Научная статья на тему 'Некоторые способы выявления и раскрытия легализации преступных доходов оперативными подразделениями ОВД в условиях наличия информации о предикатных преступлениях'

Некоторые способы выявления и раскрытия легализации преступных доходов оперативными подразделениями ОВД в условиях наличия информации о предикатных преступлениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7298
440
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА / ПРИОБРЕТЕННОГО ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ / LEGALIZATION (LAUNDERING) OF THE PROCEEDS OF CRIME / SHADOW ECONOMY / METHODS OF DETECTION OF LEGALIZATION OF PROPERTY ACQUIRED IN A CRIMINAL WAY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шахматов Александр Владимирович, Родичев Максим Леонидович

В статье рассмотрены возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления и раскрытия преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ, представлена методика выявления фактов легализации имущества, приобретенного преступным путем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шахматов Александр Владимирович, Родичев Максим Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main provisions of the methodology for the identification of operational units of the ATS facts of legalization of proceeds of crime, in the conditions of availability of information about the predicate crimes

The article is devoted to carrying out of operatively-search actions in order to identify and solve the crimes provided for by articles 174 and 174.1 diffuser of the criminal code of the Russian Federation, the methods of revealing the facts of the legalization of the property acquired in a criminal way.

Текст научной работы на тему «Некоторые способы выявления и раскрытия легализации преступных доходов оперативными подразделениями ОВД в условиях наличия информации о предикатных преступлениях»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

УДК 343.985

А.В. Шахматов*, М.Л. Родичев**

Некоторые способы выявления и раскрытия легализации преступных доходов оперативными подразделениями ОВД в условиях наличия информации о предикатных преступлениях

В статье рассмотрены возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления и раскрытия преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ, представлена методика выявления фактов легализации имущества, приобретенного преступным путем.

Ключевые слова: теневая экономика, легализация (отмывание) преступных доходов, методы выявления легализации имущества, приобретенного преступным путем.

A.V. Shakhmatov *, M.L. Rodichev**. The main provisions of the methodology for the identification of operational units of the ATS facts of legalization of proceeds of crime, in the conditions of availability of information about the predicate crimes. The article is devoted to carrying out of operatively-search actions in order to identify and solve the crimes provided for by articles 174 and 174.1 diffuser ofthe criminal code ofthe Russian Federation, the methods of revealing the facts ofthe legalization ofthe property acquired in a criminal way.

Keywords: shadow economy, legalization (laundering) ofthe proceeds of crime, methods of detection of legalization of property acquired in a criminal way.

В зависимости от наличия информации о предикатном (предшествующем, первоначальном) преступлении, выделяются две основные оперативные ситуации [1, с. 95-99]: первая, когда информация о предикатном преступлении отсутствует, и вторая, когда оперативное подразделение ОВД располагает информацией о предикатном преступлении. В свою очередь, вторую оперативную ситуацию также возможно подразделить на две, в зависимости от того, возбуждено уголовное дело по факту совершения предикатного преступления или нет.

Необходимо помнить, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, -это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации [2].

С 2010 г. и до настоящего времени количество выявляемых правоохранительными органами России фактов легализации преступных доходов неуклонно снижается.

Так, в 2010 г. общее количество выявленных фактов легализации составило 1762 преступления (- 80 %), в т.ч. совершенных в крупном или особо крупном размерах, либо причинивших крупный ущерб - 879 (- 69,8 %), в 2011 г. общее количество выявленных фактов легализации составило 704 преступления (- 60 %), в т.ч. совершенных в крупном или особо крупном размерах, либо причинивших крупный ущерб - 421 (- 52,1 %), а за первые 9 месяцев 2012 г. сотрудниками ОВД выявлено 314 преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК России (- 23,2 %), при этом уголовные дела направлены в суд в отношении всего лишь 33 лиц [3].

Указанные статистические данные свидетельствуют о значительных проблемах в сфере выявления и раскрытия легализации преступных доходов подразделениями ОВД России. К числу указанных проблем относится, по видимому, и отсутствие эффективных способов выявления преступлений рассматриваемой категории.

В настоящее время выявление фактов легализации в большинстве случаев происходит в процессе расследования уголовных дел, возбужденных по предикатным преступлениям [4, с. 89].

