УДК 314(571.6)(082:
Алексей Александрович РЫ Б А К,
адъюнкт Дальневосточного юридического института МВД России (г. Хабаровск)
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МИГРАЦИОННОМ ПОЛИТИКИ В ДАЛВНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛВНОМ ОКРУГЕ
SOME ISSUES OF THE MIGRATORY POLICY IN THE FAR-EASTERN FEDERAL REGION
На основе анализа демографической ситуации в Российской Федерации и Дальневосточном федеральном округе, состояния правового обеспечения миграционных отношений выявляются причины неэффективной реализации миграционной политики и предлагаются ряд мер, направленных на совершенствование управления миграционной политикой в России в целом и в Дальневосточном федеральном округе в частности.
Based on the analysis of the demographic situation in Russia and the Far Eastern Federal District and the legal status of migratory relations the author identifies the causes of ineffective implementation of migration policy and proposes several measures aimed at improving the management of migration policy in Russia and in the Far East in particular.
Ключевые слова: миграция, законодательство, конституция, соотечественники!, репатриация, демография, переселение, права граждан, иностранный гражданин, беженцы.
Keywords: migration, legislation, constitution, compatriots, repatriation, demography, transmigration, rights of the people, foreign national, refugee.
В настоящий момент мало кого удивишь, сказав, что в России сложилась сложная демографическая ситуация. Происходит интенсивная убыль населения. Россия ежегодно теряет по 1 млн. человек . Эти цифры говорят не только о процессе вымирания россиян, но и о стремительном снижении трудового потенциала государства, что, в свою очередь, приводит к снижению уровня жизни населения и к еще большей его естественной убыли. Этот порочный круг можно разорвать только путем проведения энергичной системы государственной политики, которая может быть реализована в двух направлениях: улучшение социально-экономических условий рождаемости в стране
и совершенствование миграционной политики, позволяющей задействовать иностранную рабочую силу для поддержания трудового потенлцала.
К сожалению, реализуя сейчас различные социально-экономические программы, направленные на увеличение рождаемости в стране, реальную прибавку рабочих рук мы в лучшем случае можем получить только через 20-30 лет. Поэтому для решения вопроса дефицита рабочей силы в настоящее время альтернативы повышению эффективности миграционной политики нет. Тем более что мы уже наделали ряд ошибок, которые особенно резко проявляются в Дальневосточном регионе в виде китайской экспансии. Здесь офи-
- Ж -
циально зарегистрированы около 150 тыс. китайских граждан, а количество нелегалов по разным данным колеблется от 400 до 700 тыс.1
При этом надо учитывать недостаточную для воспроизводства фертильность российского населения. Согласно демографической теории, уровень миграции, требующийся для поддержания объема населения на любом стабильном уровне, приведет в конечном итоге к замещению местного населения населением пришлым,2 например китайским. Таким образом, существует серьезная опасность, что российское население, пытающееся поддержать свое количество посредством ввоза населения, представляющего собой чуждый России этнос, может быть раньше или позже вытеснено им.
На первый взгляд, выход один: предпочтение отдавать мигрантам с постсоветского пространства с идентичной нам культурой и мировоззрением. В разумности этой идеи не приходится сомневаться, а вот ее конституционно-правовое обеспечение вызывает много вопросов. Рассмотрим два основных.
1. Отсутствует закон о репатриации.
Данный закон до сегодняшнего дня не
принят и главная причина в том, что закон о репатриации предполагает переселение большого количества граждан, в том числе неспособных к трудовой деятельности (например, пенсионеров, инвалидов и т.д.) , лиц, имеющих невостребуемые на сегодняшний день специальности, и т.д., то есть лиц, которым необходимо будет выплачивать, например, различного рода пособия, вместо того чтобы извлекать из их способности трудиться пользу для государства. На это, по мнению российских политиков, у государства нет экономической базы, а в условиях экономического кризиса ситуация становится необратимой.
2. Отсутствуют позитивные результаты в реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников.
