Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ, КАК ЛИЧНОСТНО-УРОВНЕВАЯ РЕАКЦИЯ ТРЕНЕРА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ, КАК ЛИЧНОСТНО-УРОВНЕВАЯ РЕАКЦИЯ ТРЕНЕРА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРЕСС / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ашастин Борис Викентьевич

Анализ научной литературы позволил выявить ряд стрессогенных факторов оказывающих высокую психогенную нагрузку на личность тренера в процессе его профессиональной деятельности. Это: открытое взаимодействия со своими воспитанниками в процессе тренировок и соревнований, взаимодействие с начальством, спонсорами, административными структурами. В острых ситуациях, психологическая нагрузка кратно превышает физиологические нормы (ЧСС -140-160 уд/мин, потеря в весе около трех килограмм), что зачастую становится причиной «накопительного стресса». В наших исследованиях показано, что личностный ответ тренеров на психотравмирующие факторы профессиональной деятельности во многом зависит от уровня их эмоционального восприятия, (типологических особенностях личности) и развития личностных свойств позволяющих противостоять каждодневным стрессогенным нагрузкам, и купировать накопительный эффект эмоциональных негативов и реакций эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ашастин Борис Викентьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL BURNOUT AS A PERSONAL-LEVEL REACTION OF A COACH TO PROFESSIONAL ACTIVITY

The analysis of the scientific literature revealed a number of stressful factors that have high psychogenic load on the personality of the coach in the course of his professional activity. These are: open interaction with their students during training and competitions, interaction with superiors, sponsors, administrative structures. In acute situations, the psychological load is many times higher than the physiological norms (heart rate -140-160 beats per minute, weight loss of about three kilograms), which often causes "cumulative stress". Our research shows that the personal response of coaches to the traumatic factors of professional activity largely depends on the level of their emotional perception (typological features of personality) and the development of personal properties that allow them to resist everyday stress loads, and to stop the cumulative effect of emotional negatives and emotional burnout reactions.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ, КАК ЛИЧНОСТНО-УРОВНЕВАЯ РЕАКЦИЯ ТРЕНЕРА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Психологические науки

УДК 159.944.4

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ, КАК ЛИЧНОСТНО-УРОВНЕВАЯ РЕАКЦИЯ ТРЕНЕРА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Борис Викентьевич Ашастин, кандидат биологических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург

Аннотация

Анализ научной литературы позволил выявить ряд стрессогенных факторов оказывающих высокую психогенную нагрузку на личность тренера в процессе его профессиональной деятельности. Это: открытое взаимодействия со своими воспитанниками в процессе тренировок и соревнований, взаимодействие с начальством, спонсорами, административными структурами. В острых ситуациях, психологическая нагрузка кратно превышает физиологические нормы (ЧСС ~140-160 уд/мин, потеря в весе около трех килограмм), что зачастую становится причиной «накопительного стресса». В наших исследованиях показано, что личностный ответ тренеров на психотравмирую-щие факторы профессиональной деятельности во многом зависит от уровня их эмоционального восприятия, (типологических особенностях личности) и развития личностных свойств позволяющих противостоять каждодневным стрессогенным нагрузкам, и купировать накопительный эффект эмоциональных негативов и реакций эмоционального выгорания.

Ключевые слова: тренер, профессиональная деятельность, стресс, эмоциональное выгорание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p344-349

EMOTIONAL BURNOUT AS A PERSONAL-LEVEL REACTION OF A COACH TO

PROFESSIONAL ACTIVITY

Boris Vikentievich Ashastin, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg

Abstract

The analysis of the scientific literature revealed a number of stressful factors that have high psychogenic load on the personality of the coach in the course of his professional activity. These are: open interaction with their students during training and competitions, interaction with superiors, sponsors, administrative structures. In acute situations, the psychological load is many times higher than the physiological norms (heart rate ~140-160 beats per minute, weight loss of about three kilograms), which often causes "cumulative stress". Our research shows that the personal response of coaches to the traumatic factors of professional activity largely depends on the level of their emotional perception (typological features of personality) and the development of personal properties that allow them to resist everyday stress loads, and to stop the cumulative effect of emotional negatives and emotional burnout reactions. Keywords: coach, professional activity, stress, emotional burnout.

