Научная статья на тему 'Некоторые уроки истории и современность'

Некоторые уроки истории и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
168
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / WORLD WAR I / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / WORLD WAR II / КОНФЛИКТ В АФГАНИСТАНЕ / CONFLICT IN AFGHANISTAN / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / УРОКИ ИСТОРИИ / LESSONS OF HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Быкадоров Василий Алексеевич, Грищенко Леонид Леонидович

В статье рассматриваются некоторые уроки истории на примерах Первой и Второй мировых войн, конфликта в Афганистане, террористических актов в Америке и их влияние на современность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some of the lessons of history and modernity

This article discusses some of the lessons of history as an example of the First and Second World Wars, the conflict in Afghanistan, the terrorist attacks in America and their influence on the present.

Текст научной работы на тему «Некоторые уроки истории и современность»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ НЕКОТОРЫЕ УРОКИ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БЫКАДОРОВ,

заместитель начальника Академии управлении МВД России, генерал-лейтенант полиции, кандидат юридических наук;

ЛЕОНИД ЛЕОНИДОВИЧ ГРИЩЕНКО, профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях Академии управления МВД России,

доктор юридических наук, профессор Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

E-mail: Dol273@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые уроки истории на примерах Первой и Второй мировых войн, конфликта в Афганистане, террористических актов в Америке и их влияние на современность.

Ключевые слова: Первая мировая война, Вторая мировая война, конфликт в Афганистане, терроризм, уроки истории.

SOME OF THE LESSONS OF HISTORY AND MODERNITY

VASILIY ALEKSEEVICH BYKADOROV,

deputy chief of Academy management of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

police lieutenant general, candidate of jurisprudence; LEONID LEON IDO VICH GRISHCHENKO, professor, department of management bodies of internal affairs in the special conditions of the Academy of the Interior Ministry of Russia, doctor of law, professor

Annotation. This article discusses some of the lessons of history as an example of the First and Second World Wars, the conflict in Afghanistan, the terrorist attacks in America and their influence on the present.

Keywords: World War I, World War II, the conflict in Afghanistan, terrorism, the lessons of history.

События последних месяцев коренным образом изменили наше представление о геополитической роли и месте России в современном мироустройстве. «Маски сброшены» и стало ясно, что Россия сильная, могущественная и процветающая, нужна только нам самим. В основе своей, мировое сообщество, в лице лидеров основных государств Европы и США, однозначно высказались за изоляцию России, за путь конфронтации и ведения с нашим государством и его гражданами политики диктата и силы.

Если обратиться к истории, то можно увидеть, что данное отношение Европы и США не ново. Достаточно проанализировать позицию запада за последние сто лет. Срок не такой уж большой, но достаточно показательный с точки зрения поведения ряда государств в отношении к России.

Так, первая мировая война велась на европейском континенте между Четверным союзом (Германией, Австро-Венгрией, Османской империей и Болгарией) и коалицией Антанты (Россия, Франция, Великобритания). При этом нашему государству отводилась роль основного поставщика «пушечного мяса». Достаточно

привести поучительные примеры стратегии стран Антанты, когда Россия была вынуждена без должной подготовки начинать и проводить операции, сражения, бои по просьбе своих союзников, а иногда и для спасения последних.

Так, 22 мая 1916 г. русские войска Юго-Западного фронта атаковали австрийцев, начав знаменитый Бру-силовский (Луцкий) прорыв. Несмотря на локальный успех, в целом результатом недостаточной подготовки войск явились значительные потери русской армии (около 80 тыс. человек) и скромные успехи Юго-Западного фронта. Поражение под Барановичами поставило крест на дальнейших действиях русских фронтов севернее Полесья в широком масштабе. Мало того, поражение коренным образом повлияло и на исход борьбы за ковельский укрепленный район, так как лобовые атаки армий Юго-Западного фронта результатов не приносили, а обходного маневра не получилось, ибо наступление армий Западного фронта было остановлено под Барановичами [13].

Результатом подобной военной политики явилось поражение русского оружия и создание предпосылок

^¡К ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

для Февральской революции, отречения царя Николая II (2 (15) марта 1917 г.) и формирование первого Временного правительства под председательством князя Георгия Львова, тесно связанного с буржуазными общественными организациями, возникшими в годы войны (Всероссийский земский союз, Городской союз, Центральный военно-промышленный комитет) [7]. Временное правительство соединило в своем лице законодательную и исполнительную власть, заменив царя, Госсовет, Думу, Совет Министров и подчинив себе высшие учреждения (Сенат и Синод). В своей Декларации Временное правительство объявило амнистию политическим заключенным, гражданские свободы, замену полиции «народной милицией», реформу местного самоуправления [8].

