Научная статья на тему 'Некоторые вопросы исчисления среднего заработка'

Некоторые вопросы исчисления среднего заработка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
913
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЧИСЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ / СРЕДНИЙ ДНЕВНОЙ ЗАРАБОТОК / ПЕРИОД УЧЕТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ДЛЯ РАСЧЕТА СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА (РАСЧЕТНЫЙ ПЕРИОД) / КРУГ ВЫПЛАТ / УЧИТЫВАЕМЫХ В РАСЧЕТНОМ ПЕРИОДЕ / CALCULATION OF THE AVERAGE WAGE / AVERAGE DAILY EARNING / ACCOUNTING OF THE PAYROLL TO DEFI NE THE AVERAGE WAGE (CALCULATION PERIOD) / RANGE OF PAYMENTS / TAKEN INTO CONSIDERATION IN THE CALCULATION PERIOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильева М. Н.

Как показывает практика, исчислять среднюю заработную плату работодателям приходится очень часто. Помимо сохранения среднего заработка за время отпуска, Трудовой Кодекс РФ называет еще более 20 различных случаев, когда работнику выплачивается средний заработок. Он, например, необходим при подсчете гарантийных выплат и доплат; оплаты листка нетрудоспособности; страхового обеспечения пострадавшим в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; пособия по безработице и в ряде других случаев. При кажущемся, на первый взгляд, сходстве каждый вариант отличается некоторыми особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE ALTERATIONS IN THE LAW OF AVERAGE WAGE CALCULATION

As the practice shows the employers very often have to calculate the average wage. Apart from keeping by an employee the average wage for the time of his leave, the Labour Code of the Russian Federation states another 20 different cases when an employee gets an average wage. It is necessary for the defi nition of the amount of guarantee payments and charges; for work incapacity certifi cate payments, for payments of insurance cover for casualties injured at the place of production or payments for professional disease, payments of unemployment benefi ts and in some other cases. Being similar at fi rst sight, each of the variants has its own peculiarities.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы исчисления среднего заработка»

12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - SCIENCE OF LAW

УДК 349.232 М.Н. ВАСИЛЬЕВА

аспирант, кафедра трудового права и права социального обеспечения, Академия труда и социальных отношений

E-mail: [email protected]

UDC 349.232 M.N. VASILYEVA

Graduate student, Department of labour law and law of social security Academy of Labor and Social Relation E-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА SOME ASPECTS OF THE ALTERATIONS IN THE LAW OF AVERAGE WAGE CALCULATION

Как показывает практика, исчислять среднюю заработную плату работодателям приходится очень часто. Помимо сохранения среднего заработка за время отпуска, Трудовой Кодекс РФ называет еще более 20 различных случаев, когда работнику выплачивается средний заработок. Он, например, необходим при подсчете -гарантийных выплат и доплат; оплаты листка нетрудоспособности; страхового обеспечения пострадавшим в результате несчастного случая на производстве или профессионального .заболевания; пособия по безработице и в ряде других случаев. При кажущемся, на первый взгляд, сходстве каждый вариант отличается некоторыми особенностями.

Ключевые слова: исчисление средней заработной платы, средний дневной заработок, период учета заработной платы для расчета среднего заработка (расчетный период), круг выплат, учитываемых в расчетном периоде.

As the practice shows the employers very often have to calculate the average wage. Apart from keeping by an employee the average wage for the time of his leave, the Labour Code of the Russian Federation states another 20 different cases when an employee gets an average wage. It is necessary for the definition of the amount of guarantee payments and charges; for work incapacity certificate payments, for payments of insurance cover for casualties injured at the place of production or payments for professional disease, payments of unemployment benefits and in some other cases. Being similar at first sight, each of the variants has its own peculiarities.

Keywords: Calculation of the average wage, average daily earning, accounting of the payroll to define the average wage (calculation period), range of payments, taken into consideration in the calculation period.

Правила исчисления среднего заработка лиц, работающих по трудовому договору, помимо статьи 139 Трудового Кодекса РФ содержатся во многих нормативно-правовых актах (например, в федеральных законах от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»[1], от 29.12.2006 г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»[2], от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»[3]; в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 г. №375[4]; в Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. №922[5] и др.). Единый порядок исчисления среднего заработка для всех необходимых случаев, к сожалению, не установлен.

