ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
В.И. Козлов, Н.Л. Денисов, А.А. Салеев
Кузбасский государственный технический университет,
г. Кемерово,
ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области,
г. Томск
НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕМ НАСЕЛЕНИЯ
Основным элементом в системе формирования здоровья населения является утверждение для них правил здорового образа жизни (ЗОЖ). Однако, поскольку система ЗОЖ предполагает, прежде всего, деятельность, то для ее практического функционирования необходимо создание мотивационных основ в отношении самых разных слоев и групп населения.
Очевидно, что потребности в профилактической деятельности формируются на основе нуждаемости людей в улучшении показателей здоровья. Такой подход к управлению здоровьем является, по сути, маркетинговым, сущность которого сводится к тому, чтобы не пытаться принуждать людей к выполнению оздоровительных мероприятий, а создавать условия, которые бы стимулировали их профилактическую активность, как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях.
Управление процессами невозможно без прогноза. Для прогнозирования заболеваемости населения применена вероятностная модель определения медико-биологической надежности человека.
Ключевые слова: потребности, мотивация, профилактическая активность.
The principal element of the population health service system is establishing the rules of a healthy way of life. However, as a system of a healthy way of life is supposed to be above all activity, for its practical functioning it is necessary to set up motivating fundamentals for different layers and groups of population.
It is obvious that demands in prophylactic activity are formed on the base of people's needs in improving their health indices. Such approach to health management is as a matter of fact a marketing one, the essence of which is to create conditions for stimulating prophylactic activity both on individual and collective levels.
Process management is impossible without forecasting. To forecast diseases of the population a probability model of diagnosing medical-biological reliability of people was applied.
Key words: demands, motivation, prophylactic activity.
Важнейшей задачей здравоохранения, как известно, является управление общественным здоровьем [1, 2]. При этом, под управлением понимается выбор путей и методов достижения поставленных целей — здоровье населения, а, кроме того, также координация практической, аналитической и оценочной деятельности степени ее достижения [3, 4]. При рассмотрении способов регуляции здоровья необходимо отметить, что все формирующие его факторы (индивидуальные, коллективные, популяционные) тесно связаны с образом жизни и, как считают некоторые авторы [5, 6], разделяются на:
- глобальные внешние факторы (социально-экономические отношения, система прав и гарантий, состояние биосферы и др.);
- локальные внешние факторы (экологические, тип жилища, природно-географические, пол, возраст, трудовой статус и т.п.);
- факторы, определяющие образ жизни (труд, быт, питание, досуг, традиции, привычки и др.).
Как видно из этого перечня, реальному регулирующему воздействию со стороны человека могут быть подвержены факторы преимущественно третьей группы, то есть образ жизни. Именно на него приходится и самая большая доля (50-52 %) в струк-
Мп о оппс СууШтна
38 №- 3 2006 в Кузбассе
туре причин, детерминирующих здоровье человека [7, 8]. Следовательно, основным элементом в организации управления здоровьем является утверждение для всех категорий населения правил здорового образа жизни (ЗОЖ). Этот процесс включает в себя широкий спектр мероприятий, от создания оптимальных условий жизнедеятельности людей, до формирования у каждого человека потребности в активной профилактической деятельности. Задача управления образом жизни людей с целью приведения его к максимальному соответствию критериям ЗОЖ является весьма сложной и многогранной. В самом общем виде она решается либо устранением (уменьшением степени влияния) негативных факторов, либо выведением человека из-под их действия. Следует подчеркнуть, что подобные мероприятия должны осуществляться с одновременной активизацией, так называемых, факторов здоровья.
Таким образом, управление здоровьем сводится, по существу, к управлению системой ЗОЖ, в том числе одним из важнейших его аспектов — профилактическим поведением человека.
Целью исследования явилась разработка описательной модели управления здоровьем с учетом мотивационных основ профилактической деятельности человека.
Входом в эту систему служат элементы образа жизни, которые предполагается изменить. Например, число лиц, употребляющих некачественную воду, число курильщиков, лиц, имеющих избыточную массу тела, и т.д.
Управляющий блок в системе формирования ЗОЖ представлен структурами, деятельность которых прямо или опосредованно сказывается на здоровье населения. Он должен состоять из органа управления и органа контроля.
Управляемым блоком являются сложные процессы взаимодействия факторов окружающей среды с организмом человека.
