Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №4(29) 2013 _ISSN 2070 4 7
УДК 371.796
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ
Т.В. Платонова - кандидат педагогических наук, доцент Национальный государственный университет физической культуры, спорта и
здоровья им. П.Ф.Лесгафта Санкт-Петербург, Россия
THE QUESTION OF HEALTHY LIFE - STYLE PRINCIPLES FORMATION
T.V. Platonova associate professor, candidate of pedagogics P.F. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sport and Health
Saint - Petersburg, Russia
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: принципы, толерантность, филогенетический фактор, учебно-тренировочное воздействие, категория меры, тенденция к равновесию.
Аннотация. Ориентируясь на накопленные в литературе материалы, практическую работу и анализ наблюдений за усвоением навыков ЗОЖ населением, в статье исследуются общие положения рекомендуемых принципов ЗОЖ, обеспечивающих эффективное ведение человеком здорового образа жизни.
Методы исследования. Анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, обобщение накопленного опыта.
Материалы. Опыт многолетнего практического проведения выездных школ ЗОЖ.
Результаты. Определены принципы комплексного психолого-педагогического воздействия на личность, связанные с внедрением в сознание занимающихся положений и закономерностей элементов здорового образа жизни.
Заключение. Приобщение населения к здоровому образу жизни - важная задача всего общества, и успех ее решения зависит, в частности, от соблюдения принципов ЗОЖ.
Keywords: tolerance, phylogenetic factor, training impact, category of measure, tendency to balance.
Annotation. Guided by a practical work, material accumulated in the literature and the monitoring of healthy life - style skills adoption by the population, the article studies the general theses of the recommended healthy life - style principles which provide an effective healthy life of a person.
Research methods. Scientific literature analysis, the results of the observation, experience analysis.
Research materials. The experience taken from the organization of away healthy life - style schools.
Results. The principles of the complex psychological - pedagogical influence on the personality aimed at the penetration of the regulations and the rules of healthy life - style elements into theconsciousness of the people,who train.
Conclusion. An important aim of the whole society is introduction of the population into a healthy life - style and it is possible to achieve it observing the principles of healthy life - style.
Здоровый образ жизни гражданина - это, прежде всего, понятие, предполагающее определенный, организованный процесс по реализации правительственных программ страны
[1, 2] в направлениях воспитания у всего общества мотивированного интереса к активной жизненной позиции.
Это процесс, направленный на оздоровление личных и общественных представлений о сложившемся на сегодня образе жизни в стране. Цели и причины направленности этого процесса могут быть, конечно, разными, как и их масштабы.
Это, может быть и просто программа реализации личных убеждений гражданина в необходимости соблюдения собственных принципов жизненной ориентации на личное Здоровье, успехи в социуме или на достижение определенных условий для утверждения благополучия в семье, в кругу друзей-единомышленников, на работе.
Таким образом, данный процесс во всех случаях не однозначен, а по своей сути и содержанию может предполагать немалое число различных составляющих и специфических трудностей при своей организации.
Очевидна при этом и необходимость соблюдения гражданами определенных условий, жизненных установок, даже «случайных» требований ЗОЖ к его внедрению в ежедневную нашу жизнь. Вместе с тем мы полагаем, что есть безусловное основание утверждать, что в этом процессе присутствуют четко проявляющиеся принципы ЗОЖ, способствующие эффективности его реализации в нашем обществе.
Уже сегодня невозможно отрицать наличие мотивированного интереса всего общества (человека, коллектива, населения большей части страны) к здоровому образу жизни и его (ЗОЖ) реализации в своей жизнедеятельности.
Фактически, понятие ЗОЖ уже активно внедряется и способствует достижению успехов в социальном или личном благополучии в жизни большинства сегодняшних граждан общества. Другими словами, успехи гражданина на его жизненном пути вполне реальны и достижимы при соблюдении им принципов ЗОЖ.
Какие же принципы ЗОЖ необходимо знать и правильно их соблюдать в действующих системах жизнедеятельности, реализация которых может эффективно способствовать успешному решению оздоровительных и социальных задач в современных условиях?
С 1988 года по настоящее время (2013г.) авторским коллективом исследователей в Санкт-Петербурге проводятся выездные школы здорового образа жизни (школы ЗОЖ), главными задачами которых являются практическое оздоровление и привитие навыков здорового образа жизни [3, 4, 5, 6]. Практические выезды школ осуществляются в лесостепную зону, приморское побережье, в горы и в пустыню.
Исходя из практических результатов наших исследований, мы определили несколько принципов, психолого-педагогического воздействия на личность, связанных с усвоением положений и закономерностей внедрения в сознание занимающихся элементов здорового образа жизни.
Мы назвали их следующим образом:
1. Принцип ЗОЖ для всех и с молоду.
2. Принцип сочетания учебно-тренировочных воздействий в системах ЗОЖ
3. Толерантность каждого занимающегося в системе ЗОЖ
4. Принцип категории меры в реализации ЗОЖ
5. Принцип естественной тенденции к равновесию в программах ЗОЖ
6. Принцип учета влияния филогенетического фактора при реализации программ
ЗОЖ.
