Научная статья на тему 'Периодическая печать как источник для изучения образовательной политики Российской империи в Западной Сибири (вторая половина XIX - начало XX В. )'

Периодическая печать как источник для изучения образовательной политики Российской империи в Западной Сибири (вторая половина XIX - начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
358
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ КАК «КОМПЛЕКС ИСТОЧНИКОВ» / ЖУРНАЛЫ И ГАЗЕТЫ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / PERIODICALS AS A "SET OF SOURCES" / MAGAZINES AND NEWSPAPERS / HISTORICAL SOURCE / EDUCATIONAL POLICY / RUSSIAN EMPIRE / WESTERN SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кротт И.И.

Показан информационный потенциал периодических изданий для изучения содержания, форм и практик реализации образовательной политики Российской империи в Западной Сибири во второй половине XIX начале XX в. Периодическая печать рассматривается как «комплекс источников», где публиковались источники разной видовой принадлежности: делопроизводственные материалы, нормативно-правовые документы, источники личного происхождения, публицистические и художественные тексты. Отмечается, что для изучения рассматриваемых проблем следует привлекать как издания педагогической направленности, так и популярные общественно-политические, специализированные журналы и газеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Periodicals as a Source for the Study of Educational Policy of the Russian Empire in Western Siberia (Second Half of 19th - Beginning of 20th Century)

The publication shows the information potential of periodicals to study the content, forms and practices of the educational policy of the Russian Empire in Western Siberia in the second half of the 19th early 20th century. Periodicals is considered as a “set of sources”, which published sources of different species: office materials, legal documents, sources of personal origin, journalistic and literary texts. It is noted that the study of the problems should involve both educational publications and popular socio-political, specialized magazines and newspapers.

Текст научной работы на тему «Периодическая печать как источник для изучения образовательной политики Российской империи в Западной Сибири (вторая половина XIX - начало XX В. )»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 116-121.

УДК 947(571)+930.2

DOI 10.25513/2312-1300.2018.4.116-121

И. И. Кротт

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX в.)

Показан информационный потенциал периодических изданий для изучения содержания, форм и практик реализации образовательной политики Российской империи в Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX в. Периодическая печать рассматривается как «комплекс источников», где публиковались источники разной видовой принадлежности: делопроизводственные материалы, нормативно-правовые документы, источники личного происхождения, публицистические и художественные тексты. Отмечается, что для изучения рассматриваемых проблем следует привлекать как издания педагогической направленности, так и популярные общественно-политические, специализированные журналы и газеты.

Ключевые слова: периодическая печать как «комплекс источников»; журналы и газеты; исторический источник; образовательная политика; Российская империя; Западная Сибирь.

1.1. Krott

PERIODICALS AS A SOURCE FOR THE STUDY OF EDUCATIONAL POLICY OF THE RUSSIAN EMPIRE IN WESTERN SIBERIA (SECOND HALF OF 19th - BEGINNING OF 20th CENTURY)

The publication shows the information potential of periodicals to study the content, forms and practices of the educational policy of the Russian Empire in Western Siberia in the second half of the 19th -early 20th century. Periodicals is considered as a "set of sources", which published sources of different species: office materials, legal documents, sources of personal origin, journalistic and literary texts. It is noted that the study of the problems should involve both educational publications and popular sociopolitical, specialized magazines and newspapers.

Keywords: periodicals as a "set of sources"; magazines and newspapers; historical source; educational policy; Russian Empire; Western Siberia.

Исследование любых научных проблем опирается на комплекс источников, тем более, если они являются мало разработанными, недостаточно освещенными в специальной литературе. Антропологизация исторической науки, «лингвистический поворот», процесс конструирования междисциплинарных объектов породили интерес представителей профессионального исторического со-

общества к тем свидетельствам прошлого, которые долгое время находились на периферии исторической науки: источникам личного происхождения, визуальным изображениям, художественным текстам и др. В новой историографической ситуации востребованность «научной продукции», создаваемой историками, определяется, не только поиском новых источников и методов работы

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта проведения научных исследований «Стратегии и практики реализации образовательной политики Российской империи в Омском Прииртышье (вторая половина Х1Х - начало ХХ в.)», проект № 18-49-550002.

