УДК 94(47)08(571.5)
НЕКОТОРЫЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)
Т. А. Кискидосова
Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории
В статье рассматриваются некоторые стороны, жизни городского населения Енисейской губернии в конце XIX — начале ХХ вв. на основе материалов местной периодической печати. Автором изучены основные жанры губернских газет. Показано, что периодическая печать при тщательной обработке и строгом сопоставлении с другими источниками является важным дополнением в исследовании по истории повседневной жизни горожан.
Ключевые слова: периодическая печать, газета, исторический источник, повседневная жизнь, горожане, Енисейская губерния.
В последние годы история повседневности является одним из направлений, которое активно разрабатывается российскими учёными. В центре внимания истории повседневности - реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного жизненного мира, комплексное исследование этой реальности (жизненного мира) людей разных социальных слоёв, их поведения и эмоциональных реакций на события [1, с. 3]. История повседневной жизни жителей провинциальных городов в дореволюционный период являлась малоизученной темой и во многих аспектах продолжает оставаться таковой до сих пор.
Важную часть источниковой базы для изучения различных сторон жизни городского населения составляют материалы периодической печати. Обращение к ним позволяет реконструировать роль субъективных факторов в истории: общественные настроения, отношения различных социальных слоёв к тем или иным событиям, мировоззрение людей. В то же время данный вид источника вызывает многочисленные споры среди историков. Под сомнение ставятся факты, изложенные на страницах периодики. Известно, что для прессы свойственна актуальность фиксируемых фактов, но в то же время для исследователей этот факт не является бесспорным, ибо они во многом справедливо полагают, что данный источник не отличается глубиной анализа информации. Другой характерной чертой периодических изданий является субъективность в оценке и интерпретации происходящих событий. Несмотря на указанные недостатки, периодическая печать всё же является неоценимым источником для изучении повседневной жизни горожан - и в частности в дореволюционный период.
В конце XIX - начале ХХ вв. на территории Енисейской губернии издавались такие газеты, как: «Енисейские губернские ведомости», «Справочный листок Енисейской губернии», «Енисейский листок», «Енисей», «Сибирский край», «Красноярец», «Красноярский хроникёр», «Енисейский край», «Красноярский голос», «Красноярский вестник», «Енисейская мысль», «Сибирские врачебные ведомости» и др. Большая часть периодических изданий выходила в центре губернии - Красноярске. Накануне и во время Первой мировой войны частные типографии уездных городов печатали собственные газеты. Например, в Минусинске издавались газеты «Минусинский вестник», «Южная Сибирь», в них были представлены новости из Минусинска и Минусинского уезда. Пресса была коммерческим предприятием и, следовательно, редакторы руководствовались не только собственными интересами, но и учитывали настроения и взгляды своего читателя. Поэтому в центре внимания при выборе материалов, информации, сюжетов и пр. были потребности и предпочтения читающей публики.
Одним из популярных периодических изданий, отличавшихся от других подобных изданий того времени по содержанию и форме, была газета «Енисейский листок». Она печаталась в красноярской типографии Е. Ф. Кудрявцева. Данная газета выходила с 1889 г. один раз в неделю в виде справочного листка. В 1894 г. она была переименована в «Енисей», выпуск её увеличился до трёх раз в неделю, позднее Е. Ф. Кудрявцев добился ежедневного издания газеты. Это была первая общественно-политическая и литературная газета в Енисейской губернии. В «Енисее» на высоком профессиональном уровне освещались различные стороны губернской жизни.
Как правило, местные новости публиковались на второй или третьей страницах газет, уступая первую страницу освещению основных событий в столице и стране. Обычно вся информации о жизни в городах и сёлах губернии помещалась в специальной рубрике («Местная жизнь», «Хроника», «Местная хроника»). Заголовки газетных статей отражают ежедневные проблемы, нравы и предпочтения городских жителей: «Мелочи повседневной жизни», «Перестройка красноярского вокзала», «Посадка деревьев на городских улицах», «Музей и библиотеки», «Празднование Святой коронации», «Кабацкие нравы», «Праздник белого цветка», «Что читает Ачинск?», «О Минусинском музее», «Светотени ачинской жизни».
