Научная статья на тему 'Некоторые вопросы формирования и развития энергетической инфраструктуры в республике Таджикистан'

Некоторые вопросы формирования и развития энергетической инфраструктуры в республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чоршанбиев С.Р.

В статье рассмотрены вопросы формирования современной энергетической инфраструктуры, выявлены основные факторы и проблемы, препятствующие формированию энергетической инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чоршанбиев С.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы формирования и развития энергетической инфраструктуры в республике Таджикистан»

ды в проделанной работе, указать на слабые стороны проводимого мероприятия, привлечь коммерческих партнеров, заинтересовать государственные органы в необходимости проведения и финансирования молодежных инновационных программ.

Общественные организации и бизнес, участвующие в реализации инновационных молодежных программ заинтересованы в получении информации о практических результатах в проделанной работе, поскольку это позволит дать оценку и сопоставить произведенные затраты с предполагаемым экономическим эффектом.

Список литературы:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации не период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. newparlament.ru/docs/view/1764.

2. Морозов С.И. Методический подход к оценке эффективности региональных инновационных программ [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 3. - Режим доступа: http://cyberlenin-ka.ru/article.

3. Неустроев С.С. Методический подход к формированию региональной инновационной программы [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 2 (42). - Режим доступа: http://www.m-economy. ru/art.php?nArÜd=4099.

4. Семенова Т.Ю. Инновационные программы и проекты в системе регионального развития [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. - 2007. - № 3 (23). - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId= 1601.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

© Чоршанбиев С.Р.*

Таджикский национальный университет, Республика Таджикистан, г. Душанбе

В статье рассмотрены вопросы формирования современной энергетической инфраструктуры, выявлены основные факторы и проблемы, препятствующие формированию энергетической инфраструктуры.

Ключевые слова: энергетическая инфраструктура, инновационная среда, энергетические услуги, энергетическая отрасли, инвестиционные ресурсы, ценообразование.

* Аспирант кафедры Национальной экономики.

В Республике Таджикистан создание современной региональной энергетической инфраструктуры является важнейшим условием развития инновационной экономики. Необходимость создания современной энергетической инфраструктуры обусловлена необходимостью решения стратегических задач, стоящих перед государством и связанных с обеспечением энергетической независимости страны [6]. Несомненно, развитие энергетической инфраструктуры будет способствовать дальнейшей реализации экономического потенциала и созданию предпосылок развития отраслей промышленности [4].

Как показывает практика США, Китая, Германии, Польши, Финляндии и других стран, развитие энергетической инфраструктуры стало мощным толчком роста и выхода из экономического кризиса [2]. Кроме того, наличие развитой энергетической инфраструктуры является основой для обеспечения энергетической безопасности, как на региональном, так и на национальном уровнях [5].

Современное состояние отрасли в республике показывает, что для развития системы производства, распределения и сбыта электроэнергии необходимо создать условия для формирования и развития эффективной энергетической инфраструктуры, особенно на региональном уровне. Решение задач, приведенных в государственных стратегических программах, где приоритетом является обеспечение продолжительности подачи электроэнергии до 24 часов, снижение уровня энергетических потерь до 13,2 %, увеличение мощностей выработки электроэнергии до 5890 МВт, строительство до 70 единиц малых ГЭС и обеспечение энергетической независимости Республики Таджикистана к 2015 году, требует комплексного подхода к решению проблем совершенствования энергетической отрасли страны1.

Вместе с тем, развитие экономики, основанной на знаниях и передовых инновационных технологиях, повышает актуальность развития энергетической инфраструктуры. Особенности инновационного сценария развития страны и его регионов заключается в том, что в этом случае сохраняются основные направления макроэкономического развития при проведении институциональных реформ энергетики. Кроме того, освоение богатого при-родно-ресурсного потенциала и внедрение более совершенных технологий на энергетических предприятиях требует немалых финансовых и в тоже время энергетических затрат.

Принимая во внимание обеспечение научно-инновационного развития в деятельности предприятий энергетической отрасли, ускорение развития высокотехнологических производств с целью поэтапного снижения энергоемкости ВВП, разработку и реализацию инновационных проектов по приори-

1 Прогнозы приведены согласно Государственной программе «Стратегия повышения уровня благосостояния населения Таджикистана на 2013-2015 годы». Утверждено постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 26 декабря 2012 г. № 1030.

