Научная статья на тему 'Некоторые субъекты предпринимательских правоотношений'

Некоторые субъекты предпринимательских правоотношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SMALL BUSINESS / SMALL ENTREPRENEURSHIP / SUBJECT OF SMALL BUSINESS / MARKET / ORGANIZATION LEGAL FORM / LEGAL RELATIONSHIP / МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СУБЪЕКТ МАЛОГО БИЗНЕСА / РЫНОК / ОРГАНИЗАЦИОННОПРАВОВАЯ ФОРМА / ПРАВООТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меркулова А.В.

Статья посвящена теоретическим и практическим вопросам, связанным с понятием «малый бизнес». В ней излагаются взгляды исследователей по вопросу дефиниций «малый бизнес», вносятся предложения по формулированию понятия с учетом экономических и правовых признаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME SUBJECTS OF ENTREPRENEURSHIP LEGAL RELATIONS

The article is devoted to theoretical and practical issues related to the concept "small business." The researchers' views on the defi nitions "small business" are stated, suggestions are made to formulate the notion considering economic and legal characteristics.

Текст научной работы на тему «Некоторые субъекты предпринимательских правоотношений»

УДК 347.1(075.8) А.В. МЕРКУЛОВА

кандидат юридических наук, доцент, кафедра гражданского процесса, предпринимательского и трудового права, Орловский государственный университет

UDC 347.1(075.8) A.V. MERKULOVA

Candidate of Law, Associate Professor, Department of civil process, entrepreneurial and labour law, Orel State

University

НЕКОТОРЫЕ СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ SOME SUBJECTS OF ENTREPRENEURSHIP LEGAL RELATIONS

Статья посвящена теоретическим и практическим вопросам, связанным с понятием «малый бизнес». В ней излагаются взгляды исследователей по вопросу дефиниций «малый бизнес», вносятся предложения по формулированию понятия с учетом экономических и правовых признаков.

Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство, субъект малого бизнеса, рынок, организационно-правовая форма, правоотношение.

The article is devoted to theoretical and practical issues related to the concept "small business." The researchers' views on the definitions "small business" are stated, suggestions are made to formulate the notion considering economic and legal characteristics.

Keywords: small business, small entrepreneurship, the subject of small business, market, organization legal form, legal relationship.

Переход к рыночным отношениям в России закономерно повлек за собой изменение нормативной базы, необходимость закрепления в действующем законодательстве соответствующего рыночного инструментария, позаимствованного как из мирового, так и из отечественного дореволюционного опыта рыночного хозяйствования, потребовал переосмысления роли государства.

Все чаще при конструировании норм права законодатель стал обращаться к категории «малый бизнес». Малый бизнес является основой рыночной экономики, представляет собой многогранное явление. Соответственно таким же многоаспектным является и отражающее его понятие. Наиболее важными гранями, или проявлениями малого бизнеса, выступают экономическая и правовая грани.

В настоящее время как юридический термин «малый бизнес» включен в нормы федеральных законов, среди которых Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон от 31 июля 2007 г. Ш09-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в постановления Правительства РФ (от 1 октября 2010 г. N 781 «О мерах государственной поддержки в 2010 году субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта», от 21 июня 2010 г. N 460 «О дополнительных мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» и др.

Вместе с тем, при наличии многочисленного использования в законодательстве РФ категория «малый бизнес», ее содержание не получило должного научно-юридического обоснования.

В экономической теории предлагаются различные дефиниции малого бизнеса. По мнению Игнатова И.В., малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения [6]. С.А. Смирнов утверждает, что «малый бизнес» - бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий. Малый бизнес характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг [8]. В современном экономическом словаре [7] понятие «малый бизнес» отождествляется с понятием «малое предпринимательство» и определяется как «предпринимательская деятельность в небольших масштабах».

В юридической литературе «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систе-магическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве, и может осуществляться юридическим лицом [4]. По мысли С.В. Галкиной, «малый бизнес» - совокупность юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по

© А.В. Меркулова © A.V. Merkulova

сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства [9]. Согласно определению, предложенному Кругловым М.И., «малый бизнес» - коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности [10]. Встречается мнение, согласно которому малый бизнес - это лишь индивидуальный предприниматель, имеющий небольшой объем выручки.

