ВЗГЛЯД. РАЗМЫШЛЕНИЯ. ТОЧКА ЗРЕНИЯ
УДК 316.24:343.9
Татьяна Анатольевна ФЕДОРЕНКО,
начальник отдела Управления аппарата Г осударственного антинаркотического комитета по Дальневосточному федеральному округу (г. Хабаровск)
ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИИ И МИГРАЦИИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА РАЗВИТИЯ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
DEMOGRAPHY AND MIGRATION PROBLEMS AS THE DETERMINANT OF DEVELOPMENT OF NARCO-CRIME IN THE FAR EAST FEDERAL DISTRICT
В статье рассматриваются проблемы демографии и миграции как причины, объясняющие существование и развитие наркобизнеса и наркомании в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа.
The article considers demography and migration problems as the reasons explaining existence and development of narco-business and drug addiction in the territorial subjects of the Russian Federation in the Far East federal district.
Ключевые слова: наркоситуация, мониторинг, детерминанты наркопреступности, демография, миграция.
Keywords: narco-situation, monitoring, narco-crime determinants, demography, migration.
Наркоситуация в субъектах Россий ской Федерации Дальневосточного федерального округа, как и в целом по стране, довольно подвижна, и поэтому правоприменительная практика, и в частности уголовная статистика, не всегда корректно отражает реальную картину изучаемого явления.
Сегодня страна живет в новых социально-политических и экономических реалиях. Это обстоятельство обусловливает иное восприятие населением бытовавших прежде теорий, объясняющих детерминизм незаконного оборота наркотиков в обществе и злоупотребления ими.
Не является исключением в этом аспекте и Дальневосточный федеральный округ.
Из наиболее распространенных причин (детерминант), объясняющих существование и развитие наркобизнеса и наркомании в условиях свободных экономических отношений, гражданского (открытого) общества и правового государства, в последнее время все чаще стали называться проблемы демографии и миграции.
Цель статьи - изучить данную детерминанту в преломлении к субъектам Российской Федерации Дальневосточного федерального округа.
С распадом Советского Союза произошли ряд значительных изменений в геополитическом и экономическом статусе Дальнего Востока. Во-первых, возросло его значение в качестве важнейших морских ворот страны. Во-вторых, наращивание добычи природных ресурсов в Сибири и на Дальнем Востоке (тюменский север, Восточная Сибирь, Якутия и т.д.) ныне тормозится плохо развитой инфраструктурой, что затрудняет экспорт товаров в восточном направлении. В-третьих, многие территории Дальнего Востока слабо экономически освоены, их природные ресурсы используются не масштабно, да и не эффективно. Регионы, пригодные для комфортного проживания постоянного населения, слабо заселены.
Это в условиях глобализации, истощения мировых запасов ресурсов, прежде всего энергетических и продовольственных, вызывает "интерес" у многих стран к российским малонаселенным, но обладающим богатыми ресурсами районам.
Очевидно, что к числу приоритетных задач, не решив которые страна не сможет сохранить свою целостность, относится задача восстановления и дальнейшего наращивания демографического потенциала Дальнего Востока, без чего невозможно его социально-экономическое развитие и
кардинальное усиление политического и экономического влияния России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Дальневосточный федеральный округ (далее - округ, ДФО) - обширный по территории регион (площадью 6,169 млн. кв. км, 36,1% всей территории России), в котором проживают 6440385 человек,1 (4,5% от численности населения России). Средняя плотность населения - самая низкая в Российской Федерации - 1,04 человек на 1 кв.км (в среднем по России - 8,3). Наиболее заселенными являются южные регионы и районы, прилегающие к Дальневосточному участку Транссиба. В округе 64 города, крупнейшие: Владивосток (648 тыс. жителей), Хабаровск (601 тыс. жителей), Комсомольск-на-Амуре (315 тыс. жителей) и Благовещенск (305 тыс. жителей).
Протяженность государственной границы - 21156 км: сухопутная - 3891 км (в том числе с Китаем - 3875 км, с КНДР - 16 км) и морская - 17265 км.
