НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА ДЛЯ СОЗДАНИЯ _СОВРЕМЕННЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ_
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.5.78.1019 Павлова Светлана Владимировна
Канд. техн. наук, доцент кафедры конструирования,
дизайна и технологий
Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления,
г. Улан-Удэ Кильдюшкина Елена Павловна
Магистрант кафедры конструирования, дизайна и технологий Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления,
г. Улан-Удэ
SOME ISSUES OF STUDYING THE RUSSIAN FOLK COSTUME FOR THE CREATION OF
MODERN ETHNIC IMAGES
АННОТАЦИЯ
Изучение народной культуры и народного костюма необходимо для создания современных видов изделий легкой промышленности в этническом стиле. При разработке современных дизайн-образов по мотивам русской культуры и народного костюма возникают вопросы, осознание и решение которых позволит создавать изделия, гармонично сочетающие в себе этнокультурные особенности первоисточника и соответствие современным требованиям моды и потребителя.
ABSTRACT
The study of folk culture and folk costume is necessary to create modern types of light industry products in ethnic style. When developing modern design images based on Russian culture and folk costume, questions arise, the study and solution of which will make it possible to create products that harmoniously combine the ethnocultural characteristics of the original source and meet the modern requirements of fashion and the consumer.
Ключевые слова: дизайн, народный костюм, этнический мотив, этнокультурный аспект, современный костюм
Keywords: design, folk costume, ethnic motive, ethnocultural aspect, modern costume.
0.30 0 884 0.270 0.2851 5.30 893 0.350 0.3977 11.9 9 - - - -
0.40 0 875 0.230 0.2683 14.2 8 882 0.300 0.3684 18.5 7 895 0.450 0.3934 12.5 7
0.50 0 853 0.190 0.1702 11.6 3 860 0.250 0.2515 0.60 - - - -
0.60 0 847 0.150 0.1721 12.8 4 844 0.200 0.1971 1.43 859 0.300 0.2472 17.6 0
0.70 0 836 0.110 0.1428 22.9 7 832 0.150 0.1616 7.18 - - - -
0.80 0 827 0.080 0.1260 36.5 1 828 0.100 0.1698 41.1 1 833 0.150 0.1635 8.26
УДК687.01 ГРНТИ 64.33.14
Дизайн различных видов современных изделий легкой промышленности и прикладного искусства, базируется на результатах различных фундаментальных и прикладных исследований [1, с. 10]. Как известно, целью любого «прикладного исследования, в отличие от фундаментального, является непосредственное решение некоторой практической задачи, последующее внедрение результатов этого исследования для совершенствования каких-либо сторон
материальной или духовной деятельности общества» [2]. В легкой промышленности решение практических задач включает создание не просто товаров для потребления, но гармоничных, функциональных и эргономичных изделий,
отвечающих весьма высоким требованиям современного пользователя. Методология прикладного исследования в данном случае определяет возможности комплексного использования результатов фундаментальных исследований в самых разных областях науки, подчас не связанных напрямую с поставленными прикладными задачами.
В индустрии моды не ставятся глобальные с точки зрения мировой экономики задачи, но решаются не менее важные вопросы развития не только экономической, но и духовно-эстетической, историко-культурной сторон современного общества. Дизайн и производство таких изделий легкой промышленности, как одежда и обувь,
основанные на использовании результатов различных прикладных исследований по изучению народной культуры, позволяют развивать не только экономический потенциал современного общества, но и его социокультурные традиции. Эстетическая сторона данного процесса базируется на использовании законов композиции и моды. Следование не только модным тенденциям в культуре бытия современного человека, но и сохранение народных традиций предполагает постановку и решение самых разных задач исследования, производства и потребления. Этому в немалой степени способствует изучение этнокультурных особенностей разных народов, включение характерных этнических аспектов в разные области жизни современного человека и гармоничное развитие этнического стиля в дизайне современного костюма.
