Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В СФЕРЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В СФЕРЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ / МИГРАЦИОННОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евсикова Е.В.

В данной статье рассматриваются основы административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства и базовые принципы привлечения указанных лиц к административной ответственности, направленные на обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина. Автор проводит анализ мер административного наказания за незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации, за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах, а также анализ статистической данных динамики административно-деликтной ситуации по указанным правонарушениям. Также, в статье исследуются вопросы обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в случае применения административного выдворения за пределы Российской Федерации и выявляются проблемные аспекты его реализации. На основе проведенного анализа автором делаются свои выводы и предложения по усовершенствованию обеспечения и защиты прав человека в административно-деликтных отношениях с участием лиц, подлежащих административному выдворению.This article discusses the basics of administrative responsibility of foreign citizens and stateless persons and the basic principles of bringing these persons to administrative responsibility, aimed at ensuring the constitutional rights and freedoms of man and citizen. The author analyzes the measures of administrative punishment for illegal employment of a foreign citizen or a stateless person in the Russian Federation, for illegal employment of a foreign citizen or a stateless person in the Russian Federation and for violation of the rules for attracting foreign citizens and stateless persons to work carried out at retail facilities, as well as the analysis of statistical data on the dynamics of the administrative-tort situation for these offenses. Also, the article examines the issues of ensuring the constitutional rights and freedoms of man and citizen in the case of administrative expulsion from the Russian Federation and identifies problematic aspects of its implementation. Based on the analysis carried out, the author makes his conclusions and suggestions for improving the provision and protection of human rights in administrative-tort relations involving persons subject to administrative expulsion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Евсикова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В СФЕРЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ»

Для цитирования: Евсикова Е.В. Некоторые вопросы обеспечения и защиты прав человека в административно -деликтных отношениях в сфере миграционных правонарушений / Крымский филиала ФГБОУ ВО РГУП // Океанский менеджмент. 2022. № 1(15). С.11-16

Евсикова Е.В.

доцент кафедры административного и финансового права-начальник отдела по организации научной и редакционно-издательской деятельности Крымского филиала ФГБОУ ВО РГУП,

к.ю.н., доцент

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В СФЕРЕ МИГРАЦИОННЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Аннотация. В данной статье рассматриваются основы административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства и базовые принципы привлечения указанных лиц к административной ответственности, направленные на обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина. Автор проводит анализ мер административного наказания за незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации, за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах, а также анализ статистической данных динамики административно-деликтной ситуации по указанным правонарушениям. Также, в статье исследуются вопросы обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в случае применения административного выдворения за пределы Российской Федерации и выявляются проблемные аспекты его реализации. На основе проведенного анализа автором делаются свои выводы и предложения по усовершенствованию обеспечения и защиты прав человека в административно-деликтных отношениях с участием лиц, подлежащих административному выдворению.

Ключевые слова. Административно-деликтное законодательство; административное выдворение; миграционное правонарушение.

SOME ISSUES OF ENSURING AND PROTECTING HUMAN RIGHTS IN ADMINISTRATIVE AND TORT RELATIONS IN THE FIELD OF MIGRATION OFFENSES

Annotation. This article discusses the basics of administrative responsibility of foreign citizens and stateless persons and the basic principles of bringing these persons to administrative responsibility, aimed at ensuring the constitutional rights and freedoms of man and citizen. The author analyzes the measures of administrative punishment for illegal employment of a foreign citizen or a stateless person in the Russian Federation, for illegal employment of a foreign citizen or a stateless person in the Russian Federation and for violation of the rules for attracting foreign citizens and stateless persons to work carried out at retail facilities, as well as the analysis of statistical data on the dynamics of the administrative-tort situation for these offenses. Also, the article examines the issues of ensuring the constitutional rights and freedoms of man and citizen in the case of administrative expulsion from the Russian Federation and identifies problematic aspects of its implementation. Based on the analysis carried out, the author makes his conclusions and suggestions for improving the provision and protection of human rights in administrative-tort relations involving persons subject to administrative expulsion. Keywords. Administrative and tort legislation; administrative expulsion; migration offense.