Эта программа поэтапно реализуется с 2006 г. В 2007 г. предусматривалось переселение в Россию 25 тыс. человек, но, к сожалению, реально на начало декабря переехали 160 семей.3 В 2008 г. положение не улучшилось, а ухудшилось. Так, по данным управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю, в первом квартале 2008 г. статус вынужденных переселенцев имели 153 человека (73 семьи). Это на 28,5% меньше, чем в первом квартале 2007 г. Но даже эти люди не подпадают под программу переселения соотечественников из стран СНГ.4
Таким образом, на сегодняшний день надо открыто признаться, что в современном правовом поле соотечественники не смогут существенно повлиять на решение демографической проблемы во многих наиболее проблемных регионах России.
Решение, к сожалению, в ближайшем будущем лежит только в одной плоскости - использование иностранной рабочей силы, хотя и в этом направлении в настоящее время имеется множество проблем и нерешенных вопросов, что, в свою очередь, требует скорых и обдуманных действий.
Привлекая иностранных рабочих на свою территорию, принимающее государство неизбежно сталкивается с проблемой их расселения. Отсутствие желания интегрироваться в культуру аборигенов вынуждает иммигрантов образовывать диаспоры. Нередко эти диаспоры используют стратегию закрытой адаптации, одним из свойств которой является такое очень негативное явление как сепаратизм. Данные диаспоры, как правило, проживают в условиях «гетто». Подобные «гетто», как и места компактного проживания иностранцев, продолжают оставаться источником социальной напряженности в обществе. Поэтому необходимо придерживаться принципа расселения. Мигранты не должны образовывать некие анклавы. Это сильно затрудняет их адаптацию к новой среде. К тому же всегда найдутся люди, которые в таких замкнутых компактных
общинах смогут спровоцировать массовое недовольство и протесты на субъективной эмоциональной почве.5 В настоящее время нам это наглядно доказывают Германия и Франция, которые как никакие другие страны Европы постоянно испытывают сопротивления образовавшихся на их территориях анклавов мусульман, демонстративно борющихся против окружающей их культуры и обычаев.6
Говоря об уверенных и масштабных темпах освоения иностранцами, и прежде всего китайцами, территорий Дальневосточного федерального округа (ДФО) как в географическом, так и в экономическом плане, отметим, что за очень короткий промежуток времени число китайских граждан, находящихся на территории России (легально и нелегально) приблизилось к 1 млн. человек.7 В настоящее время большинство сфер экономики ДФО в большой степени испытышают зависимость именно от китайского присутствия.
Главная причина привлечения и использования рабочей силы из Китая - ее экономическая выгодность. Использовать китайскую рабочую силу выгодно, так как работники из КНР отличаются более высокой производительностью труда, а расходы на их заработную плату гораздо ниже, чем на оплату труда местных рабочих.
Следующая по значимости причина привлечения и использования трудовых мигрантов из КНР - большое количество в регионе вакантных непривлекательных рабочих мест. Эти рабочие места требуют социально непрестижных видов деятельности (тяжелая физическая работа, низкая оплата труда и т.д.).
Третья основная причина - недостаточная квалификация местных работников, особенно в строительстве и сельском хозяйстве. Причиной длительного незаполнения свободных рабочих мест нередко служит неудовлетворенность работодателей квалификацией, профессиональным опытом, полом и возрастом претендующих на заполнение имеющихся вакансий безработных.8 К этому следует добавить, что китайские
работники легко адаптируются к новым для себя условиям жизни в России. Они неприхотливы ко многим сторонам быта, условия которого часто выступают важнейшей причиной текучести местных кадров.
Как правило, хозяева российских предприятий должным образом не оформляют пребывание китайских рабочих на территории Дальнего Востока и не обеспечивают их работой. По мнению экспертов, на одного оформленного легального китайского рабочего приходятся 10 нелегально трудящихся, поэтому большинство рабочих на российской территории занимаются незаконной деятельностью.
В результате трудовой иммиграции китайцев в Дальневосточный регион России повышается уровень нагрузки на социальную инфраструктуру, растет социальная напряженность, меняется этнический состав населения, криминализируется обстановка.
Образовательная структура китайских мигрантов тормозит улучшение качественных характеристик населения и трудового потенциала Российской Федерации, ибо в основном в нашу страну прибывают лица, с низким уровнем образования.