Одной из достаточно востребованных областей современного этнического дизайна является создание одежды и обуви с использованием различных выразительных средств народной культуры - этнокультурных аспектов. Подобный вид преоктирования в индустрии моды основан на изучении и использовании такого первоисточника, как традиционная культура разных народов, включая народный костюм, являющийся в течение длительного времени источником творческого вдохновения при создании новых современных дизайн-образов. «Включение традиций ... народного костюма в моделирование современной одежды выступает одним из наиболее перспективных путей в области конструирования одежды и дизайна» в этническом стиле [4]. «Принципы композиционного построения народного костюма, четкость форм, линий, продуманная конструкция, взаимосвязь декора с конструкцией и формой, соответствие материала и формы назначению костюма .являются примером дизайнерского подхода к созданию моделей и коллекций» [1, с. 14], определяющим создание аутентично гармоничных и потребительски востребованных изделий. Поэтому изучение народных культуры и костюма продолжает оставаться актуальным в современном художественном проектировании как различных видов промышленных изделий, так и изделий единичного авторского исполнения. Народный костюм был и остается ценным источником изучения этнической истории народа [3, с.131], а также прикладных исследований, решающих задачи различных областей индустрии моды и красоты. «Изучение народного костюма продолжает открывать большие возможности для его теоретического осмысления и позволяет трансформировать практически в модели современной одежды» [5, с.8].
В нашей многонациональной стране в различных областях производства и прикладного искусства на протяжении достаточно длительного периода времени остается актуальным так называемый «русский» стиль, источником возникновения которого является особенная
неповторимая декоративность и выразительность русской культуры в целом и русского народного костюма в частности. Практическое подтверждение актуальности данного стиля в современных тенденциях мировой моды можно найти в творчестве многих модельеров, как именитых, так и молодых начинающих [6]. В тоже время обращение к изучению истоков русской народной культуры и традиционного русского костюма, как и культуры и костюма разных народов нашей страны, циклично и переживает периоды острого интереса и почти равнодушного безразличия. Тем не менее, неисчерпаемое богатство данного первоисточника творческого дизайн-проектирования изделий индустрии моды позволяет обращаться к нему снова и снова. Но при обращении к данному источнику возникают некоторые вопросы, изучение и решение которых позволяет не просто разрабатывать определенные дизайн-образы в «русском» стиле, но и создавать аутентично достоверные изделия, актуальные на момент их создания, вписывающиеся в динамику развития современной культуры и гармонизированные с обликом и стилем жизни современного потребителя.
Одним из животрепещущих вопросов проектирования изделий в этническом стиле на основе исследования народной русской культуры и русского костюма, на наш взгляд, является вдумчивое и глубокое изучение достоверных первоисточников и опубликованных результатов различных прикладных исследований.
Поверхностное изучение имеющихся в доступе материалов по данному предмету, а порой просто их незнание, последующая неправильная их интерпретация, искажение первоисточника или несоответствие народным особенностям порождает так называемый псевдорусский стиль, который подчас выхолащивает богатство русской культуры и народного костюма. Это является одной из насущных сторон современного формотворчества в этническом русском стиле.
Изучению различных особенностей русского традиционного костюма, начиная с Древней Руси, посвящено множество исследований,
преимущественно этнографической
направленности. Интенсивность исследования русского народного костюма с этнографической точки зрения приходилась на конец XIX - начало ХХ вв. «Однако интерес к.» народному «.костюму в настоящее время выходит далеко за рамки его научного изучения» [7, с.303]. Среди исследователей русского народного костюма можно выделить Р.В. Захаржевскую, Н.М. Каминскую, М.Н. Мерцалову, Ф.М. Пармона, Г.С. Горину и многих других. Одним из основных исследователей русского народного костюма как творческого источника декоративных
выразительных средств современного дизайна одежды и обуви считается Ф.М. Пармон [1, 8]. В его работах широко представлено
систематизированное богатство выразительных композиционных и конструктивных средств
русского народного костюма. Работы Ф.М. Пармона служат методологической основой проведения исследований костюмов других народов, а также методическим источником проектирования современной одежды и обуви по русским народным мотивам.