Общие итоги миграции населения в целом по округу в последние годы характеризуются превышением числа выбывших граждан (2009 г. - 102,2 тыс., 2010 г. -113, 5 тыс., 2011 г. - 138 тыс. человек) над прибывшими (2009 г. - 85,2 тыс., 2010 г. - 88,7 тыс., 2011 г. - 125 тыс. чел.).2
Таким образом, миграционная убыль составила в 2011 г. 12 тыс. человек, в 2010 г. - 24,8 тыс., в 2009 г. - 16,9 тыс., миграционный прирост был отмечен лишь в Камчатском крае (+0,6 тыс. человек). Такая ситуация характерна практически для всех субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах ДФО.
По данным специалистов, с 1990 г. численность населения округа уменьшилась более чем на 20% (1990 г. - 8044797 человек), в том числе городского населения - на 27,9%, сельского - на 16,1%.
1 По данным Федеральной службы государственной статистики о социально-экономическом положении России "Общие итоги миграции за январь-сентябрь 2011 г.".
2 По данным Федеральной службы государственной статистики о социально-экономическом положении России "Общие итоги миграции за январь-сентябрь 2011г.". Основные показатели социально-экономического положения регионов ДФО в январе-декабре 2010 г. // Статистический бюллетень. 2010. № 12(9).
Таблица 1
ОБЩИЙ, ЕСТЕСТВЕННЫЙ И МИГРАЦИОННЫЙ ПРИРОСТЫ НАСЕЛЕНИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА ЗА 1951-1990 ГГ.
Субъекты РФ ДФО Общий прирост Естественный прирост Миграционный прирост
тыс. человек % тыс. человек % тыс. человек %
Республика Саха-Якутия 731.0 00.0 460.8 3.0 270.2 37.0
Приморский край 1271.0 100.0 836.9 65.8 434.1 34.2
Хабаровский край 1068.6 100.0 710.4 66.5 358.2 33.5
Амурская область 467.4 100.0 452.9 96.9 14.5 3.1
Камчатский край 352.0 100.0 172.0 48.9 180.0 51.1
Магаданская область 370.2 100.0 200.3 54.1 169.9 45.9
Сахалинская область 186.0 - 387.7 - -201.7 -
Дальневосточный округ 4446.2 100.0 3221.0 72.4 1225.2 27.6
Таблица 2
ОБЩИЙ, ЕСТЕСТВЕННЫЙ И МИГРАЦИОННЫЙ ПРИРОСТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В 1991-2007 ГГ., ТЫС. ЧЕЛОВЕК
Российская Федерация ДФО
периоды ОП* ЕП** МП*** ОП* ЕП** МП***
17.9 -2542.4 2560.3 -552.3 15.9 -568.2
1996-2000 -453.9 -2542.4 2088.5 -407.0 -91.8 -315.2
2001-2005 -3549.9 -4377.1 827.2 -251.6 -112.8 -138.8
1991-2005 -5520.0 -10996.0 5476.0 -1210.9 -188.7 -1022.2
1991-2007 -6290.4 -12160.8 5870.4 -1272.6 -212.9 1059.7
*общий прирост (-убыль);
**естественный прирост (-убыль);
* ^миграционный прирост (-убыль)
Имеющаяся статистика позволяет более подробно и наглядно представить динамику движения населения (таблицы 1, 2).
Доля миграции в динамике населения страны в период с 1951 г. по 1990 г. достигала 1,2%, тогда как в общем приросте населения Дальнего Востока в эти годы доля миграционного прироста составила 37%. Именно поэтому темпы роста населения Дальнего Востока превосходили темпы роста населения страны в целом. На конец 1990 г. население России возросло по сравнению с началом 1951 г. на 44%, а население Дальневосточного региона увеличилось на 123% (в 2,2 раза).
С наступлением 1990-х гг. началось интенсивное разрушение демографическо-
го потенциала, который последовательно создавался в предшествующие 145 лет.
Всего с 1991 г. по 2007 г. Дальний Восток только в результате миграции потерял свыше одного миллиона человек или около 10% населения, тогда как Россия в целом приобрела 4,1% мигрантов из-за рубежа, что позволило ей компенсировать 48,3% потерь от естественной убыли.
На Дальнем Востоке и естественная убыль, и миграционный отток, по сути, уже 20 лет непрерывно ведут к сокращению численности населения. При этом, если на начало 2008 г. население страны сократилось относительно уровня 1991 г. всего на 4,2% (95,8%), то население Дальневосточного округа уменьшилось на 19,4% (80,4%), т.е. в 4,6 раза больше.