В настоящее время государство все больше внимания уделяет миграционным процессам и миграционным отношениям, что влечет за собой изменения в их административно-правовое регулирование, а также принятие ряда новых нормативно-правовых актов, направленных на усовершенствование правового регулирования административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, и порядка применения мер административного принуждения к указанным лицам в случае нарушения режима пребывания или режима общественного порядка и общественной безопасности.

К таким актам, например, относятся Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ от 19.12.2012 № 1666) [1], Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 (утверждена Президентом Российской Федерации 12.06.2012 г.) [2], и ряд других.

Однако, основа правового регулирования административно-деликтных правоотношений в данной сфере заложена в Конституции РФ. Так, в соответствии со ст. 62 Основным законом нашего государства иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором [3].

Вместе с тем, развитие административно-деликтных общественных отношений в сфере миграции и активное участие публичной власти в формировании системы миграционных правил ставит на повестку дня вопросы качественного правового регулирования административно-деликтных отношений в сфере миграции и привлечения к ответственности за нарушения установленных правил в сфере

миграции, а также обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в рамках применения административного наказания к иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Следует отметить, что статьей 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [4] определен национальный режим привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, т.е. указанные лица подлежат административной ответственности на общих основаниях в установленном порядке осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, КоАП РФ занимает ведущее место в системе правового регулирования административно-деликтных отношений в сфере миграции. При этом, конституционные права и свободы человека и гражданина в рамках административно -деликтных отношений, в том числе в сфере миграции, реализуются на основе базовых конституционных принципов, часть из которых получила свое закрепление в нормах КоАП РФ, а другая часть еще требует своего детального закрепления и развития.

Так, принцип государственного языка осуществления производства по делам об административных правонарушениях гарантируется ст. 24.2 КоАП РФ и предоставляет право на переводчика иностранным гражданам и лицам без гражданства, что подразумевает обязательное ознакомление указанных лиц с таких правом в рамках осуществления административно-деликтных отношений. Как свидетельствует судебная практика, в случае отсутствия в протоколе об административном правонарушении отметки об ознакомлении указанных лиц с правом пользоваться услугами переводчика, судьи указывают на недостатки такого административного материала и в обязательном порядке возвращают его на доработку на этапе подготовки дела к рассмотрению [5].

Кроме того, иностранным гражданам и лицам без гражданства обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке, либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, если они не владеют государственным языком.

При этом, на указанных лиц также распространяется принцип презумпции невиновности, справедливости, соразмерности и индивидуализации административного наказания, т.е. с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств дела [6].

В рамках данного исследования следует отметить базовые конституционные принципы юридической ответственности нашли свое отражение и закрепление в Проекте нового КоАП РФ, который закрепляет такие принципы административной ответственности, как: принцип законности, принцип равенства перед законом, принцип вины, принцип недопустимости повторного административного наказания за одно и то же административное правонарушение, принцип справедливости и соразмерности. Однако, законодатель не предусмотрел в Проекте КоАП РФ один из самых важных и неотъемлемых принципов - это принцип презумпции невиновности, что, по нашему мнению, является скорее недостатком Проекта КоАП РФ и требует доработки путем внесения данного принципа в Проект КоАП РФ, поскольку может повлечь нарушение прав и свобод человека и гражданина [7].

Как справедливо отмечает Гапонов Ю.В. [8], административные правонарушения, посягающие на миграционно-правовые отношения, обладают комплексом особенностей, позволяющих выделить данный вид правонарушений по родовому объекту посягательства.

Исходя из содержания положений закона иностранные граждане и лица без гражданства для осуществления трудовой деятельности в России должны иметь разрешение на работу либо патент, однако, в случае нарушения ими установленного порядка осуществления трудовой деятельности, они будут подлежать ответственности за незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ (ст. 18.10 КоАП РФ).

Кроме того, в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности КоАП РФ предусматривает административную ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ (ст. 18.15) и за нарушение правил привлечения указанных категорий лиц к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах) (ст. 18.16).

При этом, санкции указанных статей предусматривают в качестве меры административного наказания не только административный штраф, но и административное выдворение.

