DOI 10.20310/2658-5383-2022-5-143-148 УДК 343.344
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ О ПЕРСПЕКТИВАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОХРАНЯЮЩЕГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Мирас Исмаилович Усейнов
старший преподаватель кафедры Конституционного и муниципального права
Волгоградского государственного университета,
кандидат юридических наук
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5022-2264
Аннотация: Настоящая статья посвящена актуальной проблеме совершенствования уголовного законодательства о незаконном обращении огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Основное внимание в работе автор акцентирует на дальнейшей дифференциации уголовной правовой нормы относительно изготовления и хранения чертежей, схем и текстовых конструкторских документов по изготовлению самодельных взрывчатых веществ и взрывных устройств, переделке оружия, основных частей огнестрельного оружия. Предлагается дополнить новую статью в уголовное законодательство в соответствии с требованием времени.
Ключевые слова: схемы, чертежи, текстовые конструкторские документы, оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, безопасность.
SOME QUESTIONS ABOUT THE PROSPECTS FOR IMPROVING THE CRIMINAL LEGISLATION PROTECTING PUBLIC RELATIONS IN THE FIELD OF PUBLIC SECURITY AND PUBLIC ORDER
Miras I. Useinov
Senior lecturer Departments of Constitutional and Municipal Law
Volgograd State University,
Candidate of legal sciences
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5022-2264
Annotation: This article is devoted to the actual problem of improving the criminal legislation on the illegal circulation of firearms, ammunition, explosives and explosive devices. The main attention in the work, the author focuses on the further differentiation of the criminal legal norm regarding the manufacture and storage of drawings, diagrams and text design documents for the manufacture of improvised explosives and explosive devices, the alteration of weapons, the main parts of firearms. It is proposed to supplement a new article to the criminal legislation in accordance with the requirements of the time.
Keywords: diagrams, drawings, text design documents, weapon, ammunition, explosives, explosive devices, safety.
На сегодняшний день к актуальным проблемам современного общества относятся правонарушения в сфере незаконного оборота огнестрельного оружия, в том числе и его кустарное
производство. Общеизвестно, что незаконный оборот огнестрельного оружия способствует росту преступности, в том числе и в организованных ее формах.
© Усейнов М. И., 2022
143
На наш взгляд, это представляет определенную угрозу государственной и общественной безопасности. В этой связи преступления в сфере незаконного оборота огнестрельного оружия, а также их влияние на состояние преступности в целом вынуждают принимать дополнительные меры по обеспечению безопасности. Необходимо отметить, что в основном с применением незаконного использования огнестрельного оружия совершаются насильственные преступления и за счет чего усиливается влияние организованных преступных групп, и различных бандитских формирований.
Следовательно, по этим и другим причинам стоит всесторонне научно исследовать, изучить более подробно правоотношения, связанные с незаконным применением, оборотом и изготовлением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Как нам известно, уголовное право призвано охранять общество от преступных посягательств, обеспечивать охрану мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений, угрожающих основам существования человека, путем установления уголовно-правовых запретов за совершение преступлений.
Под уголовным правом понимается отрасль права, состоящая из совокупности законодательно установленных норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, цели наказания, а также устанавливающая границы поведения, нарушение которых определяется как преступление. Уголовное право как отрасль права отличается от других отраслей права особыми целями и принципами, своим предметом охраны, а также специфическим предметом и методом правового регулирования.
Здесь следует заметить, что статья 2 УК РФ устанавливает:
1. Задачами Уголовного кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.
2. Для осуществления этих задач Уголовный закон устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие
опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений1.
Как нам известно, реализация задач уголовного права тесно связана с осуществлением его функций, которые делятся на охранительную, регулятивную, воспитательную и предупредительную.
