4. Ткачевский Ю. М. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания // Законодательство. - 2004. - № 8.
5. Улицкий С. Я. Условно-досрочное освобождение осуждённых к лишению свободы : учебное пособие по уголовному, уголовно-исполнительному и уголовно-процессуальному праву. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2001. - 132 с.
6. Уткин В. А. Наказание и исправительно-трудовое воздействие. - Томск, 1984. - 191 с.
7. Чуприна Л. В. Режим испытания при условно-досрочном освобождении : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Томск, 2012. - 23 с.
8. Чуприна Л. В. Режим испытания при условно-досрочном освобождении : дис. ... канд. юрид. наук. - Томск, 2012. - 251 с.
9. Щерба Д. А. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания: вопросы теории и практики : дис. ... канд. юрид. наук. - Хабаровск, 2007. -239 с.
УДК 343.8
С. И. Паканич НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЁННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
S. I. Pakanich
SOME ISSUES OF PERSONAL SECURITY FOR JUVENILE OFFENDERS IN DETENTION IN CONDITIONS OF REFORMING THE PENAL SYSTEM
OF THE RUSSIAN FEDERATION
Статья посвящена актуальным проблемам обеспечения личной безопасности несовершеннолетних осуждённых к лишению свободы. Проведённое исследование рассматриваемого явления позволило выделить некоторые факторы, определяющие современное состояние личной безопасности несовершеннолетних осуждённых в местах лишения свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Article is devoted to topical issues ofpersonal security juvenile convicts. The study of the phenomenon it possible to identify some of the factors that determine the current state ofpersonal security for juvenile offenders in detention during the reform of the penal system of the Russian Federation.
Ключевые слова: личная безопасность, безопасность несовершеннолетних осуждённых, воспитательные колонии, воспитательные центры.
Key words: personal safety, the safety of juvenile offenders, juvenile correctional facilities, educational centers.
На современном этапе уголовно-исполнительная система России находится в стадии масштабного реформирования. Его основные параметры определены в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября
2010 г. № 1772-р1. В ходе этой реформы воспитательные колонии планируется реорганизовать в воспитательные центры для несовершеннолетних правонарушителей с обычным и усиленным наблюдением. Это предопределяет объективную необходимость рассмотрения отдельных вопросов современного состояния исправительных учреждений для несовершеннолетних осуждённых2.
Следует отметить, что за последние годы в воспитательных колониях складывается напряжённая ситуация. На фоне непостоянной динамики преступлений в исправительных учреждениях для несовершеннолетних осуждённых недостаточно проработанными остаются вопросы обеспечения их личной безопасности.
Проведённое нами исследование проблемы обеспечения безопасности несовершеннолетних осуждённых в местах лишения свободы позволяет обозначить её современное состояние, а также остановиться на некоторых факторах, которые оказывают на неё влияние в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. В силу ограниченности объёма статьи остановимся лишь на тех факторах, которые, на наш взгляд, являются определяющими.
На 1 ноября 2013 г. в уголовно-исполнительной системе России функционируют 46 воспитательные колонии. В них отбывают наказание 1,9 тысяч несовершеннолетних правонарушителей, значительная доля из которых имеют психические отклонения. Здесь сосредотачивается наиболее криминальная часть несовершеннолетних осуждённых, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Увеличивается численность осуждённых, ранее отбывавших наказание в воспитательных колониях3. При таких условиях одной из наиболее сложных задач, стоящих перед сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, остается обеспечение личной безопасности несовершеннолетних осуждённых. Анализ специальной литературы показывает, что обозначенная проблема на современном этапе характерна и для пенитенциарных учреждений стран Европы4.
В связи с новым курсом в уголовно-правовой политике Российской Федерации происходит сокращение численности несовершеннолетних осуждённых в местах лишения свободы. Вместе с тем, в воспитательных колониях на протяжении последних нескольких лет концентрируются несовершеннолетние осуждённые с ещё большей криминальной заражённостью и направленностью. Это приводит в
1 Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43.
