Научная статья на тему 'Некоторые справочные материалы по истории нашего края'

Некоторые справочные материалы по истории нашего края Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
769
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые справочные материалы по истории нашего края»

Уважаемые читатели! В журнале «Русин» № 3 (5) за 2006 год мы опубликовали ряд биографий известных общественно-политических, религиозных, военных и культурных деятелей Молдавии. С этого номера мы вводим новую рубрику «В помощь учителю». В этом номере мы публикуем некоторые справочные материалы по истории нашего края.

Бессарабия - историческая область, расположенная между реками Днестр, Прут, низовьями Дуная, Черным морем и р. Ракитна, по которой проходила граница между Б. и Северной Буковиной. До начала XIX в. Б. называлась южная часть Пруто-Днестровского междуречья. В 1Х-Х1 вв. данная территория входила в состав Древнерусского государства. Набеги кочевников (печенегов и половцев) вызвали отток населения на север. Но и после этого Пруто-Днестровское междуречье было зависимым от Галицко-Волынского княжества. Здесь продолжало жить многочисленное древнерусское население. Местное население, т.н. «выгонцы галицкие», приняло участие в битве на Калке (1223). Согласно данным русской летописи, они прибыли на 1000 лодьях, т.е. их было не менее 30-40 тыс. чел. «Выгонцы» - скорее всего, название рода занятий местного населения. Ранее летописцы называли представителей жившего здесь древнерусского племени тиверцев «толко-винами». Одно из значений слова «толока» - выгон, сельское общее пастбище, поле под паром, на которое пускают скот. То есть в данном случае слова «выгон» и «толока» - синонимы, как и производные от них: «толковины» и «выгонцы». Речь идет о сформировавшемся на территории Юго-Западной Руси особом хозяйственно-культурном типе населения, которое наряду с земледелием активно занималось и скотоводством.

В течение второй половины XIII - первой половины XIV в. территория Б. частично входила в состав Золотой Орды. Со второй половины

XIV в. Днестровско-Прутское междуречье становится частью Молдавского княжества. В 1484 г. турки захватили крепости Килию и Белгород (переименован в Аккерман), в 1538 г. - Тигину (Бендеры), в 1595 г.

- Смил (Измаил), в 1715 г. - Хотин, превратив их в райи - территории, находящиеся под прямым управлением турецких военных властей. В XVI в. на юге Бессарабии были поселены татары-ногаи. Эта местность получила название Буджак (по-турецки - угол).

По условиям Бухарестского мирного договора 1812 г. Пруто-Днестровское междуречье вошло в состав России. Количество жителей в крае к 1812 г. несколько уменьшилось за счет ликвидации турецких

гарнизонов и ухода ногайцев из Буджака. В течение XIX в. происходили некоторые изменения границ Б.: по Адрианопольскому мирному договору 1829 г. к Б. отошло устье р. Дунай, по Парижскому мирному договору 1856 г. дельта Дуная передавалась Турции, а юго-западная часть Б. вошла в состав Молдавского княжества, зависимого от Турции. После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. по Берлинскому трактату 1878 г. юго-западная часть Б. была возвращена России.

С 1812 по 1828 г. Б. была областью на особом положении с сохранением местных особенностей в управлении. С 1816 по 1823 г. область была в ведении подольского генерал-губернатора. С 1823 по 1874 г. область находилась под верховным управлением новороссийских генерал-губернаторов, носивших до 1828 г. титул «наместников Бессарабской области», а с 1828 г. - «новороссийских и бессарабских генерал-губернаторов». С 1828 г. утверждена Бессарабская область на общем основании, в 1865 г. Бессарабское областное правление было переименовано в губернское правление, и в 1873 г. сама область была переименована в губернию. Бессарабская губерния делилась на уезды: Хотинский, Бельцкий, Сорокский, Оргеевский, Кишиневский, Бендерский, Аккерманский, Измаильский.

Присоединение Б. способствовало ее экономическому и культурному развитию. Б. стала одной из наиболее развитых аграрных губерний России. За 1814-1911 гг. валовое производство зерна увеличилось в 25 раз. Главным предметом вывоза была пшеница. Также экспортировались ячмень, льняное семя, кукуруза. В начале XX в. Б. производила сороковую часть зерна в масштабах европейских губерний России, его экспорт составлял 10-14% от общероссийского. В другие губернии, а также в Москву и Санкт-Петербург вывозились яблоки, груши, сушеные сливы (чернослив), абрикосы. Причем сушеные плоды по качеству не уступали заграничным. Б. занимала первое место в России по виноделию. По данным на 1889 г., в Б. под виноградники было занято 59266 десятин земли; в 1891 г. - около 65 тыс. Со второй половины 1910 г. в России начался экономический подъем, который продолжался вплоть до первой мировой войны. В Б. резко увеличилось количество средних и мелких предприятий. В 1913 г. их было 3270 против 1287 в 1909 г. Посевные площади зерновых культур увеличились в 1909-1913 г. на 9% и составили в 1914 г. 2346 тыс. десятин. Средний валовой сбор зерна увеличился с 112 млн. пудов в 1905-1909 гг. до 150 млн. пудов в 1910-1914 гг., т.е. на 34%. Увеличилось число торговых предприятий: с 23,5 тыс. в 1909 г. до 28,3 тыс. в 1912 г.

Выросло население края. Его увеличение происходило как за счет естественного прироста, так и за счет притока переселенцев из-за границы и других российских губерний. В 1812 г. в крае проживало, по

разным оценкам, от 240 тыс. до 334 тыс. чел. Численность населения Б. возросла с 1812 по 1858 г. в 3,7 раза, в Хотинском уезде - в 11,5 раза. В середине XIX в. наиболее населенными были Кишиневский и Хотинский уезды. По переписи 1897 г. в Б. проживало (распределение населения по языку): молдаван - 920 919 чел. (47,58%), русских (великорусов, малорусов, белорусов) - 537 943 чел. (из них великороссов

- 155 774 чел., малороссов - 379 698 чел.). К малороссам были причислены и русины, потомки древнерусского населения Карпато-Днес-тровских земель, второе по численности после молдаван коренное населения края. Их к началу XX в. было, по сведениям российских этнографов, не менее 250 тыс. чел. (1/8 населения губернии). Они проживали в основном на севере и северо-востоке губернии (Хотинский, Сорокский и Бельцкий уезды). Также в Б. проживали евреи, болгары, гагаузы, цыгане, поляки, немцы и представители других национальностей.

Самой многочисленной политической организацией в крае был Союз русского народа. В мае 1909 г. Бессарабское отделение Союза русского народа состояло из 7 отделов и 55 подотделов, в которых числилось 18,5 тыс. чел. Кроме того, север Б. охватывал Почаевский (Волынский) отдел Союза русского народа. В 1908 г. его численность достигла 104 289 тыс. чел. Его центром был Почаев. Верой и правдой служили царю и молдавские националисты.

