Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К ПРИМЕНЕНИЮ ОРУЖИЯ НА ПОРАЖЕНИЕ'

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К ПРИМЕНЕНИЮ ОРУЖИЯ НА ПОРАЖЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОХРАНЫ / ГОТОВНОСТЬ К ПРИМЕНЕНИЮ ОРУЖИЯ НА ПОРАЖЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сучкова Ирина Васильевна

В статье приведены данные, определяющие актуальность исследования психологической готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием, а также статистика случаев применения оружия на поражение в служебной деятельности. Представлены теоретический анализ понятия психологической готовности и исторический срез его формирования. С целью выделения особенностей психологической готовности изучены мнения психологов правоохранительных органов о данном понятии, выделены основные содержательные единицы. В ходе теоретического анализа установлено, что основным элементом психологической готовности является эмоционально-волевой аспект. Исследуя содержание эмоционально-волевого аспекта, мы установили, что его ключевыми составляющими стали показатели уравновешенности, саморегуляции, стрессоустойчивости, готовность к риску, самоуверенность, особенности функциональных резервов, сопротивляемость и т. д. С целью изучения эмоционально-волевого аспекта психологической готовности к применению оружия на поражение проведен эксперимент. Сформирована экспериментальная группа, в состав которой вошли сотрудники подразделений охраны Федеральной службы исполнения наказаний, успешно применившие в служебной деятельности оружие на поражение. Данные о сотрудниках получены путем изучения сводок по чрезвычайным происшествиям в территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний с 2000 по 2020 год. Подобран психодиагностический пакет, позволяющий выявить эмоционально-волевые особенности у сотрудников экспериментальной выборки, в который вошли методики: «Индивидуальный типологический опросник», методика определения ситуативной и личностной тревожности, многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. По результатам эмпирического исследования установлено, что эмоционально-волевую сферу сотрудников, применивших оружие на поражение, отличает определенная специфика, находящая свое выражение в двух сферах: внешней и внутренней. Внутреннюю сферу характеризует психоэмоциональный статус сотрудника, который включает в себя такие показатели, как уверенность в себе, низкая тревожность, самоудовлетворенность, самостоятельность, стабильность настроения, устойчивость в отношении аффективных реакций, эмоциональная зрелость, упорядоченность. Внешнюю сферу отличает сниженная потребность в установлении эмоциональных контактов, замкнутость, умеренная конфликтность, готовность проявлять агрессию в защиту своих интересов. Характерна устойчивость в отношении внешних средовых воздействий, фрустрационная толерантность, критичность в оценке поступающей информации, опора на собственные решения.The article presents data that determine the relevance of the study of the psychological readiness of the penal system’s employees serving with weapons, describes the statistics of cases of the weapons use to kill in official activities. A theoretical analysis of the concept of psychological readiness is carried out, and a historical cross-section of the formation of the term is presented. In order to point out the features of psychological readiness, the concepts of this term in the research of psychologists of law enforcement agencies are studied, the main content units are identified. In the course of the theoretical analysis, it is established that the main element of psychological readiness is the emotional-volitional aspect. Examining the content of the emotional-volitional aspect, it is established that its key components are the indicators of balance, self-regulation, stress resistance, risk readiness, self-confidence, features of functional reserves, resistance, etc. In order to study the emotional-volitional aspect of psychological readiness to use weapons to kill, an experiment was conducted. An experimental group was formed, which included employees of the security units of the Federal Penitentiary Service of Russia, who successfully used weapons to kill in their official activities. Data on employees were obtained by studying reports on emergency incidents committed in the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia from 2000 to 2020. A psychodiagnostic package was selected to identify emotional and volitional features among the employees of the experimental sample, which included the following methods: “Individual typological questionnaire”, the method of determining situational and personal anxiety, and the multifactorial personal method of R. Kettell. According to the results of an empirical study, it was found that the emotional-volitional sphere of employees who used weapons to kill is distinguished by a certain specificity, which is expressed in two areas: external and internal. The internal sphere is characterized by the psychoemotional status of the employee, which includes such indicators as self-confidence, low anxiety, self-satisfaction, independence, mood stability, stability in relation to affective reactions, emotional maturity and orderliness. The external sphere is characterized by a reduced need for establishing emotional contacts, isolation, moderate conflict, and a willingness to show aggression in defense of their interests. It is characterized by resistance to external environmental influences, frustration tolerance, criticality in evaluating incoming information, and reliance on one’s own decisions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сучкова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К ПРИМЕНЕНИЮ ОРУЖИЯ НА ПОРАЖЕНИЕ»

