Научная статья на тему '"Незаконное вознаграждение от имени юридического лица" как административное правонарушение: история и перспектива'

"Незаконное вознаграждение от имени юридического лица" как административное правонарушение: история и перспектива Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
440
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ИСТОРИЯ КОРРУПЦИИ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ / НЕЗАКОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хутуев Валерий Артурович

В последнее время коррупция в Российской Федерации приобретает все более масштабный характер, обширные формы и значительные объемы, что подтверждается резонансными разоблачениями коррупционеров на всех уровнях властных структур государства. Коррупционные проявления как противоправные деяния подвергают опасности стабильное и динамичное развитие общества и государственности, становятся фундаментом их деградации. Российские власти во главе с президентом, правительством, федеральным собранием и руководителями правоохранительных структур признают угрозу национальной безопасности от коррупционных явлений и путем принятия законов, их совершенствования, актуализации и применения на практике, создают более действенные правовые механизмы борьбы с этим злободневным проблемным явлением. В данной статье автор исследует административное правонарушение коррупционного характера «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица», ответственность за которое предусмотрена статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, историю и перспективы становления правовой нормы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ILLEGAL REMUNERATION ON BEHALF OF A LEGAL ENTITY" AS AN ADMINISTRATIVE OFFENSE: HISTORY AND PERSPECTIVE

Recently, corruption in the Russian Federation is acquiring an increasingly large-scale nature, extensive forms and significant volumes, as evidenced by the resonant exposures of corrupt officials at all levels of state power structures. Corruptive manifestations as unlawful acts endanger the stable and dynamic development of society and statehood, they become the basis for their degradation. The Russian authorities, headed by the president, the government, the federal assembly and law enforcement officials, recognize the threat to national security from corruption phenomena and through the adoption of laws, their improvement, actualization and application in practice, create more effective legal mechanisms to combat this burning problem. article, the author investigates an administrative offense of a corruption nature "Illegal remuneration on behalf of a legal entity", responsibility for which is provided by article 19.28 of The Russian Federation Code on Administrative Violations, the history and prospects of formation of legal norms.

Текст научной работы на тему «"Незаконное вознаграждение от имени юридического лица" как административное правонарушение: история и перспектива»

13.4. «НЕЗАКОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ОТ ИМЕНИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА» КАК АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВА

Хутуев Валерий Артурович. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности. E-mail: Vkhutuev@yandex.ru

Аннотация: В последнее время коррупция в Российской Федерации приобретает все более масштабный характер, обширные формы и значительные объемы, что подтверждается резонансными разоблачениями коррупционеров на всех уровнях властных структур государства. Коррупционные проявления как противоправные деяния подвергают опасности стабильное и динамичное развитие общества и государственности, становятся фундаментом их деградации. Российские власти во главе с президентом, правительством, федеральным собранием и руководителями правоохранительных структур признают угрозу национальной безопасности от коррупционных явлений и путем принятия законов, их совершенствования, актуализации и применения на практике, создают более действенные правовые механизмы борьбы с этим злободневным проблемным явлением. В данной статье автор исследует административное правонарушение коррупционного характера - «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица», ответственность за которое предусмотрена статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, историю и перспективы становления правовой нормы.

Ключевые слова: коррупция, история коррупции, борьба с коррупцией, правонарушение, состав административного правонарушения, незаконное вознаграждение, юридическое лицо, предпринимательская деятельность.

"ILLEGAL REMUNERATION ON BEHALF OF A LEGAL ENTITY" AS AN ADMINISTRATIVE OFFENSE: HISTORY AND PERSPECTIVE

Khutuev Valery Arturovich. Position: Lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute for Advanced Studies. Department: Organization of Law-Enforcement Activity chair. E-mail: Vkhutuev@yandex.ru

Annotation: Recently, corruption in the Russian Federation is acquiring an increasingly large-scale nature, extensive forms and significant volumes, as evidenced by the resonant exposures of corrupt officials at all levels of state power structures. Corruptive manifestations as unlawful acts endanger the stable and dynamic development of society and statehood, they become the basis for their degradation. The Russian authorities, headed by the president, the government, the federal assembly and law enforcement officials, recognize the threat to national security from corruption phenomena and through the adoption of laws, their improvement, actualization and application in practice, create more effective legal mecha-

nisms to combat this burning problem. article, the author investigates an administrative offense of a corruption nature - "Illegal remuneration on behalf of a legal entity", responsibility for which is provided by article 19.28 of The Russian Federation Code on Administrative Violations, the history and prospects of formation of legal norms. Keywords: corruption, the history of corruption, the fight against corruption, the offense, the composition of an administrative offense, illegal remuneration, a legal entity, entrepreneurial activity.

