НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИКО-НОРМАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА
Е.Е. МОЖАЕВ,
профессор В.Г. НОВИКОВ, профессор К.Г. ЯСУЛОВ,
старший преподаватель Российского государственного аграрного заочного университета
Т.В. ЯСУЛОВА, аспирантка
В.К. ЯСУЛОВ, студент 3 курса МГУ им. Ломоносова
Аннотация. Обоснуется авторский подход к трактовке содержания стратегического управления устойчивым развитие сельского хозяйства как совокупного процесса внешнего и внутреннего управления, направленного на достижение стратегических целей.
Ключевые слова: управление, потенциал, сельское хозяйство, механизмы развития.
SOME THEORETICAL AND NORMATIVE QUESTIONS OF STRATEGIC MANAGEMENT OF AGRICULTURE SUSTAINABLE DEVELOPMENT
E.E. MOGAEVA,
professor V.G. NOVIKOV, professor K.G. YASULOV,
senior teacher, of the Russian state agrarian correspondence university
T.V. YASULOV, post-graduate student V.K. YASULOV,
student 3 courses of the Lomonosov Moscow State University
The summary. In the article the authors substantiate the approach to treatment of the matter of strategic management of sustainable development of agriculture as a cumulative process of «external» and «internal» management directed on an achievement of strategic targets.
Key words: management, potential, agriculture, development mechanisms.
Начиная с середины XIX в. ведутся интенсивные обратно; 2) закон взаимопроникновения противо-разработки в области теории развития. Г. Спенсер положностей; 3) отрицание отрицания. К. Маркс утверждает, что мир необходимо рассматривать с ди- «накладывает» основные законы диалектики на ма-намической точки зрения, признавая эволюционные териальный мир и тем самым формирует фундамент принципы развития: «... путем малых приращений и современного диалектического материализма. «Ма-изменений могло произойти с течением времени лю- териализм берет природу за первичное, дух — за вто-бое превращение .можно перейти от одной формы ричное, на первое место ставит бытие, на второе — к форме, коренным образом от нее отличающейся»1. мышление. Идеализм поступает обратно», — пишет Г.В. Гегель выявляет законы развития — законы диа- В.И. Ленин и делает вывод о том, что «развитие есть лектики. В интерпретации Ф. Энгельса диалектика борьба противоположностей»2.
Гегеля была выражена в трех законах: 1) закон пере- Развитие можно определить как поэтапное количе-хода количественных изменений в качественные и ственное и качественное изменение системы, сопро-
вождаемое структурным, целевым и результативным преобразованием. Выделяют две формы развития:
1) прогрессивное, предусматривающее постепенно возрастающий, усиливающийся потенциал объекта, процесса и т.д.;
2) регрессивное — напротив, ведущее к упрощению, упадку, вырождению.
Их выбор зачастую определен целями субъекта управления и условиями реализации. К числу последних следует отнести наличие ресурсов и технологий производства. Эти факторы развития носят определяющий характер, поскольку одномоментно в производстве может быть использовано ограниченное количество ресурсов при использовании неизменного набора технологий, но совершенствование последних позволяет постоянно либо расширять набор применяемых ресурсов, либо экономить в количественном выражении их применение при постоянном росте качества конечного продукта. Именно эта логическая цепь лежит в основе прогрессивного развития и необходимости широкого применения инновационных технологий в массовом производстве. В условиях высокой динамичности изменения внешней среды о регрессивном развитии экономических систем можно утверждать уже на стадии стагнации производства товаров и услуг.
В современных условиях особое значение приобретает понятие «устойчивое развитие» сельского хозяйства.
Устой в энциклопедическом изложении определяется как прочная, «укоренившаяся традиция, основа чего-либо»3. В современном понимании устойчивость связана прежде всего со сферой материального производства и финансов и выражает состояние организации, хозяйственная деятельность которой обеспечивает в нормальных условиях выполнение всех ее обязательств перед работниками, другими организациями, государством благодаря достаточным доходам и соответствию доходов и расходов.
В современном понимании категория устойчивости опирается на системный характер построения экономики в пропорциях, обеспечивающих расширенное воспроизводство для всех участников процесса движения продукта от производителя до потребителя.
Устойчивое развитие сельского хозяйства можно определить как стабильное производство, основанное на использовании прогрессивных технологий, с целью полного обеспечения потребностей населения в продовольствии.
Развитие сельского хозяйства как социально-экономической подсистемы экономики, тем более носящее устойчивый характер, неотрывно связано с категорией «управление». Управление — это целенаправленное воздействие на систему, устремленное на достижение ею желаемого состояния. Стратегическое управление развитием, по сути, предполагает
долгосрочный, поступательный характер движения к цели.