Тем не менее результаты достаточно многочисленных научных исследований по русскому народному костюму (особенно этнологических) востребованы далеко не всеми современными создателями современного костюма в этническом стиле, очевидно в силу их малодоступности по сравнению с различными интернет источниками, некоторой сложности восприятия научно изложенного материала для несведущих. Изучение подобных источников требует времени и понимания, а современному потребителю и, соответственно, проектировщику и создателю, нужно все мгновенно и без лишних усилий. Результаты указанных исследований по русским народным культуре и костюму востребованы не только разработчиками современной одежды в этническом стиле, гораздо больше они необходимы создателям различных видов сценического костюма по русским мотивам. «Последние остро нуждаются в материалах по костюму и предъявляют к нему особые требования: все представленные в литературе сведения должны быть настолько полны и ясны, чтобы пользуясь ими как инструкцией, можно было сшить костюм» [7, с.303]. Очевидно, что результаты научных изысканий русской народной культуры в представленном исследователями виде
проектировщикам сценической одежды «не подходят, поскольку из разрозненных элементов трудно собрать цельный костюм. К тому же книги по традиционному костюму, как правило, малодоступны даже в крупных городах.» [7, с.304]. Поэтому для достижения цели создатели костюмов зачастую предпринимают собственные изыскания, выполняя так называемый «поиск внутри себя - обращение к тем образам народного костюма, которые складываются» [7, с.304] в определенной специфической среде создателей русского народного костюма. «Анализ этих образов показывает, что они формируются под влиянием личного опыта использования русских костюмов, складываются из элементов костюма героев киносказок и мультфильмов, иллюстраций к книгам» [7, с. 304]. Некоторая часть проектировщиков «пытается получить нужную информацию, проводя полевые исследования., кто-то предпринимает сравнительное изучение доступной литературы. В Интернете сейчас появилось достаточно большое число сайтов, на которых выложены рекомендации по созданию русских и древнерусских костюмов» [7, с. 304], содержащих не всегда полную и достоверную информацию. Таким образом, можно отметить, что не хватает доступных для понимания современных проектировщиков костюма аутентичных материалов по русскому народному костюму в частности и русской культуре в целом.
В настоящее время зачастую «Русская народная одежда ... также... оказывается в центре внимания активистов и рядовых участников фольклорного движения, «ролевиков» / реконструкторов самого разного толка и т.д.» [7, с.304]. Достаточно востребована образы русской народной культуры в спортивной одежде, используемой для торжественных событий, К таким примерам можно отнести костюмы спортсменов для торжественного открытия, а также одежду волонтеров Сочинской зимней Олимпиады 2014 г. Создание сценического образа по мотивам русской культуры чаще всего насущно необходимо для творческой деятельности фольклорных ансамблей. Здесь также возникают вопросы идентичности и соответствия исходному этническому виду. Изучение «имеющихся сведений о современном сценическом образе русского народного костюма показывает, что он далек от подлинных образцов. В основе такого костюма лежит набор повторяющихся элементов: белая рубаха, сарафан, душегрея (телогрея), кокошник или лента - у женщин, рубаха-косоворотка, пояс, штаны-порты, часто заменяемые брюками, и фуражка у мужчин» [7, с.304]. «Набор этих постоянно повторяющихся элементов, хорошо усвоенных современной культурой, можно назвать национальным костюмом - известным всем и ассоциирующимся с русской традицией» [7, с.304]. Цветовая гамма подобного народного образа ограничена двумя основными цветами: белым и красным, что значительно обедняет представление об подлинном народном русском костюме.