Ситуация, когда возбуждено уголовное дело по предикатному преступлению, наиболее благоприятна для дальнейшей работы по выявлению фактов легализации имущества, приобретенного преступным путем, по следующим причинам.

* Шахматов, Александр Владимирович, профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности Санкт-Петербургского Университета МВД России. Адрес: 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: a-shahmatov@yandex.ru.

** Родичев Максим Леонидович, преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности Санкт-Петербургского Университета МВД России. Адрес: 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Телефон 8(960)2392124. E-mail: petrogradets@bk.ru.

* Shakhmatov, Alexander Vladimirovich, Professor of the of the chair of operative-investigative activity of the Saint-Petersburg University of Ministry of internal Affairs of Russia. Address: 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilutov str., 1. E-mail: a-shahmatov@yandex.ru

** Rodichev, Maxim Leonidovich, lecturer of the chair of operative-investigative activity of the Saint-Petersburg University of Ministry of internal Affairs of Russia. Address: 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilutov str., 1. Ph. 8(960)2392124. E-mail: petrogradets@bk.ru,

© Шахматов А.В., Родичев М.Л., 2013

1. Установлен источник происхождения преступных доходов - предикатное преступление, что придает процессуальным решениям о возбуждении уголовных дел по ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» и 174.1 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления», большую обоснованность.

2. В настоящее время наиболее применимой статьей УК РФ, устанавливающей ответственность за легализацию преступных доходов, является ст. 174.1 УК РФ, т.к. обвиняемыми по данной статье являются те же лица, что и совершившие предикатное преступление.

3. Некоторые доказательства как совершения предикатного преступления, так и совершения легализации имущества, приобретенного преступным путем, выявляются и закрепляются в результате одних и тех же оперативно-розыскных мероприятий (наведений справок, исследований предметов и документов, обследований помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, специальных технических и оперативно-поисковых мероприятий) и следственных действий (допросы обвиняемых, обыски по месту работы и др.).

4. При проведении предварительного расследования возможности работы по выявлению фактов легализации возрастают, т.к. возникают основания получения информации, составляющей банковскую тайну, становится возможным применение мер процессуального принуждения, в т.ч. мер пресечения.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) в целях выявления фактов легализации имущества, приобретенного преступным путем, позволяет решить следующие задачи:

1. Установить лиц, причастных к легализации имущества, приобретенного преступным путем; определить их роли в совершении преступления; установить фактическое местонахождение указанных лиц.

2. Установить место нахождения преступных доходов.

3. Установить способ совершения легализации - конкретные финансовые операции и сделки, проведенные преступниками в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению имуществом, приобретенным преступным путем.

4. Задокументировать факты, свидетельствующие о наличии вины у подозреваемых, в т.ч. знание ими о преступном происхождении имущества, что особенно актуально при совершении преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ.

5. Установить очевидцев, а также выявить иные носители следов преступной деятельности, которые впоследствии, после проведения следственных действий, могут быть доказательствами совершения преступлений, предусмотренных ст. 174, 174.1 УК РФ.

6. Получить информацию об иных обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу, предусмотренных ст. 73 УПК РФ.

В результате изучения оперативно-следственной и судебной практики, научно-исследовательских работ (авторы С.И. Давыдов, Е.С. Леханова, В.С. Тицкий, А.Е. Чечетин и др.) выявлена закономерность, которая заключается в том, что спустя непродолжительное время после совершения предикатного преступления (или во время его совершения) во владение преступника (или его доверенных лиц) в различной форме, внешне законно, поступает различное движимое и недвижимое имущество со значительной стоимостью, эквивалентной размеру причиненного ущерба. Поэтому ОРМ должны быть направлены, во-первых, на выявление фактов получения доходов лицом, совершившим предикатное преступление (или его доверенными лицами), и, во-вторых, на проверку законности получения этих доходов.

Анализ оперативно-следственной и судебной практики, опросы специалистов и сотрудников оперативных подразделений ОВД, позволили авторам разработать и предложить ОРМ, в результате проведения которых возникает возможность установить факты получения преступных доходов лицами, причастными к совершению предикатного преступления.

1. Наведение справок в органах Федеральной налоговой службы.

