ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследований выявлено, что результат в женском баскетболе зависит:
- от специальной подготовленности спортсменок;
- от качества выполнения бросков по кольцу; причем при подборе упражнений следует обратить внимание на быстроту их выполнения;
- от быстроты выполнения технических приемов и передвижения по площадке;
- от эффективности борьбы за отскочивший мяч, уделяя должное внимание силовой борьбе за место в трехсекундной зоне и, следовательно, развитию силы мышц плечевого пояса и «взрывной силы»;
- от быстрой оценки игровой ситуации в условиях жесткой игры в защите со стороны противника, что требует от спортсменок отличного развития игрового мышления и высоких координационных способностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вуден Д.Р. Современный баскетбол / Джон Р. Вуден. - Москва : Физкультура и спорт, 2013. -256 с.
2. Кретов Ю.А. Подготовка баскетболистов в условиях вуза: монография / Ю.А. Кретов. -Благовещенск : БГПУ, 2010. - 196 с.
3. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В. Н. Платонов. - Москва : Спорт, 2019. - 656 с.
4. Портнов Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх / Ю.М. Портнов. - Москва, 1996. - 200 с.
REFERENCES
1. Wooden, D. (2013), Modern basketball, Physical culture and sport, Physical culture and Sport, Moscow.
2. Kretov, Yu.A. (2010), Training of basketball players in a university: monograph, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk.
3. Platonov, V.N. (2019), Motor qualities and physical training of athletes, Sport, Moscow.
4. Portnov, Yu.M. (1996), Fundamentals of management of the training-competitive process in sports games, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.07.2021
УДК 796.011.1
НЕКОТОРЫЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА В ДИНАМИКЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Александр Семенович Розенфельд, доктор биологических наук, профессор, Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург; Ксения Александровна Рямова, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург
Аннотация
Анализ научной и научно-методической литературы показал, что структура профессионально значимых качеств тренера содержит в себе ряд уровней, каждый из которых отражает развитие определенных свойств и качеств личности субъекта деятельности. Выявлено, что структура личностных качеств тренера ДЮСШ, в разные периоды профессиональной деятельности, претерпевает значительную модификацию, которая обусловлена стажем и опытом профессиональной деятельности. В процессе увеличения трудового стажа зафиксирован рост мотивации, эмпатии и самооценки. У тренеров с 20 летним стажем не выявлен рост рефлексии, что, скорее всего, связано
с процессами стагнации. У некоторых преподавателей имеющих трудовой стаж 10-12 лет выявлена эмоциональная нестабильность с признаками выгорания.
Ключевые слова: личностные качества, тренер ДЮСШ, спорт, профессиональная деятельность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p246-252
SOME STRUCTURAL COMPONENTS OF THE COACH'S PERSONALITY IN THE DYNAMICS OF THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT
Alexander Semenovich Rosenfeld, the doctor of biological sciences, professor, Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg; Ksenia Aleksandrovna Ryamova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State Medical University, Yekaterinburg
Abstract
The analysis of scientific and methodological literature has shown that the structure of professionally significant qualities of a coach contains a number of levels, each of which reflects the development of certain properties and qualities of the personality of the subject of activity. It is revealed that the structure of the personal qualities of the coach of the youth sports school, in different periods of professional activity, undergoes a significant modification, which is due to the experience and background of professional activity. In the process of increasing the work experience, the increase in motivation, empathy and self-esteem was recorded. Coaches with 20 years of experience did not show increase in reflection, which is most likely due to the processes of stagnation. Some teachers with 10-12 years of work experience revealed emotional instability with signs of burnout.
Keywords: personal qualities, coach of the youth sports school, sports, professional activity.
Спорт в современном обществе это многофункциональное социокультурное явление, проявляющееся в экономике, политике, в духовной и культурной жизни каждого человека. Спорт помогает познать самого себя, раскрыть двигательные способности, личностные особенности, воспитать в себе волевые качества, что обеспечивает индивиду начальное преимущество перед своими сверстниками, для достижения поставленных целей при решении личностных и профессиональных задач.
Эффективность спортивного и личностного развития при занятии физкультурно-спортивной деятельностью зависит от многих факторов и возникающих обстоятельств.
Согласно теории развития, успешность становления личностно профессиональных качеств человека определяется следующими базовыми факторами: генетикой (уровнем физического и психического развития); использованием конструктивно-развивающих образовательных технологий; влиянием окружающей социокультурной среды; уровнем мотивации к деятельности.