С началом первой мировой войны Б. оказалась вблизи от линии фронта. В результате австро-германского наступления на Восточном фронте в 1915 г. северные уезды Б. (Сорокский и Бельцкий) стали вплотную примыкать к театру военных действий, а по Хотинскому уезду стала проходить линия фронта. Большое количество крестьян этих уездов оставили свои села и эвакуировались в глубь Б. и в другие губернии. В 1916 г. русские войска заняли Луцк, Черновцы, Станислав, очистили от неприятеля север Б., форсировали Днестр, Прут. К апрелю 1916 г. в русскую армию было призвано 250 тыс. бессарабцев, на окопные работы - 72 тыс. чел. В этом же году Румыния, которая до этого долго колебалась и вела длительные торги между противоборствующими сторонами, выступила на стороне Антанты. Участие Румынии в боевых действиях ухудшило положение русской армии. Предпринятое в августе 1916 г. румынское наступление на Трансильванию оказалось неудачным. В сентябре немецко-болгарские и австро-венгерские войска перешли в контрнаступление, спустя несколько месяцев разгромили основные силы румынской армии и оккупировали большую часть страны. Россия была вынуждена открыть еще один фронт протяженностью 600 км. К концу 1916 г. здесь располагалась 1/4 часть вооруженных сил России (35 пехотных и 13 кавалерийских дивизий). Вся Б. стала прифронтовым районом.

Война внесла глубокие изменения в экономическую жизнь края. За три военных года на одну треть уменьшилось количество торгово-промышленных предприятий. С другой стороны, увеличилась закупка продовольствия. За три года войны у населения было закуплено для нужд армии до 70 млн. пудов зерна, в т.ч. в 1916 г. - 30 млн. пудов. Это составляло 6% общих заготовок по стране. Б. поставляла зерна государству больше, чем пять европейских губерний: Курская, Орловская, Пензенская, Оренбургская, Рязанская вместе взятые. На особом совещании правительства по продовольственному вопросу говорилось, что «Бессарабия находится на особом положении в стране. Она в значительной мере обслуживает продовольственные и фуражные нужды армии».

Революционное брожение, Февральская и Октябрьская революции разложили русскую армию. Восточный фронт начал разваливаться. 26 ноября (9 декабря) 1917 г. правительство Румынии заключило в Фок-шанах перемирие с австро-германским блоком.

В конце декабря 1917 г. в частях русской армии на Румынском фронте началось формирование отрядов для отправки на Дон в Добровольческую армию Юга России. Несмотря на противодействие со стороны командующего Румынским фронтом генерала Щербачева и румынского командования, было сформировано три бригады добровольцев. После приказа Щербачева о роспуске бригад полковник М.Г. Дроздовский отказался распустить сформированную им в районе г. Яссы бригаду. Бригада Дроздовского численностью более 1000 чел. прошла путь свыше тысячи километров по территории, занятой румынами, немцами и большевиками, на соединение с Добровольческой армией. На базе бригады была сформирована дивизия, командиром которой стал генерал Дроздовский. После его смерти дивизия получила название Дроздовской. Она стала одним из лучших соединений Белой армии. Последним командиром Дроз-довской дивизии был уроженец Тирасполя Антон Васильевич Туркул.

В декабре 1917 г. румынские королевские войска вторглись в пределы Б., захватили г. Леово и ряд сел. Одновременно продолжались бесчинства по отношению к русским войскам Румынского фронта. Советское правительство направило румынскому правительству две ноты, где требовало положить конец бесчинствам и наказать виновных. Большевистское правительство во главе с Лениным с самого начала заняло жесткую позицию по бессарабскому вопросу, что привлекло к нему симпатии населения края. К началу января Советская власть победила почти во всех городах и местечках Б. В начале января 1918 г. полк трансильванцев, сформированный из бывших австро-венгерских военнопленных, при содействии украинской Центральной Рады был направлен для захвата г. Кишинева. Однако, по прибытии на станцию

эшелон был разоружен армейскими частями, подчинявшимися Кишиневскому Совету. Подтянув войска, в ходе трехдневных (10-12 января) боев румыны захватили Кишинев. 16 января началась бои под Бендерами. Противнику удалось занять город только 25 января. Румынским захватчикам в оккупации Б. помогали воинские части Центральной Рады. Несмотря на демарши Советского правительства, Румыния продолжала военные операции по оккупации Б. и разоружению частей старой русской армии.

В северной части Б. сильное сопротивление интервентам оказывали части 8-й старой русской армии и отряды, сформированные местным населением. По договоренности с Румынией австро-венгерские войска в конце февраля 1918 г. захватили север Б., где они находились до распада Австро-Венгрии.

Стремясь обосновать «законность» захвата Б., румынские власти оказали давление на «Сфатул Цэрий» (Совет страны), начавший работать в ноябре 1917 г. и не имевший реальной власти. Стремясь изменить его состав в свою пользу, румынские военные власти расстреляли ряд лиц из его состава и вне его - «красных» и «белых», одинаково отрицательно относившихся к румынам. Его состав был пополнен сторонниками объединения с Румынией. 24 января 1918 г. «Сфатул Цэ-рий» провозгласил независимую Молдавскую Народную Демократическую Республику. 9 апреля было проведено голосование за «условное» присоединение к Румынии. Крестьянская фракция и другие группы депутатов отказались голосовать за это решение. В зал заседания были введены румынские войска. Голосование стали проводить поименно. Но и в этих условиях из 162 депутатов только 86 депутатов проголосовало за присоединение. Добиваясь официального признания аннексии Б. на предстоящей мирной конференции в Париже, румынские власти решили арестовать и выслать из Б. всех членов «Сфа-тул Цэрий», которые открыто выступали против оккупации. Но и эти меры не принесли желаемого результата. 10 декабря оккупанты попытались собрать «Сфатул Цэрий» для принятия решения о «безусловном» присоединении края. Однако им не удалось собрать кворум: они собрали менее 40 депутатов. Эта группа депутатов во главе с П. Халиппой без какого-либо формального голосования объявила о «безусловном присоединении» Б. к Румынии. Незаконное решение вызвало протест большой группы депутатов, которые в акте протеста заявили, что считают эти постановления «Сфатул Цэрий» «в виду допущенных явных правонарушений, граничащих с обманом, недействительными, незаконными».

Против аннексии выступило большинство населения края. Ярким примером борьбы за освобождение Б. явились Хотинское и Бендерс-кое восстание 1919 г. Они были подавлены румынской армией.

В Б., по сведениям румынских властей, за первые 8 лет оккупации были казнены 15 512 человек гражданского населения. В 1924 г. 29 депутатов румынского парламента, представлявших Б. (в большинстве бывшие лидеры «Сфатул Цэрий», продавшие Б. королевской Румынии), направили румынскому королю послание, в котором, в частности, писали: «В течение шести лет Бессарабия управляется такими методами, какими сегодня не могут быть управляемы даже черные колонии в Африке». Но эти меры мало что дали. Профессор Ясского университета О. Гибу в докладе на имя министра просвещения Румынии в 1936 г. писал: «По духу своему Бессарабия теперь несравненно более русская, чем в 1918 г... И сейчас в городах почти все охотнее говорят по-русски и читают чаще всего русскую прессу, всячески препятствующую утверждению румынизма». Из 58 газет, появившихся в крае в период с 1917 по 1927 г., 34 выходили на русском языке. В 1933 г. сигуранца (тайная политическая полиция в королевской Румынии) констатировала: «Румынизация Бессарабии, особенно городов и местечек, задерживается... Бессарабская душа, которая все еще живет в видении старой России, не может быть достаточно близкой национальным стремлениям объединенной Румынии». В Северной Буковине и Б. проводилась насильственная румынизация. В январе 1938 г. королевский наместник Б. генерал Чуперкэ издал приказ, запрещавший говорить в присутственных местах на русском языке. Повсюду весели таблички с надписью <ЛЬгЬШ numai готапе^е!» («Говорите только по-румынски»).

