Научная статья на тему 'Некоторые вопросы государственного регулирования недропользования в Республике Казахстан'

Некоторые вопросы государственного регулирования недропользования в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д К. Уразалинова

В данной статье рассматриваются некоторые вопросы государственного регулирования недропользования в Республике Казахстан, а также акцентируется внимание на наличие пробелов, коллизий и противоречий в законодательстве недропользования и путях их скорейшего разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In given article are considered some issues of the state regulation of subsoil use in Republic of Kazakhstan, and also drawn attention to gaps, conflicts and contradictions in the legislation of mineral resources and ways of their prompt permission

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы государственного регулирования недропользования в Республике Казахстан»

Трибуна молодого ученого

П5П

Д.К. УРАЗАЛИНОВА,

младший научный сотрудник отдела фундаментальных исследований, анализа и разработки НПА в области земельного, экологического,

природоресурсного и аграрного права Института законодательства РК

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Для общества крупные нефтяные доходы являются чистым благом, поскольку они снимают традиционные ограничения, которые накладывают на развитие наличие финансовых притоков и иностранной валюты [1, с. 25]. Но зачастую нефть является палкой о двух концах, потому что связанные с ней притоки капитала и финансовые доходы усложняют фискальную, денежно-кредитную политику, а также политику в финансовом секторе - кроме того, она часто ослабляет государственные стратегии и институты [2].

Современные политические, экономические и социальные преобразования затрагивают все важнейшие сферы деятельности, в т.ч. и сферу государственного регулирования и управления нефтяным комплексом в Республике Казахстан;

Важная роль отводится государственному управлению и законодательству в этой сфере. Четкое государственное управление и правовое регулирование данного рода отношений является стимулирующим фактором для привлечения иностранных инвесторов, а также соответствующей мировой практике деятельности отечественных компаний в Республике Казахстан.

В настоящее время в законодательстве Республике Казахстан о недропользовании не установлены задачи государственного регулирования, однако ссылаясь на ст.35 Закона Российской Федерации «О нг-драх» следует отметить, что основной задачей государственного регулирования отношений нздрополь-зования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.

Кроме того, Законом устанавливаются следующие задачи государственного регулирования:

- определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам;

- обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- обеспечение геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;

- установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

- введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;

- установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

Добывающий сектор экономики был и остается одной из опорных отраслей экономики Казахстана. От того, насколько урегулированы вопросы недропользования, будут зависеть и инвестиционный климат в стране и вопросы благосостояния казахстанского общества.

Одной из отличительных черт принятых в Республике Казахстан по вопросам недропользования законодательных актов является наличие в них широкого круга норм, отсылающих к актам гражданского законодательства и предполагающих субсидиарное применение к отношениям по недропользованию гражданско-правовых норм, что не позволяет учесть все особенности недропользования и в должной степени обеспечить интересы государства — собственника недр. Выход из сложившейся ситуации видится в комплексной законопроектной работе, направленной на систематизацию законодательства. В настоящее время на рассмотрении Сената Парламента Республики Казахстан находится проект Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», который ставит на утрату Законы РК «О нефти» от 28 июня 1995года и «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 года.

Вместе с тем концептуально неверным видится предложение о необходимости пересмотра вопроса о соотношении гражданского законодательства и законодательства об использовании природных ресурсов. Так, в случае установления приоритета гражданского законодательства над законодательством об использовании природных ресурсов пос-

152 7 № 2 (18) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

леднее должно будет применяться лишь в части, не противоречащей Гражданскому кодексу. Все особенности правового регулирования недропользования, которые были введены в последние годы в эту отрасль законодательства, могут быть тем самым сведены к нулю. В странах ближнего зарубежья, таких как Россия, Иран, Азербайджан, Туркменистан и других, законодательство об использовании недр — это публичная отрасль, которая должна иметь приоритет перед частным правом.

В настоящее время отношения по недропользованию регулируются Законом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 года, Законом Республики Казахстан «О нефти» от 28 июня 1995 года.

Рассматривая Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» следует отметить отсутствие норм, регулирующих порядок реализации приоритетного права государства на приобретение отчуждаемого права недропользования (его части) и (или) доли участия (пакета акций) в юридическом лице, обладающем правом недропользования, а также в юридическом лице, которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые таким недропользователем решения; отсутствует процедура выдачи разрешения на отчуждение права недропользования (его части) и (или) доли участия (пакета акций) в юридическом лице, обладающем правом недропользования; неоднозначно решены вопросы порядка и последствий передачи в залог права недропользования (его части) и (или) доли участия (пакета акций) в юридическом лице, обладающем правом недропользования, обращения взыскания на соответствующее имущество, его передачу в порядке правопреемства, в том числе при реорганизации юридических лиц; отсутствуют основания и порядок возобновления действия контрактов на недропользование в случае прекращения их действия в одностороннем порядке по инициативе компетентного органа.

