Научная статья на тему 'Некоторые тенденции трансформации общественного воспроизводства'

Некоторые тенденции трансформации общественного воспроизводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / ADVERTISING / РЕАЛЬНО-ВИРТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / REAL-VIRTUAL PRODUCT / ВИРТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / VIRTUAL COMPONENT / ВИРТУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / VIRTUAL NEEDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антипов К. В.

Виртуальная деятельность в системе общественного воспроизводства создает виртуальный продукт, принимающий форму товаров или услуг. По мнению автора, следующий шаг виртуализация системы общественного воспроизводства и превращение знаний в главный фактор развития, сочетаемое со всеобщей компьютеризацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual work in the system of social reproduction creates a virtual product in the form of goods or services. To the author's opinion, the next step is the virtualization of the system of social reproduction and transformation of knowledge into the main factor of development in combination with universal computerized.

Текст научной работы на тему «Некоторые тенденции трансформации общественного воспроизводства»

добро пожаловать

в виртуальный мир!

некоторые тенденции

трансформации общественного

воспроизводства

Антипов К.В.

канд. экон. наук, зав. кафедрой управления рекламным бизнесом, Московский государственный университет печати [email protected]

_Аннотация

Виртуальная деятельность в системе общественного воспроизводства создает виртуальный продукт, принимающий форму товаров или услуг. По мнению автора, следующий шаг - виртуализация системы общественного воспроизводства и превращение знаний в главный фактор развития, сочетаемое со всеобщей компьютеризацией.

Виртуальный продукт так или иначе, в большей или меньшей степени материализуется. Минимальной степенью материализации виртуального продукта служит запись на тех или иных носителях (электронных, печатных). Максимальной степенью его материализации является его воплощение в вещественную оболочку товара (услуги).

Глобальная трансформация системы общественного воспроизводства осуществляется по четырем основным направлениям:

- трансформация индустриальной стадии развития производственных сил общества в информационную на базе научно-технического прогресса, сопровождаемая трансформацией индустриального общества в информационное [1, 2, 3];

- вызревание условий для системного кризиса рыночно-капиталистической системы хозяйствования;

- накопление предпосылок мирового экологического кризиса, характеризуемого

российское предпринимательство, 2009, № 4 (2)

¿Я

взаимопереплетением кризисов экологии человека, природы, общества. Это создает мощное давление в направлении перехода от рыночно-престижного к экологическому образу жизни и системной экологизации процесса воспроизводства во всех отраслях экономики [4];

- быстрое нарастание таких процессов, как:

1) углубление и разветвление международного разделения труда и его кооперации;

2) интернационализация денежных, финансовых и информационных потоков;

3) перемещение людей между странами;

4) формирование разного рода международных социально-экономических комплексов;

5) усиление интеграционных процессов во всей системе общественного воспроизводственного процесса совместно с соответствующими трансформационными изменениями государственных суверенитетов и формированием принципиально нового мирового порядка в его альтернативных вариантах [5].

Виртуальный продукт

Виртуализация системы общественного воспроизводства, будучи составной частью глобальной трансформации, носит объективно обусловленный характер на этапе трансформации индустриального общества в информационное на базе научно-технического прогресса.

Сегодня реальная материальная и интеллектуальная общественно-полезная деятельность создает реально-виртуальный продукт (термин автора). Причем в современном общественном воспроизводственном процессе практически каждый реальный продукт (товар или услуга) содержит в себе в большей или меньшей мере виртуальный компонент, начиная от бренда фирмы (или изделия) и завершая виртуальной привлекательностью для потребителя полезных свойств товара или услуги. По мере виртуализации общественного воспроизводственного процесса формируется и развивается комплекс собственности осо-

Ключевые слова

реклама;

реально-виртуальный

продукт;

виртуальный

компонент;

виртуальные

потребности

Keywords:

advertising; real-virtual product; virtual component; virtual needs

экономическая теория

5

бого вида - комплекс собственности на виртуальный продукт, который принято называть комплексом интеллектуальной собственности.

р

развитие науки,

образования,

_культуры

и искусства

приводит

к расширению

виртуального

пространства

жизне-

деятельности

отдельного

и общества _в целом

Виртуализация потребностей и расширение объема продаж

Органичной частью процесса виртуализации системы общественного воспроизводства является процесс виртуализации потребностей.

