Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КАТЕГОРИИ «ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» '

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КАТЕГОРИИ «ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская Федерация / категория / единство / российская государственность / Конституция Российской Федерации / Президент Российской Федерации / теоретико-правовые аспекты / трактовка / патриотизм / Russian Federation / category / unity / Russian statehood / Constitution of the Russian Federation / President of the Russian Federation / theoretical and legal aspects / interpretation / patriotism

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ибрагимов Кюри Хамзатович

В статье рассматриваются некоторые теоретико-правовые аспекты категории «единство российской государственности». Кратко обоснована актуальность темы исследования. Подчеркнуто, что понятия «единство государства» и «единство власти» являются синонимическими. Разграничены понятия «охрана государственного единства» и «защита государственного единства». Предложено в Конституции РФ специальной нормой закрепить конституционную обязанность Президента РФ защищать государственное единство, как это провозглашено в Конституциях ряда стран, например, Казахстана, Киргизии и Армении. В ст. 13 Конституции РФ предложено ввести пункт 6: «Государственное единство Российской Федерации священно. Пропаганда и действия, направленные на разделение единства российского государства запрещаются».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS CATEGORIES "UNITY OF RUSSIAN STATEHOOD"

The article discusses some theoretical and legal aspects of the categoryunity of Russian statehood". The relevance of the research topic is briefly substantiated. It is emphasized that the concepts of “unity of state" and “unity of power" are synonymous. The concepts of “protection of state unity" and “protection of state unity" are differentiated. It is proposed that in the Constitution of the Russian Federation a special norm should consolidate the constitutional duty of the President of the Russian Federation to protect state unity, as proclaimed in the Constitutions of a number of countries, for example, Kazakhstan, Kyrgyzstan and Armenia. In Art. 13 of the Constitution of the Russian Federation it was proposed to introduce clause 6: “The state unity of the Russian Federation is sacred. Propaganda and actions aimed at dividing the unity of the Russian state are prohibited."

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КАТЕГОРИИ «ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_14 УДК 342.5

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КАТЕГОРИИ «ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» SOME THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS CATEGORIES "UNITY OF RUSSIAN STATEHOOD"

ИБРАГИМОВ Кюри Хамзатович,

профессор Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова, г.н.с. «Лаборатории социально-политических исследований» Комплексного НИИ им. Х.И. Ибрагимова РАН. 364051, Россия, г. Грозный, ул. В. Алиева, 21 а. E-mail: 7800467@mail.ru;

IBRAGIMOV Kyuri Khamzatovich,

Professor of the A.A. Kadyrov Chechen State University, PhD "Laboratories of Socio-Political Research"

of the H.I. Ibragimov Comprehensive Research Institute of the Russian Academy of Sciences. 364051, Russia, Grozny, ul. V. Aliyev, 21 a. E-mail: 7800467@mail.ru

Краткая аннотация. В статье рассматриваются некоторые теоретико-правовые аспекты категории «единство российской государственности». Кратко обоснована актуальность темы исследования. Подчеркнуто, что понятия «единство государства» и «единство власти» являются синонимическими. Разграничены понятия «охрана государственного единства» и «защита государственного единства». Предложено в Конституции РФ специальной нормой закрепить конституционную обязанность Президента РФ защищать государственное единство, как это провозглашено в Конституциях ряда стран, например, Казахстана, Киргизии и Армении. В ст. 13 Конституции РФ предложено ввести пункт 6: «Государственное единство Российской Федерации священно. Пропаганда и действия, направленные на разделение единства российского государства запрещаются».

Abstract. The article discusses some theoretical and legal aspects of the category "unity of Russian statehood". The relevance of the research topic is briefly substantiated. It is emphasized that the concepts of "unity of state" and "unity of powerJ' are synonymous. The concepts of "protection of state unity" and "protection of state unity" are differentiated. It is proposed that in the Constitution of the Russian Federation a special norm should consolidate the constitutional duty of the President of the Russian Federation to protect state unity, as proclaimed in the Constitutions of a number of countries, for example, Kazakhstan, Kyrgyzstan and Armenia. In Art. 13 of the Constitution of the Russian Federation it was proposed to introduce clause 6: "The state unity of the Russian Federation is sacred. Propaganda and actions aimed at dividing the unity of the Russian state are prohibited."

