Научная статья на тему 'Некоторые вопросы методики организации занятий в малой группе в музыкально-исполнительских классах'

Некоторые вопросы методики организации занятий в малой группе в музыкально-исполнительских классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТИЯ В МАЛОЙ ГРУППЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАЩИХСЯ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / МЕТОДИКА / COOPERATION OF STUDENTS / CREATIVE DEVELOPMENT / DIDACTIC GAMES / CREATIVE INDEPENDENCE OF THINKING / METHODICS / SMALL-GROUP OCCUPATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хмельницкая Ольга Николаевна

Рассматриваются вопросы методики организации занятий в малой группе в музыкально-испол-нительских классах. Разработка методики явилась логическим продолжением исследования проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в музыкально-исполнительских классах. Данная проблема актуальна в настоящее время, и одним из путей ее решения является поиск новых форм обучения и введение в образовательный процесс занятий в малой группе. Групповая форма обучения в музыкально-исполнительских классах применялась педагогами на протяжении двух веков. Удачно сочетаясь и комбинируясь с основной, индивидуальной формой, она давала значительный рост эффективности обучения. Однако до сих пор неясным оставался вопрос – в каких случаях эффективнее использовать индивидуальные занятия, а в каких – занятия в малой группе. На основании исследования эти задачи были выявлены и разработана методика занятий в малой группе музыкально-исполнительского класса. В данной статье публикуются основные выводы исследования, связанные с методическим обеспечением занятий в малой группе. Указываются компоненты, формирование которых делает успешной профессиональную подготовку студентов-музыкантов, а также методы, использование которых делает учебный процесс не только эффективным с позиций качества обучения, но и выгодным с позиций затраченного студентом времени на освоение учебных умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хмельницкая Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS OF METHODICS OF LESSONS ORGANIZATION IN SMALL GROUP IN MUSICAL-PERFORMING CLASSES

The questions of the organization of classes in small group musical-performing classes are considered. The development of a technique was a logical continuation of research problems of optimization of the educational process in the musical-performing classes. This problem is relevant at the moment, and one of the ways to solve it is to find new forms of teaching and administration in the educational process in the small group sessions. Collective form of training in musical performing classes is used by teachers for two centuries. Successfully combining and combining with the basic form of the individual it gave a significant increase learning efficiency. However, until now remained obscure question – when does the use of individual lessons efficient, and in when in small group classes. Based on the study these problems were identified and developed a method of training in a small group musical performing class. In this article published key findings related to the methodological basis for lessons in a small group. The article specifies the components, which makes the formation of a successful training of students-musicians, as well as methods, the use of which makes the learning process is not only effective from the standpoint of the quality of teaching, but also advantageous from the standpoint of a student spent time on the development of teaching skills.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы методики организации занятий в малой группе в музыкально-исполнительских классах»

УДК 378.147

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В МАЛОЙ ГРУППЕ В МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ КЛАССАХ

© Ольга Николаевна ХМЕЛЬНИЦКАЯ

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт

им. С.В. Рахманинова, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедра музыкальной педагогики и художественного образования;

Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, Российская Федерация, доцент кафедры общего фортепиано, e-mail: hmelnizkaja@mail.ru

Рассматриваются вопросы методики организации занятий в малой группе в музыкально-исполнительских классах. Разработка методики явилась логическим продолжением исследования проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в музыкально-исполнительских классах. Данная проблема актуальна в настоящее время, и одним из путей ее решения является поиск новых форм обучения и введение в образовательный процесс занятий в малой группе. Групповая форма обучения в музыкально-исполнительских классах применялась педагогами на протяжении двух веков. Удачно сочетаясь и комбинируясь с основной, индивидуальной формой, она давала значительный рост эффективности обучения. Однако до сих пор неясным оставался вопрос - в каких случаях эффективнее использовать индивидуальные занятия, а в каких - занятия в малой группе. На основании исследования эти задачи были выявлены и разработана методика занятий в малой группе музыкально-исполнительского класса. В данной статье публикуются основные выводы исследования, связанные с методическим обеспечением занятий в малой группе. Указываются компоненты, формирование которых делает успешной профессиональную подготовку студентов-музыкантов, а также методы, использование которых делает учебный процесс не только эффективным с позиций качества обучения, но и выгодным с позиций затраченного студентом времени на освоение учебных умений и навыков.

Ключевые слова: занятия в малой группе; взаимодействие учащихся; творческое развитие; дидактические игры; творческая самостоятельность мышления; методика.