Порядок исчисления среднего заработка за послед-

© М.Н. Васильева © M.N. Vasilyeva

ние двадцать лет менялся неоднократно. Варианты подсчета среднего заработка, которые были в конце советского периода, содержались в различных нормативных правовых документах и не совпадали при исчислении гарантийных выплат, оплаты времени отпуска, пенсий, пособий и иных страховых выплат по обязательному социальному страхованию. К началу 90-х гг. прошлого века действовали даже такие старые документы, как постановление НКТ СССР от 2 апреля 1930 г. «О среднем заработке и оплате за неполный месяц», постановление СНК СССР от 25 июля 1935 г. «О порядке исчисления среднего заработка за время очередного и дополнительных отпусков», постановление Секретариата ВЦСПС от 9 сентября 1935г. и от 2 февраля 1936г.[6]

В девяностых годах XX века появились и новые правовые решения, касающиеся расчета среднего заработка. Так, еще один вариант исчисления среднего заработка появился в Законе РФ от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» для расчета пособия по безработице. Расчетным периодом при исчислении среднего заработка для пособия по безработице был назван 3-месячный период.

Ранее в печати отмечалось[7], что к началу девяно-

стых годов прошлого века варианты исчисления среднего заработка отличались друг от друга периодом, за который брались денежные выплаты для расчетов и составом этих выплат. Кроме того, в тот период появились еще различные методы «осовременивания» заработка прошлых лет, перерасчета некоторых производимых выплат в связи с ростом цен и пересмотром тарифных ставок (окладов). Единообразия в исчислении среднего заработка (хотя и в неполной мере) удалось достичь в 1993 г., когда в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 апреля 1993 г. №425 Минтруд России постановлением от 4 июня 1993 №113 утвердил Порядок исчисления среднего заработка в 1993 году.[8] Этот документ определил правила исчисления среднего заработка, сохраняемого за работниками, занятыми в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовой формы в случаях:

избрания работников на выборные должности в государственных органах;

на время выполнения государственных или общественных обязанностей;

пребывания работника в учебном отпуске; выплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении;

выплаты выходного пособия при увольнении; выплаты вынужденного прогула незаконно уволенному и восстановленному судом работнику;

направления на монтажные и наладочные работы; направления в командировки и переезда на работу в другую местность;

перевода на более легкий труд; направления для повышения квалификации с отрывом от производства и др.

Данный порядок не распространялся на случаи, когда законодательством был установлен специальный порядок подсчета среднего заработка. Например, при начислении пособий, пенсий, сумм возмещения ущерба и др.

В течение последующего десятилетия в начале каждого календарного года Минтруд России или утверждал новый документ подобного рода, или продлевал порядок исчисления среднего заработка, действовавший в прошлом году, на новый срок. Например, на 1997 г. был продлен порядок, установленный на 1996г.; в 1998 и

1999 гг. действовали принятые на каждый год свои документы; постановлением Минтруда России от 17 мая

2000 г. №38 на 2000-2001 годы опять был утвержден обновленный Порядок исчисления среднего заработка и распоряжением Правительства РФ от 21 ноября 2001 г. №1552-р его действие было продлено на 2002 год.[9]

В этот период изменения касались в первую очередь расчетного периода. Так, сначала для расчета брались денежные выплаты за три месяца, предшествовавшие наступлению события (например, с 25 июля по 25 октября), затем - за три предшествующих календарных месяца (с 1-го до 1-го числа). По-разному давались указания по поводу определения круга выплат, которые следует принимать во внимание: Порядок исчисления среднего

заработка в 1993 году содержал перечень денежных выплат, на которые не начисляются страховые взносы, а посему они не должны браться в расчет; Порядок 1996 года предусматривал учет выплат, включаемых в фонд заработной платы согласно Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утв. Госкомстатом России; документы 1998, 1999, 20002001 гг. уже имели перечни выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка, которые время от времени корректировались. Происходило и уточнение производства расчетов для выявления дневного заработка.