Все эти факторы, плюс адекватно организованный учебно-тренировочный процесс, становятся «краеугольным камнем» обеспечивающим поступательное развитие спортсмена, в процессе его карьеры.
По мнению патриархов, спортивной психологии (А.Ц. Пуни и П. А. Рудик), успешность учебно-тренировочного процесса во многом зависит от уровня сформированности ряда психологических свойств личности спортсмена, которые создают внутренние установки для эффективного проявления его двигательной деятельности:
- формирование побудительных мотивов, к активной двигательной и соревновательной деятельности;
- саморегулирование уровнем двигательной активности; - осознанно-активное отношение к учебно-тренировочным занятиям;
- сформированность обще-базовых и специфических двигательных умений и навыков;
- развитие и совершенствование когнитивных, моторных и, перцептивных, процессов, обеспечивающих саморегуляцию двигательной деятельности;
- учет личностных особенностей и типологических проявлений личности спортсмена для разработки адекватного учебно-тренировочного планирования;
- организация системного медико-психологического контроля необходимого для отслеживания и коррекции психофизического состояния спортсмена [1].
Для того чтобы сформировать обозначенные свойства личности спортсмена, развить его телесность и воспитать востребованные физические качества, необходим грамотный, высокопрофессиональный наставник - тренер.
Википедия понятие «тренер» трактует следующим образом: « ... специалист в определенном виде спорта, осуществляющий учебно-тренировочный процесс, сосредоточенный на обучении и воспитании с целью улучшения спортивного мастерства, развития физических качеств и функциональных возможностей своих учеников».
М.М. Жванецкий в своей шуточной манере озвучил специфичность деятельности этого специалиста: « ... когда знаешь как, умеешь, но уже не можешь сам - ты тренер». При этом он выпустил из поля своего зрения самый главный компонент деятельности тренера, это способность научить. Михаил Михайлович этой способностью наделил профессора: « ... когда знаешь как, не умеешь, не можешь сам, но можешь научить. Ты профессор».
Эти сентенции позволяют заключить: тренер это специалист обладающий знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему успешно осуществлять образовательную деятельность с целью обучить и воспитать в своих учениках необходимые психофизические и когнитивные качества, позволяющие им добиваться высоких успехов в спортивной социокультурной сфере.
В этой ситуации необходимо подчеркнуть, что личностные качества тренера, его интеллект, культура общения и поведения, становятся неотъемлемой частью его педагогического мастерства, что обеспечивает успешность всего учебно-тренировочного процесса направленного на физическое, духовное и социокультурное развитие своих подопечных.
Е.Н. Салтанов в своей работе приводит высказывание К.Д. Ушинского, который писал: « . личность педагога оказывает значительное влияние на молодую душу воспитанников, ее нельзя заменить ни назиданиями, ни системой поощрений и наказаний». Только личный пример педагога - лучший наставник для молодой неокрепшей души [4].
Соответственно качества составляющие структуру личности тренера-педагога являются определяющими факторами его профессиональной деятельности. По данным В.Н. Ранних и М.Е. Павловской это:
- направленность действий личности (интересы, потребности);
- мировосприятие (ментальность);
- способности (интеллект, волевые качества)
- социальный и профессиональный опыт
- темперамент (врожденные свойства, характер) [3].
К. К. Платонов в отличие от предыдущего автора в структуре профессионально значимых качеств тренера выделяет четыре подсистемы. Первая подсистема: в качестве личностных свойств ответственных за направленность действий тренера К.К. Платонов выделяет нравственные качества. По его мнению, именно нравственные качества создают предпосылки мотивирующие субъекта деятельности - тренера, передать свой личностный (в том числе и спортивный) и профессиональный опыт подрастающему поколению -спортсмену-воспитаннику [2].
Вторая подсистема включает важнейшие качества, определяющие эффективность деятельности тренера. Это мировоззренческие и ментальные свойства его личности, приобретенные в процессе профессиональной деятельности. К ним относятся: традиции тре-нерско-спортивного сообщества; знания преподаваемого вида спорта; навыки организаторской деятельности; умения использовать накопленный опыт и знания; умения
проявлять объективность, принципиальность и требовательность к себе при принятии решений.
Третья подсистема включает в себя: уровень развития памяти, когнитивных процессов, волевых качеств.
Четвертая подсистема включает в себя свойства личности тренера, которые носят динамический характер и зависят от пола, возраста, темперамента, стрессоустойчивости и др.