За 22 года оккупации Б. покинуло не менее 500 тыс. человек (свыше 16,5% населения). В Советский Союз бежало свыше 100 тыс. человек. Были созданы «общества бессарабцев» в СССР, Германии, Австрии, Франции, Бельгии, Чехословакии, Люксембурге. Главной целью этих обществ было разоблачение бесчинств оккупантов в крае.

16 сентября 1924 г. на юге Б. началось восстание за воссоединение с Советским Союзом. Центром восстания стало с. Татарбунары. 22 сентября восстание было подавлено. Были арестованы 1617 участников, около 500 были брошены в тюрьму. Над ними был устроен так называемый «процесс 500».

В 1924 г. из политических соображений была создана Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика (МАССР) в составе Украинской ССР. Инициатором этой идеи была группа бессарабцев во главе с Г.И. Котовским. В состав МАССР вошло 11 районов Левобережья Днестра. Ее столицей сначала была Балта, а с 1929 г. -Тирасполь.

26 июня 1940 г. советское правительство обратилось с нотой к румынскому правительству, в которой предлагало возвратить Советскому Союзу Б. и Северную Буковину. Румынское королевское правитель-

ство в ноте от 28 июня 1940 г. приняло предложение советского правительства. Б. и Северная Буковина вошли в состав СССР. 2 августа 1940 г. на VII сессии Верховного Совета СССР был принят Закон об образовании союзной Молдавской Советской Социалистической Республики. В состав МССР были включены г. Кишинев и 6 уездов Б.: Бельц-кий, Бендерский, Кагульский, Кишиневский, Оргеевский и Сорокс-кий. Аккерманский и часть Измаильского и Хотинского уездов, в которых преобладало малоросское и русинское население, были переданы Украинской ССР. Также к МССР были присоединены г. Тирасполь и 6 районов МАССР: Дубоссарский, Каменский, Рыбницкий, Григорио-польский, Слободзейский и Тираспольский.

27 августа 1991 г. парламент республики провозгласил Молдавию «суверенным независимым и демократическим государством» - Республикой Молдова.

Лит.: Адрес-календарь Бессарабской губернии на 1912 год. Кишинев, 1911; Бессарабия. Историческое описание. Посмертный выпуск исторических изданий П.Н. Батюшкова. СПб., 1892; Зеленчук В.С. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX в. (Этнические и социально-демографические процессы). Кишинев, 1979; История Молдавской ССР. Т. I. Кишинев, 1965; История Молдавской ССР. Т. II. Кишинев, 1968; История Молдавской ССР с древнейших времен до наших дней. Кишинев, 1984; Полевой Л.Л. Очерки исторической географии Молдавии XIII-XVвв. Кишинев, 1979; Лазарев А.М. Молдавская советская государственность и бессарабский вопрос. Кишинев, 1974; Су-ляк С.Г. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004; Суляк С.Г. Сын самодержца всея Руси // Русин № 2. Кишинев, 2005; Суляк С.Г. Русины в период первой мировой войны и Русской Смуты // Русин № 3. Кишинев, 2006; Тимощук Б.А. Славяне Северной Буковины VI-IXвв. Киев, 1976.

Буковина (т.е. страна бука) - историческое название территории, входящей ныне в состав современной Черновицкой области Украины и области Сучава Румынии. Б. в I тысячелетии была населена восточнославянскими племенами тиверцев, уличей и белых хорватов. В XXII вв. большая часть Б. входила в состав Древнерусского государства, в XII - первой половине XIV в. - в Галицко-Волынское княжество. Во второй половине стала центром формирования Молдавского княжества. В 1774 г. большая часть территории Б. была присоединена к Австрии. Часть Северной Б. по Бухарестскому мирному договору

1812 г. отошла к России и вошла в состав Бессарабии.

По состоянию на 1887 г. население австрийской части Б. составляло 627786 чел. Из них 42% были русинами (руснаками), 32,5% - румына-

ми, 8% - немцами, 12% - еврееями, 3% - поляками. Русины в основном были крестьянами, а помещики - румынами. Православных был 71%.

Первая половина XIX в. ознаменовалась рядом крестьянских восстаний, в основном в предгорных районах, на Гуцульщине. В 1840-х гг. произошло восстание, которое возглавил Лукьян Кобылица. Во время революции 1848 г. приглашенный в числе других представителей Б. в Вену Л. Кобылица выступил в парламенте за автономию Б. и передачу земли крестьянам. В 1849 г. по австрийской конституции Б. была преобразована в самостоятельную административную единицу, названную герцогством Буковинским. В 1850 г. Буковина получила право иметь свой сейм (сойм) в Черновцах. В 1854 г. была образована отдельная краевая управа. Но на деле институты автономии находились в руках румын и немцев. В 1860 г. австрийское правительство провозгласило объединение Б. с Галицией, что постепенно свело на нет и без того скромные права и создало предпосылки для полонизации края. По февральскому «патенту» 1861 г. Б. было вновь предоставлено право созыва краевого сейма в Черновцах, фактически упраздненного при объединении с Галицией. По конституции 1867 г. в парламенте Австро-Венгрии Б. было предоставлено 11 мест (сельским общинам из них - 3).

Деятельность большинства русинских организаций Б. носила общерусский характер и была направлена на актуализацию исторической памяти о принадлежности русинов к русскому народу. Украинофильских организаций было немного, и они не пользовались широкой поддержкой населения. На Б. на страхе австрийских властей перед «москвофильским» движением («москвофилами» украинисты называют представителей русинского движения) вначале пытались играть румынские националисты. Они не брезговали доносами на «москво-филов». Но когда после русско-турецкой войны (1877-1878) княжества Валахия и Молдова получили независимость, а затем в 1881 г. было образовано Румынское королевство, среди румын Б. усилилась тяга к объединению. Поэтому австрийское правительство в свою очередь попыталось разыграть против румынских националистов украинскую «народовскую» карту. С помощью властей в 1884 г. «народовцы» захватили руководство в «Русской Беседе», а в 1885 г. прибрали к рукам руководство в «Русской Раде».

Накануне первой мировой войны австро-венгерские власти предприняли ряд мер по ликвидации русского (русинского) движения Австрийской Б.. По голословным обвинениям в шпионаже в пользу России и государственной измене австрийскими властями было закрыто большинство русских организаций Б., а их имущество было конфисковано и позже продано с торгов.

В начале первой мировой войны австро-венгерские власти начали террор против русинского населения. Тысячи буковинцев за «русофильские» симпатии были посажены в тюрьмы, концентрационные лагеря Талергоф и Терезин. Множество простых крестьян, горожан, священников были убиты австро-венгерскими солдатами без суда и следствия.

После распада Австро-Венгрии 3 ноября 1918 г. в Черновцах состоялось Буковинское народное вече. Оно провозгласило «объединение не только с большевистской Украиной, но и с большевистской Москвой». В ноябре 1918 г. в Б. были введены румынские войска. В ноябре 1919 г. в Черновцах восстал 113-й Буковинский полк, состоявший в основном из русинов. Восстание началось с антирумынской демонстрации. Бросив против восставших 4 полка, румынское командование подавило восстание. Под суд были отданы 149 солдат, из них 7 приговорены к смертной казни, остальные - к каторжным работам от 4 до 20 лет

В 1940 г. Северная Б. была передана СССР и вошла в состав УССР. На ее территории создана Черновицкая область, к которой была присоединена часть Хотинского уезда Бессарабии.