В результате в течение последних десятилетий «сложился современный народный костюм, порой далекий от этнографических образцов, не имеющий прямой связи с костюмом традиционного общества, но позиционируемый создателями как «подлинно народный» [7, с.304]. В силу всего вышеуказанного, на наш взгляд, необходимо создание доступных и простых для понимания материалов по русской культуре и русскому костюму, рекомендаций по созданию костюмов в подлинно русском стиле, объединение их в общую и общедоступную систему. Данные материалы должны представлять собой пополняемый комплекс выразительных средств русской народной культуры, помогающий разработчикам в создании гармоничных изделий, соответствующих подлинным первоисточникам.
Анализирую современные модные тенденции, можно отметить, что этнические мотивы востребованы в различных видах современного костюма: бытовом (повседневном и для торжественных случаев), сценическом, спортивном и др. Тем не менее, В.М. Зайцев отмечает, что «Народная одежда жива сегодня в трех ипостасях: как объект изучения для ученых и музейщиков, в качестве сценического костюма фольклорных коллективов и как источник вдохновения для маститых российских кутюрье. Но нет главного -русской одежды в гардеробе простых русских
людей» [9, с.1]. Поэтому другим вопросом современного дизайна и художественного моделирования костюма является не просто создание повседневной одежды, в которой можно четко проследить этнические русские мотивы, но одежды в русском стиле, которая бы заинтересовала различные слои населения, особенно в молодёжной среде. В данном случае, на наш взгляд, необходимо создание идентифицируемых, гармоничных и
потребительски востребованных видов костюма по русским мотивам, ведь каждый из них требует особого подхода и использует разные по характеру исполнения этнические мотивы. При разработке изделий, композиционно грамотно воплощающих в себе различную интерпретацию русских народных мотивов нельзя забывать об эргономичности и функциональности различных видов создаваемой одежды. Гармоничность и выразительность народного творчества в области костюма «обусловлена согласованностью всех его элементов в единой системе, сформировавшейся в течение не одного столетия..., наполнено определённым смыслом и, конечно же, функционально» [1, с.8]. «При знакомстве с предметами народного искусства раскрывается их главное содержание - утилитарно-бытовая функция, которая проявляется непосредственно через конструкцию, пластику формы, соотношение частей и целого. В зависимости от назначения каждый предмет имеет определенную конструкцию, пластическую форму» [6, с. 16]. В народных изделиях «. содержится мысль о том, что обыденный предмет становится художественным именно благодаря своей причастности высшим идеям, выраженным всем богатством образного строя вещи (пластикой формы, объема, линий, цвета; тоном, ритмом, фактурой)» [6, с. 16]. Все это также необходимо воплотить и в современных вариациях костюма в русском стиле.
Разработчикам современных изделий по русским народным мотивам необходимо использовать все возможности декоративных композиционных и конструктивных средств народного костюма в костюмах разного функционального назначения. В различных видах костюма отличаются используемые выразительные декоративные средства, характер их интерпретации, степень стилизации и т.д. Таким образом, в результате вышеизложенного предложено при разработке современных этнических дизайн-образов следовать следующим правилам, которые можно считать ответами на поставленные вопросы создания гармоничных изделий в русском стиле:
- необходимо планомерное изучение достоверных первоисточников или использование достоверных результатов прикладных исследований - этнических особенностей русской народной культуры;
- требуется адаптация материалов различных научных исследований по русской
культуре и костюму для удобства использования современными разработчиками костюма;
- для гармоничной дизайнерской интерпретации характерных черт русского народного костюма следует следовать подлинникам;
- возможно расширение видового и функционального разнообразия проектируемых видов и предметов костюма с этническими русскими мотивами;
- при разработке современных дизайн-образов в русском стиле требуется соблюдение соответствия современным потребительским требованиям, законам моды и композиции.