Развитие науки, образования, культуры и искусства приводит к расширению виртуального пространства жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом. А это, соответственно, приводит к возрастанию виртуальных потребностей во всей системе общественного воспроизводства. В современных условиях жизнедеятельность людей приобретает особый характер, что связано с сочетанием духовных и интеллектуальных усилий с применением компьютерной техники. В результате все более широкое распространение компьютеризации приводит к возрастанию виртуальных потребностей в обществе.

наче на возрастание виртуальных потребностей в обществе воздействует функционирование и развитие рыночно-капи-талистической системы. Как известно, основополагающими целевыми установками этой системы являются увеличение нормы и массы прибыли и накопление денежного капитала. Это, в свою очередь, предполагает постоянное наращивание объема продаж товаров и услуг.

При этом виртуализация значительной части потребностей людей в системе общественного воспроизводства, удовлетворение этих потребностей такими товарами и услугами, которые в своей существенной части или даже целиком и полностью представляют собой виртуальный продукт, создает весьма благоприятные условия как для расширения объема продаж, так и для увеличения нормы и массы прибыли.

р

оссийское предпринимательство, 2009, № 4 (2) \

Виртуализация системы общественного воспроизводства

Расширение объема продаж связано с практически неограниченными в качественном и количественном диапазоне виртуальными потребностями. А относительно низкие затраты живого и овеществленного труда на создание товаров со значительной виртуальной компонентой и оказание виртуальных услуг позволяют резко увеличивать норму и массу прибыли. При этом основные затраты падают на прямую и косвенную рекламу, на которую возлагается задача внедрить в сознание потенциальных потребителей идею особой ценности и привлекательности особым образом виртуализированных продуктов (товаров и услуг).

Автор выработал следующее определение: виртуализация системы общественного воспроизводства - это комплексное преобразование всей системы общественного воспроизводственного процесса во всех его сферах и на всех уровнях на основе превращения знаний в главный фактор ее развития, сочетаемое с системной компьютеризацией этого процесса.

Объективная необходимость экономического закона виртуализации системы общественного воспроизводства обусловлена взаимодействием процесса трансформации на базе научно-технического прогресса индустриальной стадии развития общества в информационную стадию, с одной стороны, и системной компьютеризацией жизнедеятельности людей - с другой. Информационная стадия, иначе говоря, может быть названа постиндустриальной стадией, а также стадией, базирующейся, прежде всего, на интенсивном генерировании и применении новых знаний. Для исследования проблемы формирования и развития комплекса рекламы в условиях виртуализации системы общественного воспроизводства особый интерес представляет собой виртуализация сферы потребления. Обусловлено это тем, что данная сфера явля-

...низкие затраты живого

и овеществленного труда на создание товаров со значительной виртуальной компонентой позволяют резко увеличивать норму и массу прибыли

экономическая теория

ется важнейшей органической составной частью системы общественного воспроизводства в целом.

Литература

1. Годунов И.В., Ларионов И.К. Политическая экономия. Путь в ХХ век. - М.: Наука, 2006. - С. 44-61, 550-591.

2. Алиев А.Т. Развитие теоретических основ ценообразования в условиях эволюции социально-экономических отношений. - М.: Экономика, 2003. - С. 78-103.

3. Лавшук Ю.В. Жизнь или смерть цивилизации, модель, прогноз, роль интеллекта и информации. - Иркутск: Известия Восток, 1994.

4. Ярмольчук В.Г. Совершенствование систем управления экономикой и уровень жизни личности. - М.: Издательство Национального института бизнеса, 2006. - С. 25-33, 55-79, 112-127.

5. Черной Л.С. Глобализация: прошлое или будущее? - М.: Академкнига, 2003. - С. 34-75, 424-429.

6. Делягин М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации. - М.: Инфра-М, 2003.

Antipov K.V.

Cand. of Econ. Sci, head of the department of advertising business, Moscow State University of Printing Arts

_ Welcome to the virtual world!

_ some of the trends of transformation of social reproduction

__Annotation

Virtual work in the system of social reproduction creates a virtual product in the form of goods or services. To the author's opinion, the next step is the virtualization of the system of social reproduction

_ and transformation of knowledge into the main factor of development in

_ combination with universal computerized.

российское предпринимательство, 2009, № 4 (2)

=w-

_для исследования

_проблемы

_формирования

_и развития

_комплекса

рекламы в условиях

_виртуализации

_системы

_общественного

_воспроизводства

_особый интерес

_представляет

_собой

_виртуализация

сферы потребления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.