Ключевые слова: Российская Федерация, категория, единство, российская государственность, Конституция Российской Федерации, Президент Российской Федерации, теоретико-правовые аспекты, трактовка, патриотизм.

Keywords: Russian Federation, category, unity, Russian statehood, Constitution of the Russian Federation, President of the Russian Federation, theoretical and legal aspects, interpretation, patriotism.

Для цитирования: Ибрагимов К.Х. Некоторые теоретико-правовые аспекты категории «единство российской государственности» // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 14-17. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_14.

For citation: Ibragimov K.H. Some theoretical and legal aspects categories "unity of Russian statehood"// Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 14-17. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_14.

Статья поступила в редакцию: 22.08.2023

В преамбуле Основного закона - Конституции Российской Федерации - в этой главной конструкции и базовом механизме нашей страны имеется выражение: «сохраняя исторически сложившееся государственное единство». В содержании Основного закона слово «единство» встречается еще два раза: когда речь идет о «единстве системы государственной власти» (ч. 3 ст.5) и «единстве экономического пространства» (ч.1 ст. 8)1.

Естественно, у ученых и практиков, да и у простых граждан, систематически возникает вопрос: что же собой представляет категория «государственное единство», на которое неоднократно делается акцент в Конституции РФ? И справедливо, поскольку без определения природы данной категории невозможно будет решить множество вопросов, детерминирующих поступательное функционирование такого многонационального государства как российское.

Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» [6]. В этом перечне конституционных принципов, составляющих более обобщающее правовое образование - принцип федерализма - самым приоритетным является принцип единства системы государственной власти, поскольку при его отсутствии не может быть даже и речи о возможностях нормального функционирования всех остальных конституционных принципов, будь-то, принцип государственной целостности, или принцип разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, или принципы суверенитета и демократизма и т.д.

Принцип государственного единства - это самый главный принцип, это своеобразный «оберег» любой страны. Именно приоритет дан-

1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года //http://duma.gov.ru/legislative/documents/constitution/

ного принципа как ключевого позволил высшим органам публичной власти России в конце 90-х - начале 2000-х спасти страну от сползания к неминуемому хаосу и распаду. Без всякого преувеличения вторым после начала административной реформы в 2003 г. этапом упрочения государственного единства России являются реформаторские преобразования Конституции РФ, предусмотренные проектом Закона о поправке к Конституции РФ от 20 января 2020 г. «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти», оформившим предложения, заявленные в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 15 января 2020 г.

На наш взгляд, данные поправки можно только приветствовать, поскольку заложили основу для еще большего укрепления государственного единства в условиях, когда свирепствовала коронавирусная пандемия, когда на пороге страны стояла угроза начала СВО и связанные с нею другие грозные опасности. Думается, что не будь этих поправок, Президент РФ не имел бы достаточных полномочий принять решительные меры против мятежа вагнеровцев, и судьба страны оказалась бы под большим вопросом.

Как справедливо отмечает теоретик права И.А. Исаев: «Единство, таким образом, является имманентным мотивом любой социальности, - как факт и представление оно опережает сам факт создания реальных организованных структур, поэтому и передача, делегирование высших властных полномочий множества лиц одному лицу есть акт не случайный и не исключительный» [3, с. 7].