В российской журналистике дореволюционного периода сложилось несколько устойчивых, характерных журнально-газетных жанров. Каждый из них имел свои закономерности, приёмы подачи и раскрытия того или
иного реального содержания. Основными жанрами в газетной периодике того времни были следующие: заметка, репортаж, корреспонденция, статья, очерк, обозрение, фельетон, судебный отчёт, театральная рецензия, некролог.
Обычно свои материалы журналисты публиковали без подписи автора. Местные корреспонденты подписывались либо своим именем, либо псевдонимами. Как правило, настоящее имя автор скрывал в том случае, если в его материалах затрагивались злободневные проблемы. В качестве псевдонима использовались вымышленные имена или прозвища, например: «Красноярец», «Кудлатый», «Ласковый», «Рыбак Манский». Нередко корреспонденты подписывались латинской буквой N. Наиболее известными авторами корреспонденций с мест являлись Иосиф Туруханский из Туруханска и Педеко из Минусинска.
Авторами газетных статей, очерков, отчётов были как местные журналисты, так и общественные деятели, представители интеллигенции. Так, отчёты о работе санитарной комиссии и состоянии медицины в городах публиковали красноярские врачи; учителя школ, преподаватели гимназий и училищ предоставляли периодическим изданиям материалы о работе учебных заведений, об успеваемости учащихся, об учебной программе, о материальном быте учителей. Популярным автором фельетонов и сатирических стихов, опубликованных в «Сибирской мысли» и «Енисейском крае», был В. Кичуйский (псевдоним И. И. Самойлова). В газетах, издаваемых в Красноярске, публиковались очерки местных писателей Ф. Ф. Филимонова, А. Б. Клюге, И. И. Лебедева, Н. В. Скорнякова и др. [2, с. 155].
Традиционно журналистские жанры подразделяются на три группы: информативные, аналитические и художественно-публицистические [3, с. 621]. Распределим публикации местных газет в соответствии с предложенной классификацией.
К информативной группе относятся заметки, репортажи, отчёты. Они отличаются оперативностью, наличием в материалах событийного повода, рассмотрения отдельного факта, явления. Аналитическая группа включает статьи, корреспонденции, комментарии, обозрения. Данные жанры, в отличие от информативных, предполагают охват в публикациях более широких временных границ; в них, наряду с подачей информации, обязательно содержится анализ описываемых фактов, явлений, ситуаций. Авторы этой группы публикаций обобщают представленный материал и подводят итоги. К художественно-публицистической группе относятся фельетоны и очерки. Они сочетают в себе понятийные и образно-выразительные средства, обладают большой эмоциональной силой, раскрывают типическое через индивидуальное [3, с. 622].
Одним из самых распространённых информационных жанров в местной периодике, как показывает наш анализ, была заметка. Авторы заметок представляли краткое изложение новости без анализа событий. Для отчёта характерно более подробное описание событий, детализация фактов, явлений, событий. Авторская оценка в информационных публикациях сведена до минимума. Газетные заметки и отчёты затрагивали всевозможные стороны повседневной жизни горожан: это хозяйственная деятельность местных органов власти, санитарное состояние и озеленение улиц, строительство дорог и зданий, занятия жителей городов, проведение досуга и т. д.
В местной периодике такой жанр, как корреспонденция, представлял собой небольшие по объёму публикации, предлагавшие ту или иную информацию с кратким её осмыслением со стороны автора. Корре с-понденция отличается от заметок более детальным и более широким освещением предмета журналистской публикации. Интересные корреспонденции с мест были подготовлены, например, Иосифом Туруханским. В одной из своих публикаций он с досадой информирует: «О кончине императора Александра II 20 октября 1894 г. нам стало известно через три недели - 12 ноября. Вся Россия плакала и молилась. Только Туру-ханску ничего не было известно». Далее автор с горечью и безнадёжностью приходит к выводу: «Тяжело, невыносимо тяжело жить на окраинах. Найдётся ли уголок мрачнее Туруханска? Здесь можно жить по неволе. Глядеть на эти безобразные, покосившиеся, гнилые лачуги, эти сонные, еле шевелящиеся фигуры жителей. И таким гадким и противным до омерзения покажется это однообразие, что так птицей хотелось бы улететь из этой мёртвой, холодной страны» [4]. В данной публикации представлена не только информация о несовершенстве путей сообщения и связи того времени, печальным следствием чего является запоздалая информация, но и осмысление, настроение и внутренние переживания автора. Иначе говоря, при изучении истории повседневной жизни людей важно учитывать эмоциональную реакцию или отношение отдельной личности к тем или иным событиям и явлениям.