© Кротт И. И., 2018 116

с ними, современными методологическими и историографическими подходами к интерпретации извлеченной из источников информации, но и вычленением новых сюжетов, проблемно-тематических полей в работе как с хорошо известными комплексами источников, так и с новыми их видами [1, с. 4-5].

На современном этапе в отечественной исторической науке наблюдается отчётливая тенденция, для которой характерно формирование новых исследовательских подходов к изучению стратегий и обоснованию практик реализации образовательной политики Российской империи в Западной Сибири в условиях внутренней колонизации второй половины XIX - начала XX в.

В отечественной историографии проблемы институционализации образования на окраинах империи осваивались преимущественно с акцентом на культуртрегерскую составляющую данного процесса, с фиксацией внимания на прогрессивной роли государства в русификации коренных народов. Обращение к дискурсивным практикам империи, применение оптики имперского центра и региональной бюрократии открывает реальные возможности посредством фиксации культурных, идеологических, этических и эстетических ценностей, понятий и конвенций империи проследить основные тенденции и закономерности в сфере организации и функционирования образовательной политики в социокультурном контексте внутренней колонизации.

В этой связи вполне правомерна постановка вопроса об информационном потенциале отдельных видов источников, в том числе периодики. Сегодня в сибириведении приобрели популярность исследования, по-свящённые характеристике периодических изданий, репрезентации Сибири в них [2-5]. Однако до настоящего времени окончательно не выяснен информационный потенциал периодической печати для исследования стратегий и практик реализации образовательной политики империи в регионе во второй половине XIX - начале XX в.

Важно указать на то обстоятельство, что сибирская «образовательная» проблематика стала актуальной для общественного мнения и периодических изданий с 80-х гг. XIX столетия, в связи с более прочным включением

региона в коммуникативное пространство империи и изменением его статуса в геополитических стратегиях имперского «центра». Эта тенденция ещё более усилилась в период строительства Сибирской железной дороги и усиления переселенческой волны. Так, характеризуя ситуацию в регионе, редакция журнала «Сибирские вопросы» подчеркивала, что «вряд ли существует точка зрения, которая позволила бы отрицать, что Сибирь в настоящее время переживает один из серьёзнейших моментов всей её истории ... она находится если и не "накануне великих событий", то на пороге крупнейших изменений и перемещений в самых основах всего её уклада, от направления в которых в огромной степени зависит её будущее» [6, с. 1].

Богатый фактический материал по интересующей нас проблеме содержат периодические издания ведомственного характера «Омские епархиальные ведомости» (Омск. 1898-1914 гг.) и «Тобольские епархиальные ведомости» (Тобольск, 1882-1919 гг.), педагогические журналы «Журнал министерства народного просвещения» (СПб., 1880-1899, 1901-1904, 1908-1913 гг.), «Известия по народному образованию» (СПб., 1904-1908, 1911-1913 гг.), «Народное образование» (СПб., 1897-1900 гг.; 1906-1913 гг.), «Вестник воспитания» (М., 1890-1914 гг.), а также частный журнал «Русская школа» (СПб., 1890-1913 гг.).

Помимо названных периодических комплексов информативными являются общественно-политические ежемесячные издания «Мир Божий» (СПб., 1892-1906 гг.) и «Сибирские вопросы» (СПб., 1905-1912 гг.), газеты «Сибирская жизнь» (Томск, 18871913 гг.), «Сибирский листок» (Тобольск, 1887-1913 гг.), «Омский вестник» (19091914 гг.), «Омский телеграф» (1907-1913 гг.), «Степной край» (Омск, 1893-1905 гг.).

