добро пожаловать
в виртуальный мир!
некоторые тенденции
трансформации общественного
воспроизводства
Антипов К.В.
канд. экон. наук, зав. кафедрой управления рекламным бизнесом, Московский государственный университет печати [email protected]
_Аннотация
Виртуальная деятельность в системе общественного воспроизводства создает виртуальный продукт, принимающий форму товаров или услуг. По мнению автора, следующий шаг - виртуализация системы общественного воспроизводства и превращение знаний в главный фактор развития, сочетаемое со всеобщей компьютеризацией.
Виртуальный продукт так или иначе, в большей или меньшей степени материализуется. Минимальной степенью материализации виртуального продукта служит запись на тех или иных носителях (электронных, печатных). Максимальной степенью его материализации является его воплощение в вещественную оболочку товара (услуги).
Глобальная трансформация системы общественного воспроизводства осуществляется по четырем основным направлениям:
- трансформация индустриальной стадии развития производственных сил общества в информационную на базе научно-технического прогресса, сопровождаемая трансформацией индустриального общества в информационное [1, 2, 3];
- вызревание условий для системного кризиса рыночно-капиталистической системы хозяйствования;
- накопление предпосылок мирового экологического кризиса, характеризуемого
российское предпринимательство, 2009, № 4 (2)
¿Я
взаимопереплетением кризисов экологии человека, природы, общества. Это создает мощное давление в направлении перехода от рыночно-престижного к экологическому образу жизни и системной экологизации процесса воспроизводства во всех отраслях экономики [4];
- быстрое нарастание таких процессов, как:
1) углубление и разветвление международного разделения труда и его кооперации;
2) интернационализация денежных, финансовых и информационных потоков;
3) перемещение людей между странами;
4) формирование разного рода международных социально-экономических комплексов;
5) усиление интеграционных процессов во всей системе общественного воспроизводственного процесса совместно с соответствующими трансформационными изменениями государственных суверенитетов и формированием принципиально нового мирового порядка в его альтернативных вариантах [5].
Виртуальный продукт
Виртуализация системы общественного воспроизводства, будучи составной частью глобальной трансформации, носит объективно обусловленный характер на этапе трансформации индустриального общества в информационное на базе научно-технического прогресса.
Сегодня реальная материальная и интеллектуальная общественно-полезная деятельность создает реально-виртуальный продукт (термин автора). Причем в современном общественном воспроизводственном процессе практически каждый реальный продукт (товар или услуга) содержит в себе в большей или меньшей мере виртуальный компонент, начиная от бренда фирмы (или изделия) и завершая виртуальной привлекательностью для потребителя полезных свойств товара или услуги. По мере виртуализации общественного воспроизводственного процесса формируется и развивается комплекс собственности осо-
Ключевые слова
реклама;
реально-виртуальный
продукт;
виртуальный
компонент;
виртуальные
потребности
Keywords:
advertising; real-virtual product; virtual component; virtual needs
экономическая теория
5
бого вида - комплекс собственности на виртуальный продукт, который принято называть комплексом интеллектуальной собственности.
р
развитие науки,
образования,
_культуры
и искусства
приводит
к расширению
виртуального
пространства
жизне-
деятельности
отдельного
и общества _в целом
Виртуализация потребностей и расширение объема продаж
Органичной частью процесса виртуализации системы общественного воспроизводства является процесс виртуализации потребностей.
Развитие науки, образования, культуры и искусства приводит к расширению виртуального пространства жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом. А это, соответственно, приводит к возрастанию виртуальных потребностей во всей системе общественного воспроизводства. В современных условиях жизнедеятельность людей приобретает особый характер, что связано с сочетанием духовных и интеллектуальных усилий с применением компьютерной техники. В результате все более широкое распространение компьютеризации приводит к возрастанию виртуальных потребностей в обществе.
наче на возрастание виртуальных потребностей в обществе воздействует функционирование и развитие рыночно-капи-талистической системы. Как известно, основополагающими целевыми установками этой системы являются увеличение нормы и массы прибыли и накопление денежного капитала. Это, в свою очередь, предполагает постоянное наращивание объема продаж товаров и услуг.
При этом виртуализация значительной части потребностей людей в системе общественного воспроизводства, удовлетворение этих потребностей такими товарами и услугами, которые в своей существенной части или даже целиком и полностью представляют собой виртуальный продукт, создает весьма благоприятные условия как для расширения объема продаж, так и для увеличения нормы и массы прибыли.
р
оссийское предпринимательство, 2009, № 4 (2) \
Виртуализация системы общественного воспроизводства
Расширение объема продаж связано с практически неограниченными в качественном и количественном диапазоне виртуальными потребностями. А относительно низкие затраты живого и овеществленного труда на создание товаров со значительной виртуальной компонентой и оказание виртуальных услуг позволяют резко увеличивать норму и массу прибыли. При этом основные затраты падают на прямую и косвенную рекламу, на которую возлагается задача внедрить в сознание потенциальных потребителей идею особой ценности и привлекательности особым образом виртуализированных продуктов (товаров и услуг).
Автор выработал следующее определение: виртуализация системы общественного воспроизводства - это комплексное преобразование всей системы общественного воспроизводственного процесса во всех его сферах и на всех уровнях на основе превращения знаний в главный фактор ее развития, сочетаемое с системной компьютеризацией этого процесса.
Объективная необходимость экономического закона виртуализации системы общественного воспроизводства обусловлена взаимодействием процесса трансформации на базе научно-технического прогресса индустриальной стадии развития общества в информационную стадию, с одной стороны, и системной компьютеризацией жизнедеятельности людей - с другой. Информационная стадия, иначе говоря, может быть названа постиндустриальной стадией, а также стадией, базирующейся, прежде всего, на интенсивном генерировании и применении новых знаний. Для исследования проблемы формирования и развития комплекса рекламы в условиях виртуализации системы общественного воспроизводства особый интерес представляет собой виртуализация сферы потребления. Обусловлено это тем, что данная сфера явля-
...низкие затраты живого
и овеществленного труда на создание товаров со значительной виртуальной компонентой позволяют резко увеличивать норму и массу прибыли
экономическая теория
ется важнейшей органической составной частью системы общественного воспроизводства в целом.
Литература
1. Годунов И.В., Ларионов И.К. Политическая экономия. Путь в ХХ век. - М.: Наука, 2006. - С. 44-61, 550-591.
2. Алиев А.Т. Развитие теоретических основ ценообразования в условиях эволюции социально-экономических отношений. - М.: Экономика, 2003. - С. 78-103.
3. Лавшук Ю.В. Жизнь или смерть цивилизации, модель, прогноз, роль интеллекта и информации. - Иркутск: Известия Восток, 1994.
4. Ярмольчук В.Г. Совершенствование систем управления экономикой и уровень жизни личности. - М.: Издательство Национального института бизнеса, 2006. - С. 25-33, 55-79, 112-127.
5. Черной Л.С. Глобализация: прошлое или будущее? - М.: Академкнига, 2003. - С. 34-75, 424-429.
6. Делягин М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации. - М.: Инфра-М, 2003.
Antipov K.V.
Cand. of Econ. Sci, head of the department of advertising business, Moscow State University of Printing Arts
_ Welcome to the virtual world!
_ some of the trends of transformation of social reproduction
__Annotation
Virtual work in the system of social reproduction creates a virtual product in the form of goods or services. To the author's opinion, the next step is the virtualization of the system of social reproduction
_ and transformation of knowledge into the main factor of development in
_ combination with universal computerized.
российское предпринимательство, 2009, № 4 (2)
=w-
_для исследования
_проблемы
_формирования
_и развития
_комплекса
рекламы в условиях
_виртуализации
_системы
_общественного
_воспроизводства
_особый интерес
_представляет
_собой
_виртуализация
сферы потребления