Закон Республики Казахстан «О нзфти» от 28 июня 1995 года №2350 содержит отсылочные нормы к другим законодательным и подзаконным актам, например, на постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2008 «Об утверждении Технического регламента «Требования к безопасности строительства наземных и морских производственных объектов, связанных с нефтяными операциями», постановление Правительства Республики Казахстан от 21 июля 1999 года «Об утверждении Единых правил охраны недр при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти, газа, подземных вод в Республике Казахстан», постановление Правительства Республики

Казахстан от 18 июня 1996 года «Об утверждении Единых правил разработки нефтяных и газовых месторождений Республики Казахстан», постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июня 2002 года «Об утверждении Правил представления государственных интересов Национальной компанией в контрактах с подрядчиками, осуществляющими нефтяные операции, посредством обязательного долевого участия в контрактах» и ряда других. При этом указанный Закон регулирует отношения, входящие в сферу правового регулирования Закона «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 года №2828, что предопределяет нзобходи-мость систематизации положений, содержащихся в этих законодательных актах.

Закон Республики Казахстан «О соглашениях (контрактах) о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море» от 8 июля 2005 года №68-Ш, который утратил силу 10 декабря 2008 года, регулировал общественные отношения, связанные с предоставлением права на проведение нефтяных операций, заключением, исполнением, изменением и прекращением соглашений о разделе продукции в казахстанской части Каспийского и Аральского морей, и определял основные правовые условия таких соглашений, а также последующего распределения продукции между Республикой Казахстан и подрядчиком.

Заинтересованность отечественных компаний в СРП меняется в зависимости от уровня мировых цен на нефть: чем выше цена - тем меньше заинтересованность, поскольку высокая цена позволяет получать достаточную прибыль даже в условиях далеко не оптимального и избыточного налогообложения, свойственного отечественной лицензионной системе недропользования. Применение СРП требует большей прозрачности деятельности компаний, с одной стороны, и государства, с другой стороны, то есть действия обеих сторон соглашения должны быть весьма детально прописаны в самом соглашении [3].

Между тем в мировой практике применение соглашений о разделе продукции как модели контрактов на недропользование характерно для стран с развивающейся и переходной экономикой, не обладающих достаточными финансовыми ресурсами и техническим потенциалом для самостоятельной разработки месторождений. В условиях недропользования в Казахстане (высокая себестоимость добычи, большой транспортный рукав, ограниченность объемов внутренней переработки), механизм раздела продукции является неэффективным, трудно администрируемым и сложным в применении. Практика уже заключенных соглашений о разделе продукции показывает, что даже при вы-

Трибуна молодого ученого

ЕЛЛ

соких ценах на сырье Республика Казахстан не получает в полной мере отдачи по таким проектам [4]. В этой связи считается обоснованным утрата силы данного Закона.

Таким образом, требуется совершенствование действующего законодательства, регулирующего отношения по недропользованию, путем принятия единого Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», находящийся на рассмотрении в Сенате Парламента РК и содержащий в себе изложенные выше положения. Данным законопроектом предусматривается:

сокращение перечня разрешительных документов, сроков их рассмотрения и упрощение порядка предоставления права недропользования;

детальное урегулирование процедур реализации приоритетного права государства и выдачи (отказа в выдаче) разрешений на отчуждение права недропользования (его части), долей участия (пакетов акций) в юридических лицах, обладающих правом недропользования;

определение процедуры прекращения права недропользования в принудительном порядке;

установление порядка предоставления права недропользования на основе конкурса и на основе прямых переговоров;

введение порядка возобновления действия контрактов на недропользование в случае прекращения их действия в одностороннем порядке по инициативе компетентного органа;

систематизация правовых норм, регулирующих проведение нефтяных операций;

упразднение соглашений о разделе продукции как модели контракта на недропользование в Республике Казахстан и др.

Таким образом, учитывая особую значимость для казахстанской экономики отношений по недропользованию, становится очевидной необходимость их регулирования комплексным законодательным актом. А принятие Закона «О недрах и недропользовании» систематизирует действующее законодательство о недрах, восполнит имевшиеся в нем пробелы, сократит число отсылочных норм, соответственно, подзаконных актов, отменит устаревшие нормы, урегулирует разрешительные процедуры, сократит административные барьеры при принятии решений в сфере недропользования, что, в совокупности, будет способствовать повышению прозрачности и гласности при проведении операций по недропользованию и защите национальных интересов страны [5].

Использованная литература

1. Надиров Н.К. Нефть и газ Казахстана: В 2-х частях. Часть 1. -Алматы: Гылым, 1995. - С.7-9.

2. Мауленов М.Г. Государственно-правовое регулирование нефтяного комплекса в Республике Казахстан, автореферат. - Алматы: Изд-во «LEM», 2008. - 26 с.

3. Накипов А., Ибраева Т. Ухудшит ли предлагаемый проект Закона «О недрах и недропользовании» инвестиционный климат в Казахстане? // Юрист. - 2009. - № 7. - С. 59.

4. Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 15 января//''№'.потаё^и

5. Нестерова Е. Каким быть новому казахстанскому законодательству о недропользовании // www.sovetnik-press.kz

Аталган мацалада К^азацстан Республикасындагы жер цойнауын пайдалануды реттеу жэне де жер цойнауын пайдалану жошнде зацнамадагы кемшшктер мен царама-цайшылыцтарга аса коцш белШп оларды жетыдгру жолдарын царастырган.

В данной статье рассматриваются некоторые вопросы государственного регулирования недропользования в Республике Казахстан, а также акцентируется внимание на наличие пробелов, коллизий и противоречий в законодательстве недропользования и путях их скорейшего разрешения.

In given article are considered some issues of the state regulation of subsoil use in Republic of Kazakhstan, and also drawn attention to gaps, conflicts and contradictions in the legislation of mineral resources and ways of their prompt permission.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.