Электронный научно-образовательный вестник "Здоровье и образование в XXI веке" №11, 2007 г. (Т. 9)
НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ВЕГЕТАТИВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Кунджалиева Д.Х., Новикова А.П.
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, кафедра нормальной физиологии, г. Великий Новгород
На сегодняшний день проблема оптимизации обучения является центральной в педагогике. Управление процессом обучения и его оптимизация осуществляется главным образом с учетом результатов успеваемости, на основе тестирования успешности обучения. При этом вне поля внимания остается "физиологическая цена", которую студент платит за усвоение, приобретение знаний, т.е. те затраты, которые сопровождают процесс обучения и которые могут быть оценены через изменения функционального состояния учащегося. Системный подход предусматривает изучение функциональных состояний человека по параметрам результата деятельности, в том числе учебной деятельности, поскольку именно результат является ведущим фактором организации различных адаптивных функций человека (Анохин П.К., 1968; Судаков,1998).
На данный момент выделяют среди прочих два способа достижения результата деятельности, в том числе учебной деятельности: 1) либо за счет скорости переработки информации, либо 2) за счет тщательности выполняемой деятельности (Умрюхин Н.А., Коробейникова И.И., Джебраилова Т.Д.,2001). В исследовании добровольно принимали участие 19 студентов второго курса лечебного факультета ИМО НовГУ имени Ярослава Мудрого в возрасте 18-21 год. У исследуемых определяли способ достижения результата учебной деятельности с помощью корректурной пробы «Кольца Ландольта» и регистрировали абсолютные (ВИК, ПАПР, ИН) и интегральные (САД, ДАД, СГД, ДХ, АМо, Мо, Н, КВВ, ЧСС, ЧДД) показатели вегетативного сопровождения на различных этапах учебной деятельности (в эмоционально нейтральные и эмоционально напряженные периоды учебной деятельности). В ходе обработки полученных данных были выделены две группы студентов по способу достижения результата учебной деятельности: 1 группа (7 человек) -студенты, достигающие результата при условии отсутствия ошибок или допущенных не более двух, при этом прорабатывающие менее 60% тестового материала;2 группа (7 человек) - студенты, просматривающие более 90% тестового материала и допускающие при этом более трех ошибок. При анализе ВИК у 2х групп испытуемых с разным способом достижения результата учебной деятельности было сделано следующее заключение: а) что у студентов первой группы в эмоционально значимые периоды (перед коллоквиумом) наблюдалось сохранение первоначального тонуса вегетативной нервной системы, что сопровождалось снижением результативности выполняемой деятельности; б) у студентов же 2ой группы в эмоционально значимые периоды (перед коллоквиумом) происходили изменения первоначального вегетативного тонуса, при этом тщательность выполняемой деятельности увеличивалась. При этом сравнение показателя адекватности процессов регуляции (ПАПР) у двух групп испытуемых, свидетельствует о том, что анализированные два способа достижения результата учебной деятельности не различаются и сопровождаются идентичными по интенсивности и выраженности проявлений функций.
Для правильной интерпретации полученных результатов и для их корректного практического применения необходимо, по нашему мнению, увеличить количество рассматриваемых показателей и продолжить сравнительное наблюдение групп (1ой,2ой) в лонгитюдном исследовании.
Материалы VIII Международный конгресс «Здоровье и образование в XXI веке; концепции болезней цивилизации»
Стр. [429]