Научная статья на тему 'Некоторые социально-экономические аспекты налогообложения доходов физических лиц в российской Федерации'

Некоторые социально-экономические аспекты налогообложения доходов физических лиц в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агапова А. А.

Дается краткий анализ налога на доходы физических лиц, показана его роль в регулировании уровня жизни и доходов населения, а также рассматриваются основные направления реформирования налога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The brief analysis of the personal income tax is given, its role in regulation of a living standard and the population profit is shown, and also the basic directions of the tax reforming are consid

Текст научной работы на тему «Некоторые социально-экономические аспекты налогообложения доходов физических лиц в российской Федерации»

фицита средств в распределительной системе сверх 19% объема расходов. К концу периода дефицит распределительной части пенсионной системы возрастет до 821,98 млрд. рублей. При этом профицит базовой части пенсионной системы, который возникнет в 2013 г., увеличится в 2020 г. до 524,93 млрд. рублей, тогда как дефицит страховой части достигнет 1076,3 млрд. рублей.

Из сказанного следует, что вариант 2 обеспечивает более высокий уровень государственных пенсионных обязательств, поскольку при меньшем дефиците средств сохраняет коэффициент замещения трудовой пенсии и поддерживает соотношение трудовой пенсии с прожиточным минимумом пенсионера.

А. А. Агапова

НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дается краткий анализ налога на доходы физических лиц, показана его роль в регулировании уровня жизни и доходов населения, а также рассматриваются основные направления реформирования налога.

Налоговая реформа в России как составная часть экономических преобразований призвана способствовать решению общеэкономических и социальных задач переходного периода. Большое значение приобретает реорганизация системы налогообложения доходов физических лиц, использующаяся для регулирования уровня жизни населения, стимулирования предпринимательской деятельности и обеспечения регулярных доходов бюджета.

Налоги с населения как основной источник образования государственных финансов известны с незапамятных времен. Они выступали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы. Подоходный налог, первоначально вводившийся как чрезвычайный сбор, способный мобилизовать финансовые средства для обеспечения потребностей государства, со временем превратился в постоянный. В большинстве экономически развитых стран - это самый крупный источник доходной части государственного бюджета.

В России подоходный налог был введен в апреле 1916 г. Отличительным признаком налогообложения граждан после октября 1917 г.

было отсутствие равенства всех плательщиков перед законом. Рабочие и служащие платили налог по пониженным ставкам, в то время как остальные социальные группы населения - по повышенным ставкам. Вместе с тем до начала 90-х гг. XX в. налог заметно не влиял на материальное положение основной массы плательщиков.

В настоящее время процессы политических и экономических преобразований в стране коренным образом изменили обстоятельства формирования финансовых фондов. Так, по данным Федеральной налоговой службы, в объеме платежей в консолидированный бюджет налог на доходы физических лиц составляет около 14%, уступая лишь налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций. В формировании бюджетов регионов налог на доходы физических лиц имеет еще большее значение, составляя от 16,5 до 30% поступлений.

Налог на доходы физических лиц - прямой федеральный налог, взимание которого регулируется главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Он затрагивает интересы всего экономически активного населения страны (плательщиками налога являются около 70 млн. человек). Одной из основных проблем российской экономики на сегодняшний день является то, что удельный вес заработной платы в издержках производства у нас в стране традиционно низок по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой. Другая проблема - многократное занижение официальной заработной платы, выплачиваемой работникам. По мере роста благосостояния граждан, а также с решением проблемы безработицы и задержек в выплате заработной платы этот налог может стать одной из основных статей дохода бюджета страны.

Социально-экономическая роль налога на доходы физических лиц и направления его совершенствования обусловливаются принципами налогообложения и последовательностью их реализации. Система налогообложения доходов физических лиц должна отвечать таким принципам, как справедливость распределения налогового бремени, простота, универсальность, минимизация издержек при взимании налога, отсутствие привилегий.

Сравнительный анализ российской системы налогообложения доходов физических лиц с зарубежными аналогами показывает, что в целом (по определению основных элементов налога) российское законодательство отвечает установившимся в мировой практике принципам и методам подоходного налогообложения.

Порядок уплаты налога на доходы физических лиц во всех странах в принципе одинаков. Он предполагает сосуществование нескольких вариантов:

1) налог с дохода удерживается работодателем с выплат работникам и перечисляется в соответствующий бюджет;

2) налог с годового дохода начисляется налоговым органом по итогам декларации о годовом доходе налогоплательщика, заполненной им лично, и подлежит уплате в определенный срок согласно действующему законодательству.