Таким образом, следуя изложенным правилам, современный дизайнер костюма может решать задачи создания гармоничного современного образа, несущего в себе подлинные черты русской культуры и народного костюма, отвечающего потребительским требованиям моды и эстетики, гармоничности и функциональности,
эргономичности и экономичности.
Список литературы:
1. Пармон Ф.М. Народный костюм: истоки дизайна (на примере русского народного костюма): монография. М.: ООО «Паладин Д.С.», 2005. [Parmon F.M. Narodnyj kostjum: istoki dizajna (na primere russkogo narodnogo kostjuma): monografija. M.: OOO «Paladin D.S.», 2005. (In Russ).].
2. Специфика прикладного исследования: учебное пособие. [Specifika prikladnogo issledovanija: uchebnoe posobie (In Russ)]. https://forpsy.ru/ works/ uchebnoe/ spetsifika-prikladnogo-issledovaniya/
3. Богданов В. В. Из истории женского южновеликорусского костюма // Этнографическое обозрение. 1914. № 1-2. С. 141-151. [Bogdanov V. V. Iz istorii zhenskogo juzhnovelikorusskogo kostjuma // Jetnograficheskoe obozrenie. 1914. № 1-2. S. 141-151 .(In Russ)].
4. Павлова О.С. Художественное своеобразие русского народного костюма Центрального Черноземья. / Диссертация кандидата искусствоведения: 17.00.04 - М., 2015. [Pavlova O.S. Hudozhestvennoe svoeobrazie russkogo narodnogo kostjuma Central'nogo Chernozem'ja. / Dissertacija kandidata iskusstvovedenija: 17.00.04 -M., 2015. (In Russ)]. http://dlib.rsl.ru /rsl01008000000 /rsl01008276000/rsl01008276825/ rsl01008276825.pdf.
5. Герасимова М.П., Золотцева Л.В., Мехтиева М.И. Трансформация деталей кроя русского костюма в моделях современной женской одежды из трикотажных полотен. // Костюмология, 2019. - №2. - Т.4. [Gerasimova M.P., Zolotceva L.V., Mehtieva M.I. Transformacija detalej kroja russkogo kostjuma v modeljah sovremennoj zhenskoj odezhdy iz trikotazhnyh poloten. // Kostjumologija, 2019. - №2. -T.4. In Russ)]. https://kostumologiya.ru/PDF/15TLKL219.pdf.
6. Иус Е.С. Авторская интерпретация элементов русского народного костюма в
современной одежде. / Магистерская диссертация по направлению подготовки: 54.04.03 - Искусство костюма и текстиля. - Барнаул, 2016. [Ius E.S. Avtorskaja interpretacija jelementov russkogo narodnogo kostjuma v sovremennoj odezhde. / Magisterskaja dissertacija po napravleniju podgotovki: 54.04.03 - Iskusstvo kostjuma i tekstilja. - Barnaul, 2016 (In Russ)]. http:// elibrary.asu.ru/ xmlui/handle/asu/3 331.
7. Бережнова М.Л. Русский народный костюм сегодня: развитие традиций или конструирование образа? // Сборник трудов конференции «Этнография Алтая и сопредельных территорий». - Барнаул, 2008. - С.303-305.
[Berezhnova M.L. Russkij narodnyj kostjum segodnja: razvitie tradicij ili konstruirovanie obraza? // Sbornik trudov konferencii «Jetnografija Altaja i sopredel'nyh territorij». - Barnaul, 2008. - S.303-305. (In Russ)].
8. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. - М.: Легпромбытиздат, 1994. [Parmon F.M. Russkij narodnyj kostjum kak hudozhestvenno-konstruktorskij istochnik tvorchestva. - M.: Legprombytizdat, 1994. (In Russ)].
9. Заговор против русской одежды. // Livejournal, 2015. ^govor protiv russkoj odezhdy. // Livejournal, 2015. (In Russ)]. http:/ /russkiychelowek.livejournal.com/1150957.html.