Научная статья на тему 'Некоторые вопросы этнографии казанских татар в работах П. М. Дульского'

Некоторые вопросы этнографии казанских татар в работах П. М. Дульского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
303
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы этнографии казанских татар в работах П. М. Дульского»

Э.А. Салимова

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЭТНОГРАФИИ КАЗАНСКИХ ТАТАР В РАБОТАХ П.М.ДУЛЬСКОГО

Петр Максимельянович Дульский - художник, искусствовед, историк, писатель, педагог - прожил очень интересную жизнь. Его разносторонняя деятельность нашла, хотя и неполное, отражение в литературе [1,2,3]. Однако деятельность его как этнографа не стала предметом специального исследования.

Родился он в 1879 году в Бессарабии в семье мелкого служащего. Первоначальное образование получил дома, затем был переведен в Кишеневскую гимназию, но она ему не пришлась по душе, и мать взяла его из 3 класса и отвезла в рисовальную школу (1895г.). Во время учебы Дульский участвовал в выставке летних художественных работ учащихся , его работы - это была серия акварелей - пейзажей - получили одобрительные отзывы, в результате чего он увлекся офортами и решил переехать в Казань и поступить в художественную школу, где было граверное отделение. К этому времени он уже был женат, и поэтому учебу в художественной школе совмещал с работой - это было профессиональное учебное заведение Л.П. Шушковой. В это время Дульский знакомится с историком Н.Я. Агафановым. Общение с ним много дало молодому человеку. В 1904 г. он окончил художественную школу и был назначен преподавателем рисования в реальное училище в г. Слободском Вятской губернии. Во время работы в г. Слободском Петр Максимельянович был командирован в Париж и Вену для ознакомления с постановкой преподавания за границей. По возвращении он ввел в обучение новые методы, на это обратили внимание в управлении учебным округом и перевели его в Казанское реальное училище. С тех пор Казань стала его второй родиной. В Казанском училище Дульский также реорганизовал кабинет и перестроил систему преподавания, все это не прошло незамеченным, и в 1911 его командировали на съезд художников с докладом на секцию художественного воспитания [4].

В эти годы Петр Максимельянович занимался исследовательской работой, результатом которой явился труд «Памятники казанской старины». Работа эта оказалась крупным событием для русской провинции того времени, и на ее

основании автору было разрешено поступить в Казанский университет (1916-1919), где он специализировался на историко-филологическом факультете в области истории искусства и археологии. С тех пор начинается его активная творческая деятельность. Он изучает архитектуру Казани и других городов (Казанский Кремль, казанское барокко, классицизм и ампир, крепостные сооружения и старинные монастыри в Свияжске, Райфе, Кизице). Дульский сам иллюстрирует некоторые свои труды по истории архитектуры. Он много работает в архивах, отыскивая забытые имена местных творцов, живописцев и графиков XIX века. Его перу принадлежат первые, а иногда и единственные публикации о таких казанских художниках, как В. Турин, Л. Крюков, Э. Турнерел-ли, татарский мастер каллиграфии М.Г. Махмудов [5].

В революционные годы Дульский принимает активное участие в организации музейной жизни, в охране памятников и в издательской работе. Его инициативе принадлежит создание первого в России журнала «Казанский музейный вестник», редактором которого он был на всем протяжении существования [6]. Петр Максимельянович изучает научные коллекции, местное зодчество, русскую революционную графику, мастеров прошлого и настоящего. Ему принадлежат первые публикации произведений Н.И. Фешина, П.П. Бенькова, художников-графиков творческого коллектива «Всадник», молодых мастеров татарской национальной печати - графиков У.В. Арсланова, Ф.Ш. Тагирова, национального скульптора С.С Ахуна и многих других. Однако в 20-30-е годы он больше всего внимания уделял изучению татарской художественной культуры, не ставшей темой для исследователей революционной поры.

Дульский много путешествует, кропотливо собирает материалы по татарскому орнаменту, крестьянской архитектуре, художественны!1.' ремеслам. Итоги его работы появляются в печати. Он организует местные и зарубежные экспозиции, на которых впервые показываются творческие достижения татарских народных мастеров [7]. Его работы отличает не только содержание, - способности полиграфиста делают их заметными на общем фоне местной типографической продукции.

Идут годы. Но его энергия не иссякает, он создает новые работы - о И.И Шишкине, привлекая новые неопубликованные материалы. Много он работает и над историей Казанской художественной школы.

Персональная выставка в 1954 году в Казани открыла еще одну сторону творческой деятельности П.М. Дульского - его графику, основное место в которой занимает рисунок и акварель, главным образом пейзажного жанра: «На озере», «Весенний день», «Уголок старой Казани», «Берег у Верхнего Услона» и

др.