История такого негативного социального явления, как коррупция, имеет такие же глубокие корни, как и возникновение самого человека. Со времен первобытного строя обычай возносить подарки жрецам и вождям племен на всех обитаемых континентах Земли выделял «дарителя» среди других соплеменников-просителей и располагал к благоприятному отношению и выполнению его пожеланий. Чем более дорогим был подарок, тем большими благами мог пользоваться или иметь к ним доступ человек-«даритель». С течением времени по ходу исторического развития общественных и государственных институтов, появлялись различного рода наименования, первоосновы сути и толка «чиновники»,для которых предполагалось фиксированное довольствие из средств «общей казны». Однако на практике из чувства естественной природной жадности, «первочиновники» злоупотребляли своим положением в целях всё большего обогащения и наживы.

Вообще, как известно, «Коррупция» - слово латинское и в переводе означает «Растление, разложение, порчу». Ну, а для простого российского обывателя термин «Коррупция» более понятен как «Продажность, подкупность». Коррупция как негативное явление наносит значительный ущерб экономическому, социальному и политическому развитию общества и государства в целом. Причины коррупции многочисленны и многогранны. Среди них и несовершенство политической системы государства и его законодательства, низкие правовая культура и правовое воспитание граждан, некомпетентность государственных служащих и наличие политических элит, отсутствие должного взаимодействия между институтами власти и пр.

В Российской Федерации к наиболее коррумпированным сферам деятельности можно отнести медицину, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, деятельность в сфере земельных отношений, государственных закупок и государственных контрактов, выдачи лицензий, разрешений и сертификатов, строи-тельство[1], торговлю, транспортные услуги и связанные с ними отношения, налоговые и таможенные органы, а также правоохранительный блок [2].

Вместе с тем, в соответствии с принципами и нормами действующего международного права, международных договоров Российской Федерации, общегосударственной политики по противодействию коррупции, власти России принимают системные комплексные меры к снижению уровня коррупции в государстве, в том числе на законодательном уровне.

Так, реализацией законодательной политики в Российской Федерации в противоборстве с коррупционными проявлениями стало введение для юридических лиц административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

К одной из таких мер следует отнести и относительно недавнее появление (январь 2011 года) в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) администра-

тивного правонарушения коррупционного характера -«Незаконное вознаграждение от имени юридического лица». Однако, широкое применение данная статья КоАП РФ получила лишь последнее время- в тренде активизации борьбы с коррупцией, и к настоящему моменту указанному административному правонарушению посвящена статья 19.28 Кодекса.

Изначально, правовая норма «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»была хоть и достаточно полной в смысле закрепления соста-ва(субъективная и объективная стороны правонарушения, его объект и субъект) правонарушения:

- определялся круг действий, которые могли основать состав данного административного правонарушения («незаконная передача», под которой понимаются любые действия, предполагающие отчуждение (вручение, пересылку, оставление в определенном (договоренном, обусловленном) месте и др.) объектов, имеющих материальную ценность, либо документов, определяющих права на них и подразумевающие переход права собственности на эти объекты);

- указывалось, от чьего имени/в чьих интересах эти действия должны быть совершены, чтобы их можно было расценивать как правонарушение («от имени или в интересах юридического лица»);

- адресат незаконной передачи («должностное лицо, лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации»);

- предмет передачи («денежные средства, ценности, ценные бумаги, имущество»);

- род услуг («услуги имущественного характера»);

- за осуществление которых в интересах юридического лица (субъекта правонарушения) должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или другой иной организации предполагается совершение определенных действий (бездействие), связанных с занимаемым служебным положением.

Вместе с тем, первоначальный вид данного правонарушения виделся довольно упрощенным (примитивным) в сравнении с той редакцией, которую можно увидеть в статье 19.28 КоАП РФ на сегодняшний день.

С течением времени и изменением характера правоотношений, развитием антикоррупционного характера законодательства, указанная статья КоАП РФ «обрастала» дополнениями и своего рода новеллами, которые для наглядности и удобства восприятия материала читателем приводятся далее в виде таблицы.

Как видно из приведенной таблицы, в действующую редакцию части 1 статьи 19.28 КоАП РФ внесены изменения, направленные на расширение действий юридического лица, составляющих объективную сторону правонарушения, его предмет и круг участвующих лиц.

Теперь их составляют не только незаконные передача, но еще и Предложение или Обещание от имени или в интересах лица (юридического) должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, Иностранному должностному лицу либо Должностному лицу публичной международной организации денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера, Предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица действия (бездействия), связанного с занимаемым служебным положением.

