Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДЕКСАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНФЛЯЦИИ'

НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДЕКСАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНФЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реальное содержание заработной платы / инфляция / индексация заработной платы / порядок проведения индексации / коэффициент индексации / локальные нормативные акты / the real content of wages / inflation / wage indexation / the procedure for indexation / indexation coefficient / local regulations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галина Геннадьевна Павлова

В статье проанализированы законодательные акты, обеспечивающие повышение уровня содержания заработной платы. Раскрыты вопросы индексации заработной платы, которые регулируются и не регулируются государством в бюджетной и коммерческой сферах. Приведены примеры судебной практики и выделены проблемы фактического осуществления индексации заработной платы. Сопоставлены размеры индексации заработной платы с фактическим уровнем инфляции. Для устранения существующих противоречий в отношении обязательств работодателей по индексации заработной платы и обеспечения работникам гарантий по повышению уровня реального содержания заработной платы предложены рекомендации, в том числе с внесением изменений в законодательные акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME MODERN PROBLEMS OF WAGE INDEXATION IN CONDITIONS OF INCREASING INFLATION

The article analyzes the legislative acts that ensure an increase in the level of wage maintenance. The issues of wage indexation, which are regulated and not regulated by the state in the budgetary and commercial spheres, are disclosed. Examples of judicial practice are given and the problems of the actual implementation of wage indexation are highlighted. The size of wage indexation is compared with the actual level of inflation. In order to eliminate the existing contradictions regarding employers’ obligations to index wages and provide employees with guarantees to increase the level of real wages, recommendations are proposed, including amendments to legislative acts.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДЕКСАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНФЛЯЦИИ»

Научная статья

УДК 336.275.324

НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДЕКСАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ

УРОВНЯ ИНФЛЯЦИИ

Галина Геннадьевна Павлова,

Челябинский государственный университет, Челябинск, Российская Федерация, е-mail: galina.pavlova.7878@mail.ru

Аннотация. В статье проанализированы законодательные акты, обеспечивающие повышение уровня содержания заработной платы. Раскрыты вопросы индексации заработной платы, которые регулируются и не регулируются государством в бюджетной и коммерческой сферах. Приведены примеры судебной практики и выделены проблемы фактического осуществления индексации заработной платы. Сопоставлены размеры индексации заработной платы с фактическим уровнем инфляции. Для устранения существующих противоречий в отношении обязательств работодателей по индексации заработной платы и обеспечения работникам гарантий по повышению уровня реального содержания заработной платы предложены рекомендации, в том числе с внесением изменений в законодательные акты.

Ключевые слова: реальное содержание заработной платы, инфляция, индексация заработной платы, порядок проведения индексации, коэффициент индексации, локальные нормативные акты.

Для цитирования: Павлова, Г.Г. Некоторые современные проблемы индексации заработной платы в условиях повышения уровня инфляции // Вестник экономики, управления и права. 2023. Т. 16. № 3. С. 29 - 36.

SOME MODERN PROBLEMS OF WAGE INDEXATION IN CONDITIONS OF INCREASING INFLATION

Galina G. Pavlova,

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation, е-mail: galina.pavlova.7878@mail.ru

Abstract. The article analyzes the legislative acts that ensure an increase in the level of wage maintenance. The issues of wage indexation, which are regulated and not regulated by the state in the budgetary and commercial spheres, are disclosed. Examples of judicial practice are given and the problems of the actual implementation of wage indexation are highlighted. The size of wage indexation is compared with the actual level of inflation. In order to eliminate the existing contradictions regarding employers' obligations to index wages and provide employees with guarantees to increase the level of real wages, recommendations are proposed, including amendments to legislative acts.

Keywords: the real content of wages, inflation, wage indexation, the procedure for indexation, indexation coefficient, local regulations.

For citation: Pavlova, G.G. Some modern problems of wage indexation in conditions of increasing inflation // Bulletin ofEconomics, Management and Law. 2023. Vol. 16. No. 3. Pp. 29 - 36 (In Russ.).