Лит.: Добржанський О. Національний рух українців Буковини другої половини ХІХ- початку XXст. Чернівці, 1999; Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004; Суляк С. Русины в период первой мировой войны и Русской Смуты //Русин. № 1 (3). Кишинев, 2006.

Гайдуки (по-сербски «хайдук» (хайдутин), имеет тот же корень, что и гайдамак (от тур. haydamak - нападать) - участники антифеодального и антиосманского движения в Болгарии, Сербии, Валахии и Молдавии в ХУ-ХІХ вв. Г. участвовали в Первом сербском восстании 1804-

1813 гг., в русско-турецкой войне 1877-1878 г.

В Молдавском княжестве Г. известны с XV в., первоначально их называли «разбойниками» В молдавских грамотах второй половины

XV в. встречается термин «разбой», которым обозначали открытые выступления крестьян против феодалов. В источниках, касающихся Молдавии, слово «гайдук» впервые упоминается в середине XVII в. В 1665 г. секретарь английского посольства в Константинополе Рико в своих путевых заметках написал и о гайдуках, называя их также разбойниками. Он указал, что «простолюдины из Семиградии, Молдавии, Венгрии и других земель» называют их «хайдуки».

Численность отрядов Г. была небольшой - 10-20 чел. Совершив налет на имение какого-нибудь боярина, они быстро уходили в другое место или укрывались в селе среди крестьян. У Г. сложились свои обычаи и обряды. Вступивший в отряд приносил клятву верности товарищам. Свои отряды Г. собирали обычно весной. Зимой они возвраща-

лись к мирным занятиям. Против Г. применялись карательные меры. Если в XV - середине XVI в. «тать» и «разбойник» мог выкупиться, то с конца XVI в. он подлежал, согласно закону, смертной казни. С 1634 по 1646 г. при дворе молдавского господаря Василия Лупу было казнено 20 тыс. «разбойников».

Сохранились некоторые имена предводителей отрядов Г. первой половины XVII в.: Дмитрий Попоця, Григорий Реул, Ионашко Рацул и др. Ко второй половине XVII в. усиливается движение Г. на севере Молдавии. Здесь Г. было легче скрываться от преследователей за границей, они могли получать помощь от опришков. В конце 50-х гг. здесь действовал отряд Детинки. На его поимку был послан отряд служилых людей во главе с боярином Бучоком. Движение Г. ширится в период русско-турецких войн XVIII в. Часто отряды Г. вступали добровольно в русскую армию. В этот период среди предводителей Г., нападавших на боярские усадьбы, известны Штефан Бужор, Никита Унгуряну, Кондураки и др.

Продолжается движение Г. и после присоединения Бессарабии к России. Наиболее частые упоминания о Г. встречаются после 1820 г. Урсул и Кирджали, действовавшие со своими отрядами в Валахии и Запрутской Молдавии, после поражения патриотического движения греков Гетерии и восстания Тудора Владимиреску в Валахии перешли в Бессарабию. Здесь они начали грабить имения бессарабских помещиков, дома купцов и монастыри. Оба были пойманы властями. Кир-джали был передан турецким властям и казнен ими в Яссах в 1824 г. В 30-х гг. особенно был известен отряд Тодора Тобултока. Его неоднократно арестовывала полиция, но ему удавалось совершать побеги. В начале 40-х гг. известность получают отряды Баргана и Грозеску. Первый действовал в Кишиневском уезде, в окрестностях местечка Ган-чешты (ныне г. Хынчешты), второй - на юге Бессарабии. Во второй половине XIX в. движение Г. в Бессарабии, благодаря действиям властей, прекращается.

Г. воспеты в народных песнях, легендах, сказаниях, в произведениях А.С. Пушкина, Х. Ботева, К. Негруци, А. Руссо, В. Александри, Б.П. Хашдеу и др.

Лит.: Драгнев Д.М. Гайдуки - народные мстители. Кишинев, 1962; История Молдавской ССР Т. I. Кишинев, 1965.

Дунайское казачье войско было сформировано в 1807 г. на юго-востоке Бессарабии (в Буджаке) из бывших запорожцев. В 1775 г. после ликвидации Запорожской Сечи часть запорожцев в количестве 5000 человек под предводительством атамана Ляха перешла к туркам. Запорожцы были поселены в устье Дуная и создали там Сечь Задунайс-

кую. В 1807 г. в начале русско-турецкой войны командующий Дунайской армией генерал И.И. Михельсон уговорил часть сечевиков, в основном семейных, возвратиться в русское подданство. Из них было сформировано два полка - Буджакский и Усть-Дунайский, которые были названы Усть-Дунайским войском. По окончании войны часть казаков переселилась в земли Черноморского казачьего войска, некоторые остались в Буджаке, где образовали селения Акмагнит и Староказачье. Оставаясь вне службы и без прав казачества, они подчинялись гражданским властям и были переведены в государственные крестьяне. Недовольные новым положением казаки разошлись по селам Бессарабской и Херсонской губерний, некоторые, оставив поселения, вновь переселились в Турцию. Во время русско-турецкой войны 18281829 гг. было восстановлено Усть-Дунайское войско, которое получило название «Дунайских казаков». Было сформировано два полка: пеший и конный. Полки пополнялись запорожцами и волонтерами (молдавскими добровольцами). Всего набралось около 300 чел. По заключении мира с Турцией поселения казаков были причислены к военному ведомству. В середине XVIII в. дунайские казаки образовали одиннадцать станиц и хуторов. Однако на основании Парижского трактата в 1856 г. часть войсковых земель отошла к Молдавскому княжеству. Казаки из этих поселений были переведены в другие станицы, и войско было переименовано в Новороссийское. Центром войскового управления стала станица Николаевка Новороссийская (б. местечко Бай-рамча). В 1858 г. казачье население обоего пола составляло более 12 тыс. чел. В 1868 г. войско было упразднено, казаки вошли в состав крестьян-собственников.

Лит.: Бессарабия. Историческое описание. Посмертный выпуск исторических изданий П.Н. Батюшкова. СПб., 1892.

Молдавское княжество - государственное образование, возникшее в середине XIV в. между Дунаем и Карпатами. Его создали местное русское население (русины) и волохи. Волохи в качестве компактной этнической группы появляются здесь в середине XIV в. Молдавское государство возникло в период усиления польско-католической агрессии против Юго-Западной Руси. В 1359 г. М. к. добилось независимости от Венгрии. О принадлежности Пруто-Днестровского междуречья М. к. известно из грамоты господаря Романа I, назвавшего себя в 1392 г. владетелем всей Земли Молдавской «от планины (горные пастбища в Карпатах) до моря».

В XIV в. русины составляли 39,5% жителей княжества, а восточнороманское население (волохи) - 48,7%. Во времена молдавского государя Штефана Великого в уездах Сучава, Ботошань, Васлуй и Тутова

было много сел с названием «Русский» (<Жшіі»). Почти все воеводы начального периода молдавской истории - Драгош, Богдан I, Богдан II, Лацко и др. носили славянские имена. Румынский историк Николае Иорга считал, что преждевременная смерть Лацко помешала основать русскую династию в Молдавии.

О многочисленности русского населения свидетельствуют Новгородская и Воскресенская летописи, где перечислены русские города конца XIV - начала XV в., в том числе расположенные в Карпато-Ду-найских землях, вошедших к этому времени в состав М. к.: «А по Дунаю: Дрествин, Дичин, Килиа. А на усть Дунаа: Новое село, Аколяк-ра. На море: Карна, Каварна. А на сеи стороне Дунаа, на усть Днестра над морем: Белгород, Черн, Яськыи торг на Пруте реце, Романов торг, Романов торг на Молдове, Немеч в горах, Корочюнов камен, Сочява, Серет, Баня, Чечюн, Коломыя, Городок на Черемоше. На Днестре Хо-тен».

Восточные славяне оставили на территории М. к. в общей сложности 548 названий с чисто славянскими корнями и 321 название с славянским суффиксом -овци, которые имели особенно широкое распространение в Буковине (174 названия), в Северной Молдове и Северной Бессарабии (Хотинский, Сорокский, Оргеевский уезды). О том, что волохи под предводительством Богдана или Драгоша «явились на берегах Прута, нашли там еще многих россиян и поселились между ними на реке Молдаве», упоминал русский историк Н.М. Карамзин. Русский историк-эмигрант Г.В. Вернадский обоснованно назвал средневековую Молдавию Молдавской Русью.

В XIV-XV вв. в Молдавии создавались новые воеводаты - объединения сельских общин с определенными чертами, характерными для изначальной фазы государственных образований. Институты феодального общества М. к. испытали значительное русское влияние. Правитель округа в Молдавии назывался пыркалаб, но даже в XV в. в некоторых пограничных округах документы на славянском языке называли их на русский лад посадниками. Сами округа назывались державами (от слова «держать»), в молдавских же документах - цинутами (слово было образовано от молдавского «а цине» - «держать»).

После основания М. к. в Карпато-Днестровском регионе продолжали существовать крестьянские общины, главы которых носили титулы кнез, жуде, ватаман. Слово «ватаман» (атаман), полагал Г. В. Вернадский, иранского происхождения, обозначающее «предводитель». В русских землях, находившихся под прямым контролем монголов, население было организовано в общины (десятки) и группы общин (сотни и орды). Каждая из них избирала собственных старшин: сотников и ватаманов. В XV в. административная единица М. к., управляе-

мая урядником или ворником, называлась окол (от славянского «околъ»). Слово «ворник» (от слова «дворник») означало боярский титул или представителя уездной администрации в селе. Правители Валашского и Молдавского княжеств назывались господарями, воеводами. Сам этноним «молдован» связан с названием реки Молдова в восточных склонах Карпат. Гидроним и топоним «Молдова» происходят от древнеславянского слова «молид», «молд» (ель).

Русины сыграли значительную роль в формировании молдавского народа. Антрополог М.С. Великанова отмечала, что в облике молдаван (жителей Республики Молдова и румынской Молдавии) присутствуют особенности, имеющие четко выраженную восточнославянскую направленность. Русины оказали огромное влияние на формирование духовной и материальной культуры молдаван. Заметны черты русинского влияния и в народной одежде молдаван.

Не менее значительно русинское влияние в молдавском языке. «Язык наш, - отметил Н.М. Карамзин, - до самого XVII века был не только церковным, но и судебным, как то свидетельствуют подлинные грамоты молдавских господарей». Русский язык был официальным языком княжества до начала XVIII в. В основном фонде современного молдавского языка около 2 тыс. восточнославянских заимствований.

Впоследствии большая часть русинского этноса вошла в состав образовавшихся молдавской и румынской народностей и утратила память о русском (русинском) происхождении. Но часть русинов, проживающая на севере и северо-востоке М. к., сумела сохранить свою идентичность. К тому времени у русинов появился внешний этноним

- руснак (первоначально - русняк). Так их стали называть в противовес католикам полякам и словакам.

Учитывая смешанный состав населения и этнокультурную ситуацию в средневековой Молдавии, М. к. вполне можно назвать волошс-ко-русским. Именно поэтому оно оказало определенное влияние на развитие культуры Великого княжества Московского и других русских земель, испытав, в свою очередь, их влияние. Русское летописание в начале XVI в. не обошлось без влияния молдавских летописей. По их образцу был выработан и шрифт первых московских печатных изданий.

Между Молдавией и Россией существовали постоянные экономические, политические, культурные связи. Молдавия неоднократно просила принять ее в русское подданство.

В конце XVI в. польские католики попытались навязать унию Молдавии. Большую роль в организации отпора католикам сыграл экзарх Константинопольского патриархата архидиакон Никифор, организовавший в августе 1595 г. в столице М. к. Яссах собор, поставивший преграду унии в М. к.

С начала XVI в. княжество попало в зависимость от Турции, продолжавшуюся более 300 лет. Молдавские господари постоянно пытались освободиться от османского ига. Штефан Великий, самый известный молдавский господарь, много лет успешно противостоял турецкой агрессии. Дмитрий Кантемир пытался сбросить турецкое иго с помощью Петра I в 1711 г. В 1711-1821 гг. М. к. управлялось назначавшимися турецким султаном господарями из греков-фанариотов (выходцев из квартала Стамбула - Фанара и пользовавшихся в Османской империи значительными привилегиями). В 1774 г. по Кючук-Кайнар-джийскому миру северная часть М. к. - большая часть Буковины (кроме Хотинского уезда) была оккупирована австрийцами. По Бухарестскому мирному договору 1812 г. в состав России вошла Бессарабия. Остальные земли М. к. в 1859 г. объединились с Валахией в одно государство (с 1862 г. - Румыния, с 1881 г. - королевство).

Лит.: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950; Воскресенская летопись. ПСРЛ. T.VII. СПб., 1856; Бессарабия. Историческое описание. Посмертный выпуск исторических изданий П.Н. Батюшкова. СПб., 1892; Антропология средневекового населения Молдавии (по материалам памятника Старый Орхей). М., 1993; История Молдавской ССР с древнейших времен до наших дней. Кишинев, 1984; Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IV М., 1992; Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004; Iorga Nicolae. Histoires des relations russo-roumaines // Histoires des relationes roumaines. Anthologie et edition augmentee par Florin Rotaru. Bucarest, 1995; Nistor Ion. Problema ucraineanü in lumina istoriei. Radauti, 1997.

Молдавские добровольцы в русской армии - жители и выходцы из Молдавского княжества, вступавшие в русскую армию в период русско-турецких войн XVIII - начале XIX в. с целью освобождения Молдавии от османского ига. В некоторых из этих войн (1768-1774, 17871791) количество молдавских добровольцев превышало 10 тыс. чел. Во время войны 1735-1739 гг. в составе русской армии действовал корпус молдавских добровольцев во главе с сыном господаря Антиоха Кантемира Константином. Во время войны 1768-1774 гг. отряды волонтеров и арнаутов формировались в различных цинутах (уездах) Молдавского княжества. Они пробивались на соединение с русской армией, наносили внезапные удары по турецким войскам. Взятие русской армии Хотина и вступление ее в пределы Молдавского княжества вызвали наплыв добровольцев. К началу 1774 г. их было в составе русских войск около 12 тыс. Молдавские волонтеры участвовали во всех крупных военных сражениях. В приказах по армии и в донесени-

ях Екатерине II командующий русской армией П.А. Румянцев отмечал храбрость волонтеров, проявленную в боях против турок. В войне 1787-1791 гг. отрядами молдавских добровольцев командовали офицеры русской службы, выходцы из Молдавии. Отличились отряды под командованием майоров Георгия Хыржэу (Гиржев, Гуржий), Иорда-ки, подполковников Никорицы, Кантакузино, Соболевского, Требинс-кого, Исаева, Скаржинского и др. Среди добровольцев преобладали крестьяне, горожане, служилые люди. Бугский казачий полк, Новоказачий, Овидиопольский и др. полки состояли большей частью из жителей Молдавского княжества. Волонтеры сражались под командованием А.В. Суворова в битве близ Фокшан (800 чел.), при Рымнике (в русском войске из 7042 чел. было 956 волонтеров), участвовали в штурме Измаила (около 2 тыс. чел.). За захват у г. Браила 14 турецких судов отряд молдавских волонтеров под командованием Соболевского численностью 800 чел. был представлен Суворовым к награждению. Молдавские волонтеры воевали и во время русско-турецкой войны 18061812 гг. Те волонтеры, которые приняли русское подданство и переселились с семьями на территорию России, включались в состав Бугско-го войска. К началу войны было создано четыре Бугских полка. Другие волонтеры обязывались служить только в период войны. Из числа переселенцев и беглецов из Дунайских княжеств (Молдавии и Валахии) был создан волонтерский корпус под командованием майора Пан-гало. К 1807 г. его численность достигла 6 тыс. чел. В Молдавии под командованием полковника Г. Кантакузино к весне 1807 г. было сформировано 3 пехотных и 3 кавалерийских полка по 500-600 чел. в каждом. К началу апреля 1807 г. количество волонтеров, набранных в Дунайских княжествах, достигло 20 тыс. чел. Волонтерские команды принимали активное участие во всех крупных военных операциях русских войск.

Лит.: История Молдавской ССР. Т. I. Кишинев, 1965; Семенова И.В. Русско-молдавское боевое содружество (1787-1791 гг.). Кишинев, 1968; Она же. Россия и освободительная борьба молдавского народа против оттоманского ига в конце XVIII в. Кишинев, 1976.

Опришки - повстанцы, боровшиеся в XVI - первой половине XIX в. против феодально-крепостнического и национального гнета в Западной Руси (Галичина, Буковина, Угорская Русь). Название «опришки» происходит, скорее всего, от лат. «opressor» - «истребитель» (т.е. истребитель щляхты, арендаторов). Впервые упоминаются в источниках 1529 г. Движению предшествовали восстания Мухи в XV в. Движение возникло в Прикарпатье, затем охватило Закарпатье (Угорскую Русь) и Буковину. Опорным пунктов О. были Карпатские горы.

Действовали отряды с ранней весны до поздней осени. В XVI-XVИ вв. оружием О. были луки, копья, топорики (векеры). В XVШ-XIX вв. типичным оружием О. стали пистолеты, ружья, ножи (чепелики), рогатины. Символом боевой доблести были топорики (бартки, или бал-ты). Ядро отряда иногда состояло из родственников. Олекса Довбуш выступал вместе с братом Иваном и племянником Орфенюком, Василий Баюрак - с отцом Гнатом, братьями Петром и Гринем и племянником Василием. Предводителей своих отрядов О. называли «ватаг» или польским словом «принципал». В состав отрядов входили не только местные русские жители, но и выходцы из Молдавского княжества и Венгрии. К примеру, в отряде ватага И. Пысклывого, когда он напал в 1703 г. на двор Голинского в Березове, были гуцулы, бойки и волохи (выходцы из Молдавского княжества).

В середине XVI в. отряды О. действовали на Покутье (Коломыйс-кий уезд), Саноцкой и Перемышльской землях. Во второй половине

XVI в. движение охватило Западное Прикарпатье, галицко-венгерское пограничье, окрестности Язловца, Жидачова, Каменец-Подольского. Отряды О. участвовали во всех крупных народных движениях: в национально-освободительной войне середины XVII в., в выступлениях гайдамаков на Правобережной Украине и т.д. В мае 1648 г. О. захватили королевские замки в Новотанце, а в июле - в Саноке, они участвовали в восстании С.И. Высочана. В 1649-1654 гг. воевали на Лемков-щине. На Подолии ими были захвачены Гусятин и Сатанов. В 1653 г. 2 тыс. О. действовали в Молдавии вместе с войском Т. Хмельницкого. Среди предводителей О. известны Иван Пысклывый (1703-1712), который подчинялся закарпатскому («волошскому») ватагу Пынте, действовавшему в Венгрии и на Покутье, Олекса Довбуш (1738-1745), Василий Баюрак (1745-1754), Иван Бойчук (1755-1759). Из них Пыск-лывый и Баюрак были казнены в Станиславове, Довбуш застрелен мужем своей возлюбленной, судьба Бойчука неизвестна.

Под руководством Олексы Довбуша движение О. достигло наивысшего подъема. После его гибели движение возглавили В. Баюрак и И. Бойчук. Последний после неудач в Галичине ушел на Запорожскую Сечь, попытался собрать отряд, но безуспешно. Несмотря на усилия польских властей задушить движение, О. продолжали действовать в Карпатах. Движение не прекращалось и после присоединения Гали-чины (1772) и Буковины (1774) к Австрии. В первой половине XIX в. в Галичине, на Буковине и в Угорской Руси действовало более 50 отрядов. Австрийским властям удалось подавить движение опришков.

Об опришках народ сложил много песен, легенд, преданий.

Лит.: Грабовецький В. В. Селянський рух на Прикарпатті в другій половині XVII - першій половині XVIII ст. К., 1962; Грабовецкий В.В.

Олекса Довбуш. М., 1959; Дракохруст Е. И. Опришки // Из истории крестьянства XVI-XIX вв. М., 1955; Субтельний О. Украгна. Ктор1я. Кигв, 1993.

Русское движение Буковины начало активную деятельность в 70-х г. XIX в. Идеолог украинского национализма советский академик М.С. Грушевский признавал: «В руках москвофилов находились все национальные организации и в Галиции, и на Буковине, не говоря уже о Закарпатской Украине, а народовство конца 1860-х и затем 1870-х гг. представлено было небольшими лишь кружками, бедными и материальными средствами, и культурными силами». Первая русская организация в Буковине «Русская Беседа» («Руська Бесща») была основана в январе 1869 г. Ее руководителем стал о.Василий Продан, кафедральный священник. На учредительное собрание пришли около 200 чел. со всех частей Буковины, из собравшихся 60 чел. было православными священниками. Вначале «Русская Беседа» была просветительской организацией. Согласно ее уставу, ее членом мог стать каждый, кто проживал в пределах Австрии и «для руського народу заслужився». Однако ни для кого не было секретом политическое значение данной организации: она была создана для противодействия антирусской и ассимиляторской политике буковинских румын. В организацию вошли люди разных политических убеждений. Большая часть из них -коренные буковинцы и выходцы из Галичины - были сторонниками единства русского народа («москвофилы», как их называли украинские националисты). Василий Продан установил тесные контакты с российским консулом в Черновцах. В 1878 г. на собрании членов «Русской Беседы» большинство собравшихся (священники и крестьяне) приняли решение, что членами организации могут быть только православные жители Австро-Венгерской империи. Это был открытый конфликт между православными буковинцами - сторонниками общерусской идеи и «народовцами»-галичанами, униатами. Правда, в следующем году этот пункт устава изменили. В. Продан руководил организацией до 1879 г.

Покинувшие «Русскую Беседу» украинцы перешли в «Руську Раду» («Русскую Раду»), которая стала в конце 70-х - начале 80-х гг. XIX в. самой активной украинской организацией в Буковине.

Возникают молодежные организации: ученическая организация «Согласие» (1870) и «Братский союз» (1871, просуществовал до 1873). Основание университета в Черновцах в 1875 г. активизировало молодежное движение. Возникла студенческая организация «Союз». С созданием «Союза» отпала необходимость в организации гимназистов «Согласие», которая в 1877 г. перестала существовать. Большинство

членов «Союза» были сторонниками общерусского единства, за что организация подвергалась резкой критике со стороны «народовцев». Члены «Союза» поддерживали тесные связи с «Народным домом» во Львове.

В 1874 г. «Русская Беседа» начала основывать читальни и общества трезвости в ряде сел. Создавались и экономические товарищества. Ранее «Русская Беседа» установила тесные связи с «Обществом им. М. Качковского» из Галичины.

Большое влияние на общественное сознание оказывали периодические издания. В 1870 г. стал издаваться литературный журнал «Бу-ковинская Зоря». Вышло всего 16 номеров журнала. Издание прекратилось из-за нехватки средств. Ярко выраженным прорусским журналом стал «Родимый листок», который с 1879 г. издавал М. Огоновс-кий. На его страницах провозглашалось единство буковинских русинов с русским народом, давалась информация о деятельности буко-винских и галицких культурных организаций общерусского направления. В 1882 г., когда в Австро-Венгрии начался судебный процесс над одиннадцатью русинами: А. Добрянским, В. Площанским, О. Марковым, И. Наумовичем, О. Грабарь и др., то к суду привлекли и Огонов-ского. Его обвинили в связях с москвофилами Австро-Венгрии, пропаганде антиавстрийских и антикатолических взглядов. Огоновский был оправдан.

После политического объединения Молдавии и Валахии в единое государство Румыния (Румынское княжество) в 1862 г. и провозглашения Румынии в 1881 г. королевством среди буковинских румын усилилось движение за присоединение края к Румынии. Это привело к тому, что австро-венгерские власти стали поддерживать украинское движение в Буковине. Благодаря этому «народовцы» в 1884 г. захватили руководство в «Русской Беседе» и взяли под свой контроль «Народный Дом» и студенческую организацию «Союз». На «Народный Дом» бу-ковинский сейм регулярно выделял деньги. «Русская Рада» до 1889 г. оставалась организацией, где одновременно пребывали и сторонники общерусской идеи, и «народовцы». В 1889 г. «народовцы» захватили руководство в «Русской Раде».

Однако русское движение продолжало развиваться. В 1888 г. Г. Куп-чанко начал выпускать в Вене газету «Русская правда». Газета выходила тиражом 3 тыс. экз. и распространялась в Буковине, Галичине, Угорской Руси. В этом же году в Черновцах основана молодежная организация «Буковина». Студенты этой организации носили на груди ленточки цветов российского флага (бело-сине-красные). В 1894 г. власти распустили «Буковину» по подозрению в противоправной деятельности. Через два года начала действовать новая студенческая организа-

ция «Карпатъ». В 1894 г. было основано «Общество русских женщин». Активное участие в основании общества принимала О. Кобылянская. В 1901 г. открылся «Русско-православный народный дом», в котором разместился ряд русских организаций и бурса для мальчиков. Продолжали действовать другие русские общественные объединения: политическая организация «Народная Рада» (300 чел.), «Русский православный детский приют», «Архипатриархальное общество церковных певцов». В 1905 г. в селах действовало 30 русских читален, 27 экономических товариществ. Главным печатным органом русских Буковины в 1904-1908 гг. стала газета «Народная Рада». До этого таким органом была газета «Буковинские ведомости» (1895-1899). Другая газета, «Православная Буковина», в 1904 г. выходила с перерывами из-за недостатка средств и вскоре перестала выпускаться. Также издавались небольшие брошюры.

Накануне войны австро-венгерские власти предприняли ряд мер по ликвидации русского движения Буковины. Одним из «эффективных» средств борьбы стала шпиономания. С 1909 г. начинается волна арестов. Постепенно она набирает силу. В мае 1910 г. австрийские власти с подачи украинского националиста Н. Василько, румына по происхождению, закрыли большинство русских организаций Буковины: «Общество русских женщин», «Карпатъ», «Русский православный народный дом», «Русский православный детский приют», «Русско-пра-вославная читальня», «Русская дружина», а также бурсы в Черновцах и Серете. Причиной закрытия были голословные обвинения в государственной измене и политической деятельности. Имущество этих организаций было конфисковано и позже продано с торгов. Однако некоторые русинские организации («Народная Рада» и «Русский Клуб») продолжали свою деятельность.

Опорой русских организаций в Буковине были православные священники. По сведениям австрийских властей, более 20% всех священников Северной Буковины в 1913 г. продолжали поддерживать сторонников единства Руси. Священник Кассиан Дмитриевич Богаты-рец (1868-1960) был главою политической организации «Народная Рада». По-прежнему выпускались русские газеты. Наиболее популярной была «Русская правда», основанная в 1910 г. Алексеем Геровским. Ее редактором стал Илларион Цурканович. Тираж газеты составил 4 тыс. экз. Из 100 номеров, выпущенных с октября 1910 г. по август 1912 г., 16 было конфисковано. За первых полтора года газета пережила 11 судебных процессов. В 1913 г. конфисковали 36 номеров газеты. 5 января 1914 г. у братьев Геровских и в редакции «Русской правды» был произведен обыск. Были арестованы Алексей, Георгий, Ксения Геровские, их мать Алексия (дочь А. Добрянского) и редактор И. Цур-

канович. Они обвинялись в идейном руководстве над крестьянами, проходящими по Мармарош-Сигетскому процессу, контактах с графом В. Бобринским и проведении антиавстрийской пропаганды. Вскоре всех, кроме братьев Геровских, отпустили. Братьям Геровским удалось сбежать из черновицкой тюрьмы и перебраться в Россию.

Во время первой мировой войны тысячи буковинцев подверглись репрессиям со стороны австрийских властей: были посажены в тюрьмы, концлагеря, повешены и расстреляны по голословным обвинениям в шпионаже в пользу России.

Лит.: Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. К., 2002; Добржанський О. Національний рух українців Буковини другої половини ХІХ - початку XX ст. Чернівці, 1999; Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. Очерки этнической историируснаковМолдавии. Кишинев, 2004; Суляк С. Русины в период первой мировой войны и Русской Смуты //Русин. № 1 (3). Кишинев, 2006.

Сечь Задунайская была создана бывшими запорожскими казаками в 1775-1828 гг. на территории Османской империи в устье Дуная. После ликвидации Сечи Запорожской (1775) части запорожцев (около 5 тыс. чел.) переселились в дельту Дуная в турецкие владения. В мирное время занимались рыболовством. Казаки принимали участие в войне с Россией в 1809 г., будучи в составе гарнизона Рущука. В 1817 г. участвовали в походе турецких войск против сербов, в 1821 г. - против греков. Во время русско-турецкой войны в 1828 г. турецкие власти потребовали для войны 500 казаков. Кошевой атаман задунайских запорожцев Осип Гладкий со своим отрядом перешел под Измаилом на сторону России. После этого Задунайская Сечь была уничтожена турками. Казаки были приняты на русскую службу под названием Отдельного запорожского войска. По окончании русско-турецкой войны 1828-1829 гг. были в 1830-1832 гг. были переселены к Азовскому морю и образовали здесь Азовское казачье войско.

Лит.: Бессарабия. Историческое описание. Посмертный выпуск исторических изданий П.Н. Батюшкова. СПб., 1892.