тетным направлениям развития энергетики, Правительство приняло долгосрочную «Программу инновационного развития Республики Таджикистан на 2011-2020 гг. (утв. постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30.04.2011 г. № 227) и Стратегию повышения уровня благосостояния населения Таджикистана на 2013-2015 гг. (утв. Постановлением Маджлиси намояндагон Маджилиси Оли Республики Таджикистан от 26.12.2012 г. №1030).

Согласно данной программе, целью государственной инновационной политики в сфере энергетики является решение задач инновационного развития отрасли. Необходимо учитывать, что с целью решения поставленных задач в программе также определенны основные направления государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности в энергетической отрасли и промышленности. Как показывает отечественная практика, в последние годы правительством страны создаются правовые и институциональные основы для перехода к инновационной экономики, но на практике принятию существенных шагов для создания организационно-экономических основ препятствует ряд проблем, которые в общем виде можно сгруппировать по следующим блокам:

1. Несовершенный механизм ценообразования на электроэнергию. В энергетике отсутствует способность производить самонакопления и осуществлять саморазвитие. В настоящее время цена на электроэнергию для жителей составляет 11 дирам/кВтч ($1 - 4.80 дирама), для промышленных и непромышленных потребителей 26, 63 дирама за 1 кВт/ч. для потребителей бюджетной сферы, коммунальной отрасли, электрического транспорта и спортивных комплексов 10,63 дирама за 1 кВт/ч.

Как видно уровень цен на электроэнергию в стране в настоящее время очень низок, что может привести к перекосу цен на электроэнергию, вырабатываемую строящимися тепловыми станциями, что, в свою очередь, приведет к трудностям для финансирования объектов и трудностям привлечения инвестиций, направленных на модернизацию и реконструкцию существующей энергетической системы. Но с другой стороны, цены на электроэнергию, выделенные для населения, рассматриваются как цены на «социальный» товар потребления, и поэтому цены, установленные для этой группы потребителей, относительно низкие по сравнению с рыночными. Следовательно, в среднесрочной и долгосрочной перспективе необходимо сформировать такой механизм формирование тарифов для каждой из групп потребителей, чтобы это не вызвало социальную напряженность среди населения и со стороны энергетических предприятий соблюдался бы и в дальнейшем «принцип социальной ответственности».

2. Изношенная энергетическая база. Подавляющая часть существующих энергетических мощностей создавалась и была введена в строй во времена СССР. И теперь наблюдается значительный физический износ, устаре-

лые используемые технологии и оборудование, уровень безопасности и стабильности в работе низок, потери в сетях высоки (14,1 % против 8-10 %) и слаба база управления отраслью. Эти проблемы хорошо дают о себе знать особенно в зимнее время года при непредвиденных климатических условиях (таких, как суровая зима 2008 года) и летнее время при более высокой температуры (с периодами экстремальной жары 2011-2012 гг.) при пиковых нагру-захк на электрические сети, что влияет на синхронность работы электросетей.

3. Отсутствие эффективной системы привлечения и мобилизации инвестиционных ресурсов. Исключительно острой проблемой в стране является дефицит инвестиций, которые необходимы для осуществление новых капитальных вложений, поддержания и вовлечения в процесс производства существующих средств производства и приобретения новых. Результатом этого дефицита являются низкие показатели производительности и объемы производства, а также слабая инфраструктура. Плохое состояние инфраструктуры, в свою очередь, не привлекает инвесторов, а низкий уровень национальных сбережений еще больше сдерживает инвестиций [1].

4. Неэффективная система предоставление энергетических услуг. Неэффективное и неравномерное предоставление энергетических услуг во многом не только ограничивает и препятствует выведению экономики на инновационную траекторию развития, но и создает проблемы доступа к инфраструктуре, что ведет к медленному исполнению реформ в энергетическом секторе республики. Ввиду вышеописанной ситуации, стоит острый вопрос адекватного энергоснабжения, иногда бывают случаи отключения электричества из-за проводимых ремонтов в зимние месяцы, которые свидетельствуют о неэффективной системе планирования ремонтных работ и модернизации существующей базы с учетом времени года.