Одной из проблем, связанных с налогообложением доходов, является определение налогооблагаемой базы. Существуют два основных подхода к определению базы налогообложения: глобальный, т. е. ко всем доходам индивидуума по совокупности, и шедулярный, т. е. раздельный по источникам доходов. Первый применяется в основном в развитых странах и имеет ряд положительных моментов. С его помощью может быть достигнута большая вертикальная справедливость, так как налог исчисляется на основе совокупного дохода физического лица. Кроме того, имеется административное преимущество подобного подхода: налогоплательщик заявляет о своем доходе в одной-единственной форме. К числу положительных моментов второго подхода относится возможность дифференцирования налогообложения по источникам дохода и, как следствие, достижения преференциального положения одного из источников дохода, например, заработной платы или некоторых доходов от капитала. Вместе с тем, учитывая возможность удержания налога у источника по некоторым видам дохода, существенно сокращаются административные издержки на расчет общей налогооблагаемой базы.

Революционным нововведением в налогообложении доходов физических лиц в России можно назвать замену в 2001 г. прогрессивных ставок налога на пропорциональную ставку, в то время как в мировой практике, за некоторым исключением, отсутствует «плоская шкала» подоходного налогообложения. Вся мировая история подоходного налога связана с использованием прогрессивной шкалы налогообложения, которая в большей степени направлена на решение проблемы обеспечения социальной справедливости.

Единая 13%-ная ставка налогообложения доходов для физических лиц не соответствует структуре нашего общества, где средний класс составляет порядка 10-15% населения. Налог должен взиматься в точном соответствии с материальными возможностями конкретного лица, т. е. с повышением дохода ставка должна увеличиваться. На практике же эффективная ставка налога на доходы обеспеченных граждан приобретает регрессионный характер, поскольку эта группа населения обладает большими возможностями для уменьшения налогооблагаемой базы за счет вычета расходов на благотворительность, образование, лечение, приобретение недвижимости и т. п. Далеко не всегда единая ставка налогообложения доходов физических лиц создает стимул для честного декларирования гражданами своих доходов.

Существует закон о постоянном увеличении потребностей людей, утверждающий, что чем больше уровень налоговых и других доходов государства и соответственно масса платежных средств у населения, тем больше возрастает у этого населения уровень потребностей. При этом уровень развития потребностей населения всегда опережает уровень развития государства. Введение прогрессивного налогообложения доходов физических лиц лежит в основе отражения социальной функции российской налоговой системы как социально-экономического инструмента воздействия на общество.

Налоговые вычеты уменьшают только те доходы, в отношении которых предусмотрена 13%-ная ставка. Остальные доходы подлежат налогообложению в полном объеме. Следовательно, лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (т. е. проживающие на территории России в общей сложности менее 183 дней в календарном году), не только платят налог по повышенной ставке, но и лишаются права на использование налоговых вычетов. В связи с этим можно говорить о нарушении принципа равенства налогообложения, закрепленного в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ и вытекающего из конституционного принципа равенства.

Налог на доходы физических лиц исчисляется нарастающим итогом с начала года, что несколько затрудняет работу бухгалтеров, которые в большинстве случаев все равно считают налог помесячно, а перерасчет делают только в конце года.

Развитие идеи справедливости в налогообложении доходов граждан выражается в установлении минимума дохода, свободного от налогообложения, пределы которого определяются потребностями государства и уровнем экономического развития страны. Теоретически необлагаемый минимум, вычитаемый из дохода, не может быть ниже прожиточного минимума. Однако на практике дело обстоит иначе. В настоящее время необлагаемый минимум составляет менее 15% от прожиточного минимума в целом по России или менее 10% от прожиточного минимума в Москве. Получается, что большая часть россиян платит налог на доходы физических лиц из суммы, необходимой на приобретение первоочередных благ, тем самым еще более уменьшая свои реальные доходы.

Налогообложение прожиточного минимума и дальнейшее в связи с этим уменьшение реальных доходов населения приводят к возникновению необходимости выплат пособий малоимущим. За ними имеет право обратиться любая семья или одиноко проживающий человек, чьи доходы и собственность, способная приносить доход, в среднем на одного человека семьи не обеспечивают прожиточного минимума, установленного на территории соответствующего субъекта Федерации. По

оценкам Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, около 26,5 млн. человек (18,5% населения страны) в 2005 г. имели доходы, не превышающие черту бедности. Вместе с тем величина прожиточного минимума существенно варьирует по регионам. Следовательно, необлагаемый минимум в нашей стране не выполняет возложенные на него функции.

Реализации принципов справедливости и платежеспособности соответствовало бы установление необлагаемого минимума на уровне прожиточного с определением размера последнего региональными органами власти. Безусловно, это приведет к довольно ощутимым потерям региональных и местных бюджетов, которые, однако, могут частично возместиться. Во-первых, часть населения не будет нуждаться в адресной государственной социальной помощи, что повлечет за собой снижение расходов бюджета. Во-вторых, данные меры приведут к росту платежеспособного спроса населения, что, конечно, отразится на поступлении в бюджет косвенных налогов в результате увеличения объемов продаж организациями и предпринимателями конечным потребителям, а также на увеличении поступлений в бюджет налога на прибыль организаций и налога на доходы индивидуальных предпринимателей. В-третьих, освобождение от налогообложения величины прожиточного минимума, с одной стороны, позволит обеспечить прогрессивность налога на доходы физических лиц, а с другой - выведет из налогообложения доходы большой части населения, что существенно упростит администрирование налога.