Дальнейшие события и Великая Октябрьская Социалистическая Революция 1917 г. открыли новую страницу в российской и мировой истории. Сегодня ясно, где, когда и кем готовилась данная революция и с какой целью она осуществлялась. Однако, немецкие идеологи и стратеги Германского генерального штаба не смогли просчитать все последствия от созданного ими же революционного «ветра». Пожар революции, вспыхнувшей в России, поджог Европу и грозил перекинуться на другие страны и континенты. Тушением пожара занялось мировое сообщество. Однако, «из искры возгорелось пламя», которое оказалось неподвластным идеологам, разработавшим «революционную теорию».

Германия, получив желаемый результат (выход России из войны), одновременно получила проблему в виде мощного народного движения. Начались волнения с матросского восстания в Вильгельмсхафене и Киле, через несколько дней волнения охватили всю Германию. 9 ноября 1918 г. кайзер Вильгельм II под давлением начальника генштаба Гренера, считавшего продолжение военных действий бессмысленным, был вынужден принять решение бежать из страны (официально он отрекся от престола 28 ноября в Нидерландах). В полдень 9 ноября 1918 г. Германия была провозглашена республикой. У власти встали представители социал-демократической партии (СДПГ) [15]. Таким образом, подготовив революцию в России и обеспечив партию большевиков необходимыми средствами, Германия сама пала жертвой революции. Таким образом, посеяв ветер, Германия пожинала бурю [3].

Для нашего исследования было бы небезынтересно рассмотреть и еще один из примеров того времени: Брест-Литовский (Брестский) мирный договор. Брест-

ский мир — сепаратный международный мирный договор, подписанный 3 марта 1918 г. в Брест-Литовске представителями Советской России, с одной стороны, и Центральных держав (Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии), — с другой. Брестский мир ознаменовал поражение и выход России из Первой мировой войны. От России отторгались привислинские губернии, Украина, губернии с преобладающим белорусским населением, Эстляндская, Курляндская и Лифляндская губернии, Великое княжество Финляндское. Большинство этих территорий должны были превратиться в германские протектораты либо войти в состав Германии. Также Россия обязывалась признать независимость Украины в лице правительства УНР [12]. Далее в статье будут даны пояснения по результатам данного мирного договора, через призму событий начала Второй мировой войны.

Для нашего исследования не менее поучительными являются события 1933—1937 гг. в Германии. Период характеризуется приходом национал-социалистов во главе с Адольфом Гитлером к власти и последовавшей за ней заменой демократического строя на диктатуру. Приход национал-социалистов к власти знаменует конец Веймарской республики и начало эпохи Третьего рейха в Германии. Термин «захват власти» используется как для обозначения длительного процесса ликвидации демократии и установления господства НСДАП, так и в отношении назначения Адольфа Гитлера рейхсканцлером Веймарской республики 30 января 1933 г.

Захват подразумевает, что НСДАП лишила власти свободно избранный парламент и правовое государство против их воли и незаконными средствами. НСДАП пользовалась поддержкой огромной части населения, максимум голосов (13,7 млн) она получила 31 июля 1932 г. при выборах в рейхстаг (четвертые выборы за пять месяцев), но даже в этот кульминационный момент партия не смогла завоевать абсолютного большинства в парламенте. На президентских выборах Гитлер проиграл Гинденбургу. Однако, 30 января 1933 г. Адольф Гитлер был провозглашен рейхсканцлером. Речь шла не о «захвате», а, с молчаливого согласия тогдашней демократической Европы, скорее, о «передаче» власти [9].

Последующие события в Европе показали всю пагубность тогдашней политики мировых держав в отношении Гитлера. При этом вывод очевиден: вторая мировая война началась не 1 сентября 1939 г., как принято считать, а 30 января 1933 г. И началась она не с захвата Польши, а 27 февраля 1933 г. пожаром в Берлине, который уничтожил здание рейхстага (парламента). На-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