Охранительная функция, являясь основной для уголовного права, выражается в охране указанных в Уголовном законе общественных отношений от преступных посягательств. Расположение задач по отношению друг к другу имеет строго иерархичный характер, соответствуя при этом Конституции РФ, устанавливающей приоритет охраны ценностей следующим образом: личность — общество — государство [Векленко и др., 2020: 22-23]. Регулятивная функция определяется совокупностью закрепленных в нормах уголовного права ограничений, запретов и правил поведения, посредством которых упорядочиваются общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления или иного общественно опасного деяния. Воспитательная функция уголовного права выражается в оказании на сознание субъектов правоотношений положительного воздействия и привитии им социально одобряемых взглядов. Установленные уголовным правом ограничения и запреты способствуют формированию должного уровня правосознания и правовой культуры, осознанию необходимости исполнения законодательных предписаний. Предупредительная функция уголовного права направлена на профилактику совершения запрещенных законом преступных деяний. Рассматриваемая функция имеет два взаимосвязанных аспекта: общая и специальная (частная) превенция. Общее предупреждение направлено на всех граждан нашего общества. Частная превенция уголовного закона направлена на предупреждение новых преступных посягательств со стороны лиц, уже совершивших преступление.
Таким образом, именно уголовно-правовые нормы выполняют задачу воспитания граждан
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
в духе точного исполнения законов и уважения к нормам, правилам, существующим в обществе.
Проведенные нами исследования показывают, что преступления, сопряженные с незаконным изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, становятся одним из факторов ухудшения криминогенной обстановки.
На данный момент существует огромное количество нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения связанные с незаконным оборотом и изготовлением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Например, одним из основных международных актов является Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и протоколы к ней, которая направлена на регулирование наиболее значительных мировых усилий по борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия2. Основным же законодательным актом, регулирующим правоотношения в области оборота оружия в нашей стране, является Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии». Данный закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации. Этот закон направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия3. В вышеназванном законе, кроме этого, содержится положение о том, что огнестрельное оружие и боеприпасы к нему должны содержаться в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Нарушение данного требования является одним из условий, способствующих совершению преступлений,
2 Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности Принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года. URL: https://www.un.org/ru.
3 Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об ору-
жии». URL: http://www.consultant.ru.
связанных с незаконным оборотом оружия, к которым относятся: контрабанда оружия; незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
В данной связи, на наш взгляд, необходимо вспомнить и Резолюцию 55/255 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 мая 2001 года, которой был принят Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, где раскрываются проблемы незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия с точки зрения международного уголовного правосудия, и это был первый юридически обязательный документ по огнестрельному оружию, принятый на глобальном уровне. Конвенция была разработана с целью содействия развитию, облегчения и укрепления сотрудничества между государствами-участниками для предупреждения и пресечения незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему и борьбы с этими деяниями, а также принятия мер по решению проблемы транснационального характера этого явления и его связи с организованной преступностью4.
Исследуя различные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере оборота оружия, можно только заметить, что они регулируют правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия и направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной и экономической безопасности, охрану природы и природных ресурсов, развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
Следует заметить, что Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах
4 Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/crimepro.shtml.
по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» регулирует оборот гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему, включая производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации5. Необходимо также отметить, что в ходе исследования ряда юридических нормативно-правовых актов, как международных, так и внутригосударственных, мы заметили, что в них предусмотрена уголовная ответственность только за незаконное изготовление или ремонт огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, а равно незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств. И ничего не отмечается относительно изготовления и хранения чертежей, схем и текстовых конструкторских документов по изготовлению самодельных взрывчатых веществ и взрывных устройств, изготовлению или переделке оружия, основных частей огнестрельного оружия, за исключением запрета на распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по незаконному изготовлению или переделке оружия, основных частей огнестрельного оружия.
Исходя из этого, следует отметить, что на сегодняшний день проблемой для государственных деятелей и сотрудников правоохранительных органов является 3Б-печатное огнестрельное оружие. По сути, огнестрельное оружие изготавливается с помощью аддитивной техники, например, для создания различных сложных и прочных моделей.