1. Принцип ЗОЖ для всех и смолоду
В числе приоритетных проблем, которые во многом будут определять успех в решении задач современного общества, остается проблема физического и духовного здоровья наших граждан. Гиподинамический режим современного общества все более откровенно приобретает характер тревожной тенденции. Новейшие технологии, по существу, исключили физические нагрузки, однако при этом беспредельно увеличили нервно-психическое и умственное напряжение. Стало очевидным явно выраженное
пренебрежение, начиная с раннего возраста, объективными законами роли двигательной деятельности в физическом и духовном развитии человека. Состояние физического и духовного здоровья россиян сегодня вызывает огромную тревогу. Сегодня смертность превышает рождаемость. Эти негативные явления особенно хорошо просматриваются на подрастающем поколении. Все глубже проникает в молодежную среду, включая школьников, наркомания. За время обучения в школе число абсолютно здоровых детей снижается в 4 - 5 раз. Речь идет о тех, кому в ближайшие годы предстоит взять на себя ответственность за происходящее в нашей стране.
Быть здоровым человеком в обществе должно стать престижным. Необходимо, чтобы каждый сам для себя определил, какие формы и средства из огромного арсенала двигательной деятельности, влияния природной среды (воздух, еда, нормы общения, мысли и т.д.), норм поведения взять на вооружение, сформировав для себя осознанный режим ЗОЖ.
Мы убеждены, что будущего гражданина и патриота нашей страны физически, духовно и нравственно, как личность, надо формировать и воспитывать прежде всего в семье, в дошкольных учреждениях, а затем - в школе, вузе, в создаваемых общественных организациях, реализующих нормы ЗОЖ.
Занятия физической культурой могут осуществляться в рамках любой программы: личной, семейной, коллективной, муниципальной, федеральной, региональной и международной. На сегодня нет другой подобной значимой схемы, которая, по аналогии с ЗОЖ и физической культурой, так концентрированно в своей совокупности, при минимальных финансовых вложениях, могла бы более эффективно решать глобальные проблемы оздоровления общества.
2. Принцип сочетания учебно-тренировочных воздействий в системах ЗОЖ.
Поскольку освоение здорового образа жизни является учебно-воспитательным
процессом, к нему имеют прямое отношение и могут применяться все основные компоненты как обучения, так и воспитания; методы обучения, методы воспитания и формы обучения и воспитания, хотя находят применение также ряд специальных принципов (в частности, приведенные выше); методов, (в частности, мышечной релаксации, медитации, погружения в глубину сознания и др.); форм (выполнением упражнений с акцентированием самоконтроля; направленность на избегание конфликтов, ухудшающих психические состояния и др.).
3. Толерантность каждого занимающегося в системе ЗОЖ.
Толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) - готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если вы не соглашаетесь или не одобряете их. Толерантность - это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно. Этот принцип очевиден при реализации предлагаемых программ оздоровления в системе школ ЗОЖ. Отказаться от своих привычек или фобий - даже если они пагубны - человеку всегда сложно. Но помещение его даже на короткое время в систему (среду) школы ЗОЖ - новый для него режим дня, нормы и правила сна, питания, физических нагрузок и отдыха, и мы наблюдаем его мотивированное перерождение, качественный скачок в собственное здоровье. проявляющаяся в нем социальная толерантность означает принятие , правильное понимание и уважение других норм и образа жизни, появляется простор для новых способов самовыражения и проявления здоровой человеческой индивидуальности. Школа ЗОЖ позволяет проявить терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи. Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии как с самим собой, так и с миром людей в системе ЗОЖ.
4. Принцип категории меры в реализации ЗОЖ.
Суть его особо проявляется в процессе адаптации к сложным экстремальным условиям труда и обитания. Например, при передвижении в пустыне или в горах действие «до полного изнеможения», не учитывая меры, ведут лишь к разрушению ранее накопленного биологического и психологического потенциала, растрачивания резервов
организма, предопределяя не адаптацию, а дезадаптацию. С другой стороны, недостаточность физических нагрузок не может обеспечить ожидаемый тренировочный эффект в самых различных физических упражнениях.
5. Принцип естественной тенденции к равновесию в программах ЗОЖ.
Применительно к освоению здорового образа жизни он определяется положениями
гомеостаза и функциями нервной системы по уравновешиванию организма с изменяющимися условиями среды. Это уравновешивание определяется сначала только функциональными реакциями без телесных изменений. Так, на высотах 1000 - 3000 метров недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе компенсируется учащением частоты пульса и дыхания, что предопределяет подачу к органам мозговой ткани недостающего кислорода. Многократное повторение моторных актов предопределяет, по механизмам моторно-висцеральных координаций, увеличение подачи к ним необходимых питательных веществ, а затем образованию новых мышечных структур, что ведет к новым отношениям равновесия.
6. Принцип учета влияния филогенетического фактора при реализации программ
ЗОЖ.