Так, анализ положений КоАП РФ показывает, что минимальный размер штрафа по ст. 18.10 составляет 2000 руб., а максимальный - 7000 руб., санкция указанной статьи предусматривает также возможность наложения административного выдворения в качестве основного или дополнительного наказания, а по ст. 18.15 - минимальный - 2000 руб. для граждан, а максимальный - 1 000 000 руб. для юридических лиц.

В свою очередь, Проект нового КоАП РФ предусматривает более завышенную систему штрафных санкций с административным выдворением или без такового для физических лиц, однако, не предусматривает административное приостановление деятельности.

При этом, на фоне активного развития международных отношений и в условиях увеличения числа так называемых «трудовых мигрантов» особую актуальность приобретает вопрос влияния иностранных граждан и лиц без гражданства на динамику административно-деликтной ситуации в стране, а также противодействие правонарушениям и преступлениям с участием иностранных граждан и лиц без

гражданства, для которого нормативно-правовую базу формирует административно-деликтное законодательство Российской Федерации.

Анализ статистических данных Судебного Департамента при Верховном Суде РФ свидетельствует о динамике административно-деликтной ситуации в данной сфере:

- по ст. 18.10 в первом полугодии 2021 г. в суды общей юрисдикции на рассмотрение поступило 13 586 дел об административных правонарушениях данной категории, всего рассмотрено 13 430 дел, всего подвергнуто наказанию - 12 620 лиц, из них физических лиц - 12 620, которым назначено наказание в виде предупреждения - 1, административного штрафа - 12 466, выдворение (основное - 153, дополнительное - 4884; по вступившим в законную силу постановлениям наложено штрафов на сумму -42 787 295 руб., из которых взыскано принудительно или уплачено добровольно: 7 961 199 руб. [9];

- по ст. 18.10 в 2020 г. в суды общей юрисдикции на рассмотрение поступило 19 623 дела об административных правонарушениях данной категории, всего рассмотрено 19 578 дел, всего подвергнуто наказанию - 18 334 лица, из них физических лиц - 18 334, которым назначено наказание в виде предупреждения - 5, административного штрафа - 18 287, выдворение (основное - 42, дополнительное - 6799; по вступившим в законную силу постановлениям наложено штрафов на сумму -69510551 руб., из которых взыскано принудительно или уплачено добровольно: 10538073 руб. [10];

- по ст. 18.10 в 2019 г. в суды общей юрисдикции на рассмотрение поступило 28 438 дел об административных правонарушениях данной категории, всего рассмотрено 28 401 дел, всего подвергнуто наказанию - 25 585 лиц, из них физических лиц - 25 585, которым назначено наказание в виде предупреждения - 4, административного штрафа - 25 403, выдворение (основное - 178, дополнительное - 20459; по вступившим в законную силу постановлениям наложено штрафов на сумму

- 95425300 руб., из которых взыскано принудительно или уплачено добровольно: 15804420 руб. [11];

- по ст. 18.10 в 2018 г. в суды общей юрисдикции на рассмотрение поступило 26 441 дело об административных правонарушениях данной категории, всего рассмотрено 26 398 дел, всего подвергнуто наказанию - 24233 лиц, из них физических лиц - 24 233, которым назначено наказание в виде предупреждения - 4, административного штрафа - 24 151, выдворение (основное - 78, дополнительное - 18 628; по вступившим в законную силу постановлениям наложено штрафов на сумму

- 92 011 125 руб., из которых взыскано принудительно или уплачено добровольно: 18843375 руб. [12];

- по ст. 18.10 в 2017 г. в суды общей юрисдикции на рассмотрение поступило 26 814 дело об административных правонарушениях данной категории, всего рассмотрено 26 789 дел, всего подвергнуто наказанию - 24 600 лиц, из них физических лиц - 24 600, которым назначено наказание в виде предупреждения - 3, административного штрафа - 24 549, выдворение (основное - 48, дополнительное - 19 468); по вступившим в законную силу постановлениям наложено штрафов на сумму

- 91 829 100 руб., из которых взыскано принудительно или уплачено добровольно: 20 127 411 руб. [13];

