НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Егорова О. В.
Психолого-педагогические исследования выявили характерные для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы,
формирования процессов саморегуляции и
Екатеринбург
развития речи (В.П. Глухов, И.В. Власенко, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, З.А. Репина, Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская и др.). Было отмечено, что дети с ОНР имеют потенциальные возможности усвоения программного материала детского сада, но для этого необ-
ходимо создать адекватные психофизическому развитию этих детей условия обучения и воспитания.
Воображение является необходимым условием почти всякой умственной деятельности (Л.С. Выготский). Оно тесно связано с развитием познавательных процессов и самой личности детей. Эта связь взаимообусловлена: с одной стороны, воображение зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой - оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий.
Следует отметить, что в психологической литературе есть много материалов, раскрывающих вопросы формирования воображения детей с нормальным темпом развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Е.И. Игнатьев, С.Л. Рубенштейн, Д.В. Эль-конин, B.C. Мухина и др.). Многие авторы говорят о необходимости обучения творческому воображению, так как не все дети могут сами открывать дорогу к созиданию и сохранить надолго творческие способности (О.М.Дьяченко, Н.Е. Веракса). Специальные исследования воображения детей с нарушениями слуха, зрения, с задержкой психического развития, умственно отсталых детей (М.М. Нудельман, В.П.Ермаков, А.Г. Литвак, Е.А.Екжанова и др.) содержат определенный материал по этой проблеме. В то же время анализ специальной литературы показал, что особенности формирования воображения у детей с нарушениями речи рассматриваются недостаточно. Поэтому вопрос изучения особенностей воображения старших дошкольников с ОНР и влияния развития этого процесса на преодоление отставания в речевом развитии приобретает особую актуальность.
В проведенном нами психологопедагогическом обследовании принимали участие 15 дошкольников (8 девочек и 7 мальчиков), посещавших специализированную логопедическую группу для детей с общим недоразвитием речи. Средний возраст детей составил 6 лет 4 мес.
Для изучения воображения у старших дошкольников с ОНР применялись экспериментальные методики, разработанные
А. А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говоровой, М.И. Цеханской «На что похоже?», «Дорисо-вание фигур», «Разные сказки». В соответствии с используемыми методиками было проведено три серии констатирующего эксперимента.
В первой серии обследования была использована методика «На что похоже?». С
каждым ребенком задание выполнялось индивидуально. В качестве материала использовался набор из семи карточек с различными фигурами. На каждой карточке была нарисована фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение какого-либо предмета. Логопед предлагал ребенку поиграть в игру: я покажу картинку, а ты придумай, на что эта картинка похожа. Количество придуманных вариантов записывалось в таблицу обработки данных, на основе чего подсчитывались баллы каждого ребенка, общий балл всей группы и средний балл.
Уровень развития воображения оценивался по следующим критериям:
1. Принятие задания: в полном объеме принимает задание, принимает частично, не принимает задания.
2. Полнота удержания задания: удерживает все части задания, удерживает частично, не удерживает задания.
3. Адекватность выполнения задания: оценивает исходя из заданного, оценивает не ссылаясь на задания, не оценивает.
В соответствии с количеством баллов каждого ребенка и в соответствии с выделенными критериями определялись уровни развития воображения:
1 уровень - ребенок принимает задание в полном объеме, предлагает большое количество вариантов ответа.
2 уровень - ребенок принимает задание полностью, но ему требуется помощь взрослого (наводящие вопросы); ребенок, принимая помощь, придумывает достаточное количество вариантов.
3 уровень - ребенок задание понимает, но без помощи взрослого затрудняется в выполнении, требуется побуждение к деятельности.
4 уровень - ребенок испытывает трудности при придумывании, нуждается в постоянных наводящих вопросах.
5 уровень - ребенок испытывает большие трудности, долго обдумывает ответ, придумывает только с помощью взрослого, часто наблюдается неадекватная оценка наводящих вопросов, непонимание цели деятельности.
Полученные результаты обследования дошкольников по методике «На что похоже?» представлены в таблице:
Результаты обследования воображения старших дошкольников с общим недоразвитием _______речи по методике «На что похоже?»_______
Уровни развития воображения Количество детей Количество детей ( в %)
1 уровень 1 7
2 уровень 2 13
3 уровень 3 20,0
4 уровень 5 33
5 уровень 4 27,0
Всего 15 100%
Как видно из таблицы, основная масса детей (примерно 60%) демонстрируют 4 и 5 уровни умения создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов. Дети с ОНР испытывают затруднения при подборе слов, для описания того, на что похожа картинка. Им требуются наводящие и подсказывающие вопросы. Дети долго обдумывают, ждут помощи или подсказки взрослого. Некоторые дети, особенно показавшие 5 уровень, не всегда понимают содержание задания, отвлекаются или отказываются от его выполнения.
33,2% дошкольников (5 человек), показавших 2 и 3 уровни, меньше времени затрачивают на обдумывание, но отвечают не очень уверенно и ожидают положительной оценки своего ответа.
Один ребенок с ОНР, показавший 1 уровень, понимает содержание и смысл задания, проявляет интерес к его выполнению, слова подбирает самостоятельно.
Во второй серии психологопедагогического обследования использовалась методика «Дорисование фигур». Задания каждым ребенком выполнялись индивидуально. Суть задания заключалась в необходимости создания образа на основе схематического изображения и составлении рассказа-описания о созданном образе. Логопед предлагал ребенку пять карточек. Каждая карточка содержала незавершенное схематическое изображение или геометрическую фигуру. Педагог просил ребенка рассмотреть карточки с фигурами и пояснял, что каждую такую фигуру можно превратить в любую картинку. К фигуре можно пририсовать все, что захочется. Когда картинки будут готовы, нужно рассказать о том, что нарисовано.