Материалы к формулированию этого принципа накапливались ранее в исследованиях В.Л.Марищука (2001 и др.), но не получили завершения в виде принципа, что мы делаем, опираясь на полученные сведения о достижении относительно быстрых коррекций различных физических качеств, которые у вполне здоровых людей благодаря особенностям их онтогенетического пути оказались на очень низком уровне развития. Примеров тому при исследовании нами более 4500 лиц, прошедших через наши школы, было много сотен, как женщин, так и мужчин. Например, некоторые не могли подтянуться на перекладине более 1 - 2 раз или не выполняли упражнение «сгибание и разгибание рук, в упоре лежа», или не пробегали расстояния 1 км даже в медленном темпе. Но как продукт филогенетического развития любой здоровый человек должен быть в состоянии выполнить такие упражнения. Практика показала, что регулярное многократное выполнение упомянутых силовых упражнений с помощью друг друга обеспечивает даже в течение 2 - 3 недель резкое повышение результатов. То же самое мы наблюдали при неоднократной пробежке 1000 метров (3 - 4 раза в неделю) с небольшой скоростью (около 4,5 - 5 минут) в группе единомышленников, стимулирующих и поддерживающих друг друга. Человек относительно легко достигает показателей, запрограммированных ему как продукт филогенеза, но не получивших должного развития в связи с индивидуальными особенностями онтогенеза. Отсюда и ссылка на филогенетический фактор.
Направления для принципов ЗОЖ.
1. Осознание каждым гражданином государственной значимости, социальной необходимости ЗОЖ и его важности в процессе решения задач по развитию общества.
2. Требования ЗОЖ должны стать решающими в социальных процессах по привитию гражданам навыков общения в коллективах, при формировании системы межличностных отношений, правил и норм поведения.
3. Обязательное соблюдение требований ЗОЖ при реализации программ обучения нормам оздоровления, реабилитации и совершенствования функциональных показателей здоровья занимающихся.
4. В выездных оздоровительных школах [1, 2, 3, 4] реализация программ ЗОЖ возможна лишь при выполнении требований доступности, последовательности, постепенности, цикличности и разносторонности, с учетом целенаправленной ориентации на достижение конкретных положительных результатов для здоровья занимающихся.
5. Без соблюдения норм и требований ЗОЖ невозможно формирование у занимающихся понятий и потребностей в организации систем питания, сна, занятий и отдыха.
6. ЗОЖ для каждого участника школы оздоровления возможен и необходим при обязательном сочетании условий среды обитания и индивидуальных особенностей самих
занимающихся. Эти условия надо учитывать при формировании новых коллективов, групп для занятий и др.
7. В работе школ ЗОЖ особое место отводится профессионализму сотрудников, толерантности и пониманию в процессе организации и проведения занятий.
8. В процессе ЗОЖ успех возможен при абсолютной сплоченности коллектива и планируемой напряженности занятий.
Литература
1. Программа правительства РФ (Федеральный закон от 29.04.1999 г.№ 80, и № 329 от 04.12.2007 года «О физической культуре и спорте в РФ».
2. Федеральная программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 20062015 годы" [Электронный ресурс].
3. Платонова, Т.В. Современные технологии формирования здорового образа жизни : монография / Т.В. Платонова ; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2011. - 166 с.
4. Платонова, Т.В. Физкультурно-оздоровительные технологии поддержания физического и духовного здоровья / Т.В.Платонова. - СПб. : Гос ун-т Ф.К. им. П.Ф.Лесгафта, - 2008. - 70 с.
5. Платонова, Т.В. Школа здорового образа жизни в приморской зоне на Кавказе в условиях частичного сохранения купального сезона / Т.В. Платонова //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 2 (72). - С. 154-156.
5. Платонова, Т.В. Школа здорового образа жизни в условиях среднегорья / Т.В. Платонова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 3. - С. 56-58.
Bibliography
1. The program of the Russian Federation government (Federal Law of 29.04.1999 No. 80 and No. 329 of 04.12.2007 "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation").
2. Federal program "Physical culture and sports development in the Russian Federation for 2006-2015" [Electronic resource].
3. Platonova T.V. Modern technologies of a healthy lifestyle formation: monograph/ T.V. Platonova; P.F. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sport and Health, Saint - Petersburg. - Saint - Petersburg, 2011. - 166 p.
4. Platonova T.V. Sports and health technologies of physical and mental healthmaintenance / T.V. Platonova. - Saint - Petersburg: P.F. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sport and Health, - 2008. - 70 p.
5. Platonova T.V. The school of a healthy life - style inseaside zone in the Caucasus in conditions of partial preservation of the bathing season/T.V. Platonova// P.F. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sport and Health proceedings. - 2011. - №2 (72). - P. 154-156.
6. Platonova T.V.The school of a healthy life - style inconditions of midlands/T.V. Platonova// Physical culture: upbringing, education, training. - 2011. - №3. - P. 56-58.
Статья поступила в редакцию: 18.10.2013 г.