Нередко малый бизнес отождествляется с понятием «малое предпринимательство», «малое предприятие».

Заметим, что в научной литературе малое предпринимательство также определяется по-разному. Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), кон-ституциирующих сущность этого понятия [3]. По мысли А.В. Безгодова, малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение [2]. Д.Е. Дугинов указывает на то, что малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта [5]. Малое предпринимательство - сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта [11].

Суммируя изложенное, выскажем некоторые соображения.

Трактуя малый бизнес, экономисты связывают это понятие с деятельностью, юристы малый бизнес понимают двояко. С одной стороны, малый бизнес -специфическая предпринимательская деятельность, с другой - обозначение специфических субъектов рынка, рыночных правоотношений. При этом в широком понимании малый бизнес - совокупность особых субъектов, в узком смысле - отдельные субъекты.

Такая категория, как «малое предпринимательство», также не «проясняет» ситуации. Дискуссионным остается вопрос о том, что такое малый бизнес: сектор бизнеса (деятельность, предпринимательство) или субъект малого предпринимательства?

Не наблюдается единства в ученой среде по составу субъектов малого бизнеса. Одни авторы включают в состав таких субъектов юридических лиц, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. Другие не рассматривают в качестве субъектов малого бизнеса юридических лиц, признавая в качестве таковых лишь индивидуаль-

ных предпринимателей. Третьи - под субъектами малого бизнеса понимают лишь коммерческие организации, отвечающие индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах.

Кроме того, требует дальнейшего осмысления вопрос о соотношении понятий «малый бизнес» и «малое предприятие».

В силу Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» малым предприятием - признается компания, в штате которой от 16 до 100 сотрудников. Однако, в ГК РФ «малое предприятие» не упоминается. Иными словами, ГК РФ не учитывает специфики малых предприятий как участников предпринимательских отношений, тем самым лишая их возможности опираться на разработанные конструкции ГК РФ и заставляя полагаться всецело на положения федеральных законов. Можно, конечно, пытаться извлечь специфику малых предприятий из вышеназванных общих положений ГК, но при этом неизбежен выход за пределы толкуемых норм. Думается, что необходимо совершенствование нормативной базы малого предпринимательства, в том числе включение понятия «малое предприятие» в ГК РФ.

Следует согласиться с распространенным среди исследователей мнением, согласно которому малое предприятие - это особая организационно-правовая форма коммерческих организаций. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям, указанным в Законе». Субъект малого бизнеса получает статус «такового» после государственной регистрации. Но , с другой стороны, о каком статусе можно вести речь? Если это организационно-правовая форма юридического лица, то такой формы, как «малые предприятия», в ГК РФ нет.

Разумеется, малый бизнес существует не сам по себе, а в определенном правовом пространстве. Поэтому выбор организационно-правовой формы малого предпринимательства оказывает определенное влияние на его развитие [1].

Однако это вопрос выбора организационно-правовых форм, наиболее пригодных для деятельности малых предприятий, но не специфики этих организаций. Последние, по своей сути, целиком сводятся к масштабам предпринимательской деятельности (размерам предприятия), к сожалению, ГК РФ вообще не учитываемым.

Понятие организационно-правовой формы юридического лица (одно из центральных в ГК РФ), связанное с имущественными и организационными отличиями,

способами формирования и статусом имущественной базы, особенностями взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственностью друг перед другом и перед контрагентами, явно недостаточно для правового обособления малого предприятия.

Оно имеет свойственные только ему особенности, которые должны учитываться в правовом регулировании малого бизнеса. На законодательном уровне в целях оказания государственной поддержки, применения налогообложения требуется одновременное соблюдение четырех условий: 1) предприятие должно быть коммерческой организацией, т.е. должна быть создана для получения прибыли, поэтому разные некоммерческие организации, клубы, фонды и т.д. не могут считаться малыми предприятиями; 2) доля участия в уставном капитале организации Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%. 3) доля участия в уставном капитале организации другого или других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не может превышать 25%, 4) среднесписочная численность работников не должна превышать определенных уровней в соответствии со следующими ограничениями: промышленное производство - 100 человек, бизнес, занятый в транспорте - 100 человек, строительство - 100 человек, сельское хозяйство - 60 человек, научно-техническая сфера - 60 человек, оптовая торговля -50 человек, розничная торговля и обслуживание населения 30 человек, в остальных областях - 50 человек

Если же малое предприятие занимается несколькими видами деятельности, тогда критерий ограничения численности работающих принимается по тому виду деятельности, доля оборота, либо же доля прибыли которого является наибольшей в годовом исчислении. При этом малое предприятие само определяет, что принять за основу: объем реализации или же объем прибыли, однако выбранный показатель должен быть неизменен в течение года.