Только такой системный подход позволит выяснить личностные особенности тренера, установить его ведущие качества и определить уровень притязаний к профессиональной деятельности.
Сравнивая профессионально-личностные качества учителя и тренера невозможно не заметить почти сто процентное их совпадение. Традиционно к особо важным лич-ностно-профессиональным качествам тренера относят: интеллектуальные, нравственные, волевые, коммуникативные, психомоторные качества. В отличие от других учителей «предметников», у тренера должна быть развита собственно-психомоторная функция, что необходимо при объяснении и показе того или иного двигательного действия.
При этом необходимо отметить, что тренерская работа тесно сопряжена с творческой деятельностью. Если опираться на теорию А.Г. Маслоу, работа тренера характерна для субъектов, которые в своей профессиональной деятельности стремятся к самоактуализации, через новаторство и смелые решения. Такие люди, способны к самоанализу и с готовностью воспринимают все новые тенденции, что подталкивает их к решению нестандартных задач, при разработке и моделировании новых образовательных технологий. Использование такого подхода развивает у тренера способности осознавать все новое, учит анализировать (на основе опыта), способствуя обучению и саморазвитию, тем самым приумножая и развивая его личностные и профессиональные качества и интеллект в целом.
На основе анализа научной литературы и собственного педагогического опыта нами была сформулирована Цель работы: выяснить, как в процессе профессиональной деятельности преобразуются некоторые компоненты структуры личности тренера-преподавателя? Анализируя работы А.Н. Николаева, К.К. Платонова и Н.А. Филина мы, поставили перед экспертной комиссией задачу из многообразия личностных качеств характерных для профессиональной деятельности тренера, выбрать, те которые доступны для нашего исследования и, которые будут отражать четырехкомпонентную структуру личности преподавателя ДЮСШ [1, 2, 5].
Для исследования первой подсистемы мы выбрали следующие качества: «эмпатия» и «мотивация к деятельности». По мнению, Н.А. Филина они тесно коррелирует с нравственными свойствами тренера, и является определяющими в его профессиональном становлении и развитии [5]. В нашем случае мы «эмпатию» понимаем как, свойство личности тренера уметь адекватно оценивать душевное состояние своих воспитанников, оказывать им своевременную психологическую поддержку в период неудач и успехов, тем самым влиять на их поступки.
При исследовании второй подсистемы в качестве базового компонента отвечающего за умения использовать тренером свой опыт и знания при принятии решений мы выбрали качество «рефлексию». В общепринятом понимании «рефлексия» есть не что иное, как способ самопознания личности, своих возможностей, поступков, решений. Рефлексия дает возможность сравнивать себя с другими людьми, анализировать их действия, проецировать эти действия на себя, и принимать правильные решения.
Для изучения третей подсистемы, согласно данным научной литературы, мы исследовали: «эмоциональную устойчивость» и «эмоциональное выгорание», что дает возможность проследить за динамикой развития волевых свойств личности тренера. Эмоциональную устойчивость можно охарактеризовать, как свойство личности противостоять
стрессогенным факторам, что способствует тренеру эффективно справляться со своими личностными и профессиональными задачами, без излишнего психологического напряжения и эмоционального выгорания.
При изучении четвертой подсистемы, мы исследовали «самооценку» индивида в процессе его профессионального саморазвития. В нашем случае «самооценка» рассматривается, как свойство индивида уметь критично реагировать на свои поступки и деятельность других людей.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
В исследовании принимали участие тренеры педагоги трех комплексных ДЮСШ (всего 28 человек) с различным стажем работы: три-пять лет - 12 человек; со стажем 912 лет - 8 человек; со стажем 20-23 года - 6 человек, и все шесть - тренеры высшей квалификации.
Перед тем как проводить исследования экспертной комиссией в количестве 4 человек были выбраны шесть (из 26) профессионально-значимых личностных качеств, которые, по мнению экспертов, являются наиболее востребованными в деятельности тренеров-преподавателей. Уровень «мотивации» к деятельности рассчитывали согласно тест-опросника Т.Д. Дубовицкой.
Уровень «эмпатии» исследовали с помощью методики В.В. Бойко.
Уровень «рефлексии» исследовали с помощью опросника А.В. Карпова.
Уровень эмоциональной устойчивости мы определяли по методу Г. Айзенка -«шкала эмоциональной стабильности - нестабильности (нейротизма)».