Можно выделить общие черты, характерные для рассматриваемых изданий. Во многих журналах и газетах имелись примерно одинаковые разделы / рубрики: редакционные статьи; материалы специалистов по различным актуальным вопросам социально-экономического, общественно-политического и социокультурного развития; информационно-новостные колонки «По Сибири», «Сибирские вести», «Корреспонденции»,

«Хроника», «Вопросы и ответы»; библиографический и справочный отделы; реклама и объявления. При этом издатели, относясь с одинаковым вниманием к образованию классическому и реальному, высшему и начальному, женскому и профессиональному, политики государства в сфере образования, поднимали вопросы, наиболее интересовавшие русское или сибирское общество второй половины XIX - начала XX в.

В начале первого десятилетия XX столетия отчётливо обозначилась тенденция увеличения тиража рассматриваемой периодики. Сотрудники всех изданий постоянно искали новые формы взаимодействия с читательской аудиторией, привлечения корреспондентов из числа различных социальных групп, стремились к увеличению количества подписчиков. Издатели устанавливали, поддерживали и расширяли контакты на местах.

Редколлегии многих журналов и газет старались разрабатывать такие программы своих изданий, которые в наибольшей степени отвечали бы запросам читателей и вызову времени, учитывали бы хозяйственные особенности сибирского региона. Это проявлялось в оформлении изданий, изменения их объёма, в переориентации содержания отдельных рубрик журналов или газет. Часть изданий шла по пути сужения рассматриваемых вопросов, другая, напротив, серьёзно расширяла диапазон тем и проблем. Редакторы пытались оптимально сочетать общероссийский, общесибирский и местный материалы.

Журналы и газеты перепечатывали статьи, заметки из известных и авторитетных центральных и сибирских периодических изданий, осуществляли обмен изданиями. В частности, местная сибирская печать помещала материалы из общероссийских журналов и наоборот. Благодаря такому подходу читатель имел возможность соотносить информацию из разных регионов по интересующим его вопросам, более оперативно ориентироваться в происходящих переменах.

Очень важным моментов в работе с периодическими изданиями является следующий методологический посыл. Рассматривая периодику как один из институтов формирования общественного мнения, мы опираемся на концепцию «текста-источника», сформулированную в исследованиях М. П. Мохна-

чёвой, Р. Шартье [7; 8]. В соответствии с ней, периодические издания представляют собой единый текст, в создании которого принимают участие авторы материалов, редакторы и читатели. Поэтому каждая публикация в журнале или газете является неотъемлемой частью этого основного текста. На содержание «текста-источника» большое влияние оказывает «образ издания», который в свою очередь формируется под воздействием целой группы факторов: личности редактора-издателя, его мировоззрения, стратегий развития издания или его программы, особенностей внутриредакционных отношений, взаимодействия с цензурой и финансирования [7, с. 254].

Так же необходимо учитывать теорию «полей» П. Бурдье, а именно идею о том, что жанры текстов, их форма, тематика, стиль, «произведённые» в «поле журналистики», обусловлены законами функционирования и иерархическими отношениями, характерными для этого поля, они напрямую зависят от социальных обстоятельств их производства [9].

Следует подчеркнуть, что периодическая печать является богатейшим источником информации. Она отличается, во-первых, непрерывным, текущим характером сообщаемых сведений; во-вторых, сложным комплексным составом, свойственным в гораздо меньшей степени другим типам источников; в-третьих, доступностью для историка. Поэтому, современный научный дискурс определяет периодику как «комплекс источников», содержащий в себе источники практически всех видов [10].

В газетах и журналах, в не зависимости от места издания и политической направленности, по рассматриваемой научной проблеме находили отражение материалы делопроизводства (в виде публикации деловой переписки, отчётов нижестоящих инстанций вышестоящим, отчётов различных педагогических обществ и т. д.), которые в таком виде предлагают современному исследователю уже обнародованный текст [11; 12, с. 239250: 13, с. 3]. С другой стороны, такие публикации делопроизводственных документов являлись копиями, достоверность которых полностью лежит на совести издателя, который мог сделать купирование текста. Поэтому историку необходима дополнительная проверка репрезентативности этой опубли-

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 116-121.