Таблица 3
ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ, НА 1 ЯНВАРЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ГОДА, ТЫС. ЧЕЛОВЕК
Возрастная группа 2002 г. 2007 г. 2010 г. 2016 г. (прогноз)
Младше трудоспособного возраста 1 321 1 138 1 124 1 207
В трудоспособном возрасте 4 336 4 292 4 136 3 736
Старше трудоспособного возраста 1 031 1 079 1 174 1 297
В настоящее время численность населения Дальнего Востока находится на уровне 1976 г. Такая демографическая динамика ведет к разрушению трудового потенциала региона, подрыву его экономических возможностей и ухудшению геополитического положения.
Следовательно, нынешняя демографическая ситуация на Дальнем Востоке вошла в острое противоречие в экономической и геополитической сферах с национальными интересами России. С одной стороны, Россия испытывает жизненно важную необходимость наращивания экономической мощи Дальнего Востока и усиления его геополитического статуса. С другой стороны, эта задача трудноразрешима, поскольку в регионе за последние 20 лет существенно подорван демографический и трудовой потенциал.
Социально-экономические трудности реформенного периода способствовали резкому снижению рождаемости и повышению смертности.
В 2010-2011 гг. процессы сокращения численности населения в регионах ДФО продолжались. Так, в 2010 г. в субъектах ДФО родились 47,8 тыс. человек, за этот же период умерли 51,1 тыс. человек. Естественная убыль населения составили 3,3 тыс. человек. В целом по округу за 2010 г. число умерших превысило число родившихся в 1,04 раза. Такая ситуация характерна практически для всех субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах ДФО, за исключением Республики Саха (Якутия), где естественный прирост составил 3,7 тыс. человек. Единожды за последнее время в 2007 г. на территории округа было отмечено превышение порога рождаемости над смертностью на 1%.
Продолжительность жизни населения на Дальнем Востоке во многом определяется характеристикой и уровнем общей заболеваемости. Существующая картина наиболее распространенных и опасных болезней в округе отличается отрицательными показателями.
Существующий уровень рождаемости является первопричиной депопуляции и заметного старения населения. В 2002 г. при переписи численность населения в возрасте моложе трудоспособного составила 59,1% относительно переписи 1989 г. По результатам переписи 2010 г. данный показатель снизился до 17,5%, и если численность лиц моложе трудоспособного возраста в 1989 г. превышала численность населения старше трудоспособного в 2,7 раза, то в 2002 г. это превышение составляло всего 28,1%. Доля в структуре населения лиц старше трудоспособного возраста в 2002 г. составила 15,4%, против 10,4% в 1989 г., а в 2010 г. - 18,2% (таблица 3).
В условиях старения населения растет общая смертность. В результате уменьшаются эффекты некоторого роста рождаемости.
При сложившейся демографической ситуации, по мнению специалистов, в 2015 г. абсолютная численность населения старше трудоспособного возраста превысит численность населения в возрасте младше трудоспособного, потеря трудоспособного населения в регионе относительно переписного в 2002 г. предположительно достигнет 0,6 млн. человек.
Не случайно много надежд в настоящее время возлагается на миграцию, которая представляется чуть ли не панацеей для регулирования воспроизводства населения в регионе.
Таблица 4
ИЗМЕНЕНИЕ ВЕКТОРОВ И ОБЪЕМОВ ВНЕШНЕЙ МИГРАЦИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ,
ТЫС. ЧЕЛОВЕК
Векторы внешней миграции 1986 г. 1996 г. 2006 г. 2010 г.
Прибыли в ДФО - всего
в том числе из федеральных округов России 146,7 45,8 23,2 7,46
из ближнего зарубежья 174,6 30,1 3,7 0,9
из дальнего зарубежья 6,3 2,3 0,3 0,3
Выбыло за пределы ДФО всего
в том числе 133,7 107,7 46,7 7,10
в федеральные округа России
в ближнее зарубежье 141,1 24,6 2,0 0,5
в дальнее зарубежье 3,4 4,7 0,8 0,3
Сальдо внешней миграции
в том числе с Федеральными округами России 13,0 - 61,9 -23,5 0,36
с ближним зарубежьем 33,5 5,5 1,7 0,4
с дальним зарубежьем 2,9 -2,4 -0,5 0,09
Однако увеличение продолжительности жизни, повышение рождаемости и снижение смертности еще не могут решить проблемы роста численности населения в регионе. Возникает вопрос: как обеспечить миграционный прирост населения, который был прежде и необходим в будущем как одна из составляющих роста населения на Дальнем Востоке России? А
между тем Дальний Восток за последние 15-20 лет превратился в регион-донор для других федеральных округов России (таблица 4).
Сама миграция постепенно уже становится элементом экономики, поскольку представляет собой дополнительные трудовые ресурсы (рисунок 1). За последние пятнадцать лет Дальний Восток России стал
Рисунок 1. Количество зарегистрированных органом ФМС России прибывших иностранных граждан за 2004-2008 гг. в Российской Федерации
крупным принимающим трудовых мигрантов регионом, а также пунктом их транзита. В 2006 г. удельный вес иностранных работников в числе занятых составила 3,55% против 2,45% в 2005 г., а их удельный вес в населении повысился до 1,75% против 1,62%. Стоит заметить, что аналогичные показатели в других федеральных округах заметно ниже дальневосточных.
В 2007 г. в регионе работали 139 тыс. иностранных работников, что на 21,1% больше, чем в 2006 г. (11,3% от общей численности работающих в России иностранных работников). По количеству иностранных работников Дальний Восток занимал в 2006 г. 3-е место, уступая Центральному (47,8%) и Уральскому (13,3%) федеральным округам.
В округе, по данным ФМС России, в
2010 г. только 48,8 тыс. граждан из стран
- участниц СНГ (2011 г. - 43,4 тыс.) официально выданы разрешения на осуществление трудовой деятельности. В субъекты Российской Федерации ДФО, как и в целом по России, в большей мере прибывают граждане стран Центральной Азии и Закавказья, а также Китая. В последние пять лет отмечается существенный рост миграционных потоков в Россию по сравнению с показателями прошлых лет.1
В 2011 г., по данным ФМС России, на территории округа поставлены на миграционный учет 234,5 тыс. гражданин из стран
- участниц СНГ, что на 56,7 тыс. человек, или 31,9%, больше, чем в 2010 г. (177,9 тыс.). Наибольшее количество регистрируется на территориях Приморского, Хабаровского краев и Амурской области.
Представители стран Центральной Азии преобладают на территориях Приморского, Камчатского краев, Сахалинской области, Республики Саха (Якутия).
В результате возникновения в последние годы в округе проблемы нехватки рабочих кадров, особенно в строительстве и сельскохозяйственном производстве, ежегодно привлекаются значительное количество работников из стран дальнего
(КНР, КНДР, Вьетнам) и ближнего (Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Армения) зарубежья.
В регионе деятельность на основе выданных разрешений осуществляют преимущественно граждане Китая, Центральной Азии (Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан), Закавказья (Азербайджан, Армения) и Украины.
С каждым годом в округе отмечается постоянный рост численности иностранной рабочей силы. Миграционный прирост отмечен в Приморском крае (1432), Сахалинской области (285) и Чукотском автономном округе (407), преимущественно за счет притока мигрантов из других стран. Основными причинами этого являются, прежде всего, ее дешевизна, а также введенный с 15 января 2007 г. в Российской Федерации упрощенный порядок получения разрешения на временное проживание.
Согласно данным опроса граждан из СНГ, которые легально въехали в Российскую Федерацию с целью трудоустройства, в зависимости от региона до 50% владели строительными специальностями, до 16% -специальностями в сфере общественного питания, до 14% - сельского хозяйства, до 11% - в сфере бытового обслуживания.2
Несмотря на принимаемые меры, в миграционной сфере остаются ряд нерешенных проблем, связанных с нарушениями действующего российского миграционного законодательства иностранными гражданами, большая часть из которых связана с въездом в регион граждан КНР. На фоне ухудшения демографической обстановки в округе вследствие оттока трудоспособного населения в центральную часть России, а также государственной политики КНР по "экономической экспансии" российской территории, Китай пытается использовать Дальний Восток в качестве рынка сбыта трудовых ресурсов. Процесс миграции китайских граждан носит организованный характер и представляет потенциальную угрозу безопасности и экономическим ин-
1 Российский статистический ежегодник. 2009; 2010.