Одной из центральных проблем музыкально-педагогического образования на современном этапе является оптимальная организация подготовки музыкантов-исполнителей и педагогов, т. е. такое построение учебного процесса, которое приводит к наилучшему результату рациональным и эффективным путем. Большой резерв в решении этой проблемы заключен в применении разнообразных форм организации познавательной деятельности студентов и, в частности, занятий в малой группе. Групповые музыкально -исполнительские занятия практикуются уже на протяжении двух веков и в настоящее время вновь обретают актуальность. Существенное влияние здесь оказали масштабные социокультурные перемены, произошедшие в мире и в нашей стране, возросший темп жизни, трансформация ценностных ориентиров, широкое вхождение в повседневный обиход компьютеров и современных цифровых музыкальных инструментов. Изменились и требования к обучению музыкантов-профессионалов. Основной целью профес-

сионального образования становится подготовка конкурентоспособного специалиста, оснащенного всеми необходимыми умениями и навыками, обладающего профессиональной мобильностью и способностью к трансформации своей деятельности по мере выдвижения таких запросов временем.

В связи со сказанным актуальным является исследование вопросов оптимизации учебно-воспитательного процесса в музыкально-исполнительских классах посредством нахождения новых форм взаимодействия педагога и учащихся, в т. ч. использования потенциала малой группы.

Цель публикуемой статьи - рассмотреть возможности занятий в малой группе и методы работы, используемые на занятиях в малой группе в музыкально-исполнительских классах.

В исследовании проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в музыкально-исполнительских классах нами были выявлены задачи, наиболее эффективно решаемые на занятиях в малой группе. Это ос-

воение теоретических основ музыкально-исполнительского искусства, изучение алгоритмов часто встречающихся практических действий и творческое развитие студентов.

Результатом оптимизации учебно-воспитательного процесса должно стать улучшение профессиональной подготовки студентов-музыкантов, в структуре которой нами были выделены следующие компоненты: когнитивный, деятельностно-творческий и мотивационно-личностный. Рассмотрим данные компоненты, а также методические приемы, эффективно формирующие когнитивную, творческую и мотивационную сферы студентов, обучающихся на основе комбинирования индивидуальных занятий и занятий в малой группе.

Формирование когнитивного компонента способствует развитию интеллектуального потенциала студентов за счет увеличения объема знаний музыкально-теоретического характера, активизации совместной учебной деятельности студентов, развития интеллектуальных умений - анализировать, аргументировать, рассуждать, обобщать.

Занятия в малой группе предоставляют возможность расширить спектр знаний студентов и в оптимальные сроки освоить теоретические основы музыкально-исполнительского искусства и алгоритмы часто встречающихся практических действий. На занятиях применялись такие методы, как беседы за роялем, совместная деятельность по анализу интерпретаций и формированию слушательской культуры студентов, взаимный опрос, взаимоанализ исполнений музыкальных произведений сокурсниками.

Одним из эффективных методов работы этого направления является беседа за роялем, обращенная сразу ко всем участникам занятия. Именно этот метод использовали педагоги консерваторий, желая передать информацию нескольким ученикам одновременно и собирая своих учеников в группы (А. Есипова, А. Гольденвейзер, Г. Нейгауз и др.). Данная форма работы требует от педагога подлинного мастерства, артистизма, поддержания себя в хорошей исполнительской форме, а также умения говорить «на публику». Объяснения педагога могут касаться как исполнительских проблем, так и проблем организации самостоятельной работы студента-музыканта и многих других тем.

В беседе участвуют все студенты, присутствующие на занятии. Задавая вопросы, педагог диагностирует знания студентов, а также активизирует проявление инициативы в том случае, если вопросы имеют проблемный характер. Беседа является мощным средством накопления знаний, формирования умения аргументировать свою точку зрения. Вовлекая студентов в общую для всех тему беседы, педагог организует работу таким образом, чтобы каждый из присутствующих мог высказать свою позицию по обсуждаемой теме.

Совместная деятельность по анализу интерпретаций и формированию слушательской культуры студентов. Данная форма работы, как правило, распространена на теоретических предметах профессионального цикла. Однако совершенно незаменимой она может стать и на исполнительских уроках, когда педагог имеет возможность подобрать тот материал, который, по его мнению, наиболее полно представит разнообразный спектр интерпретаций в исполнении мастеров прошлого и настоящего. Заостряя внимание студентов на том или ином аспекте исполнения, комментируя услышанное, педагог помогает им глубже проникать в содержание произведения, тоньше слышать интонации и специфику игры каждого музыканта. Например, чтобы раскрыть тему интонирования в произведениях П.И. Чайковского, педагог предлагает прослушать студентам пьесы из цикла «Времена года» - в исполнении Л. Оборина, М. Плетнева и А. Лубянцева. Затем следует обмен мнениями, в ходе которого студенты имеют возможность отдать предпочтение той или иной интерпретации.