Обеспечение устойчивого развития сельскохозяйственного производства является комплексной проблемой и возможно при условиях комплексного управления, направленного на: снижение уровня рисков;
внедрение и использования инновационных технологий производства;
развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной занятости в сельской местности;
# повышение социальной защищенности сельского населения и выравнивание его доходов по сравнению с городским населением;
# улучшение доступа для хозяйствующих субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность на селе, к рынкам материально-технических, кредитных, информационных, других ресурсов;
# осуществление программ по улучшению экологической ситуации.
Развитие сельского хозяйства может выступать одним из важнейших источников повышения благосостояния населения, и эффективное управление этим процессом является объективной необходимостью. Оно должно осуществляться на федеральном, территориальном уровнях управления (субфедеральном, местном) и уровне организации. Труд, земля и капитал — это, с одной стороны, производственные факторы, комплексность которых определяет саму возможность осуществления процесса создания полезной стоимости, а с другой — ценности и необходимый потенциал суверенной страны.
В зависимости от субъекта, осуществляющего стратегическое управление развитием сельского хозяйства, следует выделить его следующие виды:
внешнее, осуществляемое надындивидуальным субъектом — государством;
внутреннее, корректируемое экономической целесообразностью осуществления агробизнеса в долгосрочной перспективе.
Земля — главное средство производства в сельском хозяйстве. Ее качественные характеристики во многом определяют производственный потенциал сельского хозяйства страны, региона и каждого хозяйствующего субъекта в этом секторе экономики. Стратегическое управление земельными ресурсами осуществляется через механизмы внешнего и внутреннего воздействия на экономические интересы собственников и пользователей земли. Внешнее стратегическое управление осуществляется государством. Его главная цель состоит в том, чтобы, с одной стороны, стимулировать эффективное землепользование агробизнесом, а с другой — осуществлять контроль над состоянием используемых ресусов.
Кадры, их количественные и качественные характеристики — важнейший компонент производствен-
ного процесса в агропроизводстве. Развитие кадрового потенциала является одной из главных целей государства и хозяйствующего субъекта, поскольку именно человек с его способностями к производительному труду, обучению, организационным началам в условиях рыночной экономики становится инициатором и идейным «двигателем» управляемого динамичного развития производственных систем. При этом нельзя забывать, что трудовые ресурсы —
категория демографико-территориальная, представляющая собой численность населения конкретной территории в трудоспособном возрасте. Кадры — это экономическое выражение трудовых ресурсов, занятых в конкретной сфере, отрасли деятельности, организации4.
Основные направления стратегического управления кадровым потенциалом сельского хозяйства представлены на рис. 1.
ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ
(управление трудовыми ресурсами)
1. Формирование государственной политики управления трудовыми ресурсами села.
2.Управление демографической ситуацией в сельских территориях.
3.Регулирование занятости сельского населения.
4.Социальная защита населения, в том числе неработающего.
5. Миграционная, государственная молодежная политика в отношении сельских территорий
НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
ВНУТРЕННЕЕ УПРАВЛЕНИЕ (управление кадрами)
Сельскохозяйственная Цех Бригада Работник
организация
1.Оптимизация 1. Формирование 1.Повышение 1. Саморазвитие.
структуры персонала. конкурентоспособного квалификации 2. Повышение
2. Наращивание индивидуального работников. квалификации
кадрового потенциала. потенциала работника. 2. Повышение
3. Организация 2. Повышение производительно
механизмов компетентности сти труда.
управления персонала 3. Снижение
трудовыми ресурсами. текучести
4. Обучение персонала. постоянных
5. Формирование кадров
организационной
культуры.
6. Охрана труда.
7.Снижение степени
сезонности труда
Рис. 1. Основные направления стратегического управления кадровым потенциалом сельского хозяйства
Сегодня необходима реализация комплекса государственных программ по социальному развитию села, направленного на:
$ регулирование занятости сельского населения через развитие альтернативных видов производств; $ восстановление объектов социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;
$ информатизацию и техническую поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей5.
Материально-технические ресурсы выступают материальной базой производственного процесса. Главная цель управления ими состоит в обеспечении непрерывного процесса обеспечения основного производства необходимыми запасами в оптимальном количестве и заданного качества при минимальных издержках обращения. В любом производственном цикле важным являются наряду с процессом снабжения оборотными средствами, потребляемыми одномоментно и переносящими свою стоимость на создаваемый продукт сразу, организация и управление
воспроизводством основных фондов, используемых как средства производства. В сельском хозяйстве этот процесс приобретает особенности: в качестве основного средства производства используются живые организмы — сельскохозяйтсвенные животные и растения. Все это позволяет выделить еще одну особенность устойчивого развития агросферы — органическую взаимосвязь управления материально-техническими и земельными ресурсами. Воспроизводство одних определяет эффективность использования других, и наоборот. Схема стратегического управления материально-техническими ресурсами в сельскохозяйственных организациях представлена на рис. 2.