На выходе из системы мы будем иметь показатели, характеризующие степень изменения числа факторов или интенсивности их воздействия, а также количества лиц, подвергающихся этим воздействиям (имеющим, так называемые, факторы риска). При этом, положительным результатом работы системы будет считаться ситуация, когда степень воздействия вредных факторов снижается, а действие факторов здоровья, наоборот, возрастает. Либо когда в положительном для здоровья направлении изменяется число лиц, регулярно занимающихся физкультурой, численность курильщиков и т.п. Информация об этом изменении получается на основе обратной связи, являющейся одной из основных составляющих системы управления.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Таким образом, управление ЗОЖ, кроме прочего, предусматривает установление стандартов для здо-
ровья, безопасности, разработку административных мер и правил и др. [9]. Однако главное в организации управления любыми процессами заключается в определении его объектов и цели [10, 11].
Как известно, существуют две основные модели профилактики: коллективная и индивидуальная. Очевидно, что носителем профилактической деятельности на коллективном уровне (субъектом профилактики) будет выступать общество в лице руководителей различных организаций, ведомств, территорий и т.д. Субъектом профилактики на индивидуальном уровне является отдельный человек. Таким образом, объектами управления здоровьем выступают коллективы людей в лице их руководителей, а также отдельные лица.
Другим важнейшим вопросом формирования здоровья населения является определение его цели.
Как известно, основой при выборе целей и средств осуществления стратегического планирования политики охраны здоровья являются ценности, доминирующие в конкретном обществе, социальные и моральные приоритеты, отношение общества и государства к здоровью [12, 13]. В этой связи необходимо отметить, что наша первичная профилактика до сих пор зиждется на постулате о том, что для каждого человека его здоровье является величайшей ценностью. Именно на этой основе, на призывах беречь здоровье, а также на запугивании людей страшными болезнями и последствиями от них строится, в основном, вся профилактическая стратегия. До настоящего времени основным, чуть ли не единственным средством гигиенического воспитания различных категорий населения, остается механизм внушения, т.е. прямого, относительно некритического восприятия человеком данных ему заранее заготовленных утверждений типа вреда от курения или пользы от закаливания, на то, каким человек должен стать [14]. Представляется, что без создания мотивационных основ для профилактики как деятельности подобный подход в оздоровительной работе к положительному результату привести не может, о чем, собственно, практика и свидетельствует.
Проблема, на наш взгляд, состоит в том, что, вопреки широко распространенному мнению, здоровье для большинства людей ценностью на самом деле не является, а потому его сохранение и укрепление не может и быть целью их деятельности, в том числе и профилактической. В действительности «...ценность — это положительная или отрицательная значимость окружающего мира, определяемая их вовлеченностью в сферу интересов и потребностей.» [15]. Поэтому ценным для человека может быть только то, в чем он испытывает потребность, нужду, то есть ощущаемую нехватку чего-либо [16]. Очевидно, что в самом общем виде человек может испытывать нужду в здоровье тогда, когда он нездоров, то есть болен. Следовательно, и укрепление здоровья может стать целью деятельности человека преимущественно только в случае его заболевания. В отношении же абсолютного большинства практически здоровых людей можно утверждать, что потребность в оздоровительных мероприятиях возникает преимущес-
ОУШщит .. э
вКуэбассе |№ 3 2006 39
твенно тогда, когда те или иные показатели здоровья не позволяют решать значимые для них задачи. Образно говоря, человек бегает трусцой отнюдь не для того, чтобы быть здоровым, а только для того, чтобы, скажем, повысить свою внешнюю привлекательность. И если этого человека убедить, что точно такого же эффекта можно добиться более быстрым и легким способом, то можно не сомневаться — бегать трусцой он больше не будет. Не это ли используют рекламодатели различных разнообразных сколь угодно широкого спектра действия «целительных средств»?!
Для того, чтобы работе по сохранению здоровья придать действенность, необходимо проведение специальных мероприятий с тем, чтобы такой важный товар, каким является здоровье, стал востребованным людьми и конкурентоспособным на рынке других товаров и услуг. О принципах формирования здоровья можно судить, проводя параллель с утверждением Ф. Энгельса. Он говорил: «Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 39. — С. 174). Подобный подход к управлению здоровьем, основанный на изучении потребностей, является, по сути, маркетинговым. При этом маркетинг в здравоохранении понимается, прежде всего, как «образ мышления» и совокупность мероприятий, направленных на достижение цели [17].
Таким образом, очевидно, что для практического функционирования системы ЗОЖ необходим соответствующий инструмент. В качестве такого инструмента выступают реальные мотивы деятельности, как руководителей, так и отдельных людей. При этом надо иметь в виду то обстоятельство, что профилактическая деятельность должна быть активной, а значит свободной, то есть не навязанной извне [18].
