhnologij. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii s mezhdunarodnym uchastiem. V 2-h chastyah, Kostroma, 24-25 marta 2022 goda [Scientific research and development in the

field of design and technology. Materials of the All-Russian Scientific and practical conference with international participation. In 2 parts, Kostroma, March 24-25, 2022]. Sost. i otv. redaktor T.V. Leb-edeva. Chast 2. Kostroma, Kostromskoj gosudarstvennyj universitet Publ., 2022, pp. 63-67. (in Russian)

4. Konforkin I.A. Ugolovnaya otvetstvennost za nezakonnuyu rubku lesnyh nasazhdenij [Criminal liability for illegal logging of forest plantations] Cand. sci. diss. Moscow, 2009, 183 p. (in Russian)

5. Koryakovcev V.V., Pitulko K.V., Sergeeva A.A. Teoreticheskie osnovy kvalifikacii prestuplenij v strukture Obshchej chasti ugolovno-go prava [Theoretical foundations of the qualification of crimes in the structure of the General part of criminal law]. Moscow, KnoRus Publ., 2023, 146 p. (in Russian)

6. Kudryavcev V.N. Obshchaya teoriya kvalifikacii prestuplenij [General theory of qualification of crimes], Moscow, Legal literature Publ., 1972, 352 p. (in Russian)

7. Majstrenko G.A. Principy kvalifikacii prestuplenij kak met-odologicheskaya osnova pravoprimeneniya [Principles of crime qualification as a methodological basis of law enforcement]. Vo-prosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava [Issues of Russian and international law], 2020, vol. 10, no. 11-1, pp. 74-80. (in Russian)

8. Fiskov I.A. Obshchestvenno opasnye posledstviya nezakon-noj rubki lesnyh nasazhdenij [Socially dangerous consequences of illegal logging of forest plantations] Mezhdunarodnyj zhurnal gu-manitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences], 2019, no. 4-3, pp. 203-205. https://doi. org/10.24411/2500-1000-2019-10839 (in Russian)

9. Shishko I.V., Starovatova S.V. Ob obosnovannosti krimi-nalizacii «prostoj» nezakonnoj rubki lesnyh nasazhdenij(ch. 1 st. 260 UK RF) [On the validity of criminalization of "simple" illegal logging of forest plantations (Part 1 of Article 260 of the Criminal Code of the Russian Federation)]. Zhurnal Sibirskogo federalnogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Journal of the Siberian Federal University. Series: Humanities], 2021, vol. 14, no. 5, pp. 702717. (in Russian)

10. Shubin Yu.P. Osobennosti ischisleniya razmera vreda, prichinennogo lesam i nahodyashchimsya v nih prirodnym objek-tam: teoriya i praktika [Features of calculating the amount of damage caused to forests and natural objects located in them: theory and practice]. Vestnik Sankt-Peterburgskoj yuridicheskoj akademii [Bulletin of the St. Petersburg Law Academy], 2023, no. 1(58), pp. 67-77. (in Russian)

Статья поступила в редакцию 11.04.2022; одобрена после рецензирования 10.06.2022; принята к публикации 17.05.2023.

Received on 11.04.2022; approved on 10.06.2022; accepted for publication on 17.05.2023.

Забавко Роман Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, Юридический институт, Иркутский государственный университет (Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1), AuthorlD: 499780, ORCID: 0000-0003-1613-9317, ResearcherlD: AAD-4666-2021, е-mail: zrairk@gmail.com

Zabavko Roman Alekseevich - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of the Criminal Law, Institute of Law, Irkutsk State University (1, K. Marx st., Irkutsk, 664003, Russian Federation), AuthorID: 499780, ORCID: 0000-00025663-6230, ResearcherID: AAD-4666-2021, e-mail: zrairk@ gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.