ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ
© ДОРОФЕЕВ С.Б., БАБЕНКО А.И., 2015 УДК 614.2:616-084
ДОРОФЕЕВ С.Б.1, БАБЕНКО А.И.2
Национальные стратегии формирования здорового образа жизни населения
Федеральное собрание РФ, Государственная Дума, Комитет по охране здоровья, 103265, г Москва; 2ФГБНУ "НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний", 654041, г Новокузнецк
По материалам обзора отечественной и зарубежной литературы проведен анализ факторов риска, связанных с образом жизни населения, определяющих распространенность хронических неинфекционных заболеваний, на которые приходится более 80% всей смертности населения. Решение проблем в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) предполагается через разработку и реализацию национальных стратегий и программ, объединяющих деятельность различных ведомств. Эти проекты должны быть направлены на отдельные элементы образа жизни населения, его кон-тингентов, коллективов, семьи, индивида. Представлен анализ опыта решения проблем ЗОЖ в ряде стран мира через отдельные программы, а также характеристика ряда проектов, реализуемых в регионах России. Указывается, что, несмотря на обилие стратегий, до настоящего времени серьезной проблемой является отсутствие единого управления, неотработанность механизмов интеграционного взаимодействия. Констатируется, что социальную политику государства следует направить на реализацию соответствующих законодательных мер мотивационного и стимулирующего характера в формировании и поддержании ЗОЖ, в реализации которых были бы заинтересованы все субъекты системы: государство, работодатели, здравоохранение, общественные институты, врачи, население.
Ключевые слова: факторы риска, связанные с образом жизни; стратегия; программы.
Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59 (6): 44—47.
Dorofeyev S.B.1, Babenko A.I.2
THE NATIONAL STRATEGIES OF FORMATION OF HEALTHY LIFE-STYLE OF POPULATION
'The Federal Assembly of the Russian Federation, State Duma, health care Committee, 103265, Moscow, Russia; 2The research institute of complex problems of hygiene and occupational diseases, 654041, Novokuznetsk, Russia
The materials of national and foreign research publications were involved o analysis of risk factors related to life-style of population determining prevalence of chronic non-infectious diseases which consist more than 80% of all mortality of population. The solution of problems of formation of healthy life-style is expected by development ad implementation of national strategies and programs uniting activities of various sectors. These projects have to be targeted to to particular elements of life-style of population, its contingents, collectives, family, individual. The analysis of experience of solution of problems of healthy life-style in several countries by implementation of particular programs is presented. The characteristics of certain projects implementing in regions of Russia are given too. It is indicated that despite of abundance of strategies until now the most serious problem is absence of integrated management and unproven of mechanisms of integration interaction. It is ascertained that public social policy is to be targeted to implementation of corresponding legal measures of motivational and stimulative nature in formation and support of healthy life-style. The implementation of these measures are interested all subjects of system: state, employers, health care, public institutions, physicians, population.
Key words: risk factor; life-style; strategy; programs.
Received 16.06.15
For correspondence: Anatoly Babenko, MD, PhD; e-mail: bai@centercem.ru Citation: Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii. 2015; 59 (6): 44—47. (In Russ.)
В последние годы в РФ все большую значимость для потери здоровья населения приобретают хронические неинфекционные заболевания - болезни системы кровообращения, органов дыхания, пищеварения, сахарный диабет, новообразования, которые имеют повсеместное распространение, и на них приходится более 80% всей смертности населения.
Существующая распространенность заболеваний среди населения во многом связана с образом жизни различных поколений людей.
Характерно, что, по данным ВОЗ, эта группа заболеваний может быть предупреждена практически на всех этапах жизни человека через изменение поведенческих факторов образа жизни. Неслучайно, что среди всех факторов, формирующих здоровье населения, по данным ВОЗ, до 50% приходится на элементы здорового образа жизни (ЗОЖ) и только 10% — на систему здравоохранения.