Характерно и то, что китайское присутствие все более четко обозначается не только в традиционно «китайских» сферах (торговля, бытовое обслуживание, общепит, гостиничный бизнес), но и в новык для китайцев сферах деятельности - пищевом производстве, игорном бизнесе, автомобильном ремонте, торговле пиломатериалами, строительстве, туристическом бизнесе и даже судоремонте.
Увеличение числа мигрантов ведет к сужению доступа к жилью и социальным услугам, а это означает, что появляются, во-первык, дополнительные факторы социальной дифференциации населения, во-вторык, угроза маргинализации новой его части и еще большего ухудшения положения групп, уже оттесненных на обочину социальной жизни.
Процессы, происходящие в сфере миграции, оказывают существенное влияние на
- 15В -
состояние национальной безопасности государства . При отсутствии эффективной миграционной политики мигранты, прежде всего нелегальные, становятся питательной средой для организованной преступности, наркобизнеса, терроризма. Эта среда способствует росту и воспроизводству угроз государству и гражданскому обществу.
Нелегальная миграция - явление масштабное , сложное и многогранное. Его источниками являются безработица, нищета, социальная незащищенность, бюрократия, коррупция, несовершенство нормативной правовой базы.
Данные негативные тенденции проявляются в субъектах ДФО. Одно из подтверждений тому - несоответствие количества оформленных разрешений и числа уведомлений об официальном трудоустройстве иностранных граждан и лиц без гражданства. Территориальными органами ФМС России в ДФО в 2007 г. , например, были выданы более 107 тыс. разрешений на работу, но официально устроились на нее лишь 28 тыс.9 Возникает вопрос об остальных 80 тыс. человек и их занятости.
На основе приведенных выше данных возникает вполне закономерное предложение-вопрос: если на работу устраиваются чуть более 1/4 мигрантов, то, может, не нужны нам такие огромные квоты на привлечение рабочей силы для осуществления трудовой деятельности.
Нынешняя уведомительная система устроена так, что, когда любые - хоть завышенные, хоть обоснованные - годовые квоты будут полностью выбраны, все равно в ДФО смогут приезжать «соискатели счастья», которым разрешения выдаваться не будут, но у них будет законное право в течение 90 суток находиться на территориях субъектов ДФО. Во что может вылиться нахождение в ДФО большого числа активных трудоспособных и не знающих, чем себя занять людей, понятно всем. Тем более что, как правило, мигранты, прибывающие в ДФО, - в абсолютном своем большинстве выходцы из беднейших слоев сельского населения, они
не имеют никакого образования, не владеют языком, не имеют востребованной для региона профессии, более того, они изначально не мотивированы на приложение собственных усилий для участия в конкуренции за рабочие места и занять достойное место в новой экономической и этнической среде. Это генерирует факторы социальной напряженности.
Китай продолжает осуществлять попытки скрытого освоения территории России посредством легализации своих граждан в Дальневосточном регионе. Китайцы через посредников из числа российских граждан активно скупают недвижимость, участвуют в приватизации предприятий и земель. Они планомерно и настойчиво прорабатывают вопросы аренды земли на долгосрочной основе с постоянным проживанием на ней граждан КНР. Например , после целенаправленных многолетних переговоров был подписан договор между уездом Лобэй и Октябрьским районом Еврейской АО об аренде 1000 га пахотных земель на российской территории сроком на три года. Через пару месяцев последовало предложение об аренде 2000 га пахотных земель на срок до 50 лет.10 И таких примеров сотни. Приграничные территории используются так же, как промежуточная площадка для миграции в третьи страны, организацией которой занимаются международные преступные группировки.
Россия подписала достаточно опасные с точки зрения китайской экспансии контракты с Китайской Народной Республикой, которые дают ей право на разработку российских недр. Перерабатывать и производить готовую продукцию из российских природных богатств китайцы будут уже у себя на родине.
Таким образом, дело осталось за малым - получить властные полномочия внутри России. Причем это могут быть вполне реальные перспективы, если подписать, например, соответствующий международный договор России с КНР, дающий право иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории
соответствующего муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации (п.10 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. И67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») .