УДК 159.9:343.83

DOI 10.33463/2072-8336.2021.1(54)133-140

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К ПРИМЕНЕНИЮ ОРУЖИЯ НА ПОРАЖЕНИЕ

И. В. Сучкова

Для цитирования

Сучкова, И. В. Некоторые психологические аспекты готовности сотрудников подразделений охраны уголовно-исполнительной системы к применению оружия на поражение / И. В. Сучкова // Прикладная юридическая психология. 2021. -№ 1(54). - С. 133-140. - DOI : 10.33463/2072-8336.20211(54)133-140.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье приведены данные, определяющие актуальность исследования психологической готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием, а также статистика случаев применения оружия на поражение в служебной деятельности. Представлены теоретический анализ понятия психологической готовности и исторический срез его формирования. С целью выделения особенностей психологической готовности изучены мнения психологов правоохранительных органов о данном понятии, выделены основные содержательные единицы. В ходе теоретического анализа установлено, что основным элементом психологической готовности является эмоционально-волевой аспект. Исследуя содержа© Сучкова И. В., 2021

ние эмоционально-волевого аспекта, мы установили, что его ключевыми составляющими стали показатели уравновешенности, саморегуляции, стрес-соустойчивости, готовность к риску, самоуверенность, особенности функциональных резервов, сопротивляемость и т. д. С целью изучения эмоционально-волевого аспекта психологической готовности к применению оружия на поражение проведен эксперимент. Сформирована экспериментальная группа, в состав которой вошли сотрудники подразделений охраны Федеральной службы исполнения наказаний, успешно применившие в служебной деятельности оружие на поражение. Данные о сотрудниках получены путем изучения сводок по чрезвычайным происшествиям в территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний с 2000 по 2020 год. Подобран психо-

диагностический пакет, позволяющий выявить эмоционально-волевые особенности у сотрудников экспериментальной выборки, в который вошли методики: «Индивидуальный типологический опросник», методика определения ситуативной и личностной тревожности, многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. По результатам эмпирического исследования установлено, что эмоционально-волевую сферу сотрудников, применивших оружие на поражение, отличает определенная специфика, находящая свое выражение в двух сферах: внешней и внутренней. Внутреннюю сферу характеризует психоэмоциональный статус сотрудника, который включает в себя такие показатели, как уверенность в себе, низкая тревожность, самоудовлетворенность, самостоятельность, стабильность настроения, устойчивость в отношении аффективных реакций, эмоциональная зрелость, упорядоченность. Внешнюю сферу отличает сниженная потребность в установлении эмоциональных контактов, замкнутость, умеренная конфликтность, готовность проявлять агрессию в защиту своих интересов. Характерна устойчивость в отношении внешних средовых воздействий, фрустрацион-ная толерантность, критичность в оценке поступающей информации, опора на собственные решения.

Ключевые слова: сотрудник уголовно-исполнительной системы, подразделения охраны, готовность к применению оружия на поражение, эмоционально-волевые особенности, эксперимент.

Деятельность подразделений охраны уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) всегда являлась предметом повышенного интереса пени-

тенциарных психологов. Актуальность исследований особенностей личности сотрудников данных подразделений определяется в первую очередь условиями несения службы: суточный режим работы, жесткая регламентация и субординация, монотонность, сенсорная депривация,изолированность, повышенная ответственность. Особым стрессовым содержанием эту службу наполняет ношение оружия, угроза применения которого является основным сдерживающим фактором, обеспечивающим изоляцию лиц в местах лишения свободы. Несмотря на охрану режимных границ и потенциальную угрозу жизни, побеговая активность осужденных сохраняется. В течение последних 19 лет в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) совершено более 600 покушений на побег из мест лишения свободы. Преступник полагается на растерянность и замешательство сотрудника, недостаточный опыт, нежелание нести уголовную или административную ответственность, установку на непричинение вреда, преобладание гуманных мотивов над служебными. В ряде случаев даже предупредительные выстрелы в воздух не останавливают заключенного, что требует от сотрудника максимальной готовности к применению оружия на поражение.

Данная специфика предъявляет особые требования к личности профессионала, стоящего на границе режимного объекта, а также актуализирует изучение самого понятия «готовность к применению оружия на поражение».

На этапе становления понятие «психологическая готовность» отождествлялось с установкой (Д. Н. Узнадзе, 1949), способностью (Б. Г Ана-

ньев, 1988), предстартовым состоянием (Н. Д. Левитов, 1964), предстартовой активизацией(А.В.Петровский, М. Г Ярошевский, 1999, А. М. Столярен-ко, 2001) и т. д. Неоднократно возникали попытки синтезировать понятие через вычленение и суммирование содержательных единиц в системе базовых структурных компонентов: познавательного, эмоционального, волевого, операторного, когнитивного, поведенческого и т. д. Расширялось представление об изучаемом понятии за счет его исследования на базе различных школ психологии: военной, инженерной, возрастной, педагогической и т. д.

На сегодняшний день накопился обширный теоретический и практический материал о психологической готовности к деятельности сотрудников правоохранительных органов. В различных авторских концепциях данное понятие рассматривается как состояние мобилизации на выполнение боевой задачи, наличие навыков самоуправления поведением, эмоциями, чувствами [1].

В качестве критерия психологической готовности В. А. Пономаренко выделяет «высшие оценочные механизмы: нравственность, честь и достоинство, порядочность, добродетельность, долг, жертвенность и одновременно ответственное отношение к себе, к людям, к миру», в основе которых лежит способность к копингу, контроль над эмоциональным состоянием, сформированные навыки саморегуляции, выдержка, настойчивость, самообладание, стрессоустойчивость [2]. В основе психологической готовности, по О. В. Слядневой, - стремление к преодолению трудностей, эмоционально-волевая устойчивость к риску и опасности, которые выражаются в таких личностных особенностях, как ответ-

ственность, самостоятельность, решительность, неподкупность, вера в свои силы [3]. В исследованиях И. И. Паца-кулы психологическая готовность связывается с потребностью в острых ощущениях и стремлением человека расширить границы собственных возможностей [4].

В пенитенциарной системе психологическая готовность к деятельности рассматривается как способность к мобилизации, которая включает в себя эмоционально-волевую регуляцию, умение владеть собой, своими действиями, поступками, переживаниями и чувствами; способность сознательно регулировать свое самочувствие и поведение, особенно в экстремальной ситуации [5]. А. М. Киселев в своих исследованиях проводил связь между состоянием готовности и функциональными резервами специалиста, возможностями нервной системы, индивидуальной выносливостью нервной системы, которая выражается в способности контролировать и регулировать уровень своего состояния готовности, способности самонастраиваться [6]. Готовность к деятельности охранных подразделений в исследованиях И. С. Дорошенко рассматривается через призму таких психофизиологических характеристик, как самостоятельность в принятии решений, умеренная агрессивность, сила нервных процессов, равновесие, подвижность, быстрая реакция, сопротивляемость, настойчивость, сдержанность [7]. Социально-психологическая оценка, полученная на выборке из сотрудников подразделений охраны, несущих службу с оружием, показала, что значимыми в служебной деятельности, определяющими ее успешность являются такие качества, как добросовестность,

дисциплинированность, уверенность в себе, физическая сила, выносливость, уравновешенность [8].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что психологическая готовность - совокупность личностных особенностей, отвечающих требованиям профессиональной деятельности, определяющих ее эффективность и успешность. Ключевым элементом психологической готовности является эмоционально-волевой компонент, выражающийся в способности личности регулировать свое состояние и направлять его на решение поставленной задачи.

С целью определения специфики эмоционально-волевого компонента психологической готовности к применению оружия на поражение нами было организовано эмпирическое исследование сотрудников подразделений охраны, несущих службу с оружием. Экспериментальную выборку составили сотрудники, применившие в служебной деятельности оружие на поражение.

При подготовке к исследованию нами были изучены все случаи применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы оружия на поражение в период с 2001 по 2020 год. На основе проведенного анализа сформирована группа, представители которой успешно выполнили служебную задачу. Всего в исследовании приняли участие 37 сотрудников подразделений охраны уголовно-исполнительной системы.

Для изучения эмоционально-волевой составляющей психологической готовности к применению оружия на поражение нами использовались следующие методики:

1. Индивидуальный типологический опросник (Л. Н. Собчик), предназначен-

ный для определения индивидуального профиля личности. Данная методика позволяет определить ведущие тенденции, то есть базисные свойства личности, которые пронизывают все уровни самосознания. В рамках исследования эмоционально-волевого компонента психологической готовности методика позволяет изучить такие личностные особенности, как спонтанность, агрессивность, сензитивность, чувствительность, неустойчивость [9].

2. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла (Форма А).

Методика обладает высокой диагностической ценностью при выявлении особенностей эмоционально-волевой сферы, которая может быть исследована с помощью шкал «расслабленность-напряженность», «эмоциональная стабильность-эмоциональная нестабильность», «сдержанность-экспрессивность», «спокойствие-тревожность» [10].

3. Методика определения ситуативной и личностной тревожности (Ч. Спилберг, Ю. Ханин). Методика позволяет изучить тревожность в двух плоскостях - как актуальное состояние человека и как личностную черту. Определяет степень подверженности действию различных стрессоров, позволяет спрогнозировать эффективность поведения в ситуациях, требующих экстренного реагирования и перестройки плана действий [11].

В ходе исследования по методике «Индивидуальный типологический опросник» нами установлено, что для сотрудников экспериментальной выборки характерны уверенность в себе, умеренная восприимчивость к общепринятым нормам и правилам, сниженные показатели тревожности. В межличностном общении

редко прибегают к конфликтам, но при этом не испытывают морально-психологических трудностей в ситуации конфликта: с готовностью отстаивают и защищают свои права, не склонны рефлексировать и переживать по поводу конфликта и его последствий, готовы проявлять агрессию. Легко переносят состояния одиночества, снижена потребность в эмоциональных привязанностях. Не склонны испытывать потребность в защите, характерна устойчивость в отношении внешних средовых воздействий. Самостоятельны, не испытывают страха к ситуациям, требующим принятия решения, умеренно спонтанны, что находит отражение в особенностях реагирования, где ключевым триггером является не внешнее влияние, а внутренние причины. Самоуверенны и самостоятельны, могут заходить за границы субординации, поэтому требуется жесткая служебная дисциплина. Умеренный уровень эмоциональной лабильности указывает

на относительную стабильность настроения, устойчивость в отношении аффективных реакций. Графическое выражение результатов представлено на рисунке 1.

Результаты, полученные по многофакторной личностной методике Р. Кеттелла, свидетельствуют о том, что, сотрудникам, применившим оружие на поражение, в большей степени свойственны такие особенности, как отсутствие потребности в эмоциональных контактах, замкнутость, необщительность. Характерна эмоциональная устойчивость, выдержанность, эмоциональная зрелость, устойчивость в интересах, спокойствие.

В границах средних с тенденцией к высоким значениям находится показатель «низкий самоконтроль-высокий самоконтроль», что свидетельствует о целенаправленности, сильной воле, умении контролировать свои эмоции и поведение. Показатель эмоциональной устойчивости имеет средние с тенденцией к высоким зна-

А.

