Научная статья на тему 'Некоторые вопросы государственной политики противодействия коррупции'

Некоторые вопросы государственной политики противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
151
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гутиева Ирина Генриховна

В представленной статье подробно рассматриваются особенности расследования коррупционных преступлений, так как обычно они совершаются в специфических видах государственной деятельности, где человеку, далекому от этой сферы разобраться практически невозможно. В нашей стране практически отсутствует судебная и следственная практика коррупционных преступлений, т.к. к уголовной ответственности привлекаются очень немногие, в большинстве своем менее опасная категория.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF STATE ANTI-CORRUPTION POLICY

In the present article focuses on the features of investigation of corruption offenses, as they usually occur in specific types of public activity where a person far from this sector is almost impossible to understand. In our country, there is practically no judicial and investigative practices of corruption offenses, as to be held criminally liable, very few, most of them less dangerous category.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы государственной политики противодействия коррупции»

4'2014

Пробелы в российском законодательстве

13.7. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Гутиева Ирина Генриховна, панд. пед. наук, доцент, подполковник полиции, канд. юрид. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: СевероКавказский институт повышения квалификации. Филиал: Краснодарский университет МВД России. Email: [email protected]

Аннотация: В представленной статье подробно рассматриваются особенности расследования коррупционных преступлений, так как обычно они совершаются в специфических видах государственной деятельности, где человеку, далекому от этой сферы разобраться практически невозможно. В нашей стране практически отсутствует судебная и следственная практика коррупционных преступлений, т.к. к уголовной ответственности привлекаются очень немногие, в большинстве своем менее опасная категория.

Ключевые слова: коррупционные преступления, государственная деятельность, коррупционные преступления.

SOME PROBLEMS OF STATE ANTI-CORRUPTION POLICY

Gutieva Irina Genrihovna, PhD in pedagogic, associate professor, Police Lieutenant Colonel, PhD at law. Position: senior lecturer. Place of employment: North-Caucasus Institute of Advanced Studies. Branch: Krasnodar University of MIA Russia. E-mail: [email protected]

Annotation: In the present article focuses on the features of investigation of corruption offenses, as they usually occur in specific types of public activity where a person far from this sector is almost impossible to understand. In our country, there is practically no judicial and investigative practices of corruption offenses, as to be held criminally liable, very few, most of them less dangerous category. Keywords: corruption offenses, state activity, corruption offenses.

Проводимые в современной России преобразования изменили не только все сферы жизни Российского общества, но и механизм государственного управления, правовую систему, а также сознание населения. Кроме того, они обострили и существующие в обществе острейшие проблемы, одной из которых является коррупция.

В настоящее время власть в российском государстве предпринимает попытки укрепления механизма государственного управления, который «погряз» в бюрократизме, организованной преступности, а также безразличии к судьбе населения страны. Коррупция затронула все сферы современного российского общества.

Коррупция связана с совершением широкого круга уголовно -наказуемых деяний, которые являются опасными для национальной государственности. Кроме того, в следствии изменения процесса распределения ресурсов, данное явление негативно сказывается на эффективности экономики государства. В тоже время как социальное явление коррупция представляет собой отражение политических, правовых, экономических,

социальных противоречий и проблем в российском государстве [4. с.76].

Сложность обеспечения уголовной ответственности и наказания за данного рода преступления состоит в том,

что сама суть указанных деяний имеет не только скрытый, но и «одобрительный» характер совершения. Как известно, в основном коррупция не влечет за собой жалоб, так как обе стороны, участвующие в ней, получают выгоду от незаконной сделки. Особенно это проявляется в образовательном и кадровом процессах.

Трудности при расследовании коррупционных преступлений нередко заключаются в том, что эти деяния обычно совершаются в специфических видах государственной деятельности, где человеку, далекому от этой сферы разобраться практически невозможно.

К сожалению, в нашей стране практически отсутствует судебная и следственная практика коррупционных преступлений, т.к. к уголовной ответственности привлекаются очень немногие, в большинстве своем менее опасная категория.