кованной на страницах печати информации, с сохранившимся в архивах комплексом делопроизводственных документов.

Важную информацию о политики государства в области образования, служебной деятельности (нагрузке преподавателей, системах награждений и привилегий), внепро-фессиональной жизни педагогического сообщества в регионе дают законодательные и нормативно-правовые документы, которые помимо специализированных изданий так же публиковались в указанных выше газетах и журналах [14; 15; 16].

На страницах периодических изданий изучаемого периода нередко печатались источники личного происхождения - воспоминания, дневниковые записи, частные письма. Они позволяют выявить личностные характеристики педагога, рассмотреть проблему взаимоотношений власти, педагогического коллектива и локального сообщества [17, с. 45-55; 18; 19, с. 55-71].

Специфическими газетно-журнальными разновидностями источников являются личные информационно-новостные источники: репортажи, интервью, путевые заметки, для которых характерно присутствие автора на месте освещаемых событий. При этом они показывают историку, насколько серьёзно местная общественность относилась к проблемам образования, как она воспринимала инициативы «центра».

К группе источников личного происхождения следует отнести письма граждан, в том числе педагогов в редакции периодических изданий [21, с. 321-326; 22, с. 67; 23, с. 409-412; 24, с. 551-554]. Публикации сибирских педагогов в периодической печати были посвящены актуальным проблемам образования, их повседневной жизни, политике местных властей. Ярко выраженную политическую позицию из них заявляли немногие. Омский историк О. В. Блинова, которая специально исследовала формы гражданской активности педагогов в Западной Сибири, указывала только на В. Д. Соколова, педагога сотрудничавшего с газетой «Степной край» и за свои политические убеждения и публикации состоявшего под негласным надзором омской полиции [25, с. 207].

В периодических изданиях очень информативными являются безличные инфор-

мационно-новостные хроники, сводки, обзоры, сообщения, заметки и иные материалы, которые публиковались, как правило, в разделах «По Сибири», «Сибирские вести», «Городские хроники», «Корреспонденции». Специфика такого рода материалов, заключается в том, что они в свободной форме описывают события или пересказывают содержание некоего документа, выступающих источниками информации. Они представляют ценность для исследования коммуникативного пространства империи, в рамках которого реализовывалась образовательная политика государства, происходило взаимодействие её основных акторов и субъектов.

Следует обратить внимание, что информационно-новостные источники являются достаточно достоверными для использования в конкретно-исторических исследованиях, так как они очень близки к тексту документального первоисточника. Но не следует забывать, что при публикации таких материалов, редакция или автор, могли опустить второстепенные с их точки зрения детали, поэтому они могут быть менее информативными, нежели их документальный оригинал, хранящийся в архиве.

Яркий иллюстративный материал содержат публицистические источники, в которых чётко выражена авторская позиция, им присуща художественная выразительность и освещение острых, злободневных проблем в области образования региона. В анализируемом комплексе периодических изданий по истории образования в Западной Сибири, публицистика была представлена двумя разновидностями - самостоятельными авторскими статьями и короткими заметками, размещенными в газетных разделах «Городская хроника», «Сибирские вести» и др. [26, с. 2; 27, с. 1-22]. Спецификой такого рода материалов является наличие авторского мнения по поднимаемой проблеме, эмоциональный язык изложения, информирование читателя.

С конца Х1Х столетия на страницах сибирской периодики всё большую популярность получает фельетон - специфический художественно-публицистический жанр, главной особенностью которого является острокритическое отношение к описываемому явлению, событию или лицу. Для фельетонов были характерны элементы сатиры и юмора.

При анализе фельетонов местных литераторов в первую очередь можно констатировать их обличительную направленность, освещение злободневных проблем сибирского локального сообщества, в том числе и в области народного просвещения.

Сегодня перспективность исследования фельетона в качестве исторического источника может быть связана с характеристикой содержания имперского дискурса по проблемам формирования и эволюции образовательной политики России в социокультурном контексте колонизации территорий Западной Сибири.

Важно указать, что фельетон поднимает проблемы, типичные для «простого человека», отражает его повседневные интересы. Исследование этого художественно-публицистического жанра как способа отражения повседневной жизни, стратегий и практик поведения отдельных людей, локальных групп / сообществ будет способствовать углублению наших представлений о городской и сельской провинциальной субкультуре в целом, что в свою очередь определит контексты реализации образовательной политики в условиях внутренней колонизации Сибири.

Периодической печати как источнику, безусловно, присущи такие недостатки, как фрагментарность, отрывочность информации, иногда явный субъективизм в суждениях и оценках. Но именно благодаря периодике у читающей сибирской публики формировались представления и взгляды по основным общественным проблемам. Поэтому сегодня, в условиях формирование новых подходов, иной «оптики» в рефлексии профессиональным историческим сообществом содержания, форм и практик образовательной политики Российского государства на восточных окраинах в конце XIX - начале XX в., периодическая печать как «комплекс источников», является важнейшим носителем информации, требующим пристального внимания специалистов.

Образовательная политики на окраинах империи; институционализация образовательных учреждений в Западной Сибири и непосредственно в Омском Прииртышье (светских, духовного типа, инородческих); практическая деятельность имперской бюрократии в вопросах народного просвещения;

степень гражданской активности педагогов, уровень их жизни; широкое вовлечение общественности в распространение знаний среди населения - вот далеко не полный перечень проблем и вопросов обсуждавшихся на страницах печати.

При этом отметим, что для изучения рассматриваемых проблем следует привлекать как издания педагогической направленности, чтоб выяснить степень значимости «образовательной» проблематики для профессионально заинтересованных современников, так и популярные общественно-политические, специализированные издания («Русская мысль», «Русское богатство», «Северный вестник», «Исторический вестник», «Экономический журнал» и др.), в которых развитию образования так же уделялось достаточное внимание.

Такой комплексный подход позволит на «живом» материале показать образовательную политику, общественно-политический дискурс в масштабах Западной Сибири и Омского Прииртышья как неотъемлемую часть имперских проектов и практик, направленных на осуществление процессов инкорпорации окраинных территорий в общегосударственный конструкт.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новые исследовательские подходы в работе с историческими источниками ХУШ-ХХ1 вв. : коллективная монография / под ред. В. А. Зверева, Н. Н. Родигиной. - Новосибирск, 2013. -148 с.

2. Родигина Н. Н. Журнал «Всемирная иллюстрация» и репрезентации Сибири на его страницах // Гуманитарные науки. - 2013. -№ 1. - С. 76-80.

3. Котович Л. В. Журнал «Сибирские отголоски» и репрезентации сибирских городов на его страницах // Вопросы истории Сибири : сб. науч. ст. - Омск, 2014. - Вып. 8. - С. 36-41.

4. Кузнецова Т. А. Сатирические журналы как источник изучения истории Сибири в конце XIX - начале XX вв. // Новые исследовательские подходы в работе с историческими источниками XVIII-XXI вв. : коллективная монография / под ред. В. А. Зверева, Н. Н. Родиги-ной. - Новосибирск, 2013. - С. 85-93.

5. Тема Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX - начала XX вв. : аннотированный библиографический указатель / под ред. Н. Н. Родигиной. - Новосибирск, 2014. - Т. 1 : Тема Сибири в ежемесячных изданиях второй половины XIX - начала XX в. -384 с.; Т. 2 : Репрезентации Сибири в еженедельных журналах второй половины XIX - начала XX в. - 341 с.

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 116-121.

6. К текущему моменту // Сибирские вопросы. -1908. - № 7.

7. Мохначёва М. П. Журналистика и историческая наука. - М., 1998. - Кн. 1. - 383 с.

8. Шартье Р. Письменная культура и общество. -М., 2006. - 272 с.

9. Бурдье П. О телевидении и журналистике. -М., 2002. - 160 с.