По нашим наблюдениям, излюбленным жанром местных журналистов являлся репортаж. Публицистические произведения этого жанра требуют обязательного присутствия автора на месте происходящих событий, которые он непосредственно наблюдает. Для репортёра важно эмоционально и наглядно подать информацию. В качестве примера можно привести отрывок из репортажа о праздновании Святой коронации в Красноярске: «14 мая по окончании молебствования толпа двинулась на площадь. Массы народа заполняли городские улицы до глубокой ночи. Погодные условия омрачили великий праздник. Несмотря на дождь и ветер, народ всё равно
не уходил. Пьяных не было видно. В 9 часов вечера зажгли иллюминацию, горели транспаранты и вензеля с инициалами Государя и Государыни. Перед городским управлением устроили грандиозный фейерверк...» [5]. Репортёр, присутствовавший на празднике, подробно описал проведение праздника в городе и воссоздал картину происходящего. Данная публикация позволяет читателю стать участником событий, почувствовать атмосферу праздника.
Распространённым аналитическим жанром в местных газетах было обозрение. Основой этого жанра является осмысление системы событий и фактов, ограниченных определённым временем и географическими реалиями. К обозрению можно отнести, например, доклад Л. Е. Козлова «Рост населения Енисейской губернии», опубликованный в «Енисейской мысли». Автор подробно проанализировал рост численности городского и сельского населения с 1823 по 1913 гг., рассмотрел демографические процессы в городах и подвёл итоги [6]. Для журналиста важна степень достоверности информации, поэтому он дополнительно привлеает демографическую статистику. Например, сравнивает со сведениями, представленными Центральным статистическим комитетом и статистическими обзорами губернии. К распространённому в губернских газетах аналитическому жанру относится также одноимённая статья. Для неё присуща наибольшая по сравнению с другими жанрами широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, чёткая социальная направленность.
Обязательным элементом дореволюционных газет был фельетон. Для данного жанра характерны злободневность тематики, сатирическая заострённость и юмор. В задачи фельетона входит обличение общественных пороков, недостатков и содействие их искоренению. В местных газетах предлагались фельетоны как стихотворные, так и в форме публицистики. В местной прессе в шутливой форме критиковалась работа коммунального хозяйства или высмеивались человеческие пороки. Так, корреспондент «Енисея» с юмором писал о состоянии уличного освещения в городе: «Ну и ночь непроглядная - ни зги! Хоть бы пикетчик засвистал. Зная, где он на скамеечке дремлет, - мог бы я сообразить, где нахожусь. Кабы добраться как-нибудь до дому - непременно справился бы по календарю: не полагается сегодня хотя бы лунного освещения» [7].
В своих материалах многие журналисты акцентировали внимание на негативных моментах работы городского коммунального хозяйства. Авторы фельетонов подавали материалы в язвительной форме; казалось, что они соревновались между собой в остроумии. В то же время целью ряда публикаций было привлечение внимания городских властей к проблемам благоустройства. Излюбленной темой для авторов фельетонов было высмеивание таких человеческих пороков, как жадность, зависть, честолюбие. В качестве примера можно привести отрывок из «Дневника красноярца»: «Неужели вы не знаете красноярского Гарпагона, счастливо сочетавшего в себе все типичные черты барона из пушкинского «Скупого рыцаря», гоголевского Плюшкина и шекспировского Шейлока. В домике на Песках он сидит на сундуке с деньгами ...» [8]. Очевидно, что в фельетоне подразумевалась определённая личность, что было небезопасно для автора публикации. В данном случае для исследователя важной задачей является выявление прототипа данной публикации. Для этой цели необходимо привлечение других видов источников.