Органами государственной власти РФ на федеральном, региональном и местном уровнях предпринимаются определенные попытки в противодействии такому негативному явлению, как коррупция. Данная проблема стала действительно острой и повсеместной, вследствие затянувшего экономико-социального кризиса в стране, где, анализируемое явление дестабилизирует общественную жизнь.

Вместе с тем, необходимо признать, что средства уголовного законодательства не справляются с задачей эффективной борьбы с коррупцией, несмотря на то, что во многих странах мира, в том числе и в России, уголовно-правовая борьба с интенсивно растущей коррупцией остается пока единственной мерой, хотя и мало эффективной.

Хорошо известно, что с начала 90-х годов неоднократно прорабатывалась идея универсального правового акта борьбы с коррупцией, способного, как считали инициаторы законопроекта, объединить нормы нескольких отраслей законодательства. Предполагалось, что такой правовой акт будет способен создать правовую основу для борьбы с коррупцией.

Однако по тем или иным причинам, подобные законопроекты были отклонены Президентом РФ. Последний раз проект закона был отклонен как противоречащий системе кодифицированного законодательства РФ и новым законам РФ.

При этом следует признать, что наличие подобного законодательного акта не гарантирует успех в борьбе с коррупцией. Такого рода закон не сможет повлиять на сознание людей, так как известно, что корень проблемы содержится именно в нем. Необходимо поменять саму суть отношений в обществе, а это, как известно, возможно определенной пропагандой и «внушением».

Так, можно выделить систему мер, предотвращающих либо делающих затруднительными совершение коррупционных преступлений. Здесь можно отметить: 1. проверку сотрудников при приеме на работу; 2. требование гласности, открытости и публичности принятия соответствующих решений; 3. подконтрольность принимаемых должностными лицами решении; 4. запрет на участие должностного лица в мероприятиях, в которых он имеет финансовый интерес и др. Кроме того, можно назвать и более радикальные меры, такие как - показательные уголовные процессы над коррупционерами с последующим справедливым приговором суда [1. с.24].

Меры, повышающие риск при совершении преступлений, могут выражаться в открытом доступе средств массовой информации к соответствующей информации, в плановых и внезапных аудиторских проверках и ревизиях, в обязательном и проверяемом декларировании имущества должностного лица и его близких, в личной

234

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Гутиева И.Г.

ответственности за принятие решений, в организации собственной служб безопасности, в наличие системы внутреннего телевидения, в запретах на получение дорогих подарков и отчетности о них, в поощрении информации сотрудников и поддержки лиц, разоблачающих коррупционеров, в международном обеспечении обязательной экстрадиции коррупционеров и членов организованных преступных групп и преступных сообществ.

В качестве мер борьбы с коррупционными преступлениями представляется целесообразным рассмотреть адекватность законодательства, включая и процессуальные нормы, чтобы реагировать на все виды коррупции и соответствующие санкции, которые обеспечат соответствующее содержание; разработать административные механизмы и механизмы регулирования для предупреждения коррупции и злоупотребления властью, которые должны включать: разработку стратегий по борьбе с коррупцией в качестве особо приоритетных направлений планов экономического и социального развития, которые бы включали элементы по борьбе с коррупцией как неотъемлемую часть соответствующих программ; повышение общественной осведомленности о праве пользоваться государственными услугами и программами и обеспечение эффективных каналов для подачи жалоб; создание надлежащих внутренних процедур управления в правительственных учреждениях для борьбы с коррупцией; принятие мер в рамках правительственных учреждений для обеспечения эффективных дисциплинарных мер и средств правовой защиты в отношении государственных служащих; при необходимости, совершенствование банковских и

финансовых правил, и механизмов в целях предупреждения крупных переводов, полученных в результате коррупции [3. с.78].

Однако следует признать, что действующее законодательство и система борьбы с коррупцией в Российской Федерации не позволяют вести действенную борьбу с этим социальным явлением, которое угрожает не только осуществлению конституционных, демократических принципов построения правового государства, но и экономической и национальной безопасности страны.