цисты объявляют пожар результатом заговора коммунистов и на этом основании отменяют все гражданские свободы и вводят цензуру прессы. 16 марта 1935 г. Германия отказывается выполнять положения Версальского договора о демилитаризации и вновь вводит воинскую повинность; уже 3 марта 1938 г. Германские войска вступают в Австрию, а 13 марта объявляется, что она входит в состав рейха. 29 сентября 1938 г. на конференции в Мюнхене, на которой британский премьер-министр Невилл Чемберлен, французский премьер-министр Эдуард Даладье, Адольф Гитлер и Бенито Муссолини приходят к согласию по вопросу о немецкой военной оккупации Судетской области при условии предоставления гарантий неприкосновенности границ Чехословакии. Германия превращается в господствующую державу в Европе, в результате чего теряют смысл и существование Малой Антанты и французская система сотрудничества в Восточной Европе. По прибытии в Лондон Чемберлен заявляет, что он привез «почетный мир», и говорит о своей вере в то, что это будет действительно мир для всех [6]. Дальнейшие события являются показательными, а сегодня должны быть и поучительны для Европы. Первыми под удар нацистов попала Польша. В апреле 1940 г. немецкие войска занимают Данию и высаживаются в Норвегии, в мае капитулирует голландская и бельгийская армии, июнь — поражение Франции. Год 1941: март — Болгария, апрель — Югославия и Греция и только июнь 1941 г. — нападение Германии на СССР.

Ранее в статье был дан анализ Брест-Литовского (Брестского) мирного договора 1918 г. В 1939 г. в Москве при подписании пакта о ненападении Германии и СССР, к договору прилагался секретный дополнительный протокол о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе на случай «территориально-политического переустройства». Протокол предусматривал включение Латвии, Эстонии, Финляндии, восточных «областей, входящих в состав Польского государства» и Бессарабии в сферу интересов СССР [13]. Таким образом, был дан зеленый свет на возвращение российских территорий, аннексированных по Брест-Литовскому договору. Как видно из истории, Запад легко торгует восточными землями, к которым относятся исконно славянские территории, в том числе западная Украина и Западная Белоруссия.

И еще один пример из новейшей истории. Афганская война (1979—1989) — военный конфликт на территории Демократической республики Афганистан (Рес-

публика Афганистан с 1987 г.) правительственных сил Афганистана и Ограниченного контингента советских войск, с одной стороны, и многочисленных вооруженных формирований афганских моджахедов («душманов»), пользующихся политической, финансовой, материальной и военной поддержкой ведущих государств НАТО и исламского мира, с другой стороны.

Сегодня ни для кого не секрет, что за спинами афганских моджахедов постоянно стояли специальные службы США, а самый известный террорист ХХ в. Усама бен Ладен был подготовлен именно этими структурами.

В январе 1980 г. он посетил пакистанский г. Лахор, где установил первые контакты с лидерами оппозиционных правительству Кабула исламских группировок. На регулярной основе стал оказывать руководителям афганского сопротивления финансовую поддержку из личных средств. Вместе с лидером палестинских «Братьев-мусульман» Абдаллой Аззамом бен Ладен создал «Бюро услуг» («Мактаб аль-хидамат») и организацию по набору мусульманских добровольцев из арабских стран. Бен Ладен оплачивал приезд добровольцев-моджахедов в Афганистан и их подготовку в тренировочных лагерях, где они обучались террористическо-диверсионной деятельности. Помимо этого, он участвовал в боях против советских войск, командуя отрядом, насчитывавшим 2 тыс. человек (большинство из которых были добровольцами из арабских стран) [16].

В 1989 г. Советские войска выводятся из Афганистана.

Где теперь использовать потенциал созданной и хорошо подготовленной военизированной структуры? Заокеанские хозяева не учли того, что «выпуская джина из бутылки», они перестают его контролировать. Ха-мид Мир — пакистанский журналист, которого в кавычках называют «штатным биографом Усамы бен Ладена» написал: «Теперь я могу точно сказать, что Усама бен Ладен — это не боец за ислам. Его главная и единственная цель — война с Америкой. Он не воюет с Западом. Есть стереотип — война Запада и остального мира. Нет, он не воюет с Китаем, Россией, Францией, Японией. У него в голове теперь только Америка» [10].

