УДК 159.9
doi: 10.52470/2619046X_2022_4_147
НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СО СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
И. Литвинова, Е.Н. Скрипачева
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема стресса и стрессоустойчивости военнослужащих, освещены особенности протекания стадий стресса среди военнослужащих, сформулированы основные этапы в работе со стрессом, обозначены направления работы, описаны методики диагностики и профилактических мероприятий.
Ключевые слова: военнослужащий, стресс, стрессовая ситуация, стрессоустойчивость, уровень стресса.
SOME THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF WORKING WITH THE STRESS RESISTANCE OF MILITARY PERSONNEL
I. Litvinova, E.N. Skripacheva
Abstract. This article discusses the concept of stress and stress resistance of the military, considers the features of the course of stages of stress among military servicemen, formulates the main stages in working with stress, identifies areas of working on it, describes methods of diagnostics and preventive measures.
Keywords: soldier, stress, stressful situation, stress resistance, stress level.
В современном мире проблема стрессовых переживаний и стрессоустойчивого поведения личности все чаще поднимается и все больше набирает обороты. Особенно остро эта тема звучит для людей, которые вынуждены осуществлять свою деятельность в экстремальных, чрезвычайных и опасных ситуациях (военнослужащие), - ведь их деятельность сопряжена с такими феноменами, как посттравматические стрессовые расстройства, психические травма-тизации, человеческие жертвы и другие. Помимо того, что военнослужащие сами переживают негативные эмоциональные состояния и зачастую нуждаются в психологической помощи, существует также такая проблема, как возможность функционирования военнослужащего в условиях действия стресса - ведь от его действий зависят жизни других людей, что усиливает переживание стрессовой ситуации.
Можно сказать, что стрессоустойчивость в данном контексте - это совокупность личностных качеств, направленных на борьбу с экстремальными условиями.
Актуальность проблемы обусловлена еще и тем, что происходит возрастание экстремальности военной службы по социальным, экономическим, экологическим, техногенным аспектам, а значит, и стресс-факторов становится больше и они все агрессивнее.
В отечественной литературе проблему стрессоустойчивости разрабатывали такие ученые как В.А. Бодров, Ю.В. Щербатых, А.А. Реан, Л.Г. Дикая, Г.И. Косицкий, Л.В. Куликов, Л.А. Китаев-Смык, В.Я. Апчел, В.Н. Цыган, Х. Алиев.
Понятие стрессоустойчивости непрерывно связано с понятием стресса.
Говоря о стрессе, ученые чаще всего говорят о теории стресса, описанной канадским ученым Гансом Селье. По мнению ученого, стресс - это реакция организма на внешний или
МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Стадии протекания стресса в организме
Стадия тревоги
Стадия резистентности
Стадия истощения
Рисунок 1. Стадии протекания стресса в организме
(составлено автором)
внутренний раздражитель любого генеза (стрессор), который по силе превышает пределы текущей адаптивности организма [21]. Есть и другие определения стресса: это неспецифическая реакция организма человека на изменение окружающих его условий с целью приспособления [13].
Ганс Селье небезосновательно полагал, что стресс может оказывать положительное влияние на организм (эустресс) и отрицательное (дистресс) [20]. При отсутствии всякого стрессора человек легко впадает в апатию, теряет интерес к жизни, но длительный стресс истощает организм. Также он отмечал, что стресс в организме протекает в три стадии (рисунок 1).
Л.А. Китаев-Смык в своей работе описывает случаи, когда стрессор настолько силен на стадии тревоги, что живое существо может погибнуть, не успев мобилизовать адаптационные механизмы (при сильном испуге останавливается сердце) [10]. По мнению В.Я Апчел и В.Н. Цыган, слабое и долгосрочное воздействие стрессора, проходя стадию резистентности, в итоге заканчивается приспособлением организма и усилению адаптивности [3].
Сильное, долгое воздействие агрессивного стрессора приводит организм к стадии истощения, при этом возвращаются симптомы стадии тревожности, но которые имеют уже не кратковременный характер, а приводят к паталогическим изменениям в организме и психике.
Военнослужащие в момент исполнения своих служебных обязанностей в экстренных ситуациях проходят эти три стадии:
1. Тревога, когда военнослужащий попадает в ситуацию, нетипичную для себя. При этом данное чувство зачастую сопровождается сомнениями в отношении своей способности успешно разрешить эту ситуацию. Необходимо отметить, что очень часто военнослужащего в такой ситуации сопровождают соматические проявления первого этапа стресса - мигрени, аллергия, обострение гастрита и т.п.
2. Смирение со стрессовой ситуацией - в этот момент военнослужащий переходит на второй этап - резистентности или адаптивности. На этой стадии военнослужащий уже преодолел чувство тревоги и не находится под сильным влиянием ситуации. На этой стадии у него происходит восстановление сил, налаживание биологических процессов в организме.