В основе мотива, как уже отмечалось, лежат потребности к той или иной деятельности, возможности их осуществления, а также информация о результатах осуществленных действий. Только при наличии всех трех названных элементов мотив может быть сформирован как действующий, то есть приводящий к устойчивой деятельности [19]. Отсутствие или недостаточное проявление одного из перечисленных элементов приводит к тому, что мотив для деятельности или не возникает вообще, или возникает недостаточно сильный, чтобы привести к положительным результатам. Известно, что, например, у лиц молодого возраста есть довольно высокий уровень потребности в улучшении своего физического состояния (фигуры). Как правило, у них имеется и второй элемент — условия для занятий физическими упражнениями. В этих обстоятельствах решающее значение для занятий физкультурой и спортом приобретает третий элемент — информация об их результатах. То есть, человеку необходимо постоянное ощущение разницы от того, занимается он или не занимается оздоровительной деятельностью. Другими словами, необходимо создание системы стимулирования здорового образа поведения [20].
Возникает вопрос о том, что является первопричиной профилактической активности, заставляющей людей выполнять те или иные действия, направленные на сохранение своего здоровья. Учитывая биосоциальную природу человека, выделяются три основных уровня проявления активности человеческого организма и личности в целом — физиологический, психологический и социальный. Каждый из рассматриваемых уровней имеет свои источники активности [21]. Вместе с тем, в связанных системах имеется и универсальная причина активности (независимо от уровня). Таковой, по мнению Леонтьева В.Г., является достижение равновесия, определенной величины каких-то параметров, устранение диспропорции, обеспечение устойчивости какого-либо свойства [22]. В этом плане необходимо отметить, что профилактика как деятельность опосредована не только внешними факторами. Внешняя детерминанта является только толчком к мотивационному выбору того или иного гигиенического поведения. Выбор же такого поведения в существенной степени будет определяться, так называемой, внутренней картиной здоровья (ВКЗ), которая является представлением «для себя» о своем собственном здоровье. Следовательно, ВКЗ не может не сказываться на формировании образа жизни. В этой связи особую важность для общественного здравоохранения приобретает представление о здоровье руководителей коллективов. Перефразируя китайскую поговорку о том, что богат не тот, у кого много денег, а тот, у кого небольшие потребности, можно сказать, что здоровыми себя считать могут не только действительно здоровые, но и те, кто в настоящее время не ощущает в здоровье потребности.
Таким образом, для того, чтобы создать мотивационные предпосылки для профилактической деятельности, надо нарушить сложившееся равновесие между собственной оценкой своего здоровья (ВКЗ) и объективными показателями, характеризующими функциональное состояние организма. То есть, показать человеку, руководителю коллектива, что имеющегося у них потенциала индивидуального или коллективного здоровья для полноценной жизнедеятельности в реальных условиях на самом деле недостаточно. Для этого, в самом общем виде, необходимо ужесточение разносторонних критериев соответствия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сущность маркетингового подхода к ЗОЖ (к первичной профилактике в целом) может быть выражена одной фразой: «Не пытаться заставлять людей выполнять оздоровительные мероприятия, которые удобны и привычны, а создать условия, которые бы стимулировали профилактическую деятельность, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне».
Основными принципами управления здоровьем, по нашему мнению, должны стать:
40
№ 3 2006
Ьйдищш
в Кузбассе
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
- работа по формированию нуждаемости в здоровье и потребностей в профилактической деятельности всех категорий населения;
- воздействие на людей с помощью всех возможных средств с целью активизации их деятельности, направленной на сохранение и укрепление своего и общественного здоровья;
- нацеленность на удовлетворение существующих и, особенно, потенциальных потребностей в здоровье.
В качестве мотивационных основ при реализации индивидуальной модели профилактики следует избрать, с одной стороны, повышение критериев при оценке физического здоровья различных категорий населения и, прежде всего, работающих, с другой стороны — меры морального и материального стимулирования здорового образа жизни. Именно то место, которое занимает здоровье в системе ценностей индивида, в конечном итоге будет сказываться на стратегии индивидуального поддержания здоровья. Одновременно, необходимо принять меры по недопущению поощрения болезни, которое в некоторых случаях еще имеет место.
С точки зрения коллективной модели профилактики реальным мотивом для ее практической реализации может стать заинтересованность разного уровня руководителей в сохранении здоровья членов своих коллективов. Этого можно добиться, если показатели здоровья будут рассматриваться в качестве важнейшей составляющей итоговой оценки служебной или трудовой их деятельности и будут поощряться как морально, так и материально.