При обработке данных выявлялась степень оригинальности, необычности изображения. Выделялись следующие уровни
выполнения задания:
1 уровень - заданная фигура используется качественно по-новому;
2 уровень - ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету;
3 уровень - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет;
4 уровень - изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями;
5 уровень - ребенок дорисовывает картинку по карточке так, что получается изображение отдельного объекта, но оформленное контурно, схематично, без деталей;
6 уровень - ребенок не принимает задачу на построение образа с использованием заданного элемента, он не дорисовывает его, а рисует рядом свое.
Результаты обследования умения создавать оригинальные и необычные образы на основе схематичного изображения предметов представлены в таблице:
Таблица 2.
Результаты обследования воображения
старших дошкольников с общим недоразвитием речи по методике «Дорисовывание фигур»
Уровни развития воображения Количество детей Количество детей ( в %)
1 1 7
2 1 7
3 2 13
4 3 20
5 6 40
6 2 13
Всего 15 100
Таблица демонстрирует, что для шестилетних детей с ОНР наиболее типичным оказался 5 уровень развития воображения. Эти дети дорисовывают картинку по карточке так, что получается схематичное изображение отдельного объекта. Они не могут описать свои действия и объект изображения. Такие трудности испытывают 40,2% детей (6 человек).
Третий уровень развития воображения показали 13,2% детей (2 человека), нарисовав по две картинки с сюжетом. Четвертый уровень продемонстрировали 20% детей (3 человека). Они дорисовывают картинки с использование дополнительных деталей, но описывают рисунки по вопросам логопеда и подбирают слова на уровне перечисления названий предметов. С 6 уровнем развития воображения оказалось 13,2% детей (2 чело-
века). Эти дети не приняли задание и отказались дорисовывать изображение, мотивируя отказ словами: «Не знаю, не умею».
В третьей серии психологопедагогического обследования старших дошкольников с общим недоразвитием речи использована методика «Разные сказки». Задание выполнялось индивидуально. Цель задания: выявление возможностей детей при придумывании различных ситуаций на основе использования наглядных моделей.
Ребенку давалось задание сочинить сказку. Моделью служили три карточки со схематичным изображением и две стрелочки из бумаги, которые можно помещать между карточками. На первой карточке был изображен домик, на второй - 2 стоящих человека, на третьей - три дерева и два бегущих человека.
Логопед предлагал придумать сказку, используя карточки и стрелки (все можно разложить в любом порядке), и рассказать ее. Если ребенок не мог рассказать сказку самостоятельно, то ему предлагался образец: «В одном доме жил мальчик. Однажды он пошел погулять и встретил подругу. Они решили вместе пойти в лес. В лесу они бегали, играли, а потом вернулись и разошлись по домам». Дошкольник слушает образец, а затем придумывает свою историю, раскладывая карточки и стрелки в любом порядке. При оценке результатов учитывался уровень оригинальности сочиненной сказки.
Уровни и критерии оценки:
1 уровень - использование в сказках оригинальных персонажей или деталей; умение придумать последовательный рассказ;
2 уровень - пересказ сказки по образцу педагога с собственными дополнениями и изменениями;
3 уровень - пересказ сказки по образцу педагога без собственных дополнений;
4 уровень - пересказ образца рассказа взрослого, но при помощи в виде наводящих вопросов;
5 уровень - ребенок не принимает задачу, отказывается от придумывания сказки.
Уровень возможностей детей придумывать истории с опорой на наглядную модель представлен в таблице:
Результаты обследования воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи по ___________методике «Разные сказки»_____________
Уровни развития воображения Количество детей Количество детей ( в %)
1 — --
2 — —
3 2 13
4 9 60
5 4 27
Всего 15 100
По данным таблицы видно, что задание третьей серии исследования наиболее трудное по сравнению с предыдущими заданиями. Это можно объяснить тем, что использование слова как средства выполнения задания «на воображение» требует более качественного уровня развития речи.
Для большинства детей с ОНР был характерен 4 уровень развития воображения. Дошкольники пытались пересказать содержание рассказа, но при этом им требовалась помощь взрослого в виде наводящих вопросов. Таких дошкольников оказалось 60,1% (9 человек). Третий уровень развития воображения продемонстрировали 13,3% детей (2 человек). Они пересказали текст рассказа без дополнений. Их рассказы отличались неуверенностью и долгим обдумыванием. 26,6% детей с общим недоразвитием речи (4 человека) задание не приняли. Отказ от выполнения они мотивировали тем, что не знают, как и что делать. К сожалению, высокие уровни выполнения задания (первый и второй) не отмечались ни у кого из дошкольников с общим
На основании полученных данных о состоянии процесса воображения у шестилетних дошкольников с ОНР можно сделать вывод, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается недостаточный уровень развития воображения, что наиболее проявляется в процессе речевого моделирования.
Таким образом, проведенное психоло-го-педагогическое обследование подтвердило положение о том, что использование в логопедической работе элементов работы по развитию воображения является важным условием для коррекции речи детей с ОНР и, в конечном итоге, условием полноценного усвоения программы детского сада. Сформированное на должном уровне воображение поможет
расширению представлений детей об окружающей действительности, формированию креативного мышления и социализации личности в целом.
Литература
1. Вегнер А. А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. М., 1972.
2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим ре-
чевым недоразвитием. М., 2004.
3. Репина Н. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. М., 1996.
4. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). М., 2003.
© О. В. Егорова, 2006