ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ КАК ПЕРЕХОД К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Е. Ю. КРУГОВА
В статье с целью изучения виртуализации современной экономической системы рассматриваются предпосылки появления виртуальной экономики, также рассматривается пересечение и точки соприкосновения виртуальной и реальной экономики.
Ключевые слова: электронные деньги, виртуализация, виртуальная экономика.
Особенностью развития современной экономики является использование новейших достижений научной мысли и возникновение новой среды, трансформирующей традиционную экономику. Состояние общества и особенно его экономической сферы характеризуется процессами глобализации и информатизации, которые предопределили трансформацию всей социальной жизни, изменение культурных ценностей.
Культура выражает совокупность экономических, социально-политических и духовных отношений, состояний и изменений, сопровождающихся процессами опредмечивания и распредмечивания общественно-хозяйственной деятельности, посредством которых накапливается, передается и осваивается людьми опыт, знания, навыки. Процесс развития общественно-хозяйственной деятельности является главным источником формирования экономической культуры.
По широко используемой классификации А. Тоффлера, в данный момент человеческая цивилизация находится в состоянии перехода к обществу «третьей» волны. Первая волна возникла с зарождением относительно примитивного натурального хозяйства несколько тысячелетий назад. Вторая волна ознаменовалась развитием индустриального общества, переход к которому начался несколько сотен лет назад. Вскоре после Второй мировой войны человечество вошло в постиндустриальное общество третьей волны, которое ведет к подлинно информационному обществу и экономике [15].
Каждый из этих этапов характеризуется уникальной экономической системой, специфическими социальными структурами и формами экономической активности для поддержания устойчивого развития. Поскольку деньги являются
важнейшим экономическим инструментом, то за переходом общества от одного этапа развития к другому следует процесс эволюции сущности денег, которые постоянно увеличивают свое информационное содержание.
Считаем необходимым отметить, что общество скорее идет к информативной экономике, нежели информационной. Информационная экономика просто перерабатывает информацию, информативная экономика производит новое знание [8; 5].
Природные процессы становятся информативными для субъекта, который способен осуществить управление ими в той мере, в которой развито его понимание их. Субъект, осознавая совокупность природных процессов в определенном смысле, понимает ее как специфическую, данную ему среду, природу - как реальность. Развитие понимания и технического овладения природой привело к необходимости выделения отдельного понятия - «виртуальная реальность».
Определение «виртуальное» восходит к понятию <шЛш». Родившись в языковой среде античного мира, оно прошло многовековую историю, наполняясь на каждой ступени новыми свойствами и значениями, занимая новые сферы применения. Содержание <т1!ш» раскрывается в таких значениях, как: мужественность, героические
подвиги, превосходное качество, нравственное совершенство.
В эпоху Возрождения, как отмечает М. Барг, понимание человека и общества в контексте <тг-1:ш» связано с особым представлением о «социальном» времени, которое «выступало как серия не связанных друг с другом разрозненных моментов. В каждом из этих моментов для человека открывается возможность либо умереть, либо реа-
лизовать свою деятельную волю» [2; 3]. Е. Гряз-нова отмечает, что энергия и виртуальное имеют общее начало [6].
В индустриальную эпоху понятие «виртуальное» используется в естественных науках. В физике его используют для обозначения возможных, мнимых, ненаблюдаемых объектов. Т. Романовская отмечает, что мир виртуальных перемещений выступает как один из возможных
миров, так и не ставших миром действительных перемещений.
Развитие информационных технологий и их активное применение создали предпосылки для формирования нового типа цивилизации, где доминирующей становится сфера интеллектуальной деятельности человека, а основным культурным компонентом - не материальный, а идеальный фактор - человеческая мысль как таковая (рис. 1).
Рис.1. Виртуальная реальность как грань соприкосновения реального и идеального миров
Виртуальная реальность проявляется как опосредующее звено между миром «идеальным», существующим в сознании человека, и реальным миром.
В этих условиях экономическая жизнь общества изменяет свое содержание, структуру, отношения, институты и реализуется в виртуальной реальности.
