Экономика. Стратегия
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПЛАНОВ РАЗВИТИЯ АГРОПРОИЗВОДСТВА
В.В. СУЛИМИН,
кандидат экономических наук, начальник Отдела производства потребительских товаров и малого предпринимательства администрации г. Екатеринбурга
По мнению ряда
исследователей,
стратегический
план - это
комплект
документов,
включающих
общую стратегию
и набор, своего
рода, частных
стратегий
(программ,
проектов, планов
текущих
мероприятий),
обеспечивающих
продвижение в
избранном
направлении.
В нашем понимании, применительно к развитию агропроизводства конкретной территории, стратегический план - это прогнозный, сложный по своей структуре документ, интегрирующий в некое согласованное целое взаимообусловленные главные цели и задачи развития сельскохозяйственных формирований и иных хозяйствующих субъектов регионального АПК (в нашем случае города Екатеринбурга), их внутренние ресурсы, агропродо-вольственную политику, определяющую направления деятельности, связанную с реализацией программ и проектов по достижению поставленных стратегических целей; вписывающийся в общую стратегию развития региона (в нашем случае - муниципального образования).
Цель и методика исследований
При разработке стратегических планов развития муниципальных образований, включая пригородное (городское) агропроизводство, предусматривается учет совокупности основных принципов, которые придают плану цельность, обеспечивают устремленность в будущее и гарантируют реальное исполнение намеченных мероприятий [3]. К таким принципам следует отнести: целенаправленность (проявляется в ориентации стратегического плана на решение стратегических целей и приоритетов развития пригородного сельского хозяйства); первосте-пенность удовлетворения потребностей и учет интересов населения при формировании стратегических целей развития агропроизводства; опора на местные ресурсы, на собственный потенциал; партнерство при разработке и реализации стратегического плана в звене «власть - образование - наука - производство - предпринимательство». В отличие от документов директивного характера стратегический план представляет собой свод согласованных между всеми заинтересованными субъектами, участниками действий, договоров о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для развития агропроизводства города (муниципального образования).
При учете принципа целенаправленности следует руковод-
ствоваться, наряду с общей стратегией развития муниципального образования - г. Екатеринбург, основными направлениями агропродоволь-ственной политики Российской Федерации на 2001-2010 гг., стратегическими задачами которой являются: в экономической области - формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, способствующего продовольственной безопасности страны, обеспечивающего интеграцию в мировое сельскохозяйственное пространство и рынки продовольствия; в экологической области - производство экологически безопасных продуктов питания и сохранение природных ресурсов для аграрного производства на основе повышения его технологического уровня и внедрения ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий; в социальной области - повышение качества жизни сельского населения, развитие социальной инфраструктуры села.
Разработчикам стратегического плана развития агропроизводства, в первую очередь, необходимо учитывать пять основных особенностей ведения сельского хозяйства:
1. Сельское хозяйство как отрасль материального производства отличается от других отраслей реального сектора экономики государства тем, что здесь в качестве главного и вечного средства производства выступает земля. Особенности земли - ее ограниченность, незаменимость, способность улучшаться при правильном использовании - вызывают особые формы интенсификации, концентрации и специализации сельского хозяйства, техники и технологии сельскохозяйственного производства.
В этой отрасли результаты производства во многом зависят от качества земли, ее плодородия, расположения. Особенно большое значение земельный фактор имеет при размещении сельскохозяйственного производства по территории страны, области, района и определении специализации хозяйства. И, конечно, одной из основных задач развития сельского хозяйства является повышение плодородия почвы, охрана окружающей среды. Эта задача может быть успешно решена на основе рационального использования всех факторов научно-технического прогресса.
2. В сельском хозяйстве экономический процесс воспроизводства неизменно переплетается с природным, естественным. Поэтому большая роль в производстве принадлежит естественным факторам. В качестве средства производства здесь выступают живые организмы - животные и растения, которые развиваются на основе биологических законов.
Ритм производства в сельском хозяйстве во многом регулируется естественно-биологическими законами. Биологические процессы (рост растений и животных) имеют определенные циклы, отличаются определенной продолжительно-
Экономика. Стратегия
стью в течение года. Следовательно, чтобы оказывать действенное влияние на экономическое воспроизводство, нельзя не учитывать биологическую закономерность развития природы. Машины и другие научно-технические новшества должны обеспечивать нормальное протекание биологических процессов, происходящих в земле, растениях и животных.