Можно констатировать, что до настоящего времени комплексного изучения понятия «малый биз-

нес» в гражданско-правовом смысле не проводилось. Понимания малого бизнеса с использованием правовых категорий пока нет.

Думается, что определяя «малый бизнес», во-первых, необходимо учитывать, что экономическая и правовая грани этого многогранного явления тесно взаимосвязаны между собой. Во-вторых, чтобы раскрыть сущность малого бизнеса целесообразно обратиться к категории «правоотношение» и его структурным элементам. Само правоотношение в юридической литературе определяется двояко: с одной стороны, как фактическое общественное отношение, урегулированное нормой права, с другой - как общественное отношение, которое возникает в результате воздействия нормы права на фактическое общественное отношение.

Представляется, что малый бизнес - это комплекс отношений, связанных с осуществлением специфической предпринимательской деятельности. Малый бизнес - это система отношений (правовых, экономических, организационных, культурных и политических) между специфическими субъектами права. В таком понимании малый бизнес - сектор бизнеса (деятельность, предпринимательство). В-третьих, формулируя универсальное понятие малого бизнеса, следует учитывать как общие признаки, характеризующие бизнес, предпринимательство, либо субъектов предпринимательства в целом, так и специфические признаки, выделяющие малый бизнес из общего массива предпринимательской деятельности, либо субъектов этой специфической предпринимательской деятельности. В- четвертых, в контексте понимания малого бизнеса как субъекта предпринимательской деятельности необходимо установить связь с такими понятиями, как «субъект права», «субъект предпринимательского права», «субъект предпринимательского правоотношения».

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что отсутствие единого юридического понимания малого бизнеса в современной России объясняет существующие в законодательстве ошибки и несоответствия. Этот вопрос требует дальнейшего изучения и осмысления.

Библиографический список

1. Андреев В.К. Правовой статус малых предприятий. // Российская юстиция. 2010.№9.

2. БезгодовА.В. Очерки социологии предпринимательства: СПб.: Петрополис, 2011. С.89.

3. Гандилов Т.М. Правовые проблемы малого предпринимательства: Учебное пособие М.: 2012. С.78-90.

4. Гражданское право: учебник. Под ред. С.С. Алексеева // М., 2006.

5. ДугиновД.Е. Малый инновационный бизнес. Изд. "Вузовский учебник", 2013. С. 201.

6. Игнатова И.В. Журнал научных публикаций «Экономические аспекты предпринимательства» // Статья №6.

7. Райсберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 3-е изд.перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 216.

8. Смирнов С.А. Организация, экономика, управление. Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2011. С.167-168.

9. URL: http:// www.msd.com.ua

10. URL: http:// www.rost-business.

11. URL:http:// www.e-ng.ru

References

1. Andreev V.K. Legal status of small businesses. / / The Russian justice. 2010. № 9.

2. BezgodovA.V. Essays on the Sociology of entrepreneurship: SPb.: Petropolis, 2011. P. 89.

3. Gandilov T.M. Legal problems of small entrepreneurship: manual. M.: 2012. Pp. 78-90.

4. Civil Law: Textbook. Ed. S.S. Alekseev / / M., 2006.

5. Duginov D.E. Small innovative business. The publishing house is a University textbook 2013. 201 p.

6. IgnatovI.V. Journal of scientific publications "Economic Aspects of Entrepreneurship" / / Article № 6.

7. Raisberg B.A., Lozovskiy L.Sh., Starodubtseva E.B. Modern economic dictionary. - 3-d ed. - M.: INFRA - M, 2001. P. 216.

8. Smirnov S.A. Organization, economics, management. Textbook. Moscow:UnityDana, 2011. Pp.167-168.

9. URL: http:// www.msd.com.ua.

10. URL: http:// www.rost-business.

11. URL:http:// www.e-ng.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.