Такое положение сохранялось до того момента, пока не стали действовать правила, включенные в ст. 139 ТК РФ. Как видно из изложенного выше, в 2002 году продолжил свое действие Порядок исчисления среднего заработка, установленный на 2000-2001 годы. Однако применять ст. 139 ТК РФ без принятия нового подзаконного акта, который должно было принять Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, было сложно, т.к. в упомянутом нормативном акте не было ответа на ряд важных вопросов. Основной из них - что понимается в ч.2 ст.139 ТК РФ под видами выплат, предусмотренными системой оплаты труда? В разделе VI ТК РФ «Оплата и нормирование труда» не было и нет определения понятия «системы оплаты труда». Возникал вопрос и об учете доплат и надбавок - далеко не все из них входили в то понятие системы оплаты труда, которое сложилось в трудовом праве в течение многих десятилетий.

Новый документ появился лишь в декабре 2003 года. В Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 г. №213 (далее - Положение от 11.04.2003г.) расчетным периодом, при исчислении гарантийных выплат и доплат, стали 12 месяцев, «предшествующих моменту их выплаты». Расчетный период в 3 календарных месяца остался лишь для исчисления среднего заработка для оплаты отпуска и выплаты компенсации за неиспользуемый отпуск. Также произошли некоторые изменения в правилах подсчета среднего дневного заработка по сравнению с теми, которые содержались в прежнем Порядке исчисления среднего заработка: расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производился исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. В формуле, предусмотренной Положением от 11.04.2003г, обращает на себя слово «фактически», употребленное применительно и к делимому, и к делителю: его введение обусловлено тем, что при исчислении среднего заработка из расчетного периода стало исключаться время, а также начисленные за это суммы в случаях, перечисленных в п.4 Положения. Эти случаи (за небольшим исключением) повторяли те, что были названы в п.11 Порядка: временная нетрудоспособность, беременность и роды, отвлечение от работы с сохране-

12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - SCIENCE OF

нием среднего заработка, простой, дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами. Впервые появилось упоминание о днях отдыха (отгулах) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации труда и в иных предусмотренных законодательством случаях.

Следует согласиться с высказанным в печати мнением, что статья 139 ТК РФ в ее первоначальной редакции положила начало сближению существовавших на тот момент способов исчисления среднего заработка, и это уже давало определенную надежду на унификацию различных правил [10].

Даже в то время, когда 12-месячный период учета заработка относился к числу наиболее употребляемых, он не является единственным. Статья 139 ТК РФ предоставила организациям устанавливать иные расчетные периоды коллективным договором или локальным нормативным актом, если это не ухудшает положение работников. Данная статья допускает, что период расчета средней заработной платы организация определяет самостоятельно. Главное, чтобы вновь установленный расчетный период был четко назван в коллективном договоре или локальном нормативном акте организации. Следует заметить, что такие "вольности" с расчетным периодом можно позволять лишь в отношении отпусков, командировок и иных выплат, осуществляемых за счет средств организации.

Статья 139 ТК РФ, разрешая устанавливать иные расчетные периоды, ничего не говорит о том, как быть с порядком расчетов. На практике возник вопрос: если работодатель установит в коллективном договоре расчетный период менее 12 месяцев, то каким должен быть порядок расчетов, в частности, на какое число календарных дней должен делиться среднемесячный заработок, для определения дневного заработка. Представляется, что в Положении от 24.12.07. следовало бы определить механизм исчисления среднего заработка в подобных случаях.

В последние годы опять началось расхождение способов исчисления среднего заработка. В процессе многочисленных изменений правил исчисления среднего заработка к общим положениям стало возможным отнести лишь период учета заработной платы для расчета среднего заработка. Определение среднего заработка работника независимо от режима его работы во многих случаях стало производиться исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом в статье 139 ТК РФ появилась четкая запись, что календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Сложившееся единообразие в отношении расчетного периода нарушил Федеральный закон от 08.12.2010 г. №346-ФЗ. В соответствии с теми изменениями, которые он внес в Федеральный закон от 29.12.2006 г. №255-

ФЗ, появился такой длительный расчетный период, которого никогда не было в истории развития законодательства об исчислении среднего заработка. При этом произошло не просто удвоение количества месяцев, за которые следует учитывать денежные выплаты, - с 12 месяцев до 24 месяцев, а и удаление (с каждым месяцем текущего календарного года все дальше) расчетного периода от дня расчета производимой работнику выплаты: с января 2011 года при расчете пособий по обязательному социальному страхованию во внимание принимается заработная плата работника за 2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случая.