Современное развитие общественной формации можно с определенной погрешностью охарактеризовать «социогенно-агрессивным этапом», для которого характерно присутствие большого количества психотравмирующих факторов вызывающих фрустрацию, повышенную тревожность и ощущение безысходности, что способствует формированию у индивида различных психосоматических расстройств, тем самым снижая эффективность его профессиональной деятельности и здоровье в целом. Социологи и психологи из множества психотравмирующих факторов, особо выделяют: процесс интенсификации труда современного специалиста; большой перечень требований к профессиональным знаниям, умениям и навыкам, обеспечивающих высокую успешность трудового процесса. Рассматривая профессиональную деятельность тренера многие исследователи (Л.И. Лубышева, Н.В. Полунина, М.А. Попова, А.В. Савченков, Л.С. Солтамакова, Н.В. Увари-

на, В.В. Чистова, А.Э. Щербакова), относят ее к высоко стрессогенным профессиям. В процессе своей деятельности тренер вынужден выполнять разнообразные задачи: организационные, воспитательные, образовательные, логистические и т.п. И все это, зачастую, в ограниченный промежуток времени, при минимуме надлежащей информации, в условиях открытого взаимодействия с начальством, спонсорами, бухгалтерией, и другими административными структурами. А в острых ситуациях, особенно в период соревновательной деятельности своих учеников, частота сердечных сокращений у тренеров превышает 160 ударов в минуту. А, если соревновательное - психологическое воздействие высокой интенсивности и длительности (более 2-3 часов что обычно для игровых видов спорта) энерготраты тренера сравнимы с тратами марафонца, который в процессе соревнования теряет в весе почти три килограмма собственного веса. Такие нагрузки на психическую сферу личности тренера, согласно теории «стресса», способствуют формированию ряда биологических реакций обеспечивающих мобилизацию всех систем и органов по поддержанию постоянства внутренних ресурсов организма человека [1]. Ганс Селье (1936) назвал такую реакцию организма «общим адаптационным синдромом» или «стрессом». Им было показано, что стресс имеет три стадии развития, каждая из которых характеризуется формированием определенных гормональных, метаболических и структурно-функциональных изменений, а длительный выход за пределы функциональных возможностей организма человека может приводить к истощению его гормональной и психической сферы (дистресс) с последующим развитием «синдрома эмоционального выгорания» и формированием психосоматических заболеваний. Такое функциональное состояние, при котором организм человека не может полностью компенсировать стрессо-генное воздействие социогенной среды, был назван дистрессом. Соответственно, врачи психологи и педагоги стали активно исследовать проблему, связанную со стрессом и стрессоустойчивостью работников различных областей знаний и профессий, подвергающихся деструктивным психологическим воздействиям. В исследованиях С.К. Бондыре-вой, Е.И. Маевского, А.В. Петровского и других авторов, представлены ряд качеств и структурных компонентов личности, обеспечивающих индивида стрессоустойчивостью.

Е.С. Романова, в одной из своих работ указывает на ряд профессиональные свойств тренеров-преподавателей, которые являются определяющими в стрессоустойчи-вости. Это: коммуникативные навыки; толерантность - («безоценочное» отношение к людям); высокая мотивация к самопознанию и саморазвитию; умение находить и пользоваться новыми способами при решении, профессиональных задач в связи с изменяющимися условиями [3]. Следовательно, избежать негативного воздействия стресса возможно. При этом желаемого результата можно достигнуть несколькими способами. Первое изменить социокультурную среду своей деятельности, в которой уровень воздействия стрес-согенных факторов будет минимальный. Второе воспитать в себе ряд личностных качеств, которые будут способствовать развитию стрессоустойчивости. Если первый способ осуществить не всегда удается, то второй, при высокой мотивации личности к саморазвитию, реализовать зачастую удается.

Следовательно, осознанное понимание ситуативно-личностных проявлений стресса, а так же знание механизмов развития стресс-реакции, могут способствовать субъекту, сформировать эффективную когнитивно-действенную модель поведения, обеспечивающую адекватный уровень стрессоустойчивости к психотравмирующим воздействиям.

Психологи, в соответствии с силой, длительностью и ответной реакцией индивида на психотравмирующий фактор дают для сформировавшихся реакций ряд характерных определений. Если ответ на травмирующий фактор возникает здесь и сейчас, такую реакцию называют «острый стресс». В случае, когда острый стресс умеренной силы и его длительность невелика (адаптивный стресс), его функция полезна и необходима, как ак-тивно-деятельностный фактор поступательного развития личности. На это указывали и Платон и Аристотель: «... страдания и боль - обязательные спутники личностного разви-

тия, а негативные эмоции хороши хотя бы тем, что подчеркивают позитивные».