5. Неэффективный менеджмент. Неэффективное управление энергохолдингом и другими подведомственными предприятиями энергетического сектора.

Учитывая выше приведенные проблемы и исходя из особенностей современного состояния региональной энергетической инфраструктуры в республике, формирование перспективной инновационной среды должно осуществляться путем реализации следующих мер:

Во-первых, кроме присущих проблем экономического характера, особенно в сельской местности1, по неравномерному электроснабжению и предоставлению энергетических услуг, также проявляются социальные проблемы (увеличение бедности, снижение посещаемости в школах, ухудшение здоровья, появление «энергетической бедности»), что имеет серьёзное воздействие на социально-экономическое развитие и жизнь населения. Поэтому доступность цен на энергоресурсы и надёжная подача энергетических

1 Упор в основном сделан на сельскую местность, так как 73% населения страны проживают именно в селах.

услуг в сельской местности может послужить важным фактором сокращения бедности и содействия социально-экономическому развитию регионов Республики Таджикистана.

Во-вторых, существующие в республике проблемы во многом связаны с неэффективностью менеджмента в управлении вертикально интегрированным холдингом Барки Тоджик - национальной компании по производству, передаче и распределению электроэнергии. С целью устранения проблем низкой эффективности менеджмента энергохолдинга, Правительством республики, при поддержке Швейцарского офиса в Душанбе, разработана Программа реструктуризации ОАХК «Барки Точик», то есть разделение её на три самостоятельные компании, занимающиеся: генерацией, транспортировкой и распределением электроэнергии. Первый этап разделения Барки Тоджик должен быть завершён к 2016 году.

Проведение реструктуризации с целью привлечения притока инвестиций возможно при наличии стабильной и предсказуемой правовой, институциональной и политической базы, внушающей доверие, установлении более строгой финансовой дисциплины, полном сборе платежей за энергию, кардинальном изменении тарифной политики и реструктуризации государственных предприятий, функционирующих в составе единой энергетической системы страны. А с другой стороны, проведение реструктуризации открывает доступ к ключевым отраслям промышленности иностранным инвесторам, ведет к несовершенной конкуренции и повышению тарифов для всех категорий потребителей1, злоупотреблениям участников рынка, а также децентрализации государственного контроля и другим побочным эффектам, что считается в полнее вероятным [3].

В-третьих, в процессе строительства и сдачи энергетических объектов в эксплуатацию основные ограничения по инвестициям связаны не с возведением объектов, а с подключением их к коммуникациям. Многие проекты по освоению месторождений, созданию мощностей не только в топливно-энергетическом комплексе, но и в промышленности из-за отсутствия надлежащих систем коммуникации остаются нереализованными. При инфраструктурных ограничениях даже благополучные компании не имеют возможности для инвестиционного развития на действующих производственных площадках. Поэтому государственный механизм развития инфраструктуры с открытым доступом к коммуникациям на региональном уровне, основанной на принципах активной господдержки является ключевым, о чем свидетельствуют результаты реализации ряда инфраструктурных проектов при непосредственном участии правительства в последние годы.

2 Достаточно привести опыт чрезвычайно негативный опыт реструктуризации в старанах СНГ: Укранина, Казахстан, Грузия. См: Энергетика и общество: путь к устойчивому развитию / Под общей ред. проф. Г.Д. Маргулова и проф. И.И. Мазура. - М., 2002. - 516 с.

В-четвертых, в последние годы ряд существующих проблем в сфере энергетике связывают с недостаточной эффективностью менеджмента в управлении энергохолдинга «Барки Тоджик». По мнению некоторых экспертов, надо изменить форму собственности холдинга. Следует иметь в виду, что разные формы собственности, существующие в энергетике, имеют свои преимущества и недостатки. Например, считается, что субъекты частной собственности более адекватно реагируют на ценовые сигналы рынка, инвестиционно активны и ориентированы на рост эффективности производства. В то же время, как показывает практика, достоинство любой формы собственности проявляется на практике через соответствующую систему управления. Если правительство способно предложить эффективную систему управления, то государственная собственность свой потенциал в данных условиях раскроет. В противном случае эта форма просто дискредитирует себя в глазах общества. Аналогично, если владелец предприятия не сможет наладить эффективный менеджмент, то преимущества частной собственности здесь также реализованы не будут, т.е. все будет зависеть от эффективности подхода к реструктуризации холдинга.