Уровень сформированное™ «синдрома эмоционального выгорания» исследовался с помощью методики В. В. Бойко
Уровень «самооценки» определяли с помощью тест-опросника С.В. Ковалёва.
Полученные результаты обрабатывали статистически с помощью «непараметрических критериев» по методу Е.В. Гублера.
ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Анализируя данные (таблица), полученные при исследовании уровня сформиро-ванности личностных качеств тренеров ДЮСШ, было отмечено, что структура их личностные свойств в разные периоды профессиональной деятельности претерпевают значительную модификацию. Степень этих изменений можно охарактеризовать как синдром адаптации к профессиональной деятельности.
Таблица - Структурные компоненты личности тренера в динамике его профессионального становления (М±м)_
Подсистемные компоненты личности тренера личностные качества тренера Профессиональный стаж
3 года, п = 12 10 лет, п = 8 20 лет, п = 6
Первая подсистема Мотивация 9,1±2,1 16,4±3,2 15,1±3,3
Эмпатия 20,3±2,6 27,5±2,2 33,7±2,6
Вторая подсистема Рефлексия 4,3±0,3 5,9±0,5 6,0±0,2
Третья подсистема Эмоциональная устойчивость 14,4±2,4 13,6±4,8 11,4±1,2
Эмоциональная устойчивость 7,7±1,1 14,0±2,2 6,8±3,2
Четвертая подсистема Самооценка 26,7±8,8 28,3±2,2 22,0±1,6
Примечание:
*Мотивация: высокий уровень - от 20 до 15; средний уровень от 14 до 6; низкий уровень - от 5 до 0 баллов. *Эмпатия: высокий уровень - 30 и более; средний - от 29 до 22; заниженный - от 21 до 15 баллов.
* Рефлексия: высокий уровень - 7 и более; средний уровень - от 7 до 4; низкий уровень менее 4 баллов.
* Эмоциональная устойчивость: эмоционально стабилен - от 0 до 12; средне стабилен - от 13 до 18; эмоционально нестабилен от 19 до 24 баллов.
* Симптом эмоционального выгорания: менее 9 - симптома нет; 10-15 - симптом развивается; 16-20 - сформированный симптом; 21-30 - доминирующий сформированный симптом.
*Самооценка: высокий уровень - от 1 до 25; средний уровень - от 26 до 45; низкий уровень - от 46 до 128 балов.
Анализируя уровень мотивации педагогов ДЮСШ было отмечено, что у работников с десятилетним стажем мотив к деятельности значительно выше, чем у тренеров имеющих стаж три года. И это не удивительно, ведь за такой короткий период молодой тренер, работающий в основном с группами «начальной подготовки» еще не успел «вкусить» радость достижений своих учеников. При этом, у тренеров чья профессиональная деятельность свыше 20 лет уровень мотивации имеет тенденцию к снижению, что, скорее всего, объясняется накопившейся психологической усталостью.
При оценке данных отражающих уровень «эмпатии», как одного из нравственных качеств личности, мы предполагаем, что данное качество отражает способность тренера оценивать душевное состояние своих воспитанников, оказывать им своевременную психологическую поддержку и сочувствие. Из данных таблицы видно, что уровень эмпатии растет пропорционально тренерскому стажу и его профессиональному опыту.
Показатели, отражающие уровень развития рефлексии несколько отличаются по своей динамике от предыдущего качества. Так у тренеров высшей категории, несмотря на значительный опыт и профессиональные достижения, рефлексия находится на среднем уровне, как у педагогов с 10 летним стажем. Вполне возможно, что это связано с процессами стагнации, которые чаще всего обусловлены закостенелостью взглядов и непогрешимостью своих решений.
Исследуя уровень эмоциональной устойчивости необходимо отметить, что деятельность тренера сопряжена с воздействием значительных по своей величине стрессо-генных факторов (переживаний), которые оказывают негативное воздействие на психофизиологические функции. Соответственно, реакция индивида на фактор воздействия будет указывать на уровень эмоциональной устойчивости личности. В нашем случае у тренеров со стажем 3 и 10 лет уровень эмоциональной устойчивости средний, в то время как у тренеров высшей квалификации стабилен. Однако обращает на себя внимание, тот факт, что показатель, отражающий среднеквадратичное отклонение эмоциональной устойчивости специалистов со стажем 10 лет излишне большой. Это связано с тем, у половины тренеров выявлена эмоциональная нестабильность. В то время как другая половина находится в диапазоне - стабильности. Следовательно, в этот промежуток профессиональной деятельности у тренеров начинает развиваться синдром эмоционального выгорания, что и подтверждают результаты тестирования.
