Научная статья на тему 'Некоторые психологические особенности личности девочек младшего подросткового возраста'

Некоторые психологические особенности личности девочек младшего подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
461
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИЦЫ-ПОДРОСТКИ / АДАПТАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / SCHOOLGIRLS-TEENAGERS / ADAPTATION / FUNCTIONAL STATE / PSYCHO-PHYSIOLOGICAL STATUS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сикачева Юлия Михайловна, Стамова Лариса Гавриловна, Овчинников Сергей Александрович, Назирова Анна Анатольевна

Условия обучения в образовательном учреждении инновационного типа обусловливают повышенные физические и психические нагрузки, оказываемые на организм учащихся. Поэтому при организации в них педагогического процесса необходимо учитывать изменения функционального и психологического состояния школьников. Описаны изменения личностных показателей, характеризующих психофизиологическое функциональное состояние девочек в процессе их обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сикачева Юлия Михайловна, Стамова Лариса Гавриловна, Овчинников Сергей Александрович, Назирова Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PERSONALITY OF YOUNG TEEN AGE GIRLS

The conditions of study at an educational institution of innovation type, cause increased physical and mental pressures on the health of students. Therefore, when the organization of the pedagogical process changes in the functional and psychological state of schoolchildren should be considered. The changes of personal indicators characterizing the psycho-physiological functional state of the girls in their learning are described.

Текст научной работы на тему «Некоторые психологические особенности личности девочек младшего подросткового возраста»

УДК 796.072.2: 612.661

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

© Ю.М. Сикачева, Л.Г. Стамова, С.А. Овчинников, А.А. Назирова

Ключевые слова: школьницы-подростки; адаптация; функциональное состояние; психофизиологический статус. Условия обучения в образовательном учреждении инновационного типа обусловливают повышенные физические и психические нагрузки, оказываемые на организм учащихся. Поэтому при организации в них педагогического процесса необходимо учитывать изменения функционального и психологического состояния школьников. Описаны изменения личностных показателей, характеризующих психофизиологическое функциональное состояние девочек в процессе их обучения.

Значимость личностно ориентированного подхода к изучению индивидуальности определяется, в первую очередь, тем, что действие факторов (биологических, социальных), вызывающих нарушения адаптации, расстройства психосоциального развития независимо от их природы, проявляется в виде индивидуальнотипических черт личности [1, 2]. Кроме того, знание особенностей личностного склада дезадаптированных подростков, полученное с помощью психодиагностического метода, составляет основу разработки и реализации индивидуализированных коррекционно-реабилитационных программ медико-психологических и пси-холого-педагогических воздействий [3, 4].

Критерии, рассматриваемые нами в качестве психологических факторов риска, были выделены при изучении взаимосвязи личностных особенностей детей и подростков с нервно-психическими нарушениями [2, 5, 6].

Актуальность и недостаточная изученность психофизиологических механизмов адаптации подростков в образовательных учреждениях различного типа послужила предпосылкой проведения настоящего исследования.

Переход личностного свойства из числа выделенных в качестве дезадаптированных психологических факторов в категорию «фактор риска» определяется наличием отклонения соответствующего ему количественного показателя от стандарта (популяционной нормы) в сторону патопсихологического заострения [7, 8].

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования были выбраны 63 девочки (стохастически однородная выборка), учащиеся пятых-шестых классов МОУ лицея № 44 г. Липецка. Данный возраст (10-12 лет) был выбран не случайно. Известно, что к 9-10 годам совершенствуются не только функциональные, но и адаптационные возможности организма школьника.

Большинство детей благополучно переживают трудный период адаптации к школе в среднем звене

(другое здание школы, новые учителя), но, поскольку в этот период у девочек интенсивно протекают процессы полового созревания, для некоторых связанное с этим напряжение оказывается чрезмерным. У таких школьниц могут возникать снижение умственной и физической работоспособности, снижение иммунных свойств, повышенная заболеваемость [9, 10].

Для выявления уровня адаптивности использовали тестовый метод. В предложенной анкете в виде вопросов сгруппированы «ключевые» жалобы, возникающие у детей и подростков при наличии отклонений со стороны нервной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, почек, при заболеваниях носоглотки и аллергических состояниях. Ответы оценивались следующим образом. Если сумма положительных ответов («да») не превышает 3 - адаптивность высокая, если 3-10 - средняя, свыше 10 - низкая, 20-25 - очень низкая [8].