Один из способов увеличения сбора налога на доходы физических лиц - усиление контрольной работы налоговых органов за полнотой и своевременностью выполнения гражданами своих налоговых обязательств. В целях обеспечения контроля за доходами и расходами населения налоговые системы зарубежных стран обеспечивают взаимосвязь налогов, тогда как в России налоги с населения существуют отдельно друг от друга, что особенно наглядно видно на примере учета плательщиков налога на доходы физических лиц и имущественных налогов (налога на имущество физических лиц и транспортного налога). Плательщики налога на доходы физических лиц учитываются по месту постоянного проживания, а имущественных налогов - по месту нахождения имущества. В результате сложившегося положения сложно учесть получаемые гражданами доходы, выявить нарушения налогового законодательства в случаях заключения мнимых сделок с целью ухода от налогообложения, проанализировать другие методы уклонения от налогообложения. Данное положение не способствует также созданию единой базы данных персонифицированного учета налогоплательщиков - физических лиц.

Налоговым кодексом предусмотрено, что граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, подлежат налогообложению на основе подаваемых ими в налоговые органы деклараций, а исчисление налога происходит исходя из предполагаемого дохода.

Оптимизация сроков уплаты налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями должна осуществляться путем отказа от авансового способа выполнения налоговых обязательств и перехода на уплату налога на основании данных о фактически полученном доходе. Обеспечение приемлемых и удобных для налогоплательщика условий уплаты налогов - прямая задача государства, для осуществления которой должен более эффективно использоваться налоговый аппарат.

Большое влияние на динамику подачи деклараций оказали:

- отмена с 2001 г. прогрессивной шкалы подоходного налогообложения и введение единой твердой 13%-ной ставки, так как отпала необходимость производить перерасчет налога по итогам года у физических лиц, получавших доходы из нескольких источников;

- введение с января 2001 г. социальных налоговых вычетов по суммам, израсходованным на лечение, образование и благотворительные цели, а также имущественных налоговых вычетов по приобретению жилья и по продаже имущества, которые предоставляются налогоплательщикам налоговыми органами.

Введение социальных налоговых вычетов, с одной стороны, приводит к снижению поступлений налога на доходы физических лиц. С другой стороны, установление вычетов на образовательные расходы обусловливает возникновение положительных тенденций в виде повышения привлекательности вложений в человеческий капитал, а принципы горизонтальной справедливости оправдывают предоставление вычетов на медицинские расходы. Если при обычных предпосылках этими вычетами в большей степени пользуются налогоплательщики с высокими доходами, то в нашей ситуации (когда согласно действующему законодательству максимальная сумма возврата является весьма небольшой при достаточно сложной схеме ее получения) применение вычетов способно оказать стимулирующее воздействие на процесс легализации доходов.

Усовершенствование декларационного механизма налога на доходы физических лиц в России должно идти по следующим направлениям:

1) упрощение формы бланка декларации о доходах;

2) повышение всеми доступными средствами налоговой культуры населения;

3) формирование всеобъемлющей информационной сети на базе

компьютерных технологий и оснащение необходимыми техническими средствами всех уровней налоговой службы.

Как социальное явление, налоги подвержены влиянию политических процессов. Важнейшим из них, непосредственно сказавшимся на становлении и формировании подоходного налога, стало развитие демократии как формы государственного устройства. Налог на доходы физических лиц как демократический институт может существовать лишь при условии, что государство не выступает как аппарат, отчужденный от граждан-налогоплательщиков, а, наоборот, является аппаратом, подчиненным гражданскому обществу. Важнейший признак такой подчиненности - наличие системы общественного контроля расходования средств, собранных посредством налогов в целом и налога на доходы физических лиц в частности. О том, что такая система в настоящее время существует в России, говорить не приходится, однако необходимо предпринять меры к ее созданию.

Рассмотренные направления совершенствования системы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации являются теоретически обоснованными, социально оправданными и эффективными с точки зрения налоговой теории.

Д-р экон. наук А. С. Аброскин Е. Н. Масликова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Освещаются вопросы экономико-статистического анализа эффективности банковского сектора экономики. Представлены методологические подходы к комплексной оценке эффективности банковских организаций.

Для современной российской экономики повышение эффективности функционирования банковского сектора - основной фактор расширения инвестиционной базы развития и обеспечения прогрессивных структурных преобразований. Банковский сектор как совокупность коммерческих банков и объект анализа представляет собой центральное звено банковской системы, которое характеризуется:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.