Как указывает С. А. Бойцов и соавт. [1], снижение развития таких метаболических процессов, как избыточная масса тела и ожирение, повышенное артериаль-
Для корреспонденции: Бабенко Анатолий Иванович, д-р мед. наук, проф., зам. директора по научной работе; e-mail: bai@centercem.ru
ное давление, повышенный уровень глюкозы и липидов в крови, во многом способствует предупреждению раннего формирования хронических неинфекционных заболеваний.
Оценка влияния отдельных факторов на риск преждевременной смерти в РФ показала, что на артериальную гипертензию приходится 35,5% от общего вклада в смертность населения, гиперхолестеринемию — 23%, курение — 17,1%, недостаточное потребление фруктов и овощей — 12,9%, избыточную массу тела — 12,5%, злоупотребление алкоголем — 11,9% и гиподинамию — 9% [2]. При этом нарастание числа факторов риска увеличивает вероятность смертельного исхода от сердечнососудистых заболеваний, в частности ИБС, когда лица, имеющие комплекс факторов, умирают в 12,5 раза чаще, чем без факторов риска [3].
По данным Т.Н. Марковой и соавт. [4], низкая физическая активность наблюдается у 83,8% мужчин и 90,3% женщин; нарушение пищевого поведения — соответственно у 47 и 78,6%; чрезмерное курение — у 48,5 и 3,4%; злоупотребление алкоголем — у 18,2 и 2,3%, что предопределяет широкое распространение среди населения хронических неинфекционных заболеваний.
При этом, как показали результаты комплексного исследования, проведенного в 2011 г. Ассоциацией между -народных фармацевтических производителей, в РФ более 90% населения подвержены одному фактору риска неинфекционных заболеваний или более, 82% имеют до трех факторов, более 9% — все факторы риска, связанные с образом жизни [5].
Распространенность факторов риска среди лиц, обратившихся в центры здоровья, составляет до 88%. Ведущими факторами являются гиподинамия, выявленная у 32% обследованных, нерациональное питание и избыточная масса тела (28%), артериальная гипертен-зия (26%), табакокурение (26%), стрессовые ситуации (25%) [6].
Эти факторы уже имеют достаточно широкое распространение в детском и подростковом возрасте, определяя предрасположенность к раннему возникновению патологии, что свидетельствует о несоответствии адаптационно-компенсаторных возможностей организма биологическим затратам на приспособление к условиям жизни и деятельности [7].
Таким образом, повсеместное распространение среди населения неблагоприятных факторов образа жизни создает серьезную проблему подготовки новых поколений к реализации репродуктивной функции, профессиональной деятельности и обороноспособности, что требует соответствующего решения проблем формирования ЗОЖ. Разработка и реализация стратегий, проектов, программ подобного рода должны не только быть направлены на отдельные элементы (факторы) образа жизни населения, но и учитывать особенности отдельных контингентов и коллективов людей, структуры, характера формирования семей с целью усиления уже существующих мероприятий и внедрения инновационных мер.
Обсуждение
Задачей исследования был анализ национальных стратегий формирования ЗОЖ. По материалам обзора отечественной и зарубежной литературы (436 источников) установлено, что национальные стратегии и программы носят комплексный характер, объединяют деятельность различных ведомств и требуют согласования
мнений большого числа заинтересованных участников реализации проекта. По этой причине, как указывают А.М. Калинин и Н.А. Хоркина [8], на уровне государства, как правило, реализуются пакеты из отдельных узконаправленных целевых программ (поддержание сбалансированного питания, борьба с курением), а на региональном и местном уровнях более предпочтительно комплексное решение.
Попытками комплексного решения проблем, связанных со здоровьем населения, в том числе по вопросам ЗОЖ, могут служить программы "Здоровый город", реализуемые на отдельных территориях России (в частности, в Новосибирске, Ставрополе, Ижевске, Королеве и Долгопрудном Московской области и др.), где главной целью было привлечение общественности, широких слоев населения к организации здоровой жизни в городе. Их развитием послужили целевые программы "Здоровье на рабочем месте", "Здоровые школы", где участниками проектов стали более 600 городов и 30 национальных сетей [9].
