Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОНИЗМА В ГАРМОНИИ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОНИЗМА В ГАРМОНИИ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ГАРМОНИЯ / ЛАД / ФОНИЗМ / КОМПОЗИТОР / МЕЛОДИКА / РИТМ / ИНТОНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лутфуллаева Ш.И.

уже в тридцатые годы в Узбекистане был заложен фундамент профессиональной гармонии. В творчестве многих композиторов - В.А. Успенского, Г.А. Мушеля, А.Ф. Козловского, М.М. Бурханова, М.А. Ашрафи и других - стали закладываться некоторые общие тенденции, обусловленные поисками внутреннего ладового единства вертикали и горизонтали. На протяжении значительного исторического периода узбекский народ создал вокальную и инструментальную музыкальную культуру. Узбекская монодия покоряет богатством интонационного, ладового содержания. Натурально диатонические лады, характерные для узбекской монодии, повлияли на выбор путей формирования гармонического языка узбекских композиторов. Прочной опорой для них стали так же достижения в сфере натурально-ладовой гармонии, сложившиеся в творчестве композиторов конца XIX - XX веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS OF PHONISM IN THE HARMONY OF COMPOSERS OF UZBEKISTAN

already in the thirties, the foundation of professional harmony was laid in Uzbekistan. In the works of many composers V.A. Uspensky, G.A. Mushel, A.F. Kozlovsky, M.M. Burkhanov, M.A. Ashrafy a significant historical period, the Uzbek people have created a vocal and instrumental musical culture. Uzbek monody conquers with the richness of intonation, modal content. Naturally diatonic modes, characteristic of Uzbek monody, influenced the choice of ways of forming the harmonic language of Uzbek composers. Achievements in the field of natural-modal harmony, which developed in the work of composers of the late 19th-20th centuries, also became a solid support for them.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОНИЗМА В ГАРМОНИИ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОНИЗМА В ГАРМОНИИ КОМПОЗИТОРОВ

УЗБЕКИСТАНА Лутфуллаева Ш.И.

Лутфуллаева Шохистахон Ильясовна - старший преподаватель, кафедра теории музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: уже в тридцатые годы в Узбекистане был заложен фундамент профессиональной гармонии. В творчестве многих композиторов - В.А. Успенского, Г.А. Мушеля, А.Ф. Козловского, М.М. Бурханова, М.А. Ашрафи и других - стали закладываться некоторые общие тенденции, обусловленные поисками внутреннего ладового единства вертикали и горизонтали. На протяжении значительного исторического периода узбекский народ создал вокальную и инструментальную музыкальную культуру. Узбекская монодия покоряет богатством интонационного, ладового содержания. Натурально диатонические лады, характерные для узбекской монодии, повлияли на выбор путей формирования гармонического языка узбекских композиторов. Прочной опорой для них стали так же достижения в сфере натурально-ладовой гармонии, сложившиеся в творчестве композиторов конца XIX - XX веков. Ключевые слова: музыка, гармония, лад, фонизм, композитор, мелодика, ритм, интонация.

SOME QUESTIONS OF PHONISM IN THE HARMONY OF COMPOSERS OF

UZBEKISTAN Lutfullaeva Sh.I.

Lutfullaeva Shokhistakhon Ilyasovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF MUSIC THEORY, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: аlready in the thirties, the foundation of professional harmony was laid in Uzbekistan. In the works of many composers V.A. Uspensky, G.A. Mushel, A.F. Kozlovsky, M.M. Burkhanov, M.A. Ashrafy a significant historical period, the Uzbek people have created a vocal and instrumental musical culture. Uzbek monody conquers with the richness of intonation, modal content. Naturally diatonic modes, characteristic of Uzbek monody, influenced the choice of ways of forming the harmonic language of Uzbek composers. Achievements in the field of natural-modal harmony, which developed in the work of composers of the late 19th-20th centuries, also became a solid support for them.

Keywords: music, harmony, harmony, phonism, composer, melody, rhythm, intonation.

УДК 078

В узбекском музыкознании сложилась методическая база изучения диатонической гармонии в композиторском творчестве. Многие аспекты гармонического языка затрагиваются в различных публикациях, посвященных анализу отдельных сочинений, но основопологающее значение имеют труды, специально посвященные данной проблеме - таковы исследования Ю.Г. Кона, С.А. Закржевской.

На современном этапе развития композиторского творчества в Узбекистане происходит сущестенное обновление образной сферы, содержания и соответственно - ладовых основ музыкального тематизма. Элементы натурально-ладовой гармонии нередко используются в виде своеобразных «диатонических» островков, входя в общую систему средств составных, иногда мажоро-минорных ладов. Усложняется и структура вертикали, обновляются явления гармонической функциональности и фонизма. Все это актуализирует проблемы изучения различных вопросов современной гармонии узбекских композиторов.

Среди них особый интерес вызывают явления фонизма. В трудах С. Закржевской они затронуты тезисно, приминительно к гармонии натуральных ладов. По мнению исследователя, в творчестве узбекских композиторов «характерные черты гармонии детерминируются двумя специфическими моментами -усилением фонизма и ослаблением функциональности. Подобное соотношение влечет за собой возростание семантических возможностей гармонии и снижение формообразовательных, компенируемых в определенной степени активностью мелодики и ритма. Фонизм интенсифицируется в сфере аккордики вследствие модификации терцовых структур и привлечения вертикалей нетерцового типа, в отношениях аккордов, на почве органных пунктов и многоголосной мелодии, на основе разветвленных одноименных ладовых систем» [1, 120].

Отмечая возрастание элементов гармонического фонизма в условиях диатонических ладов, исследователь не ставит перед собой задачу подобного рассмотрения этого явления. Между тем оно заслуживает особого внимания. С фонизмом связана выразительная направленность на слушательское восприятие структуры вертикали, тональности, иногда - звукоизобразительные возможности музыкального тематизма. С явлениями фонизма соприкасается проблемы лейтгармонии. Если функциональность прежде

всего отражает логическое начало в гармонических процессах и связана с последовательно-временным развертыванием музыкального произведения, то фонизм отражает прежде всего «красоту мгновения».

Явления фонизма долгое время рассматривались в аспекте звуковой красочности аккордов. Характерны в данном плане положения Ю. Тюлина, Ю. Холопова, Т. Бершадской. Т. Бершадская обращает внимание на введенное Ю. Тюлиным понятие фонической (красочной) функции, которое «не отождествляется им с фонизмом как с таковым, а указывает на возожность различного проявления фонических свойств аккорда в различных ладовых и ритмических условиях [2, 47]. По мнению Т. Бершадской, сила проявления фонической функции зависит от того, в какой степени привлечено внимание слушателя к фоническим свойствам аккордов. Исследователь отмечает, что слушательское внимание более активно фиксируется на фонической стороне аккорда в случаях:

а) ослабления действия ладовой функции;

б) достаточно долгой временной протяженности созвучия;

в) в любой необычности последования».

Включение в аспект проблем фонической функции аккорда процессуально-временного начала (необычность последования созвучий) раздвигает рамки ее изучения и акцентирует коррелятивную связь между функциональностью и фонизмом.

Внимание к проблемам гармонического фонизма, проявленное со стороны различных музыковедов, свидетельствует о их теоретической и практической значимости. Несмотря на то, что на ряд вопросов, связанных с изучением явлений фонизма, нет однозначного ответа, но все же определенные методические установки несомненно определились достаточно четко. Фонизм определяется «структурой созвучия», его интерваликой, расположением, звуковым составом, удвоением тонов, регистром, длительностью звучания, последованием аккордов, инструментовкой и.т.п. факторами.

Наиболее полная характеристика фонических явлений гармонии содержится в «Теоретическом курсе гармонии» С.С. Григорьева. Автор обобщает последовательно сложившееся в русском музыковедении комплексные данные и дает наиболее объективную характеристику: «Фонизм есть характерное, имманентное качество звучания тона, созвучия или тональности, являющееся непосредственной материальной предпосылкой выразительных и красочных свойств гармонии» [3, 167]. Изучение условий, способствующих интенсивности фонических функций гармонии, а также систематизация первичных и вторичных свойств ладовых и фонической функций, предпринятые в труде С.С.Григорьева, позволяют проецировать данные этого труда на широкий круг копозиторских стилей, национальных школ.

В работах русских авторов содержатся ценные наблюдения о доступности для гармонии характеристики «сложных или утонченных, иногда проникнутых драматизмом психологических ситуаций, а также области колоризма, изобразительности.

Данное явление присуще гармоническому стилю многих современных авторов. Оно показательно и для призведений композиторов Средней Азии. В них широко используются возможности структурной и тембровой красочности аккордов. На последних значительно фиксируется внимание в силу длительных гармонических остинато, включаемых на основе повторения либо аккордов одной и той же функции, либо чередования аккордов двух, реже трех функций.

Применительно к творчеству многих современных композиторов проблемы выразительного значения ладогармонических средств могут ставиться в различных аспектах. Допустима постановка такой широкой проблемы, как выразительно-стилевые особенности гармонии. Выделение из этой проблемы более частного вопроса, связанного с национальной самобытностью гармонического мышления композитора, приобретает актуальность в условиях развития музыкального искусства в странах Средней Азии. Несмотря на то, что в гармонической вертикали интонационные функции голосов даны в растворенном виде, но специфические приемы голосоведения в целом в рамках определенного художественного текста могут создать и определенные с национальной характерностью музыкального звучания. Как либо выразительное средство, гармония сочетает в себе сложную диалектическую взаимосвязь интернационального и национального. Само по себе созвучие, являющееся семантической единицей гармонического языка, не может стать таким определителем того или иного национального музыкального стиля.

Характерность заключается не столько в самих средствах, сколько в их изобразительном взаимодействии между собой и глубокой соотнесенности с воплощением черт национального характера, психологии. Художественное своеобразие приемов гармонического письма во многом соприкасается с явлениями фонизма. Даже можно отметить, что разные слогаемые фонизма, приобретая определенную коммуникативную направленность в условиях художественно осмысленной музыкальной информации, получают образно-выразительную конкретизацию. Изучение различных явлений фонизма, их функция в гармонии композиторов Узбекистана может в принципе способствовать дальнейшей детализации представлений о реальных творческих процессах.

Список литературы /References

1. Закржевская С.А. Гармония в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана, Туркмении. Т.,

1979.

2. Бершадская Т.С. Лекции по гармонии. Л., 1978.

3. Григорьев С.С. Теоретический курс гармонии. М., 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.