Данное ОРМ позволяет выявить юридические лица, в которых фигурант и (или) его доверенные лица являются учредителями и (или) руководителями исполнительного органа.

Так, напр., Б., осужденная по ч. 4 ст. 159 УК РФ, ч. 3 ст. 160 УК РФ, ч. 2 п. «б», ч. 3 ст. 174.1. УК РФ, являясь ведущим специалистом Октябрьского подразделения Управления федеральной службы судебных приставов по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в целях легализации похищенных ею денежных средств осуществляла переводы на счет ООО «Порто-Франко», генеральным директором которой являлась ее дочь, по основаниям возвратов займов и оплаты поставленных товаров [5, с. 9-12]. Указанные основания являлись мнимыми.

Необходимо отметить, что установление указанных юридических лиц является первым этапом в выявлении легализации преступных доходов. В последующем, в целях выявления мнимых сделок, необходимо получение информации об операциях по расчетным счетам указанных юридических лиц, а также иной необходимой информации.

Если в результате проведенного ОРМ, после анализа движения денежных средств по счетам юридических лиц, владельцами (руководителями) которых являются преступники и (или) их доверенные лица, будут выявлены сделки сомнительного характера, нетипичные для хозяйственной деятельности указанных юридических лиц или давшие значительный доход за короткий промежуток времени, данные сделки подлежат дальнейшей проверке на предмет реальности контрагентов и возможности исполнения сторонами обязательств, предусмотренных договорами.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Распространенным способом легализации преступных доходов является начало осуществления преступниками законной предпринимательской деятельности с использованием имущества, приобретенного преступным путем. Оперативными подразделениями ОВД выявлялись факты вложений денежных средств, приобретенных преступным путем, в уставный капитал вновь созданных юридических лиц, их внесение в качестве оплаты аренды коммерческой недвижимости, приобретения на них средств производства.

2. Наблюдение в отношении лиц, совершивших предикатные преступления, в сочетании с проведением специальных технических мероприятий, в т.ч. с прослушиванием телефонных переговоров.

Указанные ОРМ традиционно применяются в ходе работы по выявлению, пресечению и раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений как экономической направленности, так и общеуголовных.

Проводимый в целях противодействия легализации преступных доходов, комплекс указанных ОРМ дает возможность установить транспортные средства, используемые преступниками, их фактические места жительства, средства связи, подконтрольные им юридические лица, посещаемые ими кредитные учреждения, факты совершения ими сделок, установить доверенных лиц преступников, установить связи последних в органах государственной власти и местного самоуправления.

Полученная информация подлежит анализу и дальнейшей отработке, а физические носители

- результаты ОРД - в последующем могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу.

Безусловно, прослушивание телефонных переговоров и наблюдение могут быть проведены и по отдельности. Но, как показывает практика, их синхронное проведение дает максимальный эффект.

Помимо прослушивания телефонных переговоров, в отношении разрабатываемых лиц возможно проводить и иные специальные технические мероприятия, в первую очередь такие, как снятие информации с технических каналов связи (СИТКС).

Проведение СИТКС в его различных формах дает возможность в некоторых случаях установить связи фигурантов, их места нахождения в конкретное время, фактические места жительства и работы, ознакомиться с содержанием их электронной почты и переговоров, ведущихся по электронным каналам связи.

3. Проведение оперативно-аналитических мероприятий.

Данные мероприятия фактически представляют собой наведение справок в базах данных ОВД РФ и дополнительный поиск интересующей информации в иных закрытых и открытых источниках.

Оперативно-аналитические мероприятия выполняются в интересах оперативных подразделений МВД РФ подразделениями оперативно-розыскной информации (ОРИ) на основаниях и в порядке, предусмотренном ведомственными правовыми актами МВД РФ.

Необходимо отметить, что оперативно-поисковые подразделения ОВД проводят информационнопоисковые мероприятия, которые по своей сути похожи на оперативно-аналитические мероприятия, проводимые подразделениями ОРИ, хотя и имеют свою специфику.

В результате проведения как оперативно-аналитических, так и информационно-поисковых мероприятий, возможно установить связи фигурантов, их доверенных лиц, используемые ими транспортные средства и средства связи, наличие у них недвижимости, юридических лиц, получить информацию о совершении ими других преступлений, об их передвижении по территории Российской Федерации, о фактах выездов за границу, о потерпевших от их преступной деятельности.