Сравнительный анализ изменений, внесенных в статью 19.28 КоАП РФ

Составные Изначальная Действующая Норма изменена

компоненты редакция редакция с течением

правовой времени/Норма

нормы не изменена

В чем Незаконная Незаконные Изменения/статья

выражается деяние? передача передача, предложение или обещание дополнена

От чье го отимени иг и в отимени или в Норма не

имени интереса* интересах изменена

совершается деяние? юридического лица юридического лица

В чей адрес? должностному должностному Изменения/ста™

лицу, лицу, лицу, дополнена

выполняющему выполняющему

управленческие функции в управленческие функции в

коммерческой или коммерческой или

иной организации, иной организации, иностранному должностному лицулибо должностному лицу публичной международной организации

Объект? деньга, деньга, Изменения/статья

ценные бумаги, ценные бумаги, дополнена

иное имущество, иное имущество,

незаконное оказание услуг

оказание услуг имущественного

имущественного характера,

характера предоставление имущественных прав

За что? за совершение в за совершение в Норма не

(за какие интересах интересах данного изменена

блага)? юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением

Согласно «Толковому словарю русского языка» (под редакцией Д.Н. Ушакова) Предложить в данном контексте означает заявить о готовности или желании предоставить что-либо для чьего-нибудь употребления, в чье-нибудь распоряжение [5]. Обещание же определяется как добровольное обязательство выполнить что-либо [6].

Кроме того, в статью19.28 Кодекса были введены такие понятия, как «Иностранное должностное лицо» и «Должностное лицо публичной международной организации».

Согласно третьему примечанию к статье 19.28 КоАП РФ под термином «Иностранное должностное лицо» понимается лицо (любое, назначаемое или избираемое), замещающее какую-либо должность в исполнительном, законодательном, судебном или административном органе иностранного государства, и лицо (любое), выполняющее публичную функцию (какую-либо)для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия[7].

Должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени [8].

В рамках настоящего анализа нельзя не отразить факт отсутствия в диспозиции рассматриваемой статьи и каких-либо специальных требований к лицу, действующему в интересах компании. Сегодня Закон этих требований не называет. Вместе с тем, наряду со сложившейся судебной практикой, когда по обыкновению в большинстве случаев к ответственности (административной) привлекаются руководители юридических лиц (организаций), в интересах юридического лица (организации) может действовать и главный

бухгалтер, и начальник коммерческого отдела... и даже водитель. В судебной практике известен случай привлечения решением суда (постановление мирового судьи судебного участка N 4 Октябрьского района города Пензы от 04.10.2016 №5-764/16) юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ в виде штрафа 1 млн. руб. за действия водителя данной организации, предложившего инспектору ГИБДД взятку в размере 9 300 руб. во избежание составления административного протокола за перевозку опасных грузов. Оценивая заинтересованность организации в передаче такого вознаграждения Верховный Суд (Постановление от 04.10.2017 №29-АД17-5), в рамках рассмотрения жалобы по решению районного суда, указал, что размер взятки водителя значительно превышал размер грозящего самому водителю штрафа (3000 руб.) за нарушение правил перевозки грузов, что свидетельствует, что действовал он в интересах юридического лица, потенциальный штраф для которого выше. Причем действующее законодательство Российской Федерации позволяет (не исключает возможность) одновременное возбуждение уголовного дела в отношении физического лица - «взяткодателя» (к примеру, в рамках статьи 291 УК РФ «Дача взятки») и возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица по статье 19.28 КоАП РФ, в чьих интересах действовало привлекаемое к уголовной ответственности физическое лицо. Более того, с учетом, что подавляющее большинство административных производств по ст. 19.28 КоАП РФ возбуждаются по результатам расследования уголовных дел о взятках и коммерческом подкупе и, зачастую, на основе обвинительных приговоров суда, факт признания виновным физического лица в уголовно-наказуемом деянии не исключает, а наоборот, дает более весомые основания к привлечению организации, в интересах которой действовал взяткодатель или которой обещал какие-то преференции (взяткополучатель), к административной ответственности.

Далее предлагаем все же вернуться к изменениям, внесенным в статью 19.28 КоАП РФ.

Кроме указанных выше новшеств, статья 19.28 Кодекса также дополнена частями 2 и 3, закрепляющими новые составы административного правонарушения, предполагающими ответственность за действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, совершенные при этом в крупном или особо крупном размерах.

И здесь же законодатель определяет, что крупным размером признается денежная сумма, стоимость (номинал) ценных бумаг, иного имущества, имущественных услуг, имущественных прав, превышающая 1 000 000 (один миллион) рублей, а под особо крупным размером - превышающая 20 000 000 (двадцать миллионов) рублей [9].

На сегодняшний день проектом Федерального закона №430595-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» устанавливаются условия освобождения юридического лица от административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 КоАП. Так, в соответствии с указанным законопроектом юридическое лицо подлежит освобождению от ответственности (административной)за совершенное правонарушение (административное), предусмотренное статьей 19.28 КоАП РФ, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанно-

го с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.