Введение

В настоящее время остро стоит проблема индексации заработной платы работников. Порядок проведения индексации для государственных служащих регламентируется соответствующими законодательными актами, однако для работодателей, не получающих бюджетного финансирования, порядок индексации законодательно не закреплен и оставлен на усмотрение самого работодателя. Отсюда возникает ряд проблем, главная из которых - непроведение в организациях регулярной индексации. А противоречивая судебная практика и халатность к этому вопросу контролирующих органов усугубляют данную проблему и приводят к нарушению прав работников [10]. Решение вопроса индексации заработной платы также становится особенно актуальным в свете повышения уровня инфляции и необходимости поддержания покупательной способности работника в связи с этим.

Результаты исследования

Для определения покупательной способности работника недостаточно знать номинальный размер его заработной платы. Здесь важным является понятие реальной заработной платы, то есть тех благ, которые работник может приобрести на свои средства с учетом их цен. Инфляция является естественным и неизбежным экономическим явлением. Цены на товары и услуги со временем увеличиваются, и для того что-

бы компенсировать этот рост, необходимо повышение размера заработной платы.

До 2005 г. порядок индексации был установлен законом РСФСР, где были закреплены объекты, которые подлежат индексации, порядок определения коэффициента индексации, порог и источники индексации1. В настоящее время вопрос индексации заработной платы закреплен в ст. 134 ТК РФ. Статья гласит, что «обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами»2.

Из содержания данной статьи можно сделать следующие выводы:

1. Индексация заработной платы является лишь одним из инструментов повышения уровня реального содержания заработной платы, но не единственным.

2. В бюджетной сфере порядок индексации определяется законодательно.

3. Коммерческие организации определя-

1 Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР: Закон РСФСР от 24.10.1991 № 1799-1: ред. от 24.12.1993 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.06.2023)

2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 07.10.2022) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.06.2023)

ют порядок индексации самостоятельно в своих коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах.

Статья не дает прямого очевидного ответа на вопрос, является ли индексация правом или обязанностью работодателя. И отсюда вытекает еще большее количество вопросов и противоречий.

Кроме Трудового кодекса РФ, некоторые пояснения об индексации заработной платы дают письма Федеральной службы по труду и занятости и Министерства труда и социальной защиты. Однако они не являются нормативными правовыми актами и также не устанавливают порядок индексации, а лишь поясняют, что обеспечение повышения реального содержания заработной платы является обязанностью работодателя, при том, что пути выполнения данной обязанности работодатель определяет самостоятельно с учетом мнения представительного органа работников [5].

В бюджетной сфере индексация осуществляется различными по своей юридической силе нормативными правовыми актами. Так, порядок проведения индексации в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Индексация заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, а в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - актами органов местного самоуправления.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сказано, что и должностной оклад, и оклад за классный чин госслужащего ежегодно индексируются с учетом уровня инфляции3.

Так, в 2020 г. сотрудникам федеральных органов и учреждений правительственным постановлением оклады были проиндексированы с 1 октября 2020 г. на 3% при уровне инфляции в этот год 4,9%. В 2021 году зарплаты госслужащих не индексировались в целях экономии, однако инфляция в 2021г. продолжилась и составила 8,4%. С 1 октября 2022 г. индексация вновь возобновилась и составила 4%, однако уровень инфляции только с начала года составляет 10,5% [7].

Очевидно, фактический уровень индексации заработной платы в полной мере не покрывал уровень инфляции в стране в этот период.

Для работодателей, не получающих бюджетного финансирования, а также для работодателей - физических лиц порядок индексации может быть установлен отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором или локальным нормативным актом. Так как законодательство не определяет никаких требований к процедуре индексации заработной платы, работодатель самостоятельно определяет этот порядок. Механизм определения коэффициента повышения, периодичность индексации, минимальные и максимальные размеры, части заработной платы, которые подлежат индексации (оклад, надбавки, доплаты, премии и др.), устанавливаются на усмотрение работодателя.