Кроме вышеприведенных проблем на пути создания эффективной и современной энергетической инфраструктуры стоит множество других социально-экономических и иных сдерживающих факторов, от решения которых зависит будущее энергетической отрасли Республики Таджикистан. Поэтому разработка комплексных подходов к решению проблем развития энергетической инфраструктуры будет способствовать развитию отраслей промышленности, в частности ТЭК, инновационно-ориентированных отраслей экономики, что в свою очередь создает условия для ускорения социально-экономического развития страны и регионов в частности.

Таким образом, выведение экономики на инновационную траекторию развития для республики является безальтернативным требованием на современном этапе развития. Данный переход может быть осуществлен через призму цивилизационного подхода с участием в этих процессах всех заинтересованных сторон: государства - науки - промышленности - бизнеса. Несомненно, консолидация усилий государства, науки, промышленности, бизнеса и проведение целенаправленной политики в этой сфере позволит экономике Таджикистана встать на траекторию инновационного развития.

Список литературы:

1. Ахророва А.Д., Аминджанова Р.М., Доронкина К.А. Энергетика Таджикистана: Современные тенденции устойчивого развития. - Душанбе: ООО РИА «Статус», 2005. - С. 14-18.

2. Буданов И.А. Ресурсы и условия развития инфраструктуры в РФ / И.А. Буданов // Проблемы прогнозирования. - 2013. - № 5 (140). - С. 34-47.

3. Синюгин В.Ю. Энергетический кризис в Калифорнии: причины и уроки [Элетронный ресурс] / В.Ю. Синюгин // ЭСКО «Экологические систе-

мы». Электронный журнал. - 2003. - № 7 (19), июль. - Режим доступа: http://esco-ecosys.narod.ru/2003_7/index.htm.

4. Волкова, Е.Д., Подковальников, С.В., Чудинова, Л.Ю. Кооперация национальных электроэнергетических систем на постсоветском пространстве: реальные и потенциальные системные эффекты / Е.Д. Волкова и др. // Евразийская экономическая интеграция. Научно-аналитический журнал. - 2013. -№ 1 (18), февраль. - С. 97-119.

5. Киржинова К.Н., Хуажева А.Ш., Чич Н.Ш. Энергетическая стратегия региона: вопросы формирования и реализации / К.Н. Киржинова, А.Ш. Хуажева, Н.Ш. Чич. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2013. - С. 90-94.

6. Мансуров Д.М. Энергетическое сотрудничество Республики Таджикистан со странами СНГ / Д.М. Мансуров // Электро. Производственно-технический журнал. - 2005. - № 4. - С. 7-11.

ИЗМЕНЕНИЯ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

© Шкиренко Г.А.*

Воронежский государственный университет, г. Воронеж

В статье рассматриваются основные тенденции качественных изменений в трудовых отношениях: новые требования работодателей к качеству рабочей силы, изменения отношения работников к труду, изменения в характере труда, изменения в формах занятости и организации труда.

Ключевые слова: глобализация, постиндустриальная экономика, трудовые отношения, качество рабочей силы, новые формы занятости.

Современные тенденции развития экономики, характеризующиеся переходом к постиндустриальной экономике, влекут за собой существенные изменения в сфере труда. Развитие и расширение границ глобализации, усиление информатизации общества и экономических отношений накладывают определенных отпечаток на трудовые отношения. Актуальность изучения и анализа данных процессов очевидна: усиливающаяся конкуренция на мировом рынке прямо воздействует на национальные рынки - на их экономику, уровень жизни населения, возможности дальнейшего прогресса и развития. Поэтому анализ данных процессов позволит выявить возможности для поддержания конкурентоспособности рабочей силы на международных рынках.

Основной силой, воздействующей изменения в сфере труда, является глобализация экономики, которая, в первую очередь, привносит массовые пе-

* Доцент кафедры Экономики труда и основ управления экономического факультета, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.