Если сила психогенного фактора относительно невелика, а длительность продолжительна - регулярна и непрерывна, то в организме на такой вид воздействия формируется системный ответ, который называется хроническим - накопительным стрессом. Накопительный стресс может вызывать целый ряд изменений как в соматической (истощение надпочечниковой функции, язва желудка), так и в психологической сфере человека (профессиональное выгорание). Такая стресс реакция обычно характерна для педагогов, врачей, сотрудников правоохранительных органов, банковских работников. В большинстве своем, эта реакция проявляется в виде «симптома профессионального выгорания» [5]. В эту же категорию профессий попадают и тренеры-преподаватели, о чем свидетельствуют исследования Л.И. Лубышевой, Е.С. Романовой, Н.В. Увариной [2, 3, 4]. Следует признать, что процесс профессионального выгорания формируется поэтапно, согласно системным изменениям инициируемые стресс-реакцией. Вначале возникает ощущения повышенной тревожности и дискомфорта, снижается мотивация к профессиональной деятельности, возникает неудовлетворенность самим собой, формируется депрессивное состояние. И как результат: эмоциональное выгорание и ресурсное истощение, приводящее к психосоматическим заболеваниям и снижению эффективности в профессиональной деятельности.

В своей работе мы поставили перед собой задачу: исследовать некоторые компо -ненты личностных реакций тренера-преподавателя на предмет его эмоционального выгорания в процессе профессионального становления.

Эмоциональное выгорание мы понимаем как: «механизм психологической защиты человека, формирующийся в ответ на психотравмирующие воздействия и проявляемый в виде частичного или полного исключения эмоций». Отчасти «выгорание» можно назвать функциональным стереотипом, позволяющим индивиду экономно дозировать энергоресурсы. Однако длительное воздействие эмоционально неблагоприятных факторов способствует формированию «накопительного эффекта», который проявляется в виде: эмоционального и энергетического истощения приводящего к глубоким личностным изменениям вплоть до когнитивных деформаций.

Понятие «синдром эмоционального выгорания» ввел в научную терминологию К. Маслач. Им же была обоснована трёхкомпонентная структура «выгорания», которая, как согласно теории Г. Селье, отражает стадии ответных реакций физиологических систем и психологических функций на ряд стрессогенных факторов, разнящихся по своей силе и длительности воздействия.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В качестве обследуемых были привлечены 12 тренеров-преподавателей специали-зированой ДЮСШ по конькобежному спорту (мужчины) со стажем профессиональной деятельности 10-12 лет (возраст 34-42 года). Квалификация: 10 тренеров - первая категория; два специалиста - высшая категория.

Для определения состояния эмоционального выгорания тренеров ДЮСШ мы использовали методику В.В. Бойко, которая позволяет выявить ключевые симптомы выгорания и зафиксировать фазу стресс-реакции в которой находится исследуемый субъект.

Показатели, отражающие уровень «мотивации к деятельности» исследовали с помощью опросника Т.Д. Дубовицкой.

Уровень эмоциональной устойчивости рассчитывали согласно «шкале эмоциональной стабильности / нестабильности - нейротизма» (метод Г. Айзенка)

Уровень «самооценки» определяли с помощью тест-опросника С.В. Ковалёва.

Уровень тревожности определяли по «Шкале Дж. Тейлора».

Типологическая особенность личности (интроверсия, амбоверсия, экстраверсия), оценивались с помощью «Опросника» Юнга.

Статистическую обработку результатов осуществляли по методу «непараметрических критериев» (Е.В. Гублер).

ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Из данных приведенных в таблице следует, что психоэмоциональный личностный ответ тренеров на профессиональную деятельность имеют разноуровневую природу реагирования. Так из двенадцати тренеров участвующих в исследовании, только у четырех отсутствуют признаки эмоционального выгорания (столбец 1), о чем свидетельствуют результаты трехфазного ответа (напряжение, резистентность, истощение) на факторы, которые обычно причисляют к психо-вредным в профессиональной деятельности спортивного педагога.