В качестве коэффициента индексации работодатели могут выбрать один из следующих показателей:

1) индекс потребительских цен. Он официально устанавливается по России и по отдельным регионам. Например, в Ьм полугодии 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. индекс потребительских цен по России вырос на 14,3% [3];

2) величина прожиточного минимума. Это показатель определяется и публикует-

3 О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.06.2023)

ся каждый квартал, также отдельно по России и по регионам. Например, в 2021 г. прожиточный минимум для трудоспособного населения России составил 12 702 руб., а на 2022 год - 13 026 руб. Таким образом, рост составил лишь 2,6% [2];

3) прогнозируемый уровень инфляции. Как правило, он определяется в целом по России на 3 года. Так, на 2021 год была запланирована инфляция в 3,7%, а на 2022 и 2023 годы в 4%. Однако по ряду различных непредвиденных обстоятельств в ноябре 2022 г. уровень инфляции уже превышает 10% [7].

Как видно, указанные способы расчета значительно отличаются друг от друга. И вполне закономерно, что работодатели отдадут предпочтение тому, который предполагает меньший размер индексации. Но встает вопрос, насколько этот способ повысит реальное содержание заработной платы работников и отразит фактический уровень инфляции. При этом все перечисленные величины не являются обязательными. Для индексации зарплаты работодатель может выбрать и любой другой ориентир.

Кроме того, распространенной является практика закрепления работодателем в нормативных актах условий, при которых возможна индексация заработной платы. Например, частым условием является достижение определенных работодателем показателей по выручке и прибыли. Таким образом работодатель оставляет себе возможность не проводить индексацию, лишая работников определенности и гарантий экономической стабильности.

Как было замечено ранее, индексация является лишь одним из инструментов повышения реального содержания заработной платы. Исходя из этого, также возникает вопрос, какими еще способами работодатель

может компенсировать работникам уровень инфляции? И означает ли это, что при применении других инструментов индексация все же является необязательным условием?

На практике работодатели крайне редко проводят на регулярной основе индексацию заработной платы, разве за исключением крупнейших российских компаний. Здесь встает вопрос о контроле и ответственности за непроведение индексации заработной платы работников.

Обязанность по осуществлению контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства возложена на Федеральную инспекцию труда. Однако в связи с повсеместным несоблюдением требования законодательства по индексации заработной платы вызывает обеспокоенность проблема частоты, охвата и качества проверок организаций. Проводятся ли проверки инспекцией регулярно или только при обращении работников, а в остальных случаях работодатель не несет никакой ответственности?

Ответственность за нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору установлена ст. 5.31 КоАП РФ. В таком случае, если порядок индексации определен в коллективном договоре, но не соблюдается, работодатель может быть привлечен к ответственности по данной статье. Ответственность же за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, определена ст. 5.27 КоАП РФ. Согласно данным статьям максимальный размер штрафа, который может быть предъявлен работодателю - юридическому лицу за непроведение индексации заработной платы, составляет 50 000 руб., что совершенно несоизмеримо с суммами, которые работодатель не выплачивает работникам организации4. Поэтому установлен-

4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 20.10.2022) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL: https:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.06.2023)

ная в настоящее время ответственность за нарушение трудового законодательства абсолютно неэффективна для предотвращения подобных случаев.

Приведем несколько примеров из судебной практики, когда работники все же обращались в суд для защиты своих интересов.

Так, в первом деле 2017 г. гражданин обратился в суд с иском о возложении обязанности на работодателя проиндексировать заработную плату за весь период работы согласно индексу потребительских цен, взыскании задолженности по индексации заработной платы, компенсации морального вреда, мотивируя заявленные требования тем, что в течение 3-х лет состоял в трудовых отношениях с ответчиком, при этом в нарушение трудового законодательства заработная плата ответчиком ни разу не индексировалась. Суд отказал в удовлетворении требования о возложении обязанности на работодателя индексировать заработную плату, так как у работодателя отсутствовал коллективный договор, а также локальный нормативный акт, которыми предусмотрена обязательная индексация заработной платы работников; в трудовом договоре такая обязанность работодателя также не была предусмотрена. Кроме того, так как ответчик не относился к организациям, финансируемым за счет средств бюджета, и вопросы индексации заработной платы отнесены к исключительной компетенции работодателя, оснований для обязания ответчика проиндексировать заработную плату истца и взыскания соответствующей задолженности у суда не имелось [1].