Анализируя показатели «самооценки» мы отмечаем, что у тренеров с трехлетним стажем деятельности среднеквадратичное отклонение значительно выше всех ранее исследуемых качеств (±8,8) при среднестатистическом показателе 26,1 ед. Такой большой разброс связан с тем, что у четверых испытуемых самооценка была значительно завышена, у троих соответствовала «норме», а у пятерых соответствовала низкому уровню. В то время как в двух последующих группах показатель среднестатистического отклонения относительно стабилен.
ВЫВОДЫ
Анализ научной и научно-методической литературы показал, что структура профессионально значимых качеств тренера содержит в себе ряд уровней, каждый из которых отражает развитие определенных свойств и качеств личности субъекта деятельности.
В качестве базовых свойств ответственных за эффективность и направленность действий тренера экспертной комиссией в количестве 4 человек были выбраны пять профессионально-значимых личностных качеств, которые, по мнению экспертов, являются наиболее востребованными в деятельности тренеров-преподавателей. К ним относятся: мотивация к деятельности, эмпатия, рефлексия, эмоциональная устойчивость, самооценка. Показано, что структура личностных качеств тренера, в разные периоды профессиональной деятельности, претерпевает значительную модификацию. У педагогов с десятилетним и двадцатилетним стажем уровень мотивации значительно выше, чем у тренеров
имеющих стаж три года, что не противоречит логике профессионального развития. Эмпа-тия и самооценка имеет такую же динамику, как и мотивация - растет пропорционально тренерскому стажу и его профессиональному опыту.
Уровень рефлексии тренеров с трехлетним стажем ниже, чем у педагогов с 20 и 10 летним стажем. Однако отсутствие достоверного значимого роста рефлексии у высококвалифицированных специалистов не наблюдается, что, скорее всего, связано с процессами стагнации, которые чаще всего обусловлены закостенелостью взглядов и непогрешимостью своих решений.
Почти половина исследуемых тренеров с 10 летним стажем имеют эмоциональную нестабильность с признаками развивающегося синдрома эмоционального выгорания, что способствует выбору другого пути и смене профессиональной деятельности. Такой «естественный отбор» способствовал тому, что количество тренеров ДЮСШ с 20 летним стажем в два раза меньше чем тренеров с 10 летним стажем, при этом эмоциональной нестабильности у них не выявлено.
ЛИТЕРАТУРА
1. Николаев А.Н. Методики изучения личности и деятельности тренера / А.Н. Николаев ; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург, 2003. - 70 с.
2. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - Москва : Наука, 1986.
- 255 с.
3. Ранних В.Н. Профессиональная личность современного педагога: структура, функции, компетенции / В.Н. Ранних, М.Е. Павловская // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - 2020. - № 4. - С. 46-51.
4. Салтанов Е.Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К. Д. Ушинского / Е.Н. Салтанов // Педагогика. - 2004. - № 4. - С. 34-39.
5. Филина, Н.А. Социальный интеллект как основа коммуникативной компетентности в системе взаимодействия "тренер-спортсмен" / Н.А. Филина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 2. - С. 48.
REFERENCES
1. Nikolaev, A.N. (2003), Methods of studying the personality and activity of a coach, St. Petersburg GAFK named after P. F. Lesgaft, St. Petersburg.
2. Platonov, K.K. (1986), Structure and development of personality, Nauka, Moscow.
3. Rannikh, V.N. and Pavlovskaya, M.E. (2020), "Professional personality of a modern teacher: structure, functions, competencies", Proceedings of the Tula State University, Pedagogy, No. 4, pp. 46-51.
4. Saltanov, E.N. (2004), "Labor and moral education in pedagogy of K.D. Ushinsky", Pedagogy, No. 4, pp. 34-39.
5. Filina, N.A. (2021), "Social intelligence as the basis of communicative competence in the system of interaction "coach-athlete"", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 48.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.08.2021
УДК 796.92.093.642
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛАБИЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ МАССЫ ТЕЛА С ПОКАЗАТЕЛЯМИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БИАТЛОНИСТОК
Яна Сергеевна Романова, кандидат педагогических наук, заслуженный мастер спорта, Николай Степанович Загурский, кандидат педагогических наук, профессор, Владимир Иванович Михалев, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск