УДК 159.9:343.83
DOI 10.33463/2072-8336.2021.1(54)133-140
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К ПРИМЕНЕНИЮ ОРУЖИЯ НА ПОРАЖЕНИЕ
И. В. Сучкова
Для цитирования
Сучкова, И. В. Некоторые психологические аспекты готовности сотрудников подразделений охраны уголовно-исполнительной системы к применению оружия на поражение / И. В. Сучкова // Прикладная юридическая психология. 2021. -№ 1(54). - С. 133-140. - DOI : 10.33463/2072-8336.20211(54)133-140.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. В статье приведены данные, определяющие актуальность исследования психологической готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием, а также статистика случаев применения оружия на поражение в служебной деятельности. Представлены теоретический анализ понятия психологической готовности и исторический срез его формирования. С целью выделения особенностей психологической готовности изучены мнения психологов правоохранительных органов о данном понятии, выделены основные содержательные единицы. В ходе теоретического анализа установлено, что основным элементом психологической готовности является эмоционально-волевой аспект. Исследуя содержа© Сучкова И. В., 2021
ние эмоционально-волевого аспекта, мы установили, что его ключевыми составляющими стали показатели уравновешенности, саморегуляции, стрес-соустойчивости, готовность к риску, самоуверенность, особенности функциональных резервов, сопротивляемость и т. д. С целью изучения эмоционально-волевого аспекта психологической готовности к применению оружия на поражение проведен эксперимент. Сформирована экспериментальная группа, в состав которой вошли сотрудники подразделений охраны Федеральной службы исполнения наказаний, успешно применившие в служебной деятельности оружие на поражение. Данные о сотрудниках получены путем изучения сводок по чрезвычайным происшествиям в территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний с 2000 по 2020 год. Подобран психо-
диагностический пакет, позволяющий выявить эмоционально-волевые особенности у сотрудников экспериментальной выборки, в который вошли методики: «Индивидуальный типологический опросник», методика определения ситуативной и личностной тревожности, многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. По результатам эмпирического исследования установлено, что эмоционально-волевую сферу сотрудников, применивших оружие на поражение, отличает определенная специфика, находящая свое выражение в двух сферах: внешней и внутренней. Внутреннюю сферу характеризует психоэмоциональный статус сотрудника, который включает в себя такие показатели, как уверенность в себе, низкая тревожность, самоудовлетворенность, самостоятельность, стабильность настроения, устойчивость в отношении аффективных реакций, эмоциональная зрелость, упорядоченность. Внешнюю сферу отличает сниженная потребность в установлении эмоциональных контактов, замкнутость, умеренная конфликтность, готовность проявлять агрессию в защиту своих интересов. Характерна устойчивость в отношении внешних средовых воздействий, фрустрацион-ная толерантность, критичность в оценке поступающей информации, опора на собственные решения.
Ключевые слова: сотрудник уголовно-исполнительной системы, подразделения охраны, готовность к применению оружия на поражение, эмоционально-волевые особенности, эксперимент.
Деятельность подразделений охраны уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) всегда являлась предметом повышенного интереса пени-
тенциарных психологов. Актуальность исследований особенностей личности сотрудников данных подразделений определяется в первую очередь условиями несения службы: суточный режим работы, жесткая регламентация и субординация, монотонность, сенсорная депривация,изолированность, повышенная ответственность. Особым стрессовым содержанием эту службу наполняет ношение оружия, угроза применения которого является основным сдерживающим фактором, обеспечивающим изоляцию лиц в местах лишения свободы. Несмотря на охрану режимных границ и потенциальную угрозу жизни, побеговая активность осужденных сохраняется. В течение последних 19 лет в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) совершено более 600 покушений на побег из мест лишения свободы. Преступник полагается на растерянность и замешательство сотрудника, недостаточный опыт, нежелание нести уголовную или административную ответственность, установку на непричинение вреда, преобладание гуманных мотивов над служебными. В ряде случаев даже предупредительные выстрелы в воздух не останавливают заключенного, что требует от сотрудника максимальной готовности к применению оружия на поражение.
Данная специфика предъявляет особые требования к личности профессионала, стоящего на границе режимного объекта, а также актуализирует изучение самого понятия «готовность к применению оружия на поражение».
На этапе становления понятие «психологическая готовность» отождествлялось с установкой (Д. Н. Узнадзе, 1949), способностью (Б. Г Ана-
ньев, 1988), предстартовым состоянием (Н. Д. Левитов, 1964), предстартовой активизацией(А.В.Петровский, М. Г Ярошевский, 1999, А. М. Столярен-ко, 2001) и т. д. Неоднократно возникали попытки синтезировать понятие через вычленение и суммирование содержательных единиц в системе базовых структурных компонентов: познавательного, эмоционального, волевого, операторного, когнитивного, поведенческого и т. д. Расширялось представление об изучаемом понятии за счет его исследования на базе различных школ психологии: военной, инженерной, возрастной, педагогической и т. д.
На сегодняшний день накопился обширный теоретический и практический материал о психологической готовности к деятельности сотрудников правоохранительных органов. В различных авторских концепциях данное понятие рассматривается как состояние мобилизации на выполнение боевой задачи, наличие навыков самоуправления поведением, эмоциями, чувствами [1].
В качестве критерия психологической готовности В. А. Пономаренко выделяет «высшие оценочные механизмы: нравственность, честь и достоинство, порядочность, добродетельность, долг, жертвенность и одновременно ответственное отношение к себе, к людям, к миру», в основе которых лежит способность к копингу, контроль над эмоциональным состоянием, сформированные навыки саморегуляции, выдержка, настойчивость, самообладание, стрессоустойчивость [2]. В основе психологической готовности, по О. В. Слядневой, - стремление к преодолению трудностей, эмоционально-волевая устойчивость к риску и опасности, которые выражаются в таких личностных особенностях, как ответ-
ственность, самостоятельность, решительность, неподкупность, вера в свои силы [3]. В исследованиях И. И. Паца-кулы психологическая готовность связывается с потребностью в острых ощущениях и стремлением человека расширить границы собственных возможностей [4].
В пенитенциарной системе психологическая готовность к деятельности рассматривается как способность к мобилизации, которая включает в себя эмоционально-волевую регуляцию, умение владеть собой, своими действиями, поступками, переживаниями и чувствами; способность сознательно регулировать свое самочувствие и поведение, особенно в экстремальной ситуации [5]. А. М. Киселев в своих исследованиях проводил связь между состоянием готовности и функциональными резервами специалиста, возможностями нервной системы, индивидуальной выносливостью нервной системы, которая выражается в способности контролировать и регулировать уровень своего состояния готовности, способности самонастраиваться [6]. Готовность к деятельности охранных подразделений в исследованиях И. С. Дорошенко рассматривается через призму таких психофизиологических характеристик, как самостоятельность в принятии решений, умеренная агрессивность, сила нервных процессов, равновесие, подвижность, быстрая реакция, сопротивляемость, настойчивость, сдержанность [7]. Социально-психологическая оценка, полученная на выборке из сотрудников подразделений охраны, несущих службу с оружием, показала, что значимыми в служебной деятельности, определяющими ее успешность являются такие качества, как добросовестность,
дисциплинированность, уверенность в себе, физическая сила, выносливость, уравновешенность [8].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что психологическая готовность - совокупность личностных особенностей, отвечающих требованиям профессиональной деятельности, определяющих ее эффективность и успешность. Ключевым элементом психологической готовности является эмоционально-волевой компонент, выражающийся в способности личности регулировать свое состояние и направлять его на решение поставленной задачи.
С целью определения специфики эмоционально-волевого компонента психологической готовности к применению оружия на поражение нами было организовано эмпирическое исследование сотрудников подразделений охраны, несущих службу с оружием. Экспериментальную выборку составили сотрудники, применившие в служебной деятельности оружие на поражение.
При подготовке к исследованию нами были изучены все случаи применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы оружия на поражение в период с 2001 по 2020 год. На основе проведенного анализа сформирована группа, представители которой успешно выполнили служебную задачу. Всего в исследовании приняли участие 37 сотрудников подразделений охраны уголовно-исполнительной системы.
Для изучения эмоционально-волевой составляющей психологической готовности к применению оружия на поражение нами использовались следующие методики:
1. Индивидуальный типологический опросник (Л. Н. Собчик), предназначен-
ный для определения индивидуального профиля личности. Данная методика позволяет определить ведущие тенденции, то есть базисные свойства личности, которые пронизывают все уровни самосознания. В рамках исследования эмоционально-волевого компонента психологической готовности методика позволяет изучить такие личностные особенности, как спонтанность, агрессивность, сензитивность, чувствительность, неустойчивость [9].
2. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла (Форма А).
Методика обладает высокой диагностической ценностью при выявлении особенностей эмоционально-волевой сферы, которая может быть исследована с помощью шкал «расслабленность-напряженность», «эмоциональная стабильность-эмоциональная нестабильность», «сдержанность-экспрессивность», «спокойствие-тревожность» [10].
3. Методика определения ситуативной и личностной тревожности (Ч. Спилберг, Ю. Ханин). Методика позволяет изучить тревожность в двух плоскостях - как актуальное состояние человека и как личностную черту. Определяет степень подверженности действию различных стрессоров, позволяет спрогнозировать эффективность поведения в ситуациях, требующих экстренного реагирования и перестройки плана действий [11].
В ходе исследования по методике «Индивидуальный типологический опросник» нами установлено, что для сотрудников экспериментальной выборки характерны уверенность в себе, умеренная восприимчивость к общепринятым нормам и правилам, сниженные показатели тревожности. В межличностном общении
редко прибегают к конфликтам, но при этом не испытывают морально-психологических трудностей в ситуации конфликта: с готовностью отстаивают и защищают свои права, не склонны рефлексировать и переживать по поводу конфликта и его последствий, готовы проявлять агрессию. Легко переносят состояния одиночества, снижена потребность в эмоциональных привязанностях. Не склонны испытывать потребность в защите, характерна устойчивость в отношении внешних средовых воздействий. Самостоятельны, не испытывают страха к ситуациям, требующим принятия решения, умеренно спонтанны, что находит отражение в особенностях реагирования, где ключевым триггером является не внешнее влияние, а внутренние причины. Самоуверенны и самостоятельны, могут заходить за границы субординации, поэтому требуется жесткая служебная дисциплина. Умеренный уровень эмоциональной лабильности указывает
на относительную стабильность настроения, устойчивость в отношении аффективных реакций. Графическое выражение результатов представлено на рисунке 1.
Результаты, полученные по многофакторной личностной методике Р. Кеттелла, свидетельствуют о том, что, сотрудникам, применившим оружие на поражение, в большей степени свойственны такие особенности, как отсутствие потребности в эмоциональных контактах, замкнутость, необщительность. Характерна эмоциональная устойчивость, выдержанность, эмоциональная зрелость, устойчивость в интересах, спокойствие.
В границах средних с тенденцией к высоким значениям находится показатель «низкий самоконтроль-высокий самоконтроль», что свидетельствует о целенаправленности, сильной воле, умении контролировать свои эмоции и поведение. Показатель эмоциональной устойчивости имеет средние с тенденцией к высоким зна-
А.
*
о С
со
.0 н .0 н .0 н .0 н .0 н .0 н
о о о о о о
о о о о о о
I I I I I I
I со ч со * □ .0
со 5 5 с
н о н т ш о 5
I о 5 ю
о (Б О. СП со
с а ¡^ I (Б н с
< а
о -&
о X
с -&
о
со СП
0 -&
1
о
о
о
Рис. 1. Средний балл по методике «Индивидуальный типологический опросник» Л. Н. Собчик
9
8
7
7
6
6
5
5
9
8
7
7
6
6
5
5
15,3
7,64
4,5 Ü
1
-е -е
-е -е
Рис. 2. Средние баллы по многофакторной личностной методике Р. Кеттелла
чения, что характеризует респондентов в целом как способных успешно переносить стрессовые ситуации. Участников отличает сильная воля, упорядоченность, настойчивость, решительность. Показатели по шкале «недобросовестность-совестливость» дают основания предположить, что у данной категории сотрудников существует свой внутренний «кодекс чести», требования которого они четко соблюдают, готовы признавать ошибки и нести ответственность за нарушения. Показатель тревожности имеет низкие значения, в большинстве случаев респондентам характерно
чувство уверенности, взвешенность мыслей и поступков, самоудовлетворенность. Графическое изображение полученных результатов представлено на рисунке 2.
Результаты, полученные по методике определения ситуативной и личностной тревожности, демонстрируют сниженные показатели личностной и реактивной тревожности у респондентов. Из этого следует, что готовность к переживанию страха и волнений по поводу широкого круга субъективно значимых явлений у участников не выражена. Основной круг ситуаций воспринимается сотрудниками УИС подразделений ох-
Личностная Реактивная
тревожность тревожность
Рис. 3. Средние баллы по методике определения ситуативной и личностной тревожности
раны, несущих службу с оружием, как привычный, достаточно комфортный, не представляющий угрозы. Графическое выражение полученных результатов представлено на рисунке 3.
Таким образом, проведенный теоретико-эмпирический анализ позволил нам выявить следующие особенности психологической готовности к применению оружия на поражение у сотрудников подразделений охраны уголовно-исполнительной системы:
1. Психологическая готовность к применению оружия на поражение как совокупность психологических особенностей личности опирается на комплекс эмоционально-волевых характеристик, определяющих способность личности противостоять внешним стрессовым факторам и управлять своим поведением.
2. Эмоционально-волевая сфера сотрудников, чья психологическая готовность к применению оружия на поражение доказана в ходе выполнения служебных задач, имеет определенную специфику. Характеристики эмоционально-волевой сферы могут быть условно представлены в двух сферах: внутренний психоэмоциональный статус и степень восприимчивости к
внешним воздействиям. Психоэмоциональный статус отличает уравновешенность внутренних процессов, самоконтроль, самостоятельность, независимость, самоуверенность. Восприимчивость к внешним воздействиям характеризуется высокой фрустра-ционной толерантностью, низкой чувствительностью в отношении возможных неудач, критической оценкой поступающих стимулов, опорой на собственные решения в преодолении сложной ситуации.
Библиографический список
1. Наров М. Ю., Овчинников А. А., Аксенов М. М. Нарушения психической адаптации у сотрудников правоохранительных органов в особых условиях деятельности. Томск : Изд-во «Иван Федоров», 2012. 250 с.
2. Пономаренко В. А. Экстремальность и проблема отношения к профессиональной деятельности и в профессиональной жизни // Мир психологии. 2006. № 4(48). С. 38-46.
3. Сляднева О. В. Особенности организации психологической подготовки подразделений специального назначения : учеб. пособие. Ставрополь, 2005. 164 с.
4. Пацакула И. И. Психология профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов в экстремальных условиях деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2001. 25 с.
5. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Психология деятельности личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений : учеб. пособие. Рязань, 1999. 198 с.
6. Киселев А. М. Экстремальная подготовка сотрудников ФСИН России : учеб. пособие. Рязань, 2011. 114 с.
7. Дорошенко И. С. Психологическая готовность к выполнению поставленных задач сотрудников подразделений охраны уголовно-исполнительной системы Минюста России : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2002. 24 с.
8. Психологическое сопровождение сотрудников отделов специального назначения, управлений (отделов) по конвоированию, отделов охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России : монография / Б. Г. Бовин [и др.]. М., 2010. 225 с.
9. Собчик Л. Н. Психодиагностика в медицине : практ. руководство. М. : Боргес, 2007. 415 с.
10. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие. Самара : Издательский дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.
11. Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности. Практическое руководство по психологической диагностике : учеб. пособие. СПб. : Речь, 2005. 208 с.