Ж. Бодрийяр первым использовал метафору виртуальности при описании современных социальных процессов. Виртуализация в обществе, по его мнению, это трансформация, при которой отношения между людьми принимают форму отношений между вещами, процесс создания и реализации ценностей превращает человека лишь в функциональный ресурс общества, а социальные институты - в «автономную реальность», ценности перестают быть аутентичной реальностью, социальные технологии превращаются в «знаки», замкнутые сами на себя [4]. Функционирование социальной системы выступает как симуляция, скрывающая отсутствие «глубинной реальности». Когда ценности реализованы, то, что считается социальной реальностью, утрачивает устойчивость и определенность. Социальные институты, теряя власть над индивидом, становятся образом, институциональная структура общества симулируется, но, сохраняя атрибутику реальности, служит своего рода виртуальной операционной средой, открытой для входа и выхода. Подобным образом операционная система Windows сохраняет атрибутику реальности.
Сам термин «виртуализация» активно вводится в научный оборот с середины 1990-х гг. Одновременно с разработкой собственно теорий виртуализации, такие понятия как «реальное /
виртуальное» начала, стали использоваться в теории глобализации. Термин «виртуальное пространство» использовал М. Уотерс, термин «виртуальная экономика» - У. Бек. Уже привычным для исследователей глобализации стал предложенный С. Сассеном и Г. Аригхи термин «виртуализация экономической деятельности».
Развитие телекоммуникационных технологий дает возможность объединить в одну связанную систему миллионы компьютеров, других технических устройств в разных странах мира, структурировать глобальную базу данных, хранить и передавать информацию, а в конечном итоге создавать и структурировать пространственные потоки капитала, денег, товаров, услуг. В результате формируется основа виртуального мира, в том числе и экономического виртуального мира, сосуществующего с мирами природы, социума, культуры.
Знания, информационные технологии превратились сегодня в безусловную доминанту общественного развития. Подвергаются основательным изменениям управленческие процессы, которые, с одной стороны, все в большей степени используют новейшие организационные и информационные технологии, а с другой - инициируют творческие способности человека. В целом же, формирование новой культуры являет собой закономерный результат внедрения нового типа технологии. В ходе научно-технического прогресса последняя стимулирует всевозрастающую интеллектуализацию процесса производства, социальной практики в целом.
В разных странах и регионах информационные процессы развиваются неравномерно. Однако планетарный императив совершающихся измене-
ний говорит о необходимости организации информации с тем, чтобы общество переходило на новую, более высокую ступень своего развития.
Интернетом пользуются почти 26 % из 6,7 млрд чел., живущих сегодня на планете (табл. 1).
Степень проникновения Инте
Степень проникновения Интернета по регионам весьма неравномерна - от 6,8 % в Африке до 74,2 % - в Северной Америке. В России по состоянию на 01.10.2009 г. степень проникновения Интернет составила 28,1 %.
Таблица 1
по регионам, на 01. 10. 2009 г.
Регион Численность населения, млн чел. Доля о i населения планеты, % Число пользователей Интернет, млн чел. Степень проникновения Интернета, % Рост пользования I ¡п Уернетом в период с 01.10.2000 но 01.10.2009 гг. %
Африка 991,0 14,6 67,4 6,8 1392,4
Азия 3808,1 56,3 738,3 19,4 545,9
Европа 803,9 11,9 418,0 52,0 297,8
Россия 141,9 2,1 39,9 28,1 1200,2
Ближний Восток 202,7 3,0 57,4 28,3 1648,2
Северная Америка 340,8 5,0 252,9 74,2 134,0
Латинская Америка и страны Карибского бассейна 586,7 8,7 179,0 30,5 890,8
Австралия и Океания 34,7 0,5 21,0 60,5 175,2
Всего 6767,8 100,0 1734,0 25,6 380,3
Несмотря на кризисную ситуацию, сложившуюся с осени 2008 г. степень проникновения Интернета продолжает расти, о чем свидетельствует сравнение данных таблиц 1 и 2.
До кризиса, по состоянию на 31.12.2007 г., степень проникновения Интернет в мире составляла 17,8 %, после кризиса - 25,6 %. Это обусловлено
Степень проникновения Инте
расширением технических возможностей использования телекоммуникационных сетей, конкуренцией провайдеров услуг предоставления пользования Интернетом, удешевлением для абонентов стоимости услуг и стремлением субъектов экономики снизить свои издержки хозяйствования путем использования телекоммуникационных технологий.