Взаимный опрос. Данный метод очень эффективно работает в группе в первые месяцы обучения в вузе при подготовке к промежуточной аттестации, зачетам и экзаменам. Его можно проводить в том случае, если студенты освоили достаточное количество новых теоретических и практических тем, или если учебный план подразумевает проведение итогового среза. В чем заключается данный метод? Обучающиеся задают друг другу вопросы теоретической и практической направленности, по которым они готовились к контрольному срезу. Сюда входят: знание алгоритмов, таких как - разбор музыкального произведения, грамотное исполне-

ние музыкального произведения по нотам, применение аппликатурных правил; исполнительские навыки (способы звукоизвлече-ния, игра гамм, аккордов, арпеджио), теоретические знания (различные правила, определения, в основном из области теории музыки). Дидактический эффект данных проблемных ситуаций проявляется в том, что и играющий или отвечающий студент, и студенты, занятые в данный момент контролем, активизируют свои знания. Самой деятельностью они мотивированы быть внимательными и наблюдательными. Происходит закрепление, контроль и самоконтроль знаний и игровых навыков. Результат заключается в особенно прочном закреплении исполнительских приемов, теоретических знаний за счет их неоднократного повторения и практического выполнения.

Взаимоанализ исполнений музыкального произведения сокурсниками. Этот метод применялся педагогами консерваторий еще в XIX и XX вв. По воспоминаниям А. Гаука, «ученик консерватории мог относиться к своим обязанностям с полной свободой, но, вместе с тем, и с полной ответственностью... Зачастую профессор спрашивал мнение присутствующих, и тут-то начиналась критика «без скидок» [2, с. 299]. Упоминается об этом методе и в работах по обучению начинающих. Занятие проходит следующим образом. Студенты в классе по очереди играют выученные музыкальные произведения. Чтобы конкретизировать и облегчить дальнейший анализ исполнений, педагог намечает план. Те, кто в данный момент слушает, делают пометки соответственно плану. Объектом разбора могут быть самые разнообразные критерии: убедительно ли передан художественный образ произведения, выдержан ли стиль, насколько справился играющий с техническими сложностями, ритмическая устойчивость, разнообразие звуковых красок, соответствие указанному темпу, педализация и т. д. Для менее подготовленной группы устанавливаются более простые критерии анализа - точность исполнения нотного текста, динамические оттенки, выразительность исполнения и т. д. В результате прослушивания и обсуждения расширяются границы знаний студентов, развивается их музыкальное мышление и сенсор-

ные впечатления. Одновременно усиливается познавательная активность.

Формированию когнитивного компонента на занятиях в малой группе способствуют следующие интеллектуальные действия: студент слушает своих товарищей - значит сравнивает, контролирует, оценивает; студент вынужден говорить, а значит, - вслух анализировать, сопоставлять, рассуждать, спорить, доказывать, обобщать; студент запоминает музыкальный и теоретический материал вследствие неоднократного повторения и включения в деятельность.

Формирование деятельностно-творчес-кого компонента будет способствовать развитию творческого мышления студентов посредством развития умений видеть творческую проблему и учиться самостоятельно находить пути ее решения. Для развития дея-тельностно-творческого компонента студента необходимо ставить в ситуацию выбора, специально создавать такие условия, которые бы побуждали его самостоятельно решать творческую задачу. Использование дидактических игр является незаменимым средством стимулирования студентов к самостоятельной творческой деятельности. Диалектика применения игр такова, что их действие распространяется значительно шире дидактической задачи игры: попутно решаются многие другие задачи, стоящие перед студентами и их педагогами, такие как эмоционально-художественное, сенсорное, техническое, личностное развитие, воспитание умений самостоятельно работать, приобретение педагогических навыков, овладение технологической стороной некоторых профессиональных умений и мн. др. Именно в рамках этой деятельности проводились игры -«Учитель и ученик», «Музыкальные метаморфозы», «Музыкальный редактор», «Разучивание пьесы по парам», конкурсы и др. Так, в процессе игры «Учитель и ученик» каждый из студентов поочередно исполнял роль «учителя», «ученика» и «консультанта». В игре «Музыкальные метаморфозы» несколько студентов предварительно разучивали несложную пьесу или этюд. Затем в классе они выполняют ряд заданий, которые направлены на поиски незнакомых звуковых решений. Игра «Музыкальный редактор» проводилась со студентами на материале ур-текста несложных инструктивных этюдов.

Для этого в тексте пьесы, лишенном каких-либо дополнительных указаний, студенты самостоятельно расставляли динамику, штрихи, темповые обозначения, аппликатуру и затем исполняли ее на фортепиано, соблюдая проставленные редакционные пометки. Задания и порядок проведения игры могут творчески варьироваться. В ходе игры «Разучивание пьесы по парам» педагог планировал выявить готовность студентов к самостоятельной работе над произведениями (владение арсеналом средств и приемов, умение их применить в самостоятельной работе), повысить интерес к учебным занятиям.