4. Проведение мероприятий по информационному взаимодействию с Росфинмониторингом.

Правовым основанием для взаимодействия оперативных подразделений ОВД с

Росфинмониторингом является Приказ Генпрокуратуры России № 309, МВД России № 566, ФСБ России № 378, ФСКН России № 318, ФТС России № 1460, Следственного комитета при прокуратуре РФ № 43, Росфинмониторинга № 207 от 5 августа 2010 г. «Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем» [6].

В соответствии с п. 12.2 указанной Инструкции, правоохранительные органы в ходе информационного взаимодействия, решают следующие задачи:

1) проведение проверки лиц на причастность к совершению преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ;

2) выявление признаков совершения предикатных преступлений (кроме предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ) посредством установления наличия (отсутствия) в базе данных Росфинмониторинга сведений о совершении лицами, проверяемыми на причастность к таким преступлениям, операций, сделок, имеющих признаки связи с легализацией денежных средств и иного имущества.

Необходимо отметить, что в связи с отсутствием у полиции легальной возможности получать при отсутствии возбужденного уголовного дела информацию, составляющую банковскую тайну, информационный обмен с Росфинмониторингом в некоторых случаях позволяет решить проблему получения необходимой информации от кредитных учреждений.

5. Проведение исследования предметов и документов.

Данное ОРМ, проводимое с участием специалистов экспертно-криминалистических подразделений МВД РФ либо с участием специалистов отделов (отделений, групп) документальных

проверок и ревизий управлений (отделов) экономической безопасности и противодействия коррупции управлений (министерств) внутренних дел МВД РФ по субъектам РФ, имеет важное значение при выявлении фактов легализации преступных доходов, особенно в тех ситуациях, когда предикатные преступления осуществлялись по сложным схемам, с оформлением большого количества бухгалтерских документов, с осуществлением значительного количества банковских операций.

В результате исследования учетной документации специалисты могут полностью или частично установить основные обстоятельства, относящиеся к предмету доказывания: точные размеры легализованных сумм, конкретные финансовые операции, в результате которых произошла легализация имущества, приобретенного преступным путем, а также документальное оформление указанных операций. С помощью документальной проверки можно установить как необоснованность зачисления денежных средств на лицевой счет клиента (по документам банка), так и необоснованность создания кредиторской задолженности, под видом погашения которой происходит перечисление и последующее обналичивание (по документам клиентской организации) [7, с. 69].

Необходимо отметить, что исследование предметов и документов приобретает важное значение при выявлении фактов легализации имущества, приобретенного преступным путем, полученного в результате такого распространенного в настоящее время преступления, как незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ), связанного с незаконным обналичиванием денежных средств.

Следует отметить часто встречающуюся особенность легализации преступных доходов, полученных от незаконной банковской деятельности: перечисление денежных средств с «транзитных» счетов мнимых юридических лиц («обналичивающих контор», «помоек») на счет одного юридического лица, при этом суммы денежных средств, зачисляемые на «транзитные» счета от реальных юридических лиц (заказчиков обналичивания) находятся в определенном пропорциональном соотношении (2-7 %) к суммам, зачисляемым на счета одного вышеуказанного юридического лица, подконтрольного преступникам.

Таким образом, проведение исследования предметов и документов является, по сути, единственной возможностью квалифицированного доследственного изучения бухгалтерской документации в целях выявления мнимых финансовых операций, а также иных обстоятельств, установление которых необходимо при выявлении преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ.

6. Наведение справок в организациях-регистраторах права собственности на акции, на паи в инвестиционных фондах, на иные ценные бумаги.

Поисковые мероприятия в рамках версии о вложении преступных доходов в приобретение акций, паев в инвестиционных фондах, в иные ценные бумаги необходимо проводить с учетом имеющейся информации о местах посещения фигурантов, их связей, объемах имущества, приобретенного преступным путем.

Необходимо иметь в виду, что преступник стремится разместить свой преступный доход так, чтобы, во-первых, избежать его изъятия правоохранительными органами и, во-вторых, так, чтобы указанный доход не был бы потерян в экономическом смысле - чтобы он «работал» на преступника и в последующем приумножался.