Как нам представляется понятия «единство государства» и «единство власти» являются синонимическими. Теоретики советского права в идее единства власти различали три взаимосвязанных аспекта:

1) Социальное единство, базирующееся на целостности и неразделимости доминирующих в стране социальных объединений. ... «Требование социального единства власти может служить целям поиска консенсуса и согласия в обществе, когда власть становится определенной «равнодействующей» соревнующихся сил и тенденций, разумеется, при условии, что соблюдены правила «честного» соревнования при плюралистической демократии» [1, с. 97];

2) Функциональное единство целей и задач деятельности всех органов исполнительной власти, их гармоничное взаимодействие и соподчинение, направленное на целенаправленное управление обществом, против правового нигилизма и распада страны;

3) Организационно-правовое единство, предусматривающее лишь определенный виды органов исполнительной власти при полном отказе от принципа разделения властей.

По справедливому мнению О.И. Чистякова: «В условиях федерации ее отдельные составные части при самых привилегированных основаниях их функционирования не могут называться самостоятельными государствами, как это сделано в современной российской Конституции, . поскольку отсутствие единого сильного субъекта нивелирует всю сущность реализации публичной власти, что означает фактическое отсутствие государства. . Федеральный центр должен находиться в отношениях координации и подчинения со своими составными частями». Достичь этого, - по мнению ученого, - возможно формулированием термина, который бы объективно отражал сущность соотношения государства с его территориальными образованиями» [13, с. 161].

Как нам представляется, таким термином, - и это уже досконально подтверждено позитивным пореформенным опытом формирования В.В. Путиным иерархии власти, - является «принцип государственного единства», а не «принцип целостности государства», как это предлагал процитированный выше О.И. Чистяков.

Другими словами, субъекты РФ в своем солидарном порыве должны быть настолько едины с федеральной властью, настолько быть сплоченными и соподчиненными друг другу, в достижении социально, экономически и политически значимых целей при несомненном верховенстве Президента РФ, что это безусловно обеспечивало бы преимущества синергетического эффекта.

Как правильно считает О.Г. Морозова: «В современной науке и политике интерес к проблеме единства государственной власти проявляется в основном с двух диаметрально противоположных позиций. Первая связана с осмыслением проблемы вертикали власти, обоснованием ее необходимости в основном под углом зрения ее централизации и концентрации. ... Вторая позиция ориентирована на развертывание системы основ государственной власти. ... Обе позиции испытывают острый недостаток в теоретико-правовом обосновании своей необходимости и адекватности происходящим историческим событиям, социальному, экономическому, политическому, духовно-нравственному возрождению общества» [9, с. 4].

Понятно, что первая трактовка насильственного поддержания государственного единства полностью раскрывает сущность политических режимов России, управлявших страной на протяжении нескольких веков, имеются ввиду царское самодержавие и Советская власть.

... Вторая трактовка природы единства государственной власти основана на реализации демократических ценностей. Демократия - форма правления, при которой народ обладает полномочиями обсуждать законодательство и принимать решения ("прямая демократия") или выбирать для этого руководящих должностных лиц ("представительная демократия") [14]. Апологеты второй трактовки видят перспективы развития России в децентрализации власти, в делегировании значительно больших полномочий субъектам РФ в осуществлении государственной власти.

В основном приверженцами этой трактовки являются национальные элиты. В ослаблении влияния центральной власти в регионах они видят перспективы безграничного личного обогащения за счет разграбления природных ресурсов и безоглядной варварской эксплуатации своих народов. Федеральная власть должна всегда стоять на страже интересов простых граждан России и противостоять этому безрассудству потенциальных нуворишей. Любое послабление федеральной власти в этом вопросе спровоцирует трудно регулируемые мирными средствами деструктивные процессы, известные как сепаратизм и этноконфликты.

В этой связи трудно пройти мимо сурового предостережения нашего соотечественника Михаила Шталя, выложенного им в Интернете более года назад: «Урок "элите" - история не прощает "избранности", иллюзий превосходства и исключительности. Либо один народ, одна судь-

ба, либо раскол, смута, передел» [8].

Нам представляется, что россияне должны не только ценить то, что есть, а именно: сформированное единое мощное ядерное государство, с которым вынуждены серьезно считаться даже самые сильные страны мира, но и делать все от себя зависящее, чтобы сохранить и преумножать его единство.