Сейчас это реальная угроза безопасности российских приграничных территорий ДФО, которая, к сожалению, в настоящее время не имеет государственно-правового противодействия.
Фактически в настоящее время нет ни одного федерального закона или подзаконного акта, которым мог бы реально нейтрализовать угрозу китайской экспансии в приграничной районах ДФО. Под приграничным районом следует понимать территорию административной единицы субъекта Федерации, имеющую в своих границах пограничную зону, которая, в свою очередь, согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. N4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» , трактуется как «зона местности шириной до 5 км вдоль Государственной границы РФ на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и острова на указанных водоемах». Согласно этому определению 9 субъектов Российской Федерации, входящих в ДФО, являются пограничными районами, четыре из которых имеют границу с Китаем. Таким образом, ДФО является уникальным округом России как по количеству приграничных районов, так и по количеству субъектов Российской Федерации, имеющих границу с КНР. Как следствие все негативные последствия от вынужденной миграции иностранной рабочей силы проявляются прежде всего и в основном на территории Дальнего Востока.
В связи с вышеизложенным для реализации эффективной миграционной поли-
тики на Дальнем Востоке необходимо разрешить еще многие проблемы и вопросы. Укажем некоторые из них.
1. Необходимы разработка, принятие и утверждение Концепции государственной миграционной политики, содержание которой учитывало бы проблемы, связанные с трудовой миграцией.
2. Внести изменения в Закон РФ «О Государственной границе РФ». Прежде всего, должен быть существенно расширен состав субъектов управления миграционной политикой на местах, определен статус мигрантов в части невозможности их участия в выборах в органы местного самоуправления.
3. В подзаконных актах должны быть четко определены причины, продолжительность и правила совместного проживания иностранных граждан на приграничных территориях, не допускающие создания национальных диаспор, проживающих в условиях «гетто», и заставляющие иностранцев либо адаптироваться к новой для них среде, либо покидать территорию России.
4 . Заменить действующий уведомительный порядок миграционного учета по месту пребывания на миграционный учет по месту работы и внести соответствующие изменения в миграционное законодательство.
5. Ужесточить контроль со стороны правоохранительных органов (ФСБ, ФМС, ОВД) за легальностью происхождения капитала иностранных компаний, прежде всего китайских, которые подают заявки на участие в аукционах, на аренду лесных угодий, разработку полезных ископаемых и т.д.
6. Создать единую информационную межведомственную систему учета въезжающих и работающих на Дальнем Востоке мигрантов, которая сделает прозрачными и понятными взаимоотношения иностранных работников и принимающей стороны.
Безусловно, перечисленные вопросы представляют собой лишь первую очередь задач, решение которык позволит снизить риск китайской экспансии при привлечении иностранной рабочей силы в ДФО.
1 Ларин А. Мигранты на российских просторах: не угроза, а благо // Российская газета. Специальный тематический выпуск «Китай». М. , 2 007. 26 марта. С.16; Глазунов О. Китайская разведка. М., 2008. С. 49.
2 Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М., 2 000.
3 Родина-мать зовет. Да принять не может... : информационный портал для соотечественников. 2 008. 14 мая.
4 Динамика миграционных процессов в ДФО за 12 мес. 2008 г. : статистика УФМС по Хабаровскому краю.
5 Тюркин М.Л. Миграционная система России : монография. М. : Изд. дом «Стратегия», 2005. С.368.
6 В Евросоюзе ожидается демографический кризис // Новый регион [Электронный ресурс]. URL: http://www.nr2.ru.
7 Виноградов А. Китай переживает демографическую контрреволюцию [Электронный ресурс]. URL: http://www.rhr.ru.
8 Дятлов В.И. Новая китайская диаспора в Сибири как вызов национальной безопасности России // Восток. 1999. N1.
9 Обзор дельности территориальных органов ФМС России, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, по реализации государственной миграционной политике в 2 007 году.
10 Богаевская А.Н. Китайская миграция на Дальний Восток России // Владивостокский центр исследования организованной преступности. 2003.