Его послужной список выглядит следующим образом: в 1911-1917 гг. Дульский преподавал рисование в казанском реальном училище, после революции - в художественном училище, затем в Институте инженеров коммунального строительства (1930-1941), в Казанском авиационном институте (1941-1947), в Казанском институте гражданского строительства (1949-1956); с 1939 года - он член Союза художников, первый председатель правления Союза художников, член Союза архитекторов, кандидат искусствоведения, заслуженный

деятель искусств, награжден орденом «Знак почета» и «Трудового Красного знамени».

П.М. Дульский написал около 40 работ. Проблема татарского народного творчества и национального характера татарского изобразительного и декоративно - прикладного искусства получила развитие в его исследованиях после Октябрьской революции и особенно после создания в 1920г. ТАССР. Это следующие его работы: «Искусство казанских татар». М., 1925; «Несколько слов по поводу орнаментировки татарских памятников ХУ1-ХУП вв.». Казань, 1929; Казанский каллиграф Али Махмудов // Вестник научного общества татароведе-ния, 1930, №9-10; «Оформление татарской книги за революционный период». Казань, 1930; а также неопубликованная «Материалы по татарскому орнаменту», 1936.

Свое обращение к художественному творчеству татар Дульский объясняет рядом причин. Во-первых, тем, что эта сторона жизни татар совсем не исследовалась, даже отрицалось существование у татар художественного начала. И, во-вторых, боязнью, что художественное творчество татар, по его словам, «доживает свои последние дни, так как в прежние устои жизни врывается новый городской быт, не имеющий ничего общего с праздничными, цветистыми обычаями и нарядами...» [8] Поэтому он ставит своей задачей «зафиксировать образцы бытового искусства казанских татар». Предметом его исследования явились жилища татар, памятники культовой архитектуры - мечети, женская одежда и украшения, отдельные виды декоративно - прикладного искусства: производство металлической посуды, шамаилей и др.

Первая работа была написана на основе материалов экспедиции 1923г. по целому ряду татарских селений: Малые Рясы, Татарские Алаты, Большая Атня, Большие Менгеры, Кайтмары. Они находятся в районе Заказанья, в радиусе 50-60 км от Казани. Впоследствии именно этот район явился местом интенсивного изучения культуры казанских татар.

Следует отметить, что в дореволюционной литературе этнографии казанских татар уделялось значительное внимание. Интересовали эти вопросы и участников академических экспедиций, и преподавателей казанского университета, среди которых особое место занимает К. Фукс, большой вклад в этот вопрос внес К. Насыри, различные стороны жизни татар-мусульман и татар-кряшен изучали православные миссионеры, среди них Е.Малов, П.В.Знаменс-кий. П.М. Дульский явился первым исследователем, который обратил внимание на художественную сторону бытовой культуры татар.

Описывая татарское сельское жилище, его местоположение в усадьбе, внутреннюю планировку, Петр Максимельянович особое внимание уделяет его внешнему и внутреннему убранству: пышным фронтонам с нишеобразными балконами, украшенными колонками, нарядным крышечкам, украшенным резьбой того же рисунка, что и наличники окон; декоративной обработке дома в виде пилястр и рустовки. Дульский отмечает здесь черты, близкие к русскому декоративному искусству и противоположные ему. Это, во-первых, покрытие отдельных элементов домов красками интенсивных тонов. Дульский указывает, что полихромия является основным элементом декоративной обработки до-

мов и даже дворовых построек, и это очень сближает их с другими предметами народного искусства татар, особенно с вышивками. Отмечает Петр Максимелъ-янович и излюбленные цвета: зеленый, синий, белый, желтый, реже - красный; характер раскраски (все здание окрашено в спокойные тона, по карнизам идет ряд ярких горизонтальных полос, пилястры и оконные рамы окрашенные в тон карниза). Но самым главным местом окраски, по мнению Дульского, является фронтон, который чаще всего бывает ярко зеленого цвета с белой окраской по краям. Также раскрашивается крыльцо, наличники, ворота и забор. Но эта особенность характерна, по Дольскому, только сельскому жилищу. Особенностью городских домов является наличие на втором этаже крытой галереи с цветными стеклами.

Оригинальным образцом татарского зодчества, считает Петр Максиме-льянович, являются мечети, восьмигранные минареты которых раскрашиваются в два чередующихся цвета: зеленый и белый. Своеобразную красоту интерьеру придает безукоризненная чистота, наличие иногда изразцовой печи, восточных ковров и шамаилей.