10. Рынков В. М. Периодическая печать: место в системе исторических источников // Отечественные архивы. - 2010. - № 3. - С. 44-50.

11. Богоявленский Д. Отчёт Омского епархиального наблюдателя о состоянии церковно-при-ходских школ грамотности Омской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1910/11 учебный год // Омские епархиальные ведомости. - 1912. - № 3. - С. 4-10; № 4. - С. 7-29; № 5. - С. 8-27; № 6. - С. 10-27.

12. Извлечения из верноподданейшего отчёта г. Обер-Прокурора Святейшего Синода за 1880 год // Тобольские епархиальные ведомости. - 1882. - № 21. - С. 239-250.

13. Извлечения из отчёта Уполномоченного Особого Комитета по Тобольской губернии, действ. статс. советника Чайковского // Сибирский листок. - 1892. - 16 июля.

14. Сборник узаконений и правительственных распоряжений, касающихся домашних наставников, наставниц, учителей и учительниц. -М., 1912. - 53 с.

15. Лаурсон А. М. Свод новейших законоположений о материальном обеспечении служащих в дирекциях народных училищ и в средних общеобразовательных мужских учебных заведениях ведомства Министерства Народного Просвещения. - СПб., 1912. - 93 с.

16. Фальборк Г., Чарнолуский В. Инородческие и иноверческие училища: систематический

свод законов, распоряжений, правил, инструкций и справочных сведений об училищах: колонистских, протестантских, католических, армянских, для раскольников и сектантов, инородческих, магометанских, караимских и еврейских. - СПб., 1903. - 62 с.

17. Барсов К. А. Сельская школа и учитель (воспоминания и заметки) // Русская школа. -1896. - № 5.

18. Белозерский Н. Записки учителя гимназии // Русская школа. - 1903. - № 1. - С. 25-40; № 3. - С. 15-27.

19. Вяткин Г. На ниве народной // Сибирские вопросы. - 1906. - № 3. - С. 55-71.

20. Из дневника сельского учителя // Сибирский листок. - 1898. - 26 апреля. - С. 2; 30 апреля. - С. 1.

21. Белозерский Н. Письмо в редакцию (По поводу «Записок учителя гимназии») // Русская школа. - 1903. - № 7-8.

22. Педагог-престидижитатор (письмо из Томска) // Сибирские вопросы. - 1912. - № 18.

23. Почтовый ящик // Народное образование. -1907. - № 3.

24. Почтовый ящик // Народное образование. -1911. - № 4.

25. Блинова О. В. Социокультурный облик учительства в Западной Сибири в 1880-х -1914 гг. : дис. ... канд. ист. наук. - Омск, 2010. - 281 с.

26. Горацио. Безумие и ужас // Сибирская жизнь. -1905. - 28 октября.

27. Анастасиев А. Народные учительницы (улучшение условий их жизни и педагогической подготовки) // Известия по народному образованию. - 1904. - № 10.

Информация о статье

Дата поступления 10 сентября 2018 г.

Дата принятия в печать 12 ноября 2018 г.

Сведения об авторе

Кротт Иван Иванович - канд. ист. наук, доцент Омского государственного педагогического университета (Омск, Россия) Адрес для корреспонденции: 644099, Россия, Омск, Набережная Тухачевского, 14

E-mail: ivkrott@mail.ru Для цитирования

Кротт И. И. Периодическая печать как источник для изучения образовательной политики Российской империи в Западной Сибири (вторая половина XIX - начало XX в.) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 116-121. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.4.116-121.

Article info

Received

September 10, 2018 Accepted

November 12, 2018 About the author

Krott Ivan Ivanovich - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia) Postal address: 14, Tukhachevskogo Nab., Omsk, 644099, Russia

E-mail: ivkrott@mail.ru For citations

Krott I. I. Periodicals as a Source for the Study of Educational Policy of the Russian Empire in Western Siberia (Second Half of XIX - Beginning of XX Century). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 4 (20), pp. 116-121. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.4.116-121 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.