2 См.: Основные параметры концептуальной модели воспитательного центра для несовершеннолетних осуждённых // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 6. С. 19-21.
3 См.: Научить детей жить // Преступление и наказание. 2010. № 8. С. 8.
4 См. напр.: Гусев Д. Французская тюрьма - «Ветхость, жестокость, бедность и унижение» // Преступление и наказание. 2010. № 5. С. 58-59; Французские приоритеты // 2009. № 2. С. 6-7; Случай в Зигбурге // Преступление и наказание. 2009. № 2. С. 56.
целом к снижению уровня безопасности данной категории осуждённых. Укрупнение воспитательных колоний может способствовать дальнейшему осложнению оперативной обстановки, поскольку приведёт к возрастанию численности осуждённых, созданию на их территории групп отрицательной направленности из различных регионов.
Следует отметить, что существующая дифференциация условий содержания осуждённых в воспитательных колониях Российской Федерации не отвечает реалиям сегодняшнего дня. Значительная доля воспитанников имеет негативный настрой на соблюдение режима, отрицательное отношение к труду и образованию, неприятие любых форм воспитательной работы. Их стремление уклониться от исполнения наказания, желание завоевать мнимый авторитет приводит к совершению насильственных преступлений и организации групповых эксцессов. Этому, на наш взгляд, способствует установленная законом отрядная система содержания несовершеннолетних осуждённых, не обеспечивающая приемлемого уровня личной безопасности воспитанников1.
С этой позиции стоит положительно отнестись к созданной модели воспитательного центра как учреждения нового типа для несовершеннолетних осуждённых. Концептуальная модель создания воспитательных центров предусматривает переход от отрядной формы работы к работе с группой несовершеннолетних. Формирование данных групп будет происходить в зависимости от социальной запущенности и криминальной заражённости осуждённого, его восприимчивости к социально-педагогическому воздействию; от уголовно-правовых и криминологических характеристик осуждённых; на основе принципов совместного обучения, профессиональной подготовки. Осуждённые в ночное и вечернее время будут содержаться в комнатах по 3-4 человека. Вместе с тем практика воспитательных колоний показывает, что в связи с возросшей долей осуждённых с психическими отклонениями ряд из них испытывают трудности совместного содержания. Решением данной проблемы могло бы быть размещение осуждённых в ночное и вечернее время в отдельных запираемых комнатах, приспособленных для проживания, как это закреплено в Минимальных стандартных Правилах
23
обращения с заключёнными и осуществляется в Германии . Кроме этого, в таких условиях содержания несовершеннолетние осуждённые будут лишены возможности организации групповых преступлений.
Безопасность осуждённых регулируется нормами уголовно-исполнительного законодательства. В первую очередь, осуждённые имеют право на личную безопасность в соответствии с ч. 1 ст. 13
1 Приказ Минюста РФ от 30.12.2005 № 259 (ред. от 06.06.2006) «Об утверждении Положения об отряде осуждённых исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» // Российская газета. 2006. № 42.
2 Минимальные стандартные Правила обращения с заключёнными (приняты в г. Женеве 30.08.1955) // Международная защита прав и свобод человека : сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 290-311.
3 См.: Случай в Зигбурге // Преступление и наказание. 2009. № 2. С. 56.
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации1. Безопасность данной категории осуждённых, их защищённость от любых форм насилия со стороны других лиц зависят от состояния режима и дисциплины в исправительном учреждении. Практика показывает, что при ослаблении режима растёт число нарушений установленного порядка отбывания наказания, употреблений спиртных напитков, а вместе с этим учащаются случаи физических расправ среди них. Поэтому правовые нормы, направленные на укрепление режима в исправительных учреждениях, в конечном счёте способствуют обеспечению безопасности осуждённых, а режим и дисциплина выступают в качестве комплексных средств поддержания безопасности в этих учреждениях2.