Можно с уверенностью утверждать, что новые правила исчисления пособий уменьшили суммы пособия по временной нетрудоспособности. И дело здесь не только в увеличении расчетного периода. Негативное влияние оказывает и учет заработка не только у работодателя, который оплачивает больничный листок, но и на всех других местах работы, где гражданин трудился в предыдущие два года до перехода к данному работодателю. И еще одно: исчисление дневного заработка, без которого не обойтись при определении суммы пособия, стало весьма простым, но очень невыгодным для работника, который в расчетном периоде болел сам, осуществлял уход за больным ребенком, брал отпуск за свой счет, имел периоды, когда заработная плата выплачивалась не в полном объеме.

Деление двухгодичного заработка такого работника на 730, как это предусмотрено ст.14 Федерального закона от 29.12.2006 г., без вычета перечисленных выше и иных периодов приводит к значительному уменьшению величины дневного заработка, с чем уже столкнулись многие граждане.

Нельзя не учитывать также тот факт, что в течение двухгодичного периода в организациях происходит индексация окладов, а значит и тех доплат и надбавок, которые определяются в процентном отношении к окладам. И в таких случаях среднедневной заработок работника окажется ниже.

Неоднозначно в различных законодательных актах решаются вопросы определения дневного и среднемесячного заработка. Обращает на себя внимание и тот факт, что ст. 139 ТК РФ среднемесячным числом календарных дней называет 29,3 (ранее использовался показатель 29,4) [11], а в Законе от 29.12.2006г. - 30,4. Понятно, что это расхождение вызвано включением (невключением) в расчет праздничных дней, но разные цифры на практике приводят к ошибкам в исчислении среднего заработка.

Теперь обратимся к кругу выплат, которые учитываются при исчислении среднего заработка. Сравнивая статью 139 ТК РФ и статью 14 Федерального закона от 29.12.2006 г. №255-ФЗ, видим, что исходные положения в них по данному вопросу отличаются друг от друга. В статье 139 ТК РФ сказано, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источни-

ков этих выплат. При исчислении пособий, как сказано в статье 14 упомянутого выше Закона от 29.12.2006 г., берутся во внимание виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, на которые начислены страховые взносы.

В Положении от 24.12.2007 г. расшифровывается правило, содержащееся в статье 139 ТК РФ, путем перечисления выплат, входящих в систему оплаты труда. Положение от 15.06.2007 г. до изменения его редакции постановлением Правительства РФ от 19.10.2009 г. №839 в п.2 также содержало перечень выплат, исходя из которого исчисляются пособия. Теперь же в п.2 Положения повторяется сказанное в ч.2 ст.14 Федерального закона от 29.12.2006 г. без какой-либо расшифровки. Нет ее и в статье 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212[12], именуемой «объект обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам». Объектом обложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам (на упоминаемых в этой статье гражданско-правовых договорах останавливаться не будем, поскольку рассматриваем исчисление средней заработной платы только лицам, состоящим в трудовых отношениях). Закон от 24.07.2009 г. пошел по пути подробного перечисления выплат, на которые не начисляются страховые взносы (ст.9). В итоге работникам расчетных служб организаций, которым часто приходится подсчитывать среднюю заработную плату, в одних случаях надо пользоваться перечнем учитываемых выплат, в иных - перечнем выплат, которые не следует принимать во внимание. Практическим работникам было бы удобно иметь и тот и другой перечни (они бы дополняли друг друга), если бы во всех случаях совпадал круг учитываемых денежных выплат, но этого нет. Вот только один пример. Страховые взносы, как сказано в подп.11 ч.1 ст.9 Закона от 24.07.2009 г. №212, не начисляются на сумму оказанной работнику материальной помощи, если она не превышает 4000 руб. за расчетный период. Получается, что материальная помощь, выданная работнику в меньшей сумме, пойдет в расчет при начислении страховых взносов, а значит, и при исчислении пособий.