Как «крик души» в недавних комментариях к контенту в Интернете пишет неизвестная «ivannickowa.nin»: «Добрый день. Нас специально разделяют наши недруги на узкоместнические кружки, так легче развалить страну. Очень много говорится о вере, но пытаются извратить и привить самое радикальное. . Все очень сложно, и в то же время просто- нас хотят разорвать, рассорить, прививая национализм (превосходство одной национальности над другими), разрушить нашу Страну. Просто нам нужно помнить: "Пока мы едины- мы непобедимы" [10] (курсив наш. - Авт.).

Интересно было бы знать, каково же психологическое состояние тех воинов Российской армии, которые сегодня на СВО искренне верят в то, что воюют против нацистов, а в Интернете, в её «передовице» ежедневно читают хвалебные статьи о Сталине, Берии и их пособниках, которые совсем недавно угнетали либо уничтожали в застенках ГУЛАГа их дедов и прадедов, или заморили их голодом и холодом в депортации.

В этой связи предлагаем ввести в Конституцию РФ статью: «В Российской Федерации запрещаются любые действия, направленные на героизацию лиц и их пособников, совершивших международные преступления против человечности. Привлечение к ответственности за возвеличивание международных преступников не ограничено сроком давности». А УК РФ предлагаем дополнить следующей статьёй: «Публичное возвеличивание международных преступников или их деяний, независимо от срока давности этого прославления, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет».

Культу личности фашистов граждане России должны противопоставить истинный патриотизм, являющийся ключевым элементом цементирования единства российского народа и поступательного развития российского государства. Как справедливо в этой связи отмечает В.А. Кузнецов: «Основой духовно-нравственного воспитания личности является патриотизм. ... Ценности, составляющие основу патриотизма, являются ценностями постоянными, вечными. И как ценности русской национальной культуры имеют объективный характер, поскольку формировались в ходе развития общества на протяжении тысячелетий [7, с. 33].

Однако трудно согласиться с мнением М.А. Кузнецова, считая его благим пожеланием: «Исторически повелось так, что при изменении формы государства изменяются условия существования государства и общества, но неизменными остаются ценности социокультурной идентичности и смыслы русского национально-культурного Бытия» [7, с. 33].

Тогда как объяснить результаты опроса ВЦИОМ, проведенного в 2017 г. для выявления отношения россиян ко «Дню народного единства. Согласно опроса «лишь 36% россиян признались, что в этот день испытывают особые чувства, задумываются о прошлом и будущем страны (43% среди опрошенных в возрасте 60 лет и старше, 45% среди жителей сел)» [11].

Смена формы государственного устройства настолько глубинно может повлиять на политическое сознание граждан, что может привести к кардинальному изменению гражданской идентичности. Это подтверждает и Д.А. Сторчевой, основывая свои выводы на использовании рассуждений Д. Асемоглу в книге «Почему одни страны богатые, а другие бедные ...» [2, с. 665]. Д.А. Сторчевой отмечает: «В годы революций, государственных переворотов может меняться идентичность под воздействием пропаганды: ... В СССР во время культурной революции была разработана концепция «нового человека», для которого общественные интересы выше и важнее частных» [12].

Следование постулатам упомянутой выше второй трактовки государственного единства чревато ликвидацией и распадом страны, поскольку некоторые политики и ученые рассматривают идею самоопределения с «либеральных» позиций.

Теперь, представляется, что следует разграничить понятия «охрана государственного единства» и «защита государственного единства». Некоторые ученые - юристы и политики ставят между ними знак равенства. Нам думается, что их тождественность или различие должны определяться в зависимости от специфики объекта правового регулирования. Если данный объект без территориальных границ и имеет универсальное значение, и соответственно, подпадает под международную юрисдикцию, например, космос, природа, атмосферный воздух, Мировой океан и т.д., то предпочтительным будет использование термина «охрана».

Если же существование объекта правового регулирования ограничено рамками границ конкретного государства, и попадает под его национальную юрисдикцию, вероятно, предпочтительным будет использование слова «защита». Последнее, на наш взгляд, несет в себе юридически более ответственную нормативную нагрузку.

Следовательно, к «категории государственное единство» более приемлемым будет применение именно термина «защита», а не охрана. При таком методологическом подходе государство будет обязано не только обеспечивать совокупность гарантий, связанных с нормативным запрещением либо иным ограничением определенных действий против государственного единства, но и направленных на предупреждение и профилактику правонарушений в данной сфере общественных отношений. В случае же посягательства на государственное единство страны, механизм его защиты будет использовать весь спектр возможностей, включая, политические, экономические, правоохранительные, для восстановления исходного состояния единства государства и его территориальной целостности.

Согласно ч. 2. ст. 67.1. Конституции РФ «Российская Федерация ... признает исторически сложившееся государственное единство». Эту новеллу можно считать дублирующим недостатком, поскольку в её преамбуле провозглашено: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации,. сохраняя исторически сложившееся государственное единство».

Вместо такого повтора законодателю - конституционалисту было бы, вероятно, предпочтительным введение конституционно закреп-

ленной обязанности граждан защищать «государственное единство» страны. В конституциях многих государств провозглашена такая ответственность. Например, в преамбуле Конституции Болгарии от 13 июля 1991 г. обнародовано: «... сознавая свой неизменный долг хранить национальное и государственное единство Болгарии.» [15].

Следующим недостатком Конституции РФ относительно рассматриваемой категории является отсутствие чётко конституционно установленной обязанности Президента РФ защищать государственное единство, хотя, безусловно, он ответственен и за эту важную сторону государственной жизни, что подразумевается ч. 2 ст. 80 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти» [6].

Вместе с тем, в ряде конституций, принятых странами в последнюю четверть века, ответственность президентов за защиту государственного единства провозглашена. Например, в ч. 2 ст. 66 Конституции Кыргызской республики установлено: «Президент обеспечивает единство народа и государственной власти»1, а в ст. 40 Конституции Республики Казахстан провозглашено: «Президент Республики - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина». . Президент обеспечивает единство народа и государственной власти»2.

Исходя из отмеченного выше, поскольку охрана государственного единства Российской Федерации является жизненно важной необходимостью, можно предложить следующую статью в гл. 4 Конституции РФ: «Президент РФ является символом единства народа и государственной власти. Он гарантирует защиту единства российского народа и стабильности существующего государственного строя как одних из ключевых факторов благополучия и устойчивости жизнедеятельности многонационального российского государства».

В ст. 13 Конституции РФ предлагаем ввести пункт 6: «Государственное единство Российской Федерации священно. Пропаганда и действия, направленные на разделение единства российского государства запрещаются».

Библиография:

1. Аврутин Ю.Е. Избранные труды, размышления о государстве и государственной власти, законности и правопорядке, публичном управлении и административном праве. Сер. Антология юридической науки. СПб., 2017. С. 97.

2. Асемоглу, Дарон. Почему одни страны богатые, а другие бедные: происхождение власти, процветания и нищеты / Пер. с англ. Д. Литвинова [и др.]. - М.: АСТ, cop. 2020. - 665 с.

3. Исаев И.А. Левиафан и Номос: Томас Гоббс и Карл Шмитт о правомерности власти // Право и государство: теория и практика. 2007. № 3 (27). С.

7.

4. Конституция Кыргызской Республики (Введена в действие Законом Кыргызской Республики от 5 мая 2021 г.) http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112213?cl=ru-ru

5. Конституция Республики Казахстан от 30 ноября 2020 г. //https://www.gov.kz/memleket/entities/mod/press/article/details/1021?lang=ru

6. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // http://duma.gov.ru/legislative/documents/constitution/

7. Кузнецов М.А. Ценность духовно-нравственного воспитания в условиях либеральной власти // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2017. № 4 (95). С. 33.