Известно, что основной движущей силой всех сфер общественного развития с начала цивилизации и до настоящего времени являются деньги. Именно деньги являются мощнейшей мотивационной основой деятельности человека. С этих позиций общий недостаток существующих сейчас профилактических программ состоит, очевидно, в том, что они остаются вне монетарной системы. Дело в том, что современный рынок оценивает только произведенные товары и оказываемые услуги, то есть то, во что уже вложен труд человека. В то же время, он не оценивает ценности, предоставленные природой — здоровье.
Главным в разработке таких основ является придание здоровью не мнимой, а истинной ценности для каждого человека, независимо от того, считает он себя больным или нет. Необходимым представляется, чтобы человек постоянно вносил за полученный от природы бесплатно такой важнейший свой ресурс, каким является здоровье, некоторую (пусть и небольшую) плату. Как это сделать? В самом общем плане решение этой проблемы, очевидно, лежит на путях внедрения страховых методов в здравоохранение. Надо учитывать, однако, и то обстоятельство, что для того, чтобы здоровье стало ценностью для человека, сама жизнь для каждого человека должна вновь приобрести первостепенную ценность.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Квасов, С.Е. Социально-экологические проблемы управления здоровьем /С.Е. Квасов. - Горький, 1899. - 174 с.
2. Лисобей, В.А. Показатель «вероятности накопленной заболеваемости» как критерий прогноза /Проблемы социальной гигиены и организации здравоохранения: Матер. науч. конф. - Новокузнецк, 1991. - Т. 2. - С. 16-17.
3. Тульчинский, Т.Г. Новое общественное здравоохранение: введение в современную науку /Т.Г. Тульчинский, Е.А. Варавинова. -Иерусалим, 1999. - 1028 с.
4. Юдин, В.В. Теоретические основы управления: методологический аспект /В.В. Юдин //Воен. мысль. - 1994. - № 9. - С. 26-33.
5. Алфимов, Н.Н. Об использовании некоторых положений вероятностей для определения вклада человеческого фактора при использовании сил флота на различных оперативных уровнях /Военноморская и радиационная гигиена: итоги, достижения и перспективы развития: Матер. н.-практ. конф. - СПб., 2000. - С. 33-38.
6. Медико-социальные аспекты формирования здоровья в современных условиях /Н.К. Барсукова, Д.Н. Лоранский, Л.В. Водогреева, Н.В. Ледовских //Здравоохранение РФ. - 1996. - № 1. - С. 30-33.
7. Лисицын, Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины /Ю.П. Лисицын. - М., 1982. - 325 с.
8. Лисицын, Ю.П. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения /Ю.П. Лисицын. - Казань, 1999. - 698 с.
9. Денисов, Л.А. Значение социально-гигиенического мониторинга в управлении качеством окружающей среды и здоровьем населения /Л.А. Денисов //Гиг. и санит. - 2000. - № 5. - С. 3-5.
10. Анохин, П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности /П.К. Анохин. - М., 1979. - 453 с.
11. Гуров, А.Н. Теория и практика управления медицинской службой в мирное время /А.Н. Гуров //Воен-мед. журн. - 1998. - № 6. -С. 8-17.
12. Прохоренко, Ю.И. Потребности и интересы как детерминанты социально-политического процесса /Ю.И. Прохоренко: Автореф. дис. ... канд. соц. наук. - Хабаровск, 1994. -22 с.
13. О роли ценностей в формировании политики здравоохранения /О.П. Щепин, В.Б. Филатов, И.Э. Чудинова, Я.Д. Погорелов //Здравоохр. РФ. - 2000. - № 2. - С. 9-12.
14. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности /В.Г. Асеев. - М., 1976.
15. Советский энциклопедический словарь. - М., 1989. - С. 1462.
16. Котлер, Ф. Основы маркетинга /Ф. Котлер. - СПб., 1994. - 496 с.
17. Маркетинг, лизинг, логистика в здравоохранении /Р.А. Галкин, С.И. Двойников, В.В. Павлов и др. - Самара-СПб, 1998. - 176 с.
18. Поликанова, Е.П. Социальная активность как категория исторического материализма: материалы к спецкурсу /Е.П. Поликанова. -М., 1986. - С. 196.
19. Петров, О.П. Формирование у студентов мотивов к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью /О.П. Петров: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Алма-Ата, 1989. - 22 с.
20. Кузьмин, В.М. Обоснование целесообразности разработки концепции безопасности военной службы в Российской Федерации /В.М. Кузьмин //Воен. мысль. - 1997. - № 6. - С. 31-37.
21. Маклаков, А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих /А.Г. Маклаков: Автореф. дис. ... докт. псих. наук. - СПб., 1996. - 393 с.
22. Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотивации /В.Г. Леонтьев. - Новосибирск, 1992. - 216 с.
^М^ицит к. э -ппс
вКуэбассе N2 3 2006 41