По мнению Дульского, после падения Казанского ханства татары не имели возможности развивать монументальное зодчество, живопись, скульптуру, поэтому их художественные потребности и стремления проявились в декоративности, интимной красоте убранства жилища. Это создавалось богатьми скатертями, пышными постелями, задрапированным пологом, шамаилями на стенах, геранями и бальзаминами на окнах. Проявлялось это и в нарядных одеждах женщин, хотя они и вели замкнутый образ жизни. Наиболее оригинальными частями их одежды Дульский считает нагрудные украшения - изю, которые носят в основном замужние женщины - широкая лента галуна, унизанная бляхами, брошками, монетами, самоцветами и бухарскими пряжками. Художественные вкусы татарских женщин, по мнению Дульского, проявляются в основном в рукоделии; они вышивают тамбуром, шелками, золотом, серебром, гарусом. Композиции составляются из растительных мотивов, любимым цветом является тот же синий, зеленый, желтый и красный. Вышивкой украшаются все предметы обихода, особенно намазлыки (молитвенные коврики).

Очень живописными считает Дульский мужские и женские головные уборы и обувь, описывает различные их виды. К области бытового искусства относит Дульский производство шамаилей, которые вывешиваются на видных местах в жилищах и мечетях. Их Дульский делит на два вида: 1 )имеется только текст изречений с красиво скомпонованным восточным шрифтом и 2) шамаи-ли, в которых главное место занимает рисунок символического характера, а текст является дополнением его.

Дульский анализирует почерки, которыми исполнены увиденные им шамаили: это скоропись, напоминающая «таалик», очень выразительная по своей экспрессии и примитивизму, сочному колориту зеленой краски. И арабский шрифт «насх», красота которого достигается орнаментом букв, контрастностью сочетания черного лака и блеклого золота фольги.

Петр Максимельянович сделал первые шаги в изучении татарского национального орнамента. В 1929 г., изучив большую группу надгробных камней Заказанья (16 селений), он сделал первую попытку классификации и увязки старинного орнамента с современными ему узорами прикладного искусства. Это позволило определить несколько наиболее типичных мотивов:

а) спиралеобразные завитки растительного характера, обрамляющие всю плиту и увенчанные в верхней части цветком тюльпана (у искусствоведов он называется «виноградной лозой»), Дульскому удалось обнаружить, что первичные формы этого орнамента встречаются в античных образцах, на монументальных памятниках арабского востока (IX в.), в михрабах мечетей Дамаска (XIII в.), на предметах бытового искусства. В Поволжье этот мотив встречается у волжских булгар, повторяется он в XVI в. в резном искусстве казанских татар. Он встречается в XIX - XX вв. на свадебных тюбетейках, намазниках, накос-иых бляхах и т.д.;

б) другой тип представляет собой плетенье растительных форм, обрамленное гладкой лентой-рамкой. Этот мотив очень широко представлен в Поволжье с ХП1 в.;

в) третий тип - это рисунок тюльпана. Он широко представлен в османском искусстве, встречается на персидских тканях и коврах, на надгробьях казанских татар [9].

В дальнейшем Дульский продолжает изучение различных элементов татарского орнамента. Для этого он исследует памятники Ирана, архитектуру Волжской Булгарии, памятники материальной культуры периода Золотой Орды, позднейшее искусство казанских татар и приходит к выводу, что истоки татарского национального орнамента - в искусстве Золотой Орды и Ирана [10].

Таким образом, рассмотрение данного направления в творчестве Дульс-кого позволяет сделать вывод, что Петр Максимельянович явился первооткрывателем в изучении художественного наследия казанских татар, он проявил себя знатоком татарского народного творчества, народного орнамента, специфических форм национального костюма, декоративного убранства национального жилища и т.д., исследователем, который учитывает различные формы проявления изобразительного искусства татар. Его начинания были продолжены целым рядом исследователей [11].

Литература

[1] Изобразительное искусство Советского Татарстана Казань. 1957.

[2] Аристов В., Ермолаев Н. Все началось с путеводителя... Казань. 1957.

[3] Червонная С. Искусство Татарстана. М. 1987.

[4] НМРТ, фонды, архив П.М.Дульского, папка 1.

[5] Червонная С. Художники Советской Татарии. Казань. 1984.

[6] Синицина К.Р. Казанский музейный вестник 1920-24гг. Казань. 1963.

[7] Денике Б. Художественная выставка 1920г. в Казани // Казанский музейный

вестник. Казань. 1920. №3-4. С. 50-59.

[8] Дульский П.М. Искусство казанских татар. Казань. 1925.

[9] Дульский П.М. Несколько слов по поводу орнаментовки татарских памятников XV1-XV1I вв. Казань. 1929.

[10] Его же. Материалы по татарскому орнаменту. Рук., 1936.

[11] Валеев Ф. Народное декоративное искусство казанских татар. М. 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.