Предпочтения и нравы местных жителей отображают репортажи и рецензии на концерты, спектакли, выставки и т. д. В отличие от хроники, описывающей те или иные события, репортажи и рецензии являются отражением нравов и предпочтений публики. В периодике исследуемого периода регулярно печатались рецензии на ту или иную театральную постановку, строгой критике подвергались игра актёров, декорации, костюмы. Из газетных публикаций можно судить о «театральных» предпочтениях автора или публики того времени. Критики отмечают бедность декораций, непродуманность инвентаря, убогость костюмов и плохую игру актёров. Так, посетив Красноярский театр, один из журналистов критически замечает: «В Красноярске в Пушкинском театре прошёл бенефис М. И. Каширина, были поставлены комедия «Волны» и трагедия «Измена». В комедии актёры играли вяло и слабо. Декорация комнаты богатого отеля «Виареджио» представляла плохой номер захудалой гостиницы. На столе бутылки с вином братьев Елисеевых. Тем не менее, сбор с постановки был большой, а Каширин получил ценный подарок от благожелательной публики» [9].
Ещё один журналист-критик так отзывается о неудачной премьере спектакля «Грядущий рассвет» (по роману Э. Оржешко «Мейер Йозефович») труппы Каширина: «Из рук вон плохо, провал пьесы. Не удалось передать картину еврейского быта и взаимоотношений евреев и христиан. Господин Груздев мало походил на раввина, талантливая актриса Агранова кривлялась и ломалась. Большинству из актёров еврейская жизнь совершенно незнакома. Костюмы и гримы ужасно комичные. В некоторых костюмах можно играть шпанских грандов и разбойников Шиллера» [10]. См. ещё одно критическое суждение о постановке Ачинского театра: «Несмотря, на убожество сцены и при отсутствии многих декоративных принадлежностей, присутствовала полная иллюзия. Однако местная публика, не привыкшая к эстетическим удовольствиям, оставалась долго под впечатлением от драмы» [11].
Как показывает наш материал, такой жанр, как судебные отчёты, в местных газетах печатались достаточно часто. Судебные процессы и сообщения «из зала суда» по уголовным и гражданским делам вызывали интерес у читателей. В данных публикациях представлены сведения о криминальной жизни в городах, взаимоотношениях между горожанами, семейных разбирательствах и пр. Судя по частотности публикаций, судебные отчёты пользовались у читательской аудитории популярностью. Наш анализ свидетельствует, что на страницах газет нередко можно обнаружить подробное описание конкретных судебных дел.
Некролог, как жанр, в местной дореволюционной печати представлен краткими объявлениями о дне, часе, месте погребения покойного и достаточно обширными некрологическими статьями. Для исследования повседневной жизни горожан особый интерес представляют некрологические статьи-посвящения, имеющие стандартные заглавия: «Памяти ...» (такого-то лица). Произведения этого жанра служат главнейшими, а во многих случаях единственными источниками историко -биографических данных об отдельных деятелях. В то же время следует учитывать, что характерной особенностью этого жанра является известное правило: «о мёртвых хорошо или ничего» [12]. Например, в некрологе, посвящённом Минусинскому издателю В. В. Фёдорову, автор представил сведения о его характере: «... В личной жизни покойный не был чужд странностей. Но это не мешало всем, хорошо знавшим его, ценить, любить и уважать этого оригинального человека. За резкими выходками и грубыми словами скрывался внимательный человек.» [13]. Несмотря на субъективизм автора, данная информация важна для изучения истории жизни отдельных горожан.
Информацию об экономической и культурной жизни городов, досуге населения содержат рекламы, объявления, афиши киносеансов и городских театров и т. д. К концу XIX в. реклама являлась особенным социокультурным явлением российской действительности, она была неотъемлемой частью предпринимательской практики и повседневной жизни среднего городского обывателя. Газетное дело начинает приносить прибыль, главным образом за счёт рекламы.
Для исследователей газетная реклама может стать дополнительным источником, чтобы реконструировать экономическую и культурную жизнь общества [14, с. 53]. В газетах рассматриваемого периода представлена реклама ресторанов, магазинов, частных клиник, кинотеатров. Газетные рекламы предлагали разнообразный ассортимент товаров. Читатель мог узнать о ценах на велосипед, граммофон или другие модные новинки. Например, в газете «Красноярец» рекламировались граммофоны за 25 руб., швейные машины «Зингер» (ручные -16 руб., ножные - 25 руб.). Товарищество «Универсал» из Варшавы предлагало велосипеды по низким ценам, всего за 82 руб. [15].