В перечне выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка, в Положении от 24.12.2007 г. нет упоминания о материальной помощи, что вполне естественно, т.к. она согласно трудовому законодательству не

входит в систему оплаты труда. Более того, из п.3 данного Положения вытекает, что любую материальную помощь, оказанную работнику, брать в расчет не надо[13].

Представляется целесообразным восстановить в п.2 Положения от 15.06.2007 г. перечень выплат, учитываемых при исчислении пособий по обязательному социальному страхованию. Это дало бы практическим работникам возможность довольно быстро выявить расхождения в круге выплат, учитываемых в разных случаях исчисления среднего заработка, и в дальнейшем избегать ошибок.

Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержден постановлением Минтруда России от 12.08.2003 г. № 62 (далее - Порядок от 12.08.2003 г.) [14].

Особенности исчисления среднего заработка для этих целей проявляются в определении расчетного периода и механизма подсчета денежных сумм. В соответствии с п. 3 Порядка от 12.08.2003 г. заработок работника, с которым расторгнут трудовой договор, по-прежнему рассчитывается за три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения.

Все происходящие в течение последних десятилетий в способах исчисления среднего заработка никоим образом не коснулись расчета заработка для пособия по безработице. Мало того, что в этом варианте в основе пособия по безработице может оказаться заработок, совсем не характерный для данного работника, так и механизм исчисления среднего месячного заработка приводит к тому, что для расчета среднего заработка бывают выгодные и невыгодные трехмесячные периоды. Например, средний заработок при неизменной заработной плате в течение года за июнь, июль, август будет выше, чем за такие месяцы, в которых большое количество праздничных дней (январь, февраль, март). Представляется целесообразным заработок в рассматриваемом случае рассчитывать по правилу, содержащемуся в ст.139 ТК РФ.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о необходимости унификации правил исчисления среднего заработка. Это даст возможность избежать такого положения, когда у одного и того же работника среднемесячный заработок, исчисленный для разных целей, составляет разновеликие суммы.

Библиографический список (References)

1. Laws of the Russian Federation. (1998) No.31. Art. 3803

2. Laws of the Russian Federation. (2006) No.1 (part 1). Art.18

3. Laws of the Russian Federation. (1991) No.17. Art. 1915

4. Laws of the Russian Federation. (2007) No. 25. Art. 3042

5. Laws of the Russian Federation. (2007) No.53. Art. 6618

6. Labour unionists Directory. (1983) Moscow, pp. 178, 180-183

7. Korshunov U.N., Korshunova T. U., KuchmaM.I., Shelanov B.A. (2002) "Comment to the Labour Code of the Russian Federation", Spark., Moscow, P. 305.

8. Bulletin of normative acts of ministries and agencies of the Russian Federation. (1993) No.8.

12.00.00 - MPHflHHECKHE HAyKH 12.00.00 - SCIENCE OF LAW

9. Bulletin of normative acts of ministries and agencies of the Russian Federation. (2000) No. 34; Laws of the Russian Federation. (2001) No. 50. Art. 4759.

10. Kuchma M.I. "General and the particular in the methods of calculation of average earnings" Directory of the personnel officer. 2008, № 8.

11. Federal law on April 2, 2014 "On amendments to Article 10 of the Russian Federation "On state guarantees and compensation for people working and living in the Far North and equated localities"" and Labour Code of the Russian Federation. Laws of the Russian Federation. (2014) No. 14. Art. 1547.

12. Laws of the Russian Federation. (2009) No. 30. Art. 3738. Federal law on July 24, 2009 No. 212 "Of insurance premiums to the Pension Fund of the Russian Federation, the social insurance Fund of the Russian Federation, the Federal Compulsory Medical Insurance Fund and territorial Compulsory Medical Insurance Funds".

13. Financial aid is taken into account when calculating average earnings when calculating average earnings of state civil servants, but it is directly stipulated in the Federal law "On state civil service" on July 24, 2004 No. 79-Federal law. Laws of the Russian Federation. (2004) No.31. Art. 3215.

14. Laws of the Russian Federation. (2003) No. 21. Art.2055.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.