Таблица - Показатели отражающие уровень эмоционального выгорания тренеров преподавателей ДЮСШ, со стажем трудовой деятельности 10-12 лет (п = 12)_

ы Отсутствие выго- Формирующееся Сформировавшее-

© Симптомы эмоционального выгорания рания, выгорание, ся выгорание,

(п =4) (п = 6) (п = 2)

1 2 3

<и Переживание травмирующих факторов 9,8±1,6 18,3±1,8 24,0±1,9

« « Неудовлетворённость собой 6,6±0,9 9,2±1,1 17,5±1,8

в я Загнанность в клетку 8,0±1,4 16,7±1,8 13,9±1,4

к Тревога и депрессия 7,7±0,7 12,0±1,9 16,3±1,3

Сумма четырех показателей М = 32,1 М = 56,2 М = 71,7

Неадекватное избирательное эмоциональное 8,3±1,1 22,3±2,0 23,0±2,1

§ £ реагирование

^ о о У Эмоционально нравственная дезориентация 9,0±1,3 12,2±0,9 19,6±1,0

<и Расширение сферы экономии эмоций 7,4±0,9 9,9±1,0 14,1±1,1

Си Редукция профессиональных обязанностей 7,6±1,1 21,9±1,8 22,4±2,2

Сумма четырех показателей М = 32,3 М = 66,3 М = 79,1

Эмоциональный дефицит 6,3±0,5 12,6±1,4 23,9±1,6

<и к Эмоциональная отстраненность 8,1±1,3 13,5±1,3 20,1±1,9

и В о Личностная отстраненность (деперсонализация) 7,7±1,1 13,8±2,0 20,6±2,2

о к Психосоматические и психовегетативные нарушения 6,4±0,7 6,5±0,7 17,8 ±1,6

Сумма четырех показателей М = 28,5 М = 46,4 М = 82,4

Примечание. Выраженность каждого «симптома» может меняться в пределах 0-30 баллов: не сложившийся симптом - 9 и менее баллов; складывающийся симптом - 10-15 баллов; сложившийся симптом - 16 и более балов; если показатель более 20 баллов его относят к доминирующей в фазе во всем «синдроме эмоционального выгорания».

Сумма четырех показателей в той или иной фазе указывает степень сформированности исследуемой фазы: менее 36 балов - фаза не сформировалась; 37-60 баллов фаза формирующегося эмоционального выгорания; более 61 балла - фаза сформировалась.

Во втором столбце представлены результаты исследований психоэмоциональной реакции тренеров (6 человек), у которых уровень стресс-нагрузки, связанный с их профессиональной деятельностью соответствует этапу «формирующегося эмоционального выгорания». Так в фазе «напряжения» симптомы: «переживание травмирующих факторов» (18,3) и «загнанность в клетку» (16,7), чуть ли ни вдвое превышают нормативные показатели. При этом сумма четырех симптомов = 56,2, что соответствует «стадии формирования».

В фазе «резистентности» симптомы «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (22,3) и «редукция профессиональных обязанностей» (21,9) находятся в доминирующей фазе во всем «синдроме эмоционального выгорания» А сума всех четырех симптомов = 66,3 баллам. Следовательно, стадия выгорания в фазе «резистентности» полностью сформировалась.

В фазе «истощения» выраженность симптомного ответа (за исключением одного) несколько превышают нормативные показатели, при этом их сумма = 46,4 баллам что соответствует «стадии формирования».

В третьем столбце представлены результаты исследований психо-эмоциональной реакции тренеров (2 человека), у которых уровень стресс-нагрузки, связанный с их профессиональной деятельностью соответствует этапу «сформировавшегося эмоционального выгорания». Практически все симптомы, а так же и их сумма, во всех трех фазах: «напряжение», «резистентность», «истощение», более чем в два раза превышают нормативные показатели.

Параллельно с исследованием процессов «выгорания» мы попытались выяснить, как изменяются некоторые личностные качества тренеров в процессе их профессиональной деятельности и как исследуемые личностные свойства (мотивация к деятельности; самооценка; уровень тревожности; эмоциональная устойчивость; типология личности) соотносятся с процессами эмоционального выгорания.