3. Стадия истощения наступает, если вторая стадия затягивается или не проходит успешно. Для человека эта стадия является самой опасной, так как наблюдается полное исчерпание энергетических ресурсов организма, адаптация к стрессовым условиям становится невозможной, возникают серьезные проблемы в психическом и физическом состоянии человека. Военнослужащий теряет полную боеготовность и способность выполнения поставленных задач.
Для того, чтобы не допустить осложнений после стрессовых ситуаций, необходимо проводить профилактические занятия для повышения стрессоустойчивости военнослужащих.
МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
С целью снижения пагубного воздействия сильного стресса на организм и психику военнослужащих, необходимо проводить исследования и работу над их стрессоустойчивостью, разрабатывать психологические техники, способствующие снижению последствий действия стресс-факторов.
По мнению специалистов в области военной психологии, высокий уровень стрессоу-стойчивости относится к числу профессионально важных качеств военнослужащего. Рассмотрим некоторые определения стрессоустойчивости.
Стрессоустойчивость личности - это способность поддерживать оптимальную работоспособность, сдерживая собственные чувства, сохраняя самообладание и тактичность, претерпевая высокие когнитивные, волевые и эмоциональные нагрузки.
Стрессоустойчивость военнослужащего - это способность сфокусировано выполнять действия по решению стоящей задачи с физиологически оптимальным условием напряжения организма, умение оказывать сопротивление воздействию стрессора.
При необходимости увеличения стрессоустойчивости огромная роль отводится условию скорости мобилизации внутренних приспособительных механизмов и последовательности их активации в различные системы функционирования организма [11].
По мнению В.А. Бодрова, стрессоустойчивость военнослужащих в первую очередь зависит от личностных характеристик индивида, его особенностей. Согласно исследованиям Л.Д. Мамойко, уровень стрессоустойчивости у военнослужащих выше, чем у обычных граждан, при этом с возрастанием срока службы он также возрастает. Однако это сопровождается низким уровнем эмоциональности, в том числе и позитивной [16]
Снижение стрессоустойчивости ведет за собой развитие тревожности, беспокойства, растерянности, страха, паники, снижение концентрации, внимания, способности действовать безупречно.
Профилактическая работа для повышения стрессоустойчивости включает в себя:
1. Систематическое проведения диагностики и анализа психологического состояния военнослужащих.
2. Разработку мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи для нуждающихся военнослужащих.
Для диагностики уровня стресса, стрессоустойчивости существует немало методик:
1. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова) - позволяет оценить степень стрессоустойчивости личности.
2. Тест на определение уровня стресса Щербатых - позволяет оценить уровень стрессового состояния индивида, а также показывает, какую область затрагивает стресс (интеллектуальную, поведенческую, эмоциональную или физическую).
3. Шкала психологического стресса PSM25 - дает возможность измерить стрессовые ощущения в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях.
4. Опросник «Где скрываются ваши стрессы?» (ред. В.А. Семиченко) - дает представление, в каких сферах жизнедеятельности спрятано наибольшее стрессовое напряжение.
5. Индивидуальные и групповые беседы.
Для снижения уровня стресса военнослужащих необходимо проводить работу по следующим направлениям:
1. Когнитивная сфера: развивать самопознание, в том числе и через определение жизненных ценностей.
2. Эмоциональная и поведенческая сфера: снижать уровень агрессивности, импульсивности, работать в направлении снижения тревожности и эмоционального напряжения, развивать нервно-психическую устойчивость и поведенческую регуляцию.
МОСКОВСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
3. Сфера коммуникативных навыков: развивать коммуникативные способности.
4. Личностная сфера: работать в направлении самораскрытия и саморегуляции, развивать оптимизм и уверенность в себе, работать над общей удовлетворенностью и моральной нормативностью.
5. Адаптационная сфера: развивать адаптационные способности и умение снижать уровень стресса.
Одним из методов снижения уровня стресса в полевой ситуации является воспроизведение данной ситуации в учебных условиях. Успешное разрешение задачи формирует определенные личностные характеристики, а закрепление опыта оставляет след в памяти индивида о том, что он умеет справляться с такими ситуациями и задачами. Тем самым, оказавшись в подобной стрессовой ситуации, он активирует данный след, и влияние стресса будет снижаться. Для работы в заданных выше направлениях также важно обратиться к когнитивно-поведенческой психотерапии, базирующейся на корректировании нерациональных когнитивных структур (атрибуций и убеждений), которые оказывают негативное действие на переживания и поступки военнослужащего.
Немаловажной составляющей работы над повышением стрессоустойчивости является работа над саморегуляцией - контролем дыхания и расслаблением мышц.