*

о С

со

.0 н .0 н .0 н .0 н .0 н .0 н

о о о о о о

о о о о о о

I I I I I I

I со ч со * □ .0

со 5 5 с

н о н т ш о 5

I о 5 ю

о (Б О. СП со

с а ¡^ I (Б н с

< а

о -&

о X

с -&

о

со СП

0 -&

1

о

о

о

Рис. 1. Средний балл по методике «Индивидуальный типологический опросник» Л. Н. Собчик

9

8

7

7

6

6

5

5

9

8

7

7

6

6

5

5

15,3

7,64

4,5 Ü

1

-е -е

-е -е

Рис. 2. Средние баллы по многофакторной личностной методике Р. Кеттелла

чения, что характеризует респондентов в целом как способных успешно переносить стрессовые ситуации. Участников отличает сильная воля, упорядоченность, настойчивость, решительность. Показатели по шкале «недобросовестность-совестливость» дают основания предположить, что у данной категории сотрудников существует свой внутренний «кодекс чести», требования которого они четко соблюдают, готовы признавать ошибки и нести ответственность за нарушения. Показатель тревожности имеет низкие значения, в большинстве случаев респондентам характерно

чувство уверенности, взвешенность мыслей и поступков, самоудовлетворенность. Графическое изображение полученных результатов представлено на рисунке 2.

Результаты, полученные по методике определения ситуативной и личностной тревожности, демонстрируют сниженные показатели личностной и реактивной тревожности у респондентов. Из этого следует, что готовность к переживанию страха и волнений по поводу широкого круга субъективно значимых явлений у участников не выражена. Основной круг ситуаций воспринимается сотрудниками УИС подразделений ох-

Личностная Реактивная

тревожность тревожность

Рис. 3. Средние баллы по методике определения ситуативной и личностной тревожности

раны, несущих службу с оружием, как привычный, достаточно комфортный, не представляющий угрозы. Графическое выражение полученных результатов представлено на рисунке 3.

Таким образом, проведенный теоретико-эмпирический анализ позволил нам выявить следующие особенности психологической готовности к применению оружия на поражение у сотрудников подразделений охраны уголовно-исполнительной системы:

1. Психологическая готовность к применению оружия на поражение как совокупность психологических особенностей личности опирается на комплекс эмоционально-волевых характеристик, определяющих способность личности противостоять внешним стрессовым факторам и управлять своим поведением.

2. Эмоционально-волевая сфера сотрудников, чья психологическая готовность к применению оружия на поражение доказана в ходе выполнения служебных задач, имеет определенную специфику. Характеристики эмоционально-волевой сферы могут быть условно представлены в двух сферах: внутренний психоэмоциональный статус и степень восприимчивости к

внешним воздействиям. Психоэмоциональный статус отличает уравновешенность внутренних процессов, самоконтроль, самостоятельность, независимость, самоуверенность. Восприимчивость к внешним воздействиям характеризуется высокой фрустра-ционной толерантностью, низкой чувствительностью в отношении возможных неудач, критической оценкой поступающих стимулов, опорой на собственные решения в преодолении сложной ситуации.

Библиографический список

1. Наров М. Ю., Овчинников А. А., Аксенов М. М. Нарушения психической адаптации у сотрудников правоохранительных органов в особых условиях деятельности. Томск : Изд-во «Иван Федоров», 2012. 250 с.

2. Пономаренко В. А. Экстремальность и проблема отношения к профессиональной деятельности и в профессиональной жизни // Мир психологии. 2006. № 4(48). С. 38-46.

3. Сляднева О. В. Особенности организации психологической подготовки подразделений специального назначения : учеб. пособие. Ставрополь, 2005. 164 с.

4. Пацакула И. И. Психология профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов в экстремальных условиях деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2001. 25 с.

5. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Психология деятельности личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений : учеб. пособие. Рязань, 1999. 198 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Киселев А. М. Экстремальная подготовка сотрудников ФСИН России : учеб. пособие. Рязань, 2011. 114 с.

7. Дорошенко И. С. Психологическая готовность к выполнению поставленных задач сотрудников подразделений охраны уголовно-исполнительной системы Минюста России : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2002. 24 с.

8. Психологическое сопровождение сотрудников отделов специального назначения, управлений (отделов) по конвоированию, отделов охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России : монография / Б. Г. Бовин [и др.]. М., 2010. 225 с.

9. Собчик Л. Н. Психодиагностика в медицине : практ. руководство. М. : Боргес, 2007. 415 с.

10. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие. Самара : Издательский дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.

11. Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности. Практическое руководство по психологической диагностике : учеб. пособие. СПб. : Речь, 2005. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.