Одной из задач исправительных учреждений Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»3 определяет обеспечение безопасности осуждённых, регламентируя порядок и основания применения физической силы, специальных средств и оружия (средств безопасности). Однако, несмотря на достаточно строгую их регламентацию, в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы отмечены случаи нарушения законодательства при применении спецсредств и физической силы. По различным нарушениям прокуратурой по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях для несовершеннолетних осуждённых в 2012 г. вынесен 28 акт прокурорского реагирования. В целом в Федеральной службе исполнения наказаний привлечено к дисциплинарной ответственности 2638 сотрудников, к уголовной ответственности - 133, к административной ответственности -114. Это напрямую свидетельствует о некомпетентности некоторых сотрудников уголовно-исполнительной системы. В этой связи в рамках проводимой реформы требуется особое внимание уделять высоким квалификационным и нравственным требованиям персонала исправительных учреждений для несовершеннолетних осуждённых.
Существенное значение в обеспечении состояния безопасности несовершеннолетних осуждённых имеют положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, регламентирующие организацию психологического сопровождения, лечебной и санитарно-профилактической помощи осуждённым, их медицинское обслуживание. За 2011 г. в воспитательных колониях умер
1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
2 Громов М. А. Обеспечение порядка и безопасности в исправительных учреждениях : учебное пособие. Рязань: Ин-т права и экономики Минюста России, 2000. С. 122.
3 Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 25.11.2013) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.
4 См.: Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России : информационно-аналитический сборник (январь-декабрь 2012 года). Тверь, 2013. С. 62.
1 осуждённый. Несмотря на принимаемые профилактические усилия отделов, служб исправительных учреждений для несовершеннолетних осуждённых, как социальное явление продолжает существовать суицид. Показательным является тот факт, что осуждённый погиб именно в результате самоубийства1. Поэтому считаем необходимым продолжить исследования проблем профилактики суицидов несовершеннолетних в местах лишения свободы.
Особенности обеспечения права несовершеннолетних осуждённых на личную безопасность в местах лишения свободы связаны с реорганизацией воспитательных колоний в воспитательные центры. В частности, специфическим образом оборудуются помещения безопасного места. Надо заметить, что нормы предметов хозяйственного обихода здесь существенно улучшились. В помещении безопасного места должны быть кровать, прикроватная тумбочка, стул, шкаф для одежды, стол письменный, коврики. Кроме того, в помещении устанавливается радиоприемник, термометр и настенное зеркало2. Подобное обеспечение позволяет довольно комфортно чувствовать себя несовершеннолетнему осуждённому в безопасном месте.
Спорным, на наш взгляд, является включение в этот перечень настенного зеркала, поскольку, разбив его, осуждённый может причинить вред себе и окружающим. Использование подручных предметов с целью самоубийства, например, встречается в безопасном месте довольно часто. В практике деятельности воспитательных колоний имел место следующий случай. Осуждённый воспитательной колонии боялся возвращения в отряд из безопасного места по истечении установленного законом срока в 30 суток. Желая свести счёты с жизнью, он перед сном намочил полотенце и обвязал им свою шею. По его замыслу, ночью во время сна полотенце будет ссыхаться и затруднит ему дыхание, что приведёт к смерти. Однако это заметил инспектор отдела режима, тем самым попытка самоубийства была пресечена. Основываясь на вышесказанном, дабы устранить возможные случаи агрессии, мы предлагаем исключить оборудование настенными зеркалами безопасных мест воспитательных колоний.
К сожалению, престиж работы в воспитательных колониях, как и в целом в уголовно-исполнительной системе, остаётся на низком уровне. Это, в свою очередь, влияет на моральное и материальное положение персонала и, как следствие, на осуществляемую ими деятельность. В целях повышения безопасности граждан в воспитательных колониях необходимо дальнейшее улучшение социально-правовой защиты персонала. В этой связи актуальной проблемой остается необходимость
1 См.: Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России : информационно-аналитический сборник (январь-декабрь 2011 года). Тверь, 2012. С. 57.