Следовательно, наведение справок с учетом оперативной ситуации целесообразно проводить в организациях, осуществляющих регистрацию права собственности на паи в инвестиционных фондах, приносящих максимальный доход, на акции предприятий, имеющих стабильно высокие цены. К таким предприятиям, по нашему мнению, в частности, относятся предприятия сырьевой сферы (осуществляющие продажу нефти, газа и т.д.), сферы высоких технологий, предприятия с большой долей государственного участия, недавно созданные паевые инвестиционные фонды.

7. Наведение справок в кредитных учреждениях в целях выявления фактов приобретения или сбыта преступниками векселей, а также фактов обмена ими валюты.

Исследование показало, что преступники в целях легализации зачастую осуществляют сделки по приобретению или продаже векселей. Преимущество использования векселей обусловлено возможностью их перевода в денежные средства в крупных размерах, в наличной или безналичной форме.

В некоторых изученных случаях в целях большей маскировки источника дохода преступники приобретали в кредитных учреждениях векселя и передавали их для погашения подставным лицам, а также использовали подставных лиц при оформлении операций, связанных с переводом наличных денег в другую валюту.

На наш взгляд, в ходе работы по выявлению фактов легализации преступных доходов целесообразно проводить оперативно-розыскные мероприятия «Наведение справок», направленные на выявление фактов приобретения или сбыта преступниками векселей, а также фактов обмена ими валюты. Указанные мероприятия, по нашему мнению, необходимо проводить в тех кредитных учреждениях, о которых имеется информация о посещении ими преступников, либо которые расположены неподалеку от их мест жительства, а также в тех кредитных учреждениях, которые обслуживают банковские счета подконтрольных преступникам юридических лиц.

Проведенные исследования позволили нам разработать и предложить к обсуждению примерный алгоритм действий сотрудников оперативных подразделений ОВД по выявлению фактов легализации преступных доходов (при наличии информации о предикатных преступлениях). Указаны цель проведения и решаемые задачи, мероприятия и возможный результат.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

1. Выявление связей лица, совершившего предикатное преступление, его фактического места жительства, возможных соучастников в легализации преступных доходов, получение информации о совершении сомнительных сделок.

Мероприятия:

- проведение ОРМ «Прослушивание телефонных переговоров», «Снятие информации с технических каналов связи» в отношении лиц, совершивших предикатное преступление;

- проведение ОРМ «Наблюдение» силами оперативно-поисковых подразделений.

Возможный результат: установление транспортных средств и средств связи, используемых

преступниками, установление их фактических мест жительства, установление посещаемых преступниками юридических лиц, в т.ч. кредитных учреждений, выявление фактов совершения сделок, установление доверенных лиц преступников, выявление их связей в кредитных учреждениях, в налоговых органах, ФРС, в иных органах государственной власти и органах местного самоуправления.

2. Определение лиц, подлежащих оперативной проверке (далее - ЛПОП), на предмет причастности к легализации имущества, приобретенного преступным путем.

Мероприятия:

- анализ материалов дела оперативного учета и материалов уголовного дела (при наличии последнего);

- наведение справок в адресно-справочных учетах ФМС РФ, АБД ОВД РФ, в т.ч. получение справки ф. 9 в органах местного самоуправления по месту жительства лиц, совершивших предикатное преступление;

- проведение оперативно-поисковых мероприятий (оперативных установок).

Возможный результат: установление персональных данных ЛПОП. К ЛПОП относятся:

1) лица, причастные к совершению предикатного преступления; 2) родители, супруги и дети лиц, подозреваемых в совершении предикатного преступления; 3) лица, фактически проживающие совместно с лицом, причастным к совершению предикатного преступления; 4) иные лица, которые могут быть причастны к легализации имущества, приобретенного преступным путем в конкретном случае, в т.ч. лица, пользующиеся доверием у лиц, совершивших предикатное преступление; лица, в отношении которых имеется информация об их возможной причастности к легализации имущества, приобретенного преступным путем, в конкретном случае.

3. Выявление юридических лиц, с возможным использованием которых совершены действия по легализации имущества, приобретенного преступным путем.