3. В промышленности обычно перемещаются предметы труда, а орудия производства (машины, двигатели) закреплены на одном месте. В земледелии же машины (тракторы, комбайны), как правило, передвигаются, а предметы труда (растения) находятся на одном месте. Отсюда и характер технической вооруженности сельского хозяйства иной, чем в промышленности. Почти все полевые работы выполняются на тракторах с прицепами, с навесными машинами, самоходными комбайнами, грузовыми автомашинами (перевозка удобрений, семян, урожая). На передвижение рабочих агрегатов расходуется большое количество горючего, в связи с чем общая потребность в нем выше, чем в большинстве отраслей промышленности. Стационарные агрегаты (для сушки зерна, приготовления кормов) также требуют большого количества горюче-смазочных материалов (ГСМ).
4. Необходимо принимать во внимание большое различие природно-экономических условий по зонам страны, региона. Они оказывают большое влияние на все направления прогрессивного развития сельского хозяйства. Не может быть единых рекомендаций по ведению сельского хозяйства для всех регионов страны. Поэтому в регионах разрабатываются свои системы ведения сельского хозяйства (Средне-Уральская, Южно-Уральская и т.п.).
5. Сезонность производства. Период производства не совпадает с рабочим периодом. Известно, что рабочим периодом называется то время, в течение которого продукт подвергается действию труда; временем производства -то время, в течение которого продукт находится в производстве, включая период, когда он подвергается действию труда.
Особо следует учитывать региональные системы ведения сельского хозяйства. Так, кстати сказать, народное хозяйство Свердловской области носит четко выраженный индустриальный характер. Однако это не снижает роли, которую играет в социально-экономическом развитии Среднего Урала сельскохозяйственное производство. В сельскохозяйственном производстве данной территории занято всего 4% населения области; на одного жителя приходится
0,35 га пашни, или в три раза меньше, чем в целом по Российской Федерации. Это вызывает необходимость интенсивного развития отрасли. Следовательно, стратегический план должен получить инвестиционно-инновационную окраску, он должен быть ориентирован на удовлетво-
рение потребностей населения индустриально развитой территории в продуктах питания за счет освоения и реализации ресурсосберегающих, экологически безопасных, приоритетных технологий. Стратегический план должен наиболее полно учитывать специфику развития Уральского региона, опираться на возможности наукоемких производств и конкурентоспособных промышленных предприятий, в том числе завоевавших и мировое признание. Взаимодействие этих предприятий с аграрным сектором не должно носить прежнего характера «шефской помощи», взаимоотношения должны строиться на взаимовыгодной экономической, договорной основе (создание совместных акционерных обществ, промышленно-финансово-аграрных групп, агропромышленных холдингов и т.п.). Стратегический план должен учитывать преимущества агропромышленной интеграции. Высший синтез - союз сельского хозяйства и промышленности не возникает и не достигается автоматически. Для этого необходимо создать соответствующие условия и предпосылки, которые отразить в стратегическом плане. Конечная цель интеграции для сельского хозяйства - это, во-первых, обеспечение своевременной переработки сельхозсырья, более высокая техническая оснащенность технологических процессов; во-вторых, рациональное использование постоянного капитала, функционирующего в сельском хозяйстве; в-третьих, эффективное использование рабочей силы путем перераспределения трудовых ресурсов и средств производства в период наибольшей потребности.
Повествуя о принципах, которыми должны руководствоваться разработчики стратегических планов, следует отметить, что необходимо принимать во внимание и такие требования, как обеспечение устойчивого развития агропроизводства (в нашем случае города) в качестве сложной, самоорганизующей системы; системность (выявление и учет тенденций, взаимосвязей, характеризующих развитие агропроизводства города во взаимоувязке с развитием субъекта РФ, региона, государства, мира); сочетание долгосрочного видения и конкретности немедленных действий; научность и высокий профессионализм разработчиков; демократичность, требующая гласности и открытости хода разработки и реализации стратегического плана; легитимность стратегического плана; непрерывность работы над стратегическим планом.
Основные элементы разработанного нами стратегического плана включают:
Концепцию развития пригородных сельхозпредприятий и фермерских хозяйств муниципального образования - г. Екатеринбург.
Анализ сложившейся ситуации и отраслевую специфику.
Основные составляющие стратегического развития сельского хозяйства муниципального
Экономика. Стратегия
образования (собственно стратегический план).
Механизм реализации стратегического плана.
Концепция развития сельхозпредприятий должна включать в себя главную (глобальную) цель и систему подцелей развития пригородного сельского хозяйства; основные задачи его развития; миссию или стратегический статус; главный вектор развития сельского хозяйства; основные принципы развития сельского хозяйства муниципального образования, а также методику анализа сложившегося состояния городского сельского хозяйства.
А нализ сложившейся ситуации предусматривает определение долговременных тенденций развития пригородного сельского хозяйства, выявление сильных и слабых его сторон, а также оценку внутренних и внешних ресурсов и резервов.
Основные составляющие плана стратегического развития сельского хозяйства муниципального образования должны предусматривать приоритетные стратегические направления его развития, охватывающие производственную, экономическую и социальную сферы; конкретные стратегические программы, определяющие направленную на достижение главных целей пошаговую последовательность действий в основных сферах функционирования сельского хозяйства города и имеющих свои тактические (локальные) цели. Основные составляющие плана в обязательном порядке должны содержать конкретные проекты. Проекты конкретизируют стратегические программы, представленные количественными измерениями и четкими временными горизонтами. Так, в стратегической программе развития пригородных сельхозпредприятий и фермерских хозяйств г. Екатеринбурга на период до 2015 года предусматриваются следующие проекты: «Молочно-продуктовый подкомплекс», «Мясопродуктовый подкомплекс», «Картофелеовощной подкомплекс», «Зернопродуктовый подкомплекс», «Переработка и хранение сельскохозяйственной продукции», «Плодово-ягодный подкомплекс», «Кадры для сельского хозяйства города». Краткое описание данных проектов приводится в третьей главе настоящей монографии.
Говоря о приоритетных стратегических направлениях развития сельского хозяйства муниципального образования, следует заметить, что они должны органично вписываться в единую концепцию обеспечения продовольственной безопасности населения Свердловской области на период до 2015 года. Концепция, или основная мысль, как трактуют нам известные экономические словари, это тоже стратегия. Неслучайно концепция обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области содержит основные направления и этапы обеспечения про-
довольственной безопасности. Охарактеризуем кратко три основных этапа:
Первый этап - до 2005 года - реализуется стратегия закрепления достигнутого в 2002 году уровня темпов роста инвестиционных ресурсов и одновременного повышения рентабельности инвестиционных проектов в АПК. При этом предполагается создание условий для накопления инвестиций и наращения объемов производства за счет регулирования структуры «затраты - прибыль» в отрасли.
Второй этап - 2005-2010 гг. - это этап последовательной трансформации структурных искажений в системе «производство -переработка - сбыт», основанный на согласовании долгосрочных приоритетов и скоординированном управлении маркетинговыми и инвестиционными процессами в системе «государство - институциональная сфера -хозяйствующие субъекты», стабилизации и синхронизации денежных и материально-вещественных потоков в АПК.
В основе данного этапа лежит реализация механизма структурного регулирования промышленного и частного спроса финансово-кредитными и планово-организационными методами за счет адресных финансово-кредитных инструментов, сформированных на основе кластерного подхода.
Этап представляет собой сбалансированную модель равновесия комбинированных методов правительственного и рыночного планирования и регулирования развития АПК с акцентом на выборе потребителя и свободном предпринимательстве.
Реализация данного этапа обеспечит перерабатывающую промышленность сырьевой базой, частично решит вопросы модернизации сельскохозяйственного производства, за счет синхронизации и ритмичности финансовых потоков позволит увеличить рентабельность и эффективность отрасли, привлечь институциональную сферу к взаимодействию с АПК, за счет расширения источников инвестиционных ресурсов позволит направить бюджетные источники инвестиций на развитие социальной сферы АПК.
Третий этап - 2010-2015 гг. - этап социальной направленности инвестиционных ресурсов предполагает закрепление достигнутого на предшествующем этапе уровня взаимодействия институциональной сферы и хозяйствующих субъектов АПК, концентрацию бюджетных инвестиционных ресурсов на решении задач социальной сферы АПК и обеспечении продовольственной безопасности. Данный этап оптимизирует структуру инвестиций производственного и социального назначения.
Приоритетные направления стратегического плана, на наш взгляд, должны включать и основные параметры обеспечения продовольственной безопасности территории. Разработчикам
Экономика. Стратегия
следует руководствоваться Схемой развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года (утверждена 23 декабря 2002 г. Постановлением Правительства Свердловской области, Союзом местных властей, Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей, Федерацией профсоюзов Свердловской области). Данная схема содержит основные параметры обеспечения продовольственной безопасности территории. Свердловская область как субъект Федерации, включая и муниципальное образование - г. Екатеринбург, специализируется на производстве фуражного зерна, картофеля, овощей открытого и закрытого грунта, молока и цельномолочной продукции, мяса и яиц. Приоритетное развитие животноводства и птицеводства является стратегическим направлением.
Непременным условием разработки стратегического плана является разработка конкретных стратегических программ. В последние годы были разработаны такие целевые стратегические программы, как «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве Свердловской области на 2002-2006 гг.»; «Кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства Свердловской области на 2002-2006 гг.»; «Упаковочный комплекс Урала на 2002-2006 гг.» и др.
Несомненный интерес представляет программа поддержки садоводов и огородников, разработанная специалистами Администрации города Екатеринбурга на период до 2010 года. В данной программе выстроена четкая вертикаль взаимодействия администраций города и районов с каждым садоводческим товариществом. Специалисты отделов потребительских товаров районных администраций города вот уже третий год осуществляют координацию развития садоводства и огородничества муниципального образования. Только за последние два года более 1,5 тыс. человек получили необходимые консультации по проблемам, связанным с их садовыми участками.
Придавая особое значение кадровой политике, в стратегическом плане развития агропроизводства муниципального образования - г. Екатеринбург была предусмотрена специальная программа и проект кадрового обеспечения коллективных сельхозпредприятий и фермерских хозяйств. Но прежде, чем его разработать, мы проанализировали «кадровые программы», разработанные в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Екатеринбурге, Кургане, Тюмени. Изучались как федеральные, областные, так и городские и даже внутривузовские программы. В процессе их изучения были вскрыты общие недостатки. К ним мы относим:
1. В ряде случаев отсутствовал паспорт программы (гг. Екатеринбург, Курган, Тюмень); нечетко была сформулирована основная цель
программы.
2. В отдельных разработках нет четкости в формулировках тех или иных мероприятий.
3. Большинство изученных программ не содержит конкретных исполнителей того или иного мероприятия, не указываются источники финансирования и объемы финансовых средств.
4. Ряд программ опирается только на бюджетные ассигнования (бюджет Российской Федерации, города, области или края).
5. В части изученных программ отсутствует механизм реализации программных мероприятий.
6. Не прописан механизм контроля за выполнением программных мероприятий, отсутствуют конкретные сроки их реализации (в лучшем случае указаны годы).
Наши исследования позволили нам разработать модель региональной программы. От известных моделей она отличается своей универсальностью и включает в себя следующие элементы:
- паспорт программы;
- основание для разработки программы;
- анализ актуальности и исходного состояния проблемы;
- цели и задачи программы;
- конкретные программные мероприятия;
- механизм реализации программы;
- оценка эффективности разработанной программы;
- блок приложений к программе.
Кратко охарактеризуем каждый элемент предложенной модели.
В «Паспорте программы» приводятся общие положения, указывается, в соответствии с какими основными положениями или указами разработана целевая стратегическая программа. В этом же блоке указываются инициаторы создания программы, а также непосредственные разработчики и консультанты. Определяется статус программы (городская, областная, региональная, отраслевая и т.п.). Здесь же указывается и ее функциональная ориентация, сроки реализации, а также ожидаемые результаты.
В разделе «Основание для разработки программы» необходимо привести основные законы и нормативно-правовые документы, охватывающие приоритетные направления развития агропроизводства.
В разделе «Анализ актуальности и исходного состояния проблемы» в краткой форме анализируются процессы, происходящие в системе агропромышленного комплекса, включая и агропроизводство муниципального образования. Обобщаются причины и факторы, сдерживающие процессы повышения конкурентоспособности отечественной агропродукции.
В разделе «Цели и задачи программы» формулируется основная цель и конкретизируются
Экономика. Стратегия
основные задачи. Например, в программе кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства Свердловской области приводится следующая цель программы:
«Целью настоящей программы является создание высокоэффективной системы кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства, позволяющей адаптировать структуру подготовки кадров к меняющимся экономическим условиям, сформировать кадровый потенциал, способный реализовать агропродовольственную политику области».
Задачи же кадровой политики выглядят так.
Кадровая политика должна быть направлена на решение следующих задач:
- формирование единого образовательного пространства в агропромышленном комплексе, обеспечивающего универсальное непрерывное образование с учетом преемственности, многовариантности и гибкости всех форм обучения;
- подготовка специалистов высшей и средней квалификации, владеющих рыночным инструментарием (менеджеров, маркетологов, финансовых управляющих, специалистов-консуль-тантов и др.).
В блоке «Программных мероприятий», на наш взгляд, следует предусматривать конкретные научно обоснованные мероприятия, в обязательном порядке указывать ответственных исполнителей их реализации, сроки исполнения и источники финансирования. Что касается раздела «Механизм реализации программы», то необходимо предусматривать экономические и организационно-экономические механизмы, при необходимости технико-технологические и экологические, а также социальные. Центральным звеном данного раздела является финансовый механизм, который должен предусматривать использование финансовых ресурсов как бюджетов различных уровней, так и собственных средств сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений.
В стратегической программе необходимо сделать и прогнозную оценку эффективности ее реализации, предусмотрев специальный раздел. Причем эффект может быть не только экономическим, но и социальным, носить качественный характер. При оценке взаимодействия макроэкономических факторов и внутрисистемных (внутрихозяйственных) возможна оценка и синергетического эффекта, вызванного реализацией программных мероприятий.
Завершает предложенную модель блок приложений к программе. Как правило, в приложение включают крупный табличный материал, нормативно-правовую документацию, действующие отраслевые стандарты, патенты и другую документацию.
Еще одной составляющей стратегического плана являются конкретные бизнес-проекты (бизнес-планы).
Термин «бизнес-план» сравнительно недавно, в начале 90-х годов, прочно вошел в лексикон экономистов-аграрников. В системе агропромышленного комплекса первыми стали использовать бизнес-планы специалисты птицефабрик и птицесовхозов. Первые бизнес-планы, в основном, были разработаны с целью внедрения инновационных проектов (в отрасли птицеводства шли процессы технического перевооружения, внедрения прогрессивных, энерго- и ресурсо-сбе-регающих технологий).
В процессе наших исследований были выделены отдельные особенности бизнес-планов. Нами было подмечено, что их структура меняется в зависимости от их целевого предназначения. Бизнес-планы по целевому признаку можно подразделить на: бизнес-план, разработанный с целью обобщения предыдущего развития предприятия (агрофирмы, сельхозкооперативы и др.); бизнес-план, направленный на реализацию разработанной стратегии развития агропредприятия (включая механизмы и способы реализации целей и стратегических задач); бизнес-план как инструмент, включающий в себя разработку, технико-экономическое и финансовое обоснование проектов и программ развития агропредприятия; бизнес-план как документ, способствующий привлечению финансовых и материальных ресурсов, необходимых для реализации внутрихозяйственных проектов и программ; бизнес-план, разработанный для привлечения высокоэффективных партнеров к реализации внутрифирменных планов, проектов и программ; бизнес-план, разработанный с целью финансового оздоровления сельскохозяйственного предприятия; бизнес-план, разработанный для реализации инвестиционного проекта в системе АПК; бизнес-план, разработанный для осуществления лизинговой сделки или получения банковского кредита; бизнес-план, разработанный для осуществления нововведений (инноваций) на агропредприятии или агрофирме; бизнес-план, разработанный с целью снижения степени риска в процессе развития агропредприятия, его производственной, научно-технической, финансовой, внешнеэкономической деятельности; бизнес-план, разработанный в целях формирования благоприятного общественного мнения в отношении агропредприятия, его развития, планов деятельности, степени социальной ответственности и значимости.
Традиционно бизнес-план составляют из 1012 разделов, в числе которых: резюме > общая характеристика сельскохозяйственного предприятия > характеристика сельскохозяйственных товаров и услуг > рынки сбыта продукции > конкуренция и другие внешние факторы > стратегия маркетинга > производственный план > организационный план > юридический план (для вновь создающихся предприятий) > оценка рисков, управление ими > финансовый план > стра-
Экономика. Стратегия
тегия финансирования.
В ходе подготовки монографии были обобщены характерные ошибки, которые наиболее часто встречаются у разработчиков такого рода документов. Нижеприведенные замечания были сформулированы на основе анализа и экспертных оценок более 750 бизнес-планов, которые были разработаны в разные периоды (1995-2002 гг.) специалистами АПК Среднего Урала.
Выбор структуры бизнес-плана
Приступая к его подготовке, разработчики не всегда четко представляют себе целевое назначение бизнес-плана. А именно, что это: разработка стратегии развития сельскохозяйственного (обслуживающего, перерабатывающего и т.п.) предприятия в целом или отдельных направлений его деятельности, а может быть это бизнес-план финансового оздоровления, или от специалистов требуется подготовка бизнес-плана в целях реализации проекта, направленного на внедрение нововведений и др.!? Следует запомнить аксиому, что исходя из целевого предназначения бизнес-плана должна выбираться и его структура.
Не в обиду будет сказано, но в большинстве случаев экономисты-аграрники используют лишь разработки (методические пособия) вышестоящих организаций, причем в первозданном их варианте. Следует помнить, что бизнес-план - это документ творческих изысканий специалистов, он необходим, в первую очередь, самому продуценту, т.к. имеет важнейшее стратегическое значение для развития предприятия, а не вышестоящей организации, запросившей бизнес-план.
Сроки разработки
Сельхозтоваропроизводители разрабатывают бизнес-планы, как правило, на 3-5 лет. При бизнес-планировании деятельности предприятия в целом рекомендуется, в большинстве случаев, бизнес-план разрабатывать на срок 1 год, реже - на 3 года, лишь иногда - на 5 лет. Возьмите на заметку, что сроки разработки зависят от области применения бизнес-плана и от требований тех, кому бизнес-план адресован.
Язык и стиль изложения
Не следует сильно увлекаться аграрной, чисто профессиональной терминологией, т.к. бизнес-план должен быть понятен всем, особенно финансистам и потенциальным партнерам. Особое внимание необходимо уделять стилю изложения материала. Зачастую правильно выбранный стиль изложения оказывается залогом успеха при привлечении инвесторов. Избегайте орфографических ошибок, строго соблюдайте правила пунктуации. Имеют место случаи, когда бизнес-планы, представленные на конкурс, были отвергнуты по ряду причин, в том числе из-за орфографических ошибок, «корявого» сти-
ля изложения. Бизнес-план должен быть написан деловым языком, доходчивым, живым, но не примитивным. Приведем характерные ошибки и недоработки:
Титульный лист
Оформляется не в полном объеме. Не указывают разработчиков бизнес-плана, дату разработки, адресаты.
Оглавление
Во многих бизнес-планах оно вообще отсутствует.
Резюме (аннотация)
Экономисты-аграрники уделяют этому разделу, на наш взгляд, недостаточно внимания. Они считают его второстепенным, необязательным. Забывая о том, что в нем необходимо в краткой форме изложить наиболее существенные моменты бизнес-плана, имеющие чрезвычайно важное значение с точки зрения адресата. Мало кому удается в резюме четко сформулировать ключевые проблемы, донести до читателя исключительно высокую компетентность своей организации, указать внешние и внутренние факторы, которые обеспечат успех сельхозтоваропроизводителю на продовольственном рынке. Специфичность раздела состоит в том, что он открывает бизнес-план и должен вызывать интерес у читателя, придавать ощущение значимости проекта.
Характеристика предприятия
Он раскрывает особенности отрасли, в которой оно (предприятие) функционирует. Раздел бизнес-плана разрабатывается аграрниками с существенными отклонениями от общепринятых правил. Авторы не указывают многих важных для инвестора сведений. Среди них: историческая справка; организационно-правовая форма; уставный капитал и структура акционеров (для акционерных обществ); структура и управление предприятием; производство и производственный потенциал; научно-технический уровень и потенциал; кадры и кадровый потенциал; положение на внутреннем рынке; внешнеэкономическая деятельность предприятия; взаимодействие с банками и другими финансовыми институтами; меры господдержки и льготы; экономическое и финансовое состояние; характеристика отрасли, доля предприятия в продукции отрасли, конкурентные преимущества предприятия; факторы внешней среды, влияющие на данную отрасль в целом и на предприятие в частности.
Продукция и услуги
Не все разработчики стратегического документа (бизнес-плана) указывают объемы продаж в разрезе видов продукции. За редким исключением авторы проекта указывают на отличительные качества, наличие патентов, торговой
Экономика. Стратегия
марки. Отсутствует описание направлений по улучшению своей продукции, плану производства какой-нибудь новой продукции. Не представляют авторы и аналитических материалов, по которым можно сделать сравнительный анализ преимуществ и недостатков собственной продукции с продукцией конкурентов.
Рынок и план продаж
Сельхозтоваропроизводители плохо представляют свой рынок. Не указываются основные группы потребителей, потенциальная емкость рынка, доля рынка данного предприятия. Разработчики не учитывают того обстоятельства, что сельское хозяйство производит продукцию двоякого назначения - для конечного и производственного потребления. Следует помнить, что у них различные рынки и различные формы реализации. При определении емкости рынка необходимо учитывать этнический, возрастной состав потребителей, их социальный уровень.
Стратегия маркетинговой деятельности
Разработчики не указывают способ установления цен (обычно используются три основных способа формирования цен: исходят из цены производства; устанавливают с учетом спроса и себестоимости продукции; ориентируются на цены конкурентов). Существует ли система скидок, как продается продукция: через посредников, через свою сеть магазинов и т.п. Не указывается доля прямого сбыта (предприятиям переработки, через систему потребкооперации, напрямую через оптовые и колхозные рынки, через магазины, столовые, детские дошкольные учреждения и др.). В описании данного раздела не указывают конкретных мероприятий связанных с продвижением продукции на рынок. Не отражается рекламная деятельность.
План производства
Раздел должен содержать расчеты объемов производства по каждому виду намеченной к выпуску продукции. Необходимы прогнозные расчеты таких исходных показателей, как урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных. Именно они определяют использование земельных угодий и структуру посевов. Необходимо учитывать объем продукции, используемой для собственных нужд предприятия.
В этом разделе дается описание производственной базы, приводятся расходы на закупку и монтаж нового технологического оборудования. Можно привести расчеты планируемого объема продаж.
Организационный график выполнения работ
В большинстве бизнес-планов он отсутствует.
Управление и организационная структура
Придают этому разделу второстепенное значение. Редко кому из авторов удается хорошо подать управленческую команду, которая будет реализовывать проект, ее опыт, зрелость, квалификацию, компетентность, а также описать механизм реализации проекта.
Финансовый план
Не выполняется основное требование. В этом разделе должны быть обобщены материалы всех предыдущих разделов в стоимостном выражении. В отдельных бизнес-планах отсутствуют следующие необходимые данные: объем продаж товаров (услуг) в результате реализации проекта; капитальные затраты; баланс текущих доходов и затрат; баланс денежных поступлений и расходов по проекту, позволяющий оценить сколько денег и на каком этапе потребуется; прогнозируемый баланс активов и пассивов всего предприятия с учетом осуществления проекта; определение чистого дисконтированного дохода и чистой текущей стоимости, позволяющие оценить эффективность проекта по сравнению с другими вариантами.
Что касается конкретных проектов, то для пригородного агропроизводства они были разра-
Экономика. Стратегия
ботаны в разрезе продуктовых подкомплексов с учетом вышеприведенной методики. Их краткое содержание изложено в следующей главе настоящей книги.
Трудно переоценить значение механизма реализации стратегического плана. Механизм реализации стратегического плана, должен содержать нормативно-правовое закрепление стратегического плана; финансово-кредитный механизм, организационный, технико-технологический, социально-экономический и др.; должен учитывать городскую (районную) политику, определяющую поле деятельности и основные организационные действия, направленные на достижение поставленных целей городского (районного) развития; маркетинг потребительского рынка продовольственных товаров, продвижение стратегического плана, PR-кампании, сайт в Интернете; систему мониторинга и оценки результативности.
Настоящая методика легла в основу инструментария для подготовки стратегии развития агрокомплекса муниципального образования. Стратегия и стратегический план развития агрокомплекса муниципального образования - г. Екатеринбург в настоящее время опубликованы и находятся в процессе реализации.
Литература
1. Саати Т., Кернс К. Аналитическое планирование. Организация систем / Пер. с англ. Р.Т. Вачнадзе. Под ред. И.А. Ушакова. - М.: Радио и связь, 1991.
2. Сёмин А.Н. Флагманы сельскохозяйственного производства: как сохраняют конкурентоспособность сельскохозяйственные предприятия Среднего Урала. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГС-ХА, 1997. - 258 с.
3. Стратегия развития крупнейшего города: взгляд в будущее (научно-методологический подход) / Науч. рук. авт. колл. проф. Е.Г. Анимица и проф. В.С. Бочко. - Екатеринбург: ГИПП «Уральский рабочий», 2003. - 600 с.