Таблица 2
по регионам, на 31. 12. 2007 г.
Регион Численность населения в 2007 году, млн чел. Доля от населения планеты, % Число пользователей Интернет в 2007 году, млн чел. Степень проникно вения Интернета, % Рост пользования Интернетом в период 2000-2007 гг.
Африка 933,4 14,2 33,5 3,6 643,1
Азия 3 712,5 56,5 436,8 11,8 282,1
Нвропа 809,6 12,3 321,9 39,8 206,2
Россия 142,2 2,2 34,0 23,9 690,7
Ближний Восток 193,5 2,9 19,5 10,1 494,8
Северная Америка 334,5 5,1 232,7 69,5 115,2
Латинская Америка и страны Карибского бассейна 556,6 8,5 109,9 19,8 508,6
Австралия и Океания 34,5 0,5 18,8 54,5 146,7
Всего 6574,7 100,0 1173,1 17,8 225,0
Аналогичная ситуация наблюдается и в сфере пользователей мобильной связи в мире. По данным
сотовой связи. Глобальный экономический кризис Международного союза электросвязи, за последние
практически не повлиял на темпы роста количества шесть лет наиболее распространенной технологией
коммуникации стала сотовая связь - ею пользуются втрое чаще, чем проводной. В конце 2008 г. 60 % людей на планете пользовались мобильным телефоном, тогда как в 2002-м их насчитывалось лишь 12 %. Количество мобильных номеров, в 2002-м приближавшееся к 1 млрд, к концу 2008-го составило 4,1 млрд штук [14].
В России в конце 2008 г. насчитывалось примерно 188,7 млн абонентов, уровень проникновения сотовой связи в среднем по стране оценивался в 130-136 %. По охвату населения услугами мобильной связи Россия не отстает от наиболее развитых рынков Европы. Причем если зарубежным странам понадобилось до выхода на имеющийся уровень развития пять-шесть лет, то РФ достигла его всего за два года. В денежном исчислении отечественный рынок сотовой связи в 2008 г. достиг 25, 3 млрд долл. [13].
Среди потребителей растет спрос на контент, рекламу и возможность покупать товары и услуги с помощью мобильного телефона.
В обществе XIX - первой половины XX в. товар - это вещь, чье объективное свойство - это благо; основными характеристиками экономики являются производительность и платежеспособность. Сегодня производство товаров любой степени сложности не является экономической проблемой, проблема состоит в том, как эти товары продать, а именно придать особую привлекательность в глазах покупателя. Продается зачастую не товар, а марка, брэнд, знак, и цену товара определяет не меновая стоимость, не реальные свойства и не затраты труда, а социальный статус брэнда, образ стоимости товара. Механизм ценообразования на одежду, автомобили, электронную технику и многое другое, как отмечает Д. Иванов, адекватно описывается не А. Смитом, К. Марксом или Дж. Кейнсом, а средневековым схоластом Ф. Аквинским его концепцией «справедливой цены», обусловленной «происхождением» товара [9]. На рынке продаются образы товаров, «раскрученные» рекламой, и производство стоимости уходит со сборочных конвейеров и перемещается в рекламное агентство.
К трем традиционным концепциям цены можно добавить четвертую:
1) марксизм: цена - функция «объективной» стоимости (императив «реального» производства);
2) маржинализм: цена - функция «субъективной» стоимости (императив потребления);
3) монетаризм: цена - функция меновой стоимости (императив рынка);
4) «виртуализм»: цена - функция образа стоимости (императив «виртуального» производства).
Практическое формирование новой концепции зафиксировал К. Омае, который охарактеризовал этот процесс как «главный парадигмальный сдвиг последнего десятилетия».
Поскольку на рынке обращаются теперь изображения, образы ценностей, то еще одной возможностью является подмена реальности наличия денежных средств: не обязательно иметь деньги, важно создавать соответствующий имидж имеющего, что обеспечит кредит. Такого рода виртуальностью пропитана вся экономика - банки держат обязательств на порядки больше, чем реальных средств, и единовременное востребование всех вкладов и всех выплат по страховкам физически невозможно, хотя юридически правомочно. Банк даже при выполнении нормы резерва характеризуется виртуальной платежеспособностью. Таким образом, в неэлектронной виртуализации экономики выделим два аспекта: изменение цены как функции и превалирование образа товара над его функциональной значимостью.
