торов с к-реагентами и подготовка соответствующих специалистов экономически выгоднее, чем уплата пиратам выкупа в размере $ 2-2,5 млн. за каждое захваченное судно. Это, не считая моральных страданий, испытываемых заложниками и их родственниками.
Таким образом, использование торов может повысить защищенность безоружных судов и позволит в некоторой степени решить проблему безнаказанных выходок пиратов.
Список использованной литературы
1. Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике для инженеров и учащихся ВТУЗОВ, 1980. - 340 с.
2. Википедия http://ru.wikipedia.org
3. Дорофеев В.В. Особенности воздушной навигации при полетах под низкими облаками. Итоги XI Международной конференции. «Радиолокация, навигации, связь». Воронеж. - 2005.- С. 2061-2068.
4. Козлов В.Н., Мазуров Г.И., Мазурова Н.Н. Устройство для повышения температуры и увлажнения воздуха. А/с СССР N 908991, кл. Е 01Н 13/00, 1982. Заявка № 93018803/15/018308. Положительное решение с приоритетом от 12.04.1993. - 3 с.
5. Мазуров Г.И., Акселевич В.И. Воздушные вихри и завихрения в природе, быту и технике. // АНО «Метеоспектр», 2010. - № 2. - С. 164-170.
6. Мазуров Г.И. Белогуб В.П. Антропогенные облачные образования: условия возникновения и возможности регулирования их развития. // АНО «Метеоспектр», 2009. - № 1. - С. 81-89.
7. Русаков Ю.С., Коровин В.Я., Иванов В.Н. Вихревой генератор. А/с № 908991 (СССР), № 2934506/24-06. опубл. 28.02.82. 697 841 (72). - в кн.: Открытие, изобретение, промышленные образцы, товарные знаки. 1982, - № 8. -С. 126.
НЕКОТОРЫЕ ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
Н.В. Мартинович, научный сотрудник И.Н. Татаркин, научный сотрудник А.В. Антонов, начальник отдела, к.т.н. Центр НИОКР Сибирской пожарно-спасательной академии -филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России,
г. С.-Петербург
Профессия пожарного по степени опасности и вредности занимает 3 -4-е место в мире. За прошедшее десятилетие число погибших пожарных в
различных странах мира увеличилось на 5-27 % [1]. Наличие постоянных негативных факторов среды в работе пожарных способствуют изменению здоровья и увеличению заболеваемости в целом. Данный факт подтвержден рядом как отечественных, так и зарубежных исследований [2 ,4, 6].
Окись углерода является одним из основных токсичных продуктов горения. В случаях больших концентраций, при тушении пожара и проведении аварийно - спасательных работ, пожарные пользуются средствами защиты органов дыхания (СИЗОД), защищающие их от острых отравлений. При незначительных концентрациях, а также в период дотушивания пожара СИЗОД, как правило, не используются, но даже небольшие концентрации угарного газа «крадут» кислород у сердца и мозга, тем самым увеличивая риск сердечного приступа и инсульта даже через 72 часа после пожара.
Исходя из анализа оперативной работы пожарно-спасательных подразделений (по данным Сибирского регионального центра МЧС России) ГДЗС использовалась только в 12,5 % случаях от общего числа выездов на тушение пожаров. Таким образом, в 87,5 % выездов только на тушение пожаров, возможно, предположить воздействие токсинов на личный состав, не использующих СИЗОД. При осуществлении выезда на тушение загораний (мусор на открытых площадках, пал травы и т.д.) СИЗОД, как правило, также не применяются. Приведенные данные показывают, что личный состав пожарно-спасательных подразделений подвергается воздействию токсикантов.
Центром НИОКР Сибирской пожарно-спасательной академии - филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, проводилась научно-исследовательская работа «Исследование содержания карбоксигемоглобина в организме сотрудников пожарно-спасательных подразделений при выполнении работ по тушению пожаров», при выполнении которой осуществлялись измерения содержания монооксида углерода в процессе тушения пожара в рабочей зоне пожарных, работающих на пожаре без СИЗОД. Многочисленные измерения показателей, на одном из характерных пожаров, доказывают о значительном превышении ПДК монооксида углерода в рабочей зоне. Объектом пожара являлось одноэтажное кирпичное здание бани, размером
Л
10^15 м, площадь пожара составляла около 20 м . Время работы на пожаре подразделения около 3 часов. Основная пожарная нагрузка - древесина. Для определения параметров содержания окиси углерода использовался газоанализатор «ОКА-92МТ». В каждой зоне проводилось по 15 измерений, с интервалом в 30 с. Зоны измерений:
1. 3-4 метра от зоны задымления (в зоне установлена автоцистерна с работающим на подачу воды насосом), содержание СО находилось в интервале
Л
от 45 до 85 мг/м ;
2. 2-3 метра от зоны задымления (рабочая зона ствольщика), содержание
-5
СО находилось в интервале от 120 до 235 мг/м (в порыве столба дыма, кратковременно воздействующего на участников тушения пожара, содержание
-5
СО в воздухе находилось в диапазоне 640-798 мг/м );
3. 3-4 метра от условной зоны непригодной для дыхания, содержание
-5
CO находилось в интервале от 207 до 305 мг/м ;
4. 1-2 метра от входа в условную зону непригодную для дыхания,
-5
содержание CO находилось в интервале от 137 до 247 мг/м ;
5. 4-5 метра от здания пожара (место установки резервных основных пожарных автомобилей), содержание CO находилось в интервале от 35 до 67 мг/м3.