Мероприятия:

- наведение справок в органах ФНС РФ на предмет регистрации ЛПОП в качестве учредителей и (или) руководителей юридических лиц;

- проведение оперативно-аналитических мероприятий с использованием подразделений оперативно-розыскной информации ОВД;

- проведение информационно-поисковых мероприятий с использованием оперативнопоисковых подразделений ОВД;

- проведение иных ОРМ и следственных действий (последних - при наличии возбужденного уголовного дела) по местам жительства граждан, подозреваемых в совершении предикатного преступления, а также в офисах принадлежащих им юридических лиц, в целях обнаружения печатей, систем «клиент - банк» и иных следов используемых преступниками фирм-однодневок.

Возможный результат: получение информации о фактах регистрации ЛПОП в качестве учредителей и (или) руководителей юридических лиц, а также в качестве ИП; выявление используемых преступниками юридических лиц, в т.ч. мнимых; получение информации об открытых указанными юридическими лицами счетах в кредитных учреждениях.

4. Проверка версии о совершении легализации посредством мнимых сделок с подконтрольными преступникам юридическими лицами.

Мероприятия:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проведение информационного обмена с подразделениями Росфинмониторинга;

- получение информации о движении денежных средств по счетам выявленных юридических лиц; последующие изучение и анализ движения денежных средств по указанным счетам;

- наведение справок в органах ФРС о фактах совершения сделок с недвижимым имуществом выявленными юридическими лицами;

- наведение справок в органах ФНС в целях получения сведений о прибылях и убытках, о декларируемом балансе выявленных юридических лиц;

- наведение справок в кредитных учреждениях в целях получения сведений о приобретении векселей указанными юридическими лицами, а также о фактах оформления банковских карт для своих работников; в последнем случае - наведение справок о движении денежных средств по счетам указанных карт;

- наведение справок в АБД ОВД РФ о приобретении указанными юридическими лицами автотранспортных средств;

- наведение справок в органах ГИМС о приобретении указанными юридическими лицами маломерных судов;

- при выявлении сомнительных сделок проведение ОРМ «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», «Исследование предметов и документов», проведение иных проверочных мероприятий на предмет реальной возможности совершения указанных сделок.

Возможный результат: выявление мнимых сделок, в результате которых в подконтрольные преступникам юридические лица поступило имущество, приобретенное преступным путем (денежные средства на счет, движимое и недвижимое имущество - на баланс); получение информации о фактическом месте нахождения имущества, приобретенного преступным путем. При поиске фактов легализации необходимо учитывать, что сделки с имуществом, приобретенным преступным путем, совершаются спустя непродолжительное время после совершения предикатного преступления. При выявлении указанных сделок - наложение ареста на счета и иное имущество подконтрольных ЛПОП юридических лиц в целях обеспечения гражданского иска.

5. Выявление полученных преступных доходов в форме приобретения недвижимого имущества.

Мероприятия:

- наведение справок в органах ФРС о фактах приобретения недвижимого имущества на имя ЛПОП;

- при получении информации об указанных фактах - проведение проверочных мероприятий на предмет возможности приобретения недвижимого имущества легальным путем.

Возможный результат: получение информации о фактах приобретения недвижимого имущества на имя ЛПОП; наложение ареста на выявленное недвижимое имущество в целях обеспечения гражданского иска.

6. Цель проведения и решаемые задачи: выявление полученных преступных доходов в форме приобретения транспортных средств (автомобилей, маломерных судов).

Мероприятия:

- наведение справок в АБД ОГИБДД о фактах приобретения автотранспортных средств на имя ЛПОП;

- наведение справок в органах ГИМС МЧС о фактах приобретения маломерных судов на имя ЛПОП;

- при получении информации об указанных фактах - проведение проверочных мероприятий на предмет возможности приобретения транспортных средств легальным путем.

Возможный результат: получение информации о фактах приобретения транспортных средств на имя ЛПОП; наложение ареста на выявленные транспортные средства в целях обеспечения гражданского иска.

7. Выявление полученных преступных доходов в форме вкладов, открытых в кредитных учреждениях, на имя ЛПОП; выявление сделок по приобретению и продаже векселей, валюты, совершенных ЛПОП.