Как известно, технологии всегда были и останутся движущей силой экономического развития, научного прогресса, улучшения жизненных стандартов, увеличения продолжительности жизни и т. д. В прошлые времена технологические изменения развивались постепенно,
5 Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru.
на их развитие уходили десятилетия и даже столетия. На сегодняшний день данные процессы в современном мире стремительно развиваются, вызывают широкомасштабные изменения, и не всегда положительные.
Таким образом, на наш взгляд, при таком технологическом прогрессе уместно отметить, что различные организованные преступные группы могут воспользоваться техническими достижениями современности, которые не только приносят так много благ, но и, конечно же, большую опасность.
Как мы видим, политические дискуссии активизировались на различных уровнях в отношении использования современных технологий, таких как 3Э-печатное оружие, их потенциального воздействия на безопасность, и правовых мер реагирования.
Здесь необходимо отметить, что именно в отношении технических достижений современных технологий человечества, которые могут быть использованы в преступных целях различными организованными преступными группами, а также отдельным лицам, которые не наделены соответствующими разрешительными документами и лицензиями на разработку и изготовление огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, надо усиливать уголовно-правовой контроль.
Следует заметить и то, что современные технологии стремительно развиваются, и, конечно же, вместе с ними должна совершенствоваться и нормативно-правовая база, с целью предупреждения и сдерживания различных преступных групп от совершения преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Вместе с тем, во всех нормативно-правовых актах предусмотрена ответственность только за изготовление или ремонт огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, а равно незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств. Ничего не отмечается относительно незаконного изготовления и хранения чертежей, схем и текстовых конструкторских документов по изготовлению самодельных взрывчатых веществ и взрывных устройств, изготовлению или переделке оружия, основных частей огнестрельного оружия. Например, уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность лишь за изготовление и ре-
монт оружия, статья 223 УК РФ «Незаконное изготовление оружия»6.
Соответственно, в диспозиции данной статьи Уголовного кодекса относительно незаконного изготовления и хранения чертежей, схем и текстовых конструкторских документов по изготовлению самодельных взрывчатых веществ и взрывных устройств, изготовлению или переделке оружия, основных частей огнестрельного оружия, ничего не отмечается.
Таким образом, если законодательством не предусмотрена уголовно-правовая ответственность, то разработка, хранение, и (или) совершенствование уже существующих чертежей, схем и текстовых конструкторских документов либо иных сведений, содержащих информацию по изготовлению самодельных взрывчатых веществ и взрывных устройств, изготовлению или переделке оружия, основных частей огнестрельного оружия, не будет являться уголовно противоправным.
На наш взгляд, лица, которые не наделены соответствующими разрешительными документами и лицензиями на разработку и изготовление огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств с помощью чертежей, схем и текстовых конструкторских документов, юридически в рамках закона не представляют опасности, так как законодательно не предусмотрена уголовно-правовая ответственность относительно данного явления, кроме как уголовная ответственность будет наступать по статье 223 УК РФ «Незаконное изготовление оружия».
Рассуждая о понятии чертежей, схем и текстовых конструкторских документов, на наш взгляд, в целях обеспечения более четкого понимания ситуации необходимо, как представляется, кратко изложить его содержание. То есть чертежи, схемы и текстовые конструкторские документы — это конструкторская документация, которая определяет устройство и состав изделия, содержит необходимые данные для его изготовления, контроля, приемки, эксплуатации и ремонта. Конструкторские документы в зависимости от представленной в них информации подразделяют на графические
6 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
(чертежи и схемы) и текстовые (спецификации, пояснительные записки, расчеты, ведомости, инструкции, технические условия и т. д.). В графическом конструкторском документе основная информация о техническом предмете представлена в виде графического изображения, выполненного черным цветом при помощи линий, штрихов и точек. Информация о предмете в виде графического изображения наиболее удобна при рассмотрении устройства и принципа действия изделия, взаимного расположения и устройства его составных частей, геометрической формы деталей. Часто графическая информация сопровождается текстовой или знаковой (знаки и цифры) информацией. Текстовые документы содержат речевую описательную информацию, а также расчеты и их результаты. Текстовый документ оформляется в виде сплошного текста или текста, разбитого на графы (спецификации, ведомости, таблицы и т. д.). [Александров, Кузьмина, 2004: 15].