2 Ломкин А. Не стоять у вокзалов, а приезжать адресно. Сайт ФМС России. URL: www.fms.gov.ru.
Рисунок 2. Динамика привлечения к административной ответственности иностранных граждан (нелегальные мигранты) за 2010-2011 гг.
тересам Российской Федерации на Дальнем Востоке, богатом ресурсами и имеющем низкую плотность народонаселения.1
Мигранты из Китая большей частью представлены сельским населением, которое характеризуется весьма низким уровнем жизни. На Дальнем Востоке китайцы активно привлекаются к капитальному строительству. В профессиональном плане китайские мигранты в основном представлены фермерами, арендаторами и сельскохозяйственными рабочими. Поэтому все большую роль начинает играть аграрная занятость китайских мигрантов на Дальнем Востоке.
Известно, что занятие китайцев по выращиванию плодово-овощных культур в регионах Дальнего Востока частично стимулируют местные собственники сельскохозяйственных земель. Собственники в теневом режиме сдают землю в аренду китайским мигрантам, которые наполняют рынки дальневосточных регионов своей продукцией, выращенной на российских
землях. При этом ухудшение параметров дальневосточного социума проявляется в стремительном распространении наркомании и алкоголизма, росте социально обусловленных заболеваний.
Специалисты отмечают, что реальная численность граждан из кавказских и среднеазиатских республик, а также приграничного Китая существенно выше официальных данных, что объясняется прежде всего значительным уровнем нелегальной миграции. Это подтверждают статистические данные и проводимые исследования.
Наибольший уровень нелегальной миграции, в соответствии с данными ФМС России, отмечается в наиболее экономически развитых регионах округа, что подтверждается сведениями о количестве составленных административных протоколов по ст. 18. ч. 1 КоАП РФ (нарушение режима Государственной границы Российской Федерации) в отношении иностранных граждан (нелегальные мигранты) (рисунок 2).
1 При подготовке информации использовались данные Росстата, материалы 2 и 3 Дальневосточного экономического форума (2007 г., 2008г.). URL: http://www.dvforum.ru, публикации губернатора Хабаровского края В.И. Ишаева.
Складывающаяся ситуация требует формирования квот на привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности на основании глубокого анализа социально-экономического положения в регионах, что позволит оптимизировать потребность в трудовых мигрантах, использовать высококвалифицированных специалистов из их числа и обеспечить приоритетность трудоустройства российских граждан.
Кроме того, из-за отсутствия на территории округа специальных учреждений для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, затрудняется исполнение решений судов об их выдворении.
Проводимые исследования показывают, что зачастую иностранные работники прибывают в регион на временную или сезонную работу. Имеют место случаи, когда прибывшие лица преследуются на родине правоохранительными органами, при этом часть из них находятся в теневом секторе, сосредотачиваясь преимущественно на производствах у предпринимателей, использующих их на низкоквалифицированных работах без составления трудовых договоров. Криминальное прошлое определенного числа мигрантов, а также проблемы межнациональной адаптации, бытовой неустроенности, недостаточности финансов способствуют их вовлечению в наркобизнес в качестве курьеров либо сбытчиков.
Более того, по мнению специалистов, приток мигрантов оказывает непосредственное влияние на наркоситуацию, поскольку основная часть преступных группировок и сообществ, занимающихся незаконным оборотом наркотиков, в округе сформирована по этническому и национальному принципу. К уголовной ответственности за совершение наркопреступлений привлекаются все больше граждан иностранных государств из наркоопасных регионов.
Основные показатели преступности, связанной с незаконным оборотом нарко-
тических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, их аналогов и прекурсоров, отражают факты зарегистрированных преступлений и количество выявленных лиц, совершивших эти преступления. Состояние и динамика зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, могут быть отражены и через число выявленных лиц, в том числе по различным группам, совершающим эти преступления.
С 2004 г. по 2007 г. количество ежегодно выявляемых наркопреступлений увеличивалось в среднем на 13%. В период с 2008 г. по 2011 г. в округе, как и в целом по России, наметилась тенденция снижения числа наркопреступлений.