Приведенные данные позволяют предположить, что с учетом времени экспозиции, гипервентиляции, вследствие повышенной физической нагрузки -существует высокая вероятность получения, если не острых, то субклинических отравлений, даже при соблюдении всех требований по технике безопасности.
Согласно ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» ПДК монооксида углерода в агрегатном
-5
состоянии (пар) - составляет 20 мг/м . При длительности работы в атмосфере, содержащей СО, не более одного часа, ПДКСО может быть повышена до
3 3
50 мг/м , при длительности работы не более 30 мин - до 100 мг/м , при
-5
длительности работы не более 15 мин - до 200 мг/м . Учитывая время работы пожарных - очевидно многократное превышение ПДК монооксида углерода в рабочей среде.
Необходимо отметить, что если механизм диагностики и лечения, профилактики острых отравлений отработан и в достаточной степени изучен, то субклиническое воздействие монооксида углерода остается, незаслуженно, малоизученным. В настоящее время существующие зарубежные и отечественные исследования [6-8] убедительно доказывают, что длительное воздействие угарного газа, даже в малых концентрациях, может повлечь серьезные повреждения и привести не только к инфаркту или инсульту, но и к неврологическим заболеваниям, пожизненной инвалидности и преждевременной смерти.
В настоящее время, в России, вопросы работы пожарных в непригодной для дыхания среде отражены в приказах МЧС России. Документы освещают вопросы организации и осуществления деятельности сотрудниками и работниками ГПС МЧС России по проведению аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием СИЗОД в непригодной для дыхания среде и общие правила безопасности. Правила безопасности в среде пригодной для дыхания, но с повышенным содержанием активных токсикантов в данных документах не отражены.
Предварительный анализ условий труда позволяет предположить, что несмотря на существующие современные организационно-технические мероприятия по защите пожарных от неблагоприятных факторов рабочей среды, сотрудники пожарно-спасательных подразделений могут получать отравления продуктами горения. Существующие мероприятия направлены на защиту и профилактику острых воздействий. В настоящий момент существует необходимость в разработке правил работы (протокола работы) в условиях
негативной среды, снижении токсического воздействия дыма как организационно-техническими, так и медико-биологическими мероприятиями на основе анализа процесса токсического воздействия дыма на организм пожарных [8].
Список использованной литературы
1. CTIF. Center of Fire Statistics. 2012. no. 17. - 26 p.
2. Отравление монооксидом углерода (угарным газом) / под ред. Ю.В. Зобнина. СПб., 2011. - 86 с.
3. Состояние заболеваемости и объемы боевой работы сотрудников ГПС МЧС России по субъектам Российской Федерации: информ.-аналит. обзор/ А.А. Порошин [и др.]. М.: ВНИИПО, 2005. - 52 с.
4. Лахман О.Л., Катамандова Е.В., Шевченко О.И. Прогнозирование развития токсической энцефалопатии от воздействия комплекса химических веществ у пожарных // Медицина труда и промэкология. 2008. - № 8. - С. 12-16.
5. Bismuth Ch., Dally S. Cas Cliniques en Toxicologie. Paris: MйdecineScience Flammarion, 1994. - P. 5-7; 99-100.
6. NFPA 81584: Standard on the Rehabilitation Process for Members During Emergency Operations and Training Exercises. Edition, 2008.
7. Song K.J., Shin S.D., Cone D.C. Socioeconomic status and severity-based incidence of poisoning: a nationwide cohort study // ClinicalToxicology (Philadelphia, Pa.). 2009. - V. 47. - №. 8. (September). - P. 818-826.
8. Ищенко А.Д., Коннова Л.А. Комплексный подход к минимизации последствий токсического воздействия дыма на пожарных// Науч.-аналит. журн. «Вестник СПб ун-та ГПС МЧС России». 2012. - № 1. - С. 1-11.
ПРИМЕНЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
А.В. Матвеев, доцент, к.т.н.
А.В. Максимов, преподаватель Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,
г. С.-Петербург
В настоящее время в нашей стране под влиянием различных угроз (техногенная и экологическая обстановка, возникновение и развитие военных конфликтов и т.д.) уделяется большое внимание вопросу обеспечения безопасности, а именно безопасности социально-экономических систем (далее - СЭС) различных уровней иерархии [1].
В связи с тем, что проведение экспериментов с СЭС затруднительно, а в некоторых задачах невозможно, то изучения исследуемых СЭС, их свойств,