Интересен опыт зарубежных стран, где наиболее эффективно реализуется целый комплекс проектов по формированию ЗОЖ. По материалам анализа зарубежной литературы, проведенного А. М. Калининым и Н. А. Хоркиной [8], показано, что в Великобритании с 2010 г. запущен пилотный проект по стимулированию ЗОЖ, где делается упор на проведение профилактических осмотров населения, рекомендации по изменению образа жизни. Имеется филиппинская программа "Национальная кампания здорового образа жизни", где с 2003 г. реализуются меры по привитию населению страны осознанного отношения к своему здоровью, стимулированию ЗОЖ. Эта программа включает ряд блоков: контроль за потреблением табака и алкоголя; поддержка физической активности; здоровая диета и контроль массы тела; управление стрессами. В Аргентине осуществляется проект "Национальный план здорового образа жизни" в соответствии со стратегией ВОЗ "Диета, физическая активность и здоровье". Задачами этого документа является снижение распространенности неинфекционных хронических заболеваний, избавление от избыточной массы тела, отказ от вредных привычек, поддержание физической активности и рационального питания. В Сингапуре под руководством Совета по продвижению здоровья реализуется более 40 программ с ежегодным выбором одного из приоритетных направлений. Так, в 2012 г. ведущим направлением реализации ЗОЖ была профилактика детского ожирения, включающая семинары, выставки, тренинги, просветительские программы, создание специальных интернет-сайтов и т. д. Особенностью подобных проектов в Австралии является реализация принципа "начни с себя" для лиц, ответственных за разработку тех или иных оздоровительных программ, в частности "Здоровый образ жизни для государственной службы", "Здоровый выбор места для быстрого питания" и др. Возможна успешная реализация программ в пределах отдельных учебных заведений, организаций, предприятий, т. е. на уровне коллективов. Особенностью реализации университетских программ в США является то, что, помимо проведения курсов по изменению привычек и стиля жизни относительно влияния факторов риска на здоровье, у учащейся молодежи осуществляется подготовка тренеров для последующего продвижения ЗОЖ уже по месту работы подготовленных специалистов.
В ряде программ делается упор на содействие активному образу жизни, физической активности и пешеход-
ному движению. Так, в Великобритании реализуется проект "Ходьба для здоровья", в Ирландии — специальные мероприятия для женщин, в Польше — улучшение состояния здоровья через активный образ жизни и правильное питание, во Франции — для семей с детьми "Мама, папа, давайте двигаться вместе", в Дании и Норвегии — городской велоспорт, в Италии — активная жизнь до глубокой старости. При этом показана высокая эффективность этих проектов, что существенно отразилось на сокращении расходов национальных систем здравоохранения на оказание медицинской помощи [10].
В городах Израиля с 2011 г. реализуется "Национальная программа по содействию активному и здоровому образу жизни", где запланировано стимулирование местных органов власти к поддержке физической активности населения (оборудование велодорожек, установка уличных спортивных тренажеров и т. д.), популяризация здоровых пищевых продуктов, в том числе с помощью механизма ценового регулирования, обеспечение доступности для занятий фитнесом, ограничение рекламы вредных пищевых продуктов, организация обучающих семинаров для желающих снизить массу тела [11].
В США с 2011 г. реализуется национальная стратегия "Здоровые люди 2020", развивающая ЗОЖ. В ее рамках более 60 организаций получили финансовую поддержку на борьбу с курением, пропаганду здорового питания, повышение результативности профилактических мероприятий с охватом свыше 120 млн жителей [12].
Для поддержания программ подобного рода в Австралии Министерством здравоохранения создана система федеральных грантов "Инициативы здорового сообщества", "Готов к работе, готов к жизни", "Здоровое питание, активность и стиль жизни", "Баланс работы и жизни" с целью финансовой поддержки организаций и предприятий, реализующих меры ЗОЖ, которые в дальнейшем можно активно использовать на местном уровне в других регионах страны [13].