Мероприятия:

- проведение информационного обмена с подразделениями Росфинмониторинга;

- наведение справок в кредитных учреждениях о наличии вкладов, открытых на имя ЛПОП (в ходе следствия по уголовному делу);

- при получении информации об указанных фактах - проведение последующих проверочных мероприятий на предмет законности обладания денежными средствами, находящимися на выявленных счетах;

- наведение справок в кредитных учреждениях о фактах сделок по приобретению и продаже векселей, валюты, совершенных ЛПОП;

- при получении информации об указанных фактах - проведение проверочных мероприятий на предмет законности сделок по приобретению и продаже векселей, валюты, совершенных ЛПОП.

Указанные мероприятия проводятся с учетом их целесообразности и конечной перспективы выявления фактов легализации преступных доходов. ОРМ необходимо проводить в тех кредитных учреждениях, о которых имеется информация о посещении ими преступников, либо которые расположены неподалеку от их мест жительства, а также в тех кредитных учреждениях, которые обслуживают банковские счета подконтрольных преступникам юридических лиц.

Возможный результат: получение информации о наличии вкладов, открытых на имя ЛПОП, в т.ч. информации о получении ими банковских карточек; наложение ареста на выявленные денежные средства, находящихся на счетах, в целях обеспечения гражданского иска; получение информации о фактах сделок по приобретению и продаже векселей, валюты, совершенных ЛПОП.

8. Выявление полученных преступных доходов в форме приобретения ценных бумаг.

Мероприятия:

- наведение справок в компаниях - регистраторах прав на ценные бумаги о приобретении акций, паев в инвестиционных фондах, прав на иные ценные бумаги (ОРМ проводятся с учетом имеющейся

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

информации о местах посещения фигурантов, их связей, объемах имущества, приобретенного преступным путем);

- при получении информации об указанных фактах - проведение проверочных мероприятий на предмет законности приобретения ценных бумаг.

Возможный результат: получение информации о приобретении ЛПОП акций, паев в инвестиционных фондах, прав на иные ценные бумаги; наложение ареста на выявленные ценные бумаги в целях обеспечения гражданского иска.

Учитывая, что указанные способы размещения преступных доходов достаточно часто используются преступниками в настоящее время, предлагаемый алгоритм действий, на наш взгляд, имеет большое практическое значение для оперативных работников ОВД и может быть учтен ими при планировании работы по документированию преступной деятельности проверяемых (разрабатываемых) лиц по делам оперативного учета.

Таким образом, в результате проведения вышеуказанных ОРМ оперативными сотрудниками ОВД будут проверены версии о легализации преступных доходов в форме приобретения недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, вкладов в кредитные учреждения, выручки от финансово-хозяйственной деятельности принадлежащих преступникам юридических лиц, а также, будет решена задача ОРД по установлению имущества, подлежащего конфискации, закрепленная в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона “О противодействии коррупции”».

Список литературы

1. Давыдов, С. И., Чечетин, А.Е. О сущности криминальной ситуации (оперативно-разыскной аспект) // Уголовно-процессуальные и криминалистические чтения на Алтае : материалы ежегодной межрегиональной научно-практической, посвященной памяти заслуженного юриста РФ, д.ю.н., профессора Е.Н. Тихонова. - Вып. 7-8. - Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2008. - С. 95-99.

2. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства Рф. - 2001. - № 33. - Ч. I. - Ст. 3418.

3. Официальный сайт МВД РФ - http://mvd.ru.

4. Тицкий, В. С. Проблемные вопросы в организации расследования преступлений, предусмотренных ст.ст. 174., 174.1 УК РФ, совершенные в кредитно-финансовой сфере, и пути их решения // Информационный бюллетень Следственного комитета МВД РФ. - 2008. - № 4.

5. Об опыте расследования уголовного дела о хищении, совершенном в системе федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу, и вменении в вину легализации денежных средств, приобретенных в результате совершения преступления, путем осуществления финансовых операций // Информационный бюллетень ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. - 2006. - № 2 (31), июнь.

6. Вестник Следственного комитета при прокуратуре РФ. - 2010. - № 3-4.

7. Леханова, Е. С. Принципы использования документальных ревизий для реализации оперативно-розыскной информации // Оперативник (сыщик). - 2009. - № 3-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.