- по ст. 18.15 и 18.16 в первом полугодии 2021 г. в суды общей юрисдикции на рассмотрение поступило 15 086 дела об административных правонарушениях данной категории, всего рассмотрено 14 608 дел, всего подвергнуто наказанию - 8 860 лиц, из них юридических лиц - 4646, должностных лиц -581 лицо, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица -2887, физических лиц - 746, которым назначено наказание в виде предупреждения - 2405, административного штрафа - 4146, приостановление деятельности - 2309, выдворение (основное - 0, дополнительное - 11); по вступившим в законную силу постановлениям наложено штрафов на сумму -528 599 401руб., из которых взыскано принудительно или уплачено добровольно: 43 254 008 руб. [9];

- по ст. 18.15 и 18.16 в 2020 г. в суды общей юрисдикции на рассмотрение поступило 29 583 дела об административных правонарушениях данной категории, всего рассмотрено 29 208 дел, всего подвергнуто наказанию - 15651 лицо, из них юридических лиц - 9035, должностных лиц - 1337, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - 4055, физических лиц - 1224, которым назначено наказание в виде предупреждения - 4926, административного штрафа - 7297, приостановление деятельности - 3428, выдворение (основное - 0, дополнительное - 18; по вступившим в законную силу постановлениям наложено штрафов на сумму -1 232 174 944 руб., из которых взыскано принудительно или уплачено добровольно: 94 174 994 руб. [10];

- по ст. 18.15 и 18.16 в 2019 г. в суды общей юрисдикции на рассмотрение поступило 27 453 дела об административных правонарушениях данной категории, всего рассмотрено 26 624 дел, всего подвергнуто наказанию - 15402 лица, из них юридических лиц - 9001, должностных лиц - 1191, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - 3891, физических лиц - 1319, которым назначено наказание в виде предупреждения - 3252, административного штрафа - 8058, приостановление деятельности - 4092, выдворение (основное - 0, дополнительное - 55); по вступившим в законную силу постановлениям наложено штрафов на сумму -1 333 622 952 руб., из которых взыскано принудительно или уплачено добровольно: 147 917 592 руб. [11];

- по ст. 18.15 и 18.16 в 2018 г. в суды общей юрисдикции на рассмотрение поступило 25 169 дела об административных правонарушениях данной категории, всего рассмотрено 24 990 дел, всего подвергнуто наказанию -15 420 лиц, из них юридических лиц - 9504, должностных лиц - 963, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - 3106, физических лиц - 1847, которым назначено наказание в виде предупреждения - 1984,

административного штрафа - 8808, приостановление деятельности - 4624, выдворение (основное - 4, дополнительное - 98); по вступившим в законную силу постановлениям наложено штрафов на сумму - 1 502 785 606 руб., из которых взыскано принудительно или уплачено добровольно: 154 799 932 руб. [12];

- по ст. 18.15 и 18.16 в 2017 г. в суды общей юрисдикции на рассмотрение поступило 21 838 дел об административных правонарушениях данной категории, всего рассмотрено 21 567 дел, всего подвергнуто наказанию -13 332 лица, из них юридических лиц - 8872, должностных лиц - 887, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - 2228, физических лиц - 1345, которым назначено наказание в виде предупреждения - 1337, административного штрафа - 6985, приостановление деятельности - 5010, выдворение (основное - 0, дополнительное - 43); по вступившим в законную силу постановлениям наложено штрафов на сумму -999 480 434 руб., из которых взыскано принудительно или уплачено добровольно: 117 150 212 руб. [13].

При этом, для граждан, должностных лиц и юридических лиц предусмотрены достаточно большие суммы штрафов. А для иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение правонарушения в сфере незаконного осуществления трудовой деятельности - штраф с административным выдворением или без такового. Исходя из анализа статистических данных, можно отметить, что выдворение в качестве дополнительного наказания применяется в большей части дел, т.е. достаточно часто или практически всегда.

Возможность применения таких мер в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства согласуется с конституционными положениями, согласно которым права любых лиц могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности [14].

Согласно ст. 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы РФ заключается в принудительном и контролируемом перемещении через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде из РФ.

При этом, административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания по ст. 18.10 КоАП РФ назначается судьей, который принимает решение о принудительном выдворении за пределы РФ или контролируемом самостоятельном выезде из РФ.