Несмотря на обилие стратегий, проектов и программ, их теоретический и практический опыт, до настоящего времени остается серьезной проблемой отсутствие единого управления, неотработанность механизмов интеграционного взаимодействия, каждый участник выполняет только свою узкую задачу. В соответствии с этим в проекте новой европейской политики здравоохранения "Здоровье-2020" предусмотрено создание интеграционного взаимодействия государственных, частных институтов и общественных организаций стран в интересах национального здоровья [14]. Эта модель профилактики по предупреждению развития хронических заболеваний и формированию ЗОЖ включает деятельность законодательных и исполнительных органов государства, бизнес-структур, некоммерческих организаций.
При анализе существующего подхода к формированию проектов и программ можно констатировать, что оптимальным является подход, при котором деятельность государства ограничивается общим характером мер (законодательные меры, запреты, льготы, стимулирование), а также предоставлением финансирования узкоспециализированных программ регионального и местного уровней, общественных организаций и отдельных компаний. При этом важно отметить, что разработка и реализация проектов по формированию ЗОЖ, сознательного отношения граждан к своему здоровью должны стать неотъемлемой частью социальной политики государства.
Как считают Т. А. Сибурина и соавт. [15], необходима разработка кластерной модели профилактической меди-
цины, направленной на формирование ЗОЖ населения на региональном, муниципальном (город, селение), по-пуляционном, групповом и индивидуальном уровнях, имеющей сетевую структуру во главе с региональным межведомственным координационным советом. Роль пускового механизма отводится региональному центру медицинской профилактики.
Примером построения подобных кластеров являются разработанные кластеры в Красноярском крае: "Среда жизнедеятельности", "Здоровый образ жизни". В Пермском крае реализуется проект " Долина здоровья", предусматривающий использование местного целебного потенциала, производство обогащенных продуктов питания, создание торговой сети "Здоровье" на базе магазинов, кафе, аптек, клубов, салонов, профилакториев, туристических фирм и т. п., развитие консультативной сети на базе поликлиник, школ [16].
В России был разработан национальный проект "Здоровье", где особое внимание уделяется профилактической составляющей, и в федеральном бюджете на 2009—2011 гг. было впервые предусмотрено выделение целевых средств на формирование ЗОЖ. В настоящее время продолжается реализация государственной коммуникационной программы по формированию приоритетов ЗОЖ "Здоровая Россия". В задачи программы входит формирование ценности здоровья и ответственного отношения к нему, донесение до каждого гражданина необходимости соблюдения принципов здорового питания, режима двигательной активности, своевременного профилактического обследования, отказа от употребления алкоголя и табака [15].
В рамках этих программ в 2010 г. приняты такие документы, как "Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации", "Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания на период до 2020 г.". Их успешная реализация, по мнению О.В. Сазоновой и соавт. [17], возможна при объединении усилий управленческого аппарата, бизнеса, медиков, представителей агропромышленного ком -плекса, СМИ, общественных организаций.
Заключение
Таким образом, анализ литературы свидетельствует, что реализация ряда стратегических позиций по формированию ЗОЖ должна сопровождаться внедрением соответствующих комплексных информационных и образовательных программ для различных категорий граждан, разработкой механизмов мотивирования и стимулирования граждан к ведению ЗОЖ.
Это должно найти решение при разработке стратегии охраны здоровья населения, формирования и поддержки ЗОЖ через реализацию соответствующих проектов и программ как на общегосударственном, так и на региональных уровнях с привлечением работодателей и всех сфер, связанных с жизнедеятельностью населения. Возникает потребность в реализации соответствующих законодательных мер мотивационного и стимулирующего характера в формировании и поддержании ЗОЖ, в которых были бы заинтересованы все субъекты системы: государство, работодатели, здравоохранение, общественные институты, врачи, население. Это выдвигает необходимость разработки научно обоснованных решений, организационно-функциональных и информационно-аналитических моделей с определением приоритетов по формированию ЗОЖ для различных контингентов населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойцов С .А., Оганов Р.Г., Масленникова Г.Я. и др. Комплексная программа профилактики неинфекционных заболеваний: планирование, реализация, оценка. Профилактическая медицина. 2012; прил. 1: 3—18.