Было выяснено, что у тренеров с «формирующимся синдромом эмоционального выгорания» уровень личностных качеств значительно уступает показателям педагогов, у которых выгорание отсутствует. У них достоверно снижена самооценка (37,4±3,6 ед., против 28,3±2,2 ед. : р < 0,02). Уровень эмоциональной устойчивости приближается к показателям характерным для эмоциональной нестабильности (17,9±3,2 ед., против 10,6±1,2 ед.: р < 0,05). Уровень тревожности достигает 21,6±2,4ед., против 15,1±2,1 ед.: р < 0,05). Уровень мотивации к деятельности имеет тенденцию к снижению (15,9±2,3 ед., против 17,2±3,3 ед.: р > 0,05). При этом, в отличие от тренеров с отсутствием эмоционального выгорания, для эмоционально-нестабильных тренеров в большей мере, присуща интро-версия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования показывают, что личностный ответ тренеров (12 человек из одной специализированной ДЮСШ), казалось бы, на одну и туже, профессиональную деятельность существенно разнится. У двоих выявлен «синдром эмоционального выгорания» с признаками психосоматических нарушений. У шестерых, наличествуют признаки «формирующегося выгорания». И только у троих степень сформированности эмоционального выгорания отсутствует, несмотря на двенадцатилетний стаж эффективной работы, со всеми характерными для тренерской деятельности психотравмирующими факторами. Личностный ответ тренеров на психотравмирующие факторы профессиональной деятельности во многом зависит от уровня их эмоционального восприятия, (типологических особенностях личности) и развития личностных свойств позволяющих противостоять каждодневным стрессогенным нагрузкам формирующих накопительный эффект, с последующими реакциями эмоционального выгорания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронова В.И. Особенности проявления выгорания личности тренера в процессе профессиональной деятельности / В.И. Воронова, В.И. Ковальчук // Наука в олимпийском спорте. -2016. - № 1. - С. 46-50.

2. Лубышева Л.И. Профессия «Тренер»: знать, понимать, любить / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 5. - С. 93.

3. Романова Е.С. Профессиональное становление и развитие с позиций дуального подхода / Е. С. Романова // Системная психология и социология. - 2010. - № 1. - С. 43-56.

4. Уварина Н.В. Эмоциональная устойчивость как важнейший компонент профессиональной устойчивости педагога / Н.В. Уварина, А.В. Савченков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2019. - Т. 11, № 2. - С. 36-46.

5. Щербакова А.Э. Функциональное состояние Центральной нервной системы и физиологические реакции на стресс у педагогов с признаками эмоционального выгорания (на примере преподавателей педагогического вуза) / А.Э. Щербакова, М.А. Попова, В.В. Чистова // Журнал медико-

биологических исследований. - 2020. - Т. 8, № 4. - С. 419-426.

REFERENCES

1. Voronova, V.I. and Kovalchuk, V.I. (2016), "Features of the burnout of the coach's personality in the process of professional activity", Science in Olympic sports, No. 1, pp. 46-50.

2. Lubysheva, L.I. (2018), "Profession "Coach": to know, to understand, to love", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 93.

3. Romanova, E.S. (2010), "Professional formation and development from the standpoint of the dual approach", Systems psychology and sociology, No. 1, pp. 43-56.

4. Uvarina, N.V. and Savchenkov, A.V. (2019), "Emotional stability as the most important component of professional stability of a teacher", Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical sciences, Vol. 11, No. 2, pp. 36-46.

5. Shcherbakova, A.E., Popova, M.A. and Chistova, V.V. (2020), "The functional state of the Central nervous system and physiological reactions to stress in teachers with signs of emotional burnout (on the example of teachers of a pedagogical university)", Journal of Biomedical Research, Vol. 8, No. 4, pp. 419-426.

Контактная информация: letchik45@bk.ru

Статья поступила в редакцию 14.09.2021

УДК 159.9.07

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ У

СПОРТСМЕНОВ

Юлия Михайловна Босенко, кандидат психологических наук, доцент, Анна Сергеевна Распопова, кандидат психологических наук, доцент, Елена Игоревна Берилова, кандидат психологических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

Феномен смысла жизни исследуется в разных областях психологии, в том числе и в спортивной деятельности. В статье изложены результаты, полученные при исследовании смысложиз-ненных ориентаций у спортсменов разного возраста (n=269). Результаты исследования показали, что по мере взросления у спортсменов возрастает потребность в осмыслении своего жизненного пути, меняются источники влияния на смысложизненные ориентации. Есть различия и в способности формулировки смысла жизни, что может быть значимым фактором для анализа жизненного пути спортсмена и предупреждения неблагоприятного протекания кризисных явлений в его карьере.

Ключевые слова: смысл жизни, смысложизненные ориентации, спорт, возраст.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p349-352

AGE-RELATED FEATURES OF IDEAS ABOUT THE MEANING OF LIFE IN

ATHLETES

Julia Mikhailovna Bosenko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Anna Sergeevna Raspopova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Elena Igorev-na Berilova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar

Abstract

The phenomenon of the meaning of life is studied in various fields of psychology, including sports activities. The article presents the results obtained in the study of life-meaning orientations in athletes of different ages (n=269). The results of the study showed that as athletes grow older, the need for understanding their life path increases, the sources of influence on life-meaning orientations change. There are also differences in the ability to formulate the meaning of life, which can be a significant factor for analyz-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.