2 См.: приказ ФСИН России от 29.02.2012 № 127 «Об утверждении примерных норм положенности мебели, оборудования, инвентаря и предметов хозяйственного обихода воспитательных колоний, в которых апробируется модель воспитательного центра» // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 6. С. 69-80.
повышения материального обеспечения служащих, ежегодной индексации предоставляемых гарантий сотрудникам1. Решение данной проблемы способствует снижению уровня латентных нарушений законности в местах лишения свободы для несовершеннолетних осуждённых, привлечению на службу наиболее опытных сотрудников. Тем самым уровень обеспечения личной безопасности несовершеннолетних осуждённых повысится.
Характеристика современного состояния и некоторых факторов обеспечения личной безопасности несовершеннолетних осуждённых, отбывающих лишение свободы, свидетельствует о серьёзных недостатках и упущениях, устранение которых планируется в рамках проводимой реформы. Ряд указанных выше проблем, существующих в правовом регулировании и практике деятельности воспитательных колоний, носит дискуссионный характер. Вместе с тем, рассмотренные нами факторы, определяющие современное состояние и уровень личной безопасности несовершеннолетних осуждённых в воспитательных колониях, подчёркивают их актуальность и предполагают теоретическое осмысление, правовое разрешение и научно-методическое обеспечение с целью повышения эффективности мер по достижению целей уголовно-исполнительного законодательства в отношении несовершеннолетних осуждённых.
Литература
1. Минимальные стандартные Правила обращения с заключёнными (Приняты в г. Женеве 30.08.1955) // Международная защита прав и свобод человека : сборник документов. - М.: Юридическая литература, 1990. -С. 290-311.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1997. -№ 2. - Ст. 198.
3. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 25.11.2013) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 33. - Ст. 1316.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2013 № 204 «О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных
1 Так, например, последняя индексация компенсации за наём сотрудниками уголовно-исполнительной системы жилья проводилась в 2008 г.. См.: Постановление Правительства РФ от 12.03.2013 № 204 «О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, а также членам семей сотрудников указанных учреждений и органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в этих учреждениях и органах» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 11. Ст. 1131.
органов Российской Федерации, а также членам семей сотрудников указанных учреждений и органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в этих учреждениях и органах» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 11. - Ст. 1131.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 43.
6. Приказ Минюста РФ от 30.12.2005 № 259 (ред. от 06.06.2006) «Об утверждении Положения об отряде осуждённых исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» // Российская газета. - 2006. - № 42.
7. Приказ ФСИН России от 29.02.2012 № 127 «Об утверждении примерных норм положенности мебели, оборудования, инвентаря и предметов хозяйственного обихода воспитательных колоний, в которых апробируется модель воспитательного центра» // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2012. - № 6. - С. 69-80.
8. Основные параметры концептуальной модели воспитательного центра для несовершеннолетних осуждённых // Вопросы ювенальной юстиции. -2010. - № 6. - С. 19-21.
9. Гусев Д. Французская тюрьма - «Ветхость, жестокость, бедность и унижение» // Преступление и наказание. - 2010. - № 5. - С. 58-59.
10. Громов М. А. Обеспечение порядка и безопасности в исправительных учреждениях : учебное пособие. - Рязань: Ин-т права и экономики Минюста России, 2000.
11. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России : информационно-аналитический сборник (январь-декабрь 2012 года). - Тверь, 2013.
12. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России : информационно-аналитический сборник (январь-декабрь 2011 года). - Тверь, 2012. - С. 57.
13. Случай в Зигбурге // Преступление и наказание. - 2009. - № 2. - С. 56.
14. Научить детей жить // Преступление и наказание. - 2010. - № 8. - С. 8.
15. Французские приоритеты // Преступление и наказание. 2009. - № 2. -С. 6-7.