Мотивационно-личностный компонент обеспечивает формирование интереса к занятиям в музыкально-исполнительском классе, повышение уровня учебно-познавательной мотивации, стремление к достижению намеченных целей, воспитание эмоционально-волевой саморегуляции, формирование мотивации к достижению успеха.

Формирование мотивации происходит, прежде всего, на основе вовлечения в деятельность. Остановимся на возможности применения методов стимулирования, т. к. они значительно влияют на формирование мотивации и, следовательно, на положительное, радостное, плодотворное отношение к деятельности. Одним из наиболее эффективных методов стимулирования является включение в образовательный процесс соревновательных игр (конкурсов). Например, если вместо технического зачета организовать конкурс на лучшее исполнение этюда, ситуация резко меняется. Для студента происходит замена цели - вместо скучной работы по разучиванию этюда перед ним встает цель - победить в конкурсе. Эта мотивация тянет за собой концентрацию сил, сосредоточенность, заставляет уделять много внимания работе над техникой. При этом разучивание самого этюда становится как бы этапом, операциональным элементом на пути к победе в конкурсе. Но самое главное, что, мотивированные включением в деятельность, студенты гораздо успешнее достигают истинную дидактическую цель - происходит значительный рост технических возможностей студентов вследствие усиленных занятий.

Исполнение произведений перед сокурсниками является одним из самых дей-

ственных методов стимулирования и мотивации к деятельности.

При взаимном прослушивании студент-музыкант не просто исполняет произведение, но старается сделать это предельно профессионально, чтобы получить удовлетворение от своего выступления, и, в то же время, быть «на высоте» перед педагогом и товарищами. Этот феномен всегда активно использовали выдающиеся педагоги-музыканты (П. Столярский, Л. Ауэр и др.). Часто оказывается, что сокурсники становятся более строгими судьями, чем педагог. Исполнение перед товарищами, помимо профессионального развития, существенно актуализирует и мотивацию достижения. Коллективный характер урока в музыкально-исполнительском классе, присутствие товарищей не может не вызвать волнения и чувства конкуренции между учениками, а это, в свою очередь, является мощным стимулом в подготовке к занятиям и служит сильнейшей мотивацией к самосовершенствованию. Стоит особенно отметить, что все перечисленные компоненты на практике неотделимы один от другого, поэтому их разделение является весьма условным. В рамках одного занятия применяются методы, способствующие развитию и когнитивного, и деятельностно-творческого, и мотивационно-личностного компонентов.

В заключение хотелось бы особенно подчеркнуть, что вследствие многообразия учебно-творческих задач, решаемых в музыкально-исполнительских классах, наиболее целесообразным и оптимальным в организации учебного процесса является гармоничное сочетание индивидуальных занятий и занятий в малой группе (при главенствующей роли индивидуальных), позволяющее рационально использовать потенциал каждого вида занятий, что и служит основой оптимизации учебно-воспитательного процесса.

1. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. К., 1974.

2. Гаук А. Из воспоминаний дирижера // Мастерство музыканта-исполнителя / сост. Я. Мильштейн. М., 1972. Вып. 1.

3. Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Л., 1962.

4. Чегодаева М.Д. Оптимизация индивидуальных занятий с учащимися-музыкантами. К

проблеме совершенствования структуры урока в музыкально-исполнительских классах

педагогических вуз°в: автореф. дне. ... канд. Поступила в редакцию 11.09.2013 г.

пед. наук. М., 2003.

UDC 378.147

SOME QUESTIONS OF METHODICS OF LESSONS ORGANIZATION IN SMALL GROUP IN MUSICAL-PERFORMING CLASSES

Olga Nikolayevna KHMELNITSKAYA, Tambov State Musical-Pedagogical Institute named after S.V. Rakhmaninov, Tambov, Russian Federation, Competitor, Musical Pedagogy and Artistic Education Department; Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod, Russian Federation, Associate Professor of General Fortepiano Department, e-mail: hmelnizkaja@mail.ru

The questions of the organization of classes in small group musical-performing classes are considered. The development of a technique was a logical continuation of research problems of optimization of the educational process in the musical-performing classes. This problem is relevant at the moment, and one of the ways to solve it is to find new forms of teaching and administration in the educational process in the small group sessions. Collective form of training in musical performing classes is used by teachers for two centuries. Successfully combining and combining with the basic form of the individual it gave a significant increase learning efficiency. However, until now remained obscure question - when does the use of individual lessons efficient, and in when in small group classes. Based on the study these problems were identified and developed a method of training in a small group musical performing class. In this article published key findings related to the methodological basis for lessons in a small group. The article specifies the components, which makes the formation of a successful training of students-musicians, as well as methods, the use of which makes the learning process is not only effective from the standpoint of the quality of teaching, but also advantageous from the standpoint of a student spent time on the development of teaching skills.

Key words: small-group occupations; cooperation of students; creative development; didactic games; creative independence of thinking; methodics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.