Хотинское восстание 1919 г. - вооруженное выступление крестьян Хотинского и северной части Сорокского уездов Бессарабской губернии против румынских оккупантов. Восстание произошло в местах компактного проживания русинов и изначально носило интернациональный характер. В восстании помимо русинов и молдаван участвовали и представители других национальностей. В ночь на 19 января 1919 г. вооруженный отряд бессарабцев под командованием Г.И. Бар-буцы перешел в районе Могилев-Подольского на правый берег Днес-

тра и атаковал румынские части, освободив местечко Атаки. Соединившись с другими отрядами во главе с А. Папушей, А. Старовым, Г. Романюком, братьями Руснаками, повстанцы освободили Окницу, Секуряны, Каларашовку, Рукшин, Недобоуцы и другие населенные пункты и 23 января овладели Хотином. За несколько дней число восставших возросло до 30 тыс. чел. Была создана Директория - временный орган, руководивший восстанием. Директория направила ноту президенту США, правительствам Франции, Англии, России, Италии, Германии и других стран, содержавшую протест против оккупационного режима и сообщение о начале восстания. Директория, вопреки противодействию ряда пропетлюровски настроенных членов, объявила захват Бессарабии королевской Румынией незаконным актом и призвала население губернии к борьбе с оккупантами.

Заручившись поддержкой петлюровской украинской Директории, 26 января румынские войска перешли в наступление. В ночь на 1 февраля был оставлен Хотин. В Подолию перешли до 4 тыс. повстанцев с 40 пулеметами и 6 орудиями. На левый берег Днестра, спасаясь от репрессий, перешли также свыше 50 тыс. жителей Северной Бессарабии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Румынские каратели, руководимые генералом Давидоглу, грабили и убивали мирное население. В с. Недобоуцы были расстреляны около 200 чел., примерно столько же в с. Рукшино. В с. Наславча каратели убили 75 и потопили в Днестре 18 чел. На станции Новоселица были расстреляны 165 чел. Жертвами дикой расправы стали 15 тыс. человек, 5 тыс. были убиты. Пять сел сравняли с землей артиллерийским огнем.

С помощью бессарабцев, переправившихся на левый берег Днестра после поражения Х. в., был освобожден от петлюровцев Могилев-По-дольский и очищена вся Подолия. В.А. Антонов-Овсеенко, в то время командовавший Украинским фронтом (январь-июнь 1919), вспоминал: «Весь левый берег Днестра усеян бессарабцами... Среди них не ведется никакой агитации, и в настоящее время организовать эти массы некому. Они с нетерпением ждут приближения советских войск, чтобы встать в их ряды и вместе двинуться за Днестр... Эта организация двинулась усиленно только с середины апреля; командукр, однако, не предполагал выделять особую армию из бессарабских беженцев: для такой армии не имелось достаточно испытанного кадра». Позже отряды бессарабцев были сведены в бессарабские полки Красной Армии. Бойцы этих полков сражались в составе 45-й Краснознаменной Бессарабской дивизии под командованием И. Якира. В этой дивизии знаменитый бессарабский Робин Гуд Г.И. Котовский командовал бригадой.

Лит.: Хотинское восстание (Сборник документов и материалов). Кишинев, 1976, Борьба трудящихся Бессарабии за свое освобождение

и воссоединение с Советской родиной (1918-1940). Кишинев, 1970; Суляк С. Русины в период первой мировой войны и Русской Смуты // Русин. № 1 (3). Кишинев, 2006.

Черноморское казачье войско было создано в Новороссии в 1787 г. из бывших запорожцев по инициативе Г.А. Потемкина. В 1787 г. началась война с турками, и для защиты Новороссии от возможного нападения врага было создано «Войско верных черноморских казаков». Другой целью создания войска было привлечение на русскую службу бывших запорожских казаков, которые после разгрома Сечи переселились в Турцию и создали Сечь Задунайскую. Еще в 1783 г. Потемкин поручил Антону Головатому, Захарию Чепеге, Сидору Белому и другим запорожским старшинам набрать охотников из бывших запорожцев в количестве 1 тыс. чел. (500 конных и 500 во флотилию). Казаки под командованием атаманов А. Головатого, С. Белого и З. Чепе-ги участвовали в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. С помощью казаков Потемкин в 1788 г. взял Очаков. Войско было организовано на манер Запорожской Сечи. В Олешках был основан кош (т. е. лагерь), где собралось около 12 тыс. казаков. В 1790 г. Потемкин стал «Великим гетманом черноморских казаков». Правда, казачья старшина не избиралась, а назначалась Потемкиным. Атаманом войска был назначен С. Белый. Затем войско было переименовано в Черноморское казачье войско и переселено на территорию между Южным Бугом и Днестром. Здесь было основано 25 слобод, в которых проживали 9 тыс. чел. В рядах войска было немало уроженцев Молдавского княжества. В ряды казаков вступали выходцы из Польши, болгары, сербы, албанцы. После смерти Потемкина (1791) в 1792-1793 гг. в целях закрепления территории на Северном Кавказе Ч. к. в. в составе 40 куреней (до 25 тыс. чел.) было переселено на Кубань с центром в Екатеринодаре. Ч. к. в. занимало оборонительную линию по правому берегу р. Кубань от ее устья до р. Лаба. В войске продолжали сохраняться некоторые внешние признаки Запорожской Сечи: формальная выборность войскового начальства, названия куреней и др. В первой половине XIX в. в его состав вошло около 70 тыс. бывших запорожцев, вернувшихся из Турции и казаков упраздненных малороссийских казачьих войск (Усть-Дунайского, Азовского, Бугского, Екатеринославского и др.). К 1860 г. население Ч. к. в. насчитывало около 200 тыс. чел. и выставляло 12 конных полков, 9 пеших (пластунских) батальонов, 4 батареи и 2 гвардейских эскадрона. Казаки Ч. к. в. участвовали в Кавказской войне 1817-1864 гг. и в Севастопольской обороне 1854-1855 гг. В 1860 г. Ч. к. в. вошло в состав вновь образованного Кубанского казачьего войска.

Лит.: Голобуцкий В. А. Черноморское казачество. К., 1956; По-лонська-Василенко Н. Історія України від середини XVII століття до 1923 року. Т.2. К., 2002; Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска, т. 1-2, Екатеринодар, 1910-1913.

Подготовил Сергей СУЛЯК

ПОДПИСКА

НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «РуСИН» на 2007 год!

Периодичность выхода - 1 раз в квартал.

Объем - 196-240 стр.

Формат - А5.

Тематика: история русинского этноса.

Язык: русский, русинский.

Рубрики: история, языкознание, знаменитые русины, архив, публицистика, в помощь учителю и т.д.

На журнал объявлена подписка. Стоимость подписки на один экз. с учетом почтовых услуг:

- США и Канада: авиа - 12 USD, простая бандероль - 8 USD

- Европа: авиа - 7 EURO, простая бандероль - 5 EURO

- Украина: авиа - 35 гривен, простая бандероль - 25 гривен

- Россия: авиа - 200 рублей, простая бандероль - 170 рублей.

- Молдавия - 35 леев в редакции или на почте (подписной индекс -РМ 31808).

НАШ ПОЧТОВЫЙ АДРЕС:

Organizatia obsteasca «Rusi» Общественная организация «Русь»

str. M. Kogalniceanu, 24, ap. 1A ул. М. Когэлничану, 24, кв. 1А

MD 2001 mun. Chisinau MD 2001 г. Кишинев

Moldova Молдова

E-mail: [email protected], [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.