Большим разнообразием отличались афиши киносеансов. Синематограф представлял для публики широкий перечень кинофильмов. По таким названиям кинолент, как «Карманный страж», «Фантастическая лягушка», «Курортный флирт», «Самоубийство», «Охота на лисиц», «Парижанка в Венеции», «Добыча гипса во Франции», можно судить, что дореволюционному провинциальному зрителю предлагались самые разные жанры фильмов. С точки зрения современного времени, конечно, большинство кинокартин характеризуются как отличающиеся примитивным характером, но у зрителей того времени они пользовались успехом. Судя по содержанию текстов афиш, и в то время фильмы ранжировались по возрастному признаку: так, в кинотеатрах показывали картины только для взрослых «Три грации», «Гарем паши», «Качающаяся фея», детям запрещалось присутствовать на киносеансах данных картин [16]. Чаще всего публике предлагалось посмотреть мелодрамы, триллеры или боевики [17].
Периодическая печать требует строгой проверки на соответствие её материалов действительности, для чего необходимо привлекать другие исторические источники. Исследователю необходимо, по мере возможности, определять степень достоверности и цель изложенного в прессе материала. По этому поводу О. В. Бердова отмечает: «Важно уметь верно расшифровывать своеобразный язык газеты и отличать достоверную информацию от формальных штампов, учитывать один из наиболее распространённых приёмов газетчиков - целенаправленное умалчивание маловыгодной для издания информации» [18, с. 109].
Таким образом, материалы периодической печати являются одним из уникальных источников по изучению повседневной жизни горожан. Провинциальная дореволюционная периодика содержит обширный источнико-вый пласт для исследователя.
Однако при изучении прессы, направленном, в частности, на извлечение материала о разных сторонах повседневной жизни городского населения прошлых эпох, необходимо дополнительное привлечение информации из справочно-библиографической литературы, вспомогательных архивных материалов, статистических сведений, мемуаров, дневников и записок личного характера и др. Использование разнообразных дополнительных источников при работе с периодикой позволит получить необходимые дополнительные сведения о том или ином печатном издании (финансирование печатного органа, читательская аудитория, достоверность публикуемой информации и т. д.).
В целом следует констатировать, что местные периодические издания предоставляют живописную картину разных сторон повседневной жизни городского населения.
Библиографический список
1. Пушкарёва Н. Л. Предмет и методы изучения «истории повседневности» / Н. Л. Пушкарёва // Женская повседневность в России в ХУШ-ХХ вв. - Тамбов, 2003. - С. 3-11.
2. Красноярск. Очерки истории города / под ред. П. Н. Мешалкина. - Красноярск, 1988. - 370 с.
3. Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории. - М., 1998. - 702 с.
4. Енисей. - 1895. - 17 марта.
5. Енисей. - 1896. - 19 мая.
6. Енисейская мысль. -1913. - 18 января.
7. Енисей. - 1902. - 27 октября.
8. Енисей. - 1904. - 25 февраля.
9. Енисей. - 1902. - 7 сентября.
10. Енисей. - 1902. - 3 ноября.
11. Справочный листок Енисейской губерни». - 1890. - 22 апреля.
12. Источниковедение истории СССР / под ред. И. Д. Ковальченко. - М., 1981. - 496 с.
13. Минусинский вестник. - 1916. - 28 августа.
14. Арышева, Г. А. Газетная реклама как исторический источник (по материалам Томских газет второй половины XIX в.) / Г. А. Арышева // Актуальные вопросы истории Сибири (Барнаул, 7-8 окт. 2005 г.) - Барнаул, 2005. - С. 53-57.
15. Красноярец. - 1908. - 22 июня.
16. Красноярец. - 1908. - 15 октября.
17. Енисейские губернские ведомости. - 1916. - № 177.
18. Бердова, О. В. Образ повседневности в зеркале дореволюционной газеты (на примере Костромской губернии) / О. В. Бердова // Повседневность российской провинции. - Казань, 2002. - С. 100-110.
© Кискидосова Т. А., 2012