Поступая в многопрофильный лицей, дети проходят специальный отбор, который позволяет выделить наиболее мотивированных на учебную деятельность подростков, в большинстве своем это дети из благополучных семей. Одна из наиболее значимых групп факторов риска развития дезадаптации у лицеистов может быть обозначена как «неправильная организация учебного процесса и психо-информационные перегрузки школьников» [9].

Обследование проводилось в первой половине дня. Личностные особенности девочек-подростков изучали с помощью подросткового варианта опросника Р. Кет-телла (в адаптации А.Ю. Панасюка, 1978) [5].

Тест состоит из 142 вопросов, направленных на оценку выраженности широкого круга черт личности, таких как общительность, искренность, эмоциональная устойчивость и возбудимость и пр.

Каждая из 14 характеристик личности оценивается по результатам ответов испытуемого на десять относящихся к этой характеристике вопросов (первый и последний вопросы текста - вспомогательные). Обработка результатов проводится путем подсчета числа баллов по каждому фактору, полученная сумма сопоставляется со стандартом.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

После предварительного исследования уровня адаптивности учащихся параллели 5-х классов МОУ лицея № 44 г. Липецка методом анкетирования установлено, что из 63 школьниц высокую и нормальную адаптивность имеют 42 пятиклассницы (66,7 %), а низкоадаптивными оказались 21 девочка (33,3 %).

Далее были исследованы эмоционально-волевые особенности этих 21 школьниц-подростков с низкой адаптированностью.

Наиболее яркие отклонения от нормы наблюдались по факторам:

1) по фактору С - «эмоциональная устойчивость» -низкие оценки выявлены у 6 человек (28,6 %), что выражает подверженность чувствам, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы и т. д.;

2) по фактору Б высокие оценки установлены у 9 школьниц (42,85 %), что свидетельствует о повышенной эмоциональной возбудимости;

3) по фактору G - «ответственность» - низкие оценки у 8 человек (38,1 %), указывают на неспособность управлять своими эмоциями, находить им адекватное объяснение и реалистическое выражение. Такие люди непостоянны, подвержены влиянию случая и обстоятельств и т. д.;

4) по фактору О - «тревожность» - получены высокие оценки у 5 школьниц (23,8 %), что свидетельствует о тревожности, чувствительности, склонности к самообвинению и страху;

5) по фактору Qз - «самоконтроль» - низкие оценки получены у 6 человек, т. е. у 28,6 %. У них наблюдается недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе, равнодушие к выполнению социальных требований.

Отсутствие адекватных социальному окружению механизмов нравственного самоконтроля в той или иной мере нарушает гармоничность личности, способствует ее душевному разладу;

6) фактор 04 - «напряженность» - высокие оценки у 6 человек, т. е. у 28,6 %, отражают напряженность, возбуждение, выраженные явления фруст-рированности.

Кроме этого, были отмечены отклонения и в коммуникативных свойствах и особенностях межличностного взаимодействия; так, застенчивы, робки, не уверены в своих силах - 5 человек (23,8 %). 62 % учащихся имеют высокую оценку по фактору «02», что характеризуется зависимостью от группы и общественного мнения, ориентируются на социальное одобрение, при этом у них зачастую отсутствует инициатива принятия решения. И 38,1 % школьниц -подростков имеют свойство завышать свои возможности и переоценивать себя.

К числу наиболее очевидных психофизиологических признаков незавершенной адаптации у подростков могут быть отнесены: активация селекции эмоциональной информации в процессах памяти, высокий уровень тревожности, вербальной и физической агрессии.

В подтверждение адаптационных сдвигов в ходе исследования было выявлено также, что из 61,9 % девочек с низким уровнем адаптивности (13 из 21) имеют высокий уровень невротизации.

Остальные исследуемые показатели в пределах нормы.

У девочек с доминированием симпатикотоническо-го типа вегетативной регуляции психосоциальная адаптация развивается на фоне активной мобилизации «аварийных» симпато-адреналовой и гипофизарно-адренокортикальной систем.

Важно иметь в виду, что подростки-симпатотоники с неустойчивым психоэмоциональным состоянием в значительной степени отличаются импульсивностью, склонностью к агрессивным реакциям, инертностью психических процессов [11]. Среди них чаще, чем среди других детей в пубертатном периоде развития выявляется психастеническая акцентуация характера. Вместе с тем у таких подростков в благоприятных социальных условиях развития выраженность симпатических реакций может являться физиологическим проявлением активной поведенческой стратегии.

Непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно-тягостных переживаний неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т. д. лежит в основе развития психогенных по своей природе наиболее распространенных нервно-психических расстройств.

Это противоречие - невротический конфликт - закладывается преимущественно в детстве в условиях нарушенных отношений с микросоциальным окружением, в первую очередь, с родителями [2, 4]. При неврозах на первый план выступают эмоциональные расстройства, что влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности.

У девочек-подростков, обучающихся в лицее, выявлена зависимость психологических и поведенческих реакций и интенсивности психовегетативной дезинтеграции от исходного состояния адаптации вегетативной нервной системы, что свидетельствует о необходимости создания организационно-педагогических условий для стимулирования социально-психологических и физиологических приспособительных реакций с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся данного инновационного образовательного учреждения.

Все случаи возникновения у детей в период адаптации острых заболеваний и выраженных невротических расстройств должны расцениваться как ее срыв.

При выявлении первых признаков нарушения адаптации (выраженное эмоциональное напряжение, симптомы невротизации, потери массы тела и т. д.) можно рекомендовать корригирующие мероприятия, которые можно отнести к следующим основным группам:

1) воздействие на метаболические звенья эмоционального стресса;

2) мероприятия общего плана, направленные на предупреждение утомления и совершенствование приспособительных механизмов.

В комплексе мероприятий, направленных на повышение адаптации подростков, ведущее место занимают мероприятия по нормализации образа жизни: полноценное питание, двигательная активность, полноценный сон и др. Одним из непременных условий повышения адаптированности учащихся является упорядочение режима труда и отдыха.

ВЫВОДЫ

Полученные данные о влиянии напряженной учебной деятельности в инновационных образовательных учреждениях на адаптивные и психологические особенности личности девочек-подростков указывают на целесообразность осуществления непрерывного поиска новых эффективных и более физиологичных способов управления процессом обучения и воспитания, обеспечивающих позитивное влияние педагогических технологий на здоровье и развитие учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 272 с.

2. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. 1996. № 17. С. 64-74.

3. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. М.: Владос, 2000. 190 с.

4. Кузнецов П.В. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 2001. 75 с.

5. Диагностика школьной дезадаптации. Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения / под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. М.: Изд-во Консорциум «Социальное здоровье России», 1995. 486 с.

6. Левина И.Л. Школьная адаптация и ее нарушения. Новокузнецк: ИПК, 2002. 142 с.

7. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия / под ред. Б.Ф. Парыгина. СПб., 2003. С. 111-120.

8. Фарбер Д.А., Безруких М.М. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка // Физиология человека. 2001. Т. 27. № 5. С. 8-12.

9. Медведев В.И., Зараковский Г.М. Психофизиологический потенциал как фактор устойчивости популяции в условиях глобальных изменений природной среды и климата // Физиология человека. 1994. Т. 20. № 6. С. 5-15.

10. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. 222 с.

11. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М. Девиантность подростков. Теория, методология, эмпирическая реальность. СПб.: Медицинская пресса, 2001. 200 с.

Поступила в редакцию 11 октября 2013 г.

Sikacheva Y.M., Stamova L.G., Ovchinnikov S.A., Naziro-va A.A. SOME PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PERSONALITY OF YOUNG TEEN AGE GIRLS

The conditions of study at an educational institution of innovation type, cause increased physical and mental pressures on the health of students. Therefore, when the organization of the pedagogical process changes in the functional and psychological state of schoolchildren should be considered. The changes of personal indicators characterizing the psycho-physiological functional state of the girls in their learning are described.

Key words: schoolgirls-teenagers; adaptation; functional state; psycho-physiological status.

Сикачева Юлия Михайловна, Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Российская Федерация, старший преподаватель кафедры физического воспитания, e-mail: svista43@mail.ru

Sikacheva Yuliya Mikhailovan, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russian Federation, Senior Lecturer of Physical Education Department, e-mail: svista43@mail.ru

Стамова Лариса Гавриловна, Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор кафедры медико-биологических дисциплин, e-mail: svis-ta43@mail.ru

Stamova Larisa Gavrilovna, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor of Medical and Biological Disciplines Department, e-mail: svista43@mail.ru

Овчинников Сергей Александрович, Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Российская Федерация, соискатель, кафедра медико-биологических дисциплин, e-mail: svista43@mail.ru

Ovchinnikov Sergey Aleksandrovich, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russian Federation, Competitor, Medical and Biological Disciplines Department, e-mail: svista43@mail.ru

Назирова Анна Анатольевна, Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Российская Федерация, кандидат биологических наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, e-mail: svista43@mail.ru

Nazirova Anna Anatolyevna, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russian Federation, Candidate of Biology, Associate Professor of Medical and Biological Disciplines Department, e-mail: svista43@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.