Саморегуляция - это процесс управления своим эмоциональным состоянием, которое корректируется самим индивидом при помощи слов, мысленных образов, управления дыханием и мышечного тонуса. В результате этого процесса возникает успокоение, восстановление и активация. Благодаря процессу саморегуляции можно предотвратить накопление остаточных явлений после стресса - перенапряжения, истощения физических и психологических сил, а также нормализовать эмоциональный фон, усилить мобилизацию и оптимизацию ресурсов организма [8]
Одни из самых известных методик саморегуляции были описаны М. Сандомирским, Э. Джекобсоном и Х. Алиевым.
Методика саморегуляции М. Сандомирского используется для достижения релаксации, снижения мышечного напряжения и стресса через дыхательные техники в совокупности с управлением мышцами и движениями. Согласно методике, глубокое и медленное дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению, а частое и поверхностное дыхание, наоборот, поддерживает высокий уровень активности человеческого тела.
Метод «Ключ» Х. Алиева подразумевает осознанные движения с чередованием напряжения и расслабления, которые помогают снять нервное напряжение и тем самым снять стресс.
Метод «Прогрессивной мышечной релаксации» Э. Джекобсона также способствует снятию нервно-мышечного напряжения и построен на контролируемом напряжении и полном расслаблении определенных групп мышц.
Таким образом, можно заключить, что стрессоустойчивость военнослужащих имеет важное значение для безопасности как самих военнослужащих, так и мирного населения, которое военнослужащие защищают. Существует немало факторов, которые должны учесть психологи и люди помогающих профессий при разработке мероприятий по профилактике стресса и повешению стрессоустойчивости у военнослужащих.
Библиографический список
1. Авдиенко Г.Ю., Гайворонский Г.О. Стрессоустойчивость военнослужащих войск национальной гвардии и программа по ее повышению // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2018. № 4 (5).
МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫМ ИНСТИТУТ
2. АлиевХ. Ключ к себе. Разблокирование скрытых возможностей. М., 2008.
3. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб., 1999.
4. Барышева Е.И. Стрессоустойчивость военнослужащих, находящихся в условиях локального вооруженного конфликта // Пензенский психологический вестник. 2020. № 1 (14).
5. Безъязыкова К.Н. Особенности формирования стрессоустойчивости у военнослужащих // Теоретическая и прикладная психология: традиции и перспективы. М., 2019.
6. Бодров В.А. Методы и средства повышения работоспособности летного состава // Военный медицинский журнал. 1983. № 11.
7. Воробьева О.А. Психологическая саморегуляция негативных эмоциональных состояний военнослужащих // Войска национальной гвардии РФ: история и современность: сборник научных статей. Новосибирск, 2021.
8. ГригорьеваМ. Адаптационная готовность личности в современных условиях развития общества. Саратов, 2016.
9. ЕпанчинцеваГ.А., Козловская Т.Н., СеменоваК.В. О роли стрессоустойчивости в профессиональной деятельности военнослужащих // Научная ассоциация ученых (НАУ). 2018. № 11 (7).
10. Китаев-СмыкЛ.А. Психология стресса. М., 1983.
11. Козлова И.Н. Стрессогенность срочной службы в современной российской армии для военнослужащих по призыву // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013
12. Красковская В. Повышение стрессоустойчивости у военнослужащих в экспериментальных условиях // Journal of Psychology. Special Pedagogy. Social Work (PSPSW). 2019. Vol. 56. Is. 3.
13. Лемешева В.И., Солдатов Е.А. Системные стрессы и способы формирования стрессоустойчивости военнослужащих // Известия Российской военно-медицинской академии. 2020. Т. 39. № 2.
14. Лисовская Е.Э. Взаимосвязь физической подготовленности и психологической устойчивости военнослужащих // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2021 № 2-3 (14-15).
15. Лямзин Е.Н., Саванин И.А. Фактор стрессоустойчивости как совокупность психологической и физической подготовки военнослужащих // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021 № 3.
16. Мамойко Л.Л. Индивидуальные особенности стрессоустойчивости и жизнестойкости у военнослужащих по призыву // Психологическая студия: сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова. Вып. 13. Витебск, 2020.
17. Новинская А.С. Теоретический анализ представлений о стрессоустойчивости военнослужащих как фактора адаптации к экстремальным условиям // Сперанские чтения. Общество, государство, личность, общество: проблемы взаимодействия в современных условиях: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2022.
18. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М., 1996.
19. СандомирскийМ. Как справиться со стрессом. М., Ярославль, 1995.
20. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982.
21. Селье Г. Неизвестные силы в нас: когда стресс не приносит горя. М., 1992.
И. Литвинова
магистрант
Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт
Е.Н. Скрипачева
кандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин
Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: [email protected]