2. Оганов Р.Г., Комаров Ю.М., Масленникова Г.Я. Демографические проблемы как зеркало здоровья нации. Профилактическая медицина. 2009; 2: 3—8.
3. Шальнова С.А., Деев А. Д., Оганов Р.Г. Факторы, влияющие на смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в российской популяции. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2005; 1: 4—9.
4. Маркова Т.Н., Герасимова Л.И., Кичигин В.А., Кочемиро-ва Т.Н. Гендерные особенности роли поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний в развитии ожирения. Общественное здоровье и здравоохранение. 2013; 1:16—20.
5. Восприятие населением вопросов личного здоровья: отношение к здоровью, понимание факторов риска, заболеваемости и смертности: Обобщенный анализ вторичных данных и результатов личных интервью с населением Российской Федерации. Отчет о результатах исследования Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) в партнерстве с Минздравсоцразвития России. М.; 2011.
6. Бакутов С.В., Волкова Н.Ю., Менлажиева Ю.С. Роль центров здоровья в профилактике неинфекционных заболеваний. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2014; 4 (5): 504.
7. Гребняк Н.П., Вытрищак С.В. Состояние здоровья детского населения мегаполиса. Гигиена и санитария. 2004; 2: 50—3.
8. Калинин А.М., Хоркина Н.А. Национальные программы по стимулированию здорового образа жизни. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012; 8: 53—9.
9. Абросимова Ю., Иванов С., Дементьева Л. и др. Здоровые города. Городское управление. 2000; 2: 49—60.
10. Edwards P., Tsouros A. A healthy city is an active city: a physical activity-planning guide. Available at http://www.mangerbouger.fr/ pro/IMG/pdf/ Ahealthycityisanactivecity.pdf. WHO, 2008. 90 p.
11. Национальная программа содействия активному и здоровому образу жизни. Available at: http://www.7kanal.com/news. php3?id = 285578 (доступ 18 ноября 2011)
12. New Affordable Care Act initiative helps create healthier communities, fight chronic disease. U.S. Department of Health and Human Services: News Release. 27.09.2011. Available at: http://www.hhs.gov/news/press/2011pres/09/20110927a.html (access on 27.09.2011)
13. Healthy Eating, Activity and Lifestyle Program. Available at http://www.health.gov.au/internet/publications/publishing.nsf/ Content/healthy-comm-lgag-att_c-toc~healthy-comm-lgag-att_c-heal (access on 12.04.2012)
14. Стратегическое руководство в интересах здоровья — путь к решению комплексных проблем здравоохранения в XXI веке. Available at: http://www.euro.who.int/ru/what-we-publish/ information-for-the-media/sections/latest-press-releases (доступ 18.11.2011)
15. Сибурина Т. А., Барскова Г.Н., Лохтина Л.К. Кластерный механизм межсекторального сотрудничества в интересах здоровья населения. Социальные аспекты здоровья населения. 2012; 25 (3): 1.
16. Кластерные перспективы. Социальное партнерство. Практика региона. Available at http://www.soc-partner.ru/index2. php?option=com_content&task=view&id=92&pop=1&page=0 &Itemid=1 (доступ 30 мая 2011)
17. Сазонова О.В., Якунова Е.М., Галицкая А.В. О реализации государственной политики в области здорового питания населения Самарской области. Управление качеством медицинской помощи. 2013; 1: 5—10.