Сегодня мир не обладает полной и достоверной информацией о подготовке, участниках и проведенных действиях тех или иных сил в террористическом акте 11 сентября 2001 г. в США. Напомним, террористический акт 11 сентября 2001 г., серия четырех координированных самоубийственных террористических актов,

■^fefr- ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ответственность за которые взяла на себя организация «Аль-Каида» [18]. Два лайнера были направлены в башни Всемирного торгового центра, расположенные в южной части Манхэттена в Нью-Йорке. Рейс 11 American Airlines врезался в башню ВТЦ-1 (северную), а рейс 175 United Airlines — в башню ВТЦ-2 (южную). В результате этого обе башни обрушились, вызвав серьезные разрушения прилегающих строений. Третий самолет (рейс 77 American Airlines) был направлен в здание Пентагона, расположенного недалеко от Вашингтона. Пассажиры и команда четвертого авиалайнера (рейс 93 United Airlines) попытались перехватить управление самолетом у террористов, самолет упал в поле около бора Шанксвилл в штате Пенсильвания. Помимо 19 террористов, в результате атак погибли 2977 человек, еще 24 пропали без вести. Большинство погибших были гражданскими лицами [11].

В завершении статьи приведем некоторые положения из программы, разработанной бывшим советником по национальной безопасности американского президента в годы холодной войны, консультанта Центра стр атегических и междунар одных исследов аний З. Бже-зинского. В своей книге «Великая шахматная доска» он, анализируя геополитическую ситуацию конца ХХ в., моделирует возможные варианты поведения стран и их союзников в будущем и рекомендует наиболее целесообразную реакцию на них США с целью сохранения их положение как единственной мировой сверхдержавы.

В частности он пишет: «Учитывая особую геополитическую заинтересованность Германии и Польши в независимости Украины, вполне возможной представляется такая ситуация, при которой Украина постепенно будет втянута в особые франко-германо-польские отношения. К 2010 г. франко-германо-польско-украинское сотрудничество может превратиться в партнерство...» [5].

Формы и методы такого партнерства, а главное, пути его достижения, З. Бжезинский не определяет. А вот роль и место для России отводит незавидное. «Россию необходимо постоянно заверять в том, что двери Европы открыты, как и двери для ее окончательного участия в расширяющейся трансантлантической системе безопасности и, вероятно в будущем, в новой трансеврозийской системе безопасности. Для придания обоснованности таким заверениям следует обдуманно и взвешено способствовать развитию связей между Россией и Европой в различных сферах.» И далее: «.. .главная геостратегическая цель Америки в Европе может

быть сформулирована весьма просто: путем более искреннего трансатлантического партнерства укрепить американский плацдарм в Евразийском континенте с тем, чтобы растущая Европа могла стать еще более реальным трамплином для продвижения в Евразию международного демократического порядка и сотрудничества» [5]. Становятся понятными многие события последнего десятилетия и современная ситуация вокруг Украины и России.

В данной статье не делаются выводы и не проводятся параллели с тем, что происходит сегодня. Авторы ставили перед собой цель показать историческую ценность событий, которые не могут быть вычеркнуты из современности. История тем и ценна, что без нее нельзя понять смысл и содержание происходящего сегодня, а главное, невозможно заглянуть в будущее. Тем не менее, для нас стала очевидной вся пагубность позиции Запада по отношению к происходящему в Украине и понятной позиция России сегодня и на перспективу.

Литература

1. Международное право. Ведение боевых действий. Сборник Гаагских конвенций и иных соглашений. М., 1995.

2. Основные положения Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним. М., 1994.

3. Библия. Ветхий Завет (Книга пророка Осип, гл. 8, ст. 7).

4. Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. 1989.

5. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1999.

6. Германия в XX в. — хронология событий (1900— 1994). URL://http://www.pretich.narod.ru/History/history-war/-germ-20.html

7. Иоффе Г. Русский либерал. Премьер-министр временного правительства — князь Львов // Архив журнала «Наука и жизнь». 2006. № 4.

8. Кара-Мурза С.Г. История советского государства и права. Проверено 29 августа 2011 г. Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012 г.

9. URL://http://www.http://maxpark.com/community/506/-content/1794938

10. «Усама бен Ладен» // Государственный интернет-канал «Россия». 2001. 21 окт.

11. Теракт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке. Архивные кадры (рус.) // РИА Новости. 2013. 11 сент.

12. Фельштинский Ю. Крушение мировой революции. Брестский мир.

13. Фогель В. Барановичи. 1916 г. СПб., 1921. С. 56.

14. Хавкин Б. «К истории публикации советских текстов советско-германских секретных документов 1939—1941 гг.» Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры // Русское издание. 2007. № 1.

15. Шейдеман Ф. №Крушение Германской империи№. Москва-Петроград, 1923 г.

16. ЦРУ и бен Ладен. Голос Америки. Проверено 14 мая 2011 г. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011 г.

17. Хинтингтон С. Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка. М., 2001.

18. Bin Laden claims responsibility for 9/11, CBC News (29 октября 2004 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.