Таким образом, предложенное понятие позволяет четко понимать смысловое содержание чертежей, схем и текстовых конструкторских документов. Следовательно, и последствия, которые могут наступать, если своевременно не реагировать на развитие современной техники и технологии.
Следует отметить, что нынешняя проблема незаконного оборота и использования огнестрельного оружия представляет все большую опасность для общества. Необходимо принимать совместные кардинальные решения. Конечно, в этом направлении проделываются определенные шаги, но, на наш взгляд, этого недостаточно для предотвращения незаконного изготовления оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Кроме того, границы государства ограничивают сферу действия правоохранительных органов, в то время как глобальное сотрудничество требует как времени, так и определенных ресурсов.
В контексте нашего вышеизложенного исследования, на наш взгляд, необходимо установить уголовную ответственность за общественное опасное деяние, связанное с незаконным изготовлением и хранением чертежей, схем и текстовых конструкторских документов по изготовлению самодельных взрывчатых веществ и взрывных устройств, изготовлению или переделке оружия, основных частей огнестрельного оружия.
В свете изложенного предлагаем проект дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, Раздел IX. «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», а именно главу 24. «Преступления против общественной безопасности» представить в следующей редакции в части данной статьи:
Статья 223-2. Незаконные изготовление и хранение чертежей, схем и текстовых конструкторских документов по изготовлению самодельных взрывчатых веществ и взрывных устройств, изготовлению или переделке оружия, основных частей огнестрельного оружия.
Общественная опасность предложенной редакции будет выражаться в угрозе жизни,
здоровью и охраняемым законом правам и интересам граждан.
Таким образом, завершая рассмотрение вопросов, связанных с данной проблемой, на наш взгляд, для успешного предупреждения правонарушений, необходимо принятие новой нормы уголовного законодательства, регламентирующей порядок обращения чертежей, схем и текстовых конструкторских документов для оружия. Предлагаемая норма уголовного законодательства станет действенной правовой базой предупреждения уголовного правонарушения в сфере законного обращения оружия, регламентации действий по изготовлению и хранению чертежей, схем и текстовых конструкторских документов, касающихся оружия.
список литературы
Александров К. К., Кузьмина Е. Г. Электротехнические чертежи и схемы. 2-е изд. М.: МЭИ, 2004. 300 с. Векленко В. В., и др. Уголовное право. Общая часть: учебник для вузов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2020. 512 с.
references
Aleksandrov K. K., Kuzmina E. G. Elektrotekhnicheskie cherteji i skhemy [Electrical drawings and diagrams]. 2nd ed.
Moscow, MEI Publ., 2004. 300 p. Veklenko V. V., and others. Ugolovnoe pravo. Obshaya chast: uchebnik dlya vuzov [Criminal law. General part: textbook for universities]. 2nd ed. Moscow, Yurayt Publ., 2020. 512 p.
Для цитирования:
Усейнов М. И. Некоторые вопросы о перспективах совершенствования уголовного законодательства, охраняющего общественные отношения в сфере общественной безопасности и общественного порядка // Государственно-правовые исследования. 2022. Вып. 5. С. 143-148.
For citation:
Useynov M. I. Nekotorye voprosy o perspektivah sovershenstvovaniya ugolovnogo zakonodatel'stva, ohranyayushchego obshchestvennye otnosheniya v sfere obshchestvennoj bezopasnosti i obshchestvennogo poryadka [Some questions about the prospects for improving criminal legislation protecting public relations in the field of public security and public order]. Gosudarstvenno-pravovyye issledovaniya [State Legal Research]. 2022. Issue 5. Pp. 143-148. (In Russ.).