Условием эффективного использования производственного и ресурсного потенциалов сельскохозяйственных организаций является формирование такого механизма управления, который сочетал бы подсистемы экономического, мотивирующего, организационного и правового характеров (рис. 3).
Рис. 2. Схема стратегического управления материально-техническими ресурсами в сельскохозяйственных организациях
Рис. 3. Принципиальная схема механизма стратегического управления
Не менее важное значение приобретает вопрос поддержки со стороны государства внедрения инновационных технологий в аграрное производство. Помимо этих направлений государственного регулирования и поддержки развития агропроизводства, следует назвать и другие механизмы:
налогообложение; Ф регулирование тарифной политики естественных монополий;
Ф финансирование науки и образования.
Организационный механизм управления призван формировать и усиливать организационный потенциал сельского хозяйства и его подкомплексов. В состав механизма входят:
Ф структурные механизмы, определяющие состав, характеристику факторов производства, связи и соотношение между ними;
Ф организацию управления, главная задача которого сводится к мобилизации возможностей воздей-
ствия системы управления на все стороны ее деятельности;
Ф организация планирования, предусматривающая разработку комплекса взаимосвязанных планов развития на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу; Ф организационно-технический механизм, направленный на организацию и управление производственным процессом на основе специализации, концентрации и кооперировании производства, обеспечения его ритмичности, повышения эффективности использования производственных ресурсов, качества производимой сельскохозяйственной продудкции, улучшения условий и безопасности труда.
Цель правового механизма состоит в преобразовании правоотношений в мотивацию трудовой деятельности, координирования властных отношений к персоналу в соответствии с рекомендациями правовых норм.
Принципиальная схема стратегического управления сельским хозяйством представлена на рис. 4.
Весна *
Мотивация
--------------------—---►
Лето
Управление процессом
Своевременность агротехнических работ Формирование и уход за будущей продукцией
1 1 ^^^^ ^—
Качество сельскохозяйственной продукции
Управление ресурсами
Инжиниринг продукции
Совершенствование сортимента сада и ягодника Развитие хранения Развитие переработки
Зима -л------------------------Осень
Рис. 4. Схема стратегического управления сельскохозяйственным производством
Экономически целесообразные направления стратегического управления устойчивым развитием сельского хозяйства:
Ф устойчивое развитие сельских территорий;
Ф организация многокомпонентного аграрного производства;
Ф увеличение скорости оборота основных фондов, их планомерное обновление;
Ф развитие на межорганизационной основе специализированных подразделений;
Ф применение инновационных технологий производства;
развитие смежных отраслей — хранения и переработки;
Ф развитие межотраслевых взаимоотношений на договорной основе.
Анализ теоретических основ управления устойчивым развитием сельского хозяйства позволяет сделать следующие выводы:
научный подход к исследованию механизма и процесса управления строится на системном подходе, требующим аналитические изыскания в построении, функционировании и развитии структурной базы объектов исследования;
Ф термин «устойчивое развитие» не имеет в современной научной литературе однозначного толкования; Ф в практике стратегического управления применяются несколько моделей организации систем: проектная, плановая, позиционирования, основанная на системе сбалансированных показателей эффективности. Наиболее рационально одновременное использование некоторых элементов, характерных каждой из них; Ф устойчивое развитие сельского хозяйства основано на обеспечении стабильного производства сель-
скохозяйственной продукции в объемах, достаточных для удовлетворения желаний конечного потребителя при условии организации нормального воспроизводственного процесса для всех участников производства и движения продукции;
Ф стратегическое управление устойчивым развитием сельского хозяйства должно носить комплексный характер и включать в себя меры по выравниванию экономических условий функционирования и развития на макроуровне, а также экономической заинтересованности в результатах деятельности каждой организации.
Стратегическое управление развитием сельского хозяйства должно быть направлено на создание благоприятного инвестиционного климата, социально-экономических условий, сглаживание отраслевых особенностей производства, увеличение объемов производства плодово-ягодной продукции.
1 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2003. С. 527; Советский энциклопедический словарь. М., 1981. С. 1600.
2 Ленин В.И. Материализм и змпириокритицизм. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 98.
3 Советский энциклопедический словарь. С. 1600.
4 Долгушкин Н.К., Новиков В.Г. Категории «трудовые ресурсы», «рабочая сила», «кадры» — сущность и содержание // Аграрная наука. 2001. № 4. С. 11—12.
5 Шаляпина И.П., Кузичева Н.Ю. Планомерное развитие сельских территорий — основа восстановления плодоовощного производства : сб. междунар. науч.-практ. конф. «Модели индикативного планирования социально-экономического развития сельских территорий». Ростов н/Д, 2006. С. 349.