В другом деле 2019 г. сотрудник обратился в суд с требованием к работодателю проиндексировать его заработную плату за все время его работы в компании (более 5 лет). У работодателя отсутствовал локальный нормативный акт, устанавливающий механизм индексации заработной платы. При этом работнику повышался оклад, ежемесячно выплачивались пре-

мии и надбавка к заработной плате, премия по итогам года, материальная помощь в связи с отпуском, единовременные премии к праздникам.

Суды первой и апелляционной инстанции отказали в удовлетворении требований работника, указав, что поскольку в организации не был установлен механизм индексации, работодатель не мог ее производить. Суды отметили, что индексация является не единственным способом повысить реальное содержание заработной платы: работодатель повышал работнику оклад, выплачивал премии и тем самым фактически повышал уровень заработной платы работника. Проиграв в двух инстанциях, работник подал жалобу в Верховный Суд РФ. Верховный Суд признал выводы нижестоящих судов ошибочными и подчеркнул, что работодатели не вправе уклоняться от проведения индексации на том основании, что ее механизм не установлен на локальном уровне, поскольку тем самым они лишают работников предусмотренной Трудовым кодексом РФ гарантии повышения уровня реального содержания заработной платы. В результате требования работника были удовлетворены, работнику в общей сложности было присуждено более 4,6 млн. руб. (2,8 млн. руб. в качестве задолженности по индексации заработной платы за весь период работы у работодателя (более 5 лет), 1,7 млн. руб. - как проценты за задержку выплат, а также моральный вред и расходы на представителя) [4].

Таким образом, даже обращаясь в суд при несоблюдении работником порядка индексации заработной платы, работник не может быть уверенным в удовлетворении своего требования. Даже отношение судов по вопросам индексации заработной платы является противоречивым.

Выводы

Для устранения существующих вопросов и противоречий в отношении обязательств работодателей по индексации заработной платы и обеспечения работникам гарантий по повышению уровня реального содержа-

ния заработной платы предлагаются следующие рекомендации:

1. Изменение формулировки ст. 134 Трудового кодекса РФ, где индексация однозначно определялась бы как обязанность работодателей всех форм собственности.

2. Внесение в Трудовой кодекс РФ некоторых общих правил индексации заработной платы с поправкой на неблагоприятное финансовое положение работодателя как причину приостановления процедуры индексации. К таким общим положениям можно отнести минимальную периодичность индексации и общий порядок определения коэффициента индексации.

3. Ужесточение надзорными органами контроля над проведением работодателями индексации заработной платы.

4. Увеличение размеров административного штрафа для работодателей за нарушение проведения индексации заработной платы до сумм, более приближенных к суммам, удержанным работодателями при отказе от проведения индексации.

5. В судебной практике стоит отказаться от подхода к вынесению решения на основе присутствия или отсутствия в локаль-

ных нормативных актах у работодателя порядка проведения индексации. Незакрепление работодателем в нормативных документах механизма индексации не должно становиться причиной его освобождения от ответственности и создавать прецедент для подобных дел.

Итак, трудовое законодательство с 2005 г. не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы. Не существует и единого комплекса гарантий проведения индексации, таких как установленный законодательством порог индексации, ее периодичность, минимальная величина, способ определения коэффициента индексации, облагаемые индексацией выплаты и др. В связи с этим в обществе возникают противоречия по отношению к индексации заработной платы, в частности проблемы в решении трудовых споров по данному вопросу. В условиях нестабильной экономической ситуации население остро нуждается в государственных гарантиях для поддержания качества жизни, поэтому некоторые положения трудового законодательства нуждаются в пересмотре и уточнении.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Апелляционное определение от 6 июля 2017 г. по делу №33-22702/17 // КонсультантПлюс надежная правовая поддержка: официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SOCN&n=873247#UtYoDM TUPZxNqgc01 (дата обращения: 17.06.2023).

2. Величина прожиточного минимума // URL: https://rosstat.gov.ru/vpm (дата обращения: 17.06.2023).

3. Индексы потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации, федеральным округам и субъектам Российской Федерации // URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/tabl_ipc_RF_fo_sub_2022.htm (дата обращения: 17.06.2023).

4. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 апреля 2019 г. № 89-КГ18-14 // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72148062/ (дата обращения: 17.06.2023).

5. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 декабря 2018 г. № 14-1/ООГ-10305 «Об индексации зарплаты» // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/72059376/ (дата обращения: 17.06.2023).

6. Письмо Роструда от 19 апреля 2010 г. № 1073-6-1 «Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным

рабочим временем» // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103445/ (дата обращения: 17.06.2023).

7. Цены, инфляция // URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/price (дата обращения: 17.06.2023).

8. Аббасова, Е.В. Индексация заработной платы: проблемы и пути их решения // Вестник ЮУрГУ Серия: Право. 2018. №4. С. 21-24. DOI 10.14529/law180403.

9. Дивеева, Н.И., Лаврикова, М.Ю. Индексация заработной платы: некоторые правовые проблемы реализации ст. 134 ТК РФ // Актуальные проблемы российского права. 2019. №11 (108). 74-80. DOI 10.17803/1994-1471.2019.108.11.074-080.

10. Малкеров, В.Б. Правоприменительная практика по спорам о заработной плате // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2016. № 1(34). С. 52-55. EDN VTIKIX.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Apellyacionnoe opredelenie ot 6 iyulya 2017 g. po delu № 33-22702/17 // Konsul'tantPlyus nadezhnaya pravovaya podderzhka: oficial'nyj sajt kompanii «Konsul'tantPlyus». URL: https:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=S0CN&n=873247#UtYoDMTUPZxNqgc01 (data obrashcheniya: 17.06.2023).

2. Velichina prozhitochnogo minimuma // URL: https://rosstat.gov.ru/vpm (data obrashcheniya: 17.06.2023).

3. Indeksy potrebitel'skih cen na tovary i uslugi po Rossijskoj Federacii, federal'nym okrugam i sub"ektam Rossijskoj Federacii // URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ tabl_ipc_RF_fo_sub_2022.htm (data obrashcheniya: 17.06.2023).

4. Opredelenie SK po grazhdanskim delam Verhovnogo Suda RF ot 8 aprelya 2019 g. № 89-KG18-14 // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72148062/ (data obrashcheniya: 17.06.2023).

5. Pis'mo Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 24 dekabrya 2018 g. № 14-1/OOG-10305 «Ob indeksacii zarplaty» // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72059376/ (data obrashcheniya: 17.06.2023).

6. Pis'mo Rostruda ot 19 aprelya 2010 g. № 1073-6-1 «Ob indeksacii zarabotnoj platy i vozmozhnosti ustanovleniya nenormirovannogo rabochego dnya rabotnikam s nepolnym rabochim vremenem» // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103445/ (data obrashcheniya: 17.06.2023).

7. Ceny, inflyaciya // URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/price (data obrashcheniya: 17.06.2023).

8. Abbasova, E.V. Indeksaciya zarabotnoj platy: problemy i puti ih resheniya // Vestnik YuUrGU. Seriya: Pravo. 2018. No. 4. P. 21-24. DOI 10.14529/law180403.

9. Diveeva, N.I., Lavrikova, M.Yu. Indeksaciya zarabotnoj platy: nekotorye pravovye problemy realizacii st. 134 TK RF // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2019. No. 11 (108). P. 74-80. DOI 10.17803/1994-1471.2019.108.11.074-080.

10. Malkerov, V B. Pravoprimenitel'naya praktika po sporam o zarabotnoj plate // Vestnik Ural'skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava. 2016. No. 1(34). P. 52-55. EDN VTIKIX.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Павлова Галина Геннадьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»; Филиал Частного образовательного учреждения высшего образования «Бал-

тийский институт экологии, политики и права» в г. Челябинске, Российская Федерация. E-mail: galina.pavlova.7878@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Pavlova Galina Gennadievna, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration of the Chelyabinsk State University; Branch of the Private University of Higher Education «Baltic University of Ecology, Politics and Law» in Chelyabinsk, Russian Federation.

E-mail: galina.pavlova. 7878@mail. ru

Дата поступления статьи / Received: 14.07.2023 Принята к публикации / Accepted: 20.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.