8. Михаил Шталь // https://dzen.ru/a/YazhnehXNA0FCSxz

9. Морозова О.Г. Единство государственной власти: историко--теоретический правовой аспект: Автореф. ... канд. юрид. наук. Ростов-н/Д., 2003. - С.

4.

10. Рассказал друг из Грозного. 08 апреля 2023 г. //https://dzen.ru/a/ZC7LrwCy6X5PtIj-

11. Россияне о единстве нации. Чувство народного единства в обществе за прошедший год заметно окрепло. 03 ноября 2017 г. //https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiyane-o-edinstve-naczii

12. Сторчевой Д.А. Власть, народ и институты. 2021. //https://kartaslov.ru/книги/Даниил_Александрович_Сторчевой_Власть_народ_и_ин^итуты/2?ysclid=llmryjov1z126073580

13. Чистяков О.И. К 80-летию первой Конституции СССР // Чистяков О.И. Избранные труды / Под ред. Л.Н. Чистяковой. - М.: Норма, 2008. - 416 с. -

С. 161.

14. Democracy //https://en.wikipedia.org/wiki/Democracy

15. http://parliament.am/library/sahmanadrutyunner/bulgaria.pdf

References:

1. Avrutin Yu.E. Selected works, reflections on the state and state power, law and order, public administration and administrative law. Ser. Anthology of legal science. St. Petersburg, 2017. P. 97.

2. Acemoglu, Daron. Why are some countries rich and others poor: the origin of power, prosperity and poverty / translation from English by D. Litvinov [et al.]. - Moscow: AST, cop. 2020. - 665 p.

3. Isaev I.A. Leviathan and Nomos: Thomas Hobbes and Carl Schmitt on the legitimacy of power // Law and State: Theory and Practice. 2007. No. 3 (27). P. 7.

4. Constitution of the Kyrgyz Republic (Enacted by the Law of the Kyrgyz Republic dated May 5, 2021) http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112213?cl=ru-ru

5. Constitution of the Republic of Kazakhstan dated November 30, 2020 //https://www.gov.kz/memleket/entities/mod/press/article/details/1021?lang=ru

6. Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020 //http://duma.gov.ru/legislative/documents/constitution/

7. Kuznetsov M.A. The value of spiritual and moral education in the conditions of liberal government // Humanitarian and socio-economic sciences. 2017. No. 4 (95). P.

33.

8. Mikhail Stahl // https://dzen.ru/aZYazhnehXNA0FCSxz

9. Morozova O.G. Unity of state power: historical and theoretical legal aspect. Author's abstract. Ph.D. legal nauk.Rostov-on-Don, 2003. - P. 4.

10. Told by a friend from Grozny. April 08, 2023 //https://dzen.ru/a/ZC7Lr^y6X5PtIj-

11. Russians about the unity of the nation. The feeling of national unity in society has noticeably strengthened over the past year. November 03, 2017 //https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiyane-o-edinstve-naczii

12. Storchevoy D.A. Power, people and institutions. 2021. //https://kartaslov.ru/books/Daniil_Alexandrovich_Storchevoy_Power_people_and_institutions/2?ysclid=llmryjov1z126073580

13. Chistyakov O.I. To the 80th anniversary of the first Constitution of the USSR // Chistyakov O.I. Selected works / ed. L.N. Chistyakova. - M.: Norma, 2008. - 416 p. -

P. 161.

14. Democracy //https://en.wikipedia.org/wiki/Democracy

15. http://parliament.am/library/sahmanadrutyunner/bulgaria.pdf

1 Конституция Кыргызской Республики (Введена в действие Законом Кыргызской Республики от 5 мая 2021 года) http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112213?cl=ru-ru

2 Конституция Республики Казахстан от 30 ноября 2020 г. //https://www.gov.kz/memleket/entities/mod/press/article/details/1021?lang=ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.