REFERENCES
1. Boytsov S.A., Oganov R.G., Maslennikova G.Ya., et al. Comprehensive program for the prevention of noninfectious diseases: planning, implementation, evaluation. Profilakticheskaya medit-sina. 2012; pril. 1: 3—18. (in Russian)
2. Oganov R.G., Komarov Yu.M., Maslennikov G.Ya. Demographic problems as a mirror of the nation's health. Profilakticheskaya meditsina. 2009; 2: 3—8. (in Russian)
3. Shal'nova S.A., Deev A.D., Oganov R.G. Factors influencing mortality from cardiovascular disease in the Russian population. Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilaktika. 2005; 1: 4—9. (in Russian)
4. Markova T.N., Gerasimov L.I., Kichigin V.A., Kochemirova T.N. Gender features of the role of behavioral risk factors for noncom-municable diseases in the development of obesity. Obshchestven-noe zdorov'e i zdravookhranenie. 2013; 1: 16—20. (in Russian)
5. Perception Population of Auestions of Personal Health: Attitude Towards Health, Understanding of Risk Factors, Incidences and Mortality: The Generalized Analysis Secondary Yielded and Results of Personal Interviews to the Population of the Russian Federation: The Report on Results of Research of Association of International Pharmaceutical Manufacturers (AIPM) in Partnership with the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation. [Vospriyatie naseleniem voprosov lichnogozdorov'ya: otnosheniye k zdorov'yu, ponimanie faktorov riska, zabolevae-mosti i smertnosti: Obobshchennyy analiz vtorichnykh dannykh i rezul'tatov lichnykh interv'yu s naseleniem Rossiyskoy Federatsii: Otchet o rezultatakh issledovaniya Assotsiatsii mezhdunarodnykh farmatsevticheskikh proizvoditeley (AIPM) v partnerstve s Minz-dravsotsrazvitiya Rossii]. Moscow; 2011. (in Russian)
6. Bakutov S.V., Volkova N.Yu., Menlazhiyeva Yu.S. The role of health centers in the prevention of non-communicable diseases. Byulleten' meditsinskikh internet-konferentsiy. 2014; 4 (5): 504. (in Russian)
7. Grebnyak N. P., Vytrishchak S. V. The health status of the child population of a megacity. Gigiena i sanitariya. 2004; 2: 50—3. (in Russian)
8. Kalinin A.M., Khorkina N.A. National programs to promote healthy lifestyle. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopas-nost'. 2012; 8: 53—9. (in Russian)
9. Abrosimova Yu., Ivanov S., Dement'eva L. et al. Healthy cities. Gorodskoe upravlenie. 2000; 2: 49—60. (in Russian)
10. Edwards P., Tsouros A. A healthy city is an active city: a physical activity-planning guide. Available at: http://www.mangerbouger. fr/pro/IMG/pdf/ Ahealthycityisanactivecity.pdf. WHO, 2008. 90 p.
11. The National Program to Promote Active and Healthy Lifestyles. Available at http://www7kanal.com/news.php3?id=285578. (access on 18.11.2011) (in Russian)
12. New Affordable Care Act initiative helps create healthier communities, fight chronic disease. U.S. Department of Health and Human Services: News Release. 27.09.2011. Available at: http:// www.hhs.gov/news/press/2011pres/09/20110927a.html (access on 27.09.2011)
13. Healthy Eating, Activity and Lifestyle Program. Available at: http://www.health.gov.au/internet/publications/publishing.nsf/ Content/healthy-comm-lgag-att_c-toc~healthy-comm-lgag-att_c-heal (access on 12.04.2012)
14. The Strategic Management in Interests of Health — a Way to the Solution of Complex Problems of Health Care in the XXI Century. [Strategicheskoye rukovodstvo v interesakh zdorov'ya — put' k resheniyu kompleksnykh problem zdravookhraneniya v XXI veke]. Available from: http://www.euro.who.int/ru/what-we-publish/information-for-the-media/sections/latest-press-releases (access on 18.11.2011) (in Russian)
15. Siburina T.A., Barskova G.N., Lokhtina L.K. Cluster mechanism of inter-sectoral cooperation in the interest of public health. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. 2012; 25 (3): 1. (in Russian)
16. Clustered Prospects. Social Partnership. The Practice in the Region. Available at: http://www.soc-partner.ru/index2. php?option=com_content&task=view&id=92&pop=1&page=0 &Itemid=1 (access on 30.05.2011) (in Russian)
17. Sazonova O.V., Yakunova E.M., Galitskaya A.V. On the implementation of the state policy in the field of healthy nutrition of the Samara region. Upravlenie kachestvom meditsinskoypomoshchi. 2013; 1: 5—10. (in Russian)
Поступила 16.06.15