Электронная виртуализация экономики во многом сохраняет традиционные формы экономического взаимодействия, переводя их в интерактивный режим. Ожидается, что к 2015 г. в развитых странах 50 % услуг будет оказываться через Интернет. На сегодняшний день «во внешнеэкономической сфере пространство виртуализации включает такие понятия, как электронный рынок, электронная коммерция, виртуальный продукт, виртуальное производство, виртуальная фабрика, виртуальный банк и виртуальные организации в целом» [7].
Виртуальная экономика представляет собой часть особой формы пространства жизнедеятельности человека, где отношения между людьми обезличиваются в результате процесса обобществления, отчуждения и детерминируются принципиально новыми знаками и символами, рожденными в рамках техногенного глобализирующегося социума. Функционирование экономической системы все чаще выступает как симуляция [11].
В условиях возрастающей виртуализации экономической жизни меняется и сущность человека, поскольку он имеет дело не с реальным предметом, а со знаком, «симуляцией» изображаемого: появляются виртуальные рынки, взаимодействуют виртуальные субъекты экономической деятельности, между ними выстраиваются виртуальные отношения, функционируют виртуальные институты, виртуализируется экономическое сознание. Человеку становится под силу не просто перестраивать окружающий мир, но и создавать собственную Вселенную, повинующуюся
продиктованным им самим законам - виртуальную реальность. Наряду с анализом и синтезом, все большую роль приобретает интуиция, вдохновение, неформальные методы решения поставленных вопросов.
Создаваемая виртуальная реальность - не просто отражение окружающего мира, это в некоторой степени самовоспроизводящаяся система, придерживающаяся в процессе своего развития заданных закономерностей, но строящая свою «жизнь» в соответствии с получаемыми сведениями. Виртуальный мир порождает собственную культуру, основной ценностью которой являются теоретические знания и информационная деятельность. В ней те-
ряют значимость традиционные социокультурные нормы и идеалы, взамен которых возникают новые культурные формы материальной и духовной предметности. Основанием виртуализации экономики можно считать появление денежной системы как таковой. С переводом ценностей в бумажный эквивалент форма хозяйствования определила поле подмены реальности ценностей. Мы считаем, что появление электронных денег лишь изменило форму подачи этой подмены. На основе общего представления о феномене замещения реальности образами сделаем вывод, что не компьютеризация жизни виртуализирует экономику, а виртуализация экономики компьютеризирует ее (рис. 2).
Рис. 2. Предпосылки появления виртуальной экономики
Как отмечает А. Абельцев: «Корень виртуализации экономики состоит в том, что экономические феномены формируются теперь изначально в сознании человека, а не в реальной действительности, а новые информационные технологии позволяют придать ментальным факторам немыслимую прежде силу, спроецировать их взаимодействие на реальный мир до такой степени, что, по сути, формируются две экономики: «настоящая» и «искусственная», в которой экономическая реальность предстает в виде некоторых информационных инструкций, иногда вообще не
обусловленных состоянием и тенденциями «настоящей экономики» [1]. Скорость технологического прогресса такова, что на одном полюсе порождается власть над гигантскими информационными массивами и взлет творческой активности у значительной части населения, в то же время на другом полюсе создается не менее значительная масса людей, покинувших сферу материального производства, но перешедших не в информационный сектор, а в «никуда».
Сегодня в результате всемирной «виртуализации» можно говорить о появлении нового на-
правления в экономической науке - виртуальной экономики. Переходность, мимолетность, грань реальности и видимости, намеки на новое и ростки этого нового посреди обломков старого уклада жизни - вот что такое «виртуальная экономика». Если понятие «постиндустриальная экономика» говорит только о том, что было, то понятие «виртуальная экономика» фиксирует движение вперед, к тому, что будет [8].
Телекоммуникационные технологии становятся главным средством и средой экономической деятельности. Виртуализация экономики вызывает к жизни коммерциализацию киберпространства, в котором теперь осуществляется полный цикл сделки. В современной экономической культуре нашли отражение социально-экономические, информационные и технологические процессы, которые обусловливают взаимодействие экономического сознания и экономической реальности в сфере виртуального.