Таким образом, применение административной ответственности в виде штрафа или административного выдворения, является реакцией государства на соответствующее противоправное поведение иностранных граждан и лиц без гражданства в части осуществления ими незаконной трудовой деятельности и соответствует принципам соразмерности, справедливости и индивидуализации административного наказания с учетом уровня общественной опасности и степени тяжести данных правонарушений, оказывает воздействие на сознание и поведение иностранных граждан и лиц без гражданства в рассматриваемой сфере отношений, служит дальнейшему повышению их правосознания, способствует формированию позитивной социальной ответственности неопределенного круга лиц.

Устанавливая в качестве административного наказания не только административный штраф, но и административное выдворение, законодатель исходит из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности вследствие совершения ими правонарушения в сфере осуществления незаконной трудовой деятельности, а также из ее соразмерности целям административного наказания с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

При этом, назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ должно основываться на данных, подтверждающих необходимость применения к нарушителю такой меры ответственности в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.

Однако, при решении вопроса о назначении наказания по делам об административных правонарушениях, влекущих возможность назначения наказания в виде административного выдворения за пределы РФ, суды должны учитывать такие критерии, как:

- характер и тяжесть правонарушения, совершенного заявителем;

- длительность пребывания заявителя в стране, из которой он высылается;

- срок, истекший после совершения нарушения, и поведение заявителя в течение этого срока;

- гражданство различных заинтересованных лиц;

- семейную ситуацию заявителя, в частности, длительность брака и другие факторы, свидетельствующие о реальности семейной жизни данной пары.

При этом, в случае назначения иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде выдворения за пределы РФ судья может применить такую меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как помещение лица в специальное учреждение, которая заключается во временном лишении таких лиц свободы посредством их подконтрольного (поднадзорного) содержания в специальном учреждении до принудительного выдворения за пределы РФ, что, по мнению Конституционного Суда РФ, при соблюдении критериев обоснованности, пропорциональности и разумности нормативного установления и практического применения - само по себе не может рассматриваться как выходящее за пределы конституционной дискреции законодательной, исполнительной и судебной власти [15].

Однако, на практике, возникает ряд существенных сложностей в случае применения такой меры, связанных с ограничением свобод лиц, подлежащих административному выдворению за пределы РФ. Поскольку, прибегая к данной мере, судья обязан - исходя из того, что она является не чем иным, как одной из форм ограничения конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, -основывать свое решение на всестороннем и объективном учете соответствующих обстоятельств (характер совершенного лицом административного правонарушения, предшествующее поведение этого лица, продолжительность его нахождения на территории Российской Федерации, наличие постоянного места жительства, семейное положение, состояние здоровья и т.п.), с тем чтобы избегать произвольного вторжения в сферу личной автономии индивида при исполнении постановления об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации.

В данном ключе, следует отметить, что в число закрепленных КоАП РФ полномочий судьи по принятию решения о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, к которым применено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы РФ, в специальное учреждение не входит установление конкретных (определенных) сроков их содержания в этом учреждении, что приводит к серьезным нарушениям конституционных прав на свободу указанных лиц, поскольку продолжительность их нахождения таком в специальном учреждении обусловливается временем, необходимым для достижения цели исполнения постановления о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы РФ, вследствие чего эти лица, по общему правилу, могут удерживаться в специальных учреждениях до их фактического перемещения через Государственную границу РФ. А по факту их содержание в таком специальном учреждении, особенно, в случае отсутствия государства, готового принято указанных лиц, продолжается непредсказуемо затяжной период и может достигать до истечения срока давности исполнения постановления, т.е. 2 года [15].

Кроме того, неопределенность относительно продолжительности содержания иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении усугубляется и отсутствием в действующем КоАП РФ норм, предусматривающих судебный контроль - как по обращениям самого заинтересованного лица, так и по инициативе должностных лиц, ответственных за исполнение соответствующего постановления, - за законностью и обоснованностью сроков содержания в специальном учреждении вне зависимости от времени, прошедшего с момента помещения в такое учреждение, а равно от каких-либо иных факторов, препятствующих фактическому выдворению за пределы РФ.