Кроме того, борьба с коррупцией должна быть освобождена от бюрократических пут. Следует ввести принцип: если чиновнику предъявляется обвинение в коррупции, и доказывается факт коррупции, он несёт ответственность по предъявленному обвинению с обязательным увольнением с должности и невозможностью его работы на аналогичных должностях в органах государственной власти в дальнейшем. Эта мера наказания должна быть обязательной по всем видам коррупции, в том числе - административным и дисциплинарным нарушениям [5. с.55].

Выявление коррупционных правонарушений - это обязанность органов исполнительной власти, на которые возложено осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Расследование и разбирательство обвинений в коррупции должно быть возложено только на органы судебной власти: прокуратуру - дознание и предварительное следствие, уголовное и обвинение от имени государства; суд - судебное разбирательство по делам, представленным прокурором, или по жалобе потерпевших на решение, принятое прокурором [2. с. 15].

Важнейший принцип борьбы с коррупцией - гласность и прозрачность деятельности органов судебной и исполнительной власти, осуществляющих борьбу с коррупцией; привлечение к этой деятельности средств

массовой информации, общественности, как граждан, так и общественных формирований; создание обстановки нетерпимости, осуждения и аморальности любого факта проявления коррупции всех уровней.

Список литературы

1. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России // Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.). М.: Научный эксперт. 2007.

2. Государственная политика России в сфере противодействия коррупции: Сб. научных трудов / Отв. ред. А.Н. Суха-ренко. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета. 2009.

3. Гутиева И.Г. Коррупционная преступность, особенности детерминации. Гутиева. - Нальчик: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Издательство М.и В. Котляровых (ООО «Полиграфсервис и Т») 2012. - 144 с.

4. Машекуашева М.Х. Морально - психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития / Сборник трудов под редакцией В.В.Бейхер. Саратов, 2013. 208с.

5. Машекуашева М.Х., Жашуев Р.А. О некоторых вопросах противодействия преступности. // Сборник трудов по материалам Международной научно - практической конференции 31 мая 2014 года в 11 частях. Часть 11. Тамбов: ООО « Консалтинговая компания Юком», 2014.184 с.

6. Кочесокова З.Х, Машекуашева М.Х. Некоторые особенности мониторинга потенциала сотрудников полиции. // «Бизнес в законе». - М.: Издательский дом «Юр - ВАК», №2 2014.315 с.

7. Машекуашева М.Х. Психологическое обеспечение деятельности сотрудников спецподразделений в условиях массовых беспорядков..// «Бизнес в законе».- Москва: Издательство «ЮР - ВАК».- 2014. 316с.

Рецензия

на статью «Некоторые вопросы государственной политики противодействия коррупции»; автор - Гутиева Ирина Генриховна, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского

университета России, кандидат педагогических наук, доцент, подполковник полиции, кандидат юридических наук

В представленной статье подробно рассматриваются особенности расследования коррупционных преступлений, так как обычно они совершаются в специфических видах государственной деятельности, где человеку, далекому от этой сферы разобраться практически невозможно.

В настоящее время власть в российском государстве предпринимает попытки укрепления механизма государственного управления, который «погряз» в бюрократизме, организованной преступности, а также безразличии к судьбе населения страны. Коррупция затронула все сферы современного российского общества.

В нашей стране практически отсутствует судебная и следственная практика коррупционных преступлений, т.к. к уголовной ответственности привлекаются очень немногие, в большинстве своем менее опасная категория.

Автор указывает на то, что проводимые в современной России преобразования изменили не только все сферы жизни Российского общества, но и механизм государственного управления, правовую систему, а также сознание населения. Кроме того, они обострили и существующие в обществе острейшие проблемы, одной из которых является коррупция.

Представленная работа соответствует требованиям, к такого рода работам и может быть опубликована в открытой печати.

Профессор кафедры общеправовых дисциплин, канд. фи-лол. наук А.Т.Бозиев

235

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.