Отмечается и стабильная динамика снижения количества выявленных лиц, совершивших как общекриминальные преступления, так и преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.
Вместе с тем проводимый ранее УДФО ГАК анализ, показал, что количество лиц, совершающих административные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков, имеет тенденцию к увеличению.
Следует отметить, что статистика не всегда объективно отражает реальную наркоситуацию, складывающуюся на территории субъектов Российской Федерации.
В 2011 г. в округе зарегистрированы 11486 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, их аналогов и прекурсоров, что на 14,3% ниже 2010 г.1 К категории тяжких относятся 4107 преступление, особо тяжких - 3094, 9748 наркопреступлений совершены в крупном и особо крупном размере.
Большую часть преступлений в округе стабильно составляют незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка и сбыт наркотических средств.
В 2011 г. 56,4% от зарегистрированных на территории округа наркопреступлений квалифицированы по ст. 228 УК РФ
1 Официальные статистические данные межведомственной отчетности МВ-1-НОН, МВ-3-НОН (формы отчетности № 171 и № 173) за 2010 г., 2011 г.
(незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов); 36,6% преступлений - по ст. 228.1 УК РФ (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), из них 93,5% связаны непосредственно со сбытом наркотических средств и психотропных веществ (34,1% от всех зарегистрированных).
За 2011 г. выявлены 6644 лиц, совершивших наркопреступления, что на 11,9% ниже аналогичного периода 2010 г. (7542) (для сравнения: 2009 г. - 7112, 2008 г. -6191, 2007 г. - 7057 человек).
Исходя из анализа криминогенной характеристики лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, можно говорить, что преступления, совершаются в основном гражданами России, их удельный вес составил в 1990-2005 гг. 88,8-94,8%. В последние пять лет данный показатель стабильно составляет 98-99%.
10%
10%
Безгражданства Иные государства Туркменистан Украина Узбекистан Казахстан 2% Таджикистан 10%
Кыргызстан Молдова Армения 4% Азербайджан
18%
Доля граждан стран СНГ, ранее составлявшая 7-8%, ежегодно снижается (1992 г.
- 7,2%, 1993 г. - 5,0%, 1994 г. - 6,9%, 1995 г. - 5,0%, 1996 г. - 3,9%, 2010 г.
- 3,2%, 2011 г. - 3,1%).
В 2011 г. на территории округа 94 иностранных гражданина и лица без гражданства совершили преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, что на 9,6% ниже показателя 2010 г., однако превышает среднероссийский (7,4%).
Доля иностранных граждан, лиц без гражданства, совершающих наркопреступления на территории ДФО, на протяжении последних лет незначительна и составляет немногим более 1%, что ниже, чем в целом по России.1
В целом, за исключением граждан Российской Федерации, в 2011 г. распределение по выявленным лицам, совершившим преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, по гражданству выглядит следующим образом:
6%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
1 Сводный отчет по России о результатах работы правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ ГИАЦ МВД России по форме № 126; официальные статистические данные межведомственной отчетности МВ-1-НОН (формы отчетности № 171) за 2010 г., 2011 г.
С одной стороны, данный факт свидетельствует, что иностранные граждане и лица без гражданства не оказывают значимого влияния на наркоситуацию в округе, поскольку в целом по округу отмечается тенденция снижения. Исключение составляет Хабаровский край, где рост преступлений, совершенных данными лицами, в
2011 г. составил 47,4% к 2010 г.
Однако в ряде субъектов Российской Федерации округа также отмечается рост числа иностранных граждан, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. И при общей тенденции снижения числа иностранных граждан, совершающих наркопреступления в округе, отмечен рост среди представителей республик Армении на 300% (Республика Саха (Якутия) - 100%, Сахалинская область -200%) и Украины на 28,6% (Хабаровский край, Магаданская область на 1 00%, Амурская область 300%).
С другой стороны, специалисты отмечают, что снижение числа выявляемых представителей иностранных государств связано с тем, что наркопреступность всегда хорошо организовывается и конспирируется. Практика показывает, что чаще к совершению преступлений организаторы преступных групп, выходцы различных иностранных государств, привлекают к совершению наркопреступлений граждан Российской Федерации, которыми руководят даже не находясь на территории субъекта округа.