В силу чего, предлагается пересмотреть существующие сегодня подходы к правовому регулированию противодействия правонарушениям в сфере совершения миграционных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 18.10, 18.15, 18.16 КоАП РФ, с учетом принципов справедливости, соразмерности, индивидуализации и неотвратимости наказания для правонарушителей, необходимости достижения баланса публичных и частных интересов в рамках осуществления я производства по делам об административных правонарушениях данной категории в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения таких дел, посягающих на обеспечение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ, необходимости установления по каждому делу всех обстоятельств, подлежащих выяснению, в том числе лиц, совершивших противоправные действия (бездействие), вину в совершении административного правонарушения и разрешения дел об административных правонарушениях с учетом правовых позиций, содержащихся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ и позиций Конституционного Суда РФ.

Однако, при назначении наказания следует учитывать особенности применения наказания в отношении изучаемой категории дел, в том числе при привлечении к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства и применении к ним административного наказания в виде штрафа и административного выдворения за пределы РФ, применять последнее только в том случае, когда это является единственным и необходимым условием достижения баланса публичных и частных интересов в рамках разрешения дел данной категории с учетом всех обозначенных критериев: характера и тяжести совершенного правонарушения; длительности пребывания в стране; срока, истекшего после совершения нарушения, и поведения лица в течение этого срока; гражданства различных заинтересованных лиц; семейной ситуации лица, длительности брака и других факторы. По нашему мнению, только такой комплексный подход позволит обеспечить соблюдение конституционных прав и свобод граждан в рамках реализации административно-деликтных отношений с участием лиц, подлежащих административному выдворению.

Пристатейный библиографический список:

1. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://base.garant.ru/70284810/.

2. Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы". [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 310139/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/

3. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/

4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34661/.

5. Справка Саратовского областного суда от 23 января 2019 г. по результатам изучения практики рассмотрения судами в 2017 г. дел об административных правонарушениях, связанных с незаконным осуществлением иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации либо незаконным привлечением иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности (статьи 18.10, 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://base. garant.ru/45134340/

6. Руденко А.В. Соблюдение принципов соразмерности наказания и индивидуализации наказания при привлечении к административной ответственности / А.В. Руденко // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2016. - № 4 (25). - С. 77-81.

7. Евсикова Е.В. К вопросу о трактовании понятия и принципах административной ответственности в контексте реформирования административно-деликтного законодательства / Е.В. Евсикова, А.В. Пономарев / Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. - 2021. - Т. 7. № 2. - С. 22236.

8. Гапонов Ю.В. Современные проблемы административной ответственности за нарушение миграционного законодательства / Общество и право, 2009. - № 2 (24). - С. 244-247.

9. № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях»; Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 1 полугодие 2021 года. Данные судебной статистики. Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5896

10. № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях»; Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2020 год. Данные судебной статистики. Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5671.

11. № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях»; Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2019 год. Данные судебной статистики. Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5258.

12. № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях»; Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2018 год. Данные судебной статистики. Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4891.

13. № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях»; Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2017 год. Данные судебной статистики. Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4476.

14. Гутов И.В. Меры административно-правового принуждения, применяемые к иностранным гражданам и лицам без гражданства за нарушение ими миграционного законодательства / Пробелы в российском законодательстве. № 1. - 2015. - С. 274-277.

15. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.05.2017 N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе". [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_217172/

Для цитирования: Комлева А.Л.. Обзор правовых предпосылок расширения НАТО / Науч.рук. Ю.С. Цветкова; ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова // Океанский менеджмент. 2022. № 1(15). С.16-20

Комлева А.Л.

ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова, Кафедра Международного и морского права,

Бакалавриат

Научный руководитель: Цветкова Ю.С.

ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова. Кафедра Международного и морского права, старший преподаватель.

ОБЗОР ПРАВОВЫХ ПРЕДПОСЫЛОК РАСШИРЕНИЯ НАТО

Аннотация. До 20 века все человечество развивалось однотипно: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, а затем капиталистический. В 1917 году в нашей стране наступает переломный момент - «Февральская революция». Происходят антиправительственные выступления, свергается действующая власть и появляется Временное правительство. Итогом данного волнения становится новая история России. Появляется первое социалистическое государство, которое в 1922 году станет называться СССР. В 1949 году на мировой арене

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.