Отметим, что в момент написания настоящей статьи указанный законопроект принят Государственной Думой Российской Федерации и одобрен Советом Федерации [7].

Таким образом, как видно из приведенного выше анализа, действующая редакция статьи 19.28 КоАП предусматривает возможность реального привлечения юридических лиц к административной ответственности за совершение вышеуказанных деяний исключительно от имени или в интересах данного юридического лица.

Наряду с этим, еще одно изменение, планируемое к внесению в статью 19.28 Кодекса, также направлено на совершенствование законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере противодействия совершения административных правонарушений коррупционной направленности.

Сегодня имидж российского полицейского, к сожалению, оставляет желать лучшего и морально - психологическая подготовка сотрудников полиции является одним из приоритетных направлений деятельности морально - психологической службы МВД России. Этому свидетельствует ряд приказов Министра внутренних дел Российской Федерации [10]. Такое мнение высказывают так же Кочесокова З.Х. и Машекуашева М.Х [11].

Законопроектом № 233781 -7 предлагается расширить диспозицию статьи 19.28 КоАП в целях достижения реальной возможности привлечения юридического лица - правонарушителя к административной ответственности в случае, когда указанные выше противоправные деяния совершаются не только от имени или в интересах юридического лица, но и в интересах лиц (юридических), прямо или косвенно (взаимо) связанных с этим юридическим лицом, в том числе, которыми могут выступать аффилированные юридические лица, дочерние предприятия (общества) и т.п.

Законопроектом предусматривается также и конкретизация круга (перечня) лиц, выступающих со стороны взяткополучателя, для совершенствования норм уголовного и административного законодательства Российской Федерации.

Следует отметить главенствующую роль здесь гражданско-правовой культуры. Она толерантна по своей сути и миротворческая по своей нацеленности, инте-гративна по содержанию [12].

Указанные изменения, на наш взгляд, своевременны, чрезвычайно важны и крайне необходимы, поскольку они направлены не только на борьбу с коррупцией, которая приняла в Российской Федерации значительные масштабы, но являются также и превентивной мерой в этой борьбе, одним из рычагов упреждения коррупции в общегосударственном механизме борьбы с ней.

Список литературы:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // СПС «Консультант плюс».

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 29.07.2018)// СПС «Консультант плюс».

3. Коррупция в России. Электронный ресурс. Режим доступа: https://vawilon.ru/statistika-korruptsii-v-mire. Дата обращения: 14.08.2018 г.

4. Коррупция в России. Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Коррупция_в_Рос-сии. Дата обращения: 14.08.2018 г.

5. Толковый словарь русского языка/под редакцией Д.Н. Ушакова.Электронный ресурс. Режим доступа: https://kartaslov.ru. Дата обращения: 14.08.2018 г.

6. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лин-гвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека. Дата обращения: 14.08.2018 г.

7. Сайт Государственной Думы РФ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://sozd.parliament.gov.ru Дата обращения: 14.08.2018 г.

8. Сайт судебного участка №4 Октябрьского района города Пензы. Электронный ресурс. Режим доступа: http://oktyabrsky4.pnz.msudrf.ru Дата обращения: 14.08.2018 г.

9. Сайт Верховного Суда Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vsrf.ru/ stor_pdf.php?id=1583846 Дата обращения: 14.08.2018 г.

10. Машекуашева М.Х. Актуальные вопросы профессиональной подготовки сотрудников полиции: морально-психологический аспект. Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 4. С. 254-255.

11. Машекуашева М.Х. Актуальные вопросы профессиональной подготовки сотрудников полиции: морально-психологический аспект. Научный журнал. Пробелы в российском законодательстве. Стр. 254-255

12. Безрядин В.И., Сальников П.П., Шхагапсоев З.Л. Юридическое образование как социальная ценность гражданского общества и правового государства. Правовое поле современной экономики. 2012. № 1 . С. 35-42.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 81,07%

Рецензия

на рукопись статьи «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» как административное правонарушение: история и перспектива» - автор: майор полиции Хутуев Валерий Артурович, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД.

Представленная к рецензированию статья соответствует требованиям к оформлению и содержанию подобного вида работ. В своей работе автор затронул очень актуальную и болезненную для современного российского общества тему противодействия коррупции - в частности, становление и развитие административно-правовой нормы в виде «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица», ответственность за совершение которой предусмотрена статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Актуальность статьи подтверждается значительным ростом в последние годы фактов совершения противоправных деяний коррупционного характера, совершаемых во всех сферах жизнедеятельности человека.

Плагиат изложенного в статье материала не выявлен. Сведений конфиденциального характера не изложено.

Вывод: рукопись статьи «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» как административное правонарушение: история и перспектива» является актуальной, обладающей теоретической и практической значимостью и рекомендуется к публикации.

Преподаватель кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД, кандидат юридических наук Кушхов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.