Кроме этого на территории округа отмечается рост числа лиц без гражданства, совершивших наркопреступления, в 2011 г.
- на 21,4% к 2010 г. (в трех субъектах Российской Федерации ДФО из девяти).
За 6 месяцев 2011 г. в округе осуждены по основной и дополнительной квалификации за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, 50 граждан стран
СНГ, 1 1 граждан других государств и 17 лиц без гражданства.
На общем фоне преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, явно обозначилась проблема преступных групп, возникающих на этнической основе.
Как в Российской Федерации в целом, так и на территории округа наркобизнес в основном контролируется преступными сообществами, сформированными в том числе по этническому принципу (цыгане, таджики, азербайджанцы, чеченцы, ингуши, народности Дагестана). Особенностями таких преступных сообществ являются высокая организованность, конспиративность, клановость, круговая порука, использование для общения специфических наречий и редких языков. На основе постоянных контактов с национальными диаспорами практически во всех регионах России обеспечивается функционирование разветвленных схем поставок и сбыта нар-котиков.1
Высокие оптовые и розничные цены на наркотики опийной группы по сравнению с ценами в местах их изготовления и транзита (причем данная особенность характерна прежде всего для северных регионов Дальнего Востока, где цены максимальны), соответственно, сверхдоходы привлекают на территорию ДФО представителей этнических организованных преступных групп.
Наибольший удельный вес среди преступных групп различной этнической направленности составляют армянские, среднеазиатские, грузинские, прибалтийские, азербайджанские, чеченские и цыганские. В Дальневосточном округе в основном действуют преступные группы сбытчиков наркотических средств, образованные из азербайджанцев, армян, таджиков, украинцев и цыган.
Начиная с 2000 г. на Дальнем Востоке особо заметными среди групп, занима-
1 Наркомания и противодействие наркопреступности в Азиатско-Тихоокеанском регионе : материалы международной научно-практической конференции. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2009. 288 с.
ющихся сбытом наркотических средств и образованных на этнической основе, являются именно цыганские группы, которые в основной своей массе являются гражданами Российской Федерации. Деятельность цыганской диаспоры, занявшей рынок наркотиков опийного ряда, в целом значительно активизировалась, вытеснив с него азербайджанские преступные группировки.
Реализация на территориях Южной и Западной Якутии, Приморского края, Сахалинской области и других субъектов округа крупных инвестиционных проектов нефтегазовой, энергетической и строительной отраслей способствует привлечению большого количества рабочей силы, в том числе из наркоопасных регионов. В связи с этим появляются новые маршруты и каналы перевозки наркотиков, о чем свидетельствуют факты изъятия наркотиков. Таким образом, миграционные процессы являются одним из факторов, приводящих к дестабилизации наркоситуации на территории округа.
Наибольшая криминальная активность иностранных граждан тесно связана с уровнем социально-экономического развития регионов и отмечается в Приморском, Хабаровском, Камчатском краях и Амурской и Сахалинской областях.
Проводимый правоохранительными органами анализ фактов изъятия на территории Приморского края наркотиков опийного ряда, показывает, что в 2003-2009 гг. в большинстве случаев крупные изъятия героина и опия (от 15 граммов и выше) производились у лиц, прибывших из государств Средней Азии и Закавказья (Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан), при этом на долю граждан Азербайджана приходится 43% от общего количества наркоделиктов, что подтверждает их криминальную активность.
Отмечается тенденция роста преступлений, связанных с контрабандой сильнодействующих веществ. Это обусловлено возрастающим спросом на средства коррекции веса китайского производства, содержащие в составе сильнодействующие вещества.
Вместе с тем приведенные данные не отражают всего масштаба роста активнос-
ти организованной этнической наркопреступности. Относительно небольшой удельный вес представителей обозначенных национальностей в массиве привлеченных к уголовной ответственности лиц, наряду с высокой латентностью, в большинстве своем объясняется следующими факторами:
- этнические группировки наиболее закрыты, с жесткой вертикальной иерархией и узким количеством лиц, осведомленных об их преступной деятельности, что объективно затрудняет получение информации оперативным путем в их окружении;
- на наиболее опасных направлениях преступной деятельности этнические организованные группы, как правило, используют представителей славянских и иных национальностей. Например, цыганские и таджикские группировки в качестве курьеров зачастую используют женщин славянской внешности; к розничному сбыту, на "ямах" также активно привлекаются граждане России славянских национальностей.
Непосредственно лидеры этнических организованных групп занимаются организацией каналов доставки, оптового сбыта и распределением доходов от наркобизнеса.
Подтверждают этот факт и данные об изъятых наркотических средствах и психотропных веществах на пунктах пропуска через государственную границу. За последние пять лет таможнями Дальневосточного округа осуществлено около двух тысяч изъятий наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. 87% пресеченных фактов контрабанды осуществлялось с территории КНР, 6,7% -КНДР. В качестве перевозчиков выступают граждане КНР (63,4%), России (25,3%), КНДР (6,7%), Вьетнама (1,6%).
Только в Амурской области в обоих направлениях границу пересекают более одного миллиона человек в год, что превышает количество постоянно проживающего на территории области населения. В основном это участники мелкооптового "челночного" товарообмена. Ежегодный грузооборот превышает один миллион тонн. Эффективному развитию внешнеэкономической деятельности способствует безвизо-
вый режим с возможностью проживания граждан России и Китая без регистрации на территории сопредельного государства сроком до 15 суток. Указанные обстоятельства позволяют криминальным структурам и элементам использовать огромное число вариантов маскировки контрабандно перемещаемых через границу подконтрольных веществ.
Анализ передвижений участников наркотрафика показывает, что граница не является сегодня барьером для наркокурьеров, поскольку административно-правовые режимы границы, торговли и ввоза грузов на территорию Российской Федерации международными Соглашениями однозначно не определены, что не позволяет организовывать эффективное пресечение афганского наркотрафика.
По мнению ФСКН России, антинарко-тические меры на российской границе должны быть усилены.
Подводя итог проведенного анализа развития демографии и миграции населения в субъектах Российской Федерации ДФО и их влияния на изменение наркоситуации в округе, необходимо отметить, что в предстоящий период:
- наркоситуация в субъектах Российской Федерации ДФО будет сохраняться сложной;
- демографический дисбаланс будет нарастать, поскольку численность населения сокращается, а перспективы развития сопредельных стран связаны с ростом демографического потенциала;
- развитие социально-экономического положения в округе по действующему сценарию, с учетом совокупности неблагоприятных демографических и социально-экономических факторов приведет к значи-
тельному сокращению численности экономически активного населения;
- экономические и демографические факторы будут продолжать оказывать существенное воздействие на трудовую миграцию;
- в условиях сохранения тенденции к увеличению количества иностранцев, ежегодно въезжающих на территорию Дальневосточного федерального округа из стран ближнего и дальнего зарубежья, роста количества граждан стран СНГ, прибывающих в округ нелегально, миграция и связанные с ней процессы будут оказывать влияние на криминальную обстановку в округе, в том числе связанную с незаконным оборотом наркотиков;
- основную часть преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, на территории ДФО будут составлять незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка и сбыт, совершаемые гражданами Российской Федерации. Однако будет увеличиваться и число иностранных граждан (лиц без гражданства), выявляемых правоохранительными органами, причастных к незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, осужденных за наркопреступления.
Таким образом, следует признать, что на преступность в сфере незаконного оборота наркотиков оказывают влияние не только социально-экономические, геополитические, но и миграционные процессы, поскольку как большие города, так и приграничные населенные пункты Российской Федерации, заполнены нелегальными и вынужденными переселенцами из районов Кавказа, Центральной Азии и ряда других стран.
Библиографический список
1. Ломкин, А. Не стоять у вокзалов, а приезжать адресно / А. Ломкин // Сайт ФМС России. - Режим доступа: www.fms.gov.ru.
2. Наркомания и противодействие наркопреступности в Азиатско-Тихоокеанском регионе : материалы международной научно-практической конференции. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2009. - 288 с.
3. Общие итоги миграции за январь-сентябрь 2011 г. / Федеральная служба государственной статистики.
4. Основные показатели социально-экономического положения регионов ДФО в январе-декабре 2010 г. // Статистический бюллетень. - 2010. - № 12(9).
5. Российский статистический ежегодник. - 2009; 2010.