Виртуальная экономическая культура представляет собой поле вневременных, внепростран-ственных символических систем, где человек конструирует и моделирует образы, дающие импульс развития его реальному экономическому поведению. В информационном обществе происходят масштабные изменения культуры производства, бизнеса, организации работы, досуга, потребления. Они обусловлены быстрым процессом «объективирования» информации и знаний, возможностями их передачи в виде технологий по телекоммуникациям широким слоям населения и в развивающиеся страны, возникновением новых видов деятельности на основе использования знаний и информации. Культура виртуальной экономической жизни по своей сути является культурой информационной индустрии, не имеющая жестких разграничений между материальными и духовными формами предметности.
Важнейшей отличительной чертой виртуальной экономической жизни является ее способность мобилизации в предельно сжатые сроки. Виртуализация становится условием формирования глобальной экономики. Отличительными чертами виртуальной экономической сферы являются: изменение пространственно-временных параметров; основанность на производстве знаний и информаций; простота и легкость вхождения в рынок; основанность на прямых отношениях производителя и потребителя; симуляторы денег, товаров, услуг - основные элементы этой сферы; экономическая деятельность превращается в игру; происходит виртуализация экономического сознания и культуры.
Сегодня существуют, пересекаясь и дополняя друг друга, две экономики: реальная и виртуальная. В Интернете есть призывы покинуть реальный мир и переместиться в виртуальный, который, по мнению авторов этой идеи, сможет кардинально преобразовать жизнь людей на нашей планете не только в сфере экономики, культуры и политики. В 2001 г. даже был опубликован «Манифест виртуального государства», который основан на преувеличении возможностей технологии новейших коммуникационных связей. Однако реальный мир - это не только потоки информации, но и производство реальных продуктов, обеспечивающих как духовные, так и материальные потребности людей, которые неизбежно существуют в силу физической природы людей.
В действительности же виртуальная экономика - это пространство уже крепко схваченное крупными корпорациями, где зарабатываются реальные деньги и идет погоня за получением максимальной прибыли. Виртуальная экономика подчиняет реальную экономику.
Виртуальная экономика, на наш взгляд, может быть условно подразделена на четыре группы:
- игровая сфера;
- сфера торгового обращения;
- сфера денежного обращения;
- сфера движения фиктивного финансового капитала.
Касательно первой группы, игры являются товаром народного потребления длительного пользования. На сегодняшний день эта область экономики не имеет четких общепризнанных юридических международных правил (впрочем как и остальные группы). Эта сфера охватывает детей, подростков, взрослых игроков, треть из которых проводят в виртуальном мире больше времени, чем на оплачиваемой работе. Погружаясь в виртуальный мир, люди пытаются уйти от трудностей, находя в нем свободу и покой. Потребность в играх - один из видов развлечения, оплачиваемого потребителями и приносящего значительные доходы производителям этой продукции. Люди хотят вкладывать свои деньги и время в виртуальный мир, и это является прибыльным для отдельных субъектов виртуальной экономики, несмотря на существование только в киберпространстве [12]. Научно-технический прогресс дал новый вид продукции в виде компьютерных игр, которые сразу приобрели огромную популярность, потеснив в повседневной жизни молодежи многие традиционные игры, например, связанные с физическими нагрузками. Появляется новый вид потребности, и предприниматели тот-
час же «схватывают» новый рынок, превращая виртуальные игры в бизнес. Например, ВВП виртуального мира Second Life, экономика которого работает по схеме пирамиды, составляет около 220 млн долл. В Second Life есть банки, возможности обмена различной валюты, плавающий обменный курс и растущая база коммерции. В играх Second Life риск, сопряженный с партнером, непомерно велик. Новички приносят в игры реальные деньги, но только те, кто находятся наверху пирамиды, могут извлекать эти деньги в любых объемах [10].
Виртуализация в последние годы захватывает еще одну сферу деятельности, которая стремительно переходит в область киберпространства, а именно развивается сеть виртуальных супермаркетов, осуществляются массированные рекламные кампании в сети Интернета, производится маркетинг с помощью компьютерного моделирования и различного рода действий для обработки огромных массивов информации. Торговые операции в Интернете принесли в 1985 г. доход в 350 млн долл., к концу XX в. ими уже был преодолен рубеж в 1 млрд долл. По Интернету сегодня можно получить не только необходимую информацию о продаже тех или иных товаров, их ценах, месторасположении торговых предприятий, но и заказать необходимые товары, услуги.
Интернет-торговля вступила в период бурного роста. Стимулом для подобного развития стали рост проникновения Интернета и, как ни парадоксально, экономический кризис 2008 г. Главный двигатель - экономия. Примерно 90 % товаров в сети стоит дешевле, чем в обычных магазинах: интернет-торговцы не несут расходы на комиссионные посредникам, аренду помещений. Хотя ценовой фактор не всегда является определяющим, ведь электронным площадкам приходится нести немалые расходы на поддержание информационных систем, что отражается на себестоимости товара. Покупатель руководствуется соображениями удобства, более обширными возможностями сравнения и выбора товаров. С началом кризиса заметно выросло число пользователей, которые ищут скидки на интересующие их товары: если в прошлом году этим занимались в среднем четверо из десяти пользователей Интернета, то теперь -семеро.
В заключение отметим, что виртуальная экономика во всех ее вышеназванных четырех видах показывает устойчивую тенденцию к росту. Потребности в играх будут возрастать но мере увеличения числа пользователей Интернетом. Элек-
тронные системы торгового и бытового обслуживания населения будут по-прежнему развиваться быстрыми темпами, идя навстречу растущему спросу на этот вид услуг. Бумажные деньги все больше будут вытесняться электронными деньгами, более удобными как средство платежа и расчетов, а также проведения бизнес-операций.
Таким образом, виртуальность экономической жизни становится реальной и разворачивается в сети Интернет благодаря внедрению информационных технологий в общественную жизнь. Феномен виртуальности экономической жизни трансформирует все социально-экономические отношения, так как изменяются самые существенные компоненты экономической сферы - экономическая деятельность, сам субъект экономической деятельности, его отношения, экономические институты, экономическое мышление и культура.
Литература
1. Абельцев А. В. Понятие виртуальной экономики и ее характерные черты. URL: http://
www.cis2000.ru
2. Барг М. А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.,1987.
3. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / пер. с фр. Н. В. Суслов. Екатеринбург, 2000.
4. Бодрийяр Ж. Система вещей / пер. с фр. С. Зенкина. М. ,1999.
5. Гневашев О. В. Виртуальная реальность и информационное общество // Россия: прошлое, настоящее, будущее: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (16-19 декабря 1996; Санкт-Петербург). СПб., 1996.
6. Грязнова Е. В. Виртуальная реальность анализ смысловых элементов понятия // Философские науки. 2005. № 2.
7. Дынкин А. А. Контуры инновационного развития мировой экономики: Прогноз на 2000-2015 гг. М., 2000. С. 120.
8. Ермоленко A. A., Дейнега В. Н. Теория финансов в зеркале политической экономии. Краснодар, 2000.
9. Иванов Д. В. Постиндустриализм и виртуализация экономики // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. Вып. 1.
10. Иванова М. Свободно конвертируемый дубль. URL: http://www.kornrnersant.ru
11. Машошис А., Смольянинов В., Тарасов В. Виртуальное предприятие как эффективная форма организации внешнеэкономической деятельности компании. URL: http://www.ptpu.ni/i
12. Морейнис А. Виртуальная эффективность. URL: http:// www.pricc.ru/inarkcty
13. Официальный сайт агентства News Analytics. URL: http://www.cncws.ru
14. Официальный сайт Международного союза
электросвязи. иКЬ: http://www.itu.int/ru/pagcs/ de-
fau.lt.aspx
15. Тоффлер Л. Третья волна // США - экономика, политика, идеология. М., 1982.
* * *
VIRTUALIZATION OF SUBJECTS’
ACTIVITY AS TRANSITION TO NEW ECONOMIC CULTURE
Ye.Yu. Krugova
In article for the purpose of studying of virtualization of modern economic system preconditions of emergence of virtual economy are considered, crossing and a common ground